fantlab ru

Все отзывы посетителя Don Quijote

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  69  ] +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Don Quijote, 16 июня 2019 г. 18:50

Первая мысль после прочтения романа: «И вот за ЭТО теперь дают «Хьюго»?? Что это вообще было?..

Как уже верно отметили, это больше похоже на школьное сочинение старшеклассника, ощутившего восторг от первого прикосновения к некоторым наиболее таинственным аспектам современной науки. Теория струн, квантовая механика, теория относительности, возможная многомерность пространства микромира — ох, как звучит! И так зудит — хочется немедленно поделиться услышанным от знакомого физика со всем миром! А поскольку научпоп писать не с руки (автор — не ученый), то нужно рассказать все в рамках какого-нибудь острого сюжета. И приправить это китайской историей и культурой, раз уж автор — китаец. И вот, пожалуй, последнее — единственное, что более-менее получилось. Предположу, что для большей части читателей романа детали китайской «культурной революции» не слишком известны (для меня, во всяком случае, это именно так). Поэтому узнать мнение современных китайцев о тех событиях было довольно любопытно. Для российского читателя это может быть тем интереснее, что в китайской истории можно вдруг обнаружить отражение некоторых событий нашей советской эпохи (например, непростую судьбу генетики и кибернетики, попавших в жернова политической конъюнктуры). В остальном обсуждать роман бессмысленно. Автор описывает мир людей, занимающихся теоретической физикой, не имея, по всей видимости, об этом мире особого представления. Некоторые реакции героев книги на происходящие события попросту карикатурны. Если вдруг завтра обнаружится, что физические законы перестали выполнятся так, как от них ожидали, это станет самым большим праздником современной науки, карнавалом, на котором отплясывать джигу будут будущие нобелевские лауреаты. Найти что-то, что не укладывается в современные представления, — это то, о чем мечтает едва ли не каждый физик. А у автора ученые по этому поводу впадают в глубокую депрессию. Видимо, он не знаком с речью лорда Кельвина, произнесенной чуть более 100 лет назад о конце физики, и «двух облаках» на ее в целом безоблачном небосклоне, которые разрушили всю современную (на тот момент) физику, и с той бурей энтузиазма, которую то разрушение вызывало.

С описанием инопланетной расы все вышло еще хуже. Ну есть же «Глубина в небе», где с солнечной системой инопланетян тоже не все в порядке, и где инопланетная раса художественно описана. Есть «Огненный цикл» Клемента, есть... да море есть всего! В конце концов есть «Война миров» Уэллса. А тут такое ощущение, что человек и не читал ничего, чтобы грамотно позаимствовать, и сам придумать не смог. Как-то даже для школьного сочинения наивно получилось.

В самом конце вдруг обнаружил, что послесловие автора к американскому изданию — это наиболее интересная часть романа. Там, пожалуй, художественности больше, чем во всем произведении. История мальчика из бедной китайской деревушки, который взрослел вместе со страной, заставляет в очередной раз задуматься. Из тотальной бедноты и необразованности и вдруг — вжих! — в одного из технологических и экономических лидеров планеты в течение жизни одного поколения. Вот где — фантастика!

Оценка: 4
– [  18  ] +

Фрэнк Герберт «Хроники Дюны»

Don Quijote, 8 марта 2019 г. 16:13

Впервые я прочел «Дюну» еще в подростковом возрасте. И хотя следующие книги цикла тогда не пошли, первый роман сумел поразить мое воображение. Оглядываясь назад, я понимаю, почему так случилось. Начало 90-х, зарубежная фантастика только-только появилась на нашем рынке. И на привычном мне с детства фоне советской фантастики, сформированном Булычевым, Беляевым и Стругацкими, вещи, вроде «Дюны», выглядели чем-то совершенно необычным. Все эти межзвездные империи и таинственные ордены отзывались в памяти образами Лукасовских фильмов и замечательными иллюстрациями к «Звездным королям» Гамильтона, опубликованным когда-то в «Технике-молодежи». Конечно, все это не могло оставить равнодушным подростка. Но вот более 20 лет спустя я неожиданно вспомнил, что еще несколько томов той эпопеи так и остались мною непрочитанными и решил вернуться к Вселенной Герберта, чтобы выяснить, чем же все там закончилось.

Разочарование. Вот главное ощущение от этой попытки второй раз войти в одну реку. И что особенно неприятно, даже первая книга уже не вызывает прежних восторгов. Вдруг начинаешь понимать: вот тут у автора не хватило фантазии, а здесь он откровенно схалтурил... Ох ты, а король-то — голый! Персонажи картонные, примитивно черно-белые: карикатурные злодеи Харконнены и воплощение всех добродетелей Атридесы. Никаких полутонов. Продуманный мир?.. В этом мире межзвездные перелеты возможны лишь благодаря спайсу, добываемому исключительно на Арракисе. Вопрос: а как же вы, господа, с Земли до Арракиса когда-то добрались, без спайса-то? Автор молчит. Ментаты. Когда-то мое любопытство было разожжено историей с Бутлерианским джихадом, этими недомолвками, случайными упоминаниями... что же там случилось, на чем же обожглось человечество?.. Герберт лишь слегка приоткрывает завесу тайны. И в романе появляются ментаты — люди-компьютеры, те, кто должен был заменить в обществе будущего системы взбунтовавшегося когда-то искусственного интеллекта. Почти всезнающие, способные с высокой вероятностью прогнозировать развитие событий, этакие гроссмейстеры, умеющие разглядеть мат в несколько десятков ходов на огромной доске. Наверное, было бы лучше, если бы Герберт окружил бы их большей таинственностью. Потому что стоит им появиться в романе в явном виде, как весь их ореол исчезает. Их образ, их суть, то, как они должны проявлять себя в придуманном мире, так толком и осталось непродуманным. Оказалось, что это обычные, мало чем выделяющиеся люди. По крайней мере, в романах Герберта никак особо их экстраординарные способности не проявляются. Более того, порой ментаты совершают какие-то потрясающее глупости, слабо коррелирующие с каким-то сверхинтеллектом. Скажем, Суфир Хават, начальник службы безопасности Атридесов. Когда-то он одобрил кандидатуру доктора Юэ как семейного врача дома Атридес. Чуть позже выяснится, что проверка, которую проводил ментат, не включала выяснение наличия родственников Юэ. Слушайте, да у нас на режимных предприятиях проверки серьезнее! И когда впоследствии Суфир выяснит, что жена Юэ была захвачена в плен Харконненами, он лишь флегматично заметит: «Ах вот, что с ней случилось...» и пойдет себе дальше. И это сверхбдительный получеловек-полукомпьютер, руководящий службой безопасности одного из Великих домов?.. Его визави, ментат Харконненов Питер не Врие, тоже фигура забавная. Герберт делает его автором дьявольского плана совращения доктора Юэ. Только фантастически изобретательный ментат мог изобрести подобное — так, вероятно, должны были подумать читатели, по мнению Герберта. В чем же заключался хитроумный план?? В том, чтобы шантажировать доктора угрозами его жене! Невероятная фантазия. И таких примеров довольно много, перечислять их все, наверное, не имеет большого смысла.

Что касается остальных книг цикла, то удивило меня в них прежде всего то, что Герберт, судя по одному из его интервью, задумывал их все одновременно, как единое целое. Это заявление выглядит очень странным, поскольку первая книга очень отличается от всех остальных. В ней гораздо больше экшена, и, к сожалению, это ее главное достоинство по сравнению с остальными частями (у которых нет и того). Об оставшихся пяти книгах можно сказать, что замах, вероятно, был на рубль, а удар вышел на копейку. И опять автор, на мой взгляд, грешит тем, что берется рассуждать о довольно сложных вещах, а в итоге все сводится к банальщине. Бог-Император, способный проникнуть взглядом на тысячелетия вперед, всерьез озабочен глобальной судьбой человечества. Ему открылась некая экзистенциальная угроза. Какая? В чем ее суть? Автор умалчивает. Он выкручивается, вкладывая в уста получервю-получеловеку какие-то пространные пророчества и квазифилософские сентенции. Понятно, что Лито II пытается что-то изменить в человечестве, исправить какую-то уязвимость, выстроить Золотую Тропу дальнейшего развития. Что это за Тропа? В чем был изъян человечества?.. Несколько книг написано, а ответов автор так и не придумал. И вообще, после прочтения всей эпопеи хочется спросить: «Что это вообще такое было? Зачем и почему?» В течении всего цикла мы видим деятельность таинственного ордена Бене Гессерит. И если, закрыв последнюю страницу шестой книги, мы вдруг спросим себя: «А что это был за орден? Чего в итоге добивались его члены?», вряд ли мы сможем внятно ответить. В перовом романе дамы грезят Квизац Хадерахом. Все остальные книги серии они делают все, чтобы больше такого человека не появилось. И это единственная внятно описанная цель Бене Гессерит. Тысячи лет Орден занимается евгеническими программами, но при этом сохраняет полный запрет на искусственное оплодотворение. Это как вообще?.. Ответ: Бутлерианский джихад. Но там же проблемы были с ИИ?.. А неважно, Бутлерианский джихад и все тут.

Точно так же в самом конце эпопеи вдруг понимаешь, то ощущение огромности человеческого космоса — все эти Великие Дома, Малые Дома, Лансраад, тысячи миров, все то, что незримыми глыбами присутствовало в первом романе, в итоге оказалось пшиком. Сколько Великих Домов во Вселенной Герберта?.. Десятки? Сотни?.. Может быть. Но за все описанные в эпопее тысячи лет Герберту для развития сюжета понадобились лишь три: Атридесы, Харконнены и Корино. Все. А где остальные? Зачем они все?.. Это то ружье, которое провисело на сцене, но так и не выстрелило. Вообще вся Вселенная оказалась какой-то маленькой, камерной. Все действие происходит на трех-четырех планетах. Мир статичен. Поступь технического прогресса практически остановилась. Как летали все на орнитоптерах в первом романе, так на тех же орнитоптерах и летают тысячелетия спустя, глоуглобы как освещали помещения, так и освещают... Впрочем, определенные изменения есть. Если в первых книгах автор тратит немало строк для того, чтобы объяснить, что спайс, несмотря на всю его невероятную востребованность, не может быть синтезирован или заменен чем-то еще (и это в межзвездной империи, строящей портативные источники силовых полей и антигравитации!) и на этом, в частности, строится сюжет, то ближе к концу эпопеи выясняется, что на самом деле это не совсем уж строгое правило. И при некотором знании биологии и экологии червей можно успешно разводить и на других планетах. И когда, наконец, объясняется, как это сделать, у меня, честно сказать, остается в голове лишь один вопрос: и это все??? И вот эту задачу не могли решить лучшие умы человечества на протяжении тысяч лет?? Ментаты, говорите, значит?.. Словом, мир Дюны при подробном изучении оказывается довольно картонным с многочисленными костылями, заботливо подставленными автором в нужных ему местах. Если бы Герберт создавал космическую оперу а-ля «Звездные короли» Гамильтона, то и вопросов бы никаких не возникало. Но выглядит все так, что изначально автор замахивался на нечто более значительное. Увы, значительного, на мой взгляд, не получилось. А получился космический боевик в феодальных декорациях.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Михаил Тырин, Сергей Лукьяненко «Самоволка»

Don Quijote, 24 ноября 2014 г. 12:52

Сергей Васильевич регулярно сокрушается о судьбе молодых авторов, которых пираты лишают возможности заработать. Насколько я понимаю, оба новых межавторских цикла — Дозорный и Пограничье — задумывались, в частности, ради того, чтобы под громкое имя мэтра и раскрученную франшизу (если речь о мире Дозоров) познакомить читателя с новыми (или относительно малоизвестными) именами в российской фантастике. В целом такой подход можно только приветствовать. Однако после прочтения книг обоих циклов (по крайней мере лично мне) стало понятно, почему те люди, которым Лукьяненко пытается помочь, пока еще не слишком известны. Ну просто потому, что таков уровень их творчества на данный момент. Ни одна из прочитанных книг не заставила меня захотеть узнать, а не написал ли соавтор Лукьяненко что-то еще самостоятельно? С самим С.В., я помню, ситуация была совершенно иной — после первой же прочитанной его книги (дело было где-то в начале 90-х, кажется), я решил, что за творчеством этого автора я буду следить. И не прогадал, как показало время.

Что меня смущает конкретно в «Самоволке»? Прежде всего, очень странные (если не сказать надуманные) решения героев. Сложно понять, как взрослый человек может оставить жену, двух малолетних детей, заложить едва ли не все свое имущество и втихомолку исчезнуть, набив карманы наличными, чтобы отправиться туда-не-знаю-куда. Я могу понять любовь к брату, но объяснить такую безответственность по отношению к своей семье иначе, чем авторским произволом, никак не получается. При этом никаких нравственных метаний, никаких сомнений главный герой в момент принятия решения не испытывает. Уже потом он время от времени вспоминает о своей семье, но лишь так, мимоходом. Даже когда понимает, что шансы выжить в той авантюре, в которую его втянул брат, весьма невелики, главный герой не забивает себе голову тем, как семья сможет прожить без него. Еще более нелепо ведет себя Борис, брат главного героя. Предполагается, что в мире Центрума он давно стал своим, более того, сумел попасть в спец. подразделение пограничников, знает жизнь и способен на многое. И вот этот самый крутой оперативник раз за разом повторяет одну фразу: «Кто ж мог знать-то?» Выглядит это крайне нелепо.

Главный злодей выглядит совершенно опереточным. Автор это, похоже, тоже осознает. Поскольку при виде злодея главному герою кажется, что «он перенесся в военный лагерь из дешевой оперетты». К сожалению, это ощущение возникает каждый раз, когда на первый план в повествовании выходит главный антагонист. Сил на него у автора, видимо, не хватило.

Помнится, когда на экраны кинотеатров вышел фильм «Аватар», в сети было много шуток на тему схожести его сюжета с историей «Покахонтас». С «Самоволкой», на мой взгляд, схожая ситуация. Можно заменить пустынных кочевников на племя апачей, металлургические богатства, от которых их отгоняют, на золотоносные индейские земли, и «Самоволка» превратится в обычный вестерн. Фантастического антуража там очень мало. Сеттинг «Пограничья» мне вообще кажется самым слабым у Лукьяненко. На разного рода технические нестыковки уже неоднократно указывалось. Но дело даже не в них. Мне сложно понять, что может заставить людей из нашего мира пожелать поменять его на мир Центрума. Съездить туда разок на экскурсию — да. Но уезжать туда насовсем? Ради чего? В сущности, это тот же самый мир, что у нас. Те же общественно-политические проблемы, те же способы управления — все то же. Разница лишь в более низком техническом уровне. Опять же, очень похоже, что авторы этот момент тоже понимают. Отсюда в «Самоволке» попытки Бориса объяснить, как здорово ему в Центруме живется. Но объяснения эти смотрятся весьма жалко. Реального объяснения, помимо авторского желания, чтобы так было, нет. По всей видимости, изначальным было простое авторское желание написать что-то в стиле стимпанк. И под это желание подстраивалось все остальное. В этом, пожалуй, заключается моя главная претензия к циклу «Пограничье» в целом и к «Самоволке», в частности. Если в других произведениях Лукьяненко всегда была какая-то метаидея, какая-то заглавная мысль — выбор между добром и злом, между свободой и ответственностью, что-то заставляющее задуматься после прочтения книги, то здесь этого нет, в этом смысле все «Пограничье» стерильно.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Владимир Васильев «Наследие исполинов»

Don Quijote, 26 октября 2013 г. 00:20

В этой книге есть всё, что, при качественной реализации, могло бы сделать из нее отличную космическую оперу:

1) Мир, заселенный множеством разумных рас. Если каждой расе придумать историю, продумать влияние особенностей биологии на характер представителей расы, прописать взаимодействие различных рас между собой, можно было бы создать очень вкусную Вселенную. Но автор не стал особо утруждаться, в итоге инопланетяне оказались донельзя скучными, похожими на людей, одетых в костюмы чужих. Например, единственная разница между людьми и шат-сурами, которую смог придумать автор, заключается (помимо внешнего вида) в том, что когда первые хрюкают от удовольствия, вторые уркают, а когда первые намыливают шею, вторые натирают передужье. В остальном две эти расы — полная копия друг друга.

2) Богатая история мира с исчезнувшими предтечами, оставившими после себя загадочные артефакты, которые нужно кропотливо искать и исследовать. Успевший стать банальным прием, который, на мой взгляд, все же может заиграть в космической опере. В данном случае сравнительно небольшой кусок книги, посвященный поискам артефакта, оказался довольно успешным.

3) Космическая робинзонада. Главные герои значительную часть времени пробираются по инопланетным джунглям. Эта сюжетная линия чем-то напомнила «А зори здесь тихие». Группа людей — непрофессиональных военных, в составе которых есть лишь один профессионал, сталкивается с превосходящими силами противника. Действие происходит в лесах. Одни охотятся на других. Если бы это было написано так же как у другого Васильева — Бориса, книга была бы шедевром. А так... В начале казалось, что будет неплохо — вероятно, у автора есть опыт походов (байдарки, карельские леса...), это давало основание надеяться. Но, похоже, лень автора поборола. Замкнутая группа людей в экстремальных условиях — это вообще очень плодотворная основа для сюжета. Если поработать над характерами героев, над... словом, если поработать. Автор не поработал. После прочтения книги никто из ее героев в памяти не остается, сопереживать никому из них не хочется, потому что все они выглядят картонными. Почти любого можно выкинуть из повествования без ущерба для сюжета.

4) Боевые сцены. Одно из самых слабых мест в книге. Если опыт лесных походов у автора, скорее всего есть, то опыта военных действий, опыта планирования боевых операций, вероятнее всего, нет. По крайней мере, он (опыт этот) никак себя не проявляет.

Как резюме: книга очень неровная. Есть куски, которые читаются с интересом. Есть (и их больше), которые читаются с гримасой на лице. В целом от книги остается ощущение разочарования тем, что потенциально неплохая задумка была испорчена некачественной реализацией.

Оценка: 5
– [  30  ] +

Дэвид Брин «Война за Возвышение»

Don Quijote, 11 октября 2013 г. 17:15

Начал читать книгу в надежде узнать, что же именно нашел экипаж «Стремительного» в предыдущем томе трилогии, из-за чего начался весь сыр-бор. Ответа не получил. Читать книги этого автора больше желания нет никакого. Количество нелепостей зашкаливает. Начинается все с того, что на одну из земных колоний нападает инопланетный флот. Причины нападения довольно туманны. Автор намекает, что без этого нападения у империи инопланетян возникнут какие-то серьезные проблемы. Какие проблемы, из-за чего — никаких объяснений. В дальнейшем мотивация инопланетных руководителей все так же будет крайне невнятной. Как бы там ни было, флот вторгается, земляне узнают об этом заранее, у них остается время приготовиться к нападению. В силу значительного технологического отставания у землян остается лишь одна стратегия — партизанская война. И все бы, наверное, могло получиться, если бы не страшная коварность чужих — они использовали химическое оружие! И вот это разрушило все планы земной обороны. Опыт Первой Мировой оказался забыт, об РХБЗ земные вооруженные силы не слышали. Да и вообще, каждое проявление технического превосходства чужих (о котором, казалось бы, всем в данной вселенной давно известно) военное руководство колонии воспринимает как откровение. Тот факт, что инопланетяне оказываются способны обнаруживать землян на расстоянии, разбивает последние надежды, люди к этому абсолютно не готовы. Такая вот чудесная подготовка к войне. Причем с обеих сторон — лишь к концу книги чужие выясняют, что в крови людей есть гемоглобин, который тоже можно использовать для обнаружения человека на расстоянии. Создается ощущение, что о разведке воюющие стороны не знают в принципе. Дальше — больше. Единственный оставшийся на свободе человек, выяснив, что чужие способны обнаруживать человеческую технику (и даже изготовленную промышленным способом одежду), принимает решение избавиться от всего — от техники, современного оружия и одежды, заменив это все на лук, стрелы и набедренную повязку. Оснастив таким образом еще и отряды шимпанзе, парень начинает выкашивать один за другим боевые отряды чужих. Стрелы против бронированных антигравитационных танков? Ничего страшного, бумага стерпит. И так всю книгу.

Весь мир, придуманный Брином, выглядит совершенно картонным. Герои ведут себя, как идиоты. Вспоминается эпизод, когда земные дипломаты присутствуют на некой важной инопланетной церемонии среди множества инопланетных же послов. При этом ведут себя они примерно так: в начале церемонии «стоят, они изумленно раскрыв рты», а в конце «люди... хохотали, хлопали друг друга по спинам». Когда все это пытаешься себе представить, возникает ощущение, что читаешь описание детского утренника. Вот детишки увидели Деда Мороза, удивились, потом получили подарки и радостно засмеялись. Примерно на таком уровне прописаны и основные персонажи. Автор пытается выдавать за дьявольскую хитрость и невероятные дипломатические ходы какие-то примитивнейшие вещи. Пытается удивлять тем, что вызывает лишь легкое недоумение. Так, например, одной из главных ценностей мира является Библиотека — хранилище данных, собранных тысячами рас за миллиарды лет. Внушительно? О да. И тут автор добавляет, что в этой самой Библиотеке содержится информации в тысячу раз больше, чем во всех книгах, написанных людьми до начала 21 века. И что?.. Это много что ли?.. Прибегая к таким сравнениям, автор пытается объяснить, почему такую Библиотеку дорого возить с планеты на планету. Вот инопланетянам, например, стал в копеечку привоз Библиотеки на земную колонию после ее захвата. Что в этом дорогого?.. У Библиотеки большая масса, объем?.. Почему ее перевозка дорого стоит?.. Даже в 1987 году на момент написания книги уже было понятно, что всю информацию всех земных книг можно уместить в сравнительно небольшом объеме.

Вообще, о мире можно сказать, что замах был на рубль, а удар — на копейку. Например, автору зачем-то понадобилось размещать описываемый им мир аж в 5 (пяти!) галактиках. Для чего — непонятно, одной хватило бы за глаза. Что там происходит в четырех других — неизвестно, даже тень их в трилогии не маячит. Это очень похоже на современные американские фантастические фильмы, где сюжет вторичен, а первична зрелищность. Как можно добавить зрелищности в книгу?.. Автор делает это так: Пять галактик, Миллиарды лет развития, Миллионы рас, Огромные флотилии кораблей.... Для подростка, впервые открывшего для себя космическую оперу, наверное, это может сработать. Для всех остальных — уже вряд ли, нужно что-то еще. Потому что если хваленая инопланетная броня — плод миллионов лет развития — оказывается по замыслу автора способной растворяться под действием неизвестных инопланетной науке кишечных бактерий земных горилл, то никакие «визуальные» спецэффекты книгу уже на спасают.

Кстати, в эпилоге становится ясно, что причиной написания книги стала борьба за экологию.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Вернор Виндж «Глубина в небе»

Don Quijote, 5 октября 2013 г. 00:41

Неплохая книга, которую я не назвал бы шедевром, но однозначно рекомендовал бы к прочтению. Книга со своим послевкусием, с идеями (не всегда бесспорными), которые хочется обдумать после закрытия книги. Ну, скажем, можете ли вы себе представить космическую торговлю в мире, где невозможны сверхсветовые полеты, где путешествие от одной солнечной системы до другой занимает сто лет и больше? Какой товар с собой брать, какой уровень развития ожидать на той планете, куда летишь, что на что менять, как и где хранить прибыль? А вот Вернор Виндж знает ответы на эти вопросы. Впрочем, его ответы не всегда убедительны, но он хотя бы попытался поразмышлять над этим. Чаще же авторы (еще со времен «Звездных волков» Гамильтона или «Королевы Солнца» Нортон) не слишком озабочиваются этим, а просто пишут «Космические Торговцы» и все тут, некий ореол романтичности создан, а большего и не надо.

Среди минусов книги упомяну одну вещь, которая вызвала у меня досаду. Речь идет об очень уж американском подходе к разделению героев на плохих и хороших. На роль плохих были назначены эмергенты — представители цивилизации, использующей своеобразную форму рабства. При этом в риторике этих самых эмергентов регулярно используются аргументы относительно общественного блага, общественных ресурсов и пр. По-моему, не слишком прикрытая отсылка к социализму, к идее передачи средств производства в руки государства. А чтобы у читателя не осталось сомнений в том, что социализм — это плохо, автор делает эмергентов мастерами промывки мозгов — процедуры, позволяющей обращать людей в рабство, зацикливая их на работе. И в этом снова слышатся слова периода Холодной войны о том, что в СССР воспитывают роботов. Противостоят всему этому положительные герои — космические торговцы, чтящие одну лишь Святую Прибыль.

То, что еще можно было понять во время Холодной войны (например, пассаж Хайнлайна в «Звездном десанте», когда размышляя о возможных путях развития общества, он называл «Капитал» Маркса мистическим учением — и на этом аргументы заканчивались), сейчас вызывает легкое раздражение (у меня, по крайней мере). Автор кажется достаточно серьезным, чтобы ожидать от него меньшей зашоренности.

Оценка: 7
– [  29  ] +

Дэвид Брин «Звёздный прилив»

Don Quijote, 1 октября 2013 г. 00:27

Решил прочесть книгу, соблазнившись ее высоким рейтингом. Остался крайне разочарован. Значительная часть книги написана так, словно ее автором был подросток, вдохновленный просмотром «Звездных войн» в начале 80-х. Т.е., примерно так: «Жукоглазый адмирал скомандовал «Огонь!», но земной корабль из последних сил увернулся от вражеской ракеты и ударил своей торпедой — пыщ-пыщ, пиу-пиу!» Некоторые моменты межзвездной баталии описаны настолько нелепо, что кажутся карикатурой на космическую оперу.

Надо признать, что писать интересно про космические сражения совсем непросто. Есть два разных подхода. Первый заключается в том, чтобы забыть всю физику, о которой говорили в школе, сформулировать новые правила, по которым живет выдуманный мир, и выстраивать описание в соответствии с ними. Так делал, например, Гамильтон в «Звездных королях». Можно, напротив, писать в рамках научного реализма, как это делал, например, Холдеман в «Бесконечной войне», помня о теории относительности и небесной механике, и отдавая себе отчет в том, что на больших скоростях человеческой реакции недостаточно для принятия верных решений. Брин же попытался усидеть на двух стульях одновременно. Получилась наивная ерунда, изобилующая ляпами — корабли, способные двигаться с постоянным ускорением, вдруг оказываются привязаны к гиперболическим траекториям, подобно баллистическим снарядам; при наличии компьютеров, функционирующих как искусственный интеллект, космический корабль во время боя на околосветовых скоростях управляется командами, передающимся устно от капитана к пилотам; а главной хитростью землян, позволившей им ускользнуть из лап нескольких вражеских флотов, технологически опережающих землян на миллионы лет, оказалась использование останков сбитого вражеского корабля в качестве маскировки — переоделись, так сказать, во вражеский мундир, и этого никто не заметил.

Отдельно следует отметить то, что в книге описаны несколько инопланетных рас. Придумать чужую расу так, чтобы она выглядела хоть сколько-нибудь реалистичной, еще сложнее, чем описать космический бой. У Брина чужие получились столь же наивно нелепыми, как и межзвездные баталии. Карикатурные монстры, общающиеся на карикатурных языках типа «Акрнщххн'прк эрн'ннкууцхш!»

Да и в целом весь мир, придуманный Брином, в котором одни расы являются рабами других, выглядит примитивным. Попробуйте на досуге придумать хоть сколько-нибудь разумное обоснование экономической эффективности межзвездного рабства, когда одна раса, ушедшая в развитии вперед на миллионы лет, использует рабский труд другой, низкотехнологической расы. Бессмыслица.

Единственным достойным внимания элементов книги, на мой взгляд, является описание культуры дельфинов. Впрочем, есть книги, где, как мне кажется, это сделано более удачно. Вспоминаются, например, дельфиньи сказки в поэтичном «Плавающем острове» Жемайтиса. Словом, качество книги оставляет желать много лучшего.

Оценка: 3
⇑ Наверх