fantlab ru

Сергей Минцлов «Атлантида»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.58
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Атлантида

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Еще одна версия гибели легендарной Атлантиды, услышанная от самого Зевса с помощью спиритического сеанса...

© stax
С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Последние боги
2016 г.
Чернокнижник
2020 г.

Электронные издания:

Кричащие часы
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Столоверчение, Атлантида, Боги — что еще необходимо фантастическому рассказу? А необходима правильная концовка,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а так получилася просто зарисовка из фантазий сумасшедших, а их видения, как говорится, бред сивой кобылы, увы и ах.
А как красиво начиналось: горит свеча, звучит Сен-Санс, то спиритический сеанс — от его участников мы и узнаём о последних днях Атлантиды. А также о спасшихся её жителях — Зевсе, Аполлоне, Венере и Диане, которые превратились на новой родине в Богов. «Высоко в неприступных скалах Зевс возвел дворец для себя и оттуда правил миром, и забавлялся с друзьями!». Баловник какой!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зевс был великим инженером и знал о больших пустотах под Атлантидой, и «где было возможно, он возводил под землей чудовищные устои, но, предвидя исход борьбы с одичалой толпой, он бросил работы и минировал главнейшие, державшие своды скалы» и когда рабочие победили «под звериный рев и вой исступленной толпы, плясавшей на картинах наилучших художников, и драгоценностях, и святынях дворцов и храмов, то Зевс «нажал кнопку и гул сотряс небо и землю. Здания, церкви, башни — все двинулось друг на друга, все слилось в вопль и крушение и стало проваливаться. Все захлестнулось водой… громадные, белоголовые волны одни на всем синем просторе остались памятниками над великой Атлантидой!». Так не доставайся же ты никому! — а ведь был великим инженером.
Что делают деньги с людьми...

Чувствуется ненависть к простому народу из каждой строчки — «ослепленный злобой пролетариат вступил в яростную борьбу с культурой, с интеллигенцией, с капиталом и опрокинул их. На всем материке начались резня, пожары, грабежи; избивались старики и дети, огнем и мечом уничтожалось все, что было создано трудами и знанием тысячелетий…».

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередное сказание о Атлантиде в духе рассуждений спиритов начала XX века. Летающие корабли, невероятный подъем культуры, мыслящая элита, уподобившаяся богам. И крах цивилизации при невообразимом, но закономерном стечении обстоятельств: смешение Народов, непонятные требования и буйства толпы и «боги» покидающие обреченных неверующих. Спиритическое общение через века должно убедить читателя в том, что ничто не вечно под Луной, и всё закономерно повторится вновь. И только финал в духе нового, скептически настроенного, времени раскрывает глубину человеческих заблуждений и причины такой трагической уверенности в подобных сказочных заблуждениях.

Но, узнав дату публикации, я задался одним интересным вопросом. А откуда такой знаток старины, как Сергей Рудольфович Минцлов, знает слово «пролетариат»? Рассказ опубликован в 1926 году, а действие в нем перенесено аж на начало века. И там нет рассуждений о падении и возрождении Духа. Там есть только «торжествующий хам» и убегающий «цвет нации», сжигающий за собой мосты в легендарном прошлом. И даже чуть-чуть столыпинских реформ, в неудаче которых, естественно, виноват не видящий дальше своего носа Народ. В реальности Старую Россию, с её столпами, снести заранее не догадались. Довольно опрометчивый ход для автора вернуться к утверждению о том, что пророки при жизни считаются психами. Но люди, которым адресовано данное произведение, о таких вещах не будут задумываться. В каком-то смысле они тоже сумасшедшие: лишенные Родины, уверенные в недостижимости Культуры простолюдинами, сами вставшие на место рабочего класса, после безбедной и безнаказанной жизни. Они останутся уверенными в том, что всё это уже было и снова будет. Ведь один раз эти люди такое уже видели — а сытая Европа, например, еще нет.

Минцлов создает зацикленный путь рассуждений. Но не для критики или сатиры. А потому, что по другому мыслить не может. В каком-то роде, это исторический документ. Ведь фантастика смотрит в Будущее. А Минцлов невольно, хотя скорее намеренно узнаваемо, напоминает о прошлых упущенных возможностях, как однозначный призыв к действию. Красиво, но лучше — не надо.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ на тему Атлантиды и её гибели.

Порадовал один образный, прямо-таки лавкрафтианский пассаж — а ведь вряд ли автор читал Лавкрафта: «Скажу образней: мы, здоровые, – это люди, идущие в густом тумане по узкому гребню высокой стены. Мы не видим сквозь него ничего, а только подозреваем. А для других завеса кое-где распахивается… это, по-нашему, сумасшедшие!», уже за одно это пару баллов прибавлю к итоговой оценке произведения.

Достоин одобрительного отмечения и оригинальный сюжетный ход, в котором античный бог Зевс оказывается

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
величайшим инженером Атлантиды, одним из немногих спасшихся «атлантидцев», — «Так появились первые боги в Европе».

И даже то, что в итоге герои, рассказывавшие об Атлантиде оказались

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сумасшедшими, что я заподозрила с самого начала (что роднит этот рассказ с рассказом Макса Брода «Ожившие мумии»)
, не портит рассказ.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх