Алекс Лоренц «Щань»
Здесь, в окрестностях старого хутора Щань, среди глухих брянских лесов, мёртвых селений и замшелых погостов, с приходом октябрьских серых дождей оживают забытые страшные былички, деревенские песни выворачиваются наизнанку, а из непроходимой чащи излучает чистое зло таинственный военный объект. Забрести сюда легко. Вернуться отсюда трудно. Вернуться прежним — невозможно.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel78, 30 марта 2024 г.
Прохор Сенников — работник морга и помимо мрачной низкооплачиваемой работы, у него масса проблем в семье. Жена его не любит, а малолетний сын неизличимо болен. Коллега Женька Брег уговорил Прохора поехать на выходные за город и порыбачить. Путь до места был долгим и они заночевали в заброшенном хуторе Щань. Проснувшись, Прохор обнаружил, что его товарищ исчез. Тогда Сенников отправился в обратный путь, но выйти из жутковатого поселения оказывается очень непросто. Волна безумия захлёстывает Прохора.
Автор повести скрестил в сюжете свою страсть — исследование глухих безлюдных мест Брянщины и воспоминания о своём детстве, прошедшем в уже далёких девяностых годах прошлого века. И чем больше погружаешься в текст, тем всё более отчётливо ощущаешь дух того времени. Он витает практически в каждой строчке, которая автором тщательно подобрана для создания нужной для действия атмосферы.
И главное, благодаря чему автору удалось так глубоко погрузить читателя в пугающую книжную реальность — это задействование всех органов чувств. Вместе с главным героем мы видим, слышим и осязаем буквально каждый сантиметр безлюдной Щани. Безусловно, писатель досконально знает,о чëм пишет. Аналогов вымышленной Щани предостаточно не только в Брянской области, которую автор исследовал досконально, но и в других регионах России. Реальность буквально перестаëт существовать и опутанный происходящим в повести, читатель не имеет никаких шансов вернуться со страниц.
Помимо узнаваемых признаков 90-х, в повести есть ещё и часто упоминаемая в СМИ той эпохи конспирологическая теория о пси-генераторах, воздействующих на человеческое сознание. И именно эта сюжетная линия помимо воли проникает внутрь сознания и добавляет ещё один яркий и очень насыщенный мазок к жуткому миру Щани. А транслятором вписанных в повествование суеверных баек и быличек коренного населения Брянских сёл становится радиоприёмник «Вега-341», который наряду с кошмарными существами, мёртвыми, но в то же время живыми, становится полноценным персонажем. Но кроме этого, приёмник транслирует отрывки произведений русских классиков: Паустовского, Пришвина, Алексея Толстого и других. Сюжетная линия с радиоприёмником сюрреалистична, но ближе к финалу она получает своё логическое объяснение.
Главный герой Прохор — обычный, замордованный жизнью трудяга. Автор не наделяет его какими-то сверхъестественными положительными качествами. Поступки персонажа далеко не всегда благородны, но герой тем и близок, что является обычным человеком. Испытания, выпавшие на его долю, не могли сделать его лучше. Подробно и почти скурупулёзно Алекс Лоренц описывает во флэшбеках отношения Прохора с женой и сыном. И если поначалу кажется, что эти воспоминания не играют никакой роли, то ближе к финалу это оказывается важной сюжетообразующей составляющей.
Уходящая советская эпоха и новая российская действительность в повести Алекса Лоренца слились с инфернальным злом и в результате породили химер, где плоть сливается с металлом, где искусственное переходит в живое. Повесть ближе к финалу становится эффектным боди-хоррором, эдаким оммажем к «Видеодрому» Дэвида Кроненберга.
На первый взгляд кажется, что повесть переполнена различными элементами и собрать их воедино задача неподъëмная. Однако любовь автора к темам, из которых состоит произведение, их глубокое знание и богатое воображение сотворили чудо. Перед читателем раскрывается атмосферное, насыщенное событиями, самобытное и детально проработанное произведение, способное глубоко увлечь и развлечь каждого поклонника хоррора.