Кристиан Жак «Сын света»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aoidos, 31 марта 2018 г.
Сколько было в Египте фараонов? Я сосчитать не возьмусь, но только династий была 31 (персидскую династию Ахеменидов посчитали два раза), а также македонская династия Птолемеев. Но внимание романистов и сценаристов привлекают знаковые фигуры, известные даже далеким от истории людям: Нефертити, Тутанхамон, Тутмос III, Рамзес II и, конечно же, Клеопатра (люди, щеголяющие познаниями в истории добавляют – Клеопатра VII).
Не вышел за рамки тренда и Кристиан Жак, уважаемый французский ученый-египтолог, с детства увлеченный египетской историей. Плодами его увлечения стали не только научные труды (искренне надеюсь, получившие признание среди коллег), но и исторические романы. Казалось бы, исторический роман от профессионала – то, что нужно. Героем цикла своих романов он выбирает одного из самых знаменитых фараонов – воителя Рамзеса II. Первый роман, как положено, посвящен его жизни как царевича и заканчивается приходом к власти после смерти отца.
К сожалению, научные регалии уважаемого автора создали у меня завышенные ожидания о книге. Но начнем с хорошего. Роман написан интересно и легко читается. При чтении не покидает ощущение какой-то сказочности всего происходящего, но это ощущение не дает отложить книгу, заставляя читать и читать, пока не дойдешь до финала.
Итак, экспозиция. Рамзес в романе – младший сын фараона, которого с детства не готовят к трону и который ищет себе путь в жизни. Группа друзей Рамзеса – просто команда по спасению мира из классического фэнтези:
- эксцентричный заклинатель змей;
- скромный, но пытливый писец;
- изящный и невероятно одаренный дипломат;
- лучший друг героя, почти не уступающий ему в талантах.
Кстати последнего стоит запомнить – это никто иной как Моисей.
Антагонисты героя – его сестра и брат. Первая просто рвется к власти, второй (официальный наследник трона) мечтает проводить собственную политику как правитель и видит в Рамзесе угрозу и власти, и своим политическим взглядам.
Любовная линия показана взаимоотношению Рамзеса с двумя женщинами, в которых угадываются образы первых двух жен фараона; семейная линия – отношениями Рамзеса с отцом Сети I и матерью Туйей.
Итог: половина романа посвящена отношениям царевича Рамзеса с вымышленными автором героями. В центре вымышленный конфликт между Рамзесом и вымышленным старшим братом.
Время Сети I, которое описано в романе, было эпохой войн Египта на Ближнем Востоке в Ливии и Нубии. Есть это в романе? По минимуму. Строительство в его правление? Немного описано.
Последняя треть романа связывает эпоху Сети и Рамзеса с Троянским мифом. Вообще согласно историческим сведениям правление XIX династии в Египте, походы народов моря (включая падение Трои) и исход евреев из Египта происходили в одну эпоху. Ну, применительно к отдельным событиям плюс-минус сто лет в случае датировки падения Трои-VIIa. Романисты и сценаристы мимо этого не проходят. У Дэвида Геммела в «Трое» Моисей под псевдонимом плавал на корабле Энея и сражался в Троянской войне. В недавнем пеплуме «Исход: цари и боги» Моисей и Рамзес II растут вместе и сражаются в битве при Кадеше.
Не избежал этого и Кристиан Жак. В начале герои обсуждают идущую далеко от египетских границ Троянскую войну, и один из героев едет туда с дипломатической миссией. А ближе к концу в Египет приплывает корабль, на котором оказываются Менелай, Елена и слабовидящий поэт Гомер. Кстати, судя по разговорам героев, события в Трое происходили именно так, как они описаны у Гомера и других авторов. Правда, в дальнейшем Рамзеса должна ждать схватка с нарративом греческих мифов, потому что Елена здесь совсем не хочет в Спарту с законным мужем.
Вообще в мифическом плавании Менелая и Елены в Египет видят отражение сведений о походах народов моря. Нашествия народов моря на Египет относят к эпохе Рамзеса II, когда дельту Нила атаковали «шердана». А вот Гомер, описывавший реалии греческих «темных веков», современником Рамзеса и падения Трои быть не может. В общем, желание автора вплести в роман о Египте легендарных героев и полулегендарные события мне непонятно. Такое чувство, что писатель просто хотел сделать роман популярнее за счет «брэнда». Хотя попытка популяризировать среди массового читателя сведения об отношениях Египта с народами моря мне кажется заслуживающей одобрения. Но зачем воплощать ее так топорно?
Роман неплох, но я ожидал романа, где исторические факты и реалии эпохи вплетаются в повествование. Здесь они конечно есть, но на фоне общей легковесности на них внимания обращаешь мало.
В общем, как роман неплохо, но для исторического романа от профессионала слабо.