fantlab ru

Бентли Литтл «Петохталрейн»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.34
Оценок:
91
Моя оценка:
-

подробнее

Петохталрейн

Petohtalrayn

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Однажды Элиссону удалось узнать, что виной многих исчезновений разных культур и народов был не кто иной, как Темный человек. А его свитой — крысоподобные мерзкие существа. Элиссон готов разобраться во всем и провести свое собственное расследование...

Входит в:

— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»  >  Антологии  >  антологию «Боги Лавкрафта», 2015 г.

— антологию «Глубина. Погружение 37-е», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Боги Лавкрафта
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Мастер
2023 г.

Аудиокниги:

Сборник «Манускрипты Аркхэма 3»
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Gods of H.P. Lovecraft
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, этот рассказ мне понравился. Очень. Несмотря на откровенно глупый и бессмысленный финал.

Но в своем отзыве хотелось продемонстрировать свою придирчивость к деталям. Автор замахнулся на научное правдоподобие, но почему-то допустил несколько фактологических промахов и прочих ошибок.

Начнем. Автор пишет «...вестник хаоса, на Крите сначала посеявший политические разногласия, а затем поразивший бесплодием женщин различных общественных слоев...», что якобы предшествовало падению минойской культуры. Откуда Литтл это взял, особенно про женщин? Минойская держава сильно пострадала от извержения вулкана на Санторини/Фере, а через пару веков окончательно пала в период Бронзового коллапса и нашествия «народов моря».

Также не правдив следующий пассаж: «...Петохталрейн.

Насколько он мог судить, это слово читалось согласно бессмысленной огласовке, приданной минойским знакам в начале девятнадцатого столетия британским ученым...»

Критская письменность даже сейчас расшифрована наполовину (вспомните Фесткий диск), а в начале 19 века, когда даже Шампольон только готовился расшифровать Розеттский камень, об этом и помыслить не могли.

Глупой выглядит и попытка Эллисона связать это слово с латынью.

Вот это вообще ля-ля: «Турецкий Чатал-Хююк — цивилизация, исчезнувшая примерно шесть тысяч лет назад, — как считалось, пала в результате обыкновенного стечения естественных причин, однако сохранившийся текст указывал на общество, пораженное в высшей степени не естественными бедствиями — предсказанными пророком, названным современниками «Темным Незнакомцем».»

Во-первых, наидревнейшая цивилизация возникла в долине Нила — Та-Кемет или Хем, поименованная греками по храму бога Птаха Египтом, а это случилось пять тысяч лет назад. Чатал-Хююк ни в коем случае не цивилизация, а лишь неолитическим поселением одной из анатолийских культур. И естественно там не могло быть никакого «текста» — первое письмо возникло в вышеупомянутом Египте. Максимум, могли остаться пиктограммоподобные символы или просто рисунки.

И под конец. Разумеется, не могло в реальности случиться так, чтобы знаменитый Чако-каньон остался без охраны и всякие со стороны запросто могли заходить и бродить по этой территории.

Но во время первого, бездумного прочтения рассказ произвел на меня впечатление.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замах на рубль, удар на копейку.

Отлично прописана атмосфера ужаса и мерзости, но развитие сюжета не выдерживает критики

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
такое величественное существо выглядит беспомощным и глупым, как и его мерзкие приспешники. Зачем им пара людей нужна была? Что их в пещере сдерживало? Вылезли и от солнышка поумирали, а раньше что ли не догадывались об этом? Ну как-то глупо все закончилось

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо! Вот прям хорошо!

После посредственных «врат» и «северного сияния» это прям глоток свежего воздуха! Первые две трети, можно сказать, истинно-Лавкрафтовские: изучение легенд, связанных с «Чёрным Человеком», таинственная непонятная керамика в тайном хранилище музея, росписи на которой вызывают «подсознательное омерзение», сны, видения, постепенно переходящие в наваждение. Все элементы, как осколки, постепенно складываются в общую картину. Ближе к концу атмосфера прям сгущается, добавляется изрядная доля мерзости, которая тут, однако, в тему. Последня часть напоминает местами «Крыс в стенах», местами блоховский «Выводок Бубастис», местами Смитовского «Обиталея бездны».

Да, отношение к мифам тут весьма вольное, особенно в конце, но это можно простить за отличный стиль и атмосферу!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересный рассказ, написанный в стиле Лавкрафта, хотя и содержит много подражаний (например, есть явные заимствования из «Крыс в стенах»). Молодой учёный, сравнивая древние мифы ближневосточных и мезоамериканских культур, заметил в них сходный сюжет о некоем чёрном человеке, который приходил к людям и предупреждал о скорых бедствиях. Оказалось, что это Ньярлатхотеп и он сейчас сидит живой в одной пещере в США... но концовка — встреча учёного с Ньярлатхотепом вышла у Литтла совершенно несоответствующей «Мифам Ктулху». за что и ставлю рассказу только 8 баллов.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх