Роджер Желязны «Принц Хаоса»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Возраст читателя: Любой
Коронация – Люк и Корэл стали повелителями Кашфы. Королева Кашфы взирает оком Змеи. Мерлин — единственный представитель Амбера, формально не имеющий официального статуса.
Тем временем его Величество Свейвил, король Хаоса, почил ночью с праотцами Тьмы. Монарх усоп. Кровавые дела прокатились по Владениям Хаоса. Не так давно бала велика очередь. Что случилось? Смерть как следствие прокатившейся в последнее время беспрецедентной волны роковых дуэлей и вероломных политических убийств. Остались двое, которые предшествуют Мерлину. Итак, все трое под опекой чёрного надзора Короны, и каждый из них взят под охрану секретных служб своих Домов.
Нужно расчищать дорогу к трону. Любопытно, кто умрёт сегодня. Но если всё же так, они, несомненно, испустят дух в самом лучшем виде… Помимо Колеса — Призрак и Кольца – спикарда в борьбу стихии вовлечена и третья сила – Огненный Путь, созданный Корвинам.
Входит в:
— цикл «Хроники Амбера» > роман-эпопею «Пятикнижие Мерлина»
- /языки:
- русский (18), английский (4), украинский (2)
- /тип:
- книги (23), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Волковыский (14), Г. Михайловська (2), Р. Ольшевский (1), Ян Юа (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dsmir77, 5 ноября 2018 г.
С большущим трудом прорвавшись до последней книги, наконец-то получаешь осмысленный сюжет,а не массу непонятных происшествий, в которые Мерлин походя влипает и также легко решает. Итак, происходит борьба за власть над сущим между Хаосом и Порядком и самим фактом рождения главгерой способен повлиять на расклад сил. И сразу же удар под дых — почти всё что было раньше ни имеет никакого значения! Мерлин быстро дружится со всеми(!!!) людьми, что долго и изобретательно пытались его убить и даже начинает работать с ними вместе. Всё ждал, когда же кто-нибудь вонзит этому дурачку нож в спину и так и не дождался, но главными врагами внезапно становятся те, что помогали! И что хотят эти изверги — чтоб Мерлин стал королём Хаоса, и
В первом пятикнижии почти все, кроме особо мудрых, мало что знал о силах и природах сил. Здесь же Логрус и Лабиринт известны всем, на них ходят посмотреть, как на экскурсию, а затем они оказываются личностями, да такими мелочными и почти бессильными. В их власти всё сущее,бесчисленное множество миров , а они не могут догнать колесо. И почти все в курсе их естества и их способностей и проявлений.
Но ладно, зато есть наконец цель и карты раскрыты и мы бодро движемся к развязке и нам даже показывают настоящих, правильных и ламповых Принцев Эмбера и тут всё кончается. Ничем. Ты сидишь и думаешь, наверное, я потерял последнюю главу, наверное, есть ещё книги, это, что всё? Судьбы почти всех героев повисают в пустоте, сюжетные линии оборваны, нет финальной фразы, подводящей черту, нет чувства завершённости истории. Первая эпопея кончалась битвой, смерть злодея, эпичными похоронами, прощанием Корвина, а здесь?
И немного о невероятно возросшей силе Мерлина.
AlisterOrm, 28 октября 2021 г.
«К сожалению, совершенства нет, суча ногами сейчас я ожидаю десятый «Амбер» Желязны. И знаю, что разочаруюсь».
Да, пан Сапковский, как Вы правы. К сожалению.
...К десятому роману Роджер Желязны сообразил, что пора бы уже закругляться, а как — неясно, ведь за рекордное растягивание резины предыдущих томов пришлось платить, платить множеством сюжетных линий и окончательно деформированным мироустройством. Тогда почтенный автор делает очень просто — в последний том он запихивает по возможности ВСЁ. Всё, что по какому-то недоразумению не поместилось в предыдущие тома, нужно было хоть ногами, хоть шваброй запихать в полторы сотни страниц, и завершить, наконец, хотя бы основную интригу.
Как мы помним, пятикнижие Корвина завершилось ярко, мощно и умиротворённо — у нас почти не оставалось вопросов, всё было красиво закольцовано, главный герой завершил свою историю с такой печалью и достоинством, что аж слёзы наворачивались. Пятикнижие Мерлина завершается невнятной тупой кашей, как будто неумёлый повар запихал в простое блюдо целую груду взаимоисключающих ингридиентов, и яростно уничтожает своё блюдо на медленном огне. Вы ждали разрешения предыдущих конфликтов? Ну, которым было посвящено четыре книжки? Да хрен вам! Мы все эти линии завершим ничем, вернее, сделаем reset, выдрав с корнем провода из гнёзд сюжетной матрицы. Джулия-Маска (внезапно!) вешается на шею, злодейский злодей Далт (внезапно!) оказывается многим обязан другу нашего героя Ринальдо-Люку (который хотел убить нашего принца, но на самом деле не хотел, потом передумал не хотеть, а затем расхотел хотеть... тьфу!), коего он отметелил до полусмерти, ненавидящий нашего Мерлина братец Джарт, который (внезапно!) решил, что объект его ненависти — хороший, и подддержал его в стремлении на трон... Точнее, стремления сесть на трон у Мерлина есть, то есть есть, но не такое, какое все от него хотят, а такое, которое желает он, не желая править Хаосом... То есть желает, но не от имени Логруса Хаоса, который его основа и сердце, и не от имени Огненного Пути, которому вовсе не нужен никакой Хаос...
Бред? В том-то и дело, что нет.
Мне искренне жаль, что замечательный, яркий, талантливый цикл об Амбере завершается таким пшиком. Я чувствую, как Желязны устал от этого мира, с какой натугой он пишет этот последний, десятый том, который лишь призрак Пути, фальшивка, в жилах которого течёт, впрочем, отнюдь не огонь. И даже принцы Корвин, Бенедикт, Блейз, даже Эрик, которые возвращаются к нам, чтобы мы чувствовали себя как дома, уже не приносят нам никакой радости.
Жаль. Я уже и забыл, чем всё закончилось... Постараюсь забыть снова. Пока и привет, как всегда.
Нескорений, 20 мая 2022 г.
Финальный аккорд в истории Мерлина прозвучал совсем неплохо, но всё же чего-то не хватило. Понятно, что неимоверно трудно свести воедино все сюжетные линии, начатые в предыдущих томах, столько героев, интриг. Главное, что основную линию Мерлина автору удалось завершить без оставшихся постфактум вопросов, а о судьбе всех второстепенных персонажей можно было бы написать эпилог размером с целый роман. Частично автор ликвидировал пробелы в серии Амберских рассказов, вероятно ему удалось бы заполнить все лакуны, если бы не преждевременный уход из жизни. Такого эпика, как в последней части Хроник Корвина здесь не получилось, хотя и к финалу первых пяти томов был ряд вопросов, поэтому ориентироваться на историю Корвина не стоит, перед нами вполне самостоятельный opus magnum автора, и Корвин бы вообще не появился на его страницах, если бы автор не хотел угодить читателю, а точнее фанам, жаждавшим соответствующего сервиса.
Под занавес автор наконец-то перенес большую часть сюжетного времени в части вселенной, где расположены Владения Хаоса, отрицательный полюс двусоставного мира, где на каждом шагу можно встретить невероятных чудовищ, а города поражают воображение архитектурой, которая предельно далека от принципов евклидовой геометрии. В ряде экскурсов мы вместе с главным героем возвращаемся в его детство, через эти воспоминания автор показывает, как получилось, что Мерлин называет Амбер своим домом, хотя по факту его детство и отрочество прошло в пределах Владений Хаоса, да и по гамбургскому счету в теневой Земле он провел больше времени, чем находился в Амбере. Наделенный магической силой, аристократическим происхождением и искренним благоволением автора, Мерлин тем не менее не сумел встретить настоящую любовь, познать прелести подлинной дружбы, и эту пустоту невозможно закрыть в одночасье, по взмаху волшебной палочки.
Даже свою верную браслет-удавку Фракир Мерлин с легкостью меняет на спикард — магический перстень, наделенный невероятной мощью, но созданный неведомо кем и с неизвестными целями. Здесь возникает неиллюзорная отсылка к «Властелину колец», ведь всего спикардов было девять, столько же сколько людских колец по Толкину. Только вот Желязны не искушает своего героя всевластием, а сразу же заставляет его использовать по полной все возможности кольца — для достижения поставленной цели. Мерлина не смущает даже то, что спикард был обнаружен им в амберских покоях Брэнда, выступившего главным злодеем и несостоявшимся Тёмным властелином в истории его отца Корвина. Автор «Хроник» подчёркнуто устраняется от морализаторства — если это работает, то этим нужно пользоваться, а не заниматься возвышенной философией, рассуждая о морали и нравственности, когда рушится весь окружающий мир.
Главная цель Мерлина — сохранить свой нейтральный статус, тем самым и соблюсти баланс равновесия сил во вселенной, в противном случае всё сущее может погибнуть. Логрус и Огненный Путь не оставляют попыток склонить Мерлина каждый на свою сторону, для этого они бросают в бой последние резервы. Только вот каждый из них играет только за себя, а на стороне Мерлина помимо прочих человеческих соратников находится ИИ «Призрачное колесо» и Огненный путь Корвина, если вспомнить ещё и о наличии спикарда на пальце, то финал становится немного предсказуем. Постепенно главной целью как Люка, так и Мерлина становится вопрос — как ускользнуть от восхождения на престол (Кашфы — в случае Люка и Владений Хаоса, если говорить о Мерлине). Подобно своему отцу, прошедшего трансформацию от стремления к престолу Амбера любой ценой до понимания тщетности бремени монарха, Мерлин изначально не хочет становиться правителем.
В любом случае неприятно ощущать себя марионеткой в чужих руках, даже если у тебя на голове корона, а обладая способностями Мерлина можно создать мир мечты в любой Тени, или же просто наслаждаться жизнью, покоем, если приключения и опасности уже надоели. Мало того что тебе хотят корону на блюдечке поднести, так еще и женить на подходящей королеве впридачу. С другой стороны, если потенциальная королева тебе не безразлична, а из-под контроля серых кардиналов можно выйти, если ты прекрасно осознаешь кто они и каковы их цели, то почему бы не попробовать, особенно если того требует высшее благо? Тем не менее, может быть это чисто моё субъективное ощущение, но психологически Мерлин находится на уровне подростка, который только начинает осознавать абстрактные истины, но по большей части действует из чувства противоречия, обладай его недруги зачатками знаний психолога и они могли бы вертеть юным принцем как им заблагорассудится.
Основные вопросы остались к сюжетной линии Корэл, которой после взрыва в амберском дворце Дворкин вставил в качестве глазного протеза Судный камень. Как этот артефакт отразится на её здоровье, какие перспективы может таить в себе подобный симбиоз носителя амберской крови и мощнейшего артефакта, существовавшего ещё до возникновения Амбера? Будучи формально супругой Люка, Корэл влюблена в Корвина, а тот испытывает к ней симпатию, в то же время кажется, что он еще не до конца разобрался со своими старыми чувствами к Джулии, превратившейся в могущественную Маску. Автор создал этот любовный многоугольник, слегка покрутил его в руках, как кубик Рубика, да и забросил в дальний угол. Если добавить сюда первую детскую влюбленность Мерлина — Ранду, то вообще сам чёрт тут ногу сломит. Вот лишь один из примеров ситуаций, которые были созданы, закручены, но никакого внятного решения в финале не обрели, но увы — история завершилась, главное, что хоть какая-то осмысленная концовка нам предоставлена была, а продолжения уже не будет, что очень огорчительно и печально.
Стронций 88, 6 сентября 2018 г.
Вот и закончен последний роман истории Мерлина. И, надо сказать, завершение мне не очень понравилось даже на фоне «коммерческих» романов-продолжений первого, такого «авторского» Пятикнижия (а я считаю, что вся пенталогии Мерлина – это такое коммерческое продолжение «истинного Амбера» пенталогии Корвина).
Вот вроде бы предыдущий роман наконец-то поднялся по уровню и размаху (да и атмосферой тоже) до книг первой пенталогии, и я ожидал, что и дальше пойдёт, дальше разовьётся, и уж концовка-то будет о-го-го!.. Но читая этот роман, у меня возникло ощущение, что автору просто хочется поскорее закончить, что возможно даже устал от всего этого – и по тому, к чёрту логику, к чёрту накал и интригу, просто быстрее бы поставить точку. Хотя даже переход от локальных событий к глобальному противостоянию Порядка и Хаоса в «Рыцаре Теней» тоже имеет минус – ощущение от этого складывается, что вот мы три книги возились со своими проблемами, а тут, наконец, пошла настоящая игра, но в таком случае стоило ли растягивать личные тяжбы с Маской и родственниками на три книги, когда основное оказывается вжато в две заключительные? И вообще, получатся, что первые три книги после этого кажутся смятыми. Да и две последние выглядят большими продолжениями нитей первой пенталогии – борьба двух основополагающих сил, поиски Корвина, политические интриги и даже планы Дары и Брэнда, что так удивляют Мерлина, хотя он должен бы о них знать со слов своего отца.
Действие наконец-то переносятся в Хаос, противоположность Амбера, я лично ждал этого гораздо раньше, а так, не слишком ли поздно? Впрочем, хаотичность этого места и всякие демонические личности меня впечатлили не слишком, хотя вещи из детства Мерлина, типа той же Глайд, внесли всё-таки свои краски... Вот только сама история показалась мне искусственной и слабой.
Во-первых, как я и думал,
Но основная проблема в том, что вообще происходит. Итак, если в первых книгах Мерлин боролся против таинственных врагов, пытавшихся его убить, а в предыдущей против основополагающих сил, дабы выбраться из странного места, то тут он борется с тем…
В общем, я разочарован. Окончание цикла, который мне действительно полюбился по первой пенталогии, и к которому я привык даже в виде стандартного, такого усреднённого фэнтези пенталогии второй, вышло, по-моему, совсем уж спуском на тормозах, вышло для меня лично самым слабым романом. А очень жаль, ведь от концовки всегда ждёшь чего-то особенного. Тем более от концовки такого действительно любопытного цикла.
URRRiy, 21 ноября 2019 г.
Завершающий роман хроник Мерлина подводит итоги под многими и многими загадками и интригами, решает одну застарелую загадку и вскрывает одну новую, связанную со спецификой управления в Хаосском царстве — государстве.
Между делом, ничуть не меньше стало интриг даже от, казалось бы, абсолютно положительных и лояльных к принцу — полукровке персон. Есть и очередные авторские новинки в виде спикардов — волшебных колец (отмечу сразу — их только девять, у Толкиена было много больше), а также обострение конфликтов вплоть до открытой войны между центрами вселенной.
В общем читать не скучно, хотя некоторые картинки из мира Хаоса представить уже не так просто (видимо не для людей демонические формы).
glupec, 9 мая 2018 г.
Ну вот и снова Р. Ж. возвращается к стилистике самых первых книг. Чувствуется, что эпические баталии поднадоели ему, как и дворцовое интриганство; хочется, как было когда-то, иронического переосмысления традиционной героики. Внезапно появляются те, про кого мы уже и думать забыли -- принцы Кейн, Эрик (точнее, не они сами, а
Я-то, конечно, как раз предпочту эклектичные фантасмагории, а не тупой эпик (айне колонне марширен, цвайне колонне марширен... Бенедикт туда, Блейз с подкреплением из Тени -- сюда... И в итоге -- война с Хаосом заканчивается довольно быстро, даже поволноваться не успеешь!) С др. стор., я знаю, что большинству читателей именно это и нравится: эпический размах 1-го пятикнижья, средневековая военщина «как есть». Ну и раз это народу нравится, значит, наверно, таки что-то в этом есть (простите за тавтологию).
Касательно 10-й книги -- в плюсы могу записать еще, что автор наконец-то показывает нам Дворы Хаоса. (Вернее, уже не Дворы, а «королевство Тельбэйн» -- оно перестает быть абстрактным «кошмарно-неэвклидовым» местечком, приобретая вещность и зримость). Лорд Су'уи (а не «Сухай» и не «Сухэ«!), имеющий полудраконью морду с клыками, куда более четок + конкретен, чем было в 6-й книге цикла, когда мы знали о нем только то, что он -- дядя Мерлина. И это лишний раз доказывает: даже непредставимые сущности (типа Снарка или Бармаглота) могут быть описаны -- надо лишь не лениться и как следует напрячь фантазию... То, что само собою просится в ПОДтекст, иногда не грех даже открытым текстом озвучивать.
NB. Кто говорит о незаконченности цикла и о 3-м пятикнижии -- совершенно правы. Желязны не успел написать, но намеки были. И 3-й принц-рассказчик должен был появиться, и... Короче, все эти невыстрелившие ружья (типа судьбы Далта) еще «жахнули» бы, и не раз.
NBB. А что произошло с Лабиринтом после того, как Люк разлил кровь, мы знаем ;-)) Описано в «Амберских рассказах»; то же «Эксмо», между пр., и печатало. ;-)
Алорн, 23 апреля 2017 г.
Вот и подошла к концу воистину великая сага о Янтарном Королевстве. Конечно, есть еще несколько приквелов и десяток рассказов, путеводитель по Амберу, но это уже не то. Истинный Амбер закончил свой путь в 1991 году. Именно тогда вышла последняя книга о Мерлине «Принц Хаоса».
Финальный роман должен был поставить все точки над i и развить историю предыдущей, довольно слабой (по меркам Желязны, конечно), книги, а может даже и объяснить события трёх первых романов о Мерлине и несколько загадок о Корвине. Конечно, мечтам не суждено было сбыться. Такое количество информации не удалось впихнуть в финальную книгу, так как Амберские произведение всегда были достаточно небольшими. Может Мастер планировал еще одно пятикнижие?
Как и пятая книга о Корвине, «Принц Хаоса» оставляет после прочтения одни вопросы, а автор дает минимум ответов. В центре сюжета на этот раз Трон Хоаса. Мерлин оказался одним из главных претендентов. В принципе об этом нам намекал его брат Мэндор еще в третьей книге, так что первые страницы романа особо не удивляют. Последующие радуют тоже довольно редко.
На фоне довольно среднего сюжета резко выделяется место действия романа. Почти все события буду происходить во Владениях Хаоса, и тут Желязны постарался на славу. Особое внимание автор уделил этикету, религии и особенностями архитектуры Хаоса. Прямо глоток свежего воздуха. Ведь о Хаосе Желязны почти ничего не рассказывал. Наверняка, если бы Желязны писал продолжение, то следующее пятикнижия рассказывало бы нам уже историю Хаоса, а пятикнижие Мерлина стало бы переходным. Оно должно было стать переходным, слишком уж много неоконченных сюжетных линий.
Еще одним приятным моментом является возвращение Дары, матери Мерлина. По сути, только она и смогла удивить читателя, хорошо знакомого с хрониками. Мамаша оказалась не из любящих, так скажем.
Ну а сам финал получилось просто обескураживающим. Одно сплошное разочарование. Линия с Джартом и Маской так и осталась недосказанной, точнее Желязны отделался парой фраз и все. События первых трёх книг коту под хвост. Неужели Желязны решил, что, сделав пару намеков в своих предыдущих книгах, он может спокойно забыть о, как тогда казалось, главной проблеме Мерлине. Может уже тогда Желязны понял, что больно мелковаты эти проблемы для Амбера в целом.
Зато теперь мы видим теневую борьбу за Трон Хаоса, которая развивается на протяжении всего одной книги и завершается очень слабо описанным магическим боем. История о Корвине тоже закончилась не идеально, но Мерлин ушел и вовсе не заметно. Здесь просто напрашивается продолжение!
Про персонажей говорить особо нечего. Мерлин одновременно показывает себя человеком умеющим, со временем, подстраиваться под любые ситуации и человеком, для которого не чужды понятия о семье.
Мэндора можно было уже давно раскусить. За его утонченными манерами и вежливостью скрывается холодный и расчетливый ум. Жалко, что этому персонажу Желязны уделил так мало внимания.
Дара же как пользовалась всеми, так и пользуются. Мать из нее никудышная, жене еще хуже. Тоже странно, что ей уделено немного внимания только в последней книге.
Джарт отчего-то полностью решил измениться и теперь еще больше походит на своего брата Мерлина, разве что более глупый. Его намерения и поведение больше присуще психам, возможно это случилось из-за того, что Желязны слишком резко поменял основной сюжет.
Про Далта и Кэрол почти ни слова. Очередные отпрыски Оберона оказываются в не удел. Опять же, намеки на их будущее и все. Про Люка можно сказать тоже самое, он уже давно ушел на третий план, хотя является наиболее интересным персонажем, немного похожим на Корвина (наверно потому что его отец Брэнд характером был похож на Корвина, только Брэнд более безумен). Призрачное колесо вообще кажется уловкой Желязны, для того чтобы упрощать себе задачу в написании некоторых сцен. Потенциал этого персонажа огромен, но ни капельки не раскрыт.
Слишком много недосказанного осталось в Янтарном королевстве. Как и сюжет, многие персонажи кажется незавершенными.
Стиль каким был, таким и остался. Все бодренько, иногда весело. Наибольшее внимание Желязны уделил культуре Хаоса. Все что читатель хотел узнать о Хаосе на протяжении девяти книг, в десятой, наконец, открывается ему. Поэтому роман наполнен психоделикой. Всё-таки Хаос – это безумие.
Единственным минусом, но существенным является описание финальной битвы. Он произносит одно заклинание, тот другое и так до победного конца. Никакого напряжения не чувствуется.
Всю книгу из грязи вытаскивает Хаос. «Принц Хаоса» дополняет мир Амбера, как все остальные книги вместе взятые. Теперь мы знаем о Хаосе почти все. Основную религию, запретную религию, этикет, архитектуру, политическое устройство, самые известные Дома Хаоса.
Неплохо смотрится и история противостояния Пути и Логруса. В общем, вселенная Амбера, кажется более менее завершенной.
Это не финал. Во всяком случае, он должен быть не таким. Слишком много вопросов осталось после окончания романа, да и концовка оказалась пустышкой. Жаль.
Z_n_a_k, 16 июля 2017 г.
Амбер и Хаос – спасибо вам за то, что вы существуете, спасибо Желязны, что рассказал о вас. Вы 2 самых интереснейших места, какие я когда-либо «посещал».
!Предисловие: Только-только закончил читать и сразу решил забабахать отзыв. Ведь с книгами, как со сном – картины тускнеют, и чем больше времени проходит с момента пробуждения, тем меньше мы помним. События сливаются, впечатления от них становятся все призрачней, пока не образуется одно общее. Да и оно потом зарастает мхом… Так что ловить свое мнение нужно сейчас.
!Сам отзыв: Пишу, и сразу чувствую некую неправильность – на серию должно быть не один отзыв, а два. И только из-за моей лени их станет один.
С чего начать? Быть может с капельки раздражения. Что я чувствовал после серии Корвина: «Черт, ну почему она закончилась, хочу исчо, исчо!» Что я чувствовал после серии Мерлина: «Ну, наконец-то все закончилось». Чувствуете разницу?.. Думаю, да. И дело здесь не в том, что Гг поменялся (Корвин на Мерлина), как раз это – одна из сильных сторон, дело в тотальнейшей непродуманности серии. Противостояние Джулии-Мерлина, Пути-Логруса, Пути-Пути№2, Логруса-Пути№2, Мерлина-Логруса, Мерлина-Пути, Мерлина-Люка, Мерлина-Джасры, Мерлина-Дары и прочего со звоном расшибается об последнюю главу, последней книги. Судьба Найды, Люка, Далта, Корел – только что шедших плечом к плечу с Гг неожиданно становятся автору не интересны, ровно как и самому Гг. Чего уж говорить за Амбер – он за кадром 10-й книги.
Причем это все сопровождалось вводом неимоверного множества новых персов, новых артефактов, и даже теории мироздания, связанной со Спикардом оказалось не нужным, потому что ни к чему не привели. Даже итоговое спасение Корвина состоялось исключительно для галочки — понятно, что старый вояка мало чего мог бы противопоставить супер-пупер заклинателям, НО! его освобождение мусолилось слишком долго, чтобы закончится тем, чем оно закончилось. В конце, как все помнят, Мерлин расцеловал всех своих бывших подружек+epic final battle (без участия Корвина).
Можно лишь предполагать – почему все так сложилось. Серия Мерлина началась за здравие, НО! закончилась за упокой. Мое личное мнение: Желязны свернул не там в 9-й книге, слишком манила его идея сделать обличья для Порядка и Хаоса, и организовать между ними противостояние. Но! эта идея порвала ту материю, какую упорно ткали в 1-х книгах, когда противостояние строилось на путешествии по теням, на различиях в жизни внутри них. Амбер – добро, Хаос – зло, все просто. Оставь бы эту материю, и тогда бы возможно персонажи серии Корвина остались бы колоритными и настоящими, а не блеклыми двойниками пути, и Логруса появляющихся то тут, то там и выполняющих роли мальчиков для битья.
Как бы то ни было – спасибо Желязны даже за серию Мерлина, ведь именно она показала, как устроен Хаос.
Фалкон, 11 октября 2015 г.
Прежде чем оценивать завершение Пятикнижие Мерлина и вообще классических Хроник Эмбера (продолжательские попытки оставим в стороне), хотелось бы задать ряд вопросов, которые для меня сильно повлияли на восприятие романа «Принц Хаоса».
Вопрос № 1.
Корал, только что извлеченная Мерлином из богохульных объятий Лабиринта 1, и после мракобесных манипуляций Дворкина превратившаяся в артефакт, вновь становится центром борьбы между Лабиринтом и Логрусом. Она похищается, перемещается, усыпляется и прочее. Есть сюжетная линия. Мерлин, рискуя собственным существованием (напрыгнул на Логрус — нехило), её спасает. Отлично! А дальше? Стала ли она невестой, так сказать, Мерлина (как хотел Логрус)? Или, может, вернулась к Лабиринту 1 (как он и хотел)? А, может, осталась супругой Люка? Неизвестно. Ни слова. Впечатление такое, что автор потерял к ней интерес после отображения процесса спасения. Важен процесс, а не результат? И это при том, что данная сюжетная линия является едва ли не основной в данном романе.
Вопрос № 2.
Люк пролил королевскую кровь на истинный Лабиринт 1. И что? Что стало с Лабиринтом 1? Что стало с Люком? Опять таки, неизвестно. И это при том, что обобщенный сюжет первых пяти книг как раз состоит в аналогичном повреждении Лабиринта и попытках исправить положение. Непорядок, по-моему.
Вопрос № 3.
Неустрашимый и могучий Далт, перешедший на сторону добра и дравшийся в поединке с самим Эриком, получил серьезные ранения. Что стало с ним? Ничего, поскольку автор потерял к нему интерес. Опять нестыковка; это уже начинает надоедать. Завершается цикл, или нет? Разве не должны быть даны ответы на такие явные вопросы?.
Вопрос № 4.
Опять-таки, приобретшая в определенный момент повествования глобальный интерес, судьба Лабиринта 2. Лабиринт 1 недоволен его существованием (что и неудивительно); Логрус пытается его уничтожить. Начинаешь ждать соответствующего развития сюжета, которого, увы, нет. Печально.
Что делается в Эмбере во время похождений Мерлина неизвестно, так как Мерлин весь роман собирается связаться с Рэндомом, но так и не связывается. А, может, уже и Эмбера-то и никакого нет, после выходки Люка. Что стало с Колесом-призраком после того, как Логрус ему явно угрожал, неясно.
Одни вопросы. Считаю, что автор собирался написать еще одно Пятикнижие, ну, или еще один роман. Второй вариант — Эмбер реально автору надоел, и он сделал попытку закончить повествование. Что ни говори, завершающий роман смотрится бледнее предыдущих (хотя и Рыцарь отражений тоже вызывает вопросы).
Таково мое мнение. Оценка — 6
Нортон Коммандер, 28 марта 2018 г.
«Принц Хаоса» — финальный роман всех «Хроник Амбера». Большая часть действия происходит во Дворах Хаоса, о которых раньше лишь упоминалось. Мерлин снова оказывается в тех местах, где вырос. Амбер и его королевская семья в этом романе уже практические не играют большой роли.
Концовка у Желязны получилась несколько скомканной. Можно подумать, что автор просто решил в определённый момент завершить основные сюжетные линии только для того, чтобы уложиться в формат пятикнижия.
k2007, 16 ноября 2016 г.
Финальная книга пятикнижия Мерлина. Мы продолжаем узнавать новые вещи о вселенной, о королевских семьях Амбера и Хаоса, об интригах внутри них. Выясняется, что Мерлин не менее крут, чем Корвин, и что он готов при необходимости бросить прямой вызов как Лабиринту, так и Логрусу. Очень жаль, что цикл остался незавершенным
geodem, 26 октября 2016 г.
Теперь мы знаем о Хаосе почти все. Противостояния Пути и Логруса. Наконец-то, многое становится предельно понятным, но слишком, много неоконченных сюжетных линий: резкое перевоплощение Джарта, отношения Джарта и Джулии, раскрытие Мэрдора, что дальше с Люком, Далтом и Кэрол... Слишком много вопросов и недосказанности.
Читать однозначно! Незаменимые романы в личной библиотеке. Назревает мощная замена «Игры престолов», экранизация, «Величие мироздания «Амбера»».
Cerber21, 26 апреля 2015 г.
Начиная читать последний роман Пятикнижия Мерлина, думал поставить баллов 8-9, но концовка (другого слова не нахожу) сильно разочаровала. Она просто-напросто банальна, что подошло бы для окончания какого-нибудь второсортного детективного романа, но учитывая масштабность и эпичность всего произведения, составленного из двух пятикнижий, могла бы быть более «пышной». В том смысле, что ей не хватает немного пафосности и, конечно, развёрнутости. Фактически она заняла у автора около 3-х страниц печатного текста, и это бросается в глаза, поскольку заметно, что Желязны очень торопился «закончить» своё произведение. Может быть такая концовка и подошла бы для завершения внутренних романов цикла, но не как для окончания самого цикла.
GomerX, 15 января 2010 г.
Наконец-то я домучил вторе пятикнижье этой саги, которая так многообещающе начиналась. И что же в конце? Да ничего особенного — все банально и предсказуемо : баланс сил восстановлен, Мерлин стал королем (хотя я так и не понял в чем его уникальность как короля хаоса? почему его так хотели сделать королем?), Корвин найден и спасен из заточения у Дары (о том как он туда попал — не сказано ни слова). И вот я задаю себе вопрос — стоило ли читать эти 830 стр. мыльной оперы со множеством второстепенных героев, судьба которых мне была абсолютно безразлична, ради такой вот голливудской развязки. Нет не стоило! Книга не впечатлила ни сколько! Ни кому не рекомендую. Лучше остановиться на первом пятикнижьи и дальше не продолжать...
anubis000, 29 декабря 2008 г.
Всё подошло к логическому окончанию. Мерлин стал королем Хаоса. Многое осталось так и недосказанным. Непонятно станет ли лабиринт Корвина новой действующей силой, как будет развиваться колесо-призрак. В конце концов равновесие между силами вселенной должно восстановиться, а там уже совсем другая история.