Уильям Хоуп Ходжсон отзывы

Все отзывы на произведения Уильяма Хоупа Ходжсона (William Hope Hodgson)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 150

  Страницы:  1  2 [3]

«Ночная земля»
–  [ 8 ]  +

Rheo-TU, 22 февраля 2014 г. в 10:49

О «Ночной земле» хочется писать и думать, абстрагируясь от ее сюжета. Он, сюжет, слишком легко укладывается в рамки примитивного квеста, герой которого первую половину романа просто движется из точки А в точку Б, а вторую половину — из точки Б в А. Все! При попытках исследовать «Ночную землю» с рациональных позиций, выходит, что в ней вроде больше ничего и нет, и, вздумай кто-нибудь повторить литературный подвиг (а это произведение иначе как подвигом называть не получается) Ходжсона в наши дни, его бы попросту не заметили.

Хотя на деле все обстоит куда любопытней, потому-то мне и хочется рассматривать «Ночную землю» не в контексте сюжета, а в контексте вырванных из него страниц. Главный герой романа обретает новую инкарнацию, в которой, вне всякого сомнения, воспроизводится цепочка трагических событий, случившихся в его далеком прошлом, но о том, что случилось тогда, автор умалчивает. Загадки и снова загадки — вот первый из главных козырей Ходжсона. Что являет собой кошмарный Дом Молчания — дом обитаемый, но на протяжении миль вокруг которого нет ничего, кроме огненных жерл в развороченной земле и копошащихся подле них чудовищ? Мир, обнаруженный героем в громадной расселине — начало нового или умирающий отголосок старого? Так и напрашивающаяся симметрия: Большой и Малый Редуты, Темная Пирамида и Светлая, Герой и Дева, Север и Юг — разделенный остовом летающего корабля дуализм, ясное дело, выходящий за рамки физического — но тогда что в таком случае есть сама Земля? Загадка, будоражащая воображение.

Второй главный козырь автора — это, собственно, Ночная Земля, мир, который мог родиться в воображении художника, не писателя. Честное слово, иногда кажется, что Ходжсону просто не хватает слов, чтобы описать сумрак Земли, ее огненные ямы и жерла, и клокочущие гейзеры, и мерцающие зловещим голубым светом газовые огоньки на выжженной почве, и омерзительных чудовищ, и совсем эфемерных созданий, принадлежащих скорее тонкому миру, нежели миру земному. Мир Ночной Земли невероятно богат, и чертовски жаль, что описан он таким герметически сухим языком. Кажется, что роман — как тот летающий корабль: с одной стороны, он словно вот-вот взлетит — только разыщи штурвал — но пока доберешься до палубы, придется наломать немало дров.

Но, конечно, «Ночная земля» — это прежде всего история любви, любви возвышенной и чистой, любви протянувшейся сквозь многие тысячелетия. Это гимн, это тревожная баллада о Герое и его Деве, которая не утихнет никогда, пока будет живо человечество. Он не менее многословен, чем описания кошмаров Ночной Земли, однако в этой своей многословности Ходжсон уместен как нигде еще.

Оценка : 7
«Пираты-призраки»
–  [ 4 ]  +

k2007, 03 февраля 2014 г. в 13:00

Интересный рассказ о приключениях на море, поведанный спокойным и неглупым человеком. О невероятных событиях, произошедших, когда рассказчик служил матросом, и оказался единственным выжившим после гибели судна, он повествует не торопясь и обстоятельно. Рассказ поистине завораживает.

Отличная мистическая проза

Оценка : 7
«Дом в порубежье»
–  [ 9 ]  +

k2007, 31 января 2014 г. в 16:40

Роман оставляет странное впечатление потока сознания, не имеющего ничего общего с реальными событиями. Как будто автор дневника грезил о том и о сем, принимая свои грезы за действительность, и переносил все это на бумагу. При этом отдельные части этих грез связаны друг с другом очень слабо.

Не самое лучшее произведение автора, как по мне, хотя считается, что это она из наиболее сильных его вещей

Оценка : 6
«Путешествие шлюпок с «Глен Карриг»
–  [ 4 ]  +

k2007, 30 января 2014 г. в 12:50

Хороший приключенческий морской роман о том, как после караблекрушения уцелевшие пытаются добраться до твердой земли и какие при этом с ними случаются события. Здесь присутствуют все элементы увлекательной истории — твердый, опытный руководитель, который всегда знает, что надо делать, опасности, неожиданные встречи и любовь в финале

Оценка : 7
«Дом в порубежье»
–  [ 18 ]  +

PiterGirl, 22 октября 2013 г. в 22:48

Выбирая книгу для прочтения, после долгих раздумий остановилась на «Доме в порубежье». Аннотация заинтриговала, рейтинг у книги высокий, отзывов хоть и немного, но они положительные. Потому была дико удивлена тем, что увидела под обложкой...

Все это месиво из букв могу охарактеризовать всего тремя словами — поток больного сознания. Такое ощущение, что автор находился под воздействием чего-то сильнодействующего, вспоминал все мало-мальские страшилки и литературные ходы, которые знал, и хаотично записывал их на бумагу. А чтобы весь этот бред мог зацепить, решил приправить блюдо кучей сильных второсортных слов и выражений — ужасно страшный, внутри все содрогалось от ужаса, кошмарный, звероподобный, свиноподобный и т.д. Вся книга — это сплошные «мрак» и «ужас», непрерывно вводившие главного героя в оцепенение и заставляющие его постоянно трястись от страха и непонимания, что же с ним происходит. Всего этого было так много, что в какой-то момент (причем даже не с середины, а намного раньше) начало откровенно воротить от этой ненужной, бездумной, искусственно нагнетаемой обстановки.

На протяжении романа с героем произошло три истории, одна нелепее и абсурднее другой, при этом они никак не взаимосвязаны, хоть автор и предпринимал попытку собрать их воедино

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(то главный герой просыпается, то собачка его будит, то еще что-то несуразное в том же духе.)
Понять, что же автор хотел донести до читателя с помощью аллюзий, метафор и пр.-пр. (назовем весь этот полет воображения стилистическими приемами.. а вдруг?) мой мозг не смог.

В заключение отмечу, что аннотация не совсем точно отражает суть романа.

Оценка : 1
«Голос в ночи»
–  [ 11 ]  +

volga, 29 июля 2013 г. в 14:32

Однажды ночью, во время штиля моряки шхуны, дрейфующей в Тихом океане, слышат голос... человека. Незнакомец умоляет о помощи: он и его невеста умирают от голода. Но несчастный странно себя ведет, чем и настораживает моряков.

Поначалу мне показалось, что это захватывающая история о таинственном корабле-призраке и очередной версии исчезновения экипажа. Морская терминология, внезапное кораблекрушение, шхуна, оставленная командой — все это конечно придает рассказу определенное очарование. Однако здесь есть ряд особенностей, которые можно рассматривать двояко. Во-первых, автор никак не объясняет природу тех таинственных явлений, с которыми столкнулись потерпевшие кораблекрушение. Хотя, с другой стороны, читателю предоставляется прекрасная возможность самому пофантазировать на эту тему. Во-вторых, что касается героев — здесь их нет. Мы ничего о них не знаем: ни возраста, ни внешности, ни истории их жизни. Это просто безликие персонажи, которых автор различает лишь по имени и с помощью которых доносит до нас свою историю. В-третьих, весь рассказ построен на диалогах. Нет ни описаний, ни рассуждений, ни каких-либо умозаключений, которые могли бы украсить, а возможно и утяжелить повествование.

В общем, этот рассказ — классический пример мистического хоррора: столкновение человека со сверхъестественными явлениями, необъяснимыми и ужасными. Удалось ли автору меня напугать? Это вряд ли. Но читать было очень интересно.

Оценка : 8
«Пираты-призраки»
–  [ 5 ]  +

elninjo_3, 09 января 2013 г. в 09:42

Роман интересен своей атмосферой и «документальным» стилем изложения. Устройство корабля и быт моряков прописан досконально и ничем не уступает Симмонсу с его «Террором», хотя роман Ходжсона менее масштабен и сюжетно разнообразен. Однако предчувствие надвигающийся беды не отпускает с самого начала и, повторюсь, атмосфера книги очень сильная. Любителям морской мистической тематики обязательно стоит прочесть.

Оценка : 8
«Ночная земля»
–  [ 7 ]  +

Михаэль, 26 октября 2012 г. в 12:32

мне откровенно не хватит «дыхания» на сколько-нибудь длинный и обстоятельный отзыв об этом чрезвычайно странном произведении.

повторю за многими ранее высказавшимися.

1. потрясающий МИР, созданный воображением автора, описанный им столь мощно и столь подробно, что вопреки всему в полный ужасов и тайн мир погасшего солнца, мир Ночной Земли веришь.

2. искусственно, через колено архаизированный язык, превращающий путешествие по миру Ночной Земли в пытку.

попытка автора написать книгу не на языке своего времени (Уэллс, Конан Дойл или Киплинг читаются нормально), а на какой-то страшной стилизации под 17 век — решение настолько нетривиальное, что я боюсь дать ему оценку.

но... по мере того, как сумрачное обаяние не видящего солнца мира охватывает читателя, этот недостасток становится все менее важным.

потому что (повторюсь!) мир совершенно завораживающий.

Оценка : 8
«Дом в порубежье»
–  [ 12 ]  +

Кропус, 07 сентября 2012 г. в 23:27

Роман оставил странное впечатление. Он состоит из трёх кусков «Долина безмолвия», «Битва со свинорылами», «Полёт в будущее». Логической связи между кусками попросту нет. Она сшиты в один тектс на живую нитку. Но главное активную роль герой играет только в «Битве» в первом и третьем куске от него абсолютно ничего не зависит. Загадочные силы просто устраивают ему экскурсии то в другие миры, то в будущее. Зачем — не ясно. Воображение у Ходжосона конечно не слабое, но составить цельный сюжет из придуманных им образов, он не смог.

  И похоже автор не обратил внимание на логический парадокс: если герой видел разрушение дома только в далёком будущем, то как он оказался разрушен уже в настоящем, на момент написания романа, времени. Герой видел альтернативную реальность? Дом потом востановили? Первое кажется тогда вообще не придумали. Увы ответа нет, как нет и ответа ни на одну другую загадку. Конечно некоторым книгам недоговорённость идёт только на пользу. Но тут на мой взгляд явно не тот случай. Недоговорённостей здесь слишком много.

Вызывает сомнение и мотивация героя остаться в доме не смотря на угрозу погубить душу: только там он может общаться с духом возлюбленной. Но позвольте: реальность жизни после смерти после случившегося для него несомненна, а значит он воссоедениться с ней рано или поздно на той стороне. Напротив если дом погубит его душу, то он несомненно попадёт, скажем так в другое место. Так стоит рисковать совместной жизнью в вечности ради коротких встреч. А ведь он не только собой, но и сестрой рискует. [Кстати о сестре. Был там момент, когда я решил, что силы зла её подменили, но он не во что не вылился. То ли автор передумал и не стал развивать эту линию, то ли он вставил фрагмент о её странном поведении в эпизоте о свинорылых неизвестно зачем.]

В общем «Ночная земля» не смотря на её затянутость понравилась мне гораздо больше.

Оценка : 6
«Путешествие шлюпок с «Глен Карриг»
–  [ 14 ]  +

Синяя мышь, 23 августа 2012 г. в 01:59

История «Путешествия шлюпок» начинается с предупреждения читателю — это-де подлинная история, записанная со слов одного из потерпевших кораблекрушение на «Глен Карриг». Что ж, такое предуведомление сразу настраивает на благодушный лад — и уверенность в счастливом финале здесь совсем не лишняя. Ходжсон — мастер хоррора, и монстры, рожденные его воображением, даже век спустя вовсе не выглядят неуклюжими и наивными.

Итак, после кораблекрушения шлюпки на шестой день достигают земли и находят там брошенный корабль. Ходжсон умело нагнетает атмосферу иррационального страха, ожидания чего-то ужасного.

«Прошло, однако, совсем немного времени, когда один из матросов негромко вскрикнул, призывая нас к молчанию; в ту же секунду все мы снова услышали далекий, протяжный вой — тот самый, который так подействовал на нас накануне.

Вскоре на равнины опустилась ночная мгла, а мы по-прежнему сидели в кают-компании и молчали, различая друг друга в темноте и в табачном дыму только по тлеющим огонькам трубок».

Здесь — цитируя вступление, — заброшенный корабль выступает как своебразный готический замок, а монстры, не дающие морякам заснуть, и жуткая растительность этой страны одиночества — своего рода злодеи готического романа.

И если в готическом романе обычно зло — это исключение, зона аномалии, которую надо изъять и удалить, то на созданной Ходжсоном земле люди смотрятся аномалией. Они бесконечно чужды этой «унылой, плоской местности, прорезанная во всех направлениях бесчисленными ручьями, протоками и озерцами. Берега по обеим сторонам представляли собой полосы отвратительной полужидкой грязи, к которой не хотелось даже прикасаться, несмотря на то, что никто из нас давно не ощущал под ногами твердой земли».

Но, что мне особенно понравилось, Ходжсон описывает настоящих моряков, которые сражаются со своим страхом, используя все, что найдется под рукой. Здесь Ходжсон, как мне кажется, превосходит даже Лавкрафта, у которого атмосфера пробирает до жути, но соврешенно нет внятных героев — людей действия.

«Сейчас уже не помню, говорил ли я о том, что в каюте капитана было два окна, одно из которых, расположенное со стороны левого борта, оказалось разбито. Мы обнаружили это, когда поднялись на корабль, и боцман сразу закрыл его так называемым «глухарем» (тиковой крышкой, какие используются для защиты стекол во время шторма), заложил батенсами, и укрепил клиньями». Стоит ли говорить, что в ту же ночь прочность тиковой крышки подверглась серьезнейшему испытанию?

Морякам, хоть и не без потерь, удается покинуть Страну Одиночества, и начинается вторая, приключенческая часть романа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они оказываются на острове в море, где дрейфует целый континент из саргассовых водорослей. Они отбивают атаки таинственных островных тварей и пытаются выручить завязший в этих водорослях корабль, на котром еще жива часть команды.
Здесь иррациональный страх уступает страху рациональному, если можно так выразиться. Зло не просто угрожает, оно атакует — а, значит, с ним можно бороться.

Ходжсон становится похож на Дефо, Жюль Верна, Майн Рида — с их умением создать из скудных наличествующих материалов надежное средство спасения.

Несмотря на то, что в этой стилизации под пересказ нет ни единого диалога, повествование очень плотное и насыщенное, положение героев быстро меняется от «относительной безопасности» до «смертельной угрозы», атмосфера ужаса и тоски идеально сбалансирована с «экшном» и не успевает надоесть.

Словом, очень рекомендую и любителям готики, и любителям морских приключений.

Оценка : 9
«Ночная земля»
–  [ 16 ]  +

Black ermine, 23 июля 2012 г. в 18:52

Полагаю, многие отечественные любители фантастики обратили внимание на рассказ Дж.К.Райта «Неспящий в ночи», вышедший в антологии «лучшее за год -2004» и, впечатлившись, с кряхтением взялись за первоисточник — «Ночную землю». С кряхтением — потому что на русском языке роман не издавался.

Итак, Вы решили прочитать «The Night Land». Что Вам следует иметь в виду.

Во-первых, книга написана чертовски корявым (с точки зрения современного читателя) языком. Не забывайте, роман написан аккурат 100 лет назад, а кроме того, автор еще и искусственно архаизировал свой язык, так что читать и понимать все это сложно, даже если Вы хорошо владеете языком Шекспира.

Во-вторых, стиль изложения, мягко говоря, своеобразный не только в плане языка, но и по манере подаче материала и хронологии. Например, автор в продолжении целой главы описывает Последний Бастион, причем с характерной для литературы XIX века скрупулезностью — «у пирамиды четыре грани: юго-восточная 7 миль в длину, юго-западная — 6 миль и 958 ярдов...» и так далее.

Само же повествование построено по однотипной схеме: герой пробирается по ночным Землям — герой дерется с чудовищем — герой предается размышлениям. Весь роман — это примерно 10-кратное повторение этого цикла. Т.е. стиль изложения отстает не то что от нашей эпохи, но даже и от современной автору традиции и скорее напоминает средневековые рыцарские романы, а не литературу рубежа Нового и Новейшего времен.

В-третьих, как и вся ранняя фантастика роман содержит некоторое количество весьма наивных моментов.

Одним словом — не ждите легкого чтения.

Теперь о том, почему этот роман читать надо всенепременно.

Если, опять же, одним словом, «Ночная Земля» — это определенная веха в развитии фантастики. Пускай роман написан сложным языком, чрезмерно архаизирован и где-то наивен. Такого полета фантазии и творческого размаха, такой смелости в создании вселенной Вы не найдете ни в одной книге того времени, да и мало в какой современной. Атмосфера пугающей безысходности и бессилия даже сильнейших представителей человечества перед лицом непознаваемого создана поистине мастерски.

Не удивительно, что роман весьма знаменит в англоязычном мире. Скорее удивляет то, что он не был издан в СССР вместе, скажем, с Уэллсом.

Резюме. Читать надо обязательно, но запасшись терпением и словарем.

Оценка : 10
«Незримый конь»
–  [ 5 ]  +

igor_pantyuhov, 24 июня 2012 г. в 10:02

   Сразу что хочеися сказать — очень трудно читать. Например, я брался за нее 3 раза. Потом еще перечитывал 2, чтобы уловить смысл. Этот рассказ надо читать «залпом» т.е., без перерыва, иначе от тебя уходит сама нить повествования. На мой взгляд не хватает диалогов, совсем не хватает. Сухо как-то и пресно. Да и интриги практически нет в рассказе. Но это еще можно простить. Оценка 5.

Оценка : 5
«Карнакки — охотник за привидениями» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

DeMorte, 22 мая 2012 г. в 23:55

Слабый сборник. Рассказы написаны, как по лекалам. Отдельные моменты не спасают сюжеты в целом, способы разрешения конфликтов в рассказах однотипны. Даже делая поправку на время написания, сборник выглядит как подражание иным произведениям. Интрига историй слаба, персонажи шаблонны. Начинать знакомство с творчеством Уильяма Хоупа Ходжсона этим сборником, я бы не рекомендовал, не смотря на то что он считается классиком жанра (и это проявляется в произведениях крупной формы).

Оценка : 5
«Пираты-призраки»
–  [ 3 ]  +

ffzm, 20 мая 2012 г. в 20:13

Отличный роман Ходжсона, морская тематика с мистикой здорово, жутковато, напоминает легенды о «Летучем Голландце». Хочу заметить, что роман «Пираты-призраки» появился на свет за сто лет до появления «Пиратов Карибского моря» с Джеком Воробьем и у них есть что то общее.

Оценка : 9
«Ночная земля»
–  [ 16 ]  +

urs, 20 мая 2012 г. в 00:26

Что ж, Вильям Хоуп Ходжсон сделал еще один шаг к читателю. Я уже много писал здесь о нем в соответствующей ветке, поэтому не хочу повторяться. А хочется мне сегодня, как бы поднять бокал в память этого человека. Помянуть имя его пред Вечностью, в которой, ради которой, для которой писал он свои странные, загадочные, полные очарования книги. И пожалеть, что нынешние тиражи пустят его к немногим читателям. Что такое на всю Россию 2000 экземпляров? Впрочем и Вечность, и Книга сами находят свой путь к тем, для кого открывается первая, и к тем, которым нужна вторая. Вильям Хоуп Ходжсон был рыцарем. Вечная ему память!

Оценка : 10
«Свистящая комната»
–  [ 10 ]  +

evridik, 06 октября 2011 г. в 08:25

«Свистящая комната» производит впечатление интересного, но немного застарелого рассказа. То ли потому, что времени с момента его написания прошло прилично, то ли потому, что именно на этот эффект рассчитывал автор. Я будто читаю рассказики про Шерлока Холмса, причем главный героем выступает человек, ведущий подобные же расследования. Только борется он не с преступниками, а с необъяснимыми с точки зрения других людей явлениями. Для объяснения их сущности у него даже имеется целая наука со своими способами и именами.

Надо сказать, что атмосфера искусно нагнетается с самого начала. Несмотря на ужасный перевод, я не отрываясь следила за действиями охотника за привидениями и ждала развязки. Тот факт, что все сведется к древней истории, немного разочаровал: при всей силе завязки финал получился слабоват. И хотя главные герои умирают со страху, я лично, кроме интереса, ничего не испытала.

+7

Оценка : 7
«Дом в порубежье»
–  [ 20 ]  +

armitura, 04 мая 2011 г. в 12:30

Вот уж не знаю, что подстегивало воображение Ходжсона, однако роман «Дом на краю» — впечатляющая фантасмагория подчас увлекательных, подчас пугающих образов, которое венчает эпическое путешествие сквозь время.

Рукопись старика завораживает, отвратительные свиньеподобные существа здесь соседствуют с богами смерти, невероятное путешествие в будущее, где герой видит эпичную картина конца света перемежаются удивительными в своем лиризме моментами с морем снов.

Подчас роман динамичен, напоминая современный зомби-экшен, в которой герой оказывается на крыше дома, штурмуемого отвратительными монстрами, и отстреливает их из винтовки; подчас роман невероятно атмосферен — одна картина ускорящегося времени, рассыпающейся в прах мебели чего стоит? А дом на арене с склонившимися над ним богами смерти, такими как Кали, Сет и другие? Образы этого романа не просто пугают, они завораживают своей мрачной красотой. Невероятная эстетика темного непознанного, которому автор так и не дает объяснений. Читатель так и не узнает секретов таинственного дома, природы видений героя и существ, которым он противостоит. Таким образом мы не сможем оторваться от героя, посмотреть на ситуацию сверху, получить ответы, которых нет у него. Тайна остается тайной, сверхъестественное остается сверхъестественным.

Очень атмосферный роман, мне понравилось. Буду читать Ходжсона дальше.

Оценка : 8
«Ночная земля»
–  [ 17 ]  +

Kiplas, 20 апреля 2011 г. в 23:01

Ночь.

Ее темнота пугает. Она напоминает о том, что наши души полны темных уголков, и в них водятся самые настоящие чудовища. Она не позволяет человеку проникнуть за ее занавес, она дает прибежище нашим безумнейшим кошмарам. Она полна тайн. В ней водятся буки, твари под лестницей, Дьявол под кроватью. В ней плавает белесые призраки. Стоит ли удивляться тому, что тьма — главный герой столь многих произведений в жанре хоррор?

Ночь — таинственная красавица, femme fatale. Она дарует свою компанию каждому, кто умеет слушать ее нежный шелест, кто способен ощущать ее темную бархатистость... Она принимает любовь с молчаливой благодарностью, принося в ответ сказочные дары. Поэты-романтики, музыканты, художники, кинорежиссеры и другие деятели искусства неоднократно признавались ей в своих глубоких и трепетных чувствах.

Уильям Хоуп Ходжсон был тоже влюблен в нее. Влюблен и напуган одновременно. Его «Ночная земля», последний по хронологии издания и первый по дате написания роман, — это его личное, интимное признание.

Дитя противоречивых чувств, это произведение вот уже почти сто лет держит во власти своих чар огромное колличество читателей. Несмотря на недостатки, такие, как многочисленные и, казалось бы, ненужные повторения, архаичность и пафосность, именно этот роман остается любимым произведением писателя у большинства его почитателей. Русский переводчик «Ночной земли», Юрий Соколов, не исключение.

Соколов, познакомивший отечественного читателя с «Психопатом» Р. Блоха, «Последним единорогом» П. Бигла, «Дюной» Ф. Герберта и не одним рассказом Г. Ф. Лавкрафта, работал над переводом около сорока лет. И вот, наконец, он выходит в издательстве «Вече».

Являясь большим поклонником «Ночной земли», Соколов как мог сгладил шероховатости и убрал избыточные повторения. За счет этого роман существенно похудел: 348 страниц вечевского издания против 538 оригинального. Можно подумать, что изначальный текст вообще не видели глаза редактора — таково его мнение. Сокращения вызвали шквал негативных отзывов и обвинений в кощунственном обращении с романом. Но даже после всех сокращений в романе осталось достаточно эпизодов, где автор в 3-й раз описывает какое-то явление практически теми же словами.

Повторения не могут не раздражать, хотя этому есть оправдание. Одно из обьяснений такой избыточности — сам Уильям Хоуп был настолько зачарован своим детищем, уникальным миром, который он создал, что ему хотелось описывать его снова и снова. Вполне возможно, ведь практически весь роман — это признание в любви.

Главный герой видит сон о далеком будущем, в котором погасло солнце, Земля погрузилась во тьму и ее заполонили ужасные чудовища, а жалкие остатки человечества укрылись от них в Последнем Редуте, в огромной пирамиде, питающейся земным током. Наш герой — один из выживших. Будучи одаренным особым даром, он слышит далекий зов, в котором он узнает свою Любимую, которую потерял-давным давно, в одной из прошлых жизней. Презрев опасность, он отправляется на ее поиски. Впереди у него долгий и опасный переход по ночной земле, местами освещенной зловещими источниками, бурлящими кратерами и озерами лавы.

И вот его взору — а вместе с тем и нашему — предстают величественные мрачные просторы. Смерть поджидает на каждом шагу. Страх осаждает душу героя, но спасение возлюбленной для него важнее собственной жизни, и он медленно движется вперед, живописуя окружающий антураж и его зловещих обитателей.

Герой попадает в царство настоящего космического ужаса: огромные, молчаливые великаны, проклятые места, зловещий хохот неизветсной гигантской твари, недочеловеки... Но при этом ночная земля не может не поражать странной красотой призрачных огней, неясных силуэтов, фосфоресцирующих туманностей и таинсвенностью. Она ютит в себе воплощенные кошмары, но также и дарует укрытие; она милостиво принимает как людей, так и нелюдей; она терпелива и снисходительна... От нее веет спокойным материнским величием.

Не раз герой обращается к читателю, называет его своим другом, ведь он делится с ним самым сокровенным — своими переживаниями. Его искренность и куртуазность, нежность чувств и красота придуманного мира вызывают в душе читателя неизбежный отклик.

Уильям Хоуп Ходжсон создал по-настоящему проникновенное и чарующее произведение. Вне сомнений и вопреки всем недостатками, оно выстоит под ударами времени и будет жить, пока будут рождаться люди с чувствительными душами.

Это роман, который не разбираешь по косточкам, это роман, который просто любишь.

Любишь, как любишь Ночь.

Оценка : 10
«Шамракен» следует в порт приписки»
–  [ 5 ]  +

kkk72, 15 февраля 2011 г. в 21:41

Трогательная, хоть и несколько немудрящая история о старых моряках. Ходжсону удалось очень удачно показать достойную старость людей, которые прожили всю жизнь, честно занимаясь любимым делом, людей, которые пережили свое время, людей, которые готовы встретить смерть с легкостью, ведь им не за что стыдиться ни на том, ни на этом свете. Буквально несколькими штрихами автору удалось обрисовать нам характеры и образ жизни персонажей своей трагикомедии. Да, есть нечто комичное в седобородом юнге, в дряхлых старцах, драящих палубу и поднимающих паруса. Но легкий юмор только подчеркивает жизненную драму людей, прошедших свой жизненный путь до конца.

Пожалуй, несколько смазывает общеее впечатление некая излишняя нарочитость, подчеркнутая благообразность истории, но, видимо, такая вычурность типична для творчества Ходжсона.

Кроме того, рассказ красив и поэтичен. Удивительное природное явление описано автором очень ярко и эффектно. Не могу не отметить и романтичную атмосферу рассказа, которая производит впечатление. Вообще, в этой красивой и грустной истории есть нечто гриновское. Думаю, каждому романтично настроенному читателю этот рассказ понравится и запомнится.

Оценка : 8
«Дом в порубежье»
–  [ 20 ]  +

Kiplas, 28 ноября 2010 г. в 02:17

Впечатления сумбурные. Но попробую разобраться.

С одной стороны, у нас имеется завязка, самым приятным образом напоминающая комп. игры в жанре «survival horror», а вот что нас ждет дальше...

Как сообщается в самом-самом начале, этот роман — манускрипт, найденный на развалинах того самого дома; здесь автор прибегает к мистификации (уж не знаю, насколько серьезно он ее затевал). И этот манускрипт оказывается немного подпорчен ровно посередине — там, где книга оказалась раскрыта в мгновение катастрофы, разрушившей дом. Это место в романе, конечно же, отмечено «затертостями» и утраченными страницами. Но пропущенные буковки будто превращаются в какое-то временно-пространственное искажение, и героя вместе с читателем зашвыривает в... черти-куда, в общем — сами прочтете ;-) Те, кто думает, что действие будет развиваться в доме и его окресностях, будут здорово удивлены. Как и я.

Путешествия героя за грани привычного восприятия наталкивают на размышления: не попробовал ли моряк чего-то экзотического в далеких странах? не был ли он законспирированным членом какого-то эзотерического ордена? :-))) В любом случае, визии те еще. Возникло ощущение, что Ходжсон экспериментировал так, как только мог, делал, что душе угодно, следовал подсказкам воображения...

В результате получился вдохновляющий увлеченностью самого автора, очень странный роман. Как и в случае «Ночной земли», Ходжон создает мир, который завораживает его самого. Возможно, дело в моей фантазии, но мне кажется, что и в этой книге сквозит эта необычайная нежность, деликатность и любовь. Поэтому, если говорить об образе автора, Ходжсон представляется мне исключительно приятным человеком.

И, все же, роман не без корявостей. Иногда раздражают все те же повторения, иногда — резкий скачек от одной темы к другой, к развитию персонажей Ходжсон интереса не проявляет... Но это все чепуха — первопроходцам такие ошибки не засчитываются ;-)

Но чего бы мне все же хотелось, так это чуть более обширной концовки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почитать размышления на тему того, что же это были за Свинорылы, каким образом тварь с Арены переместилась в нашу реальность, что это была за огромная Яма под Домом, какую функцию исполнял он сам, почему присутствовал на разных планетах (в разных измерениях?), описания Моря Снов, напоминающего Субстанцию из «Трилогии Искусства» Баркера...
И, все же, эти недомолвки — тоже часть привлекательности романа — читатель или додумает сам, или так и оставит эти вопросы без ответа, покрытыми тайной.

Оценка : 10
«Голос в ночи»
–  [ 5 ]  +

alex1970, 21 ноября 2010 г. в 18:22


Два мореплавателя в Тихом океане встречают странное существо, некогда бывшее человеком. Существо рассказывает им трагическую и ужасную историю.

Жуткий рассказ, атмосфера страха буквально опутывает читателя. Очень удачный образец жанра.

Оценка : 9
«Незримый конь»
–  [ 8 ]  +

Kuntc, 15 ноября 2010 г. в 00:16

Хоть я и не особо в целом люблю жанровую литературу конца позапрошлого – начала прошлого века, но вот рассказы того времени всегда читаю с удовольствием, а Ходжсон конкретно с его циклом историй о Тосаме Карнаки у меня уже довольно долго числился в планах на прочтение. Вот, наконец-то, ознакомился с одним из этих произведений в «азбучном» сборнике «Мистика».

Впечатления оказались не самыми лучшими. Единственное, что приглянулось – это образ призрачной лошади в самом начале рассказа. Все остальное очень слабо – и персонажи, и сюжет, и развязка этой загадочной истории. Впрочем, ладно. Это бы я еще простил Ходжсону, большинство мистических рассказов того периода иначе, как «наивными» (за что и люблю), я не воспринимаю, поэтому готов закрыть глаза на эти недостатки. Но стиль, стиль… Словно в школьном сочинении на тему «Как я провел свое лето». Грубое перечисление действий: пошел, увидел, ударил, выстрелил…

Оценка : 4
«Карнакки — охотник за привидениями» [Цикл]
–  [ 15 ]  +

Pickman, 30 октября 2010 г. в 21:40

Из классиков литературы ужасов Ходжсон ступил на российскую землю последним (отдельные рассказы не в счет), и поэтому логично будет представить его читателю через сравнение с другими мэтрами.

Многое роднит литературного отца Карнакки с его соотечественником М. Р. Джеймсом: оба действию предпочитают факты, сюжету — атмосферу, объемным персонажам — почтенных джентльменов, основная функция которых состоит в красочном переживании испуга. Оба подчеркнуто неторопливы и непритязательны в стиле: обстоятельность и детализация ставятся выше, чем игры с языком и яркие метафоры. Вместе с тем Ходжсон, человек трудовой профессии (солидная часть его жизни прошла в море), далек от исторических и библиофильских изысков, присущих автору «Рассказов антиквария». Во многих рассказах о Карнакки зло коренится не в прошлом, а где-то извне — в чуждых нам слоях бытия.

Внешне цикл близок к историям Элджернона Блэквуда об оккультисте Джоне Сайленсе, однако последние не страдают от недостатка психологизма и, что особенно важно, однообразия. В отличие от старшего коллеги, Ходжсон строит повествование по единому шаблону, отчего рассказы приобретают сходство с распространенным типом квестов «Выйди из комнаты»: Карнакки — набросанный, кстати, более скупыми штрихами, чем доктор Сайленс — является в помещение, облюбованное потусторонними силами, и методом проб и ошибок докапывается до истины. Иногда та оказывается обыденной — и здесь автор верен традициям Конан Дойла, который предпочитал не сталкивать мистера Холмса с тайнами, неподвластными человеческому разуму.

Лавкрафту, одному из своих литературных учеников, Ходжсон ощутимо проигрывает в увлекательности и масштабе. Джентльмен из Провиденса едва ли не все свои полотна писал на фоне безграничной Вселенной, его же предшественника мысль о ничтожности человека привлекает не так явно, хотя многие описанные им существа из «внешних сфер» могли бы занять не последнее место в ктулхианском пантеоне.

С Артуром Мейченом, наиболее одаренным из творцов «черной фантастики» начала XX столетия, Ходжсона сближает самая сильная его черта. Как и знаменитому валлийцу, ему свойственна поразительная достоверность в изображении сверхъестественных явлений. В лучшем из рассказов о Карнакки, «Свинье», манера автора приближается к документальной, если не протокольной; с беспристрастностью научного прибора он описывает чувства героя и происходящую вокруг него чертовщину, блестящим образом избегая штампов, которыми кишат нынешние аналоги. Описание это, растянутое на сорок с лишним страниц, иного читателя может вогнать в сон: рассказы Ходжсона требуют непрерывной работы ума и воображения, без которых получить удовольствие от этой своеобразной прозы невозможно. Однако тех, кто переборол себя, ждет настоящее пиршество духа — и страх как он есть.

Оценка : 7
«Путешествие шлюпок с «Глен Карриг»
–  [ 15 ]  +

Андрэ, 18 октября 2010 г. в 10:24

Этот первый роман из условной трилогии Ходжсона я прочитал на одном дыхании. И это, не смотря на то, что повествование идёт от первого лица и не содержит ни одного диалога. Истории о потерпевших кораблекрушение зачастую достаточно банальны и присутствуют в произведениях большинства писателей-приключенцев. Однако Ходжсон погружает читателя с самых же первых страниц и без раскачки в атмосферу настоящего ужаса и кошмара. Таинственные завывания и крики, а также непрошенные гости, природу происхождения которых невозможно определить, загадочное Саргассово море, огромные каракатицы и крабы-гиганты, леса из грибов выше человеческого роста, слизеподобные морские дьяволы и ещё много чего придётся пережить главным героям, чтобы добраться до родных берегов. Если мы говорим о влиянии автора и его произведений на других писателей и на жанр вцелом, то мне здесь вспомнились, прежде всего, «Остров погибших кораблей» А.Беляева и «В пьянящей тишине» А.Пиньолья (нападение полчищ морских дьяволов на остров и на корабль). Тем, кто давно (как я, например) не читал хороший приключенческий роман — всячески рекомендую. Тем более, что он ещё хорошенько заправлен и мистико-фантастическим соусом.

Оценка : 9
«Незримый конь»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 07 октября 2010 г. в 12:17

Подражание «Собаке Баскервилей» – старинная легенда, жуткие события в современности, реалистичная разгадка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(здесь тоже замешан родственник, но мотивы у него другие).

Хотя, в отличии от «Собаки» здесь мистика все же есть – именно призрачный конь разделался с имитатором.

Неплохой рассказ, но архаичный и не очень страшный.

Оценка : 7
«Свистящая комната»
–  [ 4 ]  +

alex1970, 06 октября 2010 г. в 21:32

Один из лучших рассказов о Карнаки.

Детектив столкнулся со странной загадкой – свистящей комнатой в одном из ирландских замков. В комнате сошлись в битве силы Добра и Зла. С помощью детектива Добро побеждает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда-то король сжег шута, придумавшего Песню глупости, высмеивающую монарха. Ненависть росла и копилась веками. И вот она выплеснулась наружу.

Интересный мистический детектив, несколько архаичный, но захватывающий.

Оценка : 9
«Незримый конь»
–  [ 4 ]  +

dio, 24 июня 2010 г. в 11:28

Читал рассказ в антологии «Мистика», может в сборнике рассказов о Карнакки он и произведет другое впечатление, да и перевод в сборнике другой — а пока... Наверное в момент написания рассказа, он и представлял что-то оригинальное, сейчас же такой рассказ не очень производит впечатление: герои простоваты, сюжет сумбурен и недоделан так как и атмосфера. Да и стилистически рассказ слабоват, хотя я в этом неприхотлив.

Оценка : 7
«Карнакки — охотник за привидениями» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

Kiplas, 10 июня 2010 г. в 01:21

Весьма неровный сборник.

Настоящей авторской удачей можно назвать только «Свинью», а остальные рассказы, по большей части, являются не очень интересными поделками.

Следует заметить, что заглавный персонаж был и остается очень влиятельным персонажем — взять хотя бы тот факт, что он постоянно всплывает в хоррор-антологиях, составителями которых выступают далеко не последние люди. Сам я был удивлен, что Карнакки появляется в «Лиге выдающихся джентльменов» Алана Мура + ЛаВей назвал своего сына «Satan Xerxes Carnacki LaVey» (эти и множество других фактов можно почерпнуть на просторах Википедии).

Не могу сказать, что я остался в восторге, но ради «Свиньи» и 3-х последних рассказов из вечевского тома (можно смело выкинуть все остальное) читать книгу очень даже стоит.

Оценка : 7
«Голос в ночи»
–  [ 9 ]  +

Kiplas, 10 июня 2010 г. в 01:02

«Голос в ночи» явно перекликается с «Брошенным судном»: если отбросить морскую тематику, у нас остается главный антагонист —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лишайник-паразит и плесень, поражающие как живую, так и мертвую субстанции.
И в этот раз Ходжсон показывает себя настоящим мастером ужасов в чистом виде этого жанра. Сложно не проникнуться постепенно нагнетаемой аурой неотвратимой беды, сложно остаться равнодушным к судьбе потерпевших крушение.

Не знаю, почему Ходжсон упорно использует прием с рассказом очевидцев. История могла бы прекрасно сработать и без этого.

Оценка : 8
«Или, Или, лама савахфани!»
–  [ 4 ]  +

Kiplas, 10 июня 2010 г. в 00:31

Не знаю, как кого, а меня всегда пугало, если нечисть выказывает открытое презрение перед силами добра — вспомните хотя бы сцену мастурбации крестом в «Экзорцисте». Поэтому финал «Савахвани» меня не мог не задеть.

Здесь мы сталкиваемся с уже привычным для Ходжсона теоризированием, пускай на этот раз оно исходит и не из уст Карнакки. Если осовременить рассказ, то вибрации превратятся в атомы и электроны, так что он вполне хорошо бы чувствовал себя и в физически достоверной версии.

И да, молва права — это одна из темных жемчужин сборника.

Оценка : 9
«Банка с сахарином»
–  [ 5 ]  +

Kiplas, 09 июня 2010 г. в 02:21

Коротенький, но очень приятный рассказик: повествование легкое и непринужденное, как летний неторопливый за чаем в уютной беседке. Практически все, что показывают — это спектакль со снятием масок в финале.

Оценка : 7
«Обходной манёвр»
–  [ 3 ]  +

Kiplas, 09 июня 2010 г. в 02:16

Ловкий кэп выступает в этом опусе в роли знатока человеческой натуры (это его и спасает из щекотливой ситуации). Также нужно отметить его самокритичность и справедливость.

Не сказать, что рассказ очень уж интересный, но, по крайней мере, слабое удивление вам гарантировано.

Оценка : 7
«Брошенное судно»
–  [ 5 ]  +

Kiplas, 09 июня 2010 г. в 01:54

До конца сборника остается 2 рассказа. Из всех опусов этот понравился мне больше всего.

Ходжсон проявляет себя настоящим мастером нагнетения зловещей обстановки, он играет на чувствах читателя, как на пианино. Единственный его рассказ, который я прочел, торопливо впитывая текст и горя желанием узнать, что же будет дальше. Воистину замечательный, настоящий хоррор.

Не знаю, читал ли Кинг «Судно» перед тем, как написал «Плот», но аналогия очевидна. К тому же, ни разу до этого стиль Ходжсона не был столь близок манере современного Короля Ужасов.

Оценка : 10
«Дело торговца редкостями»
–  [ 3 ]  +

Kiplas, 03 июня 2010 г. в 23:58

В «Деле» нет ни мистики, ни Карнакки, зато есть бравый кэп (капитан Голт, нужно полагать), член какого-то тайного братства и любитель экзотики. Не удивительно, что его занесло в лавку всяких редкостей, где он случайно встречается с членом своего тайного братства и берется ему помочь.

Кроме того, что стиль Ходжсона в этом рассказе несколько оживился (если сравнивать с рассказами о Карнакки), в рассказе нет ничего примечательного. Интрига довольно проста и незатейлива. Произведение, не прочитав которое ничего не теряешь.

Оценка : 6
«Свинья»
–  [ 13 ]  +

Kiplas, 02 июня 2010 г. в 22:49

Рассказ, который многие очень сильно хвалят и называют лучшим в сборнике. Возможно, так оно и есть.

Ходжсон рисует довольно жуткую картину погружения человека в своеобразный ад и через Карнакки дает этому подробное обьяснение — если кто-то ищет хоррор космического размаха, то он здесь в обильном наличии. Даже обьемная обьясняющая часть, которую, как и в других рассказах о Карнакки, можно было с большим успехом инкорпорировать в саму историю, не слишком утомляет читателя, поскольку она действительно интересная.

Также «Свинья» наводит на мысль, которая применима к огромному числу ужастиков — что может показаться смешным в одной ситуации, будучи поставленным в другой контекст, оказывает сильный пугающий эффект.

Оценка : 9
«Корабль с привидениями»
–  [ 3 ]  +

Kiplas, 29 мая 2010 г. в 19:29

Рассказ, который можно было бы посчитать ничем не примечательным, если бы не финальное рассуждение о природе сверхьестественного наваждения, которое можеть быть вызвано

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
определенной комбинацией действий и материалов — по сути, магическим ритуалом.
Но сама основная часть рассказа не загорелась мистическим настроем, и это обидно.

Оценка : 7
«Находка»
–  [ 7 ]  +

Kiplas, 29 мая 2010 г. в 19:26

Рассказ, без которого сборник ничего не теряет. Простой до невозможного и попросту неинтересный. Напрочь отсутствует что-либо, способное удержать внимание читателя. На этот раз однозначно холостой выстрел.

Оценка : 4
«Незримый конь»
–  [ 5 ]  +

Kiplas, 27 мая 2010 г. в 20:15

Рассказ на уровне «Свистящей комнаты», если сравнивать с предшествующими рассказами из сборника. И пускай «Коня» оригинальным не назовешь — как и в случае с «Комнатой» и «Вратами чудовища», гигантские призрачные явления сразу же вызывают в памяти огромные доспехи уолполовского «Замка Отранто» — в рассказе царит будоражащая атмосфера неведомого, присутствие злой сущности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Несколько портит впечатление рационализирование Карнакки и то, что он, будучи, если верить Ходжсону, великолепным детективом, прошляпил очевидные вещи, но их можно простить.

Оценка : 8
«Ночная земля»
–  [ 5 ]  +

glupec, 23 мая 2010 г. в 20:16

Чертовски завораживающая вещь. Высокий пафос (по мне, это не есть недостаток, скорее наоборот), красота чувств и поступков...

Очень жаль, что я был лишен этой книги где-то лет так в 16. Тогда бы она просто покорила (подчинила) меня. Но и сейчас воспринимается замечательно.

Оценка : 7
«Обитатель последнего дома»
–  [ 7 ]  +

Kiplas, 23 мая 2010 г. в 15:36

Еще один вялый рассказ о Карнакки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рациональная составляющая разгадки притянута за уши; непонятно почему Карнакки решил использовать вила и клетку против явно призрачной нечисти; непонятно, почему призрачный ребенок и женщина обьявились уже после отьезда матери; глупое поведение Тобиаса — если ему что-то было нужно в доме, можно было взять это обычным способом, без уловок, просто попросив нынешних жильцов, и странно, что полицейские не стали узнавать, что же он искал и не наложили на него санкций за возмущение спокойствия — экие добряки...
Единственное, что понравилось — это идея Карги и нерожденного ребенка. Именно на этом следовало строить весь рассказ, а не вилять из стороны в сторону.

Оценка : 6
«Через центр циклона»
–  [ 3 ]  +

rusty_cat, 18 мая 2010 г. в 22:28

Это отличный рассказ. Не эссе, а художественный очерк, потому что мы не просто читаем нудное перечисление событий, но переживаем их, мы видим реальными основных персонажей: героя фотографа, первого помощника, шкипера. И невероятную по красоте и могуществу стихию. Пожалуй, среди рассказов сборника «Дом в порубежье» именно «Шамракен...» и «Через центр циклона» — я бы для себя отметил. И, пожалуй, по силе слога именно «Через центр циклона» превосходит другие, нереалистические вещи. Для настоящего литературного произведения ведь неважно, выдумал автор или виртуозно рассказал реальную историю, а это плавание через центр ужасной стихии написано очень хорошо. Впрочем, если в первом издании рассказ сопровождался фотографиями, дорого бы я дал за то, чтобы взглянуть на эти фотографии. Отличная история, которая что-то новое мне открыла, и за которую я могу сказать «спасибо» автору!

Оценка : 9
«Из моря без отливов и приливов»
–  [ 7 ]  +

rusty_cat, 17 мая 2010 г. в 00:34

Главный недостаток этого рассказа, а вернее, своеобразной дилогии — Первого письма и Пятого — заключается в том, что читателю представлены именно два куска жизни героев без финала, без расставленных точек над i. Мы знаем начало истории и мы можем только догадываться о том, чем закончилась жизнь двух прекрасных людей, волею судьбы оказавшихся в сетях Саргассов.

В остальном же, это — печальная, но исполненная красоты история о любви, взаимовыручке, об умении не унывать в самых тяжелых обстоятельствах, о силе духа и ответственности за ближних, история, окрашенная трагической судьбой персонажей и мрачным ореолом Саргассов, пожалуй, не менее мифического объекта, чем «Летучий Голландец» или «Бермудский треугольник».

Оценка : 7
«Свистящая комната»
–  [ 6 ]  +

Kiplas, 15 мая 2010 г. в 22:03

Один из лучших рассказов о Карнакки. Впервые абсолютное Зло здесь сталкивается не со слабым жалким червяком — человеком — но со своим настоящим оппонентом — абсолютным Добром. Также нельзя не вспомнить рассказ Э. А. По «Прыг-Скок». И все же произведение далеко не шедевр и, как и предыдущие рассказы из вечвского сбоника, близко к обычному «pulp fiction».

Оценка : 7
«Врата чудовищ»
–  [ 6 ]  +

Kiplas, 15 мая 2010 г. в 18:49

Самый интересный рассказ из первых 3-х, представленных в сборнике —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
возможно, потому, что Ходжсон не разочаровывает читателя притянутыми за уши рациональными объяснениями
. В нем у автора получается нарисовать несколько если не жутких, то уж точно неприятных картин. Очень любопытна идея с самими «вратами чудовищ». Язык повествования непритязателен. Рассказ читается легко, с интересом.

Оценка : 7
«Дом среди лавров»
–  [ 9 ]  +

Kiplas, 15 мая 2010 г. в 18:43

Слабый рассказ. Неплохое сгущение красок вначале и неуклюжие бледные мазки в конце. Объяснение всех необычных явлений очень неубедительное — наш детектив 3 недели обследовал дом перед тем, как провести в нем ночь. Плохой детектив, получается :-(

Из явных ляпов: комната была освещена 66 свечами, камином, свечами у дверей, трубками пентаграммы... даже при полностью погасших свечах не заметить того, что происходило в темноте было практически невозможно.

Оценка : 6
«Ночная земля»
–  [ 19 ]  +

kkk72, 11 мая 2010 г. в 14:44

Палеонтологи порой с немалым шумом сообщают о том, что найдено очередное недостающее звено — некий ископаемый гоминид, одна из переходных форм от обезьяны к человеку. Ученые с огромным интересом сравнивают косточки этих диковинных существ, пытаясь выяснить, кто от кого произошел. Любитель же литературы может с не меньшим энтузиазмом выстраивать цепочку произведений в поисках корней развесистого древа современной фантастики и мистики. И если имена Эдгара По, Герберта Уэллса, Говарда Лавкрафта известны каждому поклоннику фантастики и мистики, то десятки других авторов ХIХ — первой половины ХХ века остаются своеобразной «терра инкогнита» для массового читателя. Отрадно, что в последние годы «белые пятна» постепенно исчезают, а издатели радуют читателей новыми малоизвестными именами. Серия «Мастера мистической прозы» издательства «Вече» как раз и объединяет произведения не слишком известных фантастов и мистиков первой половины прошлого века. Благодаря издательству «Вече» и переводчику Юрию Соколову во мраке, сквозь который едва проступают полузабытые имена предтеч, вновь засияла яркая звезда таланта Уильяма Хоупа Ходжсона – очень своеобразного автора и человека с весьма необычной и даже трагичной судьбой.

В его недолгую биографию – автор прожил всего 40 лет – поместились и восемь лет морских плаваний, и служба в полиции, и участие в Первой мировой войне, которое и стало для Ходжсона роковым. И всего-то восемь лет из этих сорока осталось на литературную деятельность Ходжсона. Тем не менее, за этот недолгий срок автор успел издать четыре романа и несколько десятков рассказов.

Пожалуй, самым знаковым и любопытным из романов Ходжсона является «Ночная Земля», изданная в 1912 году, но написанная, судя по всему, значительно раньше.

Итак, представьте себе мальчишку викторианской эпохи, с горячим сердцем, чистой душой, большими амбициями и неуемной, яркой фантазией. Конечно, он мечтает о тех простых и важных вещах, о которых мечтают мальчишки всех времен и народов: о том, как он совершит удивительные подвиги, как все восхитятся его мужеством и даже строгий, но внимательный наставник выкажет ему свое уважение. И, конечно, самое главное: прекрасная девушка, которую он спасет, непременно падет в его объятия и станет его нежной возлюбленной и верной женой. Ну а наш герой скромно, но с достоинством примет подобающие почести и отправится дальше, к новым удивительным подвигам и приключениям.

Написать такую книгу, на первый взгляд, не так сложно. Как писал еще Алексей Свиридов в своем замечательном «Малом типовом наборе для создания гениальных произведений в стиле «фэнтези», всего-то и требуются: главные Герой с Героиней, Мудрый Наставник, пару Верных Спутников, Главный Злодей и несколько его приспешников да декорации поярче. Живший почти за век до Свиридова Ходжсон оказался истинным минималистом и обошелся без изрядной части вышеупомянутого типового набора.

В книге вы не найдете верных спутников главного героя, он вполне управится с проблемами своими собственными силами. Да и мудрый наставник героя – Мастер над Монструваканами играет в произведении эпизодическую роль, лишь несколько раз появившись в начале и в финале произведения. Все в романе подчинено только главному герою, «альтер эго» самого Ходжсона, который совершенно не нуждается в помощниках ради того, чтобы спасти свою возлюбленную. Собственно говоря, и романом-то «Ночную Землю» можно назвать только с учетом ее изрядного объема. Сюжетная линия произведения одна-единственная и при этом она пряма как стрела. Главный герой узнает, что его возлюбленная в беде, бросается на выручку, преодолевая многочисленные препятствия, спасает девушку, после чего они уже вдвоем преодолевают не меньшие опасности на обратном пути. Все. Точка.

Характер возлюбленной главного героя тоже не блещет особой глубиной. Автор изобразил ее идеальной особой, лишенной каких либо недостатков. Умная, храбрая, стойкая и вместе с тем нежная, любящая, порой даже кокетливая, а к тому же безоговорочно преданная своему любимому и всецело ему послушная. Пожалуй, только пылкий юноша способен представить столь романтичную и идеальную картину.

Со злодеями дело обстоит ничуть не лучше. Некое глобальное Зло, нависающее над миром, описано крайне туманно. Обычные же монстры набрасываются на героя и его спутницу то поодиночке, то целыми стаями, но крепкая рука и надежное оружие героя всякий раз отправляет их в небытие.

К тому же, сам стиль описания событий своеобразен. Больше всего текст напоминает чрезвычайно подробный и тщательный дневник главного героя. Проснулся, позавтракал, шел шесть часов, передохнул, попил воды, прятался от врагов, крался пять часов, спрятался, поужинал. И так изо дня в день. Описания изобилуют множеством мелких подробностей. С одной стороны, это позволяет нам лучше погрузиться в мир, прочувствовать буквально на собственной шкуре все, происходящее с главным героем. С другой стороны, эти подробные описания быстро приедаются свои крайним однообразием и начинают утомлять читателя. А ведь это еще сокращенный вариант перевода, избавленный от многих длиннот и повторов! Представляю, как в таком случае выглядел оригинал этой книги.

Идеализированные, не слишком интересные герои, прямолинейный сюжет, обилие повторов и длиннот. Так что же получается? «Ночная Земля» может представлять интерес только для того, кто интересуется историей фантастики, а на обычного читателя способна лишь навеять тоску? Нет, нет и еще раз нет! Перед нами тот редкий случай, когда слабое во многих отношениях произведение спасают декорации. Ибо поразительные картины умирающей Земли, созданные фантазией Ходжсона, назвать заурядными совершенно невозможно.

Автор переносит свою романтическую историю в очень далекое будущее, когда некие загадочные катаклизмы изуродовали лик земного шара до неузнаваемости, когда в результате неосторожных экспериментов ученых силы Зла вторглись на Землю и подчинили ее себе, а остатки человечества оказались вынуждены укрыться в грандиозной пирамиде.

Ходжсон довольно поверхностно описывает то, как человечество пришло к столь плачевному состоянию. Не слишком много внимания он уделяет и развитию техники будущего, а его скупые описания выглядят сейчас крайне наивно. Впрочем, Ходжсон скорее мистик, чем фантаст. Не хитроумная техника будущего, но сила духа и мысли, по его мнению, способны будут передать весть через тысячи километров, а ключ к победе над Злом — не совершенное оружие, но вера и воля человека. И именно картины умирающей Земли очень далекого будущего – самое яркое, красочное, интересное в романе, то, ради чего действительно стоит знакомиться с творчеством Ходжсона.

Благодаря ярким и красочным описаниям автора эти картины представляешь настолько ярко, как будто видишь их собственными глазами. Кромешная мгла, окутавшая Землю – и яркий бриллиант Великого Редута, горящий во тьме. Невероятные Стражи – монстры величиной с гору, веками караулящие людское прибежище и источающие зло и ненависть. Черные безжизненные скалы и извергающие огонь вулканические жерла – источник света, тепла и прибежище ужасных тварей. Ущелье и чудовищные слизни, дно высохшего моря и рыскающие по нему Горбатые люди. Вот лишь самые яркие из тех необычных полотен, которые создала рука Ходжсона. Непросто передать ту грозную красоту, которую воплотил автор в «Ночной Земле», тот контраст между прекрасным и безобразным, величественным и отталкивающим, которым наполнено это произведение.

Эпизоды из «Ночной Земли» стали источником вдохновения для многих знаменитых авторов. Например, момент, когда герой романа крадется во тьме и пытается укрыться от Безмолвных, глядя на их призрачную обитель, чрезвычайно напоминает скитания Фродо и Сэма у Минас-Моргула.

Для современного читателя роман Ходжсона может показаться необычным и непривычным. Он не отличается динамичностью сюжета, проработанностью образов героев. Но яркие, причудливые картины Ночной Земли навсегда запомнятся каждому, кто прочел это произведение.

Оценка : 6
«Невидимая тварь, или Странная история Горестного кинжала семейства Джарноков»
–  [ 8 ]  +

Kiplas, 10 мая 2010 г. в 16:06

Первый из прочитанных мною рассказво Ходжсона.

По сравнению с текстом «Ночной земли» рассказ читается очень живо, легко и с интересом, который подогревался мыслью о том, что речь пойдет о детективе, занимающемся сверхьестественными делами (первое, что приходит в голову, как образ — Гарри Д'Амур из произведений Клайва Баркера). К слову, это первый такого рода детектив в литературе ВООБЩЕ! Но, пожалуй, на этом достоинства рассказа себя исчерпывают. Довольно любопытная завязка и слабое разрешение. К этому добавляется недовольство, связанное с личными предпочтениями:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
очень не люблю, кога произведение начинается мистическим мраком-ужасом, а заканчивается тем, что это все, оказывается, ерунда была.

Но памятуя о том, что «Невидимая тварь» — не лучший из рассказов Ходжсона, читаю дальше.

Оценка : 6
«Незримый конь»
–  [ 10 ]  +

Vladimir Puziy, 28 февраля 2010 г. в 16:09

Это первое моё знакомство с циклом о Карнаки -- и, похоже, на ближайшее время последнее. Я люблю архаику, но здесь она бессодержательная, пустая. «Никакой» -- вот, наверное, самое точное слово, которым можно описать мои впечатления об этом рассказе. Много банальностей, не впечатляющий стиль, слабая развязка...

Оценка : 5
«Ночная земля»
–  [ 16 ]  +

Андрэ, 23 января 2010 г. в 18:59

Затрудняюсь точно сказать, когда и где мне попалось впервые упоминание о «Ночной Земле», да и о Ходжсоне тоже, но как минимум точно в антологии «Лучшее за год-2004», вышедшей у нас в 2006. В предисловии к повести Джона К. Райта есть затравка по поводу этой книги и ее влияния на творчество К.Э.Смита, Джека Вэнса, Джина Вульфа и других. С тех пор «Ночную Землю» Ходжсона я ждал. Скажу, что, пожалуй, это было для меня чуть ли не главным ожиданием года, поэтому как только получил книгу, отбросил всё в сторону и принялся за чтение.

Написанный почти сто лет назад, роман действительно причудливый и странный. Ходжсон создал свой Мир, свою Вселенную (то, чему сейчас никого не удивишь) одним из самых первых. Причем мир этот постапокалипсный (вот кто стоял у истоков модной ныне темы, а год написания, кстати, 1912, за 100 лет до объявленного нынче). К тому же роман трудно отнести только к жанру мистики, фантастики или хоррора, каждому тут отведено свое место. Много в романе сентиментальности, и я бы даже сказал от рыцарского романа или романа воспитания (или как лучше сказать?).

Сам сюжет достаточно прост и понятен из аннотации, но при этом роман хочется читать и читать, не смотря на многочисленные нападки в адрес переводчика по поводу изъятия целых кусков текста (чуть ли не четверти, а то и целой трети романа). Думаю, что Соколов прав, а тем кто жаждет покопаться во всех длиннотах, самоповторах и т.п. (а я и сам не прочь порой) можно дождаться и полного варианта, но будут ли они удовлетворены... Сама Одиссея главного героя через Ночную Землю и возвращение назад со своей Девой описаны достаточно обыденно, порой даже занудно (они ели и пили и спали каждые N-часов), но в том-то и дело, что Мир этот рисует в воображении очень интересные и незабываемые образы и пейзажи, к которым хочется возвращаться снова и снова. А скольких еще обитателей Ночной Земли нам не показали... Право, тут есть где и чем размахнуться продолжателям дела Ходжсона.

Кроме того в романе много для того времени всевозможных новаторских идей. Сама Пирамида поражает своими масштабами и мироустройством, её обитатели -люди, многие из которых, как, например, наш герой, обладают паранормальными способностями (способны слышать и говорить с другими на больших расстояниях). Новое оружие, новые ресурсы существования: чудо-таблетки, двух-трех которых хватает, чтобы подкрепиться и поддерживать неделями жизнеспособность и силы, вода, возникающая из воздуха при взаимодействии с каким-то порошком... Само попадание главного героя из прошлого в будущее и обретение заново своей возлюбленной также остается загадкой.

Как уже было сказано, в романе много сентиментальности, собственно говоря, любовная линия и составляет стержень, вокруг которого и строится все повествование от начала и до конца. Это высокое чувство любви диктует и движет поступками главных героев, чьи отношения возвышенно чисты и приподносятся в лучших традициях рыцарского романа.

Хочется сказать о стиле повествования. Роман написан от первого лица, близко к дневниковой форме, что заставляет нас простить оговорки, сбивчивость, повторы, о чем часто напоминает и просит рассказчик. Порой он обращается к нам очень доверительно (вроде «Друзья, конечно же Вы со мной согласитесь...» или «Вряд ли Вы, будь на моем месте, поступили бы иначе...», что подкупает и вызывает дополнительные симпатии.

Прошла уже неделя после прочтения, а роман поймал меня в свои сети, я постоянно думаю о нем. Он оставил приятное такое послевкусие...

Мои ожидания оправдались. Это достойная книга, которую стоит прочесть каждому ценителю жанра.

Оценка : 10
«Брошенное судно»
–  [ 6 ]  +

Андрэ, 19 декабря 2009 г. в 14:45

Очень показательный на мой взгляд рассказ Ходжсона. Наверное, с него или с «Голоса в ночи» лучше и начать знакомство с автором. Корабль-призрак — живая плоть, субстанция, питающаяся всем, что принесет море, не прочь отведать на этот раз человечинки в лице любопытных моряков. Рассказ атмосферный, таинственный и не открывающий нам природы и сути вещей.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2 [3]



⇑ Наверх