fantlab ru

Масаки Цудзи «アリスの国の殺人 / Arisu no Kuni no Satsujin»

Рейтинг
Средняя оценка:
0
Оценок:
0
Моя оценка:
-

アリスの国の殺人 / Arisu no Kuni no Satsujin

Роман, год

Награды и премии:


лауреат
Премия Ассоциации детективных писателей Японии / 日本推理作家協会賞 / Nihon Suiri Sakka Kyōkai Shō, 1982 // Роман



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

アリスの国の殺人 (что-то вроде «Убийств в замке Алисы») навсегда попадет в историю детективной беллетристики — как, возможно, единственная книга такого рода, начинающаяся с шахматной диаграммы (всего их более десятка — постепенно меняющаяся шахматная позиция будет предварять каждую новую главу...)

Масаки Цудзи — очень активный дяденька. Скоростной сценарист, разножанровый писатель (состоял в клубе авторов фантастики и фэнтези -日本SF作家クラブ) и еще много чем занимался. В поздние годы Цудзи являлся президентом «хонкаку»-сообщества; собственно, и настоящее произведение относится к этому направлению, что и накладывает на него, к сожалению, специфический отпечаток. Несомненно и то, что на данный роман повлияло произведение другого автора, всколыхнувшего книжное общество ровно в то же самое время безумной «астрологической» историей о спрятанных расчлененных телах. По иронии судьбы, тот автор, проложивший собой дорогу последователям, остался без награды, а вот господин Цудзи с довольным лицом потряс перед друзьями и коллегами полученным призом («Алиса» выиграла в 1982-м году 35-ю премию детективной Ассоциации)...

Пересказывать завязку в данном случае нет никакого желания. Цудзи уверяет, что замок Алисы на острове, куда прибывает десяток человечков в его книге, напоминает мюнхенский собор Фрауэнкирхе. Многочисленные двери, зеркала — все прямо как в мире Льюиса Кэрролла. Автор старательно делает вид, что события начнут развиваться точно также, как в известном кровожадном романе мудрой английской леди (все, наверное, помнят, как в её книге был спрятан убийца...). Однако, взглянем на первую шахматную диаграмму. На ней ровно десять белых фигур и пешек (что соответствует числу гостей) и лишь одна черная фигура (ферзь). Резонно предположить, что черная фигура символизирует убийцу, стало быть, этот человек не входит в число приезжих. С другой стороны, на диаграмме отсутствуют белый и черный короли. Не означает ли это, что им еще предстоит вступить в игру? Вообщем, хитер, господин Цудзи, крайне хитёр, а по части физических трюков и «убийств на расстоянии» — и вовсе мастак... Очень «мило» выглядит регулярное изменение шахматной диаграммы перед главами, когда погибает кто-то из человечков — на доске перемещается черный ферзь, и всякий раз исчезает одна из белых фигурок. Правда-таки не совсем понятно, почему иной раз и какая-нибудь из белых фигурок передвигается. Также, по правилам шахмат, белые неоднократно могли побить черного ферзя (например, пешкой h2, после того ферзь взял коня на g3) — но, опять же, господин Цудзи блюдёт правила игры, очевидно, он как бы намекает, что в той главе убийца допустил промах, и его могли раскусить, но не увидели как ...

Ну и, напоследок, не могу не коснуться самого загадочного происшествия — для коллекции оригинальных историй о «запертых комнатах». Как говорили в одном стареньком джалло-фильме: «Твой порок — запертая комната, а ключ у меня одного...» — решение кажется несколько извращённым, но всё же...Вообщем, найденный труп с изувеченной брюшной полостью находился в запертой комнате (на полу, на зеркале !), при том, что единственная дверь с маленьким глазком имела размеры 30 x 15 см (феноменально, ведь!) — тут надобно помнить, что мы находимся в «Стране» Алисы, и бутылочка с надписью «Выпей меня» для «уменьшения роста» здесь также присутствует. Только на сей раз в бутылочке содержится кислота, разъевшая рот убитого.. В комнате имеется окно (естественно, закрытое), и перевернутый стол — напротив дверцы. Нюанс в том, что и миниатюрная дверца, и окно, были закрыты снаружи, но...ключи от них были найдены... гм... в рту трупа. В том, что ключи находились в замке в одном экземпляре — тут автору можно стопроцентно верить, ибо они имели специальную гравировку, исключавшую наличие дубликатов. Вот такая вот противоестественная загадка: дверь, в которую человеку невозможно зайти ввиду её скромных размеров; и ключи-путешественники. Получается следующая вариация классической загадки -комната заперта не изнутри, а снаружи, однако ключи для запирания таинственным образом все же возвращаются в комнату -причём не брошены на пол (допустим, в узкий просвет под дверью, как можно было бы подумать), а целенаправленно перемещены в более укромное и труднодоступное место...

Что ещё. Пшеничная мука для снятия отпечатков пальцев -неплохо. Кислотный дождь на острове — всегда неожиданно. Мотив — в раздел псевдопоэзии...

Итого: 5.5 из 10 — почти фантастическое место действия с аллюзиями на книгу Кэрролла, шахматами и смесью дедуктивных приёмов: не слишком ли много всего и всех?

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх