fantlab ru

Андрей Белянин «Взять живым мёртвого»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.78
Оценок:
223
Моя оценка:
-

подробнее

Взять живым мёртвого

Роман, год; цикл «Тайный сыск царя Гороха»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

— Не позволю казнить Бабу-ягу! — орал царь Горох, топая ногами так, что терем шатался.

Но судебное постановление из Нюрнберга у нас на руках, да и бабка по юности много чего в лесах накуролесила, так что старое дело о якобы съеденном ею принце Йохане легло на наши плечи. И чтобы доказать невиновность нашей бабушки, всей опергруппе придётся ехать аж в Европу!

Ну да где наша не пропадала!

И тут бы не пропала, если б не скандальный дьяк и «волчий крюк»…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 220

Активный словарный запас: высокий (3184 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2017 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Взять живым мёртвого
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

А попробую-ка я, начитавшись Белянина, по одной лишь аннотации предугадать сюжет книги до того, как собственно её куплю.

Итак, из Нюрберга приходит постановление об аресте Яги, ответственной за смерть принца Йохана. Горох бушует, но под давлением общественности и жены вынужден будет отдать приказ опергруппе «арестовать» Ягу и доставить в Европу. Будет куча возмущений на тему «разве можно наказывать русского человека за то, что он когда-то убил иностранца, изверги», но группа всё равно соберётся в путь. К Никите, Яге и Мите прибьются Алёна и дьяк Филимон, возможно, Кнут, возможно, Шмуленсон. По пути будет традиционная встреча с разбойниками, если уже в Европе, то, возможно, с культурными разбойниками. Опергруппу попытается зохавать Кащей, получит по зубам, отступится. А если узнает, что его злейшие враги едут в Европу, то пожалеет их и будет что-нибудь болтать про то, как он один раз там побывал и было ему плохо.

По прибытии Ягу арестуют, пафосно скажут про то, что её будут судить главным и самым справедливым судом. Никита полезет ворошить дело, разбирать улики и в итоге выяснит, что принц был той ещё сволочью, а убили его свои же, тоже сволочи, и повесили дело на Ягу, ибо тогда с ней конфликтовали, она кого-то колданула, надо отомстить.

Что же это будут за свои... Не знаю, что выдумает Белянин, но с учётом того, что ему надо стать тысячным автором, радостно вопящим о том, как беженцы через пять лет сделают Европу мусульманской — это будут оборотни. А что, брутальные волосатые мужики, которые тоже люди, страдают, их надо пожалеть и помочь, а что они в полнолуние начинают всех поедать, так это природа такая, надо терпеть и быть толерантными. Разумеется, оборотни на самом деле те ещё твари и едят маленьких девочек на завтрак. Где-то в этом районе будут аллюзии на «Красная Шапочка».

Дальше будет много путешествий и беготни туда-сюда, галопом по Европам. Возникнет Алекс Борр и будет либо замешан во всём этом, либо, что более вероятно, выступать против оборотней, дабы очистить Германию и Европу от всех не-таких, оставить лишь истинных арийцев. Не исключено, что появится какой-нибудь культ Везельвула — официальный и уважаемый, и желающий отомстить героям за унижение своего кумира. Может, сам Повелитель Мух заглянет на огонёк. Ягу захотят казнить, её освободят так, что никто не поймёт, героям преградит путь толпа оборотней, однако с помощью авторского произ... э-э, то есть молодецкой удачи и наглости они выберутся, раскидают оборотней, посадят их в лужу, раскроют их тайну всему свету. Европейцы, ломая зубы от скрежета, извинятся перед Ягой и отпустят всех обратно. В Лукошкине возможна ещё одна стычка с Кощеем и шамаханами, которые решили под шумок и в отсутствие опергруппы напасть. Конец.

Опционально — Митьку будут называть «тупым злобным русским», на него будут вешаться дамы, ибо в Европах таких мужчин нет, на Никиту тоже, после чего Алёна разразится речью «все женщины в Европе уродливы». Обязательно покажут золотые блохоловки. Митьку вновь переоденут в женщину, будет куча шуточек про геев. Если Белянин совсем ударится в пошлость — дьяк переоденется тоже, а бороду все считать нормальным, ибо Кончита Вурст. Аллюзии на европейские сказки, братьям Гримм достанется точно. Возможно даже в виде встречи с ними и «они передрали все наши сказки, добавив кровищи, фу». Может быть, то же самое произойдёт и с Шекспиром. Обязательно будут аллюзии на «Золушку», «Бременских музыкантов», «Рапунцель» и «Румпельштильцхен».

Итог — унылая книга, где улыбнуться можно будет лишь в паре мест, а все анекдоты и шутки будут бородаты даже для «Аншлаг» и смешны лишь персонажам, с кучей выпадов в сторону Европы за каждый шаг влево, шаг вправо от стандартов Руси. Зайдёт лишь фанатам Белянина, фанатам «Тайный сыск» и просто желающим поржать над тупыми европейцами. Да и им может не всё понравиться.

P.S. Очень надеюсь, что я сгустил краски, ошибся и вообще пессимистичен.

Оценка: 3
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, у меня наконец-то дошли руки до прочтения. Так что оставляю теперь уже не гадательный, а нормальный обзор.

Внезапно для меня, я угадал оборотней. Правда, не в том ключе, в котором описал, да и вообще мои опасения оказались преувеличены. Никаких переодеваний в женщину, никаких блохоловок, никаких мужчин в колготках напрямую. Всё же Белянин старается не переступать определённую грань пошлости.

Увы, почти обо всём остальном сказать в хорошем тоне не выйдет.

Начиная с того, хотя грань и не переступают, но опасно балансируют. Будет вам тут и голый дьяк, и заигрывающе размахивающая юбкой Яга, и поцелуй между мужчинами (не в обычном виде и в качестве юмористической сценки – но всё же), а уж попадания по причинному месту давно классика.

Отдельного упоминания заслуживают «народные» разговоры. Просто потому, что они отвратительны – тупы, похотливы и пошлы, а также наполнены национальными стереотипами настолько идиотскими, что становится неудобно за автора. Причём так уже не первую книгу – понятия не имею, что Белянин нашёл в них такого хорошего. Отдельно доставляет то, что когда подобные разговоры звучат из уст немцев, они выглядят куда вежливее и нормальнее.

И раз уж пошла речь о национальных стереотипах – есть ещё один повод похвалить Белянина, за то, что он по-прежнему придерживается линии «Мало ли что там политики не поделили, люди везде те же самые и ничуть не хуже, чем где-то ещё». Причём для особо непонятливых проговаривает это прямым текстом. Однако затем об этом благополучно забывают – и вот герои уже продолжают бесконечный поток жалоб на то, как Европа их не любит, норовит запугать, сама не проживёт без России и вообще «а чо они». Поневоле в голову закрадывается подозрение, что Белянин над подобными жалобами скорее стебётся – уж слишком они карикатурны, доходит до серьёзных раздумий о том, как немцы, строящие каменные дома и имея огромные лесные пространства, предпочитают облизываться на русский лес и зависеть от него – но это тогда выходит какой-то слишком тонкий стёб.

И разумеется, не обошлось без европейских сказок и аллюзий на них. И вот тут Белянин провалился полностью, ибо при всём богатом материале, при большом потенциале связать его вместе в цельный сюжет большинство сказочный персонажей появляются в роли камео. И добро бы нормальное камео – так нет. К примеру, сказка про умную деву, которая смекалкой одолела дающего невыполнимые задания самодура-короля, свели к «девушка в сетке на голое тело сплясала». У остальных сказочных персонажей появления по большей части столь же «достойные».

Наконец, огромные сюжетные дыры. С самого начала никто не думает выяснять, откуда это внезапно узнали, что Яга последней видела Йохана – особенно когда оказывается, что это не так. Но это мелочи по сравнению с гигантскими противоречиями финала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, выясняется, что оборотням нужно освободить своего вожака-Йохана. И как только прибывает опергруппа, и бургомистр-оборотень отправляет её на спасение, прекрасно зная, что фигли кто ещё полезет, они… нападают на опергруппу. И бургомистр среди них.

Ну ладно, допустим, оборотни тупенькие и вообще жрать хотели. Однако затем выясняется, что Чёрная Королева, у которой и был Йохан всё это время, действовала с ним заодно, могла в любой момент освободить и, собственно, неоднократно это делала. Так из-за чего тогда весь сыр-бор? Зачем надо было дёргать Ягу? И что вообще Йохан делал на Руси до этого – контакты устанавливал?

Можно порыскать и найти ещё придирок. Персонажи в десятой книге остались такими же, как в первой – ну ладно Никите не положено, а Яга уже своё развитие отгуляла, но Митя и дьяк должны были уже вырасти и поумнеть. Яга зато натурально превращается в бога из машины – и арсенал у неё с самонаводящимся луком, и знакомства на каждом углу, и боевой опыт нехилый, и более старшую ведьму в её вотчине пришибить способна без проблем. Анахронизмы становятся совсем уж чудесными – Никита знает слово «блогер», а Голландия тамошних времён уже считается страной геев.

Но знаете что – ладно, бог со всем этим. Ну сюжетные дыры – встречали мы худшие в произведениях получше. Ну юмор на национальных стереотипах – раз пишется, значит, кому-то смешно. Ну персонажи не развиваются, ну пошлость, ну аллюзии не вышли – это всё терпимо.

Главная проблема произведения в другом – оно абсолютно пустое.

Белянин всегда пытался придумать что-то – необязательно новое, необязательно хорошее, но что-то. Инопланетяне на том свете. Меняющие реальность стихи. Вежливый и начитанный громила. Да тот же Тайный Сыск – милиционер, который даже в сказочном мире ратует прежде всего за закон и порядок. И всегда были остроумные и разнообразные персонажи, диалоги, ситуации. Это просто было интересно читать, интересно было ожидать новой порции фантазии автора и не всегда предугадывать, как именно она извернётся. Были осмеяния штампов, были эксперименты, было веселье.

Здесь этого нет. Всё предсказуемо. Всё уже было в том числе и у самого Белянина. Всё скучно. Всё уныло.

Финалом намекается, что это не последняя книга об опергруппе. И личная просьба – пусть она будет чем-то лучше этого, каким-то экспериментом, неожиданностью, новым взглядом. Пусть прилетят инопланетяне-прогрессоры и заставят всерьёз задуматься, нужен прогресс или нет. Пусть будет аллюзия на супергероев – не с красными труселями и несением демократии, а именно что встреча с человеком, получившим сверхсилу и желающим с её помощью всех спасти, не продумывая последствия. Пусть опергруппа переместится во времена, откуда пришёл Никита, и тот будет разрываться между двумя домами. Что угодно, на что хватит фантазии.

Потому что если следующая книга будет про то, как опергруппа в Лукошкино махается с Кощеем/другим сказочным злодеем или совершает такой же вояж в арабские страны, при этом основными источниками юмора оставляя худшие национальные стереотипы и уже неимоверно задолбавшую грызню с дьяком, то Белянин как писатель лично для меня будет мёртв.

Итог: худшая книга об опергруппе. Но надежда ещё есть.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо! Спасибо автору за книгу! Это — самое скучное (пожалуй) произведение из цикла «Тайный сыск царя Гороха». Слушал в аудиоформате перед сном. Засыпал примерно минуты через 3-4. Но я — упорный. Таки дослушал. И под что теперь засыпать? Проблема...

Если убрать в сторону обильное поливание загнивающей (уже тогда) Европы и культурное превосходство православной (таки уже тогда) России, что остаётся? А остаётся разочарование автором. Который из вполне весёлой, а местами и крайне смешной идеи сделал УГ, обильно пахнущее ура квасным патриотизмом. Честно говоря от этого цикла уже ничего не жду, спасибо, хватит.

Автору же пожелаю побольше критического мышления. И меньше смотреть государственные каналы, а больше самому ездить по местам, которые он описывает. Ибо нельзя описывать вкус пива в Праге, если вы сами не пили пиво в Праге.

P.S. Не хочу поливать грязью «Россию-матушку» или возвеличивать «свободную Европу». Но давайте подумаем, кто (так сказать) целевая аудитория этого произведения (если, конечно, об этом думал автор)? Мне кажется, что ЦА (в которую метит автор) — это провинциальные российские подростки, которые ходят в футболках с надписью: «Мы -русские, с нами — Бог!». И это, увы, грустно. Раньше автор себе так низко опускаться не позволял.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На редкость предсказуемые повороты сюжета, презрение к всем нерусским, юмор пошлый. Да, от упавшего голого дьяка с метлой между ног, живот надорвешь со смеху. Как и с бесконечных однообразных высказываний людской толпы.

Ничего нового автор в этой истории не показал, а от старого уже не смешно. Ощущение жеваного картона — вот и все, что остается от прочтения.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, что с циклом пора автору завязывать. Юмор настолько тонкий, что его уже и не видно. Ради интереса перечитал ранние произведения автора — легкое чтиво, вызывающее смех почти на каждой странице. А с этой книжки я пару раз улыбнулся. Ржавый меч, взять живым — уже лишние книги, высасывание сюжета из пальца, натужный юмор — и на счет «голубых» (наверное дань времени) и белорусской картошки до открытия Америки да и Бабы Яги в молодости — оказывается женщины очень легких моральных принципов, да и нашей Российской коррупции...

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На фоне поздних книг цикла, терпимо, но всё ещё плохо.

Из минусов — вялый и короткий сюжет, на фоне большого количества избыточных сцен и диалогов. Чуть менее уныло, чем с «Женится...» по «Чёрный меч...», но свежестью первых романов не пахнет.

Традиционное обыгрывание современных общественных комплексов и фобий. Старые герои регрессировали, новые — бледноваты.

Как-то прочлось, но особого интереса не вызвало. Думаю, продолжения цикла дальше 3-х первых романов было ошибкой.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал крайний роман цикла «Тайный сыск царя Гороха» и хотелось бы добавить свою ложку мёда к остальным разноплановым отзывам. После «Ржавого» и «Чёрного меча» ожидал чего-то такого же, несвязного и сильно растянутого повествования, но т.к. все остальные книги серии прочитаны, то пришлось погрузиться в чтение и данной работы. Ожидания, к счастью, не оправдались: книга получилась довольно интересной и по-настоящему увлекательной, никак не удавалось от неё оторваться. Возможно, уже поднадоели вечные темы противостояния Кощею на просторах России-матушки и поэтому приключения опергруппы в Европе стали как глоток свежего воздуха, вышло увлекательно и довольно оригинально, в лучших канонах Андрея Белянина. Было, конечно, несколько заезженных тем, куда же без них, и под конец уровень эпичности стал зашкаливать, К тому же не совсем было понятно такое количество аллюзий на европейские сказки, можно было бы ограничиться упоминанием парой-тройкой героев, а не лепить всех кучей, как на мой взгляд. Однако сюжет в целом довольно непредсказуемый, ожидалось постоянно что-то другое. И сам роман читается легко и непринуждённо. Поэтому настоятельно рекомендую данную книжку всем фанатам серии, не разочаруетесь.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бодрое но короткое повествование. В целом написано в стиле раннего Белянина, но среднего. Єто не третья книга о Ландграфе и не первые книги о Горохе, но и не лажа. Крепкой рукой автор ведет опергруппу по линии, показаны другие страны, как ни странно без оголтелого ура-патриотизма, просто как колоритное место действия. В целом читать нужно, особенно поклонникам цикла, тогда радуют все старые персонажи, даже дьяк. Те кто начнет знакомство с автором с этой книги, могут и не понят ьего популярности, а те кто читал все книги о Горохе получат свою порцию приключений, которые пусть напоминают сильно растянутую повесть , которую в 2000-х саму б не издавали, только с чем-то, а сейчас издатели рады издавать даже рассказ в форме романа.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не осилил...

Это даже в аудио варианте не возможно слушать, неужели кто-то смог прочитать?

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация