Джеффри Форд «Запределье»
- Жанры/поджанры: Фэнтези | Сюрреализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Мир-за-гранью, построенный Драхтоном Беллоу по мотивам визионерских стихов, изменился.
Однако человек, изменивший его — физиогномист Клей, — бесследно исчез.
Жив он или убит?
Это пытается выяснить демон Мисрикс, втуне пытающийся стать человеком.
Жажда узнать о судьбе Клея приводит демона-неудачника из развалин разрушенного Города в основанное победившими повстанцами новое поселение — но там его неожиданно обвиняют в убийстве того, кого он пытается отыскать...
Демона можно судить — но возможно ли его казнить?
Героя можно объявить убитым — но станет ли он от этого мертвым?
Входит в:
— цикл «Отличный Город»
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- З. Вотякова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
evridik, 2 января 2016 г.
«Запределье» – третий и заключительный роман цикла «Отличный город», главным героем которого является физиогномист (позже – повитуха и скиталец) Клэй. Не стоит читать этот роман, если вы не читали «Физиогномику» и «Меморанду», потому что в этом произведении подводится итог всем дилеммам и душевным метаниям, что терзали и ставили в тупик читателя и героя на протяжении первых двух книг. Одновременно итоговый, он также преподносит свои сюрпризы, заставляя сомневаться в том, что Джеффри Форд – автор, который вечно просаживает финалы.
Итак, если вы всё же знакомы с Клэем, добро пожаловать в Запределье. Да, вот так, без кавычек. Ведь Запределье – это целый мир, неведомая и оттого опасная страна, в которую можно отправиться умирать, а можно попытаться найти на её бесконечных просторах рай. Вот Клэй и отправился, или решил попытаться – тут смотря с какой стороны посмотреть. Историю эту рассказывает не сам Клэй, а демон Мисрикс (см. «Меморанду»), который спас Клэя от смерти в голове своего отца (!) и которого теперь обвиняют в убийстве физиогномиста. Отголоски предыдущих событий то и дело встречаются в этом романе, и каждое действие что Клэя, по следам которого летит, образно выражаясь, демон, что самого демона выглядит исполненным значения.
Две параллельные линии от начала до конца будут самостоятельными. Предупреждаю: линия «ведомого» Клэя, когда читатель не сможет проникнуть в его голову, а лишь станет следить за его попытками выжить в Запределье, способна усыпить своей монотонностью. А вот линия демона, пытающегося выследить Клэя, убедиться в том, что он жив (но жив ли?), заводящего дружбу с жителями деревушки Вено и балансирующего на грани веры и отчаяния – эта линия оживляет роман. В то же время, Клэй всегда был и остаётся главным героем трилогии, и переброс роли рассказчика на демона сбивает с толку: ты хочешь знать, что там с физиогномистом, который давно перестал соответствовать своей должности, а демон возвращает тебя к своим проблемам, заставляет гадать, не на самом ли деле он убил Клэя, а сейчас рассказывает не о настоящем, а о прошлом своего якобы друга? Вот это – самая большая загадка романа. Чтобы её разгадать, нужно пройти всё Запределье, а в случае демона – ещё и умереть. Но и тогда – найдётся ли ответ?
Как завершение цикла «Запределье» читается с интересом. Без провисания сюжета, правда, не обошлось, но финал его созвучен с лучшими местами трилогии и заставляет ломать голову над той самой загадкой даже после того, как последние слова сказаны. Кому-то такой финал может показаться открытым, я же рассматриваю его как лучшее завершение необычной даже для жанра фэнтези истории. Фантазия автора была так широка и красочна на всём протяжении романов, что я и сейчас вижу Отличный город целым, Драхтона Белоу – живым, Клэя – ищущим, а весь прочий мир – непознанным. Не хочется признавать, что кто-то или что-то в этой трилогии смертен.
+8
Hell-lie, 16 декабря 2012 г.
За третью часть я бралась с сильным опасением, что разочаруюсь, но с надеждой, что всё будет-таки хорошо. По прочтении могу сказать, что, на мой взгляд, «Запределье» явно лучше «Меморанды» и, возможно, даже лучше «Физиогномики». Но встает другой вопрос: хороша ли сама трилогия? Не знаю. Понимаю, что она пустовата, но чем-то всё-таки подкупает.
Что понравилось, выстрелило почти каждое ружье. Вроде бы только Анотина так и осталась потерянной на задворках памяти и не сыграла роли. Кстати по поводу «зазноб» героя: у Клэя новая любовь до гроба. Опять. Надоело. В результате мне сложно воспринимать эти чувства серьезно. Хотя на этот раз я всё же прониклась больше, и мне хочется верить в лучшее.
Встречались нелогичности, но сейчас уже не припомню в чем. Бох с ними.
Иной раз предсказуемо, но от того не менее приятно читать. Во многом это заслуга атмосферы, добротно выписанной в «Запределье». Особенно прониклась, конечно, «зимними» главами, в декабре-то читая книгу. Интерес подогревала и необычность персонажей: люди-молчуны, люди-деревья. Но больше всего запомнился Вуд, хоть порой автор и перегибал палку при описании пса.
Концовка.. Ставящая перед читателем вопрос, что есть правда, что есть вымысел. Ответить на него я не могу, но при этом сомневаюсь, что хочу увидеть разгадку в виде 4го тома.
Smithers, 20 августа 2009 г.
В заключительной части трилогии о мнемонических приключениях бывшего физиономиста Клэя Джеффри Форду удалось сделать разворот в сторону более реалистичного и стилистически выверенного повествования — получилась эдакая фантасмагорическая робинзонада о выживании в бескрайнем Запределье, где главного героя преследуют реальные воплощения некоторых образов из предыдущих путешествий, а также появляются совершенно новые персонажи.
Во-первых, внимание смещено с эгоцентричного повествования от лица Клэя на несколько отстраненную и созерцательную манеру изложения его приключений демоном Мисриксом, который описывает их постоянно закачиваясь «чистой красотой», наблюдая за Клэем собственными глазами в прошедшем времени, — отчего, не смотря на вроде бы более крепкую приземленность событий, в их действительности все же приходится сомневаться.
Во-вторых, перемежающие приключения Клэя заметки от лица демона Мискрикса и его забавные, но в тоже время драматические попытки доказать себе и людям свою человечность, разрушив собственное одиночество на развалинах Отличного Города, вызывают неподдельное сопереживание и массу эмоций при чтении.
В двух предшествующих романах мир был сильно сжат — то клаустрофобной атмосферой Отличного Города с его дальней провинцией Анамасобией, то летающим над ртутным морем островом Меморанда. Запределье казалось каким-то туманным лесом на горизонте, словно бы картонной декорацией, а тут — в «Запределье» — оно расширилось до масштабов бесконечности, в которой так и хочется затеряться. Обволакивающая атмосферность повествования, насыщенная фантастическими образами окружающей флоры и фауны бескрайних лесов и пустынь, завораживает мертвой хваткой. В общем, в третьем романе Дж.Форд смог сделать примерно то же, что и Джеймс П.Блэйлок в «Каменном Великане», а именно — изменить стиль и обновить старые образы новым на них взглядом.
Кое-где в романе даже встретятся некоторые философские замечания о бытии человека в целом, что не может не вызвать несколько запоминающихся мигов «просветления» в бесконечно запутанном мире Запределья, населенном странными людьми, фантастическими человеко- и змееподобными существами.
Конец произведения совершенно неоднозначный, напоминает (если кто помнит) окончание известного фильма «Бразилия». Что реально, а что нет — ставится под вопрос, оставляющий читателя в бессильных попытках решить его, пытаясь найти ответ в отрывочных эпизодах пересказа Мисрикса, приправленных наркотиком, но, похоже, тщетно...
Ну и как обычно прослеживаются темы искупления, перерождения, преодоления одиночества человека в бесконечной и враждебной вселенной.
Очень и очень захватывающая и проникновенная книжка, редко такие попадаются. В свете трилогии стоит обособленно, так как обладает по-своему уникальной подачей материала и атмосферой. Странно, что дали премию только за первую часть. Эта заслуживает отдельной награды.
Yazewa, 19 августа 2010 г.
Возможно, это действительно самая сильная часть трилогии. Но трилогии, которая сама по себе не кажется мне сильной.
Возможно, кого-то описание созданного фантазией автора мира зачаровало, но мне виделись и длинноты, и откровенно скучные эпизоды.
ГГ третьего романа — это совершенно иная фигура, нежели в первом. Понятно, что Форд хотел показать некие глубинные перемены в человеке, но последовательной, логичной эволюции не получилось, по-моему. Не оправдал надежд и Мисрикс. Из сильного и гордого демона получился, по сути, слабый и беспомощный, заискивающий перед людьми... нет, не человек, но нечто человекоподобное.
Пожалуй, один пес вызывал стабильное уважение в этой истории...
mastino, 15 января 2008 г.
Получилось так, что цикл начал читать с третьей, завершающей книги. Но особых проблем в понимании происходящего это не вызвало. А через несколько страниц, все проблемы (да и вообще, всё происходящее вокруг) отошли на второй план. Произошло это потому, что я начал погружаться в Атмосферу ( да — да. с большой буквы) романа. Неспешное повествование просто зачаровало своим слогом. Каждую фразу хочется смаковать так, как гурман смакует изысканый деликатес, так, как надо смаковать хорошее вино — неспешно, давая возможность прочувствовать все нюансы вкуса... Потрясающий своей красотой роман. Именно так, именно красотой. Не могу назвать это произведение просто интересным, занимательным и т.п. Только красивым. Да и этот эпитет не может отразить все те чувства, которые начинаешь испытывать при прочтении этого великолепнейшего произведения. Не знаю, можно ли назвать это произведение шедевром, но для меня этот роман — одно из лучших произведений, прочитанных мной.
nostradamvs, 11 ноября 2009 г.
Это совершенно удивительно, но третья часть трилогии о приключениях бывшего физиономиста Клея ещё интереснее, чем два первых романа. Реально качество романов идёт по нарастающей. Клей путешествует по непонятному и пустынному Запределью, встречается с татуированным племенем Слова, обороняет форт от призраков, общается с лиственным человеком, а в это же самое время его друг демон Мисрикс борется с несправедливыми обвинениями в убийстве Клея. Вещь реально интересная. Форд создал совершенно нелогичную, но до ужаса диковинную и странную вселенную и культуру, свой собственный странный мир, что удаётся далеко не каждому писателю. Читать всё же стоит по порядку: «Физиогномика» — «Меморанда» — «Запределье». Сложнее всего прочитать первый роман, он самый аляповатый и нелогичный. Дальше – прекрасно.
baroni, 12 июля 2007 г.
Завершающий трилогию «Отличный город» роман «Запределье» — безусловно, самое сильное произведение в цикле. Дневник демона Мисрикса, его визионерские записки о путешествии бывшего физиогномиста Клея в таинственное Запределье заставляют следить за сюжетом с неослабевающим вниманием. Сон перетекает в явь, вымысел в реальность, порождения творческой фантазии создателя Отличного города Драхтона Беллоу обретают плоть и кровь и начинают жить самостоятельной жизнью после гибели своего создателя. Поиски утраченного Рая, восстановление нарушенной Божественной Гармонии, история обретения героем полноценной человеческой души — такие вот вечные вопросы рассматриваются в романе Форда. И решаются эти вопросы без ложного пафоса, многозначительности, квази-философских умствований. Помимо ассоциаций с произведениями Данте, Мильтона, в романе Форда отчетливо прослеживаются и аллюзии как с Ветхим, так и с Новым Заветом. Интересно, что одним из главных героев романа является Книга, которая по ходу странствий героя лишается всех своих страниц... Настоящие Мудрость и Знание герои обретают не из книг, а через собственные переживания, страдания, жертвы. Не могу не отметить и чрезвычайно удачный, на мой взгляд, перевод З. Вотяковой.