fantlab ru

Тим Каррэн «Мёртвое море»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
303
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвое море

Dead Sea

Роман, год; цикл «Хроники Мёртвого моря»

Аннотация:

Когда экипаж потерянного грузового корабля оказывается в ловушке ужасного измерения морских монстров, кораблей-призраков и нежити только они сами могут определить местонахождение корабля Соединённых Штатов Ланцет и убедить почти безумного физика помочь им вернуться домой.

Примечание:

Сетевой перевод Андрея Локтионова.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Мастера Ужасов, 2020 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мертвое море
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Dead Sea
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему у этой книги так мало рецензий и читателей? Как-то «Мертвое море» прошло незаметно среди новинок, и очень зря. Вот сейчас без преувеличения — за последние несколько лет это самая страшная книга, которую я прочитала. Давно не попадался такой крепкий хоррор. Были моменты, когда меня реально мутило и внутри все застывало.

История очень интригует: корабль, следовавший по маршруту сквозь Саргассово море, попадает в густой туман и теряет всю навигацию. Члены экипажа замечают, что туман какой-то странный — слишком плотный и пахнет гнилью. В итоге судно терпит кораблекрушение и пассажиры на шлюпках спускаются в открытую воду. Окруженные желтоватой завесой тумана и страшными звуками, моряки исчезают один за другим. Люди начинают видеть монстров, гигантских рыб, жуткие силуэты. В что за проклятое место они попали? Упоминаются и старые легенды о Саргассовом море, где корабли застревали в непроходимых водорослях и заполоняли целое кладбище.

Господи, каких существ здесь создал Тим Каррэн — до крайней степени омерзительные, тошнотворные, склизкие твари. Противные самой человеческой природе, чужие, не имеющие право на свое уродское существование. А самое страшное, что прототипами всем этим монстрам послужили реальные морские обитатели. зачем.я.это.гуглила. В голове не укладывается, что в нашем мире есть такие рыбы. Сельдяной король. Миксина. Что ты такое?! В книге эти гребаные морские черви, пауки, скопища слизи и жгутиков выкосили пол команды, а у нас они спокойно плавают в мировом океане. Ужас! Их описания вызывали во мне тошноту и какой-то первобытный тупой ужас под кожей. Автор мастер слова — такие объемные описательные характеристики, что ты физически чувствуешь всю обстановку в книге. Ты слышишь запахи, звуки, чувствуешь консистенцию, субстанцию существ и окружающей среды. Также книга потрясающе атмосферная — туман, кладбище кораблей, окутанные водорослями развалины, промокшие судовые журналы.

Любители хардкора найдут здесь 1000 и 1 смерть самым извращенным образом — натуралистические описания смерти от морских чудовищ разной формы. Но всего в меру, автор умело комбинирует разные поджанры хоррора: элементы научной-фантастики, морского хоррора, weird fiction, сплаттерпанка.

Во второй части книга заметно провисает, по ходу повествования встречаются повторы диалогов, нагромождение однотипных метафор и описаний тумана — все это тормозило чтение и затягивало книгу. Было несколько ляпов с действиями персонажей. Если книгу сократить и доработать — было бы 10/10. Вторая половина книги закрутилась событиями и новыми героями, стало безумно волнительно и напряженно.

Тим Каррэн достойный последователь «отцов ужаса» — Лавкрафта, Ходжсона, Стивена Кинга. Эта книга — современный пример настоящего хоррора, морского ужаса в лучших традициях лавкрафтианства. Твердая оценка за мастерство прописывать атмосферу, создавать пугающий обитаемый мертвый мир, за динамичность сюжета. Так что, всем любителям мистической хоррор литературы на морскую тематику, всем поклонникам Лавкрафта и атмосферы безнадеги, древнего ужаса — очень рекомендую. «Мертвое море» вполне мог написать сам Лавкрафт или Ходжсон, если бы они жили в наше время.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ирония в том, что прямо перед этим я прочитал «Мглу» Стивена Книга. И первая мысль, которая меня посетила – эти два произведения вполне могут быть частью одной вселенной. Прореха между мерами, открывшаяся в произведении Кинга, вполне могла вести в то же пространство Икс, только в сухопутную его часть; ведь где-то кончается это страшно море, и некоторые мелькающие крылатые твари на это намекают... Тут же начинаешь думать, что Кинг, конечно же, тоньше и глубже, его страх держится на внутренних реакциях героев (вспомнилось, каким ужасом пахнуло от тревожной реакции толпы, качнувшийся к стёклам при виде наступающего тумана); он просвечивает человека до его психологической и социальной стороны. И сначала это обернулось некоторым препятствием для восприятия «Мёртвого моря». Но потом пришло понимание, что «Мёртвое море» это просто другое, оно строится на других вещах и других акцентах.

«Мёртвое море» – это в большей степени Лавкрафт. Это страх извне, постоянное густое нагнетание атмосферы. Даже патетика это нагнетания – это патетика Лавкрафта: космический ужас, атомное разрушение, пугающая древность, искажённость, сводящие с ума бездны, богохульные и враждебные – это практически полностью лексикон Лавкрафта. И многие монстры отдают монстрами Лавкрафта (чудовищные формы, щупальца, чуждый человеку разум), а Туманный дьявол и вовсе напоминает какое-то лавкрафтовские божество. По правде сказать, такое исступлённое слегка гипертрофированное нагнетание атмосферы (автор иногда даже отвлекается от героев, показывая нам глубины, которые они точно не могут знать) я всегда считал чем-то устаревшим, но в какой-то момент это начало на меня действовать – увлекать и завораживать.

Герои Кинга чаще всего обычные понятные люди, парни «как ты и я» – им легко сопереживать, а ассоциировать себя с ними. Здесь же герои иного рода – крепкие мужики (недаром автор часто использует это слово – «мужчины»), играющие мускулами (не все, конечно), видавшие всякое – бульдозеристы и моряки; грубые шутки и никакого стеснения в выражениях. Да, сопереживать им не так легко, как героям Кинга – хотя, некоторым самым главным героям, типа Джорджа или Кука постепенно начинаешь сопереживать – но на это есть свой резон. Герои (в особенности Сакс) оказываются в ситуации, когда их сила и опыт не значат ровным счётом ничего. И это даже большее испытание, чем для более слабых, окажись они в подобной ситуации. Когда нет возможности решить всё грубой силой, а эта грубая сила – единственное знакомое средство; это уже становится пороховой бочкой, постоянным внутренним напряжением в группе. Нет, здесь нет персонажа похожего на миссис Кармоди, но есть и свои внутренние чудовища; и вместо фанатизма тут свои виды безумия и лидерство, ради которого одни готовы идти по черепам, а для других оно – свалившаяся обуза. И это тоже интересное наполнение.

В какой-то момент я понял, что роман кинематографичен. Я вполне мог представить его как небольшой сериал, серий на четыре. Да, он жёсткий и жестокий. Но его трешь, на мой взгляд, не столько трешь в натуралистических описаниях разнообразных страшных смертей (бывают и более натуралистические, смакующие – здесь это скорее часть нагнетаемой атмосферы) – а трешь в шквальном сюжете, кода на героев наваливается всё новое и новое, всё более страшное; градус постоянно растёт. Я считаю, это одно из лучших в романе – изначально казалось, что автор ограничится тварями морскими, чем-то похожими на доисторических животных (при этом он постоянно упоминал, что они похожи на чудовищ из старых фильмов ужасов, немного нелепых, хоть и смертельно опасных), да «боссом» – Туманным дьяволом. Но нет, автор постоянно закидывал всё новыми и новыми монстрами – всё более странными и всё более страшными

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(чудовище с которым столкнулась группа Кука на заброшенном корабле так и вовсе напугала не на шутку – а это было только началом).
В какой-то момент стало любопытно, а есть ли у фантазии автор какая-то граница? Только покажется, что он уже выдохся, как на тебе –
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кракены, иные измерения, враждебные пришельцы...
Да, чем-то это похоже на свалку всех возможных жанров хоррора
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(при желании можно даже углядеть из каких историй всё выпорхнуло, например, злобный пришелец отчётливо напомнил пришельца из рассказа «Кто идёт?» Кэмпбелла, так что здесь можно углядеть и намёк на постмодернизм… ужасы в жанре постмодернизм!),
но свалка оказывается упорядоченной, в которой все монстры стоят на своих чётко установленных местах, чтобы выпрыгнуть максимально эффектно. А как только спадает напряжение внешнее, начинается напряжение внутреннее – отчаяние и страхи героев, противостояния внутри коллектива готовые вот-вот взорваться (там ведь не шутки ниже пояса, а откровенные провокации). Идеальный рецепт для фильма. Увы, и с некоторыми кинематографическими минусами – роялями в кустах, моментами нарочитыми
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(самый большой, на мой взгляд, – это когда герои всё-таки полезли на светящийся сухогруз, явно населённый враждебной сущностью, будто жизнь их ничему не научила; явное подтягивание к единственно возможному финалу)
и уж очень часто и удобно нарастающие внутренние конфликты разряжались криками «смотрите, что это!». Я чувствовал все эти штампы, но тут же проглатывал, увлеченный общим потоком истории, с жадностью ожидая развития событий, и новых сюрпризов от автора.

Да, есть минусы, но я так увлёкся романом, что было даже жалко, что он – этот шквальный, постмодернистский, боди -, лавкрафтовский, жесткий, в чём-то кинемотаграфически-предсказуемый хоррор – закончился. А такое со мной бывает нечасто.

P.S. Ради Бога, кто-нибудь! Замените, пожалуйста, аннотация, которая тут выложена – она же стопроцентный спойлер!

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что может быть лучше увлекательнейших морских историй о путешественниках, переживших кораблекрушение? Конечно же всё перечисленное плюс столкновение героев с необъяснимыми явлениями и потусторонним. Про Бермудский треугольник много написано и снято, где-то лучше, где-то хуже, но Каррэну есть что сказать в этой области, учитывая его увлечение данной тематикой.

Да, в «Мёртвом море» много отсылок к другим культовым произведениям, но тем не менее автор строит свой корабль, просто из механизмов, уже изобретенных. То, что у него получилось, поначалу вызывает детский восторг: интересные герои, впечатляющие пейзажи, отличный юмор, нагнетание атмосферы. Даже просто описания того, как герои переносят морскую болезнь, впечатляют настолько, что чувствуешь подкатывающую к горлу тошноту. А от шуток одного интересного героя заливаешься хохотом. У Каррэна отлично получается описание всего происходящего, язык образов на высшем уровне, ты словно своими руками прощупываешь сырость, склизкость, а позже и мерзость морских гадов. Но затем все эти достоинства постепенно начинают превращаться в недостатки, так как однообразный юмор начинает утомлять, однообразие морских обитателей точно также, как и описания тумана и окружающей обстановки, они начинают повторяться, из-за чего тормозится динамика и начинаются провисания. Автор словно мечется, пытается нащупать следующую точку, благодаря которой сможет сокрушить психику читателя, но это получается лишь отчасти. Найденные героями рукописи вселяют надежду на обретение новых страхов, и кое-что новое действительно появляется на сцене действий. Правда, это уже не вызывает такого восторга, какой был в самом начале. И чем ближе к концу, тем всё более скомканно и обреченно.

Если бы не самоповторы внутри самого произведения, сброшенные в ненужных местах якори для дрейфа сюжета, наигранный финал, то это был бы один из лучших образцов темной литературы на морскую тематику. А так это просто отличнейшая книга, позволяющая каждому читателю пережить кораблекрушение и встречу с неизведанным, мерзким. Там, за туманами... Каждый найдёт для себя свою фобию. Книга, которую можно рекомендовать и можно перечитывать. И она так и просит экранизации.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой довольно редкий по нынешним временам образец чистого, не замутненного посторонними примесями, хоррора. Более того, автор, кажется, задался целью собрать под одной обложкой все его направления, оттенки и жанровые подвиды. Тут тебе и мистика, и лавкрафтианство, и сплаттерпанк, и современный психологический, и научно-фантастический хоррор, и многое другое. Все подчинено одной единственной благородной цели — до смерти напугать неосторожно открывшего книгу читателя. Что ж, следует признать, что с этой задачей автор справился на высший бал, — лично мне при чтении было страшно, а порой даже очень страшно. Можно было бы и 10 поставить.

Но вот в литературном плане роман получился не без огрехов. Причем довольно серьезных.

Начнем с того, что роман, на мой взгляд, чрезмерно затянут. Причем затянут он крайне неравномерно. Начало более-менее бодрое, а вот с основной частью романа совсем все плохо: сюжет то и дело провисает или, что еще хуже, движется по кругу, пережевывая по нескольку раз одни и те же образы и эпизоды. Добавим сюда длинные пустые диалоги, бесконечные описания окружающей обстановки, однообразные повторяющиеся метафоры, из-за которых хочется пропускать целые абзацы, не читая. Несколько раз ловил себя на мысли, что жду — не дождусь, когда же роман наконец закончится. А заканчивается он так внезапно, так скомкано, и с таким огромным количество роялей в кустах, что, кажется, что роман надоел не только читателю, но и самому автору, и он решил поскорей его завершить во что бы то ни стало.

Далее, главных героев слишком много. Они буквально загромождают сюжет. И хотя выписаны они в целом довольно неплохо, их количество, бестолковое поведение, и то, как легко автор с ними расстается, вызывает недоумение, граничащее с раздражением. Складывается впечатление, что автор вводит очередного персонажа исключительно для того, чтобы через некоторое время предать его лютой (и часто совершенно бездарной) смерти. Только успеваешь привыкнуть к тому или иному герою, и начинаешь ему сопереживать, как его уже нет.

Также нельзя не отметить явную вторичность произведения. Все, с чем столкнется читатель на страницах романа, он наверняка уже где-то встречал: тут тебе и Кинг, и Лавкрафт, и Беляев, и много кто еще. Хорошо это или плохо, пусть каждый решает сам. Лично мне оригинальности не хватило.

Но, несмотря на указанные недостатки, роман мне в целом понравился. Его можно смело рекомендовать тем, кто в подобного рода литературе ищет прежде всего страха, только страха и ничего более. В этом плане «Мертвое море» — просто находка. Я бы даже сказал — настоящий жанровый шедевр. В общем, читайте и ужасайтесь!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, «купилась» на хорошие отзывы о монстрах и сюжете.

1. Персонажи все дерганные и нервные, ругаются как инстультники, в каждом предложении, такое ощущение что у них всех психическое здоровье совсем отсутствует. Сопереживать некому, все о не симпатичные и не правильные. Больше конечно выбесили ругательства в диалогах.

2, Ощущение что автор взял из банальных боевиков действия персонажей, никто из них не выживальщик, полная пафосная фантазия.

3. Сюжет затянут уж очень сильно (22 часа в аудиокниге)

Вывод : считаю проходным ужастиком, глупым и наивным.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мертвое море- это не море на Ближнем Востоке, а явление, известное с тех времен, когда люди начали плавать под парусами, неестественно спокойные водные массы, где внезапно все будто сходит с ума, где люди кончают с собой из страха перед чудовищной реальностью. Бермудский треугольник. Море Дьявола. Саргассово море. Кладбище кораблей. Мертвые зоны, из которых возвращаются немногие». Корабль, перевозивший рабочих и технику на строительство в джунглях Южной Америки взлетно-посадочной полосы, попадает в туман, в непростой туман. Все навигационные приборы выходят из строя и судно терпит кораблекрушение. Для тех кто выжил настоящий ужас только начался. Фантазия автора породила таких омерзительных и тошнотворных монстров, что потерпевшим кораблекрушение пришлось несладко. Сюжет довольно динамичен, скучать не придется. На мой взгляд (за последнее время) одно из лучших творений в жанре ужаса, что я прочитал. Хоть некоторые идеи и позаимствованы у классиков жанра, автор добавил что-то от себя и получилось отлично.

https://www.livelib.ru/reader/valerik61

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Загадки Бермудского треугольника уже не один десяток лет занимают умы людей. За это время было выдвинуто множество как вполне правдоподобных, так и самых невероятных гипотез, объясняющих причины таинственных исчезновений морских и воздушных судов в этом районе Атлантического океана. Не остался в стороне и писатель Тим Каррэн, предложив свою версию возникновения кладбища кораблей в романе «Мёртвое море».

Книга начинается с того, что контейнерное судно «Мара Кордэй», следующее из Норфолка (США) в Кайенну (Французская Гвиана), попадает в обширную полосу густого бледно-желтого тумана, после чего полностью теряет систему спутниковой навигации. Кораблю приходится плыть практически вслепую, что очень быстро приводит к трагедии, которая вынуждает экипаж и пассажиров покинуть борт «Мары Кордэй» и ждать помощи, дрейфуя на спасательных шлюпках и плотах. Однако весьма скоро они понимают, что надеяться на помощь извне бессмысленно, ведь они оказались в крайне опасном месте, населенном жуткими богопротивными тварями. Области, которая просто не может существовать в реальном мире. Бездне, известной как Мёртвое море.

Если бы меня попросили кратко охарактеризовать роман Тима Каррэна, то я бы назвал его сплавом двух отличных произведений: «Террора» Дэна Симмонса и «Тумана» Стивена Кинга. От первого мы имеем, непосредственно, морскую тематику и столкновение людей с мистической угрозой. От второго — присутствие в сюжете непроницаемой завесы, скрывающей мерзких кровожадных созданий.

Судя по всему, Тим вознамерился взять все самое лучшее от текстов своих предшественников, не забыв при этом отдать дань уважения прозе Говарда Лавкрафта. И в принципе, ему это удалось. Роман может похвастаться и харизматичными персонажами, и яркими экшен-сценами с участием всевозможных монстров, и мрачной, почти осязаемой, атмосферой безнадеги.

Однако есть один момент, который слегка подпортил мне впечатление от книги — это ее однообразность. Характеры героев по ходу истории никак ощутимо не менялись, а довольно часто возникавшие между ними словесные перепалки порядком утомляли. Эпизоды схваток с чудовищами хоть и получились динамичными, но на, условно говоря, десятый раз перестали будоражить фантазию из-за своей похожести друг на друга. А тревожная атмосфера постепенно утонула в омуте бесконечных описаний. Такое ощущение, что Каррэн тупо открыл толковый словарь и взял оттуда все слова, которые можно было бы использовать в хоррор-романе. Я еще понимаю, когда начинающий автор принимается «красоваться» в тексте, дабы показать какой он одаренный литератор. Однако для Тима «Мёртвое море» — далеко не дебютная книга и зачем надо было ее столь сильно перегружать различными определениями, я так и не понял.

Напоследок, хотелось бы сказать о финале романа. На мой взгляд, он вышел слишком уж незатейливым. Я не против, если в произведении встречаются удачные для персонажей совпадения, но когда они сыпятся как из рога изобилия — это уже ни в какие ворота не лезет. Видимо данное обстоятельство смущало и самого Каррэна, поспешившего смахнуть некоторых героев с «шахматной доски». Правда, от этого концовка книги не стала менее оптимистичной и притянутой за уши.

Но как бы там ни было, «Мёртвое море» — достаточно годное развлекательное произведение, не забывающее периодически давать и пищу для размышлений. Поэтому я рекомендую роман всем поклонникам темного жанра и особенно фанатам Лавкрафтовских ужасов. Уверен, что им книга «зайдет» на все 100%.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте, вам захотелось почитать какой-нибудь хоррор. Но не такой, чтоб был упор на социальную или психологическую составляющие, или на что-то странное и непонятное. Вам нужен нормальный хоррор, самый обычный, без всяких вывертов и кренов в смежные жанры. И вот вы просматриваете какой-нибудь форум, мельком наблюдаете очередной яростный спор любителей экстримального сплаттерпанка с фанатами элитарного интеллектуального ужаса и понимаете следующее: чистый и незамутненный хоррор сейчас явно не на пике формы. А еще, что представления о «нормальности» хоррора у каждого свое. Поэтому вы идете просматривать жанровые новинки, надеясь, что какая-нибудь книга привлечет ваше внимание, и, внезапно, так и происходит. Вы обнаруживаете «Мертвое море» Тима Каррэна.

Книга хорошо завлекает своей аннотацией, обещающей и «загадочный туман», и «морских чудовищ», и «природные аномалии», и «нечто гораздо более страшное, противное человеческой логике». Выглядит очень здорово, поэтому покупка происходит безотлагательно. И вот вы уже приступаете к чтению, сидя в любимом кресле, а может, лёжа в кровати, а может вообще в общественном транспорте, желая поскорее приобщиться к этой истории. И что же вы видите?

История начинается со знакомства с персонажами. Их довольно много, но всех запоминать не обязательно. Большинство из них автор наделил настолько яркими чертами характера, и так часто их подчеркивал, что вы запомните их волей-неволей. Так вот, все эти персонажи заплывают в Саргассово море, которое славится своим Бермудским треугольником. Что будет дальше в общих чертах предсказать не сложно, вспомним, ту же аннотацию, но дело не в этом. Самое важное, что дальше как раз и начинается тот самый обычный качественный хоррор, которого вам хотелось.

Персонажи терпят кораблекрушение, вокруг них непроглядный туман из которого регулярно доносятся тревожные звуки, вой, человеческие крики. В воде что-то есть и оно очень голодное. Поплавав по округе можно найти погибшие корабли, вот только будет ли в них безопаснее? Учитывая, что некоторые из них обитаемы… Словом, атмосфера романа великолепна, угрозы разнообразны и постоянно сменяют друг друга: то что-то громадное движется в тумане, то один из персонажей сходит с ума и становится опасным для окружающих, то нападает невиданное морское чудовище, то призраки решают пообщаться. Такое разнообразие не может не радовать.

А вот общая затянутость не может не огорчать. Роман достаточно объемный и его середина ощутимо провисает. Еще и некоторые разговоры персонажей повторяются из главы в главу, чем изрядно надоедают. Концовка же получилась несколько «кустарно-роялистой» и смазанной, но к тому времени желание «почитать ужастик» уже удовлетворено.

Таким образом, «Мертвое море» — неплохой развлекательный хоррор, заигрывающий с темами Лавкрафта и Ходжсона, но не углубляющийся в них. Читать рекомендуется строго под настроение и не ждать чего-то глубокого и оригинального.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный научно-фантастический ужастик, который поначалу кажется мистикой с приправой из лавкрафтианских мифов Ктулху, однако под конец все расставляется по полочкам. Из того что понравилось:

- действительно жуткая атмосфера тумана и кладбища кораблей, очень напомнило «Мглу» Кинга, причем больше фильм;

- герои, каждый со своим прошлым, характером, и «внутренним миром», и которых автор абсолютно не жалеет;

- бестиарий мертвого моря;

- некоторые неожиданные авторские ходы, правда не все;

- некоторое жанровое разнообразие — как уже говорилось, что начало и середина книги кажутся мистикой, однако здесь в наличии и психологический триллер, и подражание морским страшилкам 19-го-начала 20-х веков (типа дневниковые записи), и слаттерпанк, и робинзонада и т.п.;

- т.к. слушал аудиоверсию, могу отметить, что она в исполнении Алексея Багдасарова — шикарна!

Из того, что не совсем зашло так это, как уже отмечали ранее, затянутая середина с повторяющимися диалогами (Сакс-Фабрини и Ко) и немного не та концовка, какую я ожидал. Ожидал я что то вроде концовки фильма-ужасов «Зеркала», а оказалось... в общем читайте сами))) Твердая «8».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохое приключение, хотя и несколько затянутое. Не думал, что по довольно банальной и заезженной теме Бермудского Треугольника можно написать что-то интересное, но.. Каррэну удалось. Хотя в общем это всё ещё очень в стиле Ходжсона или морских рассказов Лонга. Ну, с поправкой на время написания.

История начинается с того, что судно Мара Кордэй с довольно пёстрой командой разнорабочих на борту, отправляется во Французкую Гаванну. Нам описывают обычную жизнь на корабле и знакомят с персонажами, которых довольно много, и в начале очень легко запутаться в их именах, но запоминаются они все быстро, благодаря достаточно ярким и разнообразным характерам. Особенно колоритными получились несколько основных, хотя второстепенные тоже прописаны не плохо. Все эти ребята шутят, подкалывают друг друга, ссорятся, страдают морской болезнью, травят похабные анекдоты, в общем всё как и должно быть. Большая часть наших героев – простые работяги (как, кстати, и сам автор!) и говорят они соответствующе – с ругательствами, жаргоном, и т .д, и в данном случае это всё даже гармонично смотрится (хотя обычно я такое не люблю)!

Но довольно быстро весёлая и не очень жизнь на корабле заканчивается, когда Мара Кордэй попадает в туман весьма странного вида. И сам туман – пол-беды, там, в тумане... что-то есть…

А потом ещё и корабль терпит крушение, команда разделяется и начинает продвигаться через туман, превозмогая трудности. На пути они сталкиваются с монстрами, исследуют заброшенные корабли, конфликтуют между собой, и т.д.

Иногда это всё напоминало мне сериал. В каждой серии герои сталкиваются с каким-то испытанием, как правило, очередной морской тварью, возможно, кого-то теряют, но иногда и находят других выживших. Но всё же это один из тех сериалов, в которых есть сквозной сюжет – в данном случае – выбраться… ну или хотя бы просто выжить. И, как и во многих сериалах – некоторые серии лучше других, и несколько провисает середина – она становится однообразной. На мой взгляд, небольшое сокращение пошло бы книге на пользу.

Повествование разделено на довольно короткие, а иногда очень короткие главы, каждая из которых ведётся как бы со стороны разных персонажей. То есть само повествование идёт от третьего лица, от автора, но каждый раз как бы с разных ракурсов – нам рассказывают мысли и чувства какого-то одного из выживших, то, как он видит происходящее и что думает об остальных. Приём довольно интересный, позволяет обрисовать ситуацию с разных сторон, не раскрывая карты полностью.

Сеттинг Бермудского Треугольника хорош тем, что позволяет без особых хитростей избавиться от надоедливых технологий, мешающих погружению. Мало того, технологии эти не просто не работают — они выкидывают такие штуки, которые только добавляют атмосферы и пугают ребят не хуже тумана и его обитателей. Что касается обитателей – тут автор развернулся – морская живность на любой вкус! Здесь и привычные гигантские рыбы и кальмары, и более диковинные твари вроде летающих мант с паучьими лапками, и огромных разумных медуз… Есть и ещё более причудливые и неестественные. Но.. проблема в том, что они все слишком физические и всего лишь животные. Возможно они могут напугать того, кто кроме котов и комаров больше никого не видел, но я в с детства интересовался зоологией, в том числе и всякими членистоногими и морской глубоководной живностью, так что напугать меня очередной крокозяброй довольно сложно. Хотя некоторые из них всё же интересные.

В любом случае я все эти столкновения воспринимал скорее как остросюжетные приключения, чем как ужасы. Но это всё же личное восприятие, к недостаткам книги оно не относится – приключения-то интересные! Описано всё отлично и атмосферно, местами кроваво, но.. я бы сказал без смакования. Все жестокие описания смертей призваны, как мне показалось, не шокировать читателя, а скорее подчеркнуть, что тут реально есть, чего бояться. Потому что то, что может выскочить из тумана, не откусит тебе голову сразу, и даже не просто опутает щупальцами и утянет под воду. Скорее всего вас будут пожирать долго и мучительно.

К этому всему добавляются уже упомянутые глюки аппаратуры и видения, которые посещают некоторых членов команды. Но два моих любимых момента – это дневники, которые герои находят на одном из кораблей. Это, фактически две отдельные истории внутри основного сюжета, хотя и не оторванные от него. И истории эти – достойны публикации в каком-нибудь Wired Tales.

Плюс напряжения добавляют некоторые члены команды, от которых угрозы исходит не меньше, чем от всех этих тварей.

В общем, намешано тут всего понемногу на любой вкус –морские твари, не вполне вменяемые люди, временные искажения, учёные, даже инопланетяне есть!

А вот чего мне лично не хватило – это мистики, какой-нибудь потусторонней чертовщины. Всё слишком уж научно, это можно назвать самой настоящей научной фантастикой! Даже появляющаяся в конце многомерная лавкрафтщина вполне научна, хотя и хорошо и атмосферно описана...

Пожалуй, только дневник женщины выбивается из этого – там всё даже с около-научной точки зрения не объяснишь – настоящий чистокровный ужастик!

И того.

Книга не лишена недостатков, но в общем она мне понравилась.. Больше всего она напомнила смесь «Путешествие шлюпок с «Глен Карриг» Ходжсона с Кинговским туманом.. Который я, правда, только смотрел. Как я уже говорил, намешано всего много, и это и хорошо и плохо. С одной стороны разнообразие, каждый найдёт что-то для себя. С другой стороны – мне показалось, что ни в один из аспектов автор не углубляется, и большая часть интересностей как бы проплывает мимо, как поезд с витриной. К тому же серии этого сериала местами бывают похожи одна на другую.

Но все эти минусы перекрывают персонажи! Они живые, колоритные, им веришь, в них можно даже иногда узнать знакомых! И вот ради приключений этих не всегда приятных, но всегда очень настоящих персонажей книгу и стоит прочитать!

Технические моменты.

Перевод мне в общем понравился. Иногда встречались явные англицизмы, типа «лодка из фибергласса», но не много – то же фиберглас встретился один раз, потом его переводили нормально – стеклопластик. Видать, редактор прошляпил. Единственное – это те самые шутки. Большая их часть переведена дословно, и понять игру слов можно только если не просто знаешь английский, но и понимаешь всякие сленги, жаргонизмы, и т. д.. Но мне кажется, это не сильно помешает восприятию истории. Всё равно большая часть шуток там на уровне «твоей мамки», так что, не велика потеря. Честно говоря к середине они вообще стали меня доставать.

В единственном пока издании от Полтергейст Пресс книга выглядит не толстой, но это впечатление обманчиво – формат у неё больше стандартного, объём, соответственно, тоже довольно большой, так что прочитать её с наскока не получится. Это не недостаток, но надо иметь это в виду.

П. С.

Отзыв получился каким-то сумбурным и рубленым, ну да ладно...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второе сочинение этого автора, с каким я ознакомился, и к сожалению, в «Мёртвом море» ещё ярче оказался выражен основной недостаток текстов — чрезмерная подробность и излишняя детализация описаний (как ни поразительно, к «портретам» монстров, практически только из-за встреч с которыми я и читал книгу, это относится в первую очередь: опиши их Каррэн вдвое короче, эффект был бы куда сильней; я молчу о том, сколь сильно проседает динамика повествования «благодаря» живописаниям мельчайших деталей анатомии каждого чудища), а уж об обилии ярких (а по-моему, скорей пафосных, типовых и аляповатых) эпитетов, какими автор постарался наградить каждое гнетущее и дурное место, где пришлось побывать героям романа, и до меня распространялось много людей, потому не стану повторяться.

Однако, я рекомендую хотя бы начать книгу каждому любителю фантастических зверинцев, зоопарков или даже бестиариев: пускай до первого появления монстра на 1-ом плане проходит от 10 до 15% текста, а ранние образчики инопланетной (?) фауны чересчур смахивают на увеличенных и донельзя ожесточившихся животных с Земли (гигантские миксина и угорь либо мурена), вскоре ситуация выправляется

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и на сцену попадают летающий скат, полурыба-полукреветка и многие другие
.

Потом, кое-где я даже аплодирую Каррэну за то, что отдельные творения его фантазии основаны на существовавших в действительности, но давно вымерших земных животных: вдруг возбуждённый книгой у читателей интерес заставит их увлечься палеонтологией

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и, к примеру, сравнить реальных панцирных рыб с их явными родичами, описанными в «Мёртвом море»
?

PS. Правда, я остановился на 24-ой главе 4-ой части, но сомневаюсь, что ознакомление с оставшимися 5-10% романа сильно изменило бы моё мнение. Так что, уповаю на то, что оставить отзыв в данный момент и на текущем этапе — вовсе не криминал.

PPS. Никому ещё не показалось странным, что с каждым чужеродным страшилищем (особенно если оно намного крупнее человека) персонажи сталкиваются лишь 1 раз? Разве могут быть такие чётко и строго ограниченные ареалы обитания зверей, пусть и в такой неимоверно спокойной и насыщенной водорослями акватории?

PРPS. И наконец — кто пишет такие аннотации, как здешняя?! Ведь спойлерофобы (без обид, я сам готов отнести себя к таким... в большинстве случаев) должны хотеть сжечь на костре того, кто счёл нужным упомянуть «корабль Ланцет» (я уверен, что впервые он упоминается автором по прошествии 85, если не больше, процентов романа!) и «безумного физика» в таком коротком тексте...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вялотекущий ужастик. Схема проста: разговоры — страшная бабайка из воды — разговоры... То ли всё слишком затянуто, то ли разговорная часть слишком банальна, но книга мне не зашла. Из достоинств выделю только описания чудищ.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень атмосферный ужастик, автор точно не является Достоевским в плане мастерства слога, но каким-то образом ему удалось нагнать мрачной жути. Обычный работяга с завода Каррэн талантливо, с душой и огоньком погружает читателя во тьму параллельного мира. Мир, кстати, нарисован достаточно реалистично, несмотря на всю фантастичность тварей обитающих в нем, ты почему-то веришь в происходящее и тебе реально страшно....а что еще нужно от хорошего ужастика. Короче, рекомендую, один из лучших хорроров последних лет.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Напряженная, жуткая атмосфера постоянной опасности и неопределенности. Ожидание чего-то еще более страшного, чем все, что было до сих пор. Отчаянный поиск выхода из ловушки. Этот роман — именно то, что надо таким любителям хоррора, как я. Однозначно, понравилось. Один из персонажей — саркастичный, безжалостный грубиян, очень напомнил мне некоторых людей, с которыми я сам столкнулся в реальной жизни, и пробудил давно забытый гнев. В общем, всем, кому понравились «Туман» Стивена Кинга, и «Шлюпки с «Глен Карриг» Уильяма Ходжсона, обязательно следует прочитать и «Мертвое море».

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный современный хоррор. Злоключения героев книги в Саргассовом море для большинства без хэпи энда. Каррэн как всегда своеобразен. Местами есть некое сплетение научной фантастики и мистики. Из минусов — автор иногда для описания какого- нибудь сверхординарного ужасного явление или животного-чудовища использует просто неописуемое сочетание слов — даже трудно понять смысл фразы (или это переводчик так постарался?).

Например: [Полупрозрачный личиночный жар,

первобытный хаос гниющих трупных бездн. Он стал

желчью кричащих грибковых пигментов. Гигантским

электрическим призраком со скелетом из нейронной сети

синапсов, с развевающимися лохмотьями плоти,

пропитанной испепеляющим лунным светом.]

В целом читал с удовольствием и интересом.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх