fantlab ru

Все отзывы посетителя Stanley630

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Михаил Кликин «Личный враг Бога»

Stanley630, 9 сентября 2021 г. 20:31

Книгу отличает хороший стиль, легкий слог, ровный безупречный русский язык, которые вообще очень своейственны автору Михаилу Кликину. Но вот содержание книги, на мой взгляд, ничего примечательного из себя не представляет. Возможно, подойдет кому-то, чтобы скоротать время в транспорте или в ожидании рейса в аэропорту. Сюжетная линия неплохо продумана и раскрыта, но все же от автора блестящих «Деревенских рассказов» я ожидал намного большего. Михаил Кликин автор также двух очень неплохих романов в межавторском цикле «Чистилище» Сергея Тармашева. По-моему, они ему удались намного лучше, а данное произведение воспринимается затянутым и пресным.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Игорь Пронин «Дезертир»

Stanley630, 16 июня 2021 г. 20:32

С Игорем Прониным я познакомился в межавторском цикле «Чистилище» Сергея Тармашева, в котором он написал отличную бодрую вещь «Исход» и мрачный, но незабываемый шедевр «Побег», лучшую книгу цикла. Поэтому решил я почитать Пронина еще и выбрал «Дезертир», чтобы не только отдать дань уважения прекрасному литературному таланту автора, но заодно познакомиться c серией S.T.A.L.K.E.R., из которой до этого ничего не читал. В целом «Дезертир» мне понравился. Игорь Пронин мастер создания атмосферного завораживающего фантастического мира. Конечно, в отличие от «Побега» из тармашевского Чистилища «Дезертир» вряд ли останется в душе навсегда, но тем не менее эта книга несомненно превосходная вариация на тему компьютерного шутера с элементами ролевой игры. Очень порадовала тонкая передача автором игровой последовательности в литературной форме — пролог, рост навыков и званий героя по мере выполнения миссий, легкость получения патронов и медикаментов, достижение цели и, наконец, мрачный атмосферный эпилог, после которого сразу ждешь следующей части. Одним словом, добротная качественная работа мастера. Очень жаль, что такого талантливого писателя столь преждевременно уже нет с нами. Мир праху.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Межавторский цикл «Чистилище»

Stanley630, 23 января 2021 г. 23:59

Прочитал в полном объеме весь межавторский цикл «Чистилище» и хотел бы сказать о нем несколько слов. Сергею Тармашеву всегда удаются на редкость яркие и реально существующие миры. Прямым хладнокровным взглядом, бьющим насквозь малодушных и хилых, смотрят на нас со страниц его книг его главные герои. Мир «Чистилища» не исключение, он беспощаден к человечеству и выживет в нем в любом случае лишь горстка генетически полноценных людей, не отравленных эгоизмом и алчностью, которых заберут их родичи и предки. Увы, остальным останется лишь помучится и в конце концов бесславно и преждевременно умереть, не будет никаких шансов и никаких компромиссов, гены алчности и эгоизма обрекают человечество в мире «Чистилища» на погибель и другого шанса ему дано не будет. Вместе с тем, нельзя не отметить, с каким поразительным жизнелюбием Сергею Тармашеву удается создавать не только положительных, но и вполне себе тех самых алчных и эгоистичных отрицательных персонажей. Димка Малинин из «Чистилища» вышел потрясающе реалистичным, упорным в достижении своих корыстных целей, наблюдать за перипетиями его борьбы невероятно интересно, а итог заставляет прийти к выводу о вообще то заслуженной в мире «Чистилища» судьбе уготованной всем алчным эгоистам. Нельзя также не отметить, что по ходу чтения неоднократно возникают мысли о том, словно таких Димок Малининых вы где-то или когда-то встречали и в своей реальной жизни. Однозначно прихожу к выводу о том, что Сергей Тармашев это подлинно яркое явление в нашей фантастической литературе, лично для меня есть он и есть все остальные авторы. Поблагодарим же Сергея Тармашева за возможность использовать уникальный мир «Чистилища» и посмотрим, что получилось у других авторов.

Особняком в цикле стоит повесть Александра Золотько «Янычар». Несомненно можно считать эту часть цикла лидером в части мощного захватывающего остросюжетного повествования. Вы с легкостью можете проехать свою остановку несколько раз, если будете читать это произведение в общественном транспорте. Однако, к сожалению, «Янычар» Александра Золотько получился слишком независимым от духа цикла персонажем, равнодушно в целом с банкой пива на балконе наблюдающим за происходящей с человечеством катастрофой. Это, как мне кажется, привело к тому, что столь яркая книга не получила достойного продолжения в цикле, а написанное Дмитрием Янковским «продолжение» под названием «Амазонки Янычара» в действительности лишь приквел к его собственным сочинениям, поэтому сей приквел, строго говоря, можно и пропустить.

Очень сильное неизгладимое впечатление оставляют книги Игоря Пронина, который среди всех авторов цикла, отличается, пожалуй, самым ярким литературным талантом и безупречным стилем повествования. Его книги тяжелы, меланхоличны и не всегда развлекательны. Но зато с какой невероятной и потрясающей силой описаны в них чувства голода, холода, отчаяния, безысходности и вместе с тем кропотливой и настойчивой борьбы за ускользающую жизнь, за угасающую надежду. Это постапокалипсис без прикрас. Описанные автором эмоции врезаются в память, заставляют переживать их снова и снова ярко и реалистично. Главный герой Игоря Пронина, Максим из книги «Побег» производит впечатление близкого и очень человечного персонажа, которому сопереживаешь, хочешь с ним дружить, хочешь быть рядом с ним до самого конца. Отрадно, что в заключительной части цикла Сергей Тармашев постарался отвести Максиму достойное место, и пусть Максим Тармашева получился немного несуразным и комичным в финале по сравнению с тем, как Максим был задуман Игорем Прониным, но все же справедливо, что в конце цикла Максим, несмотря на закономерный и печальный свой удел в лабиринте Вильмана, все же успел обрести немного радости и смысла в мире, в котором места себе уже не видел. Огромная благодарность Игорю Пронину за ярчайшее произведение.

Талантливо и с большим чувством любви к северной русской природе написаны книги Михаила Кликина. Легко читаются, но, к некоторому сожалению, изобилуют изрядным количеством знакомых и узнаваемых клише. Читая, невольно и довольно часто ловишь себя на мысли о том, что «я как будто уже видел раньше все это в каком то фильме». Литературный стиль автор очень неплох, хотя местами и чувствуются некоторые огрехи. Но отмеченные недостатки не умаляют достоинств, считаю, что книги Михаила Кликина занимают прекрасное место в цикле «Чистилище» и, на мой взгляд, вполне могут доставить удовольствие всем любителям постапокалиптики, как доставили его мне. Жаль, что главному герою Михаила Кликина, Ивану Рыбникову, досталось совсем мало места в финале цикла, хотелось чуть большего, но, увы, закон мира «Чистилища» неумолим — даже положительный персонаж, но не иммунный к генетическому вирусу, шансов все равно никаких не имеет. Тут уж ничего не поделаешь, что есть, то есть.

Книги Александра Токунова при всем уважении к автору, к сожалению, никак ни выделить, ни похвалить не могу. Сложилось устойчивое впечатление в том, что написаны они не для читателя, а скорее для праздного размышления самого автора. Особенно явно на это указывают специфические псевдонаучные выкладки, вложенные в уста отдельных героев. Осталось воспоминание об этих книгах как о написанных для собственной души, для собственного настроения, не более того. В целом можно было бы рекомендовать их вообще пропустить, но описанный в книге «Забытые учителя» дирижабль примет активное участие в развязке цикла, так что, как минимум, о дирижабле стоит произведение полистать.

Зато очень качественно и старательно написаны книги как Дмитрия Янковского, так и Виктора Глумова, прочитал все четыре романа с большим удовольствием и интересом. Оба автора старались максимально соответствовать духу и букве заданного Сергеем Тармашевым канона и это, на мой взгляд, у них вполне получилось. Книги стилистически отлично выдержаны, в меру увлекательны и остросюжетны. Может быть, они и не оставляют такого яркого впечатления как произведения Игоря Пронина или не вынуждают совсем отключится от действительности как «Янычар» Золотько или книги самого автора цикла Тармашева, но они, тем не менее, безупречны в своей каноничности и идеологической правильности. Неудивительно, что в итоге главные герои Янковского и Глумова, Кирилл и Фридрих, в итоге займут свое достойное место в финале цикла, оказавшись, в сущности, там же, где и главный герой Тармашева Штурвал. Присоединяюсь ко всем благодарностям, высказанным авторам, принявшим участие в этом отличном постапокалиптическом проекте «Чистилище».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Шамиль Идиатуллин «Город Брежнев»

Stanley630, 21 июня 2019 г. 16:49

«Город Брежнев» — книга, написанная несомненно в качестве реакции на распространенную среди части общественности ностальгию по детству или юношеским годам, прошедшим 80-е годы прошлого века. Как человек, которому интерес к упомянутой эпохе отнюдь не чужд (1977 г.р.), хотел бы поделится некоторыми соображениями, посетившими меня после прочтения этой книги.

1. Автор старательно избегает какой-либо личной, в том числе политической, оценки СССР, его идеологии, социального устройства, внешней или внутренней политики. В этом ему помогает то обстоятельство, что книга преимущественно написана от лица четырнадцатилетнего подростка, которым окружающая его действительность воспринимается как естественная среда обитания, и на критический анализ которой он еще неспособен. Отмеченное обстоятельство служит основой как для несомненных достоинств, так и для некоторых недостатков книги.

2. К достоинствам конечно же нужно отнести колоссальный эффект погружения в эпоху, которого добился Шамиль Идиатуллин. Исключительно талантливо писатель проводит нас вместе со своими героями по проспектам и кварталам образцового советского города (Набережные челны), по квартирам его жителей, заводским площадкам КАМАЗа, школам, общежитиям, спортивным секциям, пионерским лагерям. На этом пути автор ненавязчиво упоминает и мастерски подчеркивает сотни деталей эпохи 80-х, включая книги, фильмы, телепередачи, песни, магнитофонные кассеты. Атмосфера 80-х передана исключительно мощно. Интересуясь той эпохой можно отдельные страницы читать с карандашом в руках, делать заметки, чтобы потом многочисленные упомянутые автором артефакты тех времен искать в интернете отдельно.

3. Реалистичную картину советской жизни 80-х автор не менее ярко и талантливо дополняет эмоциональными переживаниями своего главного героя-подростка. Неизгладимое впечатление оставляют проникновенные и искренние внутренние монологи Артура Вафина (главного героя). Размышления о Родине, в том числе о готовности ее защищать «от разных фашистов и капиталистов» и чувстве долга. О семье и родителях. О верности слову и дружбе, в том числе и о том, чтобы с легкостью бросится в защиту друзей в драку («за пацанов»). Об отношении к мужественному наставнику, который учит как важно уметь за себя постоять и на которого хочется быть похожим (образ Виталия Анатольевича в книге особенно удачен). Ну и, конечно, о любви. Сцена, в которой Артур решительно сбрасывает с себя куртку и закутывает в нее замерзающую на первомайской демонстрации одноклассницу, изображена автором столь ярко, что заставила вспомнить что-то самое лучшее, доброе, светлое из всей мировой детской литературы.

4. Вместе с тем, отмеченный реализм книги не следует преувеличивать. Автор, скорее всего, хотел дать реалистичную картину мира, избегая политической ангажированности, не очерняя, но и не восхваляя ни существовавшие в СССР нравы и быт, ни его социально-политический строй. Однако, из-за отсутствия критического осмысления действительности, многие жители «города Брежнева» выглядят недостаточно живыми, картонными персонажами. Отсутствие понятной мотивации их поступков часто бросается в глаза. Например, много внимания автор, конечно же, уделил жестоким дракам подростков 80-х, коих драк действительно в рассматриваемую эпоху было немало. Думаю, что любая книга о жизни в 80-х выглядела бы неполноценной без картины подростковых районных группировок, имевших распространение по всему СССР (в той или иной степени) и отчасти подогревших почву и для известного всплеска преступности уже в постсоветскую эпоху «лихих 90-х». Поэтому на улицах и во дворах «города Брежнева» мы быстро встречаем парней в телогрейках и спортивных шапочках, устраивающих опасные коллективные и индивидуальные драки. Будет каратэ и самбо, ножи и нунчаки, но, увы, не будет ни малейшего осмысления этих явлений. Для автора это проблема остается по сути просто тем же «казанским феноменом», которым нарекли ее, в безысходности заламывая руки, советские газеты, не находя ей никакого разумного объяснения. Жаль, что именно такой поверхностный и некритичный взгляд, почерпнутый, скорее всего, из журналистики тех лет, и воспроизведен в книге.

5. Также вызывает сожаление то, что автор, будучи несомненно талантливым мастером литературы с отличным легким слогом, не удержался от искушения обильно раскрасить текст своего произведения всевозможными ругательствами и жаргонизмами, что не только само по себе снижает художественную ценность книги, но вредит ее главной концепции – воссозданию полной и реалистичной картины жизни тех лет. Стремясь, видимо, к пущей исторической достоверности автор посчитал нужным вложить в уста героев не только общеупотребительные жаргонные прилагательные, понятные русскоязычному читателю с незапамятных времен и по сей день, но также и их специфические аналоги, которые имели, скорее всего, лишь ограниченное употребление на ограниченной территории, от чего давно канули в прошлое. Сравните жаргонизмы «клёвый» vs «зыкинский». Угадайте, какой используют герои Шамиля Идиатуллина. Нельзя не отметить добросовестность автора в тщательном отлове таких давно забытых жаргонных словечек из реки Лета, аккуратном отмыве их от наносов ила времени и включении в речь и размышления своих героев, отчего их язык местами вместо русского начинает восприниматься как инопланетный. Уверен, что воссоздать реалистичное восприятие эпохи без этих сомнительных инструментов автору удалось бы ничуть не хуже.

6. Имея в прицеле будущую экранизацию книги, автор ради искусственного киношного драматизма добавил в повествование несколько абсурдно-трагичных событий. Два убийства в темных подъездах. Сомнительное превышение полномочий милицией, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Апофеозом стала совершенно алогичная экстремальная ситуация с запиранием в погребе, в результате которой несколько персонажей получили увечья разной степени тяжести. Абсурд, который вероятно похвалят сценаристы очередного маловразумительного отечественного кинофильма. Ничто из перечисленного «экшОна» никак не связано ни с сюжетом, ни с общей концепцией книги и воспринимается как неуместная нарочитая клякса на странице с аккуратно выведенным текстом. Подобный «драматизм» как в кино, так и в литературе оставляет весьма тягостное впечатление своей нелогичностью, абсурдностью, несправедливостью. Не будем забывать, что искусство должно помогать человеку жить, а не пугать его печальной судьбой. Весьма вероятно, что в начале 80-х автору редакция серии книг для юношества или Союз писателей СССР предложили бы переработать роман и убрать из него эти нелепые трагедии, что несомненно пошло бы произведению на пользу.

Отмеченные недостатки не умаляют достоинств книги, заслуживающей несмотря ни на что достаточно высокой оценки. По крайней мере, мне неизвестно какое-либо еще настолько же масштабное, достоверное и атмосферное произведение по мотивам жизни подростков в 80-е годы. В этом отношении книга — несомненно большая заслуга автора. Всем, кому дороги воспоминания или просто интересна эпоха, в которой происходит действие данной книги, рекомендую ее к обязательному прочтению.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Энн Маккефри «Пернский цикл»

Stanley630, 19 августа 2018 г. 00:59

Пернский цикл был прочитан мной в количестве 10-ти основных романов под влиянием как положительных рецензий на этом сайте, так и рекомендаций знакомого человека, чьему литературному вкусу я исключительно доверял. Беря в руки первую книгу, я ожидал прочесть «творение 22-го Великого Мастера», «один из лучших фантастических циклов в литературе», «книгу, которая останется в сердце навсегда вместе с чудесными драконами, Фларом и Лессой, Рутом и Джексомом и т.д.».

Законченное впечатление о цикле в основном сложилось к середине лучшей, пожалуй, книги цикла «Белый дракон», поэтому я не стал читать предысторию саги («Заря Драконов» и «Глаз Дракона»), а основные книги серии я прочитал в порядке, рекомендованном StasKr.

И вот, несмотря на терпеливое и вдумчивое прочтение этих 10-ти романов, вынужден признаться, что высоких оценок данному циклу я дать не могу, хоть и очень честно пытался проникнуться его атмосферой (ведь так высоко ценил я мнение тех, кто рекомендовал мне это к прочтению!). Ниже привожу некоторые свои соображения, которые возможно будут полезны тем читателям, которые с данным циклом еще не знакомы.

1. Своеобразие авторского стиля Энн Маккерфи состоит в том, она совершенно не тратит время на знакомство читателя ни со своими героями, ни со своим миром. Почти все персонажи, включая главных героев, появляются в книгах внезапно, так словно они давно на Перне жили, а вы, открывая книгу, также внезапно встречаете их. Вы словно пришелец с Земли сразу приземляетесь на Перне, не зная о нем ничего, и вынуждены разбираться что в этом мире происходит, и что из себя представляют населяющие его люди и драконы.

2. Цивилизация Перна — пасторальная. Она основана выходцами с Земли, которые бежали от войны и прочих катастроф с намерением жить спокойно и мирно трудиться на лоне природы девственной планеты. В книгах о Перне не будет ни глобальных войн, ни локальных боевых действий, ни супергероев-одиночек. Во всех 10-ти романах мне встретилась только парочка кинжальных драк (кстати, неплохих, хоть и не фехтовальный феерверк на мечах у Сапковского, конечно). Еще будут не очень внятные и ни к чему не обязывающие интриги феодальных лордов, а также произойдет несколько непредвиденных несчастных случаев с людьми и драконами. По большому счету это и весь «экшЫн».

3. Антагонистом в цикле романов о Перне выступает этакое самодостаточное и независимое ни от чего биологическое оружие, именуемое «Нити». Это споровые колонии неясной этиологии и генеза, убивающие все живое. В финальной книге серии («Все Вейры Перна») одну спорку герои на драконах смогли даже поймать и начали было изучать под микроскопом, но, если не ошибаюсь, так ничего существенного и не выяснили. Естественно лучшее лечение для такой проблемы — прижигание, только вот площадь нитевидного поражения великовата, поэтому так нужны на Перне драконы и поэтому на них все надежды мирных земледельцев и скотоводов. Сцены практического применения драконов в первой книге цикла («Полет дракона») весьма впечатляют, но в дальнейших книгах прямая функциональность разноцветных ящеров уходит далеко на второй план и лишь упоминается в фоновом режиме.

4. На главном же плане во всех книгах Пернского цикла — отношения между драконами и людьми. Дракон — разумное существо способное к ментальному общению с отдельно взятым человеком, его всадником. Общение происходит телепатически, в результате чего между человеком и драконом возникает особый психологический симбиоз, вне которого оба существа уже находится не могут. У Энн Маккерфи отношения между всадником и драконом — не просто хорошие, они утрированно идеальны. Между всадником и его драконом невозможна ни малейшая напряженность, ни ссора, ни холодность, ни отчуждение. Охарактеризовать это можно лишь как самую преданную дружбу, полное и искреннее взаимопонимание, непередаваемую радость постоянного общения и совместного времяпрепровождения. В отдельных моментах люди и драконы даже почти прямо признаются друг другу... в любви! Да-да, ничего удивительного, тема любви между людьми (в том, числе между всадником и всадницей) в романах Маккерфи далеко на втором плане. А зачем этим людям какая-то еще любовь друг к другу? Ведь как прекрасны излучающие счастье фасеточные глаза дракона :-).

Исключение из правила составляет только небольшая повесть-приквел «История Нерилки». В этой части серии Маккерфи неожиданно отступает от своего канона и пишет простую, но весьма сильную историю не о драконьей, а о простой человеческой любви и жизни. История, в которой любовь становиться выше ревности, себялюбия и прочего эгоизма. Признаюсь, во всем цикле именно история Нерилки мне больше всего понравилась. Хотя, откровенно говоря, эта повесть не о драконах, и больше напоминает не фантастику, а классику XIX века.

5. Лично мне тема взаимосвязи человека и дракона не показалась столь увлекательной и трогательной, каковой она вероятно виделась автору. Иногда впечатление было даже отталкивающим, например, момент запечатления (установления телепатической связи) между Лессой и Рамотой, во время которого произошло неосторожное убийство другой безымянной кандидатки во всадницы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Новорожденная самка Рамота, прежде чем обрести счастье в вечной дружбе с Лессой, эдак «по неосторожности» УБИВАЕТ безымянную девушку, которая тоже рассчитывала стать ее лучшим другом и всадницей. Еще несколько отвергнутых кандидаток были ранены. Торжественный момент запечатления двух главных героев, человека и дракона, происходит в прямом смысле на изуродованном трупе несостоявшейся «кандидатки в друзья». И вы думаете перед этой погибшей несчастной Лесса и Рамота хотя бы извинились? Может бросились к смертельно раненой и попытались чем-нибудь помочь? Куда там! Им же нужно наслаждаться моментом обретения счастья, преданно гладя в глаза друг другу! Лесса лишь содрогнулась, глядя на изувеченный труп, а Рамота выразила «сожаление». О погибшей noname girl никто больше и не вспомнил... Особенно неприятно поразило то, что Рамота сожалела не по поводу изувеченной девушки, а потому, что этим убийством она огорчила возлюбленную Лессу! Да уж, по истине отвратительный момент, который очень сильно испортил дальнейшее впечатление от обеих героинь. Справедливости ради можно лишь утешиться тем, что иные запечатления драконов и людей прошли у Маккефри вполне цивилизованно, что всякий раз вызывало у меня недоумение: зачем в случае с Лессой понадобилась такая ужасающая особенность?

6. Тот факт, что Пернский цикл является серией романов о драконах, нужно понимать буквально. На страницах этих книг вы проведете огромное количество времени непосредственно рядом с драконами. Вы будете летать с ними, выполняя как простейшие, так и сложные миссии, а также вы будете их много раз кормить, любоваться их глазами, лечить, купать, чесать, гладить, намазывать их маслом, чистить гребень, укладывать спать, следить, чтобы шкурка не потрескалась, чтобы не переутомились, чтобы им не было скучно, чтобы не пережрали мяса, переживать за них, общаться с ними много, ну и разделять прочие интимные моменты, включая брачные полеты.

7. У меня сложилось устойчивое впечатление, что книги о Перне не являются изначально продуманной историей. Автор относится к своему миру и героям исключительно бережно. Кажется, что многие книги написаны не ради сюжета, а просто ради того, чтобы побывать и пожить в мире Перна, как в красивой фантазии. Например, целых два романа цикла посвящены арфистке Менолли. По большому счету, это просто история об одаренной девушке и ее музыкальном таланте. Звучит красивая музыка и пение в антураже планеты Перн, но затем сочинительница баллад Менолли словно перестает интересовать автора и в дальнейшем почти нигде не появляется. Аналогичный подход и ко множеству других тем и героев. Книга о Морите посвящена медицинской теме, которая в последствии не очень актуальна. Пьемур, весьма интересным приключениям и путешествиям которого посвящен целый роман «Барабаны Перна», в дальнейшем становиться очень второстепенным персонажем. Даже Флар и Лесса, вроде бы герои основного цикла, в развязке выполняют всего лишь роль статистов.

8. Вообще динамику сюжетному повествованию на Перне придают лишь какие-то резкие сценические обновления, ну т.е. «рояли в кустах», как например, находка кибернетического устройства Айвас, обнаружение у Белого дракона Рута сверхспособностей, путешествия во времени.

9. От трогательного в целом отношения автора к дружбе между человеком и драконом, к тому как мужественно драконы защищают Перн, можно было бы ожидать больше трагизма и драматических обстоятельств гибели отдельных героев, что безусловно имеет место в цикле, но, на мой взгляд, трагичность у Маккерфи крайне непоследовательна. Например, случай самопожертвования ради спасения других имеет место только в предыстории (Салах Телгар), о чем упоминается в финальной книге «Все Вейры Перна». На мой взгляд, тема жертвенности очевидно напрашивалась в финале цикла, чтобы могло бы существенно повысить его уровень и ценность, но автор решила иначе, и в финале ушли из жизни лишь те, кто свой долг и так уже исполнил. Иные же трагичные случаи в книгах о Перне напоминают лишь внезапные случайности, которых вовсе не должно было произойти. Например, то что случилось с Моритой или с Брекки не находит разумного обьяснения и никак не вытекает из предшествовавшего случившимся трагедиям повествования. В тоже время представляется, что Фнор и Кант должны были очевидно погибнуть после визита на Алую Звезду, но… почему то автору их стало жаль, и они остались жить, хотя в дальнейших событиях никакого заметного участия не приняли.

10. В заключение хотел бы сказать, что несмотря на скептическое в целом отношение к работам Маккерфи я не жалею о прочитанном Пернском цикле. В нем есть своя внутренняя красота и гармония, и все 10 романов о Перне – это спокойное, но отнюдь не скучное чтение, которое не оставляет равнодушным, заставляет испытывать интересные эмоции, пусть и не всегда положительные. К сожалению, в моем случае такое впечатление от прочитанного оказалось в несколько раз меньше ожидаемого, так что моя общая оценка цикла невысока.

Ради знакомства с данным циклом рекомендую прочитать первый роман серии «Полет Дракона». Если после прочтения этого романа вам не понравятся отношения между человеком и драконом, то остальные книги можно не читать, так как ваше впечатление вряд ли изменится. Если же такая специфическая дружба между человеком и легендарным зверем чем-то тронет вашу душу, то читайте обязательно, следующие книги вас не разочаруют, а Белый дракон возможно и в самом деле останется в вашем сердце навсегда.

Оценка: 6
⇑ Наверх