fantlab ru

Роберт Джексон Беннетт «Город клинков»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
417
Моя оценка:
-

подробнее

Город клинков

City of Blades

Роман, год; цикл «Божественные города»

Аннотация:

Город Вуртьястан, бывший некогда обителью богини смерти, войны и разрушения, сейчас практически в руинах. Генерала Турин Мулагеш, вышедшую в отставку, отзывают обратно и направляют в это жуткое место искать сайпурского тайного агента, пропавшего при выполнении задания. Город войны полон бессчетных опасностей. Мулагеш не только преследуют призраки собственных прошлых битв, но скоро она задастся вопросом: что случилось в посмертии со всеми душами, когда исчезли Боги? Спят ли покойники крепким сном в стране смерти? Или же они что-то замышляют?

© Перевод аннотации Anahitta

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2017 // Роман фэнтези

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2017 // Фэнтези или хоррор (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Город клинков
2019 г.

Издания на иностранных языках:

City of Blades
2016 г.
(английский)
City of Blades
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Развивается история, как и в первой книге, «Город лестниц», в форме детективной линии. Постепенно из одной основной задачи сюжет усложняется, благодаря все новым и новым загадкам, появляющимся по мере расследования. В начале решение одного вопроса ведёт к двум новым. К исследованию загадочного металла и пропажи ученого быстро прибавляются ритуальные убийства, саботаж строительства стратегически важного порта и воровство на военной базе. В конце вторичные линии закрываются, и мы концентрируемся на основном конфликте, рискующем привести весь мир к Апокалипсису.

Главный героем в книге выступает второстепенный персонаж первой: отставной генерал Турин Мулагеш. Преследуемая призраками военного прошлого, она живет в компании алкоголя на удаленном острове, откуда ее выдергивают ради секретной миссии во враждебном городе Вуртьястане. Бывшая губернатор Мирграда будет вынуждена вместе с историей книги пройти сложный путь к принятию своего прошлого и очищению от гнетущего чувства вины.

В Вуртьястане ситуация даже сложнее, чем в Мирграде. Город бывших последователей Богини войны и смерти. Здесь изначально аж четыре своего рода противоборствующих стороны: солдаты-сайпурцы, дрейлинги-строители, береговые и горные вуртьястанцы. Столкновение интересов вкупе с таинственным злодеем приведет повествование к кровавой развязке и очередному столкновению с божественным.

Основная тема книги – это война, во всех ее нелицеприятных выражениях. Этому посвящены и происходящие события, и прошлое персонажей, и прошлое самого места действия.

Интересная мысль по поводу Жёлтого похода: поскольку идентичность сайпурцев сформирована войной, любые нелицеприятные эпизоды ее чаще всего либо отрицаются вовсе, либо выставляются как заговор и намеренное очернение славных воинов. Это очень сильно напоминает реальный мир, где «историю пишут победители», где процветает всесторонняя пропаганда и манипулирование общественным мнением. Это достаточно важный урок: помнить, что есть история, а есть позиция, и чаще всего одно не соответствует другому.

Книга хороша и увлекательна. Она во многом повторяет первую и кажется несколько вторичной. Однако, она является эволюционным развитием. Используемые автором методы углубляются и обогащаются в сравнении с «Городом лестниц», выдавая в итоге историю, от которой не оторваться.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга цикла «Божественные города» оказалась нисколько не хуже первой книги.

Конечно, кто-то из читателей может с критикой отнестись к тому, что во втором романе автор решил сделать главной героиню, которая в первом романе в большей степени оставалась на втором плане и только часто украшала книгу своими эмоциональными возгласами. Лично для меня подобный прием автора не стал разочарованием. Во-первых, Шара уже в значительной степени сыграла свою роль в событиях напрямую, теперь же она скорее как кукловод, находится за кулисами, изредка выходя на передний план, но при этом продолжая определять важнейшие направления действий. Вытягивать что-то еще из ее истории на столько, чтобы писать книгу об этом, автор очевидно не захотел, и за это уважение. Во-вторых, Мулагеш сама по себе достаточно яркий персонаж, колоритный, времени проявляющий себя неординарно. Такие интересные персонажи вполне заслуживают того, чтобы стать центральным действующим лицом, пусть и на один роман (на счет третьего не знаю, пока еще не прочел его). Плюс Сигруд, который пусть и не является центральным персонажем книги, но тем не менее участвует в событиях в той или иной степени.

С моей точки зрения, в книге все вышло достаточно логично, как в отдельности, так и в связке с первой книгой. История с божественными проявлениями продолжена, если в первом романе мы многое узнали как минимум о трех богах, то во втором узнаем еще об одном. В эту концепцию отлично вписываются понятия, заложенные автором о мире и богах в первом томе.

Кроме того, отдельно следует отметить сюжет, который просто выше всяких похвал. Динамика, напряженность, детективная составляющая — это все яркий цветастый букет для любителей жанра.

Единственное, из-за чего лично не смог поставить 10, это возросшая доля трагизма по сравнению с первым романом. Все-таки хотелось, что судьба как минимум двух персонажей сложилась совсем иначе. Но возможно, что автор не умеет создавать скучных шаблонных героев, и поэтому прощание с этими героями воспринимается с определенным оттенком печали. Но на настроение книги в целом это оказывает не слишком сильное влияние.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторую часть тяжелее читать, ибо книга громоздкая, как и первая, да к тому же это не прямое продолжение, а совершенно новая история с другим главным героем, которая была второстепенной в первой книге, из-за чего она точно также начинается издалека и медленно подводит нас к сюжетной основе, события развиваются постепенно, начиная от относительно незначительных и продолжая постепенно разрастаться и становиться серьезнее. Громоздкость текста и медленное развитие вызывают некоторую усталость при чтении, ибо нечто подобное происходило в первой книге, но тогда читатель только знакомился с миром Божественных городов, а здесь мы уже знаем какую-то часть мира, а посему чтение этой книги напоминает повторное знакомство с уже чуть ранее знакомым человеком, пусть и в несколько иных обстоятельствах и с другого ракурса.

Немного непонятно со временем и языком. Например, здесь упоминаются фотоаппараты, которым герои удивляются, при этом это сразу ручные фотоаппараты, а первые, здоровые такие на подставке, что показывают в фильмах, похоже, никогда не существовали. Там еще многоствольный пулемет появляется, который в нашем мире вроде появился раньше фотоаппарата, так что в итоге развитие мира выглядит странно. Зато в книге есть фраза «Всё происходит, как в замедленной съемке». Не знаю, в оригинале так или наши переводчики постарались, но в итоге это сбивает с толку. А еще присутствует современный слэнг, вроде «бомбануло», но здесь я почти уверен, что это наши постарались. Ещё больше с ног на голову переворачивает появление металлического протеза руки, который может даже пальцами шевелить. Века три в одном моменте времени. Конечно, это можно объяснить тем, что божества создавали всякое разное, опережающее время, о чем упоминалось, но, как по мне, автору следовало уделить этому чуть больше времени и показать больше разной техники и рассказать, как люди до них дошли с помощью науки, подражая богам, которые создавали подобное с помощью чуда.

Сюжет развивается медленно, не хватает каких-то параллельных событий, которые могли бы чуть оттенить и разбавить основную линию, которая мчится вперед, как стрела. Автор медленно накидывает всякой мистики и задает ряд вопросов, но по сравнению с первой книгой, движухи как будто бы меньше и она не столь явная, да и детективной составляющей явно меньше, чем в первой книге, хотя и там она не так чтобы определяет основной жанр книги. В итоге мы имеем странную руду, странные убийства, таинственные персонажи в темноте, видения, пропажу девушки, которая вела себя перед исчезновением очень странно, будто сошла с ума, плюс туманное ощущение божественного, объединяющее все эти странности. Но в какой-то момент этот флёр медленно спадает, делая историю более приземленной, плотной и осязаемой, что несколько портит картину.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя с момента, когда Мулагеш решается отправиться в Город клинков, сюжет начинает нестись галопом, и будь вся книга такой яркой, было бы намного интересней.

Многие заметили, что вторая книга схожа по сюжету с первой, но схожесть, как по мне, не только по сюжету, но и по структуре.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Таинственная пропажа/гибель персонажа — является «следователь» — натыкается на возможный заговор — появляются таинственные люди, участники заговора — проявление божественного — другой мир/измерение — путешествие в другой мир — божественное является в наш мир — невнятная борьба с божественным, которая заканчивается, не успев начаться.
А также в обоих случаях присутствует политический элемент, но его очень мало, лишь общие мотивы, а вот тут, как по мне, не помешало бы его чуть больше. Кому выгодно, кому не выгодно, Шара там что-то пытается мутить, но получается неважно, правительству Континента будто вообще плевать на происходящее, кругом только одни военные. В итоге линия с вуртьястанцами просто никуда не зашла, есть горцы, есть не-горцы, ну и всё.

Персонажи по большей части менее интересные, чем в первой книге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда только появилась эта заика Рада, я почему-то сразу вспомнил овечку из Зверополиса, вся такая тихоня, серая мышка, сразу подумал, что она злодейка, это же классика, но в данном случае это минус, при условии, что её мало раскрыли. Вообще не ясно, как она всё это провернула одна: и меч нашла, и адепта призвала, и тоннель прорыла незаметно, и руду сперла незаметно, и мечи сама выковала новые, да еще со всем этим успевает вести дела губернатора. На все руки мастер. Бисвал ещё менее понятен, ему уделено преступно мало времени, ты не успеваешь проникнуться к нему и понять его мысли, и он кажется простым военным, и пусть он иногда жалуется, что его несправедливо задвинули в уголок после кровавых событий на войне, и даже пусть было показано, что он без зазрения совести убивал своих же людей за отказ воевать против мирных людей, всё равно его резкий сдвиг по фазе оказался слишком натянутым, о чем, будто, подумал и сам автор, влепив под конец засаду и блицкриг на горцев, мол, смотрите, Бисвал всё ещё жаждет повоевать, кровь разгорячилась, даже на богов готов пойти. После того, как один адепт почти разрушил весь город, желать сражаться с тысячами таких с горсткой простых солдат — это верх идиотизма. Как будто смерть одной и другого оказались слишком простыми, они так и не поняли, что творили фигню. И если персонажей из первой книги, желающих вернуть бога, можно понять, то этих не особо, просто сумасшедшие.
Зато сама Мулагеш здесь раскрывается в полной мере, мы очень много о ней узнаем, особенно о ее прошлом через флэшбеки, так что вот конкретно за ней было также интересно следить, как и за Шарой в первой книге, но, сожалению, как ее фоне лишь парочка персонажей не выглядят блеклыми тенями. Единственный крошечный минус, как по мне, это ее гиперопека над солдатами, особенно ее негодование, что Сигруд убил пятерых охраняющих ее солдат, когда был не в себе, будто был иной выбор.

Зато автор не боится убивать персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что Рада, что Бисвал — убили обоих. Убили и дочь Сигруда, что действительно было неожиданностью, да еще так нелепо. Тинадеши тоже, хотя ей ещё меньше уделили внимания. Стоило вообще вырезать сюжетные куски с горцами и больше времени уделить персонажам. В первой книге погиб Воханнес и его брат, как и все злодеи. Как по мне, автору стоило хоть кого-нибудь оставить, чтобы судить и показательно казнить, дабы тот перед смертью осознал свою глупость, ну или просто прочувствовал, что сейчас умрет.
А ещё учитывая описание к следующей главе, автор, похоже, решил пойти ва-банк. Автор будто прочитал Джо Аберкромби и тоже решил, что писать разные книги про разных персонажей, чем-то связанных друг с другом, а не про одного главного героя, — это отличная идея. Ну не знаю, прочту последнюю книгу и тогда решу.

7+/10 — рука не поднимается поставить восьмерку, ибо я её поставил предыдущей книге, а эта явно немного похуже, но не настолько, чтобы прям плеваться, просто громоздкая и потому читается сложнее.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, «Город Клинков» получился даже лучше «Города Лестниц» — а и тот был хорош.

В целом, структура книжки такая же, как у первой — начинается как детективное расследование в антураже городского фэнтези, плавно переходит в философскую притчу и заканчивается грандиозным мочиловом.

В главной роли здесь генерал Мулагеш, а центральная тема — война и всё что с нею связано.

Как и в «Городе Лестниц», характеры героев в процессе отлично раскрываются, причем особенности их характеров, обусловленные поступками в прошлом, становятся мотивами их действий и отправными точками рассуждений. Мотивы и рассуждения героев становятся причинами конфликтов в книге, а выводы, к которым они приходят — разрешением этих конфликтов. Нечасто в фантастической литературе встретишь, чтобы философские рассуждения так ловко следовали из характеров героев и настолько прямо воздействовали на сюжет. Обычно-то персонажи фэнтези пофилософствуют тихонько в уголку, а потом достают шашку и принимаются бездумно мочить всех направо и налево.

Причем, всё подано в увлекательной форме, с обилием экшена и мистики, отличным языком — который варьируется от сложного и метафоричного, до простого и местами просторечного (Мулагеш матерится не меньше героев Аберкромби!).

Отлично выступил Сигруд — здесь и образ его раскрыт полнее, чем в прошлой книге, и сопереживаешь ему больше (хотя, по части экшена здесь не он на первом месте).

Шара, главная героиня «Города Лестниц», здесь почти не появляется — и, судя по аннотации к «Городу Чудес», уже в главной роли и не появится. На мой вкус это и неплохо — Мулагеш не такая хитрая, зато действует значительно бодрее, и мне по душе её солдатский юморок.

Необычный мир, красочно описанный в первой книге, здесь раскрывается ещё с одной, не менее интересной стороны — и очевидно, что это ещё не последняя грань.

Из минусов — повествование в настоящем времени («Мулагеш идёт», «Мулагеш смотрит» и т.д.) — как и в первой книге. Но к этому можно привыкнуть, и уже даже не сильно раздражает.

В общем, отличная книжка.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Краткий путеводитель по Вуртьястану, Городу Клинков.

Вуртьястан – город с очень богатой и необычной историей. Только здесь вы сможете прочувствовать атмосферу покровительства Владычицы Войны и Мореходства, пройтись по улочкам, по которым когда-то маршировали армии богоизбранных воинов, погулять по живописным окрестностям, окунуться в чарующий мир тайн и загадок, чудес и древних знаний!

КАК ДОБРАТЬСЯ

На данный момент посетить город можно только при помощи книжного портала рейса «Шедевры фэнтези». Можете не сомневаться, все удобства включены в стоимость билета и полностью ей соответствуют.

ЯЗЫК

Изначально английский, но при использовании стандартных для нашей страны книжных порталов, доступен хороший перевод на русский.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ

В стандартный пакет услуг входят увлекательные экскурсии в сопровождении прославленного генерала Турин Мулагеш. Вам дадут возможности поучаствовать в детективном расследовании исчезновения правительственного агента, побродить с умным видом среди военных и строителей, посетить древний остров, имеющий религиозно-философское значение, посмотреть на почти неуязвимого богоизбранного воина, пострелять в богоизбранного воина, повзаимодействовать с посмертием и много чего еще. Культурная программа расписана на 600 страниц вперед!

ЕДА

В основном виски, но временами сможете отведать солдатской похлебки.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

Конечно же, у дрейлингов! Гостеприимные хозяева всегда рады гостям! Только здесь вы сможете насладиться обществом инженеров, конструкторов, такелажников и прочего рабочего люда, каждый день занимающегося благоустройством города и континента в целом. Кроме того, не забудьте посетить базу военных, чтобы пообщаться с защитниками страны и окунуться в мир военных действий.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Не забывайте о времени и бдительности, всегда есть риск чрезмерно увлечься происходящими событиями, и подвергнуться какому-либо не очень приятному воздействию внешнего мира. Не обращайте внимания на схожесть туров в Мирград и Вуртьястан, их разрабатывал один человек, поэтому получилось несколько однотипно. Помните, что впереди еще одна поездка, но вот пункт ее назначения пока останется в тайне.

Город Клинков дает много пищи для ума и услады воображению. Его тайны очаровывают, а приключения увлекают. Это тот город, который стоит посетить всем любителям добротной фантастики.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда перехваленное в сети произведение не оправдывает ожиданий. Если «Город лестниц» еще подкупал причудливым антуражем и необычной космогонией , то второй роман цикла, написанный «по накатанной» полностью утратил прелесть новизны. Зато окончательно приобрел динамику и схематичность компьютерной игры. Причем, игры не интеллектуальной, а скорее — слешера, по типу Дьябло. Сюжет в таких играх всегда развивается от мелких боссов к большому финальному бабаю. Намечая окрестность грубыми мазками, автор словно пишет на полях « Из моря лезет здоровенная зловещая хрень. Здесь нужно будет поработать программистам. Пускай купят скрины из «God of war». В соответствии с игровой концепцией меняется и главный герой. Генерал в отставке Мулагеш выходит из запоя, чтобы спасти мир. Чтобы было интереснее автор оттяпал у нее одну руку, что ей, разумеется, не мешает. Как не мешало синоби Секиро в одноименном эпике и Эшу Уильямсу из «Зловещих мертвецов». Мулагеш, позабыв про цирроз, карабкается по лестницам, стреляет из противотанкового ружья и станкового пулемёта и вообще чувствует себя отлично. Время от времени её одолевают печальные воспоминания о геноциде материковых граждан, которым она увлекалась в молодости, но генерал знает как с этим бороться. Словом, из Мулагеш получился бы отличный Брюс Уиллис. Ничто в ней не выдает женщину. Но нет. Джексон Беннет прекрасно чувствует современную конъюнктуру, поэтому мужчины в его произведении либо беспомощные идиоты, либо демонические личности, а вот дамы все сплошь энергичные, умные, сексуальные и боевитые. «Порадовал» и перевод романа, в котором столько неоднозначных и, мягко говоря, спорных деталей, что можно написать еще один, сопоставимый по объему с оригиналом том, посвященный ляпам и неточностям. Впрочем, люди с клиповым мышлением, привыкшие к литературному фаст-фуду, ничего этого, разумеется не заметят. Им бы монстров пожирнее, да взрывов побольше. А я наелся. Спасибо большое. Выйдет игра — зарублюсь.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман был очень неплох, и я снова решил окунуться в мир, лишившийся божественной мощи, и строящий новое сущее, отрицая старое, и в котором старое постоянно даёт о себе знать. Осколки, осколки былого величия — вот на чём строилась мифопоэтика первого романа.

Я уж не знаю, планировал ли Беннетт трилогию, это ведь частенько издательское требование к авторам — работа в таком формате. Этот формат оправдан тем, что с точки зрения глубокой прорисовки мира есть над чем работать, Континент мы видели только внешней окаёмкой, не погружаясь в глубины. А вот о сюжете этого не скажешь, поскольку, по большей части, он копирует предыдущий роман. То же самое расследование, по сути,смерти высокопоставленного человека, тайны сокрушённых божеств, тлеющая обида друг на друга инверсированных колонизаторов и аборигенов... Но недостатки сюжетного построения всё же компенсируются идейной и, отчасти, визионерской составляющей.

Визионерски, конечно, роман не так впечатляет, как «City of Stairs», здесь не будет квази-подпространственного рая и ведущих в хляби небесные лестниц, город Вуртьи, богини войны, здесь представлен в виде циклопических развалин... Ну да, циклопических, но всё же развален. Богиня смерти, в отличие от парада воскрешений в предыдущем томе, безнадёжно мертва. Однако...

Однако остались те, кто верит в мёртвую богиню, вернее, те, кто верит в то, персонификацией чего она является. В войну, кровь, разрушения, сладость добычи, в восторг безнаказанного убийства. Отголосок мрачной Вуртьи живёт в этой вере, в вере мёртвых, память коих живёт в смертоносных клинках, несущих смерть всему живому. Обещанный Рагнарёк так и не состоялся, и покрытые шипастыми доспехами эйнхерии мрачными тенями бродили по местно Вальгалле, оглашая безответными мольбами оставшийся безгласным храм...

Безгласным — до поры до времени.

Архаичный культ войны и упивания чужой кровью — вот что в центре повествования на самом деле. Антимилитаристской литературы много не бывает. Юной девушке пришлось пройти через геноцид, совершённый собственными руками, став после этого внешним воплощением идеального солдата, с тонкой корочкой показного сарказма и цинизма, храня в душе память о пожарах, жрущих мирные деревни и фермы. Иногда человеку нужно понять, что убийство и кровь — это попросту неправильно, уж простите за лютую банальность. С одного угла зрения, война — игра, поигрывание оружием на публику, соревнования в «геройстве», эскапада блестящих побед и ярких триумфов. С другого — лишь кровь и убийства, грабёж и насилие над невинными душами. Каждый волен выбирать — войну как призвание и любимое дело, или войну как тяжкий и неблагодарный труд, не подвиг во имя триумфа или абстрактного, но бесплодного и бесчеловечного идеала, а защиту людей и своего собственного дома.

Мораль незамысловатая и простая, но, сдаётся мне, верная. Постколониальное фэнтези продолжается, продолжается спор между архаикой и новым временем. Да, прошлое темно и кроваво, и клинки Вуртьи несли лютую смерть всему живому... Но новая эпоха, в которой живут не только выстрадавшая песнь о мире и служении Турин Мулагеш, но и престарелый бравый воин Лалит Бисвал, прославляющий милитаризм и геноцид врага, не важно какого, просто — врага, даже придуманного. И эти люди, вооруженными крупнокалиберными пулемётами, винташами и пушками, способны натворить немало дел, безо всяких богов. Ведь и боги — лишь отражение людских пороков и добродетелей.

В конечном счёте, мы получаем антивоенный роман, с щепоткой горечи, ведь песнь мира всё равно не может перебить бравурных переливов боевого марша. Чуть послабее первого романа, это верно, ощущается некоторая вторичность, однако у «City of Blades» есть свой голос, который стоит того, чтобы его услышали.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком рано, судя по всему, я похвалил Роберта Джексона Беннета. Если первая книга, несмотря на ряд недостатков, была классная, то тут все наоборот — невзирая на удачные находки, вторая книга совершенно средняя.

«Город клинков» повествует о том, как на американскую базу в Афганистане приезжает крупный чин расследовать пропажу военного ученого. На самом деле, конечно, здесь нет американцев и талибов по названию, но они есть по сути: сходство не только внешнее, аналогии просятся на ум постоянно. Даже приемная врача выглядит как из 20 века, а не как в стране, сто лет назад вышедшей из античного рабства. Почти каждая деталь в описаниях, действиях героев, разговорах, мировоззрениях, особенностях поведения вынуждает воспринимать сюжет как происходящий в нашей современности (с небольшими косметическими изменениями) и это довольно плохо. Такое было и в первой книге, но не в таких масштабах, да и тогда впечатление быстро прошло, а здесь нет. Это худший вариант написания фентези — когда тупо запихиваешь советы директоров, службы безопасности, модульное строительство, крупнокалиберные пулеметы, противотанковые ружья, обработку алюминия и телефоны в мир, который еще век назад во всем полагался на волю активно действующих богов.

Сам сюжет полностью, до последних деталей повторяет первую книгу — гибнет какой-то спец, приезжает крупка шишка расследовать это событие, и выясняется, что это как-то связано с богами, про которых думали, что все мертвы, а оказывается, что мертвы не до конца. Не думаю, что буду читать заключительную часть трилогии: если уж у автора не хватило фантазии даже на вторую книгу, что уж тут говорит о третьей.

Впечатление, что писал талантливый копиист, подражатель, вдоль и поперек изучивший Город лестниц и осторожно, боясь сделать шаг вправо-шаг влево, написавший продолжение. В целом копия получилась весьма бледная. Все достоинства, наличествовавшие в первой книге как-то поистерлись и пооблупились, а недостатки, очевидные и ранее, никуда не делись. Расследование кажется вымученным и не захватывающим, личность таинственного злодея прячется автором столь старательно, что не догадаться просто невозможно, концовка откровенно предсказуема, и даже отдельные сработавшие задумки и по-прежнему увлекательная своеобразная мифология кажутся случайными на общем фоне какой-то всеобщей картонности и вымученности.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 2017-м первая часть цикла, «Город лестниц», стала для меня если не откровением, то очень приятным открытием. Многослойное рассуждение о божественности, колониализме и культуре, завёрнутое в упаковку увлекательного динамичного детектива. «Мир фантастики» назвал роман одним из лучших в том году, и мне кажется, что не зря.

«Город клинков» скроен по тем же выкройкам — полагаю, это фишка всех романов трилогии. Снова в центре событий оказывается один из городов Континента, снова выясняется, что мёртвые боги будто бы не так уж и мертвы, а под ударом оказывается множество ни в чём не повинных людей. Или всё же повинных?

И вроде бы структура и завязка ничего оригинального не привносят (на фоне первой-то книги), но за счёт подхода и характера Мулагеш — суровой женщины-офицера на пенсии — никакой вторичности не ощущается. Если Шара брала интригами, то Мулагеш — напором. Получилось ярко, захватывающе и очень круто, особенно в боевых сценах и в финале. Впечатлили и второстепенные герои — в первую очередь, семейка йе Харквальдссон, Сигурд и его дочь Сигню. Явно неспроста в третьем томе Сигурд станет главным героем, учитывая надлом в конце.

Но больше всего проникся явной антимилитаристской темой, которая раскрывается через флэшбеки самой Мулагеш. Беннетт едва ли не напрямую рассуждает о допустимой цене победы, особенно в условиях технологического превосходства. И задаётся вопросом, стоит ли государству «забывать» о страшных исторических событиях — например, учинённой резне. Параллельно с этим размышляет о посмертии и вере людей в него. Что отличает человека, который неистово верит в предназначение после смерти, от того, который знает, что после смерти ничего нет?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения сюжетной канвы первый и второй тома трилогии, «Город лестниц» и «Город клинков», похожи, как братья-близнецы. По крайней мере, по завязке истории. Снова на просторах Континента происходят странные события, неотличимые от чудес. Снова правительство Сайпура посылает особого агента с приказом выяснить, что случилось с его предшественником, расследовать события и предотвратить угрозу. Снова окажется, что божественная природа сложнее и загадочнее, чем было принято считать. Однако и волнующие Беннетта вопросы, и надвигающаяся опасность, и психологические портреты претерпели серьезные изменения.

После Мирградской битвы прошло пять лет. Шара Комайд стала премьер-министром Сайпура и выполнила обещание — приложила все усилия, чтобы наладить жизнь на Континенте. В свою очередь главная героия второго романа Турин Малагеш успела получить генеральское звание, а затем взять и внезапно уйти с должности вице-президента Сайпурского военного совета, последней ступеньки перед званием самого главнокомандующего. Однако даже в отставке, в глуши острова Джаврат, в грязной хибаре среди пустых винных бутылок и вонючей одежды, ее настигает очередной приказ Шары, сильно смахивающий на неприкрытый шантаж.

Официально Мулагеш возвращается на службу, чтобы осмотреть оборонительные сооружения Континента в Вуртьястане. В действительности же ей предстоит выяснить, что происходит возле шахты, где добывают таинственную руду. И куда пропала предыдущая агент Министерства иностранных дел. И удостовериться, что ничто не угрожает порту, который возводят в гавани поблизости Соединенные Дрейлингские Штаты. А еще в форте, где находится штаб-квартира губернатора, Мулагеш предстоит встретиться со своим прошлым командиром, генералом Лалитом Бисвалом, с которым они вместе сражались в страшное Лето Черных Рек.

Если «Город лестниц» был историей дипломата, посвященной дружбе и терпимости, то «Город клинков» — это мрачноватая песня воина, пронизанная антивоенным настроем. Ключевую роль в романе играет образ Вуртьи, континентского божества, которая воплощала в себе войну, вечную битву, смерть. Однако кадж отстрелил ей голову с плеч во время Ночи Красных Песков. Почему же теперь оживают старые предания о Городе Клинков и вуртьястанских мечах? Какие клятвы оказались сильнее смерти? Изображая величественную и внушающую страх Вуртью с ее культурой поклонения смерти, Беннетт соединил образ Кали из индуизма с мотивами Рагнарека в скандинавских мифах.

Генерал Мулагеш лучше многих военных и политиков знает об ужасах войны. Ее первый поход в составе отряда Бисвала переломил исход кампании, но также был предан полному забвению, будто его и не было — столь жесткие методы были пущены в ход. Однако Мулагеш, ужаснувшись, не сломалась и не превратилась в монстра, но решила, что никогда больше не допустит повторения. Увы, не все сослуживцы согласны с нею, поэтому рассчитывать она может лишь на друга — Сигруда Харквальдссона, уже не телохранителя Комайд, а канцлера Штатов. У того своя личная проблема: как наладить отношения с дочерью Сигню, возглавляющей строительство Гавани? Ведь Сигруд слишком надолго покинул семью, скрываясь среди континентцев и работая на Сайпур. Сама же Сигни мечтает изменить мир, чтобы споры решались не оружием, но калькуляторами, не кровопролитием, но счетами и дивидендами.

Не стоит привязывать события и мораль романа к сиюминутным политическим реалиям, уплощая его. Это куда более глубокая история о войне и мире. История о дилемме победителя, который вынужден решать — или он унизит проигравших, но после будет ежеминутно опасаться бунта, а уж Сайпуру ли не знать, что бывшие рабы могут превзойти господ. Или он постарается предложить новую жизнь на равных правах, без уничижения и подавления.

Расследование Турин Мулагеш ближе не к детективу, поскольку у нее мало улик, а круг подозреваемых и того уже, но к исследованию древних легенд и чередованию расспросов со схватками, когда очередное божественное чудо вторгается в мир. В ассортименте представлены: стрельба из многоствольного пулемета, встреча с пропавшей более полувека назад великой деятельницей и кровавые жертвоприношения. Конечно, легенды — это скорее по части Шары Комайд, зато убийство и война — родные стихии Мулагеш, которой предстоит вновь встретиться с давними кошмарами. Но она знает, что не бывает хорошей смерти. Что слишком часто наши поступки приносят совсем не то, чего мы хотели. Что война — это ад. Но времена меняются. И второй шанс могут использовать во благо.

Итог: драматичное психологическое фэнтези о воинском долге, жертвенности и цивилизации.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: расхваленный второй том трилогии «Городов». Первый том читал, не сказать, чтобы остался в восторге, но и отторжения книга не вызвала.

Второй и третий том трилогии «Божественные города» скопом названы «Миром фантастики» Книгой Года и Фэнтези Года, что существенно подняло романы в моём списке к прочтению.

В итоге: больше всего это напоминает колониальный роман о буднях англичан где-нибудь в Индии или Афганистане. Недолюбливающие островитян-сайрурцев местные, поделённые на племена; город под прицелом пушек колонизаторов; строительство гавани, как важная веха в освоении Континента; жестокие экзотические божества.

Жанр – политический детектив с щепотью чудесного. Все детали головоломки автор, не стесняясь, выкладывает перед читателем неспеша, но сразу. Другое дело, что паззл из этих деталей можно собрать по-разному.

Загадочный металл, богиня войны, гениальная изобретательница прошлого, пропавшая учёная, ритуальные жертвоприношения. И всё это в непростой ситуации переговоров колониальной администрации с речными и горными племенами аборигенов. Да ещё непростые дрейлинги, перековавшиеся из пиратов в строители, но с пулемётами и частной армией.

И во всей этой густо замешанной каше должна разобраться генерал Мулагеш, один из персонажей первой части. Суровая однорукая военная, с непростым прошлым (участие в карательной экспедиции), генерал на пенсии.

Развитие техники примерно соответствует временам расцвета Британской империи в середине-конце девятнадцатого века. Огнестрельное оружие, железные дороги, примитивные аудиозаписывающие устройства, первые автомобили, бумажные деньги.

Вроде и придраться не к чему, повествование плотное, но излишне детализированное. Как и в случае с «Городом лестниц», кажется, что сократи автор роман процентов на тридцать, все бы только выиграли. Но нет, почти семьсот страниц (в конце Беннетт благодарит издателя за то, что тот помог вырезать целую книгу из середины романа и таким образом улучшил его).

И всего одна сюжетная линия. Не три, как в трилогии «Первый закон» Аберкромби, не с десяток линий , как у Мартина, а всего одна.

Несложная аналогия: представьте себе большой роман-самолёт, который долго, более половины книги, неспеша катит по взлётной полосе сюжета... Зато в последней трети он наконец ускоряется, взмывает ввысь и начинает на огромной скорости выделывать такие фигуры высшего сюжетного пилотажа, что дух захватывает.

Про сюжет сложно хоть что-то рассказать, не проспойлерив важные моменты. Поэтому читайте аннотацию.

Антивоенный по духу роман. Много зрелых размышлений о сути войны и солдатских принципах.

Отдельно стоит отметить атмосферную иллюстрацию к русскому изданию. Очень точно и стильно раскрывает одну из сцен книги.

Первая половина тома — 7/10, вторая половина — 9/10. Что в среднем нам даёт

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Рекомендую.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное я буду одним из тех немногих, кому эта книга понравилась больше предыдущей. Все же «Город клинков» более зрелое произведение, нежели «Город лестниц» Все же в Городе лестниц чувствовалась определенная недоработка по части персонажей. Недосказанность, нелогичность. Ну и Город клинков более серьезное произведение, больше приближенная к реальной жизни. Приземленная скажем так. Это одно из главных достоинств книги. Второе достоинство романа в том, что автор очень умело смешал жанры, эпохи. Рядом с мечами тут существуют и пулеметы, и пулеметные гнезда, и прочее огнестрельное оружие, есть тут и военные базы и прочие атрибуты уже 20-го века а не 19. До этого я столь умелое смешение жанров наблюдал только у Ярослава Гжендовича. Третье достоинство. От книги просто невозможно оторваться. Чего не случалось с предыдущим романом. Очень интересно и захватывающе

Многие тут говорят, что Город клинком практически копирует Город Лестниц. Не спорю, отдельно взятые общие элементы есть, но на этом сходство заканчивается.Это два разных романа. 10/10

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С точки зрения стилистики — сильная вещь и сильный перевод. Еще одна положительная сторона: глубокий философизм романа. В сущности, мир милитарной архаики Вуртьястана — мир прошлого Земли, от которого автору хотелось бы уйти как можно дальше в сторону мира, прогресса, спокойного развития... но этот новый мир, будущее человечества, строят руки грязные и корыстные... В сущности, нельзя не согласиться. Как нельзяне согласиться и с тем, что милитаризм тьмы прошлого связан с языческим мировидением, притом стойко политеистического оттенка. В общем — да, по крайней мере, в большинстве случаев.

Но... видите ли, из картины мира по Беннетту монотеизм искусственно удален. Либо кровавое, жутко темное язычество, либо «светские установления». И картина выходит до жути неполная, неправдоподобная.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во второй книге цикла «Божественные города» из Мирграда (Bulikov) действие переносится в Вуртьястан, до гибели богов бывший вотчиной кровожадной богини войны Вуртьи. Шара Комайд отходит на очень задний план, и главной героиней романа становится генерал Турин Мулагеш, которая с учетом боевой биографии и сама вполне может стать воплощением богини войны.

Если в первом романе были флэшбеки Шары, то во втором свои шестнадцать лет вспоминает Мулагеш, и я сомневаюсь, что кто-то из читателей сочтет и этот роман подростковым, ибо в своих воспоминаниях юная Турин в составе сайпурского отряда устраивает кровавую мясорубку среди мирных жителей Континента. Тем не менее она извлекла уроки из прошлого и если в романе кто-то является носителем гуманизма, так это пожилая Мулагеш.

Как и в первой книге, в сюжете существенное место отведено детективной интриге. Мулагеш поручено расследовать бесследное исчезновение агента Шары. Генерал обнаруживает в округе немало странностей, в том числе трупы со следами жутких ритуальных убийств.

Вуртьястан − неспокойное место, где сталкиваются интересы разных народов. Здесь есть сайпурский военный форт, который возглавляет Лалит Бисвал − старый соратник и бывший командир Мулагеш. Здесь обустраивают гавань дрейлинги во главе с Сигне Харквальдссон − дочерью Сигруда, а чуть позже в число главных героев добавляется и сам Сигруд. И есть местные племена, которые не только враждебно относятся ко всем пришельцам, но еще и не ладят между собой.

Каких-то особых философских идей я в книге не обнаружила, кроме банального «война − это плохо, солдат должен служить, а не завоевывать». Однако роман, как и первый, − интересное нестандартное фэнтези с увлекательным сюжетом и неожиданными поворотами. Из ассоциаций − потусторонние воины Вуртьи очень напоминают Шрайка из «Гипериона».

Для русского уха в мрачную атмосферу вносят комические нотки названия, стилизованные под славянские, − вроде города Буликова, речки Лужков и святого Петренко. Да, и аннотация к третьему роману цикла спойлеров по второму не содержит.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приблизительно до половины книга не уступала предыдущей. Потом пошли deus ex machina верхом на роялях и к финалу все скатилось в вал сиропа с морализаторством.

По сравнению с другими авторами вышло даже неплохо, но как показала первая книга, Беннет явно может писать лучше.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх