fantlab ru

Иван Белов «Полста жён Руха Бучилы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
136
Моя оценка:
-

подробнее

Полста жён Руха Бучилы

Рассказ, год; цикл «Заступа»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

17 марта 1220 года грянул День гнева — багровая вспышка в небе обрушила стены городов, церкви, терема. Утром солнце не взошло. Под покровом смрадной, удушающей темноты пришли твари, исторгнутые самой Преисподней. Полгода люди жили в страхе и темноте. Солнце стало только 10 сентября.

Пятьсот лет прошло с того дня, а люди до сих пор не перебили поселившихся на земле тварей. В далекой таежной деревне, чтобы защититься от набегов нечисти жители наняли вурдалака — Руха Бучилу.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликовано на Autor.Today 26.06.2019


Входит в:

— цикл «Заступа»

— сборник «Заступа», 2023 г.




В планах издательств:

Заступа: Все оттенки падали
2024 г.

Издания:

Заступа
2023 г.

Аудиокниги:

Заступа
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мы переносимся на Русь в високосный 1676 год от Рождества Христова. Повествование начинается с перечисления исторических событий тех лет. Насколько они достоверны, судить не берусь, но некоторые всё-таки я проверила. К тому же, насколько мне известно, Иван Белов дружит с историей на твёрдую пятёрку, и практически все его произведения имеют отсылки к историческим событиям. Но об этом я расскажу позже, а сейчас вернёмся к повествованию.

Рух Бучила пробуждается в своём подземелье от непонятного пения, идущего снаружи. На дворе весна, апрель месяц и, по всей видимости, ночь. Рух злится, но голоса снаружи извещают, что его зовут на свадьбу, и он нехотя выходит из своего подземелья.

Попутно мы узнаем, что Рух живёт на так называемой Лысой горе в руинах дома, который заложил 600 лет назад колдун-чернокнижник пришедший в эти земли с Киева. По легенде, дом в два яруса и с шестиугольной башней колдун возвёл за одну ночь. А спустя какое-то время дом полностью сгорел. Да не просто сгорел, а сжёг всё на полверсты вокруг. С тех пор чёрные развалины высятся острыми оплавленными клыками на лысой горе, зарастая лесом и сорняком. Люди боялись этого места, пока в руинах не поселился Рух Бучила — вурдалак и проклятая душа. Заступа села Нелюдова.

Руха весело встречает народ, озаряя ночную мглу факелами. Одеты празднично, в расшитых рубахах и новых лаптях. Из толпы к Руху выходит старейшины села Аникей, Устин и Невзор. Старейшины почтенно кланяются Руху, узнают, как он, хорошо ли спал. Из разговоров мы понимаем, что Рух для села и людей — главная опора и защита, что без такого вот Заступы в том мире, который нам показывает автор, прожить никак нельзя. По всем вопросам с нечистью, которой, к слову, в этих краях обитает очень много, идут к Заступе.

История гласит, что семнадцатое марта одна тысяча двести двадцатого года озарилось слепящей багрово-фиолетовой вспышкой. После этого землю заполонила нечисть. Начался хаос. Никто не знал, что случилось. Длился этот ад на земле ровно сто одиннадцать лет, пока в тысяча триста тридцать первом году на Венском конвенте уцелевшие христианские государства не объединились и не дали отпор нечисти. Рух Бучила и такие же, как он, Заступы, которых было крайне мало, стали оберегать сёла и деревни. Причём и властью, и церковью это было одобрено. А плата за службу народу была по тем меркам мизерная. Одна жертва в год. Девица невинная в невесты вурдалаку.

Такая плата была конкретно Руху Бучиле. Что же до других Заступ, этого я не знаю и в повествовании не находила об этом информации. Но могу предположить, что тут плата исходя из происхождения Заступы. Так как Рух вурдалак и по логике он питается кровью, то и мыт ему соответствующий.

Дальше мы узнаем, что невесту выбрали из сельских. Марьюшку — сироту. И тут важный момент, что последнее слово в выборе невесты было за Устиньей, местной знахаркой. Ещё мы имеем отсылку на третью в цикле серию Птичий брод. Один из старейшин просит сходить Руха к броду, так как там сгинули возчики. А недалеко в лесах мужики слышали страшные завывания. Рух обещается проверить после того, как натешится с молодой невестой.

Собственно на этом можно и завершить пересказ, так как дальше Рух уводит Марьюшку к себе в подземелье, прогоняя народ. И оставшись с ней наедине, делает то, что обычно делают все кровососущие.

Какой вывод можно сделать по окончании первой серии:

Рух Бучила поначалу производит впечатление ленивого напыщенного грубияна, который удобно пристроился рядом с людьми и «законно» тянет невинную православную кровь. Воспоминания, которые мелькают в голове Бучилы, ничего конкретного нам не показывают, лишь то, что он непрочь позабавится с ведьмами, покутить да лечь в спячку на много недель.

По сути, первая серия показывает нам картину того мира и знакомит с его устройством. А о главном герои может сложиться смешанное впечатление или вовсе негативное. Тут следует внимательно прочесть эпиграф, который гласит:

Сплю. Снов не вижу, наяву грежу. Проклятый Богом и людьми, себе ненавистный. Могилой мне камень. Внутри сухие кости и мертвая плоть. Ища спасения, обретаю тьму без теней и черную бездну. Кричу во все горло, но крик мой нем.

Хочется разобрать этот эпиграф, дабы понимание о главном герое стала глубже, чем то, поверхностное мнение, которое складывается в ходе повествования первой серии.

Как мы понимаем, перед нами нечисть, а точнее упырь, вурдалак, вампир, как сам себя будет называть Бучила в ходе следующих частей. Все мы знаем, что вампирами не рождаются, а стать таковским можно только после обращения. То есть мы ничего не можем сказать о происхождении Руха. Так как об этом не рассказывается с самого начала. Но по эпиграфу следует отметить, что самому Руху ненавистно то, кем он является. И мы можем предположить из того же эпиграфа, что Заступай он стал не для того, чтобы «законно» пить кровь, а душу свою проклятую хоть немного очистить от грехов перед Божьим судом.

Эпиграфы в цикле Заступа играют очень важную роль, и те, у кого складывается ложное впечатление, что Рух мерзавец и подлец, просто игнорируют это вступление. Это только мой вывод, и я ни в коем случае не хочу задеть тех читателей, которые углядели в Рухи лицемера и злобную тварь даже после детального прочтения. Просто делюсь своим опытом и мыслями о сюжете и повествовании в целом.

Первая серия конкретно мне понравилась своим историческим вступлением. Как я выше упоминала, Иван Белов дружит с историей, но я с историй, к сожалению, совершенно не дружу. Поэтому полезла в интернет искать совпадения по отсылкам из серии. Нашла немало совпадений, но как говорит сам автор, которого я прямо спросила, об истории — события на 99% вымысел.

Но на мой взгляд, это не делает повествование каким-то топорным и совершенно неуместным. Когда читаешь книгу, то невольно начинаешь верить, что это и вправду было. Думаю, это и есть то, что читатели называют «верю/не верю». Я верю автору и погружаюсь в события с головой.

Авторский язык — это что-то новое конкретно для меня. Тут у нас и архаизмы, и крепкое словцо, и юмор своеобразный, колкий, но от этого повествование не становится менее гармоничным, а наоборот привлекает своей оригинальностью. Это только мои впечатления и ранее я не читала подобно написанных книг.

Атмосфера именно такая, как я люблю. Сырое, мрачное подземелье, ночные гиблые леса и болота, фольклорная нечисть. И во всём этом махонькое село со своей историей, героями и традициями. А во главе всего этого — вурдалак.

В целом я довольна вступительной серией. Но в силу того, что начала я знакомство со второй серии цикла, то бишь с «Ванькиной любви» мне кажется, что эти две серии стоило объединить в одну.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — знакомство с миром и главным героем. Но всё же больше с миром. Подробная историческая справка, живописание мира после Гнева Господня, новый уклад среди тьмы и чудовищ. Люди приспособились, но это тёмный опасный мир. И порой для того, чтобы защититься от чудовищ, нужно своё чудовище. А чудовищу нужны жены.

О главном герое узнаем меньше, но это ведь пока только начало истории.

В качестве вводной в мир — хорошо. В качестве самостоятельной истории — и не предполагалось (поэтому оценку пока попридержу).

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Полста жен Руха Бучилы» — как раз та первая, вводная история, в которой разъясняются особенности договора — одна «жена» в год. Только на сей раз, наряженную невестой приводят не чужачку-рабыню, а бедную красивую девушку из местных. Бедняжка опоена каким-то дурманным снадобьем почти до бесчувствия.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх