fantlab ru

Все отзывы посетителя kim the alien

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Серена Валентино «Злодеи»

kim the alien, 10 октября 2022 г. 21:53

Злодейки в классических диснеевских фильмах всегда были более колоритными и интересными, чем главные героини. Урсула, Малефисента, Гримхильда (мачеха Белоснежки). Жуткая на каком-то совершенно бытовом уровне матушка Готель, бесконечно обаятельная и политизированная Круэлла. Да и злодеи мужского пола от них не отстают — в конце концов, кто лучше подкатывает к девушкам, чем Гастон? Поэтому ретеллинги, истории с точки зрения «плохишей», всегда найдут своего читателя. Уж куда интереснее наблюдать за драконихой-Малефисентой, чем за пресной и нудной Авророй. Почему у Урсулы такая репутация? Какую цель преследовала Мачеха? Так уж была плоха Круэлла (кстати, именно ее ретеллинги всегда получаются самыми лучшими)?

И вот тут мы спотыкаемся об одну этическую вещь. Дело в том, что злодей он как бы на то и злодей, чтобы творить дичь и хтонь. Захочешь оправдать — не оправдаешь. Очень сложно защищать в суде людей, один из которых пытался максимально жестоким образом убить падчерицу (и еще вырезать ей сердце), второй — убить щеночков, а третья и вовсе держала в заложниках похищенного ребенка. И чтобы сочувствовать злодею, нужно найти очень хорошие аргументы, почему поступить нужно было именно так, а не иначе. Может быть, Белоснежка была распоследней тварью, которую и близко нельзя подпускать к трону? А далматинцы — порождения сатаны, преследующие тебя в кошмарах? Или же манипуляции и шантаж — единственный способ вернуть себе положенное по праву?

А еще можно сделать колоритного и могущественного персонажа — сопливой жертвой обстоятельств и чужих манипуляций. Угадайте, блин, какой способ выбрала Серена Валентино.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В случае с историей Мачехи — это еще плюс минус работает. Перед нами предстает несчастная женщина, которую гнобил отец. И постоянный эмоциональный абьюз не прекратился даже после смерти. Гримхильда была, как маленький ребенок, готова на все, чтобы существо в зеркале сказало «Ты самая красивая, и я тебя люблю». Детская травма превратила запуганную девочку в монстра, а монстр — передал травму в следующее поколение. И вот уже взрослая Белоснежка стоит на коленях перед зеркалом и умоляет призрак Мачехи выказать ну хоть немножечко любви и одобрения.

Неплохо это работает и во второй части, истории Чудовища. Там мы видим избалованного, наглого мажора, который со своим лучшим другом Гастоном творит всякий беспредел. Творит настолько, что Гастон кажется адекватным и вменяемым. Но к сожалению, именно в этой части задумка «Злодеев» пошла под откос. Начинается сквозной сюжет. Появляются персонажи, которые, честно говоря, вообще не вперлись никому, потому что их не было в оригинальных мультиках. Сестрички-ведьмы, принцесса Тюльпан, Нянюшка и еще куча персонажей. И вместо того, чтобы смотреть на «Красавицу и Чудовище» с другого угла, мы смотрим на людей, которые нам не интересны. И которые идеально вписываются в парадигму плохой\хороший. Идеальная красавица-принцесса (которая в книге про Трех Ведьм еще и включила феминизм в самой его маркетинговой форме), добрая нянюшка, хорошая светлая ведьма. И все они эпически борются со злом, постоянно вздыхая, рыдая, причитая, обнимаясь и распивая чай.

Единственное отличие от старых диснеевских мультиков лишь в том, что злодей стал жертвой обстоятельств. Манипуляций, абьюза, газлайтинга. Name it yourself. А злодеями выступают три мерзкие сестрички. Может быть, хотя бы Злые Сестры выступают интересными злодейками? Да хрен там был. Они тоже жертвы обстоятельств. И всю дичь они творят исключительно из любви к ближнему.

И это не добавляет глубины. Это не добавляет интереса. Это просто превращает всех персонажей в чертовых невротиков и истериков. Я не шучу, они там ревут и причитают на каждой страницы. Рыдает могущественная Малефисента, причитает и бьется головой о стол от того, что мама ее не любит — жестокая матушка Готель. Урсула, эпичная и циничная, кажется, готова на все, лишь бы ее приняли в русалочью семью. Рвет на себе волосы Круэлла. Умоляет о прощении Чудовище. Это не клуб злодеек, это какой-то сеанс групповой терапии.

И да ладно бы хоть Три Сестры, манипулирующие знакомыми персонажами, были достойными заменами. Нет! Они — истеричные, глупые, недалекие, зависимые и крайне тупые. Может быть, им тогда противостоит princess squad? Против них выступят знакомые нам принцессы? Нет, что вы. Наблюдайте, пожалуйста, за Тюльпан, ее женихом, Нянюшкой и еще черт знаем кем.

Это же проблема со всеми ремейками Диснея. Оправдываем тех, кого не стоит оправдывать (и отнимаем у них всю колоритность), пытаемся швыряться повесткой, и в итоге делаем женских персонажей еще более зависимыми и латентными, чем они были в 50-е. Пишем про женскую дружбу — получаем клуб сильных и независимых, которым вы даже чайники принести из пункта выдачи не доверите (они чайник разобьют, осколки сопрут, и еще вас обвинят). Делаем книги для фанатов Дисней — а пишем про кого угодно, только не про любимых героев. В части про Чудовище — вообще Белль отсутствует как сущность. Ариэль и Эрик — не фигурируют никак в истории про Урсулу. Там даже Урсула — не главная героиня, это вообще как? А что сделали с Малефисентой — достойно уголовного дела, так изуродовать культовую злодейку, это достижение.

Резюмируя: стоит читать только первые две части. История Мачехи это стекло. Это жестокая, грустная история, про то, как человек пытался вырваться из абьюзивных отношений и сам стал чудовищем. Дружба Гастона и Адама прописана отлично. Дальше все пошло по одному месту. Авторке стоило сосредоточиться на знакомых героях, а не придумывать собственных. Или писать ориджинал и диснеевскую классику не трогать

Оценка: 5
– [  7  ] +

Роберт Сойер «Сброшенная кожа»

kim the alien, 21 октября 2020 г. 18:32

У меня слишком много логических вопросов

У полиции будущего реально нет других вариантов кроме как стрелять по террористу или выполнить его требования? Усыпляющий газ, не? Психологические манипуляции? Вообще никак?

Содержать копию дорого — проще ее утилизировать сразу после успешного переноса.

Концовка тоже максимально нелогична. Это не соотносится с действиями героя в самом рассказе.

Сам рассказ хороший, но с сюжетными дырами размером с дырками в самодельных масках

Оценка: 6
⇑ Наверх