fantlab ru

Все отзывы посетителя Gorekulikoff

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Г. Ф. Лавкрафт, Анна Хелен Крофтс «Поэзия и боги»

Gorekulikoff, 31 июля 2019 г. 13:08

Любопытный рассказ раннего Лавкрафта. Предтеча как сновидческого цикла, так и мифов Ктулху.

Интересно, что уже здесь присутствуют спящие (пока греческие) боги, общающиеся из загробного мира посредством снов, а поэты — их проводники в реальном мире. Только здесь боги стремятся воскреснуть, чтобы привнести в мир утерянную некогда «радость и красоту», обрушить кару на «тьму, ложь и мерзость, засорившие людские души». Похоже эта идея для самого Лавкрафта звучала не слишком убедительно, чувствовался в ней какой-то подвох — и уже через пару лет пантеон с Парнаса мутирует в космический ужас, несущий человеку хаос и безумие; а поэты и ученые из посланников добра и мудрости станут слугами ада, раз за разом пробуждающими этот ужас.

Возможно, стремление богов положить «конец холодному безразличию и душевному уродству в мире» звучит красиво только из уст лживых и подверженных суггестии поэтов, а на деле же означает кровавый геноцид всему человечеству. И эти смыслы проглядывают между строк даже в таком простеньком и легком рассказе, как «Поэзия и боги». Однако все же идея поместить великих писателей рядом с богами на Олимпе никуда не уйдет из творчества Лавкрафта, и со временем фигура писателя станет куда выше фигур любого из богов.

Если бы не разглядел это зерно, из которого вырастет гигантская мультивселенная, поставил бы рассказу 5-6.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Марк Фрост «Тайная история Твин-Пикс»

Gorekulikoff, 18 февраля 2019 г. 18:08

Красивое, но не менее раздражающее разочарование. Книга паразитирует на сериале, обильно сдабривая страницы водой, фан-сервисом и перевирая оригинальные события.

В сюжет напихана вся мистика и заговоры, о которых Фрост только смог вспомнить. А зачем? Да, чтобы получить объем, ниочемный текст и банальные выводы о природе тайны, к которым может прийти только американец.

Каждая сериальная мелочь — если не переврана — раздута здесь до сакральности. Хорошо, что Линч в третьем сезоне дистанцировался от этой поделки.

Ещё нестерпимо бесит дефис в названии города. Пятерка только за красивое оформление.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Артур Джермин»

Gorekulikoff, 6 сентября 2015 г. 00:28

В целом, очень «ламповый» рассказ. Хочется даже сказать, что это максимально типичное для Лавкрафта произведение — здесь есть все основные черты его творчества: мистика, недосказанность, псевдонаучность, мрачная история аристократического рода, жуткие тайны древности и много других узнаваемых элементов.

Рассказ отлично написан и при первом прочтении интригует и погружает в свою атмосферу. Хотя шедевром эту вещицу и не назвать, зато она может стать прекрасной иллюстрацией, как минимум, нескольких важных мотивов лавкрафтианской мифологии. Пожалуй, этот рассказ — наряду с некоторыми другими — можно порекомендовать тем, кто хочет получить исчерпывающее представление о писателе и его уникальном почерке, не читая слишком большие объемы текста.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Картина в доме»

Gorekulikoff, 29 августа 2015 г. 01:27

Любопытный рассказ с той позиции, что именно здесь впервые появляются Аркхем и Мискатоникская долина, которые станут основным местом действия в большинстве рассказов Лавкрафта более позднего периода. Также впервые затрагивается хорошо проработанная впоследствии тема «плохих» домов и маньячных деревенщин, которые уже в наше время найдут место в десятках фильмов и книг ужасов.

Рассказ цепляет своей гнетущей атмосферой, тревожным ожиданием и ощущением какой-то болезненной безысходности. Да, впоследствии у автора будут намного более удачные вещи — и, возможно, в сравнении с ними этот рассказ покажется пустяком. Но стоит все же сделать скидку на то, что это был своего рода дебют, первый блин, который вышел далеко не комом.

Еще интересно то, что здесь мы видим явную историю из т.н. «мифологии Ктулху», но по сюжету и общей атмосфере рассказ скорее вписывается в сновидческий цикл, который автор активно разрабатывал в тот период. Сама манера повествования напоминает сон (и скорее всего им и является): например, соединение разрозненных элементов (негры с белой кожей и европейскими чертами лица, обстановка дома, соответствующая 18 веку и пр.), постепенное нарастание тревоги, обрывочная концовка.

Действительно, судя по отзывам, многие остались недовольны концовкой в силу того, что она слишком резко завершает историю. На мой же взгляд, резкости как раз и не хватает. Кажется даже, что рассказ должен был быть написан от третьего лица и завершиться обычным обмороком,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
без каких-либо нелепых ураганов
— и этот обморок главного героя как раз бы соответствовал пробуждению автора от кошмара в реальном мире.

Образы из рассказа не сразу выветриваются из головы. А потому — заслуженная девятка.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Джо Хилл «Ключи Локков»

Gorekulikoff, 26 августа 2015 г. 16:02

Давно заметил, что Джо Хилл — в каком-то смысле писатель-компилятор. Используя постмодернистский подход, он расширяет литературные миры своих кумиров (Рэя Брэдбери, Г.Ф. Лавкрафта, Стивена Кинга и пр.), но, в отличие от любого сетевого фикрайтера, тем самым создает свою уникальную Мультивселенную со своими законами, персонажами и мирами внутри миров (инскейпами). Основная концепция инскейпов описана в романе «NOS4A2» — и ей подчиняются все прочие произведения этого автора.

В графическом романе «Locke & Key» автор отдает дань всей американской культуре комиксов и мистике в целом. История хороша сама по себе, каждый персонаж тщательно прописан и по-своему интересен. Но самое вкусное в этом проекте это внимание к мелочам, многочисленные аллюзии и россыпь художественных приемов, свойственных только комиксам. Джо Хилл, как истинный фанат комиксов, взял из них все самое лучшее и до краев наполнил этой эссенцией свое произведение, поэтому «Locke & Key» может стать своего рода энциклопедией для тех, кто никогда не читал комиксы, но желает понять, что же это за фрукт такой и чем он ценен. Ну а любители Лавкрафта, Кинга и других авторов мистической литературы не раз улыбнутся, подмечая те отсылки и перлы, которые талантливо вживил в ткань повествования Джо Хилл.

Не удивительно, что после окончания работы над «Locke & Key» и «Wraith» Джо заявил, что в ближайшее время не намерен возвращаться к комиксам и планирует сконцентрироваться на прозе — ведь после проделанной работы будет сложновато сказать что-то новое в этом направлении. И с этой позиции Джо Хилл поступил очень мудро.

Так что, если кто-то сомневается читать или нет, отбросьте свои сомнения и окунитесь в мир города Лавкрафт, штат Массачусетс и в тайны родового поместья семьи Локк, населенного призраками, тенями и другими немыслимыми сущностями. Эта история, полная приключений, интриг, черного юмора, драмы и саспенса, не отпустит вас до самого конца.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Дерево»

Gorekulikoff, 26 августа 2015 г. 15:06

«Дерево» — это рассказ с двойным дном. Странно, что авторы предыдущих отзывов не увидели в нем ничего, кроме бессмысленной сказочки о двух скульпторах.

Это история о черной зависти, которая таится за дружбой и взаимовыручкой. О связи с темными силами из таинственной оливковой рощи. О том, на что мы иногда готовы пойти, чтобы наш «заклятый друг» потерпел неудачу.

Совы не всегда то, чем кажутся. Порой нужно читать между строк.

Добротная притча, мимо которой не следует проходить ни одному поклоннику или исследователю творчества Лавкрафта.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Роберт Маккаммон «Кусака»

Gorekulikoff, 16 апреля 2015 г. 13:34

Видимо, Кинг взял за основу своего романа «Под куполом» ситуацию с городом Инферно, а дальше уже в другом направлении начал развивать сюжет. При всей похожести/непохожести понравились оба произведения. У Маккаммона очень увлекательное чтиво вышло, персонажи здорово прописаны, особенно банды и папаша-алкоголик. Сюжет не дает заскучать, а вот с переводом беда. Окончательно убеждаюсь, что Александрова — туфтовый переводчик, хотя и довольно любопытный текстовый инженер. Текст у нее пестрит излишними красивостями, да и в целом не нравится ее манера не переводить текст, а русифицировать. «Что, трешь-мнешь, здесь происходит?» И подобными перлами пестрят все ее переводы. Конечно же, многим наоборот этот подход понравится.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Стивен Кинг «На выгодных условиях»

Gorekulikoff, 4 января 2015 г. 20:36

«На выгодных условиях» — это даже не повесть, а рассказ — довольно удачный переход от «Громилы» к «Счастливому браку».

Конечно, приятно снова вернуться в Дерри. Уже само место действия настраивает на нужный лад. Вспоминается эта деррийская атмосфера «Бессонницы» и «Оно». Конечно, куда же еще явиться Дьяволу-торговцу, как не в Дерри, этот центр несправедливости и порока? Думаю, в Касл-Роке после Гонта торговля не очень бы клеилась.

На протяжении всего рассказа ожидаешь, в чем же будет подвох? Может быть цена Элвида за услуги неожиданно возрастет? Или главного героя одолеет жадность и он вдруг со временем решит, что можно и не выплачивать оставшуюся часть? Но нет, обе стороны выполняют условия сделки, зло остается безнаказанным, и раскаяние не приходит. Такая концовка дезориентирует и заставляет задуматься о том, что предательство и злоба зачастую дарят благо. Без всякого наказания.

Вот так и в жизни — делаешь какую-нибудь подлость и ожидаешь, что будешь разоблачен и наказан, но этого не происходит. И тогда начинаешь чувствовать вкус. Портишься изнутри, но процветаешь во всем остальном. Это и произошло с главным героем.

Но с другой стороны — многих ли будут волновать моральные вопросы, когда на кон ставится их жизнь?

Отдельно хочется отметить интересную манеру изложения последующих лет жизни персонажей на фоне отдельно взятых общественных событий. Как мне кажется, это придает рассказу больше красочности.

Ставлю высшую оценку.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Стивен Кинг «Дюна»

Gorekulikoff, 4 января 2015 г. 20:36

Дюна, предсказывающая смерть, стала страстью главного героя на всю жизнь. Даже в свои 90 лет, будучи немощным стариком, он не может перебороть болезненное желание ежедневно приходить к дюне и узнавать: кто же следующий? Конечно, такое знание опьяняет, возносит в собственных глазах над всеми остальными. Неспроста главным героем выбран судья. Кому как не судье подошло бы такое качество? Воображение так и рисует образ некоего Дж. Эдгара Гувера.

Львиная доля рассказа посвящена размышлениям автора о старости и дряхлости. Видно, что Стивена Кинга этот вопрос крайне волнует в последние годы. А вместе с Кингом читатель и сам проникается страхом перед смертью по мере прочтения рассказа.

Идея о предсказаниях смерти подана, как нечто постыдное, вызывающее привыкание, как подглядывание сквозь замочную скважину. Вполне в духе Стивена Кинга.

Концовка порадовала — неожиданная и циничная, вызывает ухмылку и сводит на нет первоначальное сопереживание главному герою.

В некоторых моментах даже кажется, что читаешь рассказ годов 70-80-х, что также придает особой пикантности.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Джо Хилл «Печатная машинка Шахерезады»

Gorekulikoff, 4 января 2015 г. 20:36

Шикарный мини-рассказ, призванный в основном для того, чтобы задать атмосферу всему сборнику. С чем рассказ вполне успешно справляется: с первых же строк чувствуется бесподобный стиль автора, под чье влияние незамедлительно попадаешь, да так, что не отпускает до самой последней страницы.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Джо Хилл «Плащ»

Gorekulikoff, 4 января 2015 г. 20:35

Рассказ «Плащ» входит в сборник «Призраки двадцатого века» и является одним из наиболее ярких его представителей. Хочется отметить изумительное умение автора раскрывать природу детства, которая красиво выведена в этом рассказе, как и в большинстве остальных в сборнике. Поражает маниакальный и психопатологический стиль изложения, сухой и шизофреничный. Читая, ты невольно соотносишь себя с главным героем, и чувствуешь на себе все влияние его психозов и отстраненности. Это ощущение невероятно будоражит. Я заметил, что Хилл очень любит делать своими главными героями различных изгоев и людей с психическими и физиологическими отклонениями. И прочувствовав такого героя, неизбежно задумываешься о том, что тебя самого отделяет всего шаг, от того чтобы взять нож и пойти резать всех подряд.

Особенно запоминается фрагмент, где главный герой представляет, как убивает свою девушку.

Поклон автору за такой отличный рассказ, который заставляет почувствовать себя свободным... парящим.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Стивен Кинг «Ночь тигра»

Gorekulikoff, 5 апреля 2012 г. 19:50

Неплохой рассказ про оборотня-дрессировщика тигров. Немного необычный для Стивена Кинга, хотя и в духе его самых ранних работ.

Оценка: 7
⇑ Наверх