fantlab ru

Наталия Осояну «Первая печать»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
245
Моя оценка:
-

подробнее

Первая печать

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Его зовут Теймар Парцелл. Он — грешник, человек, однажды изменивший свою природу, нежеланный гость в любом человеческом селении. Нежеланный, но необходимый! Его махолет появляется там, куда приходит беда. Город Эйлам много лет назад был атакован морем, и часть его исчезла в бушующих волнах, но это была не просто природная катастрофа, это было вторжение магической пелены, которую стали называть навью. Древние духи, столетиями скрывавшиеся в недрах Медвежьей горы, вырвались на свободу и превратили жизнь горожан в чудовищный кошмар. И только изгой Парцелл оказался способен спасти их. И сделал он это не ради людей, наивно считающих себя безгрешными, а ради одной-единственной девушки по имени Фиоре, душу которой терзала владычица нави Черная хозяйка.


В произведение входит:


8.11 (173)
-
10 отз.
  • Спящие
  • За Облачной гранью

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 230

Активный словарный запас: низкий (2530 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2022 // Книги — Авторский сборник года (роман из 3 повестей)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Первая печать
2009 г.
Первая печать
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

До недавнего времени я знал Наталию Осояну как хорошего переводчика и рецензента, вкусу которого можно доверять. Желание узнать её как писателя было, но руки всё никак не доходили. Но вот господин Случай принёс мне «Первую печать», и я решил не откладывать дело в долгий ящик.

Роман состоит из трёх повестей. Такая структура сразу вызывает ассоциации с «Ведьмаком» Анджея Сапковского, а образ главного героя, который выступает эдаким фэнтезийным медиатором, эти ассоциации только укрепляет. Для меня это неплохо: к, слепленному по аналогичному рецепту, «Стражу» Алексея Пехова я отношусь положительно. Ну и, в общем-то, на этом сходство и заканчивается.

«Первая печать» может похвастаться очень необычным миром, который буквально пропитан таинственно-сказочной атмосферой. Здесь люди живут вместе с природными духами фаэ и духами рукотворных вещей дьюсами. У такого сосуществования очень много подводных камней, на незнании которых и строится интрига для читателя. В конце каждой из повестей мне казалось, что я разобрался в местных правилах игры, но начало каждой следующей повести быстро убеждало меня в обратном, раскрывая новые аспекты мира и преподнося невиданные ранее ситуации. Кроме этого в романе есть довольно харизматичный главный герой по имени Теймар Парцелл, обладающий незаурядными способностями, пытливым складом ума и сильным, но миролюбивым характером. Парцелл занимается решением проблем, связанных с дьюсами и фаэ, будь то конфликты с людьми, таинственные происшествия или загадки давнего прошлого. И изюминка его в том, что он старается всё разрешить мирным путём, причём обычно в той или иной степени успешно. Не часто мне встречаются такие персонажи.

Первая повесть называется «Зимняя стужа», и если продолжать выстраивать ассоциативные ряды, то я бы поставил ее между «Гиперионом» Дэна Симмонса (по структуре) и «Отелем «У Погибшего Альпиниста» братьев Стругацких (по антуражу). Перед нами отель, постояльцы которого вынуждены пережидать непогоду внутри. Чтобы скоротать время в какой-то момент они решают рассказывать истории из своей жизни… Повесть атмосферная, интересная, но довольно камерная. Ну и закончилась она сразу как я втянулся в повествование.

Зато следующая повесть, «Спящие», оказалась почти безупречной. Теймар прибывает в маленький городок, полный секретов и тайн. Твин Пикс и Сайлент Хилл в одном фэнтезийном флаконе. Здесь люди боятся потерять своего внутреннего волка, дети могут уснуть и не проснуться, взрослые и дьюсы каждую ночь оказываются в странном и жутком мире Нави, а восемь веков назад возле города уснула гора. В общем, ничего не понятно, но очень интересно. И радует, что постепенно многое становится понятным, а интерес так и не уменьшается.

Последняя повесть называется «За Облачной гранью», и почти на всём её протяжении я слышал внутри себя крик персонажа фильма «Мальчишник в Вегасе»: «Что за ужас тут творится???». Парцелл на этот раз оказывается на летающем острове, который потерял управление. Кроме него на острове несколько подростков и один взрослый. А ещё обилие скелетов в шкафах, комодах и ящиков стола. Один скелет даже есть на чердаке.

«Спящие» понравились мне больше всего, но и впечатления от романа в целом оказались довольно приятными. Надеюсь, что это не последняя моя встреча с Теймаром Парцеллом, и начинаю поглядывать в сторону «Детей Великого Шторма».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мое большое упущение, что до поры до времени, Наталию Осояну я знал только как отличного переводчика. Справедливости ради – я смог достать трилогию «Дети Великого Шторма» авторства Наталии, но она осталась ждать на полке времен поспокойнее. А потом я прочел «Первую печать» и отличный переводчик превратился в отличного автора.

Прежде чем говорить о сюжете и героях, надо рассказать о мире романа. Этот мир делят между собой люди, фаэ и дьюсы. Если с первыми все понятно, люди как люди, то на остальных надо остановиться подробнее. Фаэ это духи природы – духи рек и озер, деревьев и ветров, льда и гор. Фаэ могут быть разумными, что включает в себя хитрость, коварства, расчетливость. В свою очередь дьюсы – духи рукотворных вещей. В мире «Первой печати» каждую искусственную вещь, во-первых, надо запечатывать, а во-вторых – она обязательно должна быть с изъяном. Странно? Ничуть! Чем идеальнее вещь, тем сильнее ее дьюс, а достаточно сильный дьюс может оказаться разумным и вырваться из вещи, что чревато последствиями.

По этому миру, наполненному дивными существами и странными происшествиями, путешествует Теймар Парцелл. Он, что называется, Грешник – человек, заменивший один из своих органов искусственным, с дьюсом внутри конечно же. Таинственный золотоглазый мужчина, который всегда знает больше чем говорит. Ни в одной из историй Теймар не выступает главным героем. Он всегда сайдкик, помощник или советчик. И подобно всем отличным второстепенным героям, Теймар Парцелл затмевает собой героев, ворует каждый эпизод, переключает все внимание читателя на себя.

Роман состоит из трех историй, каждую можно читать отдельно от остальных, но все вместе они рисуют картину мира и раскрывают цели Парцелла.

Первая история, «Зимняя стужа», повествует о незнакомцах, застрявших в гостинице во время сильнейшей метели. Решив развлечься, незнакомцы рассказывают друг другу истории из своей жизни. Истории, одна фантастичнее другой. *Здесь должно быть сравнение с «Декамероном», но я его не читал* «Зимняя стужа» напомнила мне и «Сказки 1000 и 1 ночи», и «Пигмалион» Шоу, а ревущая за окнами метель, почему-то, вызвала ассоциации с «Омерзительной восьмеркой» Тарантино.

Вторая новелла, «Спящие», уже ближе к мистическому детективу. Тут вам и приморский городок Эйлам, и страшная тайна, оберегаемая местными жителями, и парочка детектив+помощник имеется (в роли детектива, конечно же, Теймар Парцелл). В Эйламе свирепствует сонная болезнь, ночью же город превращается в карнавал дьюсов, а мечты и страхи жителей города сбываются по прихоти Черной хозяйки. Здесь каждый ответ порождает лишь новые вопросы, каждый шаг к разгадке сменяется двумя шагами назад.

Третья повесть, «За Облачной гранью», уже ближе к хоррору. Теймар Парцелл оказывается на дрейфующем небесном острове, где живет группка детей со своим опекуном. Проблема в том, что молния попала в двигатель острова, и он теперь неуправляем. Но чем дальше в лес, тем больше странностей и в поведении детей, и в их восприятии пространства-времени.

«Первая печать» — замечательный и уютный роман в новеллах, единственный минус которого в том, что он попался мне не в то время. Возможно прочитай я его год назад, он понравился бы мне намного больше.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне слабо.

«– Отнюдь, – возразил грешник с легкой улыбкой.»

Я уже смирился, что у современных авторов то и дело встречается огрызок «отнюдь» (это равносильно тому, как если бы персонаж на вопрос «Когда ты вернёшься?» ничтоже сумняшеся отвечал: «Нибудь»). Но автор путает глаз с глазницей:

«Теперь его правый глаз был пустым, а левый покрывала молочно-белая пелена.»

Это особенно странно, ведь автор — дипломированный юрист и не может не знать, как важны предельно точные формулировки.

Но дело даже не в этих орфографических и смысловых ляпах. Входящие в роман повести почти нечитаемы — из-за гипертрофированных эмоций персонажей («От переполнившего ее восторга она едва не воспарила над землей»), из-за несоответствующего размаху произведения трагического пафоса («Она не выбирала свою судьбу. Она не заключала договор со Спящим Медведем и не платила чужими душами за сохранность собственной. Она никому не желала зла. «Я хочу исчезнуть. Пусть все решат, что меня никогда не было». Если картина не удалась, ее стирают…»), наконец, из-за непроработанности мира...

В этом мире имеется городская цивилизация выше уровня Средних веков (упоминается «огнестрел»), но при этом царит полнейший юридический беспредел. (Поскольку автор — юрист, не могу не рассмотреть повести с этой точки зрения.) В Ки-Алире правит некий «достопочтенный» герцог Аладоре. От скуки он сделал городским ремесленникам невозможный заказ:

«И захлопнулись для нас ворота Ки-Алиры, закрылись навсегда. Был город – стала тюрьма. Через три месяца нас начали уводить во дворец по одному, и никто не вышел обратно. Созвали совет Гильдии, да только что могли предложить перепуганные мастера? Никто не хотел умирать...»

Один мастер вызвался поработать:

«...то и дело требовал новые ингредиенты, один чуднее другого, поэтому неудивительно, что по дворцу поползли слухи: говорили, что юный мастер на самом деле обычный пройдоха, который сумел обвести вокруг пальца самого повелителя Ки-Алиры. Аладоре, конечно же, не мог оставить это без внимания и потребовал от искусника объяснений. Тот долго упирался, но потом – не без помощи герцогских палачей – все-таки согласился объяснить и показать, что именно он создает».

«Уводили по одному», «никто не вышел обратно», «палачи»... Немыслимое ни для Средневековья, ни для Античности, ни для Бронзового века беззаконие. На первом курсе юридических университетов даётся краткий обзор истории права начиная с Кодекса Хаммурапи, и автор-юрист наверняка в своё время историю права изучала, но почему-то не проверила своё творчество через призму своей профессии.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой роман состоит из трех частей, объединенных общим героем.

Сам придуманный мир (как фон задающий «правила игры») — замечателен.

Из трех частей первая — наиболее хорошо написанная, во второй и третьей есть ощущения некоего композиционного сумбура, хотя в конце все становится на свои места.

Вообще очень стоит прочтения, итоговая оценка — 7.73 вполне близка к объективной (на мой, разумеется, вкус).

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообщем-то именно благодаря «Первой печати» я продолжила знакомство с автором и прочла другие книги Наталии Осояну.

Но если «Дети Шторма» околдовали и взяли меня в плен живыми кораблями и морем, то с «Первой Печатью» было иначе.

Я влюбилась в эту книгу с первых строк, без видимых причин. Это было какое-то дежавю! Не в том плане, что где-то уже читала похожее, нет. Это скорее было похоже на осколки сна, который тронул тебя чем-то до глубины души… и тебе хотелось бы нырнуть в него поглубже, осмыслить, но сон прошел и воспоминания о нем стали зыбкими и балансируют на кончике сознания.

И вот в руки попадает эта книга… что-то из снов.

Но это лирика и личное восприятие.

Если попытаться написать более осмысленно…

Одним из минусов большинства современных, как российских так и зарубежных, фэнтези – является шаблонность. Обязательно должно быть великое Зло и так-себе-герой, неуверенный в себе, ни на что негодный (в это искренне верит он сам), но внезапно оказавшийся в самом эпицентре вселенских разборок добра и зла, обязательно драконы/эльфы/гномы – без них никак. Второй, набивший оскомину минус – герой попаданец (при попадании в иной мир практически в 90% случаев трансформируется в Мэри/Мартина Сью). И везде абсолютная шаблонность и плоскость, как мира таки героев (и самое страшное в большинстве случаев эти книги имеют бесконечное продолжение).

Так вот с мирами Наталии такого не происходит.

В «Первой печати» несмотря на то, что книга всего одна, чувствуется что автор продумывал мир, задумывался над причинами и следствиями событий происходящих в мире, над поступками героев. Герои – это вообще отдельная тема. Там нет случайных людей, похожих на тени, пришли-ушли, кто они были зачем приходили?! Даже второстепенные персонажи здесь наделены своей историей, чувствами, переживаниями. Они живые, а не шаблонные. Даже Теймар Парцелл, человек, о котором неизвестно практически ничего, не остается нераскрытым и пустым, да, вопросов больше чем ответов, но это интригует, а не создает ощущение пустоты.. Парацелл вообще воспринимался мной как отражение всего этого мира. Много тайн, загадок и белых пятен… но ты не чувствуешь себя брошенным в неизвестность с предложением «разберешься как ни будь сам», ты здесь скорее путник, перед которым раскрывается новый, неизведанны мир.

Как уже писала чуть выше, в практически любом современном фентези эльфы/драконы/гномы – считаются чуть ли необязательным ингредиентом (без них сказка не сказка, наверное). Я люблю Толкина и его Средиземье, мне нравятся и эльфы и драконы, но честное слово… у меня от них передозировка. И как же хорошо, что их всех в «Первое печати» нет. Есть дьюисы, есть фаэ – духи рукотворных вещей и природные духи, которые идеально вписываются в этот Мир. Здесь есть магия, которой пропитано буквально все от снов до глиняных кувшинов, ею дышат, ею живут…

Ох, а ещё там есть летающие острова – это отдельным плюсом, огромным… и махолеты. Жалко что о них так мало, но как прекрасно что там есть такие чудеса!

Одним единственным минусом данной книги является то, что она одна.

Чувствуешь себя немного…обделенным?! Словно тебе показали что-то удивительное и волшебное, дали на миг прикоснуться, а затем спрятали. Но с книгами, похожими на твой, потерянный, но такой уютный сон – с ними всегда так.

Так что Наталии, ещё раз мое огромное мое спасибо. За ее миры, за то, что поделилась ими с читателями.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал роман уже как с полгода, но написал только по первой части «Зимняя стужа», которая к тому же выходила отдельной публикацией. Если вы будете просматривать все отзывы к этой книге то первое бросающиеся в глаза: нестандартность мира. Это фэнтази не укладывающиеся ни в какие каноны: здесь нет ни обычных персонажей — эльфов, гномов, троллей, или им подобных существ; ни могучих богов и героев с тысячелетними противостояниями. Нет и обычной сюжетной линии: захвата мира и его спасение, темный властелин и его молодой противник.

Это мир населен другими существами, духами: рукотворными и природными. Здесь все одушевленно, и чем мощнее (сложнее, оригинальнее) сам предмет тем более высокую градацию имеет его дух: фаэ — природный, дъюс — рукотворный, котоырй поселяется в любой вещи сотворенной человеком. Можно провести линии сопоставления: скажем дъюс простой глиняной посуды по своему уровню соответствует молодой травке, а духи ветра, горы, моря очень мощные и аналогов среди дъюсов практически не найти, ибо вещь должна быть уникальной во всех смыслах. Мне нравится эта идея, это реально круто, это завораживает и захватывает дух!

Как указывалось в первой части происходит завязка, путники рассказывают истории, а после один из постояльцев хижины отправляется помочь одному городу.

Знакомьтесь — Теймар Парцелл, грешник. Потому что грешен тот кто изменил свою внешность. У Теймара искусственные глаза, отныне он в связке с дъюсом. Чем более значимая часть тела претерпела изменение, тем более сильный дъюс поселяется в человеке.

Сюжет второй части завязан на возникновении параллельного мира, который активизируется в полночь — навь... Находясь в нави человек способен осуществить свои любые желания, самые мерзкие и подлые. С проявлением гнева у него в груди растет волк — это концентрация зла. Навь возникла внезапно, и все происходящее в городке уходит в далекие времена. Здесь такая завязка и столь все плотно переплетено в клубок, что сюжетная нить все время ускользает.

Удивительное дело, в романе нет злодея, но при этом он есть. Парадоксальная фраза? В качестве темного властелина выступают человеческое невежество и суеверия. Они сначала разбудили зло в маленькой безобидной девочке, а это зло трансформировалось в ее мистера Хайда.

Стиль изложения мягкий, читается легко, а для нагнетания обстановки автору не требуется прибегать к горам трупов и описании жесткости. При этом ощущение опасности более явное, чем у многих авторов не чурающихся чернухи.

Из минусов: многие вопросы остались подвисшими. Но! завязка в «зимней стуже» была не случайной: кажется Теймару предстоит разобраться и с другими историями...

Наталия, ждем продолжения.

Любителям фэнтази читать в обязательном порядке. И вообще присмотритесь к книгам за авторством Наталии Осояну, гарантирую вы не будете разочарованы.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор умеет удивлять, по крайней мере меня. И в этой книге передо мной вновь предстал необычный, ни на что не похожий и самобытный мир с интересными героями и удивительными задумками, которые выделяют историю из множества прочитанных ранее.

История делится на две части и вот первая мне понравилась больше – она очень яркая и характерная. Её отличает, в первую очередь то, что участники истории вынужденно заперты в небольшой гастинице из–за невероятной зимней стужи, какой не было уже очень давно, а это уже создаёт напряжённый сюжет, т.к. все постояльцы разные по положению и виду деятельности, у каждого естественно есть свои скрытые стороны и секреты. А ещё, от нечего делать, они рассказывают истории из своей жизни, которые на первый взгляд никак не связаны и просто занимают время, но стиль Автора таков, что обязательно в какой–то неожиданный момент всплывёт или произойдёт что–то необычное, что перевернёт всё ранее сказанное и изменит представление о прочитанном и переменит ожидание читателя – в этом я уже ни раз убеждалась. Здесь таковой оказалась история маленькой девочки Ивер и всё, что открылось в её случае оказалось совсем неожиданным, невероятным и интересным. Благодаря её итории раскрылись причины зимней стужи и всех происшествий в гостинице и, как оказалось, совсем не просто так здесь появился главный герой – грешник Теймар Парцелл, который объединяет две части истории.

Вторая часть вытекает из первой благодаря одной рассказанной ранее истории и мы вместе с Теймаром отправляемся в удивительный город Эйлан, который нуждается в помощи и спасении. Город этот странный, в котором после Потопа всё смешалось, в нём рядом живут люди и духи: дьюсы – духи рукотворных вещей и фаэ – духи природных стихий, а чтобы их мощная сила не ввергла мир в хаос и полное разрушение, их сдерживают волшебными печатями, для этого существуют печатники. И несмотря на это все необычные люди здесь неприветствуются, их не любят – таковые книжник Кьяран и художница Фиора, а уж что говорить о Теймаре, человеке с золотыми глазами, в котором живёт мощный дьюс – его вообще готовы уничтожить на месте или прогнать с орудием в руках, ведь он нечеловек, нежить, он противоестественен Создателю. Но только он может разобраться со странной сонной болезнью, процветающей в городе, разгадать загадку исчезнувшей реки, прояснить историю Спящего Медведя и, самое главное, разобраться с навью, где всё самое тайное и сокровенное каждого жителя города становится реальным и эти настоящие желания и побуждения люди никому не открывают, потому как ими чаще всего не стоит гордиться и где при проявлении агрессии внутри человека растёт волк, который однажды может вырваться наружу. Фиора и Теймар ищут ответы и в нави и в яви, которые изобилуют различными проявлениями магии и магических существ, тайных загадок, нити которых уходят в века.

В итоге перед нами предстаёт мир, в котором магией пропитано буквально всё: предметы, природа, сны, легенды, поступки, желания – это то, что делает повествование привлекательным и сказочным. История излучает надежду, что такие разные три расы – людей, дьюсов и фаэ – могут жить вместе в мире и благоденствии. Интересно то, что в книге нет плохих героев и злодеев, как убеждаешься к концу истории, а есть невежество и суеверие, которые изрядно себя проявляют. Всё идёт от неправильного толкования легенд и сказок, от неправильного понимания чувств, путаницы в размышлених, из-за которых, как часто бывает, происходят проблемы и разлад. Что и произошло с Фиорой, с её чувствами к Теймару, и самим Теймаром.

К сожалению ни все вопросы прояснились, но я буду считать, что когда–нибудь появится продолжение. А так, история читается легко и увлекательно, она создаёт ощущение красивого ажурного плетения, уюта, тепла и очарования.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв на первую часть романа («Зимняя стужа») я уже писал — http://fantlab.ru/work124713#response251669 Теперь — о другом.

Знаете, в чем беда всех сикве… (впрочем, нет, слово «сиквел» тут не подходит. Всех вторых частей, всех продолжений какой-либо хорошей истории)? Уверен, что знаете. Интересные и оригинальные придумки, так хорошо «сыгравшие» в первой части, вдруг оказываются уже привычными, а потому — несколько исчерпавшими себя. Так что, если в истории злосчастного города Эйлама вы ожидали увидеть тех же, так понравившихся еще с «Зимней стужи», дьюсов и фаэ… нет, они здесь, конечно, будут. Но не им отведена главная роль; да и Теймар несколько изменился…

Впрочем, это и хорошо. Хорошо, что книга — уже не про «красивый мир, интересный сам по себе», а больше про _людей_. (В идеале — неплохо бы, чтобы и про то, и про то сразу… но так, как вышло в итоге, тоже замечательно). ГГероиня отнюдь не такая «милая нежная девочка» из сказки, какими были Дженна и Ивер (и Эсме!) — она в любой момент может «посмотреть букой», вообще — ершиста, ехидна и иронична чересчур, но именно это позволяет разглядеть в ней не фэнтези-героя, а реального человека. Живого, не всегда приятного в обхождении, но в глубине души доброго.

Кстати, она ну просто точь-в-точь похожа на мою кузину — с единственным отличием: та не художница, а гончар. Может, и правда Наталья знакома с Иркой? ;-))

Никто из героев вообще не является «ангелом во плоти» (и Кьяран, и Сола — в принципе, совсем неплохие люди, но им тяжело пришлось, в т.ч. и по вине самой Фиоре — так что не надо удивляться, что они в итоге ее не пожалели.

Грубоватая и колкая Имарис, напротив, в итоге оказывается способна помочь — не потому, что «вот такая она добренькая», а просто потому, что житейские обстоятельства, «ну шо ж было делать», и т. п. Собственно, это и называется реализм (пополам с гуманизмом) — люди изображены как _люди_, не как идеальные образы Д. и З.; даже Чёрная хозяйка — не исключение. Может быть, таким людям не получится сочувствовать — но их можно _понять_. И это главное).

Были, были моменты в повести, которые мне не понравились — напр., может насторожить вот это чередование «яви» и «нави», по-своему безумное; но, видимо, автор так задумывала — это и должен быть кошмар, иначе мы не прочувствуем, что на душе у Фиоре. Конец повести с лихвой искупает всё предыдущее.

Ну, и вот этот образ, «жизнь в нави = карнавал» — он, по-моему, на полную не раскрыт. Так, промелькнул в паре сцен; а надо было, раз уж придуман, «тащить» его до конца, м.б., до того самого момента, когда грешник теряет свои... (ну, вы помните). Потом — понятно, уже «не до того». Но доразвить-то стоило… А больше замечаний у меня, наверно, нет. По-любому, »Спящие» — крепкая, сильная, качественная проза. Кстати, чем-то этот роман напоминает поздние фильмы Миядзаки (и «Призраков», и — в особенности — »Ходячий замок»).

Что же касается идеи…

Есть у Марлены Рахлиной такое стихотворение — «Не просила, чтоб рожали. Не кричала: дайте жизнь!»

Финальные главы «Печати» напомнили мне о нем… «но бойтесь желаний ваших, ибо…»

Резюме. Читать стоит — в т.ч. и тем, кто незнаком с предыдущими вещами Осояну. Эта — более сильная (и более цельная!), поэтому «пойдёт легко». 9 из 10 книга достойна (тогда как «Шторму» я, если помните, колебался, какую оценку дать).

ps Я бы — таки да — предпочел более мрачную развязку (верней, не на все 100% счастливую): Демоница ушла, но тоска по ней не исчезла; след, оставленный Навью в человеческих душах, нельзя «избыть» так просто... Победа Добра над Злом не бывает полной. Иначе было бы неинтересно жить. Впрочем, автору, конечно же, виднее.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Первая печать» неплоха: и мир, и герои, да и сюжет. Однако глупо было бы отрицать, что книга несколько … э-э-э… сумбурна… После прочтения остается множество вопросов. Проснулись ли в итоге дети? Что это за волки? И что все-таки не поделили Спящий Медведь и фаэ воды?

Не ясны и некоторые мотивы: ну почему Кьяран пытается бросить родной город, дочь и обожаемого внука ради любимой, но все-таки приемной дочери? И при этом, когда с Герретом случается несчастье, приемный отец даже не хочет видеть Фиору. Сомнительно как-то… НАВЕРНОЕ Кьяран догадывался о «недуге» воспитанницы и именно поэтому хотел увести ее из города, и именно поэтому винит ее в случившимся с Герретом…. Но, черт возьми, это совсем не очевидно…

И таких «НАВЕРНОЕ» в книги очень много. При этом понятно, что автор может оставить определенную недосказанность в сюжете, в действиях героев... но здесь этой недосказанности слишком много. Такое ощущение, что хорошая задумка книги растворяется в большом количестве вопросов, которые так и остаются без ответа. Ведь даже часть будущего большого цикла должна быть более цельной, а не распадаться на куски.

При этом, если рассматривать первую часть книги отдельно, то она кажется гораздо лаконичнее, чем все произведение в целом.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная во всех смыслах книга. Можно сказать, что не ожидал.

Начальная повесть — вещь в себе. И это хорошо. Даже в таком маленьком объеме сразу заметная необычность мира. И даже есть возможность рассмотреть его с нескольких сторон, понять, что к чему. И при этом не отвлекаться от сюжета!

Последующий роман уже отдает сюрреализмом. Как его атмосфера, так и сюжетная линия. И, блин, я люблю такие вещи! Дьюсы в рукотворных вещах, духи-фаэ, не знающие, что такое время... явь, навь, волки. И сколько ещё всего!

Пусть и сюжет своей основой напоминает вестерн «пришёл герой всех спасать», это настолько неважно, насколько может быть неважным сюжет в фэнтези. ;)

В общем, безоговорочный зачёт!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я вижу фентези, а в книге нет троллей, эльфов и гоблинов, и нет Могущественных Древних Богов (обязательно с большой буквы), и нет схваток великих магов за главенство в мире, и сшибок огромных армий, то сразу становится интересно, а что же за мир придумал автор? У кого списал? Как правило, нахожу приметы и отгадываю с первых страниц. А вот у Осояну мир — свой. Прописанный аккуратно, без излишней энциклопедически полной занудливости, с любовью...

В этом мире живут рядом люди, фаэ и дьюсы. Фаэ не подчиняются людям, они сильные природные духи, живущие везде. С ними можно договариваться и торговаться, но — подчинить себе фаэ? История этого не знает. Дьюсы живут во всех искусно сделанных рукотворных предметах. Они не хотят сидеть взаперти и стремятся вырваться. И чтобы не разрушили в злобе мир, их сдерживают волшебными печатями, подчиняющими дьюсов владельцу кольца. Можно скомандовать, и стол сам подойдет к своему месту. Можно скомандовать, и кресло подплывет огню. Можно скомандовать, и дьюс дома, сильный и большой, защитит дом и его владельца. А чтобы дьюсы не вселились в предметы, когда нет рядом «печатника», могущего подчинить его волшебной рисованной печатью, рукотворные вещи надо заранее портить, хоть чуть-чуть. В порченном дьюсы не селятся.

А еще там есть махолеты и есть летающие острова. А из истории становится понятным, что раньше была техника в этом мире, но потом пришла магия, смешались миры фаэ, дьюсов и людей. И теперь только печатники да охотники могут спасти людей от дьюсов или обезумевших фаэ.

Таким охотником первоначально кажется главный герой. Но потом выясняется, что не охотник он, и не подчиняется никому. А кто? Кто посылает его туда, где плохо? Кто заставляет его вмешиваться в привычную, пусть и плохую, жизнь людей?

Хорошо прописанные нравы и характеры. Симпатичный мир. Запахи и ароматы. Истории жизни людей и пример могущества фаэ...

Хорошая книжка. Мне понравилось.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга разделена на две части — в первой путники, запертые непогодой в гостинице, по очереди рассказывают свои истории, которые постепенно сплетаются в одну; и главным ее героем оказывается Теймур Парцелл, Грешник.

Во второй части Парцелл ищет способ спасти город Эйлам от кошмарной второй реальности, где воплощаются самые затаенные помыслы его жителей. Сквозь рассекшие город трещины переброшены хрупкие мосты, по которым очень боится ходить художница Фиоре — единственная, кто из всего города рискнула пустить к себе в дом Грешника.

В мире «Первой печати» существует три расы — люди, дьюсы (что-то вроде демонов-домовых, вселяющихся в вещи), и фаэ — могущественные духи природы. Они далеко не всегда мирно уживаются вместе, и, если опасность дьюсов равна (утрируя) опасности вышедшей из-под контроля бытовой техники, то могущественные фаэ, сражаясь друг с другом, могут губить города. Но не принимать во внимание людей не получается даже у них, особенно если эти люди — маги.

А еще есть Грешники — люди, которые взамен утраченной части тела согласились поселить в себя дьюса. Главный герой книги, Теймур Парселл — как раз из таких. Он слеп, его глазами стал дьюс.

Первая часть очень напомнила мне Вильгельма Гауфа, «Харчевню в Шпессарте», только вместо разбойных хозяев гостиницы — бушующая снаружи снежная фаэ. Как и у Гауфа, истории всех гостей собираются, как части паззла, и появляется практически детективная загадка.

Во второй части книги детективная линия становится — с некоторыми оговорками — основой сюжета Может быть, поэтому слегка напомнило моего любмого Саймона Грина, «Темное сердце Лондона»; особенно когда Фиоре в нави показывала и рассказывала про ночные вополощения почтенных жителей Эйлама. Но парад страхов, который у Грина намного интересней самого сюжета, здесь сюжет не заслонил.

Разгадку Фиоре и Парцелл ищут то в яви, то в нави, в прошлом самого города и в душах его обитателей.

.Это определенно не чистый и сухой,как спирт, логический детектив: бОльшую часть книги занимает описание чувств и эмоций Фиоре, от лица котрой ведется повествование. «Эмоциональная» линия иногда размывает детективную, а «детективная» необходимостью экшна мешает, перекрывает «эмоциональную». Но в целом книга мне очень понравилась — по многим причинам.

Интересные герои, для каждого, даже самого третьестепеного, автор придумала свою историю и нарисовала несколкьими штрихами выразтельный портрет. Белые пятна в прошлом Парцелла (собственно, все его прошлое — одно белое пятно), не создают впечатления, что за спиной у него — пустота, а только раззадоривают любопытство читателя.

Ненавязчивая красота стиля. Бывает стиль вычурный, вроде бы и отшлифовано все, и уважение к работе автора, но глаз очень быстро устает от многообразия словесных завитушек. А здесь у меня почему то возникла ассоциация с теплой, согретой горячим чаем варфоровой кружкой, которую очень приятно держать в руках...то есть очень приятно читать.

И еще — автор добра ко своим героям, что бывает нечасто. Не бессмысленый и беспощадный хэппи -энд, но подспудная уверенность, что не может все закончится так трагично, просто и нелепо, как намекают обстоятельства. И в самом деле — не может. Хотя бы в мире «Первой печати».

Красивое и оригинальное фентези.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это самая необычная фэнтези книга прочтённая мной после тонны заштампованной литературы. Понравилось всё, и очень жаль, что автор не пишет продолжение романа. Советую читать всем, кто устал от стандартов и моды в фэнтези литературе.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Противоречивые впечатления у меня остались от этого романа. С одной стороны, фантазия автора не перестает меня приятно удивлять. Мир, созданный Осояну, очень ярок, красочен и интересен. Сосуществование в этом мире людей, духов стихий — фаэ, и духов вещей — дьюсов получается очень непростым и дает автору богатые возможности для развития сюжета. Понравилась интересная идея с магией печатей, позволяющих людям подчинять дьюсов. Произвело сильное впечатление взаимодействие с дьюсами главного героя. Интересной показалось развитие техники, искусства в этом мире. Так что с очень важной составляющей фэнтези — созданием собственного оригинального мира — автор справилась отлично. Об этом мире хочется узнавать еще и еще.

С сюжетом получилось чуть хуже. Если в первой части сюжет мне понравился, то во второй автор на мой взгляд, не совсем с ним справилась. Завязка истории была отличной. Могущественный дух горы, нависающей над южным городом, загадочная болезнь, поражающая детей, мрачные кошмары, одолевающие всех по ночам, тяжелая атмосфера безысходности, царящая в Эйламе. А вот развитие конфликта показалось мне не очень удачным. В какой-то момент от беготни героев по яви и нави у меня зарябило в глазах. Некоторые моменты в этой истории показались мне не совсем продуманными, например, дурацкая ксенофобия жителей. Да и концовка не совсем удачной. С одной стороны, я ожидал чего-то подобного, но уж очень натянутым получалось это завершение истории.

Не слишком порадовали и герои. Если в первой истории каждый персонаж получился ярким и необычным, то во второй большинство действующих лиц показались несколько схематичными.

А вот стиль автора мне нравится. Несмотря на некоторые недостаки, читался роман на одном дыхании.

Готов я и согласиться с главной идеей — мы сами (наши ошибки, комплексы, страхи) создаем своих демонов, побороть которых совсем непросто

В итоге роман, как мне показалось, не использовал всех возможностей. Могли получиться прекрасные детективные истории в фэнтезийном мире, от классического детектива до похождений в стиле Ведьмака. А получился женский роман о девушке, которая много страдала, потому что была не такой как все, но дождалась своего принца на белом коне, который помог ей избавиться от своего темного «Я».

Тем не менее, продолжение этой истории я все равно прочту. Уж очень мне понравился этот мир. Да и автор оставила немало намеков о главном герое, которые просто таки требуют продолжения (или предыстории) его приключений. Оценка — 7,5

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга автора после дебютной «Невесты ветра» продолжает лирико-романтический настрой, которому присущи наполненные чувством страницы этих сказочных историй. Логически роман делится на «Зимнюю стужу», преамбулу, в которой происходит зарисовка мира, историй, персонажа Парцелла, и «Спящих», основную часть, где искусный своенравный грешник Теймар решает спасти славный город Эйлан от некоего катаклизма локального масштаба.

Чем интересно произведение? Очень красочные описания мироздания, истории мира — или, вернее, миров, — уже известное по ранним творениям любовь автора к прорисовке персонажей, даже второстепенных и третьестепенных, необыкновенная лиричность и до души пробираемая сказочность всего происходящего. И опять же мне на память приходят «Алые паруса» Грина с их романтическим веянием, которое так ненавязчиво и спокойно перебралось на строчки «Первой печати». Скажу честно, я люблю именно таким миры, где магией пропитано всё и вся, когда сказка и чудо становится неотъемлимой частью каждого мгновения жизни, каждого действия, каждого движения и просто каждого вдоха. А здесь и харизматичность дьюсов, «духов вещей», и фаэ, духов стихий, которые не прочь не только устроить неприятности, но и позабавиться. На это внимание останавливается постоянно и заставляет улыбаться. Согласен, этот мир переживает не лучшие времена после случившегося Потопа создания, когда мир дьюсов, мир фаэ и мир людей (большая отсылка к нашему сообществу) слились в одно, когда катарсис взаимоотношений постоянно стремится к высокой отметке и грозит перерасти в побоище и «мировую войну»... Именно так. Но эти переживания отходят на задний план по отношению к той надежде, при исполнении которой будет гармония, процветание и мир, когда три расы смогут жить в мире, спокойствии и благоденствии, будучи настолько разными по природе и взгляду на существование. И, что особенно отмечает произведение, здесь просто нет злодеев, плохих героев, как можно будет убедиться ближе к концу истории. Вся соль проблем — в неправильном толковании легенд и сказок, неправильном понимании чувств, коверкании размышлений, из-за которых, как обычно и бывает, случается разлад и ужас. Пример тому — героиня Фиора, её чувства к Парцеллу, и сам Парцелл, который борется с собой, со своими ужасами, своим волком более, чем с врагом внешним и непонятным.

Добрый, ненавязчиво-романтичный и легко читающийся роман, который придётся по душе ценителям красивых миров, связанных не менее красивыми узорами истории.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх