Элизабет Мун «Население: одна»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Колонизация планет и других небесных тел | Ксенофантастика | Последний человек/люди на Земле
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Людей эвакуируют с маленькой планеты-колонии, но Офелия решает остаться. Она уже пожила на свете и теперь наконец-то можно остаться одной, без пилящей ее невестки, спокойно копаться в огороде и делать что хочешь. Но что-то, конечно, пойдет не так, и Офелии придется расследовать загадочную смерть целой команды звездолета: разумеется, пенсионерке ведь нельзя спокойно копать картошку.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1997 // Роман | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2000 // Роман, переведённый на французский | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2024 // Книги — Научная фантастика года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 7 июня 2024 г.
Оставшееся население
Ты можешь плыть
Хоть за океан,
Я остаюсь здесь!
У героини имя, не слишком подходящее семидесятилетней женщине, а на чувствительную возлюбленную датского принца она и в юности не походила. В юности Офелия, лучшая в классе и получившая стипендию на продолжение образования, мечтала выучиться и сделать карьеру, ну, насколько карьера вообще возможна для колонистки. Действие романа Элизабет Мун разворачивается в отдаленном будущем, где Земля заселяет далекие планеты, и угадайте с трех раз, кто отправляется трудиться вдали от дома в непростых условиях? С одного угадали? Правильно, самые социально незащищенные, бедные, бесправные. И жизнь в колониях, которые образуются, чтобы выкачивать из планет ресурсы, неминуемо возвращается к довольно патриархальному образцу общинного самоуправления. хотя бы и с рециклером для выработки энергии из всякого мусора. Папа тогда выбил из Офелии дурь и она осталась на ферме, а учиться поехала другая девушка, вовсе не такая умная.
Нет, Офелия не жалуется, она прожила хорошую жизнь. Давно овдовела, а из всех ее детей выжил один Барто, самый неудачный (перед собой-то что притворяться). Они живут втроем с сыном и невесткой, брак которых бездетен, и больше всего Офелия любит возиться в огороде со своими помидорами. Хотелось бы, чтобы Барто не был таким вечно недовольным, а Розара поменьше пилила ее, но героиня из тех, кто умеет находить хорошее в любых обстоятельствах. Лицензию на разработку планеты у компании отзывают неожиданно, а для колонистов это означает необходимость в 72 часа собраться с самыми нужными вещами (лимит 20 кг) и быть готовыми к перелету в криокапсулах на другую планету, где все придется начинать с начала. Мысль остаться и дожить остаток жизни, где жила большую ее часть, приходит к ней спонтанно, а придя, уже не покидает. Подумать только, Офелия сможет вволю ухаживать за любимыми помидорам, не слышать чужого брюзжания, носить, что вздумается, да хоть голой ходить — сейчас лето и вы поймете меня лучше.
Вдобавок сыну с невесткой выкатывают за ее транспортировку внушительный счет, ясно ведь, что на новом месте она не работница, да и неизвестно еще, переживет ли перелет. Сын, однако. ни за что не позволит Офелии остаться, «что люди скажут» для него весомый довод, и этот нюанс лишь один из многих, тонко и точно схваченный в «Населении: одна», который делает этот фантастический роман предельно реалистичным. Но мы с вами знаем, что Офелия большая умница, и уж она-то найдет способ остаться в этом, далеко не райском, но за сорок лет ставшем родным уголке. Не знаю, поймут ли это мужчины, поймут ли молодые женщины, но если вы когда-нибудь говорили: «Как я хочу на необитаемый остров!» — эта книга для вас. И одиночество, которое не в тягость, с возможностью впервые в жизни делать то, о чем всегда мечтала — это только начало.
Счастливая робинзонада героини прервется скоро и неожиданно, и нет, обещанное аннотацией убийство не превратит историю в детектив или триллер, хотя элементы того и другого будут. Как и обещанная лингвистическая фантастика, соблазн сравнить которую с «Историей твоей жизни» Тэда Чана («Прибытие» Дени Вильнёва) велик, но мне кажется ближе к «Необъятному двору» Саймака, где чрезвычайным и полномочным представителем внеземной цивилизации становится человек, занимающий самую нижнюю ступень в иерархии. Но, упс, молчу, чтобы не заспойлерить.
Просто поверьте, это классно. О том, как сначала позволяешь себе быть свободной и счастливой, а потом делаешь счастливее и свободнее вселенную. И о том, что на пожилых женщинах мир держится.
Елена0208, 6 декабря 2024 г.
Тема личности в истории актуальной будет всегда. Личность, конечно же, может быть выдающейся, а может быть обычной немолодой женщиной, уставшей от необходимости соответствия окружающему миру и желающей зажить, наконец, своей собственной жизнью.
Такой оказалась пожилая Офелия – бесправный абориген Колонии 3245.12 — очень «неудачной» планеты с очень неудачным выбором места жительства для поселенцев.
Ни название планеты, ни даже примерное её местоположение, ни время событий не указаны. Да и не важны, собственно.
Миссия поселенцев была самая обычная — облагораживать планету по мере сил, обживать территории, заниматься хозяйством, создавать семьи, растить детей. Да вот только планета оказалась «нерентабельной» и поселенцев в криокапсулах решено доставить на другую планету с той же миссией.
Итак, наша ГГ — Офелия. Ей под 80, она пережила четверых своих детей из пяти. У неё сложные отношения с единственным оставшимся в живых сыном. Ещё более сложные отношения с бездетной невесткой. А ещё она всю жизнь работала и отдавала всю себя другим людям, не задумываясь о том, чего хочет сама.
И вот когда приходит известие, что проект колонизации завершается, ГГ внезапно понимает — больше всего на свете ей не хочется никуда лететь, а хочется остаться здесь, абсолютно одной. На всей планете. И ей это довольно легко удаётся.
Офелию не пугает предстоящее одиночество — она понимает, что времени у неё осталось не так много (в самых «радужных» мечтах она не загадывает дальше трёх лет), так чего бояться-то?
И наступила совсем другая жизнь – свободная…
Но, вопреки названию книги, добровольной «робинзонадой» героине наслаждаться удаётся недолго.
Происходит то, что никак не вписывалось в мир Офелии — кто-то убивает всю команду корабля-разведчика, приземлившегося у Колонии 3245.12. И старая женщина понимает, что на планете она не одна…
Довольно быстро она узнает, что, оказывается, все это время на планете, кроме людей, была и другая цивилизация — совсем на них не похожая, но от этого не менее разумная, а ещё куда более способная к получению знаний. И, столкнувшись лицом к лицу с представителями этого народа, Офелия сначала пугается, а затем… делает то, что привыкла делать всю свою жизнь — учить их и оберегать, как детей. Не об этом она, конечно, мечтала в своей старости, так что сперва вторжение непрошеных гостей в ее размеренную жизнь вызывает у Офелии раздражение, но уже совсем скоро оно сменится интересом, а затем и нежной привязанностью.
Как строптивая старуха смогла найти общий язык с коренными жителями планеты она, пожалуй, не поняла сама – наверное свою роль сыграли жизненная мудрость и то, что она ИХ приняла.
Они другие — что внешне, что внутренне . Другие правила, иное видение мира, совсем другие — ну и что! Ведь с этими жителями планеты можно научиться жить рядом, приняв друг друга – ведь совсем не обязательно за пределами Земли существуют только агрессивные формы жизни. Просто надо научиться жить рядом, не только брать, но и давать друг другу полезные знания и просто сотрудничать…
Чтобы услышать — надо слышать...
Да-да-да, при желании, можно докопаться до всяких несуразностей и нелогичностей.
Например, почему за 42 года существования поселения на планете так и не были обнаружены «соседи»? Точнее, аборигены и исконные её жители.
Почему именно их, истинных аборигенов, называют «пришельцами», «чужаками» и «инопланетянами»? Ведь, по сути, это люди пришли на чужую территорию и заняли её, даже не удосужившись исследовать её досконально?
Что помешало тем же автохтонам развиться до более разумных форм, если они настолько восприимчивы к обучению? Кстати, судя по всему, не такие уж они дремучие — ведь уничтожить космический корабль-разведчик с помощью одних ножей и плетёных из травы верёвок невозможно, но они это сделали!
Почему ГГ радуется хорошему урожаю, но даже не делает попытки собрать и сохранить выращенное?
И множество других «почему», «зачем», «как»?
Да какая разница??? Книга не про это.
В каком-то смысле, книга Элизабет Мун — гимн тому, что чувства, эмоции, любовь, тепло, близость — всегда стоят выше и идут дальше протоколов и инструкций. И, кажется, это правило выполняется для всей Вселенной.
Очень необычная для меня книга в частично утерянном нынче жанре (что-то сродни советской фантастике) о встрече с иными цивилизациями, которое происходит без аранжировки в виде межгалактических перестрелок и общего вайба Звёздных войн. И очень философская история, о том, что мы всегда балансируем между жаждой одиночества и покоя и интересом к новому и необычному.
Общий посыл книги — что жизнь даже в старости может быть наполненной и осмысленной.
Когда ты позволишь себе быть счастливой — счастливыми станут и окружающие…
Lilian, 5 сентября 2024 г.
Одиночный роман, мягкая фантастика. В чем-то даже старомодная, но это явно не недостаток.
Знакомые темы колонии, первого контакта и бездушных корпораций передаются не через масштаб или динамику — а на довольно локальном уровне.
Ну а какой ещё может быть уровень, если история буквально начинается с того, что главная героиня, пожилая колонистка с одной отдаленной планеты, в один судьбоносный день понимает, что она никому особо не нужна (ни остаткам семьи, ни корпорации). И решает хотя бы раз в жизни поступить по-своему — не эвакуироваться со всеми на встречу новым лишениям и неизвестности, а остаться на планете одной. У неё маленькие, но очень личные мечты — возиться в огороде, надевать то, что ей нравится (а не то, что предписано обществом), заниматься рукоделием и мастерить красивые вещи. Мечты, в которых ей трудно признаться себе самой, преодолеть многолетнюю привычку к покорности, незначительности и отсутствию права на желания. Поселение — место, где нужно постоянно трудиться, опасаться разрушительных циклонов и поддерживать отвоёванное у чужеродной биосферы пространство. Но это дом, уж какой есть. И она остаётся.
Разумеется, история на этом не заканчивается. И планета оказывается не столь пуста, а местная жизнь — разумна. Появляются здесь и другие люди — столь высокомерные, убежденные в своей правоте и в невежестве остальных — но всё же люди, не плохие большей частью.
Много внимания уделено лингвистической части контакта: поиск взаимопонимания, объяснение и передача другой стороне каких-то базовых знаний. Сам контакт — это своего рода встреча с туземцами и попытка найти с ними общий язык, понять друг друга, научиться сосуществовать. И он почти полностью ложится на плечи главной героини. Не рассматривать же всерьёз полукомичную, заносчивую человеческую делегацию — без опыта, но с огромным самомнением. И с ошибками в итоге тоже не маленькими.
Заодно роман на примере главной героини рассматривает темы одиночества, неуважения, социальных рамок. Для всех она просто малограмотная старуха, и для того, чтобы впервые почувствовать настоящее уважение и заботу, понадобились инопланетяне. Ну а уважение вдохновляет совершать невозможное.
На фоне происходящего на планете очень скупо рассказано о глобальном уровне человеческого общества, а также о причинах, приведших к столь сильному социальному расслоению и почти бесправному положению колонистов. Всё как-то через намёки, кажущиеся случайными детали. Но детали показательные — совершенно естественное высокомерие на грани грубости или же полнейшее безразличие к потерям среди колонистов.
Инопланетный же вид интересен чуждой, самобытной культурой и необычайно высокой скоростью усвоения знаний (что интересно скорее на глобальных масштабах, с точки зрения дальнейшего сосуществования человечества и Народа).
История спокойная, без надрыва и экшена. В чем-то оптимистично-наивная. Даже обманчиво простая. Но приятная.
Еркфтвгшд, 18 июня 2024 г.
Это не отзыв, это растекание мыслью о сюжете: нет там патриархата, а есть сильные над слабыми, корпорация над колонией, мужчины, объявившие себя главными в своих семьях, надо всеми остальными, женщины, тиранящие других женщин благодаря фертильности и привлекательности. Не более. Речь перво-наперво об... отсутствии ресурсов. Офелия не обладала ресурсами для самостановления и саморазвития. Потому и отсутствие образования (хотя она художница от рождения), потому и место жены/матери/старухи вместо карьеры (семья единственная карьера, кухня, дети и помолиться), а не совместно с карьерой, отсутствие своего жизненного пространства (её даже из общей с мужем кровати выгнали, когда муж умер, сменился главарь у дома, ты ж посмотри), отсутствие уважения. И вот тут и есть доказательство отсутствия патриархата: в нём удобная всю свою жизнь для данного строя женщина — уважаема. В традиционных обществах старуха — кладезь знаний и опыта настолько, что в некоторых старухи указывают живущим под одной крышей с ними молодым парам, когда им зачинать детей. А в «Население: одна» этого нет. К старикам в принципе относятся на отцепись. Потому и решается на свой поступок Офелия — это даст ей крайне значимый ресурс — СВОБОДУ. Не любимая ни мужем (она вспоминает его только, когда по сюжету нужно вздрогнуть), ни любящая сына (хотя он единственный, кто выжил из её детей после потопов), ни любящая невестку (она не удобна ей и нелюбовь взаимна) — Офелия остается не за ради делянки с помидорами, это ложь. Она остаётся ради себя.
Остальной сюжет — калька с повести Урсулы Ле Гуин (и это ни плюс, ни минус, это удобная чаша петри, это жизнь и что ты сделаешь с этим, кроме анализов?), в которой военные тупые вне зависимости от пола, они «ну-у-у тупые», как приговаривал один юморист и зарабатывал миллионы (если не несколько миллиардов смог) и это вызывает недоумение, потому что злой плохой человек это обязательно мужчина-воин. А зря. Это момент мне не понравился.
Понравились тревожные вкрапления про то, что общество колонии расправлялось с неугодными женщинами, исподтишка, мразливо так, даже сильные на мыщцу, но не на мораль, не всегда способны в глаза совершить свою мерзость, даже если очень хочется избивать детей, называя насилие воспитанием, и хочется сношать девочек с подросткового возраста, называя это восстановлением численности колонии, а вот слушать вопли женщины, которой изменяют в открытую, которой от предательства больно, которой самой больно от невозможности стать матерью — этого слушать не хочется.
Эта книга для меня, не о инопланетной лингвистике, дипломатии, человечности в себе и прочем. Она о том, что здесь и сейчас наше общество перестало уважать старшие поколения, не желает перенимать у них опыт, отбрасывая с их предрассудками и полезные навыки настолько, что Офелия нашла себе семью у... инопланетян. Т.е. с ними способней достигнуть гармонии, чем с нами. У них она «хранительница гнезда», а у людей она старая... (продолжайте сами).
RebeccaPopova, 18 декабря 2024 г.
Сначала у меня возникла ассоциация с каким-то «Робинзоном наоборот». Т.е. с ситуацией, когда человек не всей душой мечтает прервать свое вынужденную изоляцию от остального человечества, а, наоборот, как раз о подобном одиночестве и мечтает и сознательно его для себя выбирает.
Ситуация, когда Офелия расхаживает по заброшенным помещениям поселка, напомнила мне некое путешествие по оставленным людьми объектам — например, когда все опустело из-за вирусного апокалипсиса.
Так же, как и Робинзон, героиня придумывает, чем занять себя в течение дня, в т.ч. выполняя необходимые хозяйственные дела.
Ей не с кем разделить свои мысли и эмоции... Однако, кажется, особой потребности в этом у нее и нету. Последние 40 лет в колонии Офелия жила в коллективе и пожалуй что немного пресытилась подобной жизнью.
Помимо ведения хозяйства (размерами почти что с хозяйство целого поселка), Офелия не может отказать себе во вроде бы необязательных, но как раз наиболее привлекательных для нее вещах — в этом отношении она теперь поистине «отрывается» за все предыдущие годы:
«Радость творчества, удовольствие от игры заполнили всегда пустовавший кусочек сердца, который не могли заполнить ни семья, ни долг перед другими поселенцами».
Но вот ситуация неожиданно меняется: в своем стремлении к одиночеству и в своей усталости от сорокалетнего общения с людьми Офелия обнаруживает, что отныне ей придется- таки общаться, но просто уже не с людьми, а с кое-кем другим... И поначалу подобная перспектива Офелию вроде бы не очень радует... Однако постепенно ее отношение к «отвлекающим факторам» необъяснимым образом меняется.
Спойлер: И если поначалу кажется, что фантастический антураж служит исключительно для того, чтобы героиня в полной мере ощутила свою самодостаточность и насладилась ею, то в какой-то момент на сцену выходят долгожданные «они» — самые настоящие инопланетяне.
Могу сказать, что для меня с некой моей относительной неискушенностью в НФ, сюжет показался достаточно оригинальным.
lilmonster, 9 ноября 2024 г.
Книга не понравилась. На мой взгляд, устаревшая научная фантастика с очень не оригинальной идеей первого контакта. Люди, как обычно, плохие, аборигены, как обычно, хорошие, такое мы видели уже тысячу раз. К тому же, описано это очень наивно, в духе фантастики 50-х годов — даже язык книги чем-то напомнил старые произведения.
Главная героиня тоже раздражает. Эгоистичная вечно недовольная старуха, которая решила остаться на далёкой планете одна, чтобы отдохнуть от надоевших сына и невестки. Она вообще никого не любит, ни родственников, ни инопланетян, с которыми знакомится. Всё ее бесит, все ей мешает, все ей не так и не то. Поэтому то, что она вдруг так проникается инопланетянами и становится их защитником, прописано не слишком убедительно. Героине я так и не поверила и сопереживать ей не начала.
Возможно в 90е этот роман и был открытием. Сейчас он смотрится скорее наивно.
negativecharge, 4 ноября 2024 г.
Книга начинается как антиутопия, где люди для корпораций ничто, а старухи и вовсе балласт. Затем переходит в реализм с огородом и радостью свободы от того, что дети выросли и в целом можно наконец-то подумать о себе (правда в образе жизни при этом ничего не меняется, кроме шмоток). Здесь надо пожелать автору побольше здоровья в старости, чтобы по нескольким крышам в день могла лазить как её героиня.
И завершается всё утопией, где одновременно каждый может идти своим путём по планете (экономика? ресурсы? плотность населения? не существенно!), и при этом планета может совершить технологический прорыв без эксплуатации себе подобных, но благодаря земным знаниям и местным шустрым мозгам. Строительство промышленности? Нет, только местные травы.
По сути эта книга — продукт своего времени, в котором полную свободу личности, экономику сервисных услуг, феминистические взгляды, лингвистические познания, огородный реализм и одиночество старости попытались скомпоновать в альтернативный путь развития человечества, экологичный и демократичный. Не то, что я ожидал от фантастики первого контакта. Но как старуха обманула систему — понравилось. И пусть система потом сделает ответных ход, утопичный финал книге подходит.
lammik, 6 января 2025 г.
Компания «Симс Банкорп» получила лицензию на колонизацию планеты. Завезли колонистов, оборудование, сельскохозяйственных животных, семена растений... Прошло сорок лет, колония постепенно деградировала, население сокращалось, регулярные наводнения тому сильно способствовали. Лицензию отозвали, объявили эвакуацию, но одна сумасбродная старушка по имени Офелия решила её переждать, отсидевшись в лесу, а затем наслаждаться оставшиеся годы жизни полной свободой и одиночеством. Но всё оказалось не так просто, у планеты были хозяева, никак себя до поры не проявлявшие.
В первую очередь должен заметить, что в романе всё плохо с логикой событий. Зачем заводить колонию на далёкой планете, смысл существования которой совсем неясен? Деревня на несколько сотен жителей, которые едва способны себя прокормить, никакого унобтаниума не добывается, никаких исследований не ведётся. Более того, время от времени кого-нибудь убивают, и оставшиеся в живых не испытывают по этому поводу ничего кроме тихой радости. С технической точки зрения роман здорово устарел — никаких коммуникаторов, на весь посёлок один компьютер и тот общественный. В роман заложено два посыла. Первый — женщин страшно угнетают, не дают развиваться и всячески гнобят. Второй — типовой конфликт между «благородными дикарями» и «бездуховными цивилизаторами» в лице руководителя человеческой экспедиции (само собой «токсичный» «абьюзер», «газлайтер» и «эйджист»). Заставил не раз вспомнить «Аватара». Ну и нельзя не упомянуть, что на протяжении всего романа нет никакой возможности забыть, что его написала женщина. Очень много про чувства. И как эмоции и как физические ощущения.
Недостоверно, наивно, но с феминистским задором и по-женски.