fantlab ru

Елена Михалкова «Мертвый кролик, живой кролик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Мертвый кролик, живой кролик

Роман, год; цикл «Расследования Макара Илюшина и Сергея Бабкина»

Аннотация:

Самый громкий провал Илюшина: преступление, которое не было раскрыто, пропавшая женщина, которая не была найдена, тайна, оставшаяся неразгаданной.

Десять лет спустя они возвращаются снова. Преступление. Женщина. Тайна.

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Мертвый кролик, живой кролик
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чего не отнять у Елены Михалковой, так это любви к паноптикумам. Она наполняет свои книги людьми с потрескавшейся моралью с упорством настоящего коллекционера, и в финале читателя обязательно ждет лист бумаги, испещренный чудовищами. Точно также не отнять легкости изложения и увлекательности сюжета, за что, собственно, и читаем, закрывая глаза на отчаянно хромающую логику и прочие несуразности старательно запутанных историй, покрытых глазурью бытовых неурядиц.

Впрочем, в данном случае поначалу кажется, что люди попались относительно приличные, хоть и со сложными (иначе у автора не бывает) судьбами. Вечная женская усталость и одиночество, которое в одном случае усугубляется детьми, во втором лежачей матерью… Но вот с логикой совсем как-то напряженно.

Главная героиня, Нина, появляется у Бабкина и Илюшина с просьбой найти пропавшего сына Егора. Оказывается, что она не совсем случайный человек, лет 10 назад внезапно пропала она сама, Илюшин с Бабкиным долго ее искали, но так и не нашли. А тут вот она — пришла, жива, здорова, прекрасно выглядит. Ну сделала несколько пластических операций, похудела, перекрасила волосы, но ведь голос то не изменился. Не очень верится, что спустя 10 лет можно узнать малознакомого человека по голосу, особенно, если слышал его только на видео, но ладно. Нина оставила своих малышей и семью ради другой, лучшей жизни, и не нашла сил из нее вернуться. Все считали, что она умерла. Илюшин с Бабкиным начинают искать Егора, и в тот же день Нина пропадает второй раз. Теперь у них сразу два объекта для поиска.

Постепенно те люди, которые казались сначала нормальными, перебираются в заповедник для чудовищ, а действия абсолютно всех персонажей, начиная с самой Нины, оказываются настолько бестолковыми, что к середине уже даже устаешь этому удивляться.

Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нина вроде как скучает по своим мальчишкам, регулярно переводит для них деньги, но при этом делает всего пару попыток договориться о встречах с детьми (неудачных, легко смиряется с этим), и даже не пытается сама с ними встретиться без разрешения свекрови и мужа. За 10 аж лет. Ее вполне устраивают отчеты подруги. Опять-таки, за предыдущие 10 лет жизни с мужем она постоянно соглашалась на ЭКО, пока не завела малышей. Читателю дают понять, что она не особенно хотела детей. И не любила мужа. Но тогда чего ради было мучаться все эти годы?

Дальше. Аллюзия фокуса с мертвым/живым кроликом, обыгранная в названии, выглядит в реальности текста одновременно забавной и бредовой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пару раз в книге совершаются убийства, которые оказываются немного недоделанными. Такое «бабка била-била, не разбила». И эта недоделанность портит несложившимся субъектам преступлений дальнейшую жизнь с явной очевидностью для них самих. Поэтому некоторое время спустя они пытаются исправить содеянное (смайлик, закатывающий глаза). Но в обоих случаях необдуманность (несмотря на подготовку к) и натянутые мотивы поступка настолько явно лезут в глаза, что становится даже как-то неловко за вроде бы вполне рациональных персонажей. Ну, и понятное дело, Бабкин с Илюшиным успевают в последнюю секунду спасти мир.
Что каждый раз удивительно. Вот отлично же понимаешь, что феерический бред. Но ведь красиво так завернуто, что все равно не оторваться!

И еще. Подумалось, что книга в каком-то смысле о той истине, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Нехватка денег, усталость и неустроенность толкают людей на жестокие преступления, тогда как богатенькие мажоры действуют пусть и подленько, но довольно безобидно в конечном счете. Такая несколько неожиданная подоплека для детектива.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

(бес)Семейные отношения

«Рост Эллочки льстил мужчинам. Она была маленькая, и даже самые плюгавые мужчины рядом с нею выглядели большими и могучими мужами.»

Елена Михалкова занимает в остросюжетно-развлекательном сегменте современной русской литературы примерно ту же «намбе ван» позицию, какая до нее в разное время принадлежала Александре Марининой, Дарье Донцовой, Татьяне Устиновой. Ничего обидного, в том же сериальном формате выпускали свои романы Энтонни Троллоп и Чарльз Диккенс. Любовь публики отражает умение автора говорить словами, понятными читателю на темы, которые интересны, не травмируют и позволяют на время почувствовать себя лучше.

Детективы Михалковой, где время словно бы законсервировалось в сытых десятых до ковида и вот этого всего предоставляют возможность вернуться в пору, когда главным информационным поводом было очередное замужество Пугачевой, а основной проблемой придирчивый начальник. И, коль скоро заговорили о проблемах — хит времен и народов, мерзкая свекровь. Вообще женщины старшего поколения, пожилые матери, заедающие жизнь взрослых детей — такой специфически российский, рассчитанный на аудиторию 40+ узнаваемый тренд, которого ни в западной литературе, ни в творчестве отечественных миллениалов нет.

Так или иначе, а очередных приключений обаятельного интуитора Макара Илюшина и годзиллы с золотым сердцем Сергея Бабкина — детективов, специализирующихся на розыске пропавших людей, мы не пропускаем, каким бы нелепым ни был начальный посыл, какой бы противоречащей здравому смыслу — история в целом. На сей раз в агентство обращается женщина из прошлого, которую Макар узнает... по голосу. Десять лет назад жена, невестка и мама двух четырехлетних близнецов Нина пропала, да так и не была найдена, для ее поисков к Илюшину тогда обращались родственники (как он мог слышать ее голос?)

Теперь пампушка с ямочками на щеках Нина выглядит изящной блондинкой, облик которой не говорит даже, а кричит о богатстве, и у нее другое лицо — результат пластической операции. Тогда, десятилетие назад, у Нины внезапно нашелся биологический отец, сказочно богатый и могущественный, который заболел и для поправки ему необходима была пересадка костного мозга, который законные наследники, в отличие от нее, дать отказались. А после завершения, молодая женщина не пожелала возвращаться в прежнюю жизнь к тирану мужу, злыдни свекрови и нелюбимым детям, по поводу которых пребывала в затяжной послеродовой депрессии, выбрав новую, в которой могла принести много пользы и улучшить мир. Раскрыть инкогнито заставило ее то, что сбежал из дома Егор, один из сыновей.

Вообще, это потенциально резонансная тема, обкатанная актуальным мейнстримом — мама, оставляющая родных детей ради самореализации в большом мире, достаточно вспомнить «Голландский дом» Энн Пэтчетт, «Все, чего я не сказала» Селесты Инг, «Музей моих тайн» Кейт Аткинсон. Везде исчезновение матери наносит детям тяжелые психические травмы, хотя авторы перечисленных книг подходят к сюжету, повествовательной логике и мотивациям более уважительно, без водевильной неряшливости, какую позволяет себе звезда нашего детектива.

Которую мы продолжаем читать, не прерываясь на сон, еду и посещение туалета. Кто еще так убедительно объяснит нам, что все беды от престарелых матерей, что некоторые особо несчастные женщины сами виноваты (а нечего было потакать чужим желаниям вместо того, чтобы жить своей жизнью). Что в конечном итоге победитель всегда прав, а все, что нам нужно — это только любовь, ну и еще деньги. желательно побольше.

#современная проза, российский детектив, Елена Михалкова, семейные проблемы, родовая депрессия, злая свекровь, богатые тоже плачут — бедные тоже гады, клюква, АСТ

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх