fantlab ru

Все отзывы посетителя Алираэль

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Феликс Крес «Королева войны»

Алираэль, 8 июня 12:59

Тут у нас про рыцарей. И про войну этих рыцарей против Вечной империи.

Та самая Тереза, которая бесила ещё в “Северной границе”, сейчас кажется старым другом, но сражается против главных героев. Есть эпизоды и от лица дартанцев, и от лица армектанцев. Сопереживаешь тем и другим. Победы желаешь тем и другим. Но они очень старательно (и часто успешно) убивают друг друга.

Красивые женщины, красивые платья, красивая мебель. Рыцари, войска, битвы, военные кампании. Древние легенды, мудрецы-посланники, переродившиеся дочери Шерни, рыцари, поколениями ждавшие свою королеву. И экономика, экономика, экономика. И конечно же, коты, которым достаётся не меньше, чем людям.

Красиво и интересно. Но это только начало. Уже третье начало по счёту.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Виктор Дашкевич «Колдун Российской империи»

Алираэль, 8 июня 12:25

Прочиталось залпом. Отрываться не хочется, хочется ещё и ещё. Вторая и третья книги продолжают тенденции, наметившиеся в первой, но более и круче. Всё постепенно складывается в единую картину, единую историю. Все ниточки сходятся, все ружья стреляют. Стреляет даже то, что ружьём и не казалось. Неправильные и глупые поступки получают логичные и закономерные последствия. Главный герой даже бросает пить, а его брат пытается бросить курить. И подано это не раздражающе назидательно, а довольно забавно.

Да, некоторая предсказуемость в книгах есть (например, главный сюжетный твист второй книги я разгадала ещё в середине первой). Но куда без неё? Логичность повествования делает его предсказуемым. Непредсказуемое неизбежно нелогично.

Немного о недостатках. Во-первых, имена.Они одинаковые. Мальчики на В, девочки на А. И поди запомни, кто из них Виктор, кто Владимир, а кто Вазилис (хотя последний с ними всё-таки почти не путается, кто Арина, кто Алина, кто Алёна (а там ещё и Анастасия есть).

Во-вторых, алкоголь. Алкоголя в книгах много и подаётся он как нечто естественное и неотъемлемое. Это неприятно.

И в-третьих… Нет, в третьих не придумала. Остальное понравилось.

Автор знает толк во “взрослых” развлечениях, хотя и осуждает всё, что положено осуждать, но не ханжески.

Тема Второй Мировой. С одной стороны, видим тут явное уважение к подвигам и страданиям тех, кто через Войну прошёл. С другой стороны, вместо подвига советского человека тут подвиг русского дива, что абсолютно логично в данном сеттинге, но всё-таки кажется некоторым святотатством и надругательством над прошлым. Но автору нужно было раскрыть дивов и с этой стороны. Вот это самое “Они не люди, но…”. В первой книге нам показали, что и див может быть другом, во второй — что и человек может творить ужасные вещи. А в третьей уже не так важно, кто здесь див, а кто человек. Важно, кто из них на твоей стороне.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Урсула К. Ле Гуин «На иных ветрах»

Алираэль, 8 июня 11:21

Сама по себе история довольно интересная: люди, драконы, смерть, несмерть и перерождение. Но написана очень уж скучно и по-стариковски. Да, автору на тот момент было уже за семьдесят. И очень много внимания уделено мыслям вот таких же престарелых героев, которые только и мечтают о том, чтобы вернуться к себе в глушь пасти курочек и поливать капусту.

Сюжет книги легко передать в двух-трёх предложениях. Большую часть времени герои занимаются тем, что ходят туда-сюда и пересказывают друг другу одни и те же древние предания. Нам рассказывают о том, что люди и драконы когда-то были единым народом, только для того, чтобы разделить их окончательно и убрать из мира вообще.

Этот роман ставит жирную точку в истории Земноморья, окончательно обесценивая всё то, за что мы так любим фэнтези: магию, драконов, спасение мира, великие свершения, возможность сотворить невозможное, героизм. Нет, всё это не важно, всё это меркнет по сравнению с возможностью уехать в глушь, пасти капусту и поливать курочек.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Андрей Кокоулин «Северный удел»

Алираэль, 27 мая 13:32

Начало порадовало очень. Интересно, захватывающе, хочется читать дальше, хочется разобраться, как устроен этот мир.

И детективчик. И этот детективчик подан так, что хочется разгадать загадку раньше, чем автор покажет ответы. Но когда ответы мне таки показали, я поняла, что до многого догадаться было просто невозможно. Т.е. возможно, но только в том случае, если ты с детства знаком с этим миром и его легендами. Получается, что главный герой не догадался вовремя из-за недостатка сообразительности, а я — из-за недостатка информации. Это грустно и обидно.

Концовка опечалила сильно. Начиналось всё, как безобидный подростковый детективчик.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А потом автор начал выкашивать героев пачками. Даже не так. Они просто полегли почти все в одной свалке. Ой, нет, один случайно выжил. Даже два. Потом автор ввёл несколько новых. И их выкосил в следующей стычке, совершенно бессмысленной, в духе «Игры престолов». Остался только главный герой. Но через несколько страниц оказалось, что главный герой (от лица которого ведётся повествование) погиб за полгода до начала описываемых событий. И вот это, конечно, клёвый, интересный и неожиданный ход. Но мне грустно. Мне нравился главный герой, я с ним познакомилась, сроднилась, а тут такое.

И очень много мелких деталек, позволяющих предположить, что автор весьма неопытен. Персонажи. Не картонные, но и не живые. Как по учебнику нарисованные (нужно добавить предыстории, чтобы мы могли погрустить из-за смерти этих персонажей, и всё такое). Язык. Давайте добавим побольше таких слов, как «редингот» или «дормез», чтобы создать атмосферу нужного времени. Ещё какие-то мелкие недоработки. Именно недоработки. То, что должен был бы исправить грамотный редактор или предотвратить — писательский опыт.

Отдельное неудовольствие вызывают местные топонимы. Некоторые совпадают с топонимами нашего мира. Другие — похожи. Третьи — совсем странные. И с именами так жже. Диссонанс.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Виктор Дашкевич «Граф Аверин»

Алираэль, 27 мая 09:55

Я понимаю, почему “Графа Аверина” так активно хвалят: от него не оторваться.

Альтернативная история, в которой Россия — всё ещё империя (по крайней мере, в восьмидесятые годы прошлого века), магический Петербург, огромный демонический кот, главный герой — граф и частный сыщик. Казалось бы, что может пойти так? Автор собрал в кучу самые популярные и любимые мотивы, что дало максимально кликбейтную аннотацию. Для полного счастья не хватает разве что драконов. Из-за чего складывается впечатление, что основное назначение этой книги — продаваться. Поэтому я не ждала ничего хорошего.

Но книга оказалась очень захватывающей. Да, на первый взгляд это всё ещё лёгенькое одноразовое чтиво (хотя кто ищет глубокие смыслы, тот найдёт и их). Но всё, что должно быть в такой лёгенькой книжке на один раз, тут есть: захватывающий динамичный сюжет, приятный слог, хороший юмор, симпатичные персонажи. Кузя действительно классный. И как кошак, и как пацан.

Однако и любители поразмышлять над книгой сумеют найти здесь пищу для ума. Альтернативное название цикла — “Они не люди”. И именно это кажется мне тут основной мыслью. Первая книга начинается с уверенного “Они не люди” и заканчивается задумчивым “Они не люди, но…” Я уже устала от книг, которые пытаются убедить меня в том, что женщина — тоже человек (не поверю я в такое никогда). Устала от произведений, силящихся показать, что все мы одинаковые. Не правда это! Не одинаковые! И в этом плане, книга, которая говорит, что другой не значит плохой или злой, — это то, что действительно нужно.

И вопрос доверия. Здесь очень много о том, как доверие может облегчить жизнь. И о том, чем рискуешь, доверяя кому-то. Мне очень нравится, как эта тема прописана в трилогии Бартимеуса. Здесь так же, но иначе. От того, насколько ты доверяешь своему демону, зависит твоя жизнь. Сделай правильный выбор.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Роберт Сойер «Старплекс»

Алираэль, 20 мая 18:06

Если верить предисловию, автор пытался написать этакий Стартрек здорового человека. И некоторые черты Стартрека тут есть: работающие с людьми инопланетяне, огромные непонятные космические сущности, подчёркнуто сексуальные женщины (1 шт.), поверхностность, пиу-пиу.

Автор собрал в кучу все возможные проблемы: от кризиса среднего возраста до тепловой смерти вселенной — и попытался решить их за три сотни страниц. Мне понравилось, как это вышло. Как раз это объяснение делает историю цельной, собирает воедино все кусочки, которые до того казались добавленными только для того, чтобы и это тоже было. Как раз это объяснение делает “Старплекс” не научной фантастикой.

Инопланетные расы интересные, хотя поведение их вполне человечно. Но на их фоне человечество выглядит очень уж… не сказать, что глупым, но каким-то закомплексованным. Ибы мудры и логичны. Валдахуды имеют конкретные цели и работают для их достижения. Дельфины — дельфины. А люди мечутся, сомневаются и страдают.

Если пытаться относиться к этой книге серьёзно и искать твёрдую научную фантастику, можно найти очень много недостатков (и почти все они сведутся к её поверхностности). Но как лёгенькое увлекательное чтиво она хороша.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Наталья О'Шей «Хроники Люциферазы. Три корабля»

Алираэль, 16 мая 12:57

Коротенькая повесть, переполненная образами и загадками. Не похожая ни на что, кроме тех самых песен, по которым написана. И, наверное, некоторых кусочков «Звёздных войн». Да-да, те самые серии «Войн клонов», где Энакин, Оби-Ван и Асока попали на Мортис. Загадочная планета, таинственные сверхмогущественные сущности, обитающие на ней, ничего толком не понятно, мир не раскрыт.

Зато автор умудрилась раскрыть персонажей. Нескольких. Но широкими мазками.

В аннотации сказано, что повесть объясняет песни. И чуточку понятней после прослушивания стало. Но хотела бы я почитать книгу, где действительно как следует расскажут о происходящем. А тут — больше полёт фантазии, чем повествование. Слишком много белых пятен. И даже намёк на продолжение не спасает. Ибо боюсь, что продолжение будет таким же: яркие пятна, но самое интересное — за кадром.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

Алираэль, 16 мая 12:55

Начинается книга с боли. Никакой фантастики. Китайская культурная революция.

И дальше тоже более про китайцев и Китай, чем про космос или физику. А когда начинается про физику… Очень плохо. Даже мне очевидно, что это не научная фантастика, а фантазии, выросшие из одних лишь терминов, которые на слуху. Не знаю, как работает квантовая запутанность, но точно не так.

Но внутри книги есть игра. И внутри этой игры действительно интересно. Хотела бы я прочесть книгу о мире той игры.

Есть одна очень красивая сцена, которая переворачивает представление о главной героине.

Наверное, социальная часть автору удалась.

Возможно, это тот случай, когда книгу испортили фанаты. Она совершенно не соответствует ожиданиям, созданным их восторженными отзывами. Возможно, если бы я бралась за неё как за социальную фантастику о Китае и китайцах, а не как за твёрдую научную фантастику об инопланетянах, я не была бы так расстроена.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Филип Дик «Человек в Высоком замке»

Алираэль, 16 мая 12:53

Китайский оракул и обманутые ожидания.

Я ждала книгу о мире, где Германия победила во Второй мировой, а получила — об американцах, живущих под гнётом японцев.

Я ждала что-то столь же сильное, как “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, а получила пустые разговоры и тревоги уровня гоголевской “Шинели”.

И ещё по несколько столовых ложек расизма, антисемитизма, патриотизма и других измов, пистолет, который таки выстрелил, и множественные гадания на “Книге перемен”.

Сюжетных линий несколько. Связаны они чуть теснее, чем я с Папой Римским. Интересных среди них примерно полторы. И все они обрываются. Потому что книге не нужно их завершение. Книга не об этом.

А о чём же тогда?

Я не знаю.

Я не поняла.

Я не поняла эту книгу.

Забавно, что в книге, где Германия и Япония выиграли войну, есть книга, в которой Германия и Япония войну проиграли. Хотя одного этого для хорошей книги мало. Но кажется, главная идея крутится именно вокруг этого. Вот только я никак не могу её ухватить.

И лишь в конце шокирующая героев мысль о том, что в книге всё правда и на самом деле Германия и Япония проиграли, что-то во мне всколыхнула. Это было больше, чем банальное “В войне победителей нет, в войне проигрывают все”. Но…

Оценка: нет
– [  2  ] +

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

Алираэль, 16 мая 12:51

Прочитала книжку, а потом ещё полирнула сериалом.

Книга больше про атмосферу, чем про что-либо содержательное или поучительное. Англия начала девятнадцатого века и извечные Иные края. Респектабельные джентльмены и капризный эльф. У магии нет простых и внятных законов и правил, как сейчас принято. Это ещё одна стихия. И это красиво. Но не так интересно, ибо в такой магии невозможно разобраться, её невозможно понять. Она всегда будет работать так, как нужно автору.

Герои. Есть яркие. Есть интересные. Но нет ни одного, с кем хотелось бы пообщаться, кого хотелось бы любить. А потому нет и особого сопереживания. Герои работают как обстоятельства и на обстоятельства.

Отдельная радость — сноски, написанные изнутри того мира. Кажется, из них можно целый сборник эльфийских сказок сделать.

Всё вместе создаёт атмосферу, ощущение цельности мира, но не историю или людей. Будто зашёл выпить чаю: приятно провёл время, но ничего не получил.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Сказания Земноморья»

Алираэль, 16 мая 12:48

“Сказания Земноморья” — это не цельный роман, а сборник из пяти повестей и рассказов, дополненный кратким описанием всего самого интересного, о чём упоминалось на страницах предыдущих книг. Но описание это больше похоже на историческую или этнографическую справку, нежели на художественное произведение. Рассказы же пропитаны любовью к деревенским людям и деревенскому образу жизни. И феминизмом, но тут нужно помнить, что в те времена здоровый феминизм ещё был актуален.

Каждый из рассказов будто бы про магов и магию. Мир крутится вокруг острова Рок с его Школой. Но всё это подаётся как-то так, будто магии там и нет вовсе. А сама магия нередко упрощается, вульгаризируется и из высокого искусства превращается во что-то совершенно земное и обыденное. А герои предпочитают магии, общению с драконами и уделу волшебника простую деревенскую жизнь с козами и копанием в землице. Остаётся ощущение, что вместо того, чтобы как следует прописать свой, полный магии и драконов, мир, Ле Гуин чрезмерно увлекается описанием козочек, курочек и закапывания яичной скорлупы в ямки в земле.

Но магическая система с именами всё ещё интересна, а Имманентная Роща — одно из самых загадочных, волшебных и интересных мест, которые мне доводилось видеть. Вот бы был рассказ о Роще и тайнах, которые она открывает живущему там волшебнику…

Оценка: нет
– [  1  ] +

Феликс Крес «Король просторов»

Алираэль, 16 мая 12:46

Пожалуй, из данного цикла меньше всего мне нравится именно эта книга.

Во-первых, пираты. Не люблю пиратов. Да, одна из фишек Книги Всего — разнообразие. Есть история про горы и котов, есть рощи и городская знать, есть море и пираты. Но последних я не люблю.

Во-вторых, насилие. Не сказать, что я так уж против насилия в книгах. Скорее даже за, ибо если совсем без насилия, то на чём строить конфликт? Но именно здесь сюжет начинается с изнасилования и заканчивается расчленёнкой. И все подробно описанные чрезмерно жёсткие сцены в Книге Всего связаны именно с героями “Короля Просторов”. А жесть там такая, что Сапковский отдыхает.

При этом магии в книге полно. Почти все главные герои суть порождения магии или магических артефактов. И именно здесь появляется Посланник (местная разновидность магов), который пренебрегает запретами и начинает использовать свои возможности (что в этом мире не принято).

Всё такие же прекрасные своей музыкальностью имена: Ридарета, Риолатта, Раладан…

И интриги, и военная стратегия, и политика, и приключения — есть, за что похвалить книгу.

Но фокус на неприятном: пираты и чрезмерное насилие.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Артур Конан Дойл «Затерянный мир»

Алираэль, 16 мая 12:43

Нас обманывали. Эта книга не про динозавров. Их тут почти нет. Есть долгий путь к ним. А почти сразу после встречи с динозаврами обнаруживается кое-что более интересное (для героев, не для меня). И выходит как в “Машине времени”: заявлено что-то интересное, а внутри — странненькие племена людишек.

Интересно, как показаны учёные. Что-то от настоящих учёных в них есть. Например, они отказываются верить на слово, требуют доказательств. Но если профессор Челленджер — зоолог, то Индиана Джонс — археолог.

Книжке лет сто. Тогда так писали.

Возможно, такое стоит проходить в школах. Чтобы поговорить о том, как на самом деле работает наука. И чтобы познакомиться с классикой, ибо в более зрелом возрасте хочется, чтобы всё вот это уже было в читательском багаже, чтобы сейчас тратить время на что-то более насыщенное, интересное и глубокое.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Терри Гудкайнд «Воин по зову сердца»

Алираэль, 16 мая 12:41

Последняя книга цикла под кодовым названием “Зачем ты это читаешь? У тебя же есть на полках хорошие книги!” Под конец даже герои начинают ныть, что их уже это всё достало и скорей бы всё это закончилось. Что полностью отражает чувства читателя.

Уставшие герои. Изжившая себя история. Непрерывное морализаторство. И очень много того, что вызывает моё негодование.

Последняя книга — о том, как автор пытается разрулить эту историю так, чтобы все хорошие герои остались счастливы (возможно, при этом мертвы), а все плохие — мертвы. Уже не интересно. Мы за предыдущие тринадцать книг уже поняли всё, что автор мог сказать. В последней — лишь повторение многократно пережёванных мыслей и сюжетов. Спасибо, что это закончилось.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Терри Гудкайнд «Разлучённые души»

Алираэль, 16 мая 12:38

Предпоследняя книга цикла под кодовым названием “Зачем ты это читаешь? У тебя же есть на полках хорошие книги!”

Начинался цикл, как обычное фэнтези: юноша, бывший лесным проводником, отправляется в приключение, ибо именно он должен спасти мир. Он оказывается наследником двух магических династий и одной империи. В каждой новой книге мы узнаём ещё одну причину того, что он особенный и спасать мир может и должен именно он. А сам Ричард постепенно увлекается морализаторством. Начинает он с призывов бороться за свою жизнь и свою свободу (что выглядит правильно и вполне достойно). Но постепенно усиливает нажим и доходит до заявлений, что все, кто с ним не согласен, должны быть уничтожены, ибо угрожают его образу жизни и жизни и свободе “всех хороших невинных людей”. Но нет, это не история героя, который зашёл слишком далеко, а потом раскаялся и вернулся на праведный путь. Автор подыгрывает ему, постепенно расчеловечивая противников. К последними книгам таковыми становятся люди, лишённые души. Буквально.

Ричард доходит до того, что в приступе ярости голыми руками убивает женщину на глазах у её дочери. А потом заявляет, что раз девочка не готова согласиться, что её мать заслужила такую смерть, она тоже должна умереть. И вот это наш герой. И автор предлагает читателю согласиться с такой позицией. И любить вот такого героя.

Нет, спасибо.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Терри Гудкайнд «Первая исповедница»

Алираэль, 16 мая 12:36

Концентрированный Гудкайнд. В этой книге собраны все основные идеи цикла “Меч Истины” и других книг о Ричарде и Кэлен, но сама история короткая и динамичная. Нет надоедающего морализаторства Ричарда, нет той затянутости, нет бесконечных самоповторов. Зато очень много магии, ибо книга о древних временах, когда в мире ещё было много разной и очень сильной магии, много магов, которые создавали новые заклинания, артефакты, новые способы использования магии. Здесь завязываются те узелки, которые Ричард и Кэлен потом так долго и нудно развязывают.

Но хороша ли “Первая Исповедница” только как предыстория? Или она может быть и вполне самостоятельной книгой? Раньше мне казалось, что может. Что вместо чрезмерно затянутого “Меча Истины” стоит прочесть одну лишь “Первую Исповедницу”. А сейчас кажется, что и её читать не стоит. Возможно, когда я читала всё это в первый раз, мне были близки идеи Гудкайнда. Но с тех пор я изменилась. Я больше не верю лозунгам. Я верю, что ситуации бывают разные и универсальных принципов нет. Если хочешь всегда поступать правильно, придётся каждый раз думать заново. А Гудкайнд пропагандирует именно лозунгами. И слишком уж уходит в крайности. Эти лозунги и эти крайности оказываются у него важнее сюжета и персонажей, ради которых читаю эти книги я.

Но если хочется поспорить и выиграть спор, можно почитать Гудкайнда и поспорить с ним.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Эрнст Т. А. Гофман «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера...»

Алираэль, 16 мая 12:34

«Меня до сих пор поражает глубина этих афоризмов, смысла коих я до сего дня так и не понял.»

«Не стану перечислять здесь всех книг, без разбору прочитанных в те месяцы поэтической грусти, ― отчасти потому, что надеюсь найти для этого более подходящее место, отчасти потому, что я уже забыл их заглавия, ― опять-таки до некоторой степени по той причине, что я взял себе за правило заглавий не читать, а потому никогда и не знал их.»

«Житейские воззрения кота Мурра» радуют глубиной своей поверхностности. Жизнь и философия кота, который проходит в своём развитии стадии ребёнка, молодого повесы, светского льва, перемежаются листами биографии его хозяина. Поначалу кажется, что между ними нет вовсе никакой связи, но чем дальше, тем отчётливей видны параллели. Судьбы, характеры, взгляды. Нам дают размышления кота, чтобы мы увидели в нём то, чего иначе не заметили бы в человеке.

Очень уютная атмосфера: кот, книги, музыка, светские беседы. И почти никакой остросюжетности. Но и это приятно.

Когда у Робин Хобб ничего не происходит, я начинаю ныть, громко жаловаться и страдать почти так же, как её герои в этот момент.

Когда у Гофмана ничего не происходит, я начинаю столь же громко восхищаться речью (речью переводчика, да, но и оригинал явно на неё повлиял), атмосферой, образами. Возможно (и весьма вероятно), для мира, в котором жил Гофман, это всё абсолютно нормально, но других немцев начала позапрошлого века я не читала (или не помню, что читала), поэтому меня произведения Гофмана очаровывают.

Да и «Житейские воззрения кота Мурра» только ощущаются, как прогулка по парку под отдалённые звуки органной музыки. На самом деле, там очень много событий.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Энди Вейер «Артемида»

Алираэль, 16 мая 12:33

“Артемида” чем-то похожа на истории для советских подростков. И с подробным описанием работы клапанов скафандра, устройства лунного города, снабжения его кислородом, организации пожарной безопасности... С самой первой сцены. Чтобы все сразу понимали, что это настоящая твёрдая научная фантастика, а не какая-нибудь «Задача трёх тел».

В начале очень сильна научная составляющая: довольно подробно описывается мир, в котором живёт героиня, выходы в безвоздушное пространство, схемы и планы, основанные на понимании физики и устройства техники. Очень увлекательно.

Потом идёт детективный кусочек (мафия, бизнес, деньги, преступления, политика, экономика, фу), становится немного скучновато.

И завершается всё это снова сложными планами и их реализацией. И снова нам показывают, как работает техника и как использовать знания и навыки, чтобы сломать её именно так, как нужно. И желательно не умереть при этом.

И всё это живым языком, с постоянными шуточками, будто действительно болтаешь с девчонкой двадцати с лишним лет.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Марисса Мейер «Красная шапочка»

Алираэль, 16 мая 12:31

«Красная Шапочка, скажи Золушке, что она Сейлор Мун».

Финал «Золушки» чем-то напоминает финал первой книги Хроник Амбера: герой лишён части тела и брошен в темницу. После такого, разумеется, сразу хочется взяться за вторую книгу. И на этот раз (в отличие от далёкого детства, когда я начинала читать Желязны) у меня была такая возможность.

Вторая книга расстраивает сильнее, чем первая. Возможно, дело в том, что первую я открывала с ожиданиями на уровне фанфика: будет что-то подростковое, невнятное, глупенькое. Но там оказалось гораздо больше и глубже. В итоге книга ожидания превзошла.

От второй книги уже чего-то ждёшь. Хотя бы продолжения первой (пусть название и заявляет прямо, что главная героиня тут другая). И оно там даже есть. Но за всю книгу Зола успевает сделать три вещи: сбежать из тюрьмы, открыть очень крутой и интересный (но уже давно очевидный всем, кроме неё самой) кусочек прошлого и выкатить рояль из кустов.

История же Скарлет (Красной Капюшоночки) довольно занятная, но во-первых, постоянно прерывается эпизодами про Золу, которые к новой героине никакого отношения не имеют, а во-вторых, гораздо менее масштабна и значима, чем то, что происходит с Золой, и наполнена постоянными напоминаниями о том, что это не Скарлет тут Сейлор Мун и всё, что происходит с ней, происходит не из-за неё и её самой мало касается. Всем, кто в этом мире хоть что-то значит, на Скарлет плевать.

В результате, тут ни новой истории толком нет, ни продолжения предыдущей.

Но есть зачатки будущих крутотенюшек. И это вселяет надежду. Посмотрим.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Марисса Мейер «Золушка»

Алираэль, 16 мая 12:30

«Ты Сейлор Мун, Золушка!»

Первая книга «Лунных хроник» Мариссы Мейер выглядит, как мечты девочки, которая очень хочет, чтобы было «круто», но не слишком задумывается о том, как всё это работает.

На Земле что-то типа киберпанка, но очень уж он вышел чистенький. Да, киборги, андроиды, вездесущая сеть, социальное расслоение. Но ни наркотиков, ни алкоголя. И даже склад больных чумой описан широкими мазками, чтобы было не слишком страшно и неприятно. Панковским падением на дно жизни и не пахнет. Не понимаю, за что ей пишут 16+ (как и «Волшебному кораблю» Хобб, где расчленёнка и куча всяких мерзостей описаны чрезмерно подробно).

А на Луне вовсю процветают колдуны. У местной королевы даже есть придворные маги. Да и сама она — невероятно сильная ведьма. И автор даже умудряется это как-то так увязать, что оно почти не режет глаз.

Все «неожиданные» сюжетные повороты очевидны с первых же страниц. Но книжка такая коротенькая, что на всю хватает удивления от того, что такое вообще могло прийти кому-то в голову. Происходящее захватывает. Да, ты сразу знаешь, что произойдёт. Но наблюдать всё равно интересно.

Особо хочу отметить два момента. Первый — когда героиня сбегает и не идёт в карантин после контакта с инфекционным больным, а потом (предположительно из-за этого) страшной болезнью заболевает её единственный друг. Второй — когда она пытается управлять автомобилем, почитав инструкцию. И ждёт, что всё получится, как по волшебству, без долгих тренировок.

Спасибо Мариссе Мейер за то, что у нас ещё появляются книги, где подобные поступки приносят правильные плоды.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Марисса Мейер «Белоснежка»

Алираэль, 16 мая 12:29

Кажется, что в последнюю книгу автор попыталась впихнуть всё: перестрелки, погони, революцию, предательство, любовь, сумасшествие, ремонт киборгов, ранения мясных героев, биологическое оружие, солдат-мутантов…

И… ничего нового! Ничего, что могло бы удивить читателя. И обязательно в конце герои должны остаться по парочкам.

Для ромфанта вполне сносно, но ждать чего-то большего не стоит. И пожалуй, мне бы хватило первых двух с половиной книг. Хотя утомила меня третья. Не будь её, четвёртая шла бы позитивней.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Таис Сотер «Факультет боевой магии. Сложные отношения»

Алираэль, 16 мая 12:28

Опять. Опять книга, автор которой придумал крутые штуки, интересные мне, но не ему. Здесь занятная система магии. Здесь есть политика-интриги-перевороты, даже революция и война. Но автору интересно не это, и на сто страниц ништяков и крутотенюшек приходится четыреста страниц страданий героини по разным мужчинам и страданий этих мужчин по героине. Но я знала, что это ромфант, и начинала читать эту книгу именно ради вот этих вот любовных историй (да, и такое со мной бывает). А для ромфанта целых двадцать процентов не “про любовь” — это много. Обычно их там примерно ноль. И именно поэтому обычно я не читаю ромфант: хорошие книги редко бывают о чём-то одном.

Опять. Опять героиня выбирает не того парня, который нравится мне. Хотя здесь не безликая Белла из “Сумерек” (которая такая безликая, чтобы каждая читательница могла подставить себя вместо неё). И не измученная Китнисс, которая просто пытается выжить и хочет хлебушка. Здесь сильная и независимая Софи, которая живёт во вполне благополучном городе, получает хорошее воспитание и образование и все проблемы создаёт себе (и стране) сама. Ладно, революция там и так затевалась. Но доступ к самому крутому оружию может открыть только София. И если бы она не была такой сильной и независимой дурой, никому не пришло бы в голову, что она это может. И она, как любая другая дама её положения, спокойно отсиделась бы у дяди в провинции или даже в своём столичном особняке, вздыхая над утренними газетами. А мужчину она выбрала того, который мешает ей приманивать проблемы.

На самом деле, книжка мне понравилась и я считаю, что для своего жанра она весьма хороша. Удовольствие получено.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин»

Алираэль, 16 мая 12:27

Неприятно. Не понимаю, зачем такое писать. Не понимаю, почему эту книгу так уважают. Допустим, там обозначена важная социальная проблема. И что?

В первой части нам показывают отвратительного человека. Бессмысленно отвратительного. При этом не забывая упомянуть, что он любит классическую музыку. То есть он не совсем пропащий всё-таки, что-то человеческое в нём есть. Хотя слушая эту классическую музыку, герой фантазирует о том, как будет делать те же бессмысленные мерзости, которые он делает в остальное время.

Во второй части он попадает в тюрьму (И поделом!), где некоторым образом перерождается.

А в третьей части его уже жалко. Вот этого вот омерзительного и отвратительного, которого только что хотелось прибить тапком, теперь жалко! Потому что у человека отняли все радости. Он всё ещё хочет вернуться к прежним развлечениям, но чувствует сильную боль от одной мысли о них. И, да, классическая музыка в список таких развлечений тоже входит. Герой не изменился, он остался тем же, но стал инвалидом. Его ценности не изменились. Его “порочные” желания никуда не ушли. Он только лишь лишился возможности их исполнить. Он не стал хорошим, он просто перестал быть опасным. Да, для общества этого достаточно. Но достаточно ли этого для литературного произведения?

А потом он волшебным образом излечивается. И возвращается к прежней жизни. И на этом бы закончить книгу. Но автор зачем-то даёт нам финальную сцену, в которой герой понимает, что ему больше не интересно бессмысленное насилие. А почему? А потому, что он повзрослел!

*** Поиск цензурных выражений ***

Это не так работает! Взросление работает не так. Арка персонажа работает не так.

В начале книги мы получаем какого-то персонажа. Потом он проходит через всё то дерьмо, что предлагает ему автор, и постепенно меняется, превращаясь в другого человека, которого мы увидим в финале. И эта новая личность будет результатом того, через что герою пришлось пройти.

И с взрослением так же: взросление — это результат опыта. Невозможно повзрослеть, сидя на диване и ничего не делая. Да, гормончики тут тоже играют роль. Но не только и не столько.

А тут герой прошёл через все страдания, ничуть не изменившись, а потом — Бац! — повзрослел. Куда это годится?

При этом написана книга очень искусно. Язык, хотя и не приятен, явно хорошо продуман. Все эти “сленговые” словечки, различия в речи подростков и взрослых… То есть читать это всё так неприятно не потому, что автор не справился. Наоборот. Это всё намеренно сделано таким мерзким. Автор хотел, чтобы мы страдали. Я пострадала. Спасибо. Дайте мне теперь что-нибудь про феечек и бабочек, пожалуйста.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Эдвин Эбботт Эбботт «Флатландия: роман во многих измерениях»

Алираэль, 16 мая 12:24

По структуре роман больше похож на какую-нибудь утопию, чем на произведение с сюжетом. Первая часть рассказывает об устройстве Флатландии, во второй начинают происходить кое-какие события, но все они нужны в первую очередь как иллюстрации к геометрическим фактам, о которых хочет рассказать автор.

Геометрическая составляющая довольно занятна, но ничего нового. О главной фишке я догадалась сама, кажется, лет в восемь. Было в книге несколько фактов, о которых я не задумывалась, но все довольно очевидные. Т.е. порекомендовать эту книгу как знакомство с некоторыми интересными геометрическими фактами можно лишь детям. Уже подросткам лучше почитать, например, “Рифматиста” (и не только ради геометрии).

Социальное устройство общества. Тоже занятное. Этакая пародия (или просто иллюстрация?) на викторианскую эпоху. Истовая вера в то, что уровень интеллекта существа определяется величиной его угла (все жители Флатландии — геометрические фигуры, почти все — многоугольники), а нравственные качества — правильностью фигуры. И подняться по социальной лестнице в течение жизни почти невозможно. Можно лишь надеяться на то, что твои дети заберутся на ступеньку выше.

Одним из главных достоинств этой книги считаю соответствие её размера содержанию. Она коротенькая. Сотни полторы страниц. Вполне достаточно, чтобы передать все те занятные идейки, но слишком мало, чтобы успеть утомить или надоесть.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Робин Хобб «Королевский убийца»

Алираэль, 29 августа 2023 г. 13:23

Поначалу я думала, что эта книга о видах одиночества.

Одиночество молодой королевы, оторванной от всего, что она знала и любила.

Одиночество разбитого болезнью короля, который сбегает от боли в дурман и забытье.

Одиночество наследного принца, женившегося по приказу отца и слишком занятого проблемами королевства.

Одиночество бастарда.

Одиночество шута.

Одиночество вдовы, так и не ставшей королевой (и никогда для этого не годившейся).

Одиночество слуги, лишившегося господина.

Одиночество возлюбленной бастарда.

Одиночество…

А потом…

События развивались от плохого к худшему. Не люблю, когда так. Не люблю, когда происходит непоправимое. Хотя тут, несмотря на тяжесть и безысходность, сквозящие между строк, из непоправимого произошло только хорошее. Всё плохое ещё можно исправить. Надеюсь, третья книга будет именно об этом.

__________________________________________

(Надежда не оправдалась.)

Оценка: нет
– [  4  ] +

Филип Дик «Человек в Высоком замке»

Алираэль, 31 марта 2023 г. 20:25

Китайский оракул и обманутые ожидания.

Я ждала книгу о мире, где Германия победила во Второй мировой, а получила — об американцах, живущих под гнётом японцев.

Я ждала что-то столь же сильное, как “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, а получила пустые разговоры и тревоги уровня гоголевской “Шинели”.

И ещё по несколько столовых ложек расизма, антисемитизма, патриотизма и других измов, пистолет, который таки выстрелил, и множественные гадания на “Книге перемен”.

Сюжетных линий несколько. Связаны они чуть теснее, чем я с Папой Римским. Интересных среди них примерно полторы. И все они обрываются. Потому что книге не нужно их завершение. Книга не об этом.

А о чём же тогда?

Я не знаю.

Я не поняла.

Я не поняла эту книгу.

Забавно, что в книге, где Германия и Япония выиграли войну, есть книга, в которой Германия и Япония войну проиграли. Хотя одного этого для хорошей книги мало. Но кажется, главная идея крутится именно вокруг этого. Вот только я никак не могу её ухватить.

И лишь в конце шокирующая героев мысль о том, что в книге всё правда и на самом деле Германия и Япония проиграли, что-то во мне всколыхнула. Это было больше, чем банальное “В войне победителей нет, в войне проигрывают все”. Но…

Нет, я не понимаю эту книгу.

Пойду дальше читать про магию и героев.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Шеннон А. Чакраборти «Трилогия Дэвабада»

Алираэль, 31 марта 2023 г. 19:43

Книга, написанная женщиной в зелёной обложке. И если эта фраза не кажется вам чем-то плохим, можете смело браться за книги Шеннон Чакраборти, ибо их главный недостаток — откровенно халтурный перевод. Но если вы ищете красивую или хотя бы грамотную речь, вам не сюда. Я предупредила, дальше о самой книге.

Это не ромфант. Скорее это выглядит так, будто автор хотела написать ромфант, но у неё вышло сложное многослойное фэнтези с проработанным миром, неоднозначными персонажами и интересным сюжетом. Но иногда она вспоминает, что хотела писать ромфант (редко), или что обязательно нужно напихать в книгу повесточки (ещё реже).

Есть, конечно, героиня и два влюблённых в неё существа мужского пола. Но очень быстро перестаёшь понимать, о ней эта история или о ком-то из них (или о чём-то ещё).

И героиня, конечно, очень хочет быть сильной и независимой дурой. Но очень быстро понимает, что она слабая и зависимая и придётся договариваться.

Итого: слабые стороны автору не удались и книга получилась существенно лучше, чем кажется на первый взгляд.

Теперь к сильным сторонам.

Джинны. И магия. Почти все герои в той или иной степени являются магическими существами. Джинны, ифриты, мариды, их гибриды... И всего один простой аптекарь, который появляется на страницах лишь пару раз. Магия у этих существ в крови. Они дышат магией. Они и есть магия. И это именно то, чего я так давно хотела. И я всё ждала, что героине скажут, мол, всё происки коварных врагов, на самом деле ты настоящий полноценный джинн. Но в итоге автор сказала это читателю устами героини. И, да, это был очень крутой ход, но это вообще не то, чего я хотела.

Интриги, политика, войны. Каждый хочет свергнуть кровавого тирана и построить мир, в котором его народ сможет жить спокойно и счастливо под властью законного правителя. Но законный правитель одних — кровавый тиран для других, а герой-освободитель оказывается массовым убийцей. И так с обеих сторон. Со всех сторон. «Хороших» нет. И «злых» нет. Есть просто джинны, которые не могут договориться. Никак не могут. И это именно то, что меня всегда безумно раздражает: герои не могут просто сесть, поговорить и понять, что на самом деле хотят одного и того же, и это приводит к катастрофе.

Итого: сильные стороны, безусловно, сильны, но вызывают желание рвать и метать.

Боль, кровь, ежечасно разбивающиеся мечты и торжество повесточки в финале.

Очень увлекательно.

Оценка: нет
– [  29  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Алираэль, 16 августа 2020 г. 22:14

Второй раз читаю и второй раз восхищаюсь. Почитала отзывы. Они или не видят того, что вижу я, или ругают книгу за то, что меня восхищает.

Плохо прописанный мир? Я не помню ни одной книги, в которой мир был бы прописан так шикарно! Он пишет, как человек (в широком смысле слова, конечно), живущий в этом мире и пишущий для людей, живущих в этом мире. Вы же не станете требовать от книги про ВОВ, написанной человеком, жившим в те времена, многостраничных разъяснений того, как герои относятся к немцам и почему, или подробных описаний лошадей и коров. Это всем и так понятно. И ждать описания процесса изготовления самолётов вы тоже не станете. Самолёт — это самолёт, его придумали инженеры, потом его сделали на заводе, теперь он летает по небу и сбрасывает бомбы. Дракон — это дракон, его сделали на заводе, он летает по небу... Автор может и не знать, как именно делают самолёты. Но это не помешает ему писать про лётчиков и не должно вызывать возмущения читателей.

Цикличность. Это не рваный сюжет, нет. Это после локального апокалипсиса на очередном витке героиня выходит на новый. И там всё повторяется: скучное начало, которым автор решил нас не утомлять, спокойное существование, плавно перетекающее в кульминацию этого витка и очередной взрыв, обрывающий все ниточки, которые связывали героиню с этим витком, и выбрасывающий её на новый уровень.

Да, героиня — дура. Но не картонная и недорисованная. Она дура не потому, что автор плохо её написал, а потому, что он написал её хорошо. Некоторые люди — дуры. Это встречается довольно часто, чаще, чем хотелось бы. Но все её мотивации видны. Понятно, почему она поступает так, как поступает. Потому что дура, да. Но и потому, что такой персонаж в такой ситуации поступает именно так.

И вот этот секс, который весх коробит. Мол, героиня — шлюха лёгкого поведения, спит со всеми подряд. Но там же нет секса ради секса. То есть, есть, но ровно один раз. И именно этот секс не описан вообще. Героиня заходит в квартиру возлюбленного и уходит утром. Всё. Нет ни одной сцены сексуального разврата. Разврат есть, но он проявляется иначе: богатенькие эльфы развлекают себя боями без правил и киданием монет в пасть искалеченного тролля. И даже когда этому начинает предаваться главная героиня, это скорее акт саморазрушения, нежели получение наслаждения. Секс тоже есть. И есть даже персонажи, для которых описанный секс — это именно секс. Но не для главной героини. Для неё это — просчитанный магический ритуал. И относится она к этому точно так же, без всяких промежуточных этапов переходя от одного к другому. Одному из партнёров (кстати, безнадёжно в неё влюблённому, но это не важно) она даже прямо заявляет: «Это для моей курсовой».

Первый виток — не вызывающая особых эмоций смесь фентези и стимпанка. Возможно, в начале девяностых это было свежо, ново и оригинально, но сейчас это — почти мейнстрим. Давайте собирать драконов на заводе, почему нет? Идея, конечно крутая, но на ней одной не выехать. Сейчас очень много историй, которые пытаются выезжать на одной подобной идее, но не стоят даже времени, потраченного на просмотр экранизации. Да, я взялась читать эту книгу именно потому, что прочитала в аннотации: «Завод, на котором собирают драконов», — но полюбила я её потому, что книга не об этом.

От витка к витку всё нарастает. Нарастает ВСЁ. Мир становится больше (завод, маленький городок, большой город, огромный мир вокруг). Жизнь становится быстрее и насыщенней (монотонная работа и мелкие детские разборки; монотонная учёба, воровство в магазинах и подростковые разборки; увлекательная учёба, тусовки и постоянная угроза потери финансирования; непрекращающиеся тусовки, попытки удержаться и закрепиться в высшем обществе и секс ради уничтожения мира). Ставки становятся выше, а смерти в финале — масшабней и кровавее (небольшой взрыв на заводе; жертвоприношение, приковавшее внимание всего городка; массовые беспорядки и резня на улицах большого города; и, да, таки уничтожение мира). Героиня становится взрослее, её мир становится взрослее, её история становится взрослее. Нарастает градус безумия.

И по мере нарастания именно безумия, начинаешь постепенно понимать, к чему всё идёт. И это не просто «автор ведёт нас к финалу» или «автор даёт намёки». Финал не появляется, не вытекает из сюжета, не является его логическим следствием. Финал обнажается. Он всегда был здесь. Это всегда было так. Раньше мы этого не замечали. Мы думали, что читаем фантастическую книжку, про фантастический мир. Но постепенно сквозь фантастику начинает проглядывать голая, сухая и неприятная правда. Очень сильно не люблю такие концовки. Но здесь это сделано мастерски. И когда мне говорят, что изнутри сумасшествие выглядит так, я верю. Подлость концовки немного сглаживается ещё и тем, что на самом деле, нам здесь не говорят: «Алиса проснулась». Нам говорят: «Джейн вернулась в родной мир». Вы можете говорить, что все события романа были лишь бредом, Балдуин — это врач из «учереждения», который пользовался слабостью пациенток, Гвен — это девушка из соседней палаты... Но я продолжу верить, что Джейн действительно выкрали эльфы. Выкрали душу, а тело оставили в Нижнем мире. И когда Джейн будто бы вырвалсь в родной мир, она лишь пошла на очередной виток.

Оценка: 10
⇑ Наверх