fantlab ru

Все отзывы на произведения Роберта Холдстока (Robert Holdstock)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

vam-1970, 26 января 15:58

Я бы отнёс роман к интеллектуальной и элитарной фантастике. Сложный по чтению сюжет, скорее для юношества или даже подростков. где нет страшилок -почти нет- медленно втягиваешься в мир мистический. Сопереживание за героиню не оставляет равнодушным. Но.... не зацепило меня. Чего-то не хватает — то ли интриги(сразу видна цель поиска и его итог), описания окружающего нашего мира( только домик семьи героини-как будто в пустыне живут).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «The Time Beyond Age»

sergej210477, 18 декабря 2022 г. 01:03

Занятный фантастический рассказ.

Некая лаборатория проводит интересный опыт по изучению особенностей человеческой жизни, процесса взросления, старения, ее продолжительности. Что произойдет, если поместить организм в полностью изолированные и стерильные условия?

Оригинально, необычно.

Немного не понравился финал — ожидал, что произойдет нечто совсем необычное, удивительное, но...

Впрочем, все равно, очень неплохо.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Холдсток «Scarrowfell»

sergej210477, 17 декабря 2022 г. 18:43

История про деревню, жители которой на протяжении многих веков поддерживают магическую связь со своими предками, посредством древних языческих ритуалов.

Обычный летний день в сельской местности Англии. Дети играют, взрослые готовятся к предстоящему празднику. Священник украшает церковь, владелец трактира собирается устроить грандиозное угощение.

Но, к христианской религии все происходящее никакого отношения не имеет.

Яркий и красочный рассказ.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «Magic Man»

sergej210477, 17 декабря 2022 г. 12:30

История из Каменного века.

Дикое племя, вынужденное выживать в холодной ледниковой тундре. Удачная охота — самое главное в жизни этих людей. И тут, очень многое зависит от шамана-художника, который, углем и охрой рисует на стенах пещеры волшебные фигуры животных и людей.

Рассказ в жанре Д. Лондона, и его «Силы сильных». Или, Киплинга. Только, это не философская притча, и, не веселая сказка. Мрачное «темное фэнтези», даже, с элементами хоррора.

Реалистично показана тяжёлая и страшная жизнь первобытных охотников. Атмосферные сцены противостояния человека и зверя. Ну, и, конечно, мистическая составляющая, когда верования людей в магию превращаются в кошмарную действительность.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «Time of the Tree»

sergej210477, 15 декабря 2022 г. 22:38

Некая сюрреалистическая, или, даже психоделическая фантазия.

Речь идёт о человеке, который превратился ( или, он только ощущает это, или, все происходит в его воображении, неясно) в Землю. Не знаю, даже, как выразиться, то ли, он стал планетой Земля, или, стал просто почвой, землёй.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На теле главного героя прошел процесс оледенения (да, Ледниковый период!), потом на его коже выросли леса, появились озера. Далее, пришли племена диких людей. Ну, и, в соответствии с историей развития человечества, животе, груди и ногах героя возникли деревни и поселки, народы вели войны, потом, возникли города...)

Я не побоялся делать спойлеры, потому что, все равно, в этой истории мало что понятно.

Оригинально, ничего не скажешь.

Но, рассказ очень специфический.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «The Boy Who Jumped the Rapids»

sergej210477, 15 декабря 2022 г. 13:14

Красивая сказка о душе юной принцессы, заключённой в волшебном копьё, и, о необычном мальчике, единственном из людей своей деревни, кто мог вброд переходить страшную реку.

Немного фэнтези, чуть-чуть, мистики.

Мрачный окружающий мир. Интересно закрученный сюжет.

Совсем короткая, но, яркая история из раннего средневековья.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «The Shapechanger»

sergej210477, 14 декабря 2022 г. 16:50

Небольшой рассказ про то, как будущее способно проникать в прошлое и видоизменять его. Ну, и в дополнение к этому, дабы история получилась ещё запутаннее, автор добавляет ещё и «третье измерение» — мифологическую составляющую, которая тоже способна материализоваться и воздействовать на реальность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Темные века, Англия. Могущественный шаман и его юный ученик пытаются изгнать демона, который разрушил целую деревню...

Двадцатый век. Мальчик, в наказание закрытый в своей комнате, читает книги про подвиги короля Артура...

Рассказ про то, как эти две сюжетные линии соединяются в одну.

Сплав мистики и фэнтези. Интересно и атмосферно, правда, все очень быстро закончилось.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «Thorn»

sergej210477, 13 декабря 2022 г. 21:44

Маленькая зарисовка о борьбе христианства и древних богов в средневековой Англии.

Пришла новая религия, воздвигаются храмы, скульпторы высекают из камня статуи святых. Но, церкви строят на месте древних языческих капищ, а вместо лика католических святых из камня проглядывают другие образы.

Смесь мистики и фэнтези. Достаточно атмосферно и мрачно. Сказка, но, довольно страшная.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Холдсток «The Bone Forest»

sergej210477, 12 декабря 2022 г. 23:38

Небольшая повесть про таинственный и древний Райхоупский лес, своеобразную аномальную зону, в которой время и пространство живут по своим особым законам.

Первые несколько страниц приходится немного напрячь свой мозг, чтобы составить цельную картинку происходящего. Впрочем, ничего особо сложного в этой повести нет.

Очень атмосферно. Мрачно. Хочется разгадать загадку магической чащи, но, всех ответов на вопросы автор не предлагает. Каждый читатель сам должен придумать свое объяснение происходящему.

Интересное, на мой взгляд, произведение, но, вся беда в том, что эта книга, по-сути, в краткой, упощенной и сжатой форме повторяет сюжет романа «Лес Мифаго», написанного этим же писателем чуть раньше. Если начинать чтение этой серии книг в соответствии с временной хронологией, с данной повести, то получается неплохой вариант эдакого небольшого рекламного «трейлера», призванного заинтересовать читателя, подготовить его к серьезным и большим романам: «Лес Мифаго» и «Лавондисс». Мне же, начавшего знакомства с данным циклом с двух главных романов, «The Bone forest» не открыл ничего нового.

Любителям мифологического фэнтези, загадок и «попаданца» в другой мир повесть, на мой взгляд, понравится.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

Кропус, 24 февраля 2022 г. 23:42

Первая часть о Таллис-девочке была неплохой. Но вот вторая — о Таллис-женщине, чем дальше, чем больше стала превращаться в какой-то сюр. Концовка же просто разочаровала. Честно говоря думал, что напримере мифаго и полумифаго будет поставлен вопрос о свободной воле и предопределении. Но ничего подобного.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «Кельтика»

mmaivazovi, 7 июня 2021 г. 21:15

Не зашло. После полного восторга при чтении «Леса Мифаго» и «Лавондисс», эта книга стала пресным куском в горле. Начатая интрига изжила себя, изъездила уже к первой трети книги. Сайдинги блеклые донельзя. Пропутешествовав с героями пол мира, не запомнил ничего, как-будто пальцем по карте водил и зачитывал названия мест.

Классический движок про ватагу разномастных авантюристов загублена картонностью участников.

Главные герои слабовато поданы. Но Холдсток и не делает никогда на них ставку.

А задумка хороша. Можно было бы развернуться...

Оценка: 5
– [  8  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

mmaivazovi, 24 сентября 2020 г. 05:33

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Книга Роберта Холдстока «Лес Мифаго» и следующая за ней «Лавондисс» (насколько я знаю, единственные переведённые на русский язык из этой серии) исследуют генезис и этиологию мифа. Миф по Холдстоку, зарождается из обыденного явления, события в истории отдельных реальных людей, но рассмотренной как если оно, это событие, имеет мировое, историческое, вселеннское значение. И тогда рождённый миф растёт, развивается, и, в самом деле, приобретает вес и влияние, которое в него выкладывали.

Но вот интересно, есть ли какое-то критическое количество потребителей мифа, а значит его участников? Холдсток говорит, что нет. Миф творит уже один человек, или только один человек, для себя и внутри себя.

И утверждая это, я вспоминаю не Христа или Геракла,не скифскую конницу или полки Святослава, хотя и это есть во мне, но, скорее, «того парня, который победил рак вопреки козням врачей и фарм магнатов», или «все политики лжецы и хапуги», или, даже ближе к коже: « вон тот бездомный, скорее всего пьяница и лентяй, это он украл все канализационные люки во дворе».

Мы живём в мифах, беспрестанно творим их и проживаем, становимся ними, распространяем их на соседей, город, страну. Люди творят и созидаются мифами, мифы и есть культура — множество рассказов о том, что произошло, откуда, и к чему приведёт. Мифы выявляют связи и творят связи.

И мифы дают доступ к изменению мира. Если конечно мы готовы зайти внутрь тёмного леса, встретиться со своими мифаго лицом к лицу, дойти до центра леса, в Тайное Запретное Место. И все изменить?

Или уничтожить лес Мифаго и жить в мире без мифа? Но это уже другой, ещё один замечательный миф.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Роберт Холдсток, Мелисса Миа Холл «Роберт Холдсток замахнулся на греческих богов»

vam-1970, 5 августа 2020 г. 17:37

Короткое интервью с автором таких книг как «Лес Мифаго», «Лавондисс». Понимаешь после этого интервью истоки создания этих шедевров.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Frd981, 29 мая 2020 г. 18:45

Тайна Райхоупского леса

Складывается впечатление, что российские издатели панически боятся сложной интеллектуальной фантастики, видимо, заранее предрекая ей коммерческий провал. «Идеальное несовершенство», к примеру, добиралось до российского читателя 15 лет. Циклу Холдстока про Райхоупский лес повезло гораздо меньше. Он ждал своей очереди целых 34 года. А ведь, Холдсток определил развитие целого жанра. Без этого цикла, наверное, выглядели бы совсем по другому и «Американские боги» Нила Геймана, и «Иные песни» Яцека Дукая, и еще множество других книг формирующих лицо современной фантастики.

***

Центральная идея повествования, сама по себе, грандиозна. Есть «первобытные» леса (в Англии, Франции и других местах), где деревья могут «вытягивать» из подсознания людей мифические образы, воплощая их в виде «мифаго» — вполне реальных существ, которые могут даже убить.

Лес впускает в себя только тех, кто нашел «пустотный путь». (В качестве исключения, можно свалиться туда на самолете, но выживание не гарантировано). Вся сюжетная основа цикла вращается вокруг Райхоупского леса, который притягивает к себе пытливые умы, пытающиеся всеми способами проникнуть в него и исследовать столь необычное явление. Этой исследовательской стезе посвящен первый роман книги – «Лес мифаго», в котором отец семейства – Джордж Хаксли и его друг – оксфордский профессор Уинн-Джонс, день за днем исследуют «первобытный» лес тщательно документируя свои поиски, как бы прокладывая путь идущим следом. В конечном итоге, лес поглотил и этих двоих, и обоих сыновей Хаксли – Кристиана и Стивена, и летчика Гарри Киттона, который решил помочь Стивену найти его возлюбленную-мифаго.

***

Не буду повторять, что отмечают все рецензенты – связь «мифаго» с «имаго» Юнга – бессознательными образами. Фактически, воззрения Юнга явились теоретической первоосновой мира романов, что позволило Холдстоку не отправлять своих героев на какой-нибудь Солярис, а ограничиться небольшим куском Англии, где, как оказалось, время больше похоже на слои, лежащие друг на друге.

Если первый роман, скорее, глядит на мир глазами людей-исследователей, то во втором «лес» обретает свой голос и становится полноценным персонажем повествования. Сводная сестра Киттона – Таллис (названная в честь Талиесина – легендарного валлийского барда, между прочим), наделена даром открывать пустотные пути, и, достигнув тринадцати лет, отправляется в лес найти брата и вернуть его назад. «Лавондисс» — и более «архитипичен», и более «наукообразен». Он построен на извечном мифе об ошибке героя и трудном пути по ее исправлению.

Человек, проходя через «лес», создает извлеченную из подсознания реальность, населенную множеством «его» мифаго. Подсознание другого человека может изменить созданный мир, что создаст «ловушку» для первого идущего, который не сможет найти пути назад – в мир людей.

Таллис, увидев через пустотный путь раненого героя, решила пожалеть его, отогнав птиц-падальщиков, в результате, сделав это место запретным для птиц во всех временных пластах. Это обречет на смерть первобытных людей, живших в данном месте во времена оледенения, и навсегда поменяет мифы людей. Ее очень долгое путешествие по лесу и множественные перевоплощения будут посвящены только одной цели – исправить свою подростковую ошибку и дать возможность Киттону найти дорогу назад.

Сюжетно, «Лавондисс» в чем-то похож на «Снежную королеву». Только, сказочная форма заменена на многослойное мифологическое повествование, делающее более ценным «как» это написано, чем сюжетную канву. (Нам не рассказывают миф, а он проживается через героев книг).

***

Холдсток в своем повествовании доходит до первичных, очень жестоких мифов, где расчлененка и каннибализм – обычные явления. Это – «Сказки Джамбаттиста Базиле», а не приглаженная их обработка Шарлем Перро. И Лавондисс – рай в представлении мифаго, где нет времени и куда они все стремятся, на самом деле является вечным холодом, сковывающим все вокруг.

***

Вердикт. «Базовое» произведение современной фантастики и фэнтези. Читать обязательно.

P.S. У «лесного» цикла Холдстока существует своеобразная «визуализация», которую он, возможно, учел при создании своего мира. В 1980 году на экраны вышел фильм «Другие ипостаси», где главные герои тоже предпринимают попытки погрузиться в свое подсознание, используя мескалин и ванную с раствором, отключающим внешние ощущения. В результате – временное превращение в кроманьонца, достижение уровня «первоматерии» и невыразимый ужас, испытываемый всем живым перед лицом огромного безразличного убийственного космоса.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

k2007, 20 ноября 2019 г. 08:39

Роман жéсток, серьезен и непрост. О выборе, о том, что рядом могут обитать чудовища, о том, что сделав шаг за околицу, обратно можно не вернуться. О цене, которую приходится платить за этот выбор. Роман мифологичен и поэтичен, но при этом очень жéсток.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Deliann, 3 июня 2019 г. 18:13

Где-то в Англии есть таинственный Лес, сердце которого хранит много секретов. Он совсем небольшой, кажется, что его можно пройти насквозь буквально за несколько часов, но это не так. В глубины Леса ведут всего четыре дороги, и, не зная их, человек будет бесконечно блуждать по окраине, так и не узрев, что же скрывает чащоба. А обнаружив одну из дорог и пройдя по ней достаточно далеко, отважный путешественник столкнется с рядом странностей, поначалу мелких: на периферии зрения будут мелькать силуэты, вдали будут слышаться странные звуки, а сами ощущения от Леса будут меняться. И чем дальше путник будет заходить в Лес, тем больше загадочного он обнаружит: внутри Лес намного больше, чем снаружи, время здесь течет иначе и, что самое главное, Лес обитаем. Это Лес мифаго и все архетипические образы, зашитые в подсознание человека, начинают жить в этих краях собственной жизнью.

Роберт Холдсток начал работу над «Лесом мифаго» еще в конце семидесятых годов прошлого века. Сперва у него получился небольшой одноименный рассказ, вышедший в 1979 году. Спустя два года широкой публике была представлена повесть с тем же названием. Затем прошло еще три года, и наконец вышел полноценный роман, выигравший «Всемирную Премию Фэнтези» и «Премию Британской Ассоциации Научной Фантастики» в 1985 году. На данный момент «Лес мифаго» — это уже цикл мифологического фэнтези, состоящий из шести романов и одной повести.

Сюжет первого романа цикла достаточно прост и прямолинеен. 1946 год. Стивен Хаксли оправился после тяжелого ранения, полученного на войне и теперь вынужден вернуться в отчий дом после нескольких лет отсутствия. Его отец недавно умер, мать умерла за несколько лет до этого. На данный момент в доме живет старший брат Стивена — Кристиан. Задолго до своей смерти отец братьев с головой погрузился в исследования леса, располагающегося неподалеку от их земель. В лесу творилось что-то странное, временами братья видели необычных людей, мелькавших среди деревьев. Теперь же Кристиан продолжил дело отца, а Стивену предстоит не только разобраться в самом себе, но и понять, что произошло дома в его отсутствие, постигая при этом секреты леса.

Но простой и прямолинейный квест очень быстро перерастает в нечто большее. Автор уделяет огромное внимание атмосфере романа, исследует архетипы мифов, в результате чего даже придает мифическую структуру собственному сюжету. И при этом он не перестает преподносить свои идеи окольными путями, с помощью символов и намеков. Ничего не будет сказано «в лоб», но если вы читали хотя бы «Тысячеликого героя» Джозефа Кэмпбелла или даже просто знакомы с «Американскими богами» Нила Геймана, то уже получите довольно много удовольствия от происходящего на страницах книги. Это не говоря уже о тех, кто серьезно разбирается в мифологической структуре, психоанализе и всем том, что наполняет простые символы глубоким смыслом.

Отличный образец мифологического фэнтези, рекомендуемый к неторопливому прочтению долгими вечерами.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

ilya_cf, 15 апреля 2019 г. 23:14

Понравилась как первая книга, так и вторая.

Да, «Лавондисс» выглядит более цельным, продуманным. По-хорошему запутанным и не столь прямолинейным, как первая книга цикла. Что вовсе не умаляет заслуг «Леса Мифаго», ведь именно здесь мы знакомимся с самим концептом мифаго и даже его научным обоснованием. Я не настолько искушён в фэнтези, что бы разглагольствовать о знаковости этих произведений, но, признаюсь, меня моментами пронимало аж до костей. Промозглая атмосфера Райхоупского леса просто потрясающая, казалось ещё чуть, и книга плесенью начнёт покрываться ). Поразительная жестокость жизни древних людей; их ритуалы — простые, но по-своему продуманные; глубокие в понимании вечного круга жизни и смерти; зачастую отвратительные с точки зрения современного человека — но именно так и работает магия первоначального леса.

В целом — впечатляюще, интригующе, местами пугающе... (все эти словечки с «ще» на конце просто кошмар, но куда деваться).

P.S. Робин Гуд, запросто пускающий стрелу вам в глаз, просто рвёт мой устоявшийся детский шаблон )

Оценка: 9
– [  9  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Dashet, 11 апреля 2019 г. 15:13

Весьма посредственное произведение, особенно если принять во внимание повсеместно поющиеся ему дифирамбы. Главная проблема книги заключается в том, что она банально неинтересна, если рассматривать её с точки зрения «низкого жанра», то есть обычного развлекательного фентези. Любопытно, что автор сам заботливо создал эту проблему, вероятнее всего, пойдя на поводу у профессионального тщеславия (книга выросла из рассказа, написанного специально для любительской литературной организации под названием «Миллфордская мастерская писателей»). Вместо того, чтобы сосредоточиться на классических, избитых (но, тем не менее, всегда актуальных) китах — удивительных мирах, масштабных конфликтах, интересных персонажах, захватывающих приключениях, етс, — в центр повествования автор помещает это самое драгоценное своё Мифаго, которое для обычного читателя, неискушенного в мифологии, выглядит довольно мутно, запутано и малопонятно (причём автор не особо даже и старается сделать его понятнее, не снисходит по подробных разъяснений). Более того, это самое мифаго по природе своей не может обладать истинной глубиной и выразительностью, поскольку представляет собой бесчисленные, непредсказуемые и произвольно меняющиеся вариации того, как бессчётные события реального мира (не имеющие ни малейшего отношения к сюжету) отражаются в призме бесконечных мифов и верований. Разве можно всерьёз увлечься судьбой какого-либо конкретного мифаго после того, как становится понятно, что все они — всего лишь неглубокие безличные абстракции, существующие тысячи лет и имевшие, вероятно, сотни тысяч никак не связанных между собой воплощений? Абсурд. Вот и получается, что и живые люди (тоже кстати, до нелепости, до карикатурности мифологизированные), и само Приключение в данной книге служат лишь скромным, неброским обрамлением главной идеи автора — идее Мифаго. Наверное, нельзя сказать, что это безусловно плохо, — ведь высокие оценки критиков гарантируют, что как минимум для профессиональных литераторов (и схожих по складу ума читателей) это произведение может быть весьма интересным. К сожалению, для обычного любителя обычного фентези, навроде меня, одной скупо обрисованной кабинетной Идеи оказывается маловато.

Перевод тоже местами весьма коряв, за что приходится ставить лишний «минус балл». Поначалу корявости сильно напрягали, но ближе к середине книги это прошло, даже затрудняюсь сказать, почему. То ли привык, то ли переводчик форму набрал. А может, просто читал уже по-диагонали, лишь бы побыстрее проскочить обильные и уже к тому времени малоинтересные вариации того, как едут мифы через мифы и мифами же погоняют.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

sergej210477, 16 января 2019 г. 13:30

Очень сильная и глубокая вещь. Понравилась мне меньше, чем «Лес Мифаго», но это потому, что первая книга — легкая и увлекательная сказка, а «Лавондисс» сложное, драматичное и философское произведение. Да, как удачно заметил Shean, невольно напрашивается сравнение с «Хоббитом» и «Властелином Колец».

Обе книги структурно очень похожи. Две части. В первой половине — героиня ищет путь в некую волшебную страну — лес Мифаго. Там потерялся ее старший брат, девушка Таллис, когда-то, обещала ему помочь. Ну, а во второй половине романа, собственно, описано путешествие в край мифов.

Почти то же, что и в «Лесе Мифаго». Только там, герой мужчина.

Но это только так кажется, что сюжет прост. Книга состоит из множества временных слоёв, реальность сливается с выдумкой, герои путешествуют между разными мирами.

Читать достаточно сложно. Особенно, по сравнению с первой книгой. Там — сказка, фэнтези. Здесь — и магический реализм и мистика и элементы сюрреализма и некая психоделика. Таллис живет, умирает, вновь рождается в разных плоскостях бытия. Так же, как и другие герои — постоянное возрождение и перерождение.

Книгу мне трудно назвать развлекательной. Но, тем не менее, она великолепна! Хотя, она понравилась мне меньше первой, оцениваю я ее выше. Настолько все проработано, красиво и многослойно.

Мрачно, трагично. Порой — грязно, кроваво и жестоко. И в тоже время, по-хорошему, печально, лирично.

Отвратительная натуралистичная сцена каннибализма, и тут же — добрая и трогательная история любви. Красивая сказка чередуется с грубыми реалистичными сценами боев, смертей, убийств.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Описание перерождения Таллис — вообще мастерское, выше всяких похвал.

Внутренний мир героев — сложный, психологически многогранный, очень глубокий.

Описания окружающего мира — выше всяких похвал.

Эмоциональности — через край.

Философского подтекста — хватает.

Получилась интересная, хотя и грустная книга.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

sergej210477, 6 января 2019 г. 00:03

Довольно интересный роман.

Я думал, что книга намного сложнее, многослойнее и глубже. Боялся, что придётся читать ее, как и всякую серьёзную литературу, с напряжением.

Но, это не тот случай. Это — сказка для взрослых. Некий симбиоз «Питера Пэна», английских фольклорных преданий, и, наверное, «Плутонии» Обручева и «Затерянного мира» К. Дойля.

Роман поделён на две части.

В первой, герой — Стивен Хаксли, открывает для себя своего рода «Нетландию», или «Страну Нет и Не будет», — мир, где образы, созданные воображением оживают. Волшебный лес, населенный выдуманными мифическими существами, народами и героями.

А во второй части — герой совершает путешествие по этой стране сказок.

Если первая часть претендует на некую серьезность и научно обоснованные гипотезы, то вторая — чистое фэнтези. Персонаж сражается с чудовищами, дикарями и рыцарями.

Отличное и увлекательное чтение. Главное, «пробраться» через немного скучные первые главы. Дальше — пойдут захватывающие описания приключений.

Очень неплохой язык. В меру психологично. Красочные описания волшебного леса. Много страшных мест, много удивительно красивых описаний.

В нужной мере все это разбавлено поэтичными мифами.

Ну и хорошо удался финал романа. Обещающий продолжение истории. Которое и есть в романе «Лавондисс».

Жаль, что не переведены на русский другие произведения из этого цикла.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Г. Л. Олди, 2 января 2019 г. 13:25

Стивен Хаксли в 1948 году, после ранения на войне и жизни во Франции, возвращается в Англию, в поместье, где вырос рядом с отцом, Джорджем Хаксли, и братом Кристианом. Рядом с поместьем раскинулся Райхопский лес – своеобразный Солярис. Входя в контакт с мифологическим подсознанием людей, а также с коллективным бессознательным, он воплощает в жизнь архетипы и легенды, о которых современный человек даже не подозревает, пока не столкнется с ними лицом к лицу.

Любовь и смерть, отец и сын, брат и брат, путешествие в иные земли – реальность становится легендой, персонажи – героями мифа, а жить в изменчивой легенде, корнями уходящей за пределы неолита, мучительно трудно.

Очень английский роман. Неторопливый, обстоятельный, подробный. Тщательно выстроенная композиция, включая финал. Живые противоречивые герои. Очень хорошо обоснованное перерождение характеров. И мощная, сложная подоплека происходящего, выстроенная на архетипах.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

kathakano, 22 декабря 2018 г. 12:02

Лавондисс несомненно более зрелый роман и более насыщенный. Здесь мы знакомимся с Таллис Китон сестрой Гарри, с которым мы уже познакомились в романе «Лес Мифаго». Перед нами пройдёт практически вся её жизнь. Сам сюжет наполнен кельтскими мотивами, при этом главная фабула напоминает чем-то Аида и Персефону и местами Орфея и Эвридику. Многомерный роман в котором сплелось множество аллюзий, мифов, отсылок, параллелей и Фрейда. Читаешь и с головой погружаешься в Лес Мифаго с его чудесами, жестокостью и первобытностью. Очень интересное описание первобытных людей, их повседневного быта, верований и отношений. Трудно выделить что-то одно, но однозначно перед нами путешествие героя в неизведанное, в свое подсознание, встреча со своими страхами, рождением и смертью. Удивительная сказка для взрослых.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

kathakano, 8 декабря 2018 г. 16:39

Удивительный роман. Увидел в разделе ФантЛаб рекомендует и решил прочесть о чем не жалею. История разворачивается в английском поместье Оук Лодж (говорящее название), куда возвращается после второй мировой войны главный герой Стивен. Его встречает не совсем приветливый брат Кристиан. И вот тут начинается завязка романа. Рядом находится загадочный лес, изучением которого с фанатичной страстью занимался их отец. Правда автора слишком быстро раскрывает начальную интриги, что я даже немного расстроился вначале. Далее роман переходит на романтический лад и в конце как по классике герой отправляется в путешествие. Хочу сразу отметить, что мне особенно понравился антураж, который смог создать Холдсток. Сказочно-мрачный лес полный кельтских мифов и мрачных обитателей. И все это так мастерски переплетается и завораживает. Эдакий мрачный вариант путешествия Фродо и Сэма. А конец романа мне чем-то напомнил Макбэт. А был ли лес?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

Wolde, 16 ноября 2018 г. 23:09

Согласен с мнением, согласно которому «Лавондисс» выглядит более зрелым и удачным произведением автора. «Лес Мифаго» произвёл на меня в целом неоднозначное впечатление, которое и легло в основу моего отзыва на эту книгу.

Однако «Лавондисс» — совершенно другое литературное явление: драматичное, глубокое, полное аллюзий. Фирменный холдстокский психологизм никуда не делся. Напротив, он приобрёл свойства цельности, законченности, относимости к мыслям и поступкам людей разных возрастов и социальных групп. Таллис Китон, имхо, — один из самых интересных и глубоких образов фантастической литературы, с которыми я сталкивался за последние годы.

Отдельно следует выделить удавшиеся образы Скатаха, Уинн-Джонса, Тига, мистера Уильямса и отца главной героини.

После прочтения книг замечательного популяризатора палеоантропологии С. Дробышевского именно Холдсток «оживил» для меня людей палеолита и неолита, искусной рукой нарисовав быт и парадоксальное восприятие мира носителей архаичных и дорелигиозных мировоззрений. За это ему отдельное большое спасибо.

Финал истории меня по-настоящему удивил яркой реализацией образов из всё тех же дорелигиозных верований. И здесь Холдсток тоже пошёл по своему, запоминающемуся пути.

Резюмируя, «Лавондисс» — это непростое, но очень яркое, самобытное и атмосферное произведение не для всех. Рука не дрогнула поставить 10 за уникальность образов, язык, психологизм, одновременную близость и отдалённость от идей классической фантастики. Дерзайте: при некотором стечении обстоятельств и личностных предпочтений вы можете обнаружить под обложкой настоящее сокровище.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

pats, 10 ноября 2018 г. 15:47

К сожалению не смог осилить данную книгу. Прочитал четверть и всё ожидал, какого-то развития. Но всё вертится вокруг девочки и её видений. Я нашел себя заставляющим снова и снова открывать книгу, дабы возвращаться к истории, пробегая строки глазами. То есть, уже не было наслаждения, скорее рутина и даже, работа. Дабы удостоверится в моих закравшихся подозрений, я оказался на GoodReads, где прочитал мнения других людей о произведении и оказалось, что подобная медлительность и нераскрытость будет присутствовать на протяжении всего повествования. Жаль. Ведь сеттинг книги был весьма хорош.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

pats, 4 ноября 2018 г. 15:21

В начале было очень интересно, я прямо смаковал загадочность и неопределённость событий. Но автор довольно быстро выложил все карты на стол, и примерно после середины книги (а она не очень большая) детали пазла начали складываться воедино. Еще расстраивает, что цель протагониста весьма банальна (любовь) и никакого роста, как героя, не наблюдалось. Много второстепенных нераскрытых персонажей. Однако в целом книга понравилась. Оценка ей строгая 7.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Angvat, 1 ноября 2018 г. 11:14

Помнится, как-то давно, одну, а может и все две жизни назад, один знакомый мне крайне расхваливал данное произведение. Мол, какое оно все умное и необычное, и что наш читатель до него не дорос, поэтому навряд ли его когда переведут на великий и могучий. И всячески агитировал меня его прочесть. Но когда я только взялся за него, жизнь, как говорится, внесла свои коррективы, и я на долгие годы позабыл о сим творении.

И вот, много времени спустя, я таки увидел эту книгу на прилавке. Что ж, насчет перевода мой знакомый все же оказался не прав. Оставалось лишь выяснить, прав ли он был насчет ценности данной книги.

Может, ознакомься я с «Лесом» еще тогда, множество книг назад, может он и произвел бы на меня сильное впечатление. Но сейчас подобное произведение не тронуло и не удивило. Вариации на тему оживших легенд, затерянных волшебных мест, поиска своего места в этом(или каком ином) мире, тезиса «сознание определяет бытие» в фантастической обработке уже попадались мне неоднократно. Да и вообще подобные идеи в мировой литературе и до данного произведения витали сотни, если не тысячи лет. Кельтская мифология пусть и не столь затаскана, как скандинавская или греческая, но авторы фентези также порой прибегают к ней, осознанно или нет, поэтому о какой-либо экзотичности или необычности антуража тоже говорить не приходится. Сюжет о поисках и потерях, в центре которого находятся двое братьев, какими-то откровениями или лихими поворотами также похвастаться не может, персонажи вышли не особо яркими или запоминающимися.

Засим могу констатировать, что видимо, я в очередной раз столкнулся со знаковым произведением, «знаковость» которого, если честно, мне не совсем понятна. Все, что в нем есть, встречалось и до него, и после, пусть и в несколько иных формах. Автор облек идеи об архетипах героев и воплощении мифов в реальность в литературную оболочку — что честь ему и хвала за это. Но так как сама подача вышла не слишком цепляющей или увлекательной, ценность подобного достижения несколько снижается.

Да, в магистральной литературе приемы и образы, к которым прибегает автор, используется достаточно редко, но нечто подобное можно обнаружить в других, порой самых неожиданных местах. Скажем, в научных работах. Или настольных ролевых играх.

Читать или нет данный труд – пусть каждый решает сам для себя. Как по мне, книга скорее ценна скорее как художественное изложение определенных идей, нежели как увлекательное и глубокое произведение. Никаких широких явлений или резонансов, насколько я могу судить, она после своего выхода все же не породила. И если вы решите ее, то навряд ли лишитесь представления о каком-то краеугольном камне мировой фантастики.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Wolde, 30 октября 2018 г. 22:20

«Лес мифаго» попал в поле моего зрения совершенно случайно благодаря статье на DTF, автор которой назвал это произведение «одной из величайших книг в истории фэнтези» (https://dtf.ru/read/28975-les-mifago-odna-iz-velichayshih-knig-v-zhanre-fentezi). Такая оценка меня откровенно смутила, и я, ничтоже сумняшеся, с головой погрузился в чтение. Проглотив роман Холдстока за пару вечеров, посчитал правильным оставить тут свой отзыв.

Первое, что сразу бросается в глаза и на что указывают многие читатели и критики, характер романа в целом далёк как от фэнтези, так и от целевой аудитории этого литературного жанра. «Мифологическое фэнтези» — это какое-то масляное масло. Я бы отнёс произведение к роману психологическому и о человеческой психологии. Используемые в работе образы куда ближе к глубинным слоям общественного сознания, хранящим мифы, героику, коллективную историю, чем к вымышленным вселенным авторов-фантастов. И в этом плане Холдсток не является фантастом в буквальном смысле этого слова.

Во-вторых, автор безусловно «нащупал свой путь». Ничего подобного в жанре фэнтези я доселе не читал. На ум приходят публицистические работы культурологов и историков литературы (например, М.М. Бахтина), но никак не художественные произведения.

В-третьих, проза Холдстока, на мой взгляд, далека от величия. Сюжет развивается скачкообразно, образы запутаны и тяжеловаты. Как представляется, его проза сродни работам литературных новаторов ХХ века (Г. Майринк, Ф. Кафка и т.д.), базируется на тех же столпах: экзистенциализм, психологизм и магический реализм. Да, он по-своему уникальный автор, но это не делает его творчество великим. Лес Мифаго — это далеко не Средиземье Толкина и не вселенная Дюны Герберта ни по размаху, ни по степени влияния на жанр. Это качественная и самобытная литература, возникшая под влиянием литературного мейнстрима второй четверти ХХ века и античной и английской мифологии, преподавание которой всегда было сильно в британских школах.

Резюмируя, «Лес Мифаго» является примером качественной и самобытной британской литературы и заслуживает прочтения. Для любителей психологизма и серьёзного творчества.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

Shean, 27 октября 2018 г. 21:20

На удивление, эта история значительно сильнее предыдущей.

Хотя, все же, я не рекомендовала бы читать сразу ее. И так мироустройство довольно сложное, а без «предыдущей серии», в которой много внимания уделено механике, будет, скорее всего, совсем тяжело.

В чем же преимущества «Лавондисса»?

Во-первых, она имеет логическое завершение (в первом томе братья аннигилировали, как частица и античастица, а зачем, почему, что дальше — было неведомо)

Во-вторых, «Лавондисс» гораздо лучше проработан с точки зрения реальных антропологических практик, всех этих шуточных танцев, песен, меняющих слова, сказок и личин — и того, какими практиками эти атавизмы были КОГДА-ТО.

В-третьих, хорошо показано отражение и переплетение повторяющихся семейных сюжетов, от доледниковых времен до нынешнего времени.

Но, понятное дело, без вводной о том, что такое Райнхоупский лес, кто такие мифаго, что за дом в Оак Лодж — Лавондисс не заработал бы. Фактически их соотношение, да простят меня фанаты фэнтези, как у «Хоббита» и «Братства Кольца» — по поставленным задачам, по глубине исследования, по вовлеченности персонажей. Но Холдсток — не Толкиен, и единственное похожее на эльфа существо тут сосет кости мертвецов, а зимние энты — самые чудовищные из тварей и без того опасного леса.

Книга тяжелая, страшненькая, но все же оставляет место надежде, в забавном палеоисторическом смысле — если вдуматься, оказывается, что чем дальше в прошлое, тем более угрюмые, жестокие и вероломные действия были нормой — а это значит, что норма меняется в лучшую сторону, и все жертвы тысячелетий, упрямо настаивавшие на более добрых и честных решениях — не напрасны.

Постскриптум. Остро рекомендую посмотреть на Ютубе клип Nolwenn Leroy Tri martolod, вот полное впечатлегие, что авторы зачерпывали из одного ручья с Холдстоком

Оценка: 8
– [  11  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Shean, 25 октября 2018 г. 11:36

Метаистория Англии (в меньшей степени — Европы в целом) заключается в том, что на любом случайно выбранном месте, где можно поставить ногу, непременно случались эмоционально значимые события. Тут Охотник Ыых сделал отщеп удивительно удачной формы, а тут солдат Кромвеля застрелил беглого ирландского раба, а тут леди нарочно сронила с ноги расшитую серебром туфельку, чтобы кавалер имел повод к ней приблизиться. Здесь отставной летчик Второй мировой растерянно прихлебывал из фляжки, узнав, что его любимая медсестра погибла при бомбежке госпиталя.

Всякий нормальный человек, почувствовавший это (обычно осознав возраст вещей, которых как-то обработала рука человека), следующим шагом задумывается о том, является ли он сам тенью, которая проскользнет внутри своего времени, или есть какой-то шанс зацепиться и войти в историю.

Дарк-версия «Пака с холмов», переложение для мальчиков «Чужестранки», углем на снегу нацарапанная копия карт «Большого, маленького». Шучу, конечно, но проблемы существа, которому отпущено 60-70 лет в оглушающем осознании тысячелетий — вполне реальные и обдумываются регулярно. Нарочито холодный, влажный, пахучий натурализм Холдстока, так же, как и вся фэнтези-набивка — только обрамление к реальному вопросу «а я-то кто?» Вопрос хороший, боллитровский. Неразрешимый в принципе. Наверное, поэтому читать было скучновато.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

beskarss78, 7 октября 2018 г. 08:22

Со «страной никогда-никогда» есть всем известная проблема — попасть туда всё труднее.

И уходить ведь будет не титан духа или супермен, но вполне обычный человек, у которого чайник на кухне закипает и по кредиту просрочка капает.

При том обыватель очень капризен — он ведь жаждет уходить по собственной тропинке :)

На простом самолёте туда уже не долетать — в 40-е исчезли последние врата на Земле (Шангри-Ла), а в космос мы еще так далеко не научились.

Рационально и добросовестно вырастить в своем сознании — это надо быть вторым Толкиеном. И не всякий захочет к эльфам...

Можно попасть в прошлое — но там уже тесно, другие попаданцы перепахали все вплоть до неолита.

Употреблять вещества — значит идти вслед за Кастанедой...

Словом, Роберту Холдстоку надо было изобретать какой-то свой путь.

И получилось как в мультфильмах — плеснули из кружки воду на бетонный мол, и бульк в лужу, а она бездонная. Так и уплыть можно.

Что за вода и пол?

Официозный британский фольклор и наследственные психические заболевания.

Есть некий остаток громадных британских лесов, рядом с которым живет семья. Отец становится все более чудаковатым на почве увлечения фольклором и этим лесом. Неделями пропадает, возвращается грязный.

В итоге исчезает совсем.

Тут как раз младший брат возвращается с войны и длительной поправки здоровья — лечился на юге Франции — а старший уходит вслед за отцом.

В итоге похожие дела начинают твориться и с младшим братом — вот он читает дневник отца, там, естественно, недостает некоторых страниц, и все заверте...

Я не психиатр, но тот процесс медленного погружения в лес и одновременно в глубины мифов — уход в Плутонию старика Юнга, населенную архетипами — будит какие-то совершенно терапевтические ассоциации.

Любые препятствия, которые стоят на пути героя — в итоге рассыпаются. Все, кто мог держать его в этом мире — либо заняты собой, либо помогают ему в уходе, либо думают о своем собственном отказе от действительности. Мечты о счастье — воплощаются и развеиваются. Вокруг сгущается миф. Прямо кажется, что герой стал добрым и благородным вариантом Джека Николсона в «Сиянии» — но что мрачное безумие, что любовно-героическое — уводят из дома. И в этой постепенности, в неторопливой последовательности превращения человека в образ — главное очарование романа.

Герой не крутит головой, как Орфей — тем более, что Эвридика-то впереди. Он не оборачивается. Уходит в себя и одновременно в британское мифологическое пространство, будто ничего ценного не оставляя за спиной.

Что сказать?

Конечно, можно съязвить.

https://www.youtube.com/­­watch?­v...

Но только язвительностью ответить не получается. Слишком велика жажда обывателя прикоснуться хоть к чему-то уникальному и чудесному. Не просто свистнуть камень с Парфенона (завозят тоннами), не только прыгнуть с тарзанки (в очередь!). Но обрести смысл жизни через прикосновение к чуду.

Чтобы ушел это мерзкий экзистенциальный ужас, когда миллион-миллиардному человеку дают в руки винтовку и отправляют умирать на колючку, или же продают айфон.

И юнговская Плутония — она будто платоновское царство эйдосов. Причем не столько благое, сколько наделенное смыслом. Всё в единственном числе, всё уникально или уж точно неповторимо. И всё будет всегда.

Эта иллюзия (Юродивый! Патлы расчеши! Лазишь тут у заправки! — презрительные голоса на заднем плане) — она ведь утешила очень многих людей.

Потому действительно серьезной претензией будет вторичность, засаленность тех самых мифаго — овеществленных архетипов. Да, они не могут быть целиком оригинальными. но если уж претендуете на работу со всебританскими архетипами, то надо искать подход. Между штампом и неизвестностью. А для этого надо хорошо поработать с образами героев-людей. Чтобы они были настолько оригинальны, чтобы во взаимодействии с ними штампованные архетипы дали что-то необычное.

Тут удался разве что образ пары — девушка-мифаго и главный герой.

Даже главный герой и его брат — куда хуже, не говоря про отца.

И, разумеется, где архетипы, которые мы чувствуем, но почти не знаем?

Восьмерка. Но твердая, и прочесть — стоит. Это этапное произведение 80-х, своя дорожка. Как «Американские боги» Геймана для нулевых.

Оценка: нет
– [  25  ] +

Роберт Холдсток «Лавондисс»

arcanum, 6 сентября 2018 г. 17:36

Впервые о цикле «Мифаго» я прочитал в посвященной эволюции жанра фэнтези статье Михаила Назаренко, собственно, тогда и заинтересовался.

Принимаясь за первый роман цикла необходимо понимать, что «Лес Мифаго» в чем-то является если не пробой пера (хотя Холдсток к тому моменту уже был не новичок в литературе), то разведкой боем – однако, здесь присутствует серьезность замысла и его реализации. Автор хотел создать что-то выдающееся – у него это получилось. Но, с оговорками. Видно, что Холдсток еще только обживается в придуманном им концепте. Первая часть романа «Лес Мифаго» кажется несколько провисающей, романтическая линия слегка натужной, но все с лихвой искупает вторая часть, когда главный герой с напарником погружается в загадочный Райхоупский лес – это подлинное погружение в море мрака. Или в сердце тьмы. Даже сошедший с ума полковник есть – то есть, в данном случае, одержимый брат главного героя Кристиан. Атмосфера сумрачного, сырого и неприветливого леса, погружение в праматеринскую, родовую коллективную память передано прекрасно. И концовка – своего рода печальный хэппи-энд с легким просветом надежды. Прекрасные, стилизованные под архаику, легенды, разбросанные по телу романа тут и там, только добавляют колорита и привлекательности.

Но уже второй роман цикла, «Лавондисс», махом убирает все относительные минусы первого и выводит материал цикла на запредельную высоту. Повествование получилось неподдельно-трагичное, на голом нерве. Это не фэнтези, это чистой воды визионерство, литературный шаманизм с расширением сознания и вызовом душ предков. Странствие главной героини, Таллис Китон, в дебрях Райхоупа принимает характер высокой драмы, как в классических трагедиях, но даже сердцем чувствуя, что оно окрашено беспросветным фатумом, оторваться от повествования просто нет сил. Ее образ — одна из главных находок Холдстока: она живая, порывистая, страдающая, но решительная и непреклонная. Впрочем, то же самое можно сказать и об образе ее антагониста. Отдельные сцены романа трогают до глубины души. А некоторые (вроде описания голодной смерти первобытного семейства в ледниковом периоде) – заставляют содрогнуться в своей жуткости. Как правильно написал кто-то из лаборантов: «Такое ощущение, что Холдсток это все не придумал, а пережил лично». Не знаю, есть ли у Холдстока степень по антропологии, но его знание шаманизма, обрядовой составляющей архаичных социумов, их магическо-ритуальных практик, просто изумительное. При этом изящно закольцованный финал романа получился идеальным для подобного повествования, другого и быть не могло. Судя по всему, это часть творческого метода автора – неоднозначные, оставляющие пространство для размышлений, концовки.

Поэтому, еще раз: если кого-то разочаровал первый роман – господа, вы пропускаете все самое интересное. Вас ждет совершенно бесподобный «Лавондисс»!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Hell-lie, 3 июля 2016 г. 20:47

Не всё гладко в этой книге, мне есть к чему придраться, но, странное дело, при этом я вовсе не считаю ЛМ слабым романом. Да, с огрехами, но чем-то цепляющая вещица, явно не из серии «прочесть и забыть».

Итак, перед нами история Стивена Хаксли. Заметьте, не «история о Стивене Хаксли» и не «история, рассказанная Стивеном Хаксли» — и то и другое сразу. Рассказчик действительно Стивен, но это не мешает ему в конечном счете самому стать частью мифа. И тут я вспоминаю обожаемого мною Краули, Эджвуд, фейри с их Повестью, мотив «внутри больше, чем снаружи». «Маленький, большой» действительно во многом схож с «Лесом Мифаго», разве что последний в меньшей степени развернут, в меньшей степени многопланов, в меньшей степени волшебен в конце концов.

Вроде бы странно говорить об отсутствии волшебства в мифологическом фэнтези – и тем не менее. Всё тот же Краули смог найти грань, отделяющую сказку от прозы жизни, и сыграть на ней; у Холдстока же миф иногда хорош своей приземленностью, а иногда, наоборот, утрачивает свою убедительность именно в силу топорной подачи. Лучше бы он почаще скользил на периферии зрения, оставаясь пред-мифаго. Хотя, бесспорно, написано атмосферно.

Вообще освещено много различных мифов разных эпох, спасибо за это автору, мне уже ради этого было интересно читать. А еще в голове постоянно всплывали уже прочитанные фэнтези: «Агаа, так вот откуда такой-то автор взял идею для такой-то книги!» Так что, пожалуй, я стала чуточку умнее и начитаннее. (=

Из того, что откровенно не понравилось в книге, могу назвать некоторую обезличенность персонажей. Им далеко не всегда веришь, не всегда понимаешь их поступки, не всегда их чувствуешь. И это главных-то героев, да еще при повествовании от первого лица! Второстепенный Китон и то получился гораздо более выпуклым, чем сам Стивен. Ну и еще один явных промах – редактура. Точнее, кажется, ее полное отсутствие. Печально.

Итого, «Лес Мифаго», на мой взгляд, заслуживает внимания читателя, но не уверена, что многие смогут причислить эту книгу к разряду своих любимых.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

Kartusha, 8 сентября 2015 г. 15:27

Что автору удалось – создать любопытную теорию мифаго и показать мир древнего леса, насыщенного кельтскими образами. Атмосфера захватывает. Здесь подача удалась.

Сам сюжет местами скучноват и тягомотен. Любовная линия кажется ненастоящей, искусственной. И финал словно вода, ускользающая сквозь пальцы.

С одной стороны, в книге показано много всего, с другой – мало чего конкретного.

В целом, «Лес Мифаго» оставила противоречивые ощущения, но пищу для ума дала.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Холдсток «Серебрение»

MarchingCat, 25 августа 2015 г. 22:44

Полное ощущение, что рассказ писал психоаналитик, который и сам немного со сдвигом. Ибо какой шикарный коктейль из силы любви, чувства вины с добавкой из нескольких психических отклонений (типа межвидовой любви).

И при этом — отлично литературно и продуманно мифологически. Так подробно селки в фантастике, по-моему, ещё никто не выписывал.

Рассказ вызвал очень даже противоречивые чувства, но точно — понравился.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

pacher, 18 мая 2015 г. 15:49

Довольно простенькая героическая повестушка «а-ля восьмидесятые» с любопытной идеей и совершенно убогим ее воплощением. В итоге имеем беспомощный в литературном отношении текст (помноженный на местами довольно безграмотный и корявый перевод г-на Вироховского) с неубедительными героями-функциями и псевдокельтской и докельтской «экзотикой», которые в данной малотиражке сопровождаются еще и безвкусными иллюстрациями. Наверное, можно было бы и «пятерку» поставить, если бы не завышенные ожидания, подогреваемые субъективно-экзальтированными оценками некоторых фантлабовцев.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Роберт Холдсток «Кодекс Мерлина»

malecula, 4 апреля 2015 г. 14:32

Холдсток, очевидно, большой любитель мифов. Или даже профессионал мифов.

Кодекс Мерлина напоминает предание, которое полагается пересказывать соплеменникам у костра долгими зимними вечерами. В трилогии есть сквозной сюжет, множество промежуточных финалов, ответвлений и заделов на будущее. Автор вплетает в миф исторические события, традиции древних народов и оперирует пространством-временем с восхитительной наглостью.

Мир людей у Холдстока ограничен со всех сторон, и один шаг за смутный барьер приводит нас в странные и опасные места: в страну призраков, в мир психологических этюдов могущественного и больного разума, на острова бесконечной и яростной борьбы дикой природы и технологии.

Главный герой — Мерлин — представлен древним странником, бесконечно идущим по Пути. Его магия детально обоснована — имеет источник, спецификации-личины и измеримую цену. В невообразимо удалённом пространстве и времени Мерлина ждут домой, но он не торопится. В своих скитаниях маг отвлекается на встречи, иногда длинною в жизнь, с персонажами, которые удовлетворяют профессиональным требованиям мифического героя. Такие люди с боем пробиваются сквозь жизнь, познают и изменяют мир.

Не менее знаменитый корабль Арго получился даже лучше людей: обрёл собственную волю, череду божественных покровителей и неистощимый поток храбрецов, всегда готовых сесть на вёсла.

Холдсток великолепен, но требует разделять его привязанность к мифам, воображения и некоторых размышлений. У меня он оставляет ощущение, что наш мир не знает безопасности, тьма вокруг только и ждёт, когда ты высунешь нос за границы пространства, освещённого очагом.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

k2007, 11 марта 2015 г. 09:44

Стиль книги напоминает такое фэнтези, каким оно было до Толкиена — волшебная страна, что находится рядом, где много чудесного и много смертельного опасного. Здесь оживают сны и прошлое. Лес, который внутри гораздо больше, чем снаружи, время в этом лесу, которое течет по разному.

В общем, книгу надо читать. Пересказ не может передать внутреннего очарования книги

Оценка: 7
– [  8  ] +

Роберт Холдсток «Лес Мифаго»

ganhlery, 1 ноября 2013 г. 18:59

Герои романа, покинув пределы ведомых нам полей, оказываются... нет, не в Волшебной Стране, а во владениях Мифа, которые находятся не только в дебрях реликтового леса, но и, если верить Юнгу и его последователям, в глубинах человеческой психики. И попав в эти края, нельзя вырваться из оков мифа, можно только стать его частью. Или создать новый.

Огромная благодарность alex-virochovsky за подаренную возможность познакомиться с этим знаковым произведением.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Холдсток «Кельтика»

Elric, 2 сентября 2011 г. 16:43

Лучше бы Холдсток просто написал роман как один чародей спасает нейкого капитана, а потом они вместе спасают детей капитана, получилась бы средненькая фентезийная сказочка, так нет же чтобы срубить бабло зачем-то были приплетены и Мерлин и Язон.

Причем их образы вышли какие-то ну как это по мягче сказать ...не стандартные.

Еще не могу оставить в стороне одну цитату из книги.

«Антиох, Мерлин, какая разница?»

Странно что автор не продолжил этот ряд переплюнув известный список инкарнаций Муркока.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «Кельтика»

bvelvet, 19 апреля 2011 г. 20:15

Честно говоря, немного удивлен низкими оценками. Да, роман достаточно «скупой» в изобразительном плане. Дело не только в ограниченных возможностях ландшафта и в намеренно условной мифологизации сюжета. Холдсток пытался объединить разные мифологии и выстроить мир на хрупком рубеже между ними. Чтобы не разрушить эфемерное единство, нужно быть очень осторожным. Нельзя говорить ничего лишнего. Нельяз и увлекаться психологическим анализом -и наче выйдет новомодная дрянь на темном фоне. Герои отнюдь не картонные, они просто пришли из мифов... А сам Мерлин — просто супер; обнаруженные мною переклички с миром Мэри Стюарт дорогого стоят. Нет, писатель было настоящий. Несколько глав неудачны — например, сбор «семи самураев» то бишь новых аргонавтов (как-то не в кассу). А целое читалось медленно, со вкусом и удовольствием. Переведу дух и возьмусь за второй том.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «The Dark Wheel»

Dimkasimferopol, 22 марта 2011 г. 11:25

Повесть не блещет конечно, но игра «Elite» это было просто божественно — это был реальная трехмерная игра с космическими перелетами, с уймой разнородных миров, 8 галактиками и очень реалистичным на то время 3D боем. И хоть графика была проволочной (одни макеты без натягивания на них скинов) она была написана для 48 килобайт компьютерной памяти, без области видеопамяти — это все превращалось в 32 Кб реальной оперативки. Наверное это была первая попытка виртуальной реальности на той убогой технике которая была тогда.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Холдсток «Серебрение»

alex1970, 23 декабря 2010 г. 11:26

Автор демонстрирует прекрасное знание кельтской мифологии.

Питерсон живет на одном из Оркнейских островов. У него странная связь с женщиной-оборотнем Селки. Однажды она не пришла на зов, и Питерсон решил выяснить, что с ней. Ему придется узнать, что такое «уход в глубину» и «серебрение».

Изобретательный рассказ, но несколько пресный что ли. Слишком мрачный антураж сурового северного острова и холодного океана.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Роберт Холдсток «Кодекс Мерлина»

Galka, 14 февраля 2010 г. 12:39

Время прошло, тираж либо продан, либо ушел на свалку, и, думаю, мне уже позволительно написать о книге просто как читателю.

Авторов предыдущих отзывов раздражает, что Мерин здесь — не великий и мудрый, а мучимый комплексами юнец. Для меня это главное достоинство книги. В ней нет условных персонажей. Люди живые. О, Мерлин мудр и могуч, пока идет по тропе, оставаясь бесстрастным наблюдателем. Но стоит сойти с нее, и он оказывается обычным человеком, да-да, юнцом, желающим любви и страшащимся ее, потому что сознает — для него это буквально так — настоящая любовь, и неразрывная с ней ответственность на старят -еще как! — и отнимают кусок жизни — еще какой! И другие персонажи живые — они схематичны ровно на столько, насколько схематичен для любого из нас случайный знакомый, мельком увиденный прохожий. Лицо, взгляд, несколько слов. несколько сплетен о нем вот все, что мы знаем. Но за этим угадываем человека, подобного себе. Или не угадываем. Такова жизнь. И жизнь эта происходит в полубредовом фантасмогорическом мире, где мифологемы карело-финской культуры перемешиваются с кельтскими и древнегреческими. дополняясь смутными сведениями археологии о «том вермени» .

И особенно я люблю последнюю книгу, где Мерлин отдает огромный кусок жизни не любимым и друзьям, а противнику и второй половине себя, забытому творению, обретшему собственную жизнь. И какое же счастье он дарит ему? Не победу, не знание , а несколько лет простого человеческого счастья, несколько лет отцовства. И за этим решением уже маячит отдаленная награда самому Мерлину: несколько лет счастья: заменить отца Артуру, ради которого он отдаст последние силы и уйдет из мира. С надеждой на будущее, как каждый из нас.

Сознаю недостатки перевода, и редакторская правка, увы, скорее портила. чем улучшала его, но неужто перевод так плох, чтобы никто не разглядел в книге настоящего живых людей, а не условных волшебников и героев?

Вижу, что написала «темно и вяло», но править не буду. Любовь не способствует ясности мысли, а я эту книгу люблю!

Оценка: нет
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «Железный Грааль»

mfrid, 26 октября 2009 г. 05:58

Читается значительно лучше первой книги. Мир ощущается более цельным, сюжет -- более связным. По-прежнему главное достоинство -- атмосфера мифа, кельтско-греческий букет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «Железный Грааль»

v_lee, 8 августа 2009 г. 23:00

Читала давно.Понравилось.Недавно купила третью книгу и решила перечитать вторую,чтобы восстановить в памяти,что было и чем закончилось.Ну,что тут сказать.:confused:.После «Дренайского цикла» Геммела не идет никак,скучно:frown:.Мерлин просто выводит из-себя.Такое впечатление,как-будто он не волшебник,а так (я не волшебник,я только учусь).А как он,бедолага,боится постареть!Аж тошно.:silly:.Вообщем,если читать «Кодекс Мерлина»,то в самом начале своего приобщения к фэнтези.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Роберт Холдсток «Серебрение»

Pickman, 14 апреля 2009 г. 20:09

Изобретательная, но монотонная история. Холдсток показывает шотландский фольклор без романтического флера (не уподобляясь, впрочем, Нилу Гейману, которого больше всего интересуют, чем испражняются феи и как размножаются эльфы), натуралистично и жестко. Любопытный камерный сюжет — в который, к сожалению, непросто поверить.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «Железный Грааль»

Asmodey, 24 октября 2008 г. 02:06

Достаточно, по моему, красивая книга, много необычных сцен, но шедевром всё-таки назвать никак нельзя, однако, почитать я бы посоветовал.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роберт Холдсток «Кельтика»

Asmodey, 24 октября 2008 г. 02:03

Честно говоря, думал, что автор способен сделать был этот роман интересней, но мне почему-то всё равно понравилось.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роберт Холдсток «The Dark Wheel»

ivanov, 30 сентября 2008 г. 03:33

Повесть, несомненно, слабая и до невозможности банальная, но если забыть о её связи с Элитой, то разок прочитать можно. Если же не забывать, то эмоции книга вызывает действительно исключительно негативные.

Оценка: 5
⇑ Наверх