Герман Гессе «Демиан»
- Жанры/поджанры: Магический реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Религиозное (Христианство )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
История взросления и возмужания Эмиля Синклера, его духовные поиски, поиски самого себя, его удачи и падения — все это стало предметом рассмотрения Г.Гессе в романе «Демиан».
Именно с этим произведением писатель вступил на дорогу всеобщего признания, и про этот роман Томас Манн написал: «Незабываемо электризующее действие, вызванное вскоре после Первой мировой войны романом “Демиан”, произведением, которое с беспощадной точностью задело нерв эпохи и вызвало благодарное восхищение целого поколения молодежи…»
- /языки:
- русский (22), немецкий (2)
- /тип:
- книги (23), цифровое (1)
- /перевод:
- С. Апт (20), Н. Берновская (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Простой., 10 июля 2024 г.
Магический реализм, все же, нечто другое. Здесь чистая мистика: предчувствия, вещие сны, внутренние «позывы».
Написано хорошо, хоть и есть вопросы, возможно, к переводчику: «одухотворенные пальцы и лицо» — звучит как то коряво.
Развитие личности читать интересно, ещё интереснее оказалось читать развитие духовное. Правда, и то и другое застопорилось на невысокой планке.
Хорошо просматривается мистическая «наука» той эпохи: это и практики с использованием воображения и определение характера по внешности, перечислено много религий и верований (впечатлило, что сюда затесалость и «толстовство» Льва Николаевича, о котором я до этого и не слышал). По поводу переосмысления христианства: тема поднимается, но не освоена. Хотя, для того времени, сама мысль о том, что библию можно осмысливать, а не просто следовать трактовке духовенства — уже потрясение устоев и вызов обществу.
Многое написанное в романе потеряло актуальность и остроту. Например, вопросы религии и религиозного воспитания, вытекающие из них противоречия. Но много и вечных тем: отцы и дети, подростковый протест, юношеская влюбленность и сексуальность. Чётко прослеживается линия превосходства от коллективного к обособленному, от обывателей-материалистов к идеалистам и далее к «безыдейным», развивающимся ради развития (вероятно, для них придуман какой то термин, но мне не знаком).
Конец романа невнятный: просветления герой книги не достиг, даже взрослением не пахнет. Отсюда и возраст читателя, скорее подростковый — для взрослого написаное будет увлекательно, но вряд ли откроет что то новое. Понравился опыт эмоциональных переживаний — психологию для того и читаем. Может, в этом плане, будет полезно прочитать родителям этих подростков.
Lucie Morton, 19 декабря 2022 г.
«Чтобы понять себя, первым делом нужно прогнать всех тех, кто уже понял себя и теперь лезет понимать других.» Автора цитаты уже не помню, но она подходит здесь как нельзя лучше.
Знавала я людей, отмеченных печатью Каина. Эти люди ели, пили, ходили по магазинам и прочим местам, болели, умирали от рака (!!!) и, кроме поиска «единомышленников», коллекционирования непонятных брошюрок и охотной крайне высокопарной болтовни на непонятные темы (никого не напоминает???), ничем не отличались от остальных. По прошествии времени могу сказать только одно — какая же я была маленькая и глупая...
Эмилю повезло меньше — он так и не понял ничего. Н И Ч Е Г О. Так и боготворил до последнего издыхания где-то там, на ненаписанных страницах своей дальнейшей жизни, своего друга и наставника, *шёпотом* который принял крещение, чтобы не выделяться из толпы крещённых. Наверное, самый показательный момент во всей книге. Хотя нет, не самый. Но именно после него дальнейшее повествование скатилось в донельзя самодовольное умничанье, брать которое на вооружение — себя не уважать. И докатилось почему-то до того, что Демиан стал солдатнёй (видимо, чтобы не выделяться из толпы солдат) и, судя по всему, катапультировался на мине прямиком в Хельхейм (чтобы не выделяться из толпы уж до конца).
Путь Эмиля — это путь через тернии. Не к звёздам, нет. Просто через тернии.
Хойти, 5 июля 2023 г.
Короткий и в своё время впечатливший всю Европу (и не только) философский роман. Мне не понравился. «Прочитала «Демиана» то ли поздно, но ли рано...» — бурчала себе под нос. Начавшись как роман взросления, правдивое и мучительное живописание жизненных испытаний и душевных мук мальчика, чуть позже подростка, повествование в дальнейшем становится всё более пафосным, нарочито глубокомысленным, мистическим и так далее, а главный герой окончательно концентрируется на себе любимом. Сюжетные линии начаты и брошены, ГГ ведёт себя как свинья неблагодарная и совершенно этого не сознаёт. А прочие герои, в том числе и заглавный, постоянно противоречат сами себе, много рассуждая о свободе и в то же время всячески выражая свою готовность подчиниться высшему предопределению.
anpadov, 21 октября 2023 г.
В этой книге Герман Гессе играет над своим читателем: читает его мысли, давит на его потаенные страхи и заставляет его вспомнить свои запретные желания. Единственное, концовочка подкачала.
arey951, 7 апреля 2019 г.
Демиан стал моим третьим произведением Гессе после Сиддхартхи и Степного волка. Уже после второго произведения я начал замечать определённую схожесть в содержании и основных посылах романов. К счастью или к сожалению, но Демиан не оказался исключением: тот же избитый мотив о становлении героя, его поисках себя, принятии всех сторон своего «я», включая сущность страсти и животных инстинктов, обязательное присутствие духовного наставника и так далее и тому подобное. Конечно, нельзя сказать, что все эти произведения копируют друг друга. Вернее будет сказать, что Гессе на протяжении многих лет пытался нарисовать некую картину, которая уже лежала в его воображении, каждый раз используя разные краски и техники, чтобы найти оптимальную. Демиан — одна из его самых ранних работ, поэтому подобная картина чувствуется в нем несколько размыто, но зато более лёгкий стиль облегчает понимание основных идей Гессе, которое (понимание) в поздних работах теряет свою ясность, заставляя читателя иногда сбиваться и додумывать что-то от себя. Но подобное сходство произведений не является минусом. Это не нищета Гессе как писателя, а лишь его желание найти оптимальную форму для своего творения. А вот плюсов тут действительно много. Ко всему вышесказанному можно добавить: изящный, полный эстетизма стиль повествования, который буквально так и просится, чтобы его разобрали на цитатки; умение ловко войти в мистику, заинтриговать читателя поисками «Святого Грааля» и породнить его с героем произведения с помощью проникновенных описаний его душевных терзаний и порывов, в ряде из которых можно и вовсе обнаружить свое с ним сходство; тщательный обход стороной бессодержательных диалогов и повествований, что негативно сказалось на объёме (Демиан совсем крошечный), но зато увеличило общую ценность художественного произведения. Также мне понравилось, что герой, с которым читатель начинает ощущать некую связь буквально с первых же страниц, в процессе постепенного развития духовного и психологического, заставляет меня чувствовать все то же самое на себе. Каждое его переосмысление бытовых норм, каждая его попытка бунта против общества казались мне частью моих собственных мыслей. Отличная книга, к которой, равно как и ко всему творчеству Гессе, стоит подходить лишь в том случае, если есть желание по новому взглянуть на себя
strannik102, 3 февраля 2019 г.
Быть самим собой в любых обстоятельствах — роскошь трудно достижимая
С одной стороны, этот роман можно с полным правом назвать богоборческим, прежде всего потому, что в нём идея христианского бога, который есть любовь, подвергается жесточайшей критике. А с другой стороны это, безусловно, богоискательская книга, потому что именно поисками бога в себе и вовне и вообще занимаются и наш главный герой, и его попутчики по книге.
С психологической колокольни судя, эта книга рассказывает о путях и процессе взросления человека, о вызревании в молодой индивидуальности того, что является именно Личностью (непременно с прописной буквы Л). При этом совсем не факт, что Личность в рассказчике (Синклере) на момент окончания повествования уже вызрела. Да и вообще практически никогда не возможно утверждать, что процесс личностного роста закончился — по сути это нечто бесконечное.
В тесной связи с предыдущим постулатом о личностном росте Гессе поднимает тему личного Учителя, персонального Гуру, того, кто является в тот или иной период развития человека (чаще всего молодого человека) его Наставником и Водителем, его Ведущим и Проводником. Причём в романе это вовсе не всегда Демиан, потому что какое-то время эту роль играет тот самый музыкант, имя которого я уже забыл, но роль которого отпечаталась в моей памяти совершенно отчётливо (лезу в сеть и напоминаю сам себе — его звали Писториус).
Безусловно все вышеописанные проблематики обусловлены ещё и зарождающейся и развивающейся сексуальностью Эмиля Синклера — созревающее мужское тело конечно же вносит свои яркие и волнующие темы в его психически-психологическую жизнь.
По энергетике книга буквально пронизана ощущением кризиса Европы, краха европейской культуры в том её виде, в каком она существовала в первом десятилетии XX века. Вот уж действительно закат Европы.
Как по мне, так эта книга сильно привязана к своему времени. Она буквально родом из первых десятилетий века XX и несёт на себе энергетику именно этого периода. Однако актуальна ли она сейчас, спустя столетие? Уверен, что актуальна, залогом тому служит тот факт, что для чтения клубу «КЛюЧ» её порекомендовала ученица 10 класса обычной средней школы. Но это же обстоятельство как нельзя лучше демонстрирует нам, что книга в наибольшей степени будет актуальна и полезна для человека молодого, находящегося как раз на стадии возникновения и созревания той самой Личности, о которой мы уже говорили выше.
При желании можно найти и другие тематически и смысловые пласты этого романа и продолжить о них разговор. Но думаю (надеюсь) что именно этим (поиском и обсуждением) мы и займёмся на встрече членов клуба любителей чтения «КЛюЧ» г. Валдай.
Deimos_666, 4 октября 2011 г.
Читать произведения Германа Гессе очень непросто. В своем творчестве автор предлагает личное видение современной духовной культуры. Он предлагает читателю вместе с собой пройти нелегкий путь осмысления уже накопленного за тысячелетия творческого опыта и вывести в некотором смысле субъективные, но в общем-то объективные критерии его интерпретации и отношения к нему. Гессе в своих романах последовательно выстраивает систему суждений о роли человека в стихийном мире и раскрывает дуализм творческого и материального существования индивида.
Поначалу кажется, что все романы Гессе написаны по общему шаблону, в которых рассматриваются одни и те же идеи. Кажется, будто бы автор все время возвращается к одной и той же уже разрешенной проблеме отношения человека к творчеству и его самоидентификации в мире. Но это не так. Творчество Гессе диалектично; оно постоянно развивается и модифицируется. Каждый раз в уже разрешенной задаче возникают новые подводные камни, и опять, заново, необходимо переосмыслять все то, что уже обдумано, но постоянно погружаться во все новые глубины.
История Макса Демиана и Эмиля Синклера проста как библейская притча и одновременно крайне сложна в философском плане. Отношение Гессе к христианской религии и культуре весьма неоднозначно. Будучи сыном священника-миссионера, он то бездумно, на веру, принимает божественность и логичность окружающего мира, то яро-атеистически отстаивает индивидуальность в свободном проявлении воли человека. Отношение Гессе к религии невозможно понять, прочитав один или два его романа. Необходимо проследить развитие взглядов автора на протяжении всего творческого периода.
В «Демиане» последовательно анализируется библейская притча о Каине и Авеле. Ветхозаветная история, рассказанная в нескольких предложениях тысячи лет назад, кажется нам предельно простой и разрешимой, но если подвергнуть ее более глубокому анализу, то мы уже не сможем выбраться из паутины хитросплетений смыслов.
Складывается такое впечатление, что в романе Герман Гессе чуть ли не восхваляет поступок Каина и делает его героем, открывшим человеку нелегкий путь познания самого себя. Это далеко не так. Автор лишь рассматривает результат убийства Авеля Каином, да и то лишь так называемую каинову печать.
Гессе отмечает своих героев каиновой печатью, которая является символом бесконечного поиска, странствия и одиночества. Для него характерно создание образов персонажей-нонкоформистов в душе и покорных рабов случая в окружающем мире. Эмиль Синклер по природе своей одинок и может лишь удостоиться поддержки на своем нелегком пути познания себя и мира.
Небольшой по объему роман «Демиан», повествуя о поиске юного мальчика, складывает приятное ощущение невообразимой глубины непознаваемости как духовного внутреннего мира, так и материального.
duke, 22 сентября 2008 г.
Ближайшие отечественные «аналоги» (очень условно, конечно) – это «Подросток» Достоевского и «Детство Отрочество Юность» Толстого. «Демиан» имеет отношение к фантастике, с одной стороны, — несколько поверхностное, поскольку это здесь не главное и «не сюжетообразующее», а с другой – совершенно конкретное в силу недвусмысленности фантастических деталей (например, существует некая общность людей, отмеченных «каиновой печатью»).
История Гессе посвящена описанию (от первого лица) детства и юности Эмиля Синклера и охватывает период его взросления с восьми до двадцати лет. Настолько многослойное произведение, что выделить что-то одно затруднительно (и несправедливо). Но самая важная тема, конечно, это духовные поиски Синклера, которые местами довольно сильно перекликается с биографией самого Гессе (особенно если вспомнить, что имя Эмиль Синклер — первое время было его писательским псевдонимом).
Роман понравился. И даже очень. И как это часто бывает, восторженный отзыв написать гораздо труднее, чем «ругательный». Делиться своими высокопарными сентенциями не хочется, а другие в голову не приходят:)). Поэтому здесь поставлю точку, а произведению – «твердую десятку»!