Владимир Афиногенов «Белые лодьи»
Черные всадники нагрянули внезапно. Накинули на шеи арканы, стали рубить безоружных русов, разить стрелами. И не было спасения от этой жестокой, неуправляемой силы. Оставшись сиротой после набега хазар, юный Доброслав ушел к берегам Борисфена. Десять лет прожил он у жреца, научился собирать травы, лечить людей и стал Клудом — колдуном-вещателем. Но навсегда поселилась в сердце жажда поиска предателя, который навел в праздничный день отряд черных всадников на его племя. Помнит Клуд последние слова умирающего отца и знает, что однажды воспрянет духом родная земля, поднимутся русы как один и настанет время вести навстречу солнцу священную белую лодью.
Эта книга — суровый и героический рассказ о боях и походах, о славном времени Аскольда и Дира, эпохе, когда из тумана седых легенд явилось миру новое государство, готовое противостоять даже древней великой империи.
Входит в:
— цикл «Аскольд и Дир»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Pride1983, 26 марта 2020 г.
В первой части исторической трилогии Афиногенова начинается рассказ про жизненный путь двух крымских поселян Доброслава и Дубыни (а также их пса Бука), которые решили во что бы то ни стало вернуться в свои родные края на берегах Днепра.
Автор ведёт повествование неспешно, обильно насыщая его отвлечениями из жизни и деяний византийских императоров и патриархов, хазарских правителей, легендарных славянских князей и обычного люда.
Очень интересна сюжетная линия Константина-философа (будущего Кирилла, одного из солунских братьев, создателей славянской письменности) и его сподвижника и телохранителя монаха Леонтия, ведущего на протяжении романа путевые заметки. Константин путешествует по свету по воле императора Михаила III и патриарха Фотия, принимая участие в богословских спорах, проповедует христианство и мечтает о создании азбуки для славян, к чему его подталкивает встреча в Херсонесе со старейшиной киевских купцов Мировладом, позже коварно убитым в Константинополе.
Ближе к концу романа на сцене наконец-то появляются Аскольд, Дир и их многочисленные сподвижники, которыми становятся и Доброслав с Дубыней, а также их друзья — алан Лагир и бывший предводитель разбойников Еруслан.
Довольно скомканно и скоротечно описан удачный поход русов на Византию 860 г. Гораздо подробнее было рассказано о подготовке к походу и постройке флота, чем об основных событиях похода и последующем замирении.
По версии Афиногенова братья Аскольд и Дир — исконные киевские князья, ведущие свой род от легендарного Кия. Архонт Аскольд, старший брат, показан более дальновидным и мудрым князем, в то время как Дир ведёт беззаботную и развесёлую жизнь.
Особенно, пожалуй, запомнилось морское сражение 859 г. у берегов Сицилии византийского флота, ведомым Константином Контомитом и шталмейстером Василием (будущим императором) с арабами, закончившееся разгромом византийцев. Интересно было прочитать про арабский флот и порядки, царящие на нём.
Среди остальных действующих лиц можно выделить Фотия и Игнатия, двух непримиримых константинопольских патриархов, а также императора Михаила III и его правую руку Василия Македонянина.
Автор уделяет много внимания обычаям и верованиям славян, нюансам различных христианских течений и различиям между ними, особенностям хазарской государственности и религии.
В итоге получилось многогранная, занимательная и весьма познавательная картина раннего средневековья, пусть немного рваная, написанная отдельными мазками, но довольно убедительная и, безусловно, цепляющая читателя.