fantlab ru

Виктор Тюрин «1924 год. Старовер»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.40
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

1924 год. Старовер

Роман, год; цикл «1924 год»

Аннотация:

1924 год. НЭП. Герой, авантюрист в душе, попадает в тело молодого старовера. Под чужой маской ему придется пройти через многие испытания, встретиться с самыми разными людьми: чекистами, бандитами, обывателями, бывшими дворянами и ворами. Ему придется схватиться с лесными бандитами, поработать кладовщиком в лавке, перейти дорогу воровской шайке в поисках золотого клада. Несмотря на чужое ему время, герою хватит смелости и твердости характера, чтобы идти к намеченной цели наперекор событиям и людям, ставшим на его пути.

© издательство

Входит в:

— цикл «1924 год»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

1924 год. Старовер
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 2012 году вышел роман Константина Костинова «Сектант» (он же – «Неинтересное время»), в котором молодой человек попадает в 1925 год, где его принимают за члена какой-то религиозной секты. Поскольку наш современник совсем плохо знаком с историей родной страны, то о реалиях периода НЭПа ему ничего неизвестно. Из-за этого книга получилась не только интересной, но и довольно ироничной.

Спустя десять лет Виктор Тюрин решил повторить этот сюжет. Нет, а что: роман у Костинова вышел давно, никто его уже и не помнит, так что сравнивать не будут. Однако, что будет, если всё же сравнить два произведения?

Снова попаданец, на этот раз ментальный. Снова сектант, на этот раз настоящий. Во всяком случае тело, в которое угодил герой романа, было из числа старообрядцев, живших в лесу подальше от других людей. Место действия не Псковская губерния, а окрестности Красноярска. Год – 1924-ый.

Идеология. «Сектант» Костинова – просоветская книга. Красная власть в его романе позитивна, в то время как недобитые белые выступают банальными террористами. «Старовер» Тюрина начинается с рассказа о том, как отряд чекистов по ложному доносу вырезает весь раскольнический скит, в котором проживало тело паренька, в которое позже вселилось сознание героя. Кровавой гэбне, как известно, только и нужно чтобы без суда и следствия перебить несколько десятков человек! Дальше всё идёт по накатанной: если чекист – то сразу речь заходит о расстрелах (когда под рукой нет контрреволюционного элемента, то можно расстрелять кого-нибудь из проштрафившихся своих). Вокруг героя бедность и голод не потому, что только что закончилась Гражданская война и интервенция других государств, а потому что тупые коммуняки не умеют руководить страной. Да и вообще, НЭП большевики свернули только из-за того, что боялись потерять свою власть! В общем целый ряд антисоветских штампов любовно воспроизведён автором на страницах книги. Правда и белые в его романе не более, чем лихие и удачливые бандиты. На большее бывшие офицеры уже не способны.

Герои. Сергей Вышинский из романа «Сектант» был нелепым, апатичным и равнодушным парнем, который всю жизнь до попадания в прошлое шёл по пути наименьшего сопротивления. Приключения в 1925 году превратили его в смелого и решительного человека, способного самостоятельно определять свою судьбу, причём процессу перерождения уделено довольно много места на страницах книги. Персонаж из «Старовера» совсем другой. «Мне хотелось жить широко и беззаботно, как в прежней жизни. Да и кто я такой, чтобы спорить со своими желаниями?» – говорит он о себе. Матёрый наёмник, успевший в своей жизни поколесить по всему миру, послужить самым разным людям и получить специфический опыт, который пригодился ему во время выживания на социальном дне общества. Перед нами очередной брутал-многостаночник способный отвечать на вопросы чекиста и одновременно с этим прикидывать как половчее воткнуть ручку в глаз или горло следователя, а затем убить дежурного и завладеть его наганом. Скажу прямо: недотёпа Вышинский не только убедительнее, но и симпатичнее, чем герой романа Тюрина.

Язык у «Старовера» бойкий. Перлы вроде «кивнув согласно головой» или «свежеотпечатанные золотые монеты» встречаются в тексте нечасто и общей картины не портят. Виктор Тюрин не забывает напоминать читателю, что события происходят во времена НЭПа, поэтому то и дело на страницах мелькают описания одежды, транспорта или куплеты песен. Впрочем, у Костинова с этим ещё лучше, поскольку он при написании своего романа вовсю играл со своей читательской аудиторией, насыщая свой роман реалиями 20-хх годов настолько плотно, что иногда это выглядело как пародия.

Юмор. В отличие от предельно ироничного «Сектанта» «Старовер» уныл и серьёзен. Весь роман представляет из себя довольно банальную историю о том, как пацан идёт к успеху и при этом пацану постоянно фартит. Обманул чекистов, вышел из леса, убил шестерых бандитов, получил документы убитого комсомольца, пришёл в большой город, стал работать на преступников. Рефлексий – ноль, эмоций – минимум. Где уж тут найтись месту юмору?

Итог: если у Костинова получилось произведение, наполненное оптимизмом и верой в то, что все проблемы – временны и преодолимы, надо только приложить побольше усилий для их разрешения, то у Тюрина вышел рядовой боевичок о похождениях чёткого пацана во времена НЭПа. «Сектанта» я помню, люблю и когда-нибудь обязательно перечитаю. Основной сюжет «Старовера» я забуду через пару недель, ибо запоминать здесь нечего. Продолжение истории читать не буду.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх