fantlab ru

Все отзывы посетителя Тик-Так

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Дана Канра «Пути Миритов. Недобрые всходы»

Тик-Так, 5 марта 2020 г. 11:24

Королевство Фиалам является одним из самых обширных и могущественных в мире, называемом Акеман. В давние времена творцы мира, боги, иначе именуемые Миритами, поставили властвовать над четырьмя частями Фиалама (западной, северной, восточной и южной) своих наместников, подарив им сверхъестественные, магические способности. Прошли столетия, мир изменился. Наместники Миритов, а точнее их далекие потомки, утратили знания о своих магических возможностях и о том, как их использовать, превратившись в обычных феодальных правителей, носящих герцогские титулы. Верховная власть над Фиаламом принадлежит ныне королевской династии, правящей из срединной области страны — да и сам королевский род успел уже как минимум один раз поменяться. На границах королевства тлеет, иногда вспыхивая, война с соседней державой, в столице плетутся придворные интриги — однако в целом жизнь Фиалама можно назвать размеренной и спокойной. Если не помнить о древних знаниях и пророчествах — которые предсказывают скорое, буквально через несколько лет, наступление глобальных и драматических событий.

Впрочем, до них еще нужно дожить — а пока герцоги четырех земель собираются в столицу Фиалама, город Вета, дабы присутствовать на коронации юного короля Виктора, происходящего из династии Моранси. События, казалось бы, не предвещают беды — однако именно во время коронации нового монарха оказывается похищен фамильный кинжал, принадлежащий королевскому роду. Обеспокоенный утерей реликвии, король Виктор призывает на помощь в его поисках своих вассалов. Как через некоторое время становится понятно читателю, за дерзким похищением стоят силы, разрабатывающие многоступенчатый заговор, ставящий своей целью новую смену династии, властвующей над страной. Также оказывается, что непосредственной похитительницей кинжала, исполнявшей приказ своего держащегося в тени покровителя, выступает Саманта Борген — девушка из уничтоженного некогда по несправедливому обвинению дворянского рода Кейнов. В начавшейся игре у Саманты есть свои цели — отомстить за гибель родных, дождавшись полного уничтожения Фиалама.

Роман Даны Канры «Недобрые всходы» вышел в 2019 году в издательстве ЭКСМО, в серии «Вторжение. Новинки фантастики», и открывает цикл «Пути Миритов». Книга выполнена в традициях того же направления фэнтези, яркими образцами которого выступают «Отблески Этерны» Веры Камши и «Песнь Льда и Пламени» Джорджа Мартина — это повествование о мире, находящемся на краю пока что смутно осознаваемой людьми угрозы, история о королевстве, которому угрожают внутренние конфликты. Основная доля повествования посвящена событиям, происходящим при королевском дворе Фиалама, изложенным с точки зрения каждого из четырех герцогов, являющихся правителями родовых земель. Также на горизонте маячит война с соседним королевством Арания, принять участие в которой предстоит некоторым из персонажей.

Главных героев четверо, это наследники легендарных Миритов — Мартин Дальгор, герцог Севера, Ли Найто, герцог Востока, Аминан Анвар, герцог Юга, и Фрэнсис Эртон, герцог Запада. Регионы, которыми правят герцоги, весьма колоритны и несхожи между собой. Так, если Запад и Север, Эртвест и Талнор, напоминают Западную Европу (Эртвест скорее Англию или Францию, а Талнор скорее Скандинавию), то восточное герцогство Догмин можно сравнить с Японией или Китаем, а южный Эн-Мерид — с Турцией или арабскими странами.

Несхожи между собой и сами правители земель. Мартин Дальгор — юноша, воспитанный в строгих традициях, сдержанный в своем поведении внешне, но импульсивный в глубине души, Ли Найто — мальчик, находящийся на нижней границе подросткового возраста, тихий, мечтательный и неуверенный в себе, Аминан Анвар — мужчина средних лет, склонный к меланхоличным раздумьям, Фрэнсис Эртон — желчный и язвительный старик, в свои молодые годы бывшие, однако, беспутным гулякой. Каждый из герцогов Фиалама имеет собственную драму, свой внутренний конфликт. Ли не уверен в том, сможет ли он сделаться достойным владетелем Догмина, Фрэнсис озабочен отсутствием у него законного сына и не желает отдавать родовые владения двоюродным родственникам, Мартин любит женщину, совершившую преступление перед короной. Тяжелее всего приходится, пожалуй, Аминану — в свое время он разрушил заговор, организованный против прежнего короля дворянами Эн-Мерида, и с тех пор, несмотря на свой герцогский титул, является фактическим изгоем в собственных землях, не будучи наделен преданностью со стороны вассалов.

Повествование постоянно ведется с разных ракурсов, позволяя читателю лучше узнать каждого из герцогов и проблемы, с которыми он сталкивается. Также на сцену присутствуют и другие герои — хозяйка столичного трактира Грета Ларсон, смелая и решительная женщина средних лет, молодой офицер Шон Тейт, а также графская семья Силиванов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно, именно графа Ирвина Силивана можно считать, пожалуй, антагонистом первой книги. Этот достигший пожилого возраста граф, пристроивший сына командиром королевской стражи, не только ответственен за похищение кинжала Моранси, но и лелеет честолюбивые замыслы сделать свою семью королевской. Однако и Ирвина нельзя назвать строго отрицательным персонажем — книга точно также ставит его в фокус повествования, как и остальных действующих лиц, читатель получает возможность ознакомиться с его проблемами и трудностями. Ирвин Силиван — человек немолодой и глубоко несчастный. Он не считает своих сыновей достойными наследниками, он не имеет мира в семье ни с женой, ни с невесткой, его жизнь нельзя назвать радостной или насыщенной. Он стремится возвести на трон своего еще не рожденного правнука, для этого определенным образом натаскивая внука. Его цели по превращению графского рода Силиванов в королевский долгосрочны, сложны и едва ли принесут личную выгоду ему самому. При этом нельзя отрицать, что добиваясь возвышения своего рода, честолюбивый граф разрушает фундамент всего королевства — и кто знает, к каким бедам приведут его интриги в дальнейшем.

«Недобрые всходы» лишь открывают большую серию, над вторым томом которой автор сейчас работает, выкладывая его на сайте Автор.Тудей. Книга знакомит с основными и второстепенными персонажами, показывает ту сцену, на которой будет развиваться действие. Герои сталкиваются с проблемами, имеющими отношение к придворным интригам — однако впереди, насколько можно судить, их ждут еще более тягостные испытания, связанные с пробуждением древних магических сил. Роман написан хорошим языком, отличается глубоким психологизмом — портрет каждого из героев дан во всех подробностях, со всеми сильными и слабыми сторонами, присущими персонажам. На меня книга произвела весьма положительное впечатление.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Э. Р. Эддисон «Змей Уроборос»

Тик-Так, 19 ноября 2019 г. 09:23

Английский писатель Эрик Рюкер Эддисон, живший и работавший в первой половине двадцатого века, может считаться одним из основателей жанра эпического фэнтези. Его роман «Змей Уроборос», заложивший основы этого направления, был опубликован в 1922 году. Конечно, Эддисон не был первым из творцов фэнтези как такового — еще до него печатались работы таких авторов, как Джордж Макдональд, лорд Дансени и Уильям Моррис. Однако именно Эддисон, пожалуй, первым написал фэнтези его эпической разновидности, практически такое же, как «Песнь Льда и Пламени», «Колесо времени» и «Первый закон» — историю о власти, интригах и войне, сотрясающей несколько вымышленных королевств. Вклад Эддисона в развитие жанра был крайне высоко оценен Джоном Р.Р. Толкином и Клайвом С. Льюисом, первый из которых явился в некотором роде продолжателем его дела.

«Змей Уроборос» — масштабное героическое повествование, посвященное противостоянию двух могущественных королевств, многовершинного Демонланда и зловещей Колдунии. Первая страна, как следует из названия, населена демонами, второй же правит королевский дом Горайсов, обитающих в черном замке Карсэ и овладевших секретами колдовства. Впрочем, стоит отметить, что и демоны, и другие волшебные народы, которыми Эддисон населил свой мир (гоблины, пикси и другие существа) антропоморфны и практически неотличимы от людей — разве что у демонов на голове имеются декоративного вида рожки.

История начинается, когда король Колдунии Горайс Одиннадцатый бросает вызов лордам, сообща правящим в Демонланде — Джассу, Брандону Даха, Спитфайру и Голдри Блажко. Голдри, кузен лорда Джасса, являющегося верховным правителем Демонланда, и Горайс Одиннадцатый сходятся в поединке, вследствие которого король колдунов гибнет. Однако на трон в Карсэ вступает его наследник, Горайс Двенадцатый — и этот новый владыка Колдунии желает отомстить убийце предшественника. Воспользовавшись черной магией, он насылает чары на лордов Демонланда — и вскоре начинает войну, желая поработить как государство демонов, так и все остальные обитаемые земли.

Мир, описанный Эддисоном, застыл, как это часто бывает в фэнтези, в состоянии Высокого Средневековья — в наличии короли, королевы, рыцари и принцессы, на войне дерутся мечами и носят плащи и доспехи, на пирах едят оленину и запивают вином, на охоте загоняют кабанов и оленей, дамы прекрасны и носят вычурные платья, воины героичны и подвержены влиянию страстей. Во всех отношениях перед нами классический сеттинг «меча и магии», напоминающий Средиземье, Вестерос или Амбер, и впервые, пожалуй, в истории фантастической литературы сформированный с такой четкостью.

Опираясь на традиции рыцарских романов и гомеровских поэм, Эддисон создает свой собственный мир — с городами, государствами, крепостями, глухими чащобами и морями, сложной историей взаимоотношений между различными державами, одни из которых находятся в союзе между собой, а другие враждуют. Несколько позже Джон Р.Р. Толкин и Роберт Говард отнесли придуманные ими миры в доисторическую древность, Джек Вэнс — в отдаленное будущее, а Майкл Муркок, Роджер Желязны и Андре Нортон разрабатывали концепции отдельных вселенных, существующих независимо от нашей.

В отличие от всех перечисленных, Эддисон последовал примеру скорее Эдгара Берроуза, разместив действие своего романа (и вышедших позже отдельных книг, посвященных тому же сеттингу) на планете Меркурий. Впрочем, перед нами ни в коей мере не планетарный романс, подобный приключениям Джона Картера — Меркурий Эддисона абсолютно землеподобен, с точки зрения флоры, фауны и физических условий, и представляет собой скорее некую альтернативную нашей реальность. Следует отметить, что у книги несколько спорное начало — сперва мы видим событие глазами некого попаданца с нашей Земли, который в виде астральной проекции странствует по дорогам Меркурия. Вскоре, однако, этот попаданец пропадает из текста, и объектив наводится непосредственно на лордов Демонланда и Колдунии.

В оригинале книга написана архаичным языком, стилизованным под английскую литературу средних веков и Ренессанса. Перевод, выполненный Валерией Маториной и напечатанный в издательстве АСТ, сделан, на мой взгляд, с некоторой стилизацией под романы Вальтера Скотта и другие подобные исторические приключения, опубликованные в 19 веке, и тоже несколько старомоден — однако лично мне это обстоятельство не мешало. Язык у книги богатый и сочный, описания, за редкими исключениями, не затянуты, действие развивается крайне динамично — включает в себя дальние странствия, битвы, интриги при королевских дворах.

Несколько оттолкнуть может разве что начало романа — здесь описания выглядят более тяжеловесными, чем впоследствии, одновременно представлен читателю целый десяток сюжетообразующих персонажей, в чьих взаимоотношениях несложно запутаться, да и попаданец с Земли Лессингам кажется лишним элементом (впрочем, он, кажется, появляется в следующих книгах, посвященных тому же миру). Однако если одолеть первые главы и вчитаться, «Змей Уроборос» способен оказать на ценителя жанра крайне приятное впечатление. Это эффектное, масштабное, яркое, мастерски написанное, продуманное фэнтези.

Несмотря на некоторую старомодность изложения, книга является вполне взрослой — это не какая-то инфантильная сказка, здесь есть место крови, предательствам, изменам и сексу, все, как в настоящем, не смягченном героическом эпосе. Среди персонажей нет ни плохих, ни хороших — хотя формально «правильной» стороной являются лорды Демонланда, на которых напала Колдунии, вельможи Колдунии, составляющие двор короля Горайса, прописаны подробно и ярко, вызывают интерес и сочувствие. Все они разные — так, например, лорд Корунд, женатый на очаровательной и стойкой леди Презмире, храбрый воин, героический и отважный, хоть и служит государю-чернокнижнику, в то время как молодой лорд Кориниус — жесток, похотлив и алчен.

Особенно выделяется философ и писатель лорд Гро — перебежчик, изменник, толковый советник, опытный интриган. Во многом его можно считать неким предшественником Тириона Ланнистера. Колдуния, направляемая своим королем, пытается подчинить себе весь мир, но ее лорды порой стремятся подгадить своим ближним не меньше, чем врагу, и хотят добиться большей благосклонности перед лицом Горайса — благо, тот раздает наиболее отличившимся полководцам короны покоренных государств, что и побуждает их к соперничеству.

«Змей Уроборос» оказал, без сомнения, значительное влияние на «Властелин Колец» Толкина. Так, например, одной из сюжетных линий романа является странствие двух лордов Демонланда, Джасса и Брандона Даха, к зачарованной горе, в сопровождении не слишком надежного проводника из числа местных жителей, с целью выполнить важную в рамках сюжета миссию. Это путешествие протекает параллельно кровопролитной войне и напоминает путь Фродо, Сэма и Голлума к Роковой горе. Некоторые колдовские секреты короля Горайса заставляют вспомнить о Сауроне — и, к тому же, он тоже носит кольцо, хотя в целом Колдуния куда больше, чем Мордор, похожа на обычное средневековое королевство. Эти аналогии подметила переводчик романа Валерия Маторина, также переводившая в свое время «Властелина Колец», в предисловии к книге. При желании можно найти и другие параллели — так, видения Джасса напоминают вещие сны Фродо.

В целом мир «Уробороса», несмотря на написанное выше, нельзя назвать особо магическим или мистическим — чары обладают здесь определенной силой, однако обычные воинская доблесть, продуманный политический расчет и грамотный подход к логистике решают тут куда больше. Так, хотя Горайс и прописан опытным чародеем, он лишь дважды за весь роман всерьез прибегает к магии — а большинство прочих героев и вовсе обычные люди, ведущие обычную, хотя и весьма кровопролитную войну. При этом у книги крайне небанальный, нешаблонный финал, отнюдь не сводящийся к победе добра над злом.

Я получил от чтения романа огромное удовольствие. «Змей Уробороса» представляет из себя настоящую классику фэнтези, один из столпов, на которых основывается жанр. У книги имеются два перевода на русский язык, один из них, сделанный Александром Вироховским, доступен в интернете и публиковался ранее малотиражным изданием, второй, Валерии Маториной, который я и читал, вышел в серии «Мастера фантазии» издательства АСТ.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Всеволод Алфёров «Царь без царства»

Тик-Так, 2 ноября 2019 г. 12:06

Еще недавно могущественным Анхарским царством правили чародеи — сильнейший из них носил золотую маску Царя Царей и распоряжался огромной державой. Однако затем империю потряс бунт. Черный Азас, не наделенный даром магии вельможа, управлявший одной из окраинных провинций, восстал против чародейской династии ас-Джаркалов. Азас смог добиться победы, опираясь на гафиров — людей, наделенных зачаточным магическим даром, не позволяющим им творить заклинания, однако делающим их иммунными к чужой магии, в том числе боевой. После кровопролитной резни царствующий дом пал и был истреблен, Черный Азас овладел властью над страной, маги оказались поражены в правах, заточены в своих обителях под присмотров верных новому царю гафиров и поставлены в подчиненное положение к новому суверену.

Минуло семнадцать лет. Узурпатор умер, оставив трон своему юному наследнику Ианаду — однако реальный контроль над государством получили вельможи, находящиеся близ трона, в том числе брат Азаса, приходящийся новому правителю дядей. Ианад оказался, фактически, царем без царства — всю полноту власти осуществляют его советники, в то время как он остается их марионеткой. Молодой царь не желает мириться с подобным положении вещей — и, в поисках противовеса нарастающему влиянию вельмож, обращается к некогда униженным, но ныне вновь поднявшим голову, желающим вернуть прежние привилегии чародеям. Союзником Ианада становится Самер ас-Алай — тоже достаточно молодой, тридцатилетний, волшебник, получивший титул Верховного чародея и Первого-в-Круге, то есть официального главы магического братства, объединяющего всех волшебников Царства.

Молодой царь надеется, что Верховный чародей поможет ему ослабить могущество аристократии — однако сам Самер, по сути, такая же марионетка, как и сын Черного Азаса. Могущественные волшебники поставили его во главу ордена, желая управлять братством из-за его спины. Чародеи ждут случая свергнуть царя и вельмож, вновь вознестись во главе империи — начинается цепочка интриг, в которой Ианад и Самер, оказавшиеся вынужденными союзниками, вынуждены противостоять каждый своему окружению. В иных обстоятельствах юный царь, наследник узурпатора, и Первый-в-Круге могли бы сами сделаться врагами — однако не теперь, когда каждый из них — не более чем игрушка в руках кукловодов, прячущихся в тени.

Доверять в сложившейся обстановке нельзя никому, а цена за ошибку — жизнь. К тому, в игру вступают и иные силы — например, могущественный иноземный город Нагада, обладающий огромным флотом и большими деньгами. В Нагаде, как и прежде в Анхарском царстве, правят волшебники — и они заинтересованы в том, чтобы подчинить себе ослабевшего соседа. Наконец, в шумном провинциальном городе Джамайя начинается цепочка ритуальных убийств, осуществленных неведомыми отщепенцами, обладающими магическими навыками и преследующими не до конца понятные цели. В происходящие события оказывается втянут юноша по имени Джен, молодой учитель и сын умирающего старого лекаря. Джен стремится найти свою пропавшую сестру — и пока он даже не догадывается, что в скором времени ему предстоит стать активным участником противостояния, которое затеяли сильные мира сего.

... Роман «Царь без царства» был изначально опубликован на Самиздате и занял второе место в проходившем на этой площадке конкурсе «Фэнтези-2016» (первое место заняла первая книга из цикла о Полари Романа Суржикова). В 2017 году «Царь без царства» оказался издан в серии «Волшебные миры» издательства «Снежный ком», а в 2019 там же вышла книга «Мгла над миром», представляющая из себя приквел первого романа цикла. «Царь без царства» выполнен в традициях эпического фэнтези и несколько напоминает своей сюжетной структурой первый том «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина — в этой истории тоже рассказывается, как могущественное государство, которое некогда подчинил себе узурпатор, оказывается втянуто в междоусобицу, разгоревшуюся вскоре после его смерти. Книга имеет промежуточный финал, за которым последует непосредственное продолжение, над которым автор сейчас, насколько понимаю, работает.

Антураж у романа достаточно оригинальный — Анхарское царство не имеет, пожалуй, точного аналога среди существовавших на Земле культур, хотя и напоминает больше всего Персию. При желании, впрочем, можно найти в Царстве также некоторые черты Византии. Нагада, главный противник Царства, представляет из себя некий аналог средневековой Венеции, разговаривающей, правда, с весьма заметным, по именам и терминологии, эллинским акцентом. По соседству, как следует из опубликованной во втором томе карты, также находятся государства Галация и Гуэска, соответствия которым в реальном мире при желании отыскать несложно. При этом время действия — вовсе не античность, хотя в Царстве и Нагаде и царит больше характерное для древнего мира многобожие. На часах — примерно высокое средневековье, о чем свидетельствует и наличие у соседей Царства рыцарства, и общий технологический уровень (так, уже открыт, хотя и не получил пока широкого распространения «взрывчатый порошок»).

Основными в романе являются три сюжетные линии. Юноша из провинции по имени Джен, пытавшийся отыскать похищенную неизвестными злоумышленниками сестру, попадает в кипящую противоречиями столицу. Джену предстоит обнаружить у себя дар гафира, позволяющий противостоять колдовским заклинаниям, и сделать выбор, к какой из сторон противостояния примкнуть. Самер сначала расследует ритуальные убийства, начавшиеся во все той же провинциальной Джамайе, а затем все глубже погружается в столичные интриги. Третья линия посвящена женщине по имени Зено Яннис, помощнице нагадийского посла. Зено предстоит совершить путешествие на далекие окраины Царства, дабы узнать мистические секреты, связанные с культом древних богов, который пытаются возродить эмиссары Нагады. Первые две линии довольно быстро оказываются тесно связанными, третья стоит несколько наособицу, однако тоже служит раскрытию общей картины.

При желании, можно найти в тексте определенные аллюзии к другим произведениям в жанре фэнтези — так, например, коллизия, связанная с подневольным положением Круга магов, напоминала мне вселенную Dragon Age, а восстание Черного Азаса заставляет думать о восстании Роберта Баратеона. Однако, используя уже знакомые сюжетные элементы, текст сплетает их в цельном и ярком полотне. Интрига романа закручена очень умело — найдется место и детективу, и мистике, и открытому противостоянию враждующих фракций. Каждая из сторон, вступивших в конфликт, хорошо прописана и имеет собственную убедительную мотивацию, будь то юный монарх, противостоящие ему вельможи, утратившие прежнее могущество маги или агенты иноземной торговой державы. Анхарское царство имеет свою историю, сеттинг романа хорошо проработан, сюжет развивается достаточно динамично.

Некоторые моменты, впрочем, показались мне несколько шероховатыми. Так, например, финальная треть романа показалась мне несколько торопливо изложенной по сравнению с первыми двумя, не хватило некоторых подробностей происходивших в столице напряженных событий. Возникли и вопросы к сюжетной линии, связанной с приключениями Зено, так как не все ее составляющими показались достаточно понятно изложенными. Тем не менее общий уровень книги крайне высок — особенно если учитывать, что роман является у автора дебютным. «Царь без царства», на мой взгляд, может понравиться поклонникам хорошего эпического фэнтези, насыщенного загадками и дворцовыми интригами. У меня книга вызвала очень приятные впечатления.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ник Перумов «Семь Зверей Райлега»

Тик-Так, 7 октября 2019 г. 11:47

В незапамятные времена мир, называемый Райлегом, пребывал под покровительством семи божественных Зверей, оберегавших его от потрясений и катастроф. Народы, населяющие Райлег, а именно люди, гномы, аэлвы, сидхи и прочие, жили если не в полной гармонии, то, по крайней мере, в относительном равновесии. Однако шли века, Звери исчезли, вера в них постепенно забылась, а мир погрузился в пучину войн и находится, согласно многим признакам, на пороге новых, еще более драматических событий.

Континент, именуемый Старым Светом, поделили две величайшие империи, в тени которых пребывают все остальные королевства и вольные города. Обе упомянутые империи находятся под контролем волшебников. Держава Навсинай сделала ставку на техномагию и производит боевых големов — механических роботов, приводимых в действие волшебством и оснащенных передовым по меркам Райлега огнестрельным оружием. Некрополис, конкурент и заклятый враг Навсиная, совершенствуется, как следует из его названия, в некромантии, создавая армию, состоящую из десятков тысяч зомби. Большинство прочих государств — лишь пешки и разменные монеты в борьбе за передел сфер влияния, которую ведут Держава и Некрополис... противостояние между которыми очень долго велось опосредованно, но скоро, вполне возможно, перетечет в горячую фазу.

И ладно бы проблемы Райлега заключалась только в назревающей мировой войне, но также еще спокойной жизни мешает Гниль — странная напасть, проявляющая себя как прорывы чудовищ, не оставляющих после себя ничего живого. Нередко появляются отмеченные Гнилью люди — порой изуродованные и искалеченные ею, а порой наделенные странными и зловещими магическими силами. Вместе с Гнилью из иных миров стремятся вторгнуться странные пришельцы и демоны, использующие порталы и, похоже, вознамерившиеся подчинить мир Райлега себе.

Прорывы Гнили учащаются, Держава и Некрополис готовы сцепиться в грандиозной битве, ратным полем которой сделаются зажатые меж ними буфером Свободные королевства — и в это самое время на землях Райлега появляется таинственный странник по имени Тёрн, отмеченный пророчествами и обладающий загадочной древней магией из забытой ныне школы Беззвучной Арфы, позволяющей творить недоступные прочим заклятья. Некоторые из волшебников и мудрецов верят, что Тёрн — избранник Гнили, способный уничтожить весь обитаемый мир. Поймать Тёрна, чтобы выпытать имеющиеся у него секреты, стремятся Некрополис, Держава, аколиты независимых военно-магических орденов, сидхи (нечто наподобие эльфов) и не только они.

Одновременно вместе с тем, на совсем другом краю континента, молодая доньята (дворянка) Алиедора Венти становится участницей феодальной междоусобицы, начатой знатными домами Деррано и Венти. Алиедора вовсе не подозревает, что совсем скоро заурядная стычка двух знатных сеноров станет предлогом для полномасштабной войны между королевствамм Долье и Меодор... в которую включатся, со всей мощью своих армий, Некрополис и Держава Навсинай, стремясь подчинить себе Свободные королевства. До поры до времени не знает Алиедора также и того, что она каким-то образом связана со странником по имени Тёрн... а также отмечена Гнилью и способна подчинять себе ее чудовищных тварей.

... Как видно из такого вступления, мир, описанный в трилогии «Семь зверей Райлега», получился крайне подробно выписанным и плотным. Множество государств, фракций и магических альянсов, ведущих борьбу за власть — а, между тем, я очень многое упустил, изложив лишь самую вступительную расстановку сил в первой и второй книгах (чьи сюжеты вплоть до финала второго тома развиваются параллельно и одновременно, в разных локациях и затрагивая судьбу разных персонажей). В третьем томе главные герои первых двух книг объединяются, становясь участниками борьбы, от исхода которой зависит судьба всего мира. Скажут свое веское слово и забытые, казалось бы, боги.

Стоит отметить, что трилогия (изданная физически в четырех томах, так как третий том выходил в двух книгах) «Семи зверей Райлега» стоит несколько особняком в творчестве Ника Перумова. В первую очередь этот писатель известен своими циклами «Хроники Хьерварда» и «Хранитель Мечей», объединенных общей вселенной и некоторыми общими персонажами (такими, например, как маги Хедин и Ракот, сделавшиеся богами и хранителями Сферы Миров). Действие «Семи зверей Райлега» проистекает в совершенно другой вселенной, никак не связанной с предыдущими книгами автора.

Первый роман трилогии, «Тёрн», был начат автором еще в девяностые годы, однако закончен уже в нулевые, и вышел в 2007 году, через год после завершения цикла «Хранитель Мечей». В 2009 году последовала «Алиедора», в 2011 году — ставший заключительным роман «Имя зверя», вышедший в двух томах. При этом, как говорил в своих публичных выступлениях автор, изначально предполагался более масштабный цикл из пяти томов — однако продажи двух первых книг оказались не столь хороши, как планировало издательство, и писателя попросили завершить серию скорее. Во многом «Семь зверей Райлега» находятся в тени «Хранителя Мечей», саги о приключениях некроманта Фесса, куда менее известны и куда менее любимы даже поклонниками творчества Перумова. Тем не менее, на мой взгляд, эта трилогия оказалась совершенно незаслуженно недооцененной. Попробуем разобраться, почему так произошло.

Первый роман серии, «Тёрн», по тональности несколько отличается от последующих. Если вторая и третья книги о Райлеге — эпическое фэнтези с несколькими сюжетными линиями, интригами и масштабными битвами, то задуманный и начатый в девяностые «Тёрн» — приключенческий квест, общей атмосферой напоминающий скорее «Драконов осенних сумерек» и другое популярное тогда, но уже выходящее из моды к концу нулевых, когда книга появилась на прилавках, героическое фэнтези. В центре сюжета — приключения главного героя и команды прибившихся к нему друзей, за которыми ведут охоту сильные мира сего.

Книга динамична, достаточно увлекательна, может порадовать поклонников жанра. Камерный «Тёрн», посвященный в основном попыткам главного героя спастись от охотящихся за ним чародеев из конкурирующих фракций, одновременно грамотно знакомит читателя с миром Райлега и показывает основных игроков, готовых к будущему противостоянию. В последовавшей затем «Алиедоре» это противостояние мало-помалу начинается — и цикл медленно, но верно меняет тональность, становясь из героического олдскула эпиком с сильными нотками дарка.

«Алиедора» начинается с междоусобной войны двух маленьких феодальных королевств — а завершается началом грандиозного конфликта двух мировых империй. Роман получился мрачным, жестким, с большим количеством драматичных сцен и натуралистических подробностей. Взять хотя бы сцену, в которой истязающие Алиедору варвары-северяне, пытающиеся сделать из нее марионетку своего таинственного божества, заставляют ее участвовать в штурме собственного родного замка... Выйди роман сейчас, в какой-нибудь переводной серии наподобие «Черной fantasy» или «Звезд новой фэнтези», то, я полагаю, обсуждался бы наравне с книгами Джо Аберкромби или Брендона Сандерсона — однако за год до выхода на экраны первого сезона «Игры престолов» «Алиедора», видимо, могла показаться слишком давящей и брутальной.

Тёрн и Алиедора — два основных (хотя и не единственных) главных героя трилогии. Их взаимодействие во многом отражает принцип единства и борьбы противоположностей. Гонимый миром чародей и скиталец Тёрн — благороден, порядочен и честен, старается не навредить ближним и, даже будучи отвергнутым и преследуемым отщепенцем, сохраняет в себе порядочность и доброту. Доньята Алиедора Венти, прошедшая через мрак и ужас средневековой войны, напротив, близка к тому, чтобы озлобиться на весь свет. Ее пытали и мучили, ее держали в плену, над ней проводили ужасающие магические эксперименты адепты самых разных Сил, она прошла долгим и темным путем, овладев властью над монстрами Гнили и едва не потеряв свою человечность — однако без нее Тёрну не спасти народы Райлега, как и ей не выжить и не справиться со своими врагами без Тёрна.

Когда на весах выживание всего мира, свет и тьма, обретшие персонификацию в двух столь разных по темпераменту персонажах, вынуждены объединиться и действовать вместе — потому что времена для Райлега настали такие, что тут уже пойдешь на любые, даже самые странные альянсы, лишь бы только уцелеть. Тем более, по ходу повествования обнаруживается, что Алиедора не столь уж пропаща, просто побита жизнью, и в ней осталось место добру... а благородный и порядочный Тёрн далеко не всегда прав, далеко не всегда действует верно и принимает безошибочные решения — и тоже нуждается во взгляде и критике со стороны.

Не все так однозначно и за пределами героической пары. Доблестные друзья Тёрна, выступившие в первом томе эдакими классическими приключенцами, оказываются законспирированными агентами охотящихся за ним магических организаций, вынужденными выбирать между долгом перед своими хозяевами и возникшей симпатией к товарищу, за которым им изначально было поручено следить.

Непросто обстоят дела и в глобальных раскладах — даже напичканный темной магией Некрополис в чем-то не так уж и плох... и способен вызвать отчасти даже больше симпатии, чем прогрессивная Держава Навсинай, открывающая затем не самое приятное нутро. Обе противоборствующие империи движимы, в первую очередь, прагматизмом и личными интересами, а вовсе не идеалами света или тьмы — и простые люди могут лишь пытаться не оказаться перемолотыми в этих жерновах.

По иронии судьбы первый роман трилогии о Райлеге выдержан в традициях старого фэнтези, которое к моменту публикации книги популярность уже теряло — а вторая книга написана как новое фэнтези, которое на тот момент популярности, по крайней мере у нас в стране, еще не обрело. К тому же, по стилю романы несколько отличались от предыдущих романов писателя. Все это вместе, как мне кажется, и обеспечило серии не самую удачную судьбу.

Однако, несмотря на все вышеперечисленное, автор достойно завершил финальный том (или, скорее, финальный двухтомник), сведя все сюжетные линии воедино — а их к тому времени напокопилось довольно много. Это и объединившиеся в борьбе против чародеев таинственного народа ноора Алиедора и Тёрн, и товарищи Тёрна, пытающиеся его спасти, и колдуны из противоборствующих империй, и, определенно, мой самый любимый герой цикла — рыцарь из королевства Долье, благородный сенор Дигвил Деррано. О последнем мне хотелось бы сказать пару слов отдельно.

Изначально, в первых главах «Алиедоры», мы видим Дигвила как скорее отрицательного персонажа — он один из дворян королевства Долье, вторгнувшегося с завоевательной армией на земли родного Алиедоре королевства. Дигвил выполняет приказы своего отца, властного и амбициозного лорда, подчас не задумываясь над их смыслом. Он думает лишь о преуспевании своего рода, представляя собой вполне убедительно и правдоподобного выписанного средневекового дворянина.

Однако затем Дигвилу предстоят немалые испытания — совсем скоро уже его собственное королевство будет уничтожено захватчиками, его армии рассеяны, его земли опустошены, и ему придется искать в мире собственный путь, пытаясь уцелеть самому, защитить свою семью и остатки своего народа. Персонаж стремительно взрослеет, переосмысливает многие прежние ошибки, принимает неожиданные и волевые решения. Герой получился очень простой, не наделенный никакими сверхъестественными способностями — обычный средневековый аристократ, неожиданно ставший участником запутанной партии, которые ведут магические силы, и пытающийся противопоставить им свою решимость, находчивость и стойкость.

... В целом могу сказать, что трилогия «Семь зверей Райлега» получилась увлекательной и яркой, представляет собой хороший пример достаточно лаконичного, сжатого и вместе с тем плотного, наполненного всевозможными событиями и весьма разными по темпераменту и убеждениями персонажами цикла. Это, несомненно, яркий образ современного отечественного фэнтези, достойный внимания любителей жанра. И, хотя первая книга может показаться достаточно старомодной, она тем не менее хороша по крайней мере как качественный образ классических фэнтезийных приключений. Уже вторая и третья часть цикла раскрывают описываемый мир во всей полноте, разворачивая динамичное, суровое и жесткое повествование, имеющее при том законченный и цельный финал.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тик-Так, 7 октября 2019 г. 11:28

Волшебная страна — таинственный уголок мира, окруженный знойной пустыней и замкнутый в кольцо Кругосветных гор. Именно сюда отступили древняя магия и чудеса, когда во всем остальном мире возобладали наука и прогресс. Здешними землями правят могущественные волшебницы, две из которых добрые, а две — злые. В самом сердце страны находится загадочный и прекрасный Изумрудный город, на троне которого восседает умеющий менять обличья чародей, великий и ужасный. Волшебная страна полна удивительных чудес и опасностей. И именно в нее попадает простая девочка из Канзаса Элли Смит, чтобы найти себе новых друзей, пережить удивительные приключения, восстановить справедливость и отыскать дорогу домой.

Все мы, наверно, читали в детстве сказки о Волшебнике Изумрудного города, написанные Александром Мелентьевичем Волковым. Первые три повести, изданные под одним переплетом, прочитала мне мама, когда я был ребенком около трех лет, примерно в одно время с «Хоббитом». Затем я нашел в школьной библиотетке следующие три повести, и читал уже их — с неослабевающим интересом. Отдельно хочу отметить удачные, красивые, стильные названия. Вслушайтесь, как это звучит — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог марранов», «Тайна заброшенного замка».

Со времен первой публикации повестей Волкова прошло уже много лет (первая из них вышла в 1939 году, остальные — с 1963-го по 1976), однако читательское внимание к ним не слабеет, переиздания появляются в большом количестве каждый год. Книги читают не только дети, но и взрослые — есть даже фанатский форум с большим количеством интересных дискуссий. http://izumgorod.borda.ru/ Многими авторами были написаны продолжения и даже переосмысления волковского цикла. Выходили также экранизации — сложно забыть песню «мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» из знаменитого мультсериала семидесятых.

Я не читал изначальную сказку Баума (хотя и видел некоторые фильмы по ней, как например недавний, в котором Джеймс Франко играет роль Оза). Однако, как говорится во всех источниках, наподобие Википедии и Фантлаба, лишь первая повесть Волкова основывается на фабуле первой повести Баума — дальше Александр Мелентьевич конструировал свой собственный вымышленный мир, делая его все глубже и ярче, придумывая новых персонажей. Каждая новая история раскрывала перед читателем новые грани Волшебной страны.

Уже во второй книге мы познакомились с Урфином Джюсом — ярчайшим антигероем того времени. Это не просто какой-то злой волшебник или завоеватель, у Урфина детально прописан характер, проработана мотивация. Мы наблюдаем события с его точки зрения с самого начала повести, видим его одиночество и отчужденность, его целеустремленность и упорство, понимаем, что Урфин стремится не к власти как таковой, а лишь ищет способ свое одиночество разорвать — и не находит его, становясь ненавистным для покоренного им народа тираном. Это сильный и трагический образ, неожиданно глубокий для, казалось бы, простой детской сказки. Я бы сравнил Урфина с Рейстлином Маджере — и недаром недавно о нем вышла собственная рок-опера, Power Tale.

В четвертой книге побежденный, казалось бы, Урфин возвращается вновь — и демонстрирует смелость и упорство, пытаясь начать все сначала и вновь захватить трон в Изумрудном городе. На этот раз у него уже нет подпорок в виде магического порошка, с помощью которого он оживил прежде деревянных солдат. Урфин действует за счет лишь собственной харизмы, подчиняя себе племя дикарей марранов, обучая их ремеслам и ведя за собой на войну. В пятой книге Урфин наконец преодолевает свое искушение властью и переходит в стан положительных героев.

Волков не просто рассказывает приключенческие истории — он строит вымышленную вселенную. В третьей повести («Семь подземных королей») мы узнаем особенно много об истории Волшебной страны — видим, как она изменялась с течением времени, наблюдаем приход из-за гор последних чародеек, взявших над ней власть, и погружаемся в интриги Подземного королевства, где идет нешуточная борьба за трон. Семь королей, спорящих за один престол — коллизия, достойная «Хроник Амбера» Желязны.

В пятой повести («Желтый туман») пробуждается древнее зло — оковы колдовского сна сбрасывает великанша Арахна, которая некогда противостояла основателю страны, волшебнику Гуррикапу. Шестая история («Тайна заброшенного замка») радует и вовсе неожиданным новшеством — Волшебная страна становится передовым рубежом обороны Земли, ведь именно здесь пытаются начать вторжение в наш мир технологически развитые космические пришельцы менвиты, располагающие авиацией и лучевым оружием. Прежние хорошо знакомые герои, хорошие и также бывшие плохие (такие, как Урфин и бывший подземный король Ментахо) объединяются вместе, чтобы сообща противостоять новой удивительной опасности. Правда, Элли уже начиная с четвертой повести сменила ее младшая сестра Энни.

Последнюю повесть многие ругают за ее необычный подход, но меня она очень порадовала, и радует и теперь. (Люблю, все-таки, всевозможное технофэнтези). Авторское решение ввести в сюжет инопланетян я считаю оправданным. Злых колдуний на тот момент уже всех извели, придумывать новую, после Арахны, было бы банально, Урфин Джюс перевоспитался, вот Волков и пошел на смелый творческий эксперимент, совместив классическую сказку с не менее классической фантастикой о захватчиках из космоса. Менвиты получились стильными и эффектными антагонистами.

Я считаю, что весь цикл об Изумрудном городе, написанный Александром Волковым, вполне можно считать одним из первых образцов отечественного фэнтези. Если мы считаем фэнтези (пусть и детско-подростковым) «Хроники Нарнии» Льюиса и цикл романов о Гарри Поттере, то вполне логично отнести к этому же жанру и истории о Волшебной стране. (Пусть даже отдавая себе отчет, что грань между детским фэнтези и авторской сказкой часто условна). В наличии — большой и проработанный мир, со своей историей, географией (и отлично нарисованной картой!), многочисленными народами, каждый из которых имеет свои особенности и обычаи. Злодеи сложны, имеют глубокую мотивацию — и речь не только об Урфине, но и, например, о подземных королях из третьей книги, один из которых, коварный и умный Ментахо, получился особенно ярким. Эта яркая и необычная вселенная до сих пор пленяет умы миллионы детей и взрослых. Она написана отличным языком, легко читается и, несмотря на прошедшее с момента первой публикации время, ни капли не выглядит устаревшей.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Сергей Куц «Вор и тьма»

Тик-Так, 7 октября 2019 г. 11:26

... Вор и флибустьер Николас Гард стремится попасть в таинственный замок, являющийся штаб-квартирой ордена рыцарей Грааля, похитивших зачарованный перстень верховного понтифика. Николасу становится известно, что рыцарями ордена командует некто Низверженный — человек или иная сущность, ответственная за гибель всей его прежней воровской шайки. Вместе с товарищами, собранными в первой книге, Гард достигает Запустения, обширной территории, некогда являвшейся заповедными эльфйискими лесами. После страшной войны, случившейся сто пятьдесят лет назад, эльфийские города пали, а на окрестных землях поселились нечисть и темные силы. Именно здесь и находится логово служащих Низверженному рыцарей.

Как вскоре выяснится, редко какие планы удается исполнить в точности так, как они были задуманы. Николас сумеет проникнуть в Сарн Адаб, цитадель похитивших папское кольцо рыцарей — однако вовсе не путем, на который рассчитывал он сам. Некоторые из товарищей, сопровождавших вора и убийца в пути — погибнут, другие — причудливым образом изменятся, теряя, возможно, свою человеческую сущность, а кое-кто окажется вовсем не тем, за кого себя выдавал. Сам Николас окажется пешкой, которую введут между собой могущественные древние силы, решившие схватится за власть над миром Орнора. Наделенному дарами Харуза, воровского бога, герою придется пустить в ход все имеющееся у него мастерство — а также овладеть совершенно новыми, прежде недоступными ему магическими способностями. Цену за это, впрочем, придется платить немало.

... «Вор и убийца», первая книга, посвященная приключениям Николаса Гарда, оказалась хорошим авантюрным романом, написанным на стыке приключений в духе «плаща и шпаги» и классического фэнтези. Вторая книга цикла развивает начатый ранее сюжет — и обогащает его новыми элементами. Масштаб испытаний, свалившихся на голову главного героя, существенно вырос. Если раньше Николасу противостояли солдаты Огсбургской империи, местного аналога Австро-Венгрии, захватившей северную провинцию Арнийского королевства, а также населяющая предверие Запустения нечисть, теперь в игру вступают сами боги.

За рыцарями Граляя, управляя ими, стоит Низверженный — изначальный демиург, творец мира Орнор. Бог-Отец и Бог-Сын, которым ныне поклоняются на землях Орнора, пришли сюда, как выясняется, достаточно поздно, из другого пространственно-временного континуума. Еще до их прихода сон других, политеистических богов сверг и изгнал в другое измерение Низверженного. Эти боги и сами утратили власть с приходом Бога-Отца — однако теперь последний не напоминает о своем присутствии, а Низверженный вернулся и решил предъявить права на созданный им мир. Впрочем, возвращение древнего демиурга не является безусловным благом — ибо характер у него за проведенные в изгнании тысячи лет успел изрядно испортиться, и добра Орнору он явно не принесет.

Данная сюжетная концепция, подразумевающая противостояние нескольких могущественных сверхсущностей, выглядит достаточно оригинальной и продуманной. Мне она понравилась, показалась весьма интересным элементом текста, напомнила любимые мной романы Ника Перумова с присущей им многоступенчатой иерархией божественных сил. Хотя вся схема получилась довольно сложной, в книге необходимая матчасть подается дозированно, отдельными блоками от главы к главе, дабы не огорошить читателям обилием выданных одномоментно сведений.

Помимо самого Низверженного, в тексте также появляются некоторые из прежде противостоящих ему богов, а также сам дьявол. Люцифер, он же Сатана, является еще одной изначальной, на этот раз темной силой вселенной Орнора, противостоящей сотворившему ее Низверженному, который и сам ныне не является воплощается добра. Фактически, именно на перекрестье интересов богов и демонов оказывается Николас — простой искатель приключений, которому всего-то и было надо, что найти виновника гибели наставника и друзей, а также сберечь Алису Кайлер, свою возлюбленную.

Значительную долю текста занимает экшн. Николас сражается против рыцарей Грааля и призванной Низверженным в мир Орнора нечисти, используя холодное и огнестрельное оружие, а также магические способности. Ему предстоит вступить в противостояние с весьма многочисленными противниками, а также заручиться помощью от весьма неожиданных союзников. В середине и в конце книги имеется два достаточно масштабных магических противостояния, участие в которых примут в том числе и сверхчеловеческие сущности. Хватает и стычек поменьше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Однако помимо боевой, роман имеет и любопытную психологическую составляющую — текст показывает метания и переживания человека, вынужденного ради спасения любимой идти на вынужденное сотрудничество с силами тьмы. Желая выручить попавшую в неприятельский плен Алису, Николас вынужденно заключает сделку с самим Люцифером, начинающим против Низверженного настоящую войну. Его собственная судьба висит теперь на волоске, сжимаемая когтями дьявола.

Книга, как и предыдущая, заканчивается на самом напряженном месте. Противостояние богов, участником которого стал Николас, набирает обороты, готовое выплеснуться за пределы Запустения — и неизвестно, чем оно завершится.

На меня роман «Вор и тьма» произвел крайне приятное впечатление — он более динамичнен и масштабен, чем первая часть цикла, которая тоже была написана весьма качественно. Я рекомендую цикл о Николасе Гарде всем поклонникам боевого и эпического фэнтези, написанного в духе Анджея Сапковского и Ника Перумова.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Сергей Куц «Вор и убийца»

Тик-Так, 5 октября 2019 г. 01:35

Николас Гард — неплохой с виду, по меркам своей эпохи, парень, которого можно принять за разорившегося дворянина, подавшегося в наемники. Излюбленная широкополая шляпа, надвинутая на глаза, сабля за поясом, пистолеты на перевязи, плащ за плечами — типичный герой авантюрного романа, разворачивающегося в декорациях семнадцатого века. Биография герою досталась бурная — еще мальчишкой он сбежал из дома на поиски приключений, попал в тайное воровское братство, где раскрылся его особый магический дар, помогавший Николасу осуществлять особенно сложные и дерзкие ограбления, а затем, когда все его товарищи по шайке и наставник оказались таинственным образом убиты, молодой вор подался в пираты. Некоторое время Николас капитанствовал на флибустьерском корабле, успев перейти дорогу могущественному вице-королю заморских колоний, а потом попался стражам закона и оказался приговорен к казни.

Тут, казалось бы, и сказке конец — но нет, история прямо на эшафоте не заканчивается, а начинается. А точнее говоря, начинается она у стенки, возле которой Николаса должны расстрелять королевские аркебузиры, ибо местная гильдия палачей до неприличия взвинтила расценки и эшафотом пришлось пренебречь. Гарда неожиданно спасает кардинал местной псевдо-католической церкви Антуан и выдает ему особенно важную миссию. Мир, в котором разворачивается действие романа, во многих отношениях напоминает Европу Нового времени — есть тут, например, и святой Папский престол, размещающийся в подобии Рима. Именно оттуда, у самого верховного понтифика, оказалось недавно похищено священное и одновременно магическое кольцо, являющееся реликвией Церкви. Похитителями выступают рыцари Грааля, эдакие иллюминаты, а их тайная база расположена посреди Запустения, таинственных лесов, на которые после войны людей с эльфами пало магическое проклятие.

Как и в романах Анджея Сапковского, вселенной Dragon Age или «Алмазном мече, Деревянном мече» Ника Перумова, эльфы в мире Большого Орнора, в котором разворачивается действие романа, проиграли борьбу с человечеством и оказались разгромлены. Достаточно распространенный в современном темном фэнтези троп, однако «Вор и убийца» вносит в данную тему свои нюансы — королевствам Орнора в победе над эльфами крайне помогло появившееся у них огнестрельное оружие. Сеттинг Орнора, подобно Аркануму, характерен сочетанием магии (которой владеет как местная Церковь, так и разного рода тайные братства) с идущим своим чередом техническим и военным прогрессом. В ходу пистоли и аркебузы, недавно появились, но пока остаются дорогими и редкими мушкеты.

Запустение — крайне опасное место, кишащее нечистью и продуктами высвобожденной на волю темной магии, однако именно туда должен отправиться Николас Гард, ибо, по мнению кардинала, его воровские и магические навыки идеально помогут в деле возвращения кольца. Для того, чтобы вор не сбежал по дороге, кардинал связывает его особой магической клятвой и выдает в нагрузку доверенных людей — дабы те выступили для Николаса в роли товарищей, проводников и заодно надзирателей. Дорога до Запустения далека и опасна, и уже в начале пути Николасу и его спутникам придется столкнуться со всевозможными передрягами и неожиданными препятствиями. Будь то разбушевавшаяся нечисть, развернувшаяся прямо на их пути пограничная война двух могущественных королевств, а также таинственный убийца, владеющий магическими навыками и идущий по следу отряда.

... «Вор и убийца» — типичный первый том фэнтезийного цикла, выполненного в традициях приключенческого романа. Мы знакомимся с главным героем, который может похвастаться наличием у него разнообразных навыков, будь то стрельба из пистоли, фехтование, магия либо знание воровского искусства (впрочем, зато из Николаса крайне посредственный наездник — герой происходит из простонародья и навыков верховой езды в должной степени не получил). Протагонист получает секретную миссию, обзаводится спутниками (по мере приключений состав отряда существенно расширится по сравнению с первоначальным, к Николасу примкнут также и другие, зачастую весьма разношерстные личности) и выступает в поход. Начало достаточно классическое для романов такого жанра — однако на меня книга произвела достаточно приятное впечатление.

Хотя тема и сюжет не новы, исполнены они грамотно, на хорошем техническом уровне. Сюжет развивается динамично и бодро, без провисаний — Николас и его компаньоны постоянно попадают из одной передряги в другую. В финале первого тома существенно расширившийся по дороге отряд лишь добирается до границы Запустения — однако скучной книгу назвать нельзя. Героям предстоит побывать на войне, так некстати разразившейся прямо на их пути, окунуться в интриги, разворачивающиеся в северной провинции Арнийского королевства, столкнуться с вампирами и другой нечистью, не раз побывать в плену и из него спастись. Николасу противостоит таинственный противник — связанный, как выясняется, с давней гибелью его воровской шайки. Интрига построена автором умело, в конце романа у читателя остается много вопросов, требующих ответа, на предмет того, кто же в действительности главный злодей и какие цели он преследует — а это хороший крючок для того, чтобы взяться читать второй том.

Добавляет колорита и сеттинг, выполненный в традициях «плаща и шпаги», наподобие «Под знаком Мантикоры» Алексея Пехова и «Отблесков Этерны» Веры Камши. Автор хорошо знает соответствующую историческую матчасть, оружейные и другие термины вставлены вполне ненавязчиво и к месту.

Отдельным плюсом могу назвать то, что главный герой, несмотря на свои воинские, пиратские и воровские навыки, не является суперменом. Николас хороший боец и опытный грабитель — однако при этом он часто принимает ошибочные либо импульсивные решения, нередко попадает в опасные ситуации, из которых спасается лишь везением либо помощью друзей, он способен нередко испытывать панику и страх, особенно сталкиваясь с темными магическими существами. Мне, правда, несколько не хватило раскрытия в воспоминаниях Гарда собственно пиратской тематики — эта линия лишь обозначена пунктиром, в отличие от воровского прошлого героя. Впрочем, всю историю жизни персонажа и не перескажешь, в целом же бэкграунд составлен интересно и подается грамотными порциями.

Резюмируя, могу сказать, что «Вор и убийца» — хорошее приключенческое фэнтези, выполненное в традициях жанра.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада: Ночной Странник»

Тик-Так, 5 октября 2019 г. 01:34

... Мидгард — первая обитаемая экзопланета, открытая человечеством в космосе после изобретения антигравитационного двигателя. Ее воздух пригоден для дыхания человеком. Планету населяют гуманоиды, внешне довольно сильно похожие на людей (при наличии кое-каких отличий), чья культура также близка к земной, но застыла на уровне средневековья — причем застыла так основательно, как если бы некие силы стагнировали ее развитие специально. Земляне принимают решение не вмешиваться в развитие ксеноцивилизации — поэтому все научные экспедиции, работающие на планете, осуществляют свою деятельность в строгой секретности. К тому же, на Мидгарде существует странная аномалия, вследствие которой вся развитая электроника, привезенная на планету, крайне быстро выходит из строя.

После того, как отправленная на планету научная экспедиция загадочным образом перестала выходить на связь, по ее следам был направлен разведчик-эвакуатор Вуко Драккайнен. Миссия Вуко состоит в том, чтобы обнаружить пропавших ученых и вернуть их обратно на Землю, а если они погибли — выяснить обстоятельства их гибели. Вуко хорошо тренирован и оснащен, знает местные обычаи, прошел операцию по коррекции внешности и может сойти среди аборигенов за своего — однако он должен хранить свою миссию в тайне и не имеет, к тому же, при себе никакого современного оружия или гаджетов. Он также предупрежден своим начальством о еще одной странной особенности Мидгарда — по непроверенным данным, на планете действует самая настоящая магия. Либо нечто, что на нее крайне похоже.

... Книга, вышедшая у нас под названием «Ночной странник», является первой частью тетралогии «Владыка Ледяного Сада» и в оригинале называлась просто «Том 1» — однако при издании на русском было принято решение дать каждой серии цикла отдельные наименования. «Ночной странник» позиционируется как фэнтези и был выпущен издательством АСТ в соответствующей серии, однако по сути это скорее планетарный романс. Книга вызывает в памяти образы одновременно «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких, «Неукротимую планету» Гарри Гаррисона и «Чародея поневоле» Кристофера Сташеффа. В наличии в целом землеподобный архаичный мир и агент высокоразвитой земной цивилизации будущего, выполняющий в его рамках секретное задание.

На Мидгарде, как в самом деле скоро выясняет Вуко, в самом деле происходит некая загадочная чертовщина — но в начале своего пути он не имеет ответов, столкнулся ли он в самом деле с магией или со следами деятельности какой-то иной, неизвестной землянам технологии. Во всяком случае, довольно скоро он находит на Мидгарде некие артефакты и развалины, позволяющие предполагать наличие на планете развитой, уничтоженной в древности цивилизации. Вдобавок почти все встреченные аборигены твердят ему о неких «урочищах», посетившие которые люди становятся колдунами и обретают странные силы, а также о начале загадочной «войны богов».

Миссия Вуко быстро приобретает необычный оборот — найденная им база научной экспедиции полностью разгромлена, часть ученых мертвы, остальные загадочным образом исчезли... а единственный выживший предстает перед ним натурально вросшим в дерево, обезумевшим и умоляющим его убить. Дальше — больше. Окрестные селения аборигенов страдают от прихода странного тумана, порождающего чудовищ и демонов, а рассказы поселян гласят, что как минимум один из пропавших ученых выжил и посетил их земли, после чего там и начались всевозможные напасти.

Стоит отметить, что сюжет романа закручен достаточно хорошо. Сюжет динамичен, постоянно подбрасывает читателю и главному герою всевозможные загадки. По сути, это роман о попаданце — но роман увлекательный и качественный. Боевые эпизоды сменяются мистическими и несущими на себе отпечаток хоррора, Вуко то машет выданным ему землянами высококачественным мечом, сталкиваясь с монстрами и агрессивными аборигенами, то исследует местные обычаи, пытаясь найти остатки пропавшей экспедиции. Мир раннего средневековья, по которому странствует эмиссар Земли, крайне похож на Скандинавию примерно 10 века, жители посещенной Вуко страны живут в основном морским разбоем, нападая на более цивилизованные страны, и очень напоминают викингов. Соответствующие обычаи прописаны автором убедительно и хорошо.

Линия Вуко — не единственная в книге. Помимо нее, часть действия также отведена молодому принцу из южной империи, одновременно напоминающей древнюю Персию и Китай. Государство, которым правит отец принца по имени Тенджарук, переживает нелегкие времена и столкнулось с выступлениями религиозных фанатиков, которыми руководит загадочная женщина, пришедшая из пустыни, никому не открывающая своего лица и, по всей видимости, владеющая магическими силами. В империи вспыхивает бунт, большая часть армии переходит на сторону мятежников, император убит, а сам Тенджарук становится изгнанником, движимым призрачной надеждой однажды вернуть отцовский престол. Но пока его путь лежит в земли северных варваров — туда же, где уже приключается Вуко. В первой книге тетралогии оба главных героя ни разу не сталкиваются, но дальше, видимо, это непременно случится.

«Ночной странник» не имеет закрытого финала и заканчивается достаточно ярким сериальным клиффхангером. Вуко получает часть ответов, касающихся подоплеки происходящего на Мидгарде — но лишь малую часть, да и то, порождающую еще большие вопросы. Ответы на них будут получены лишь в следующих томах — но я их со временем прочитаю, так как книга произвела достаточно приятное впечатление.

Если говорить о недостатках, то сам образ главного героя получился, на мой взгляд, достаточно плоским. Вуко — типичный герой боевика, смелый, решительный, немного ироничный и в целом не очень оригинально прописанный. Принц Тенджарук тоже не может похвастаться особенной яркостью и представляет из себя обычного фэнтезийного благородного изгнанника, следующего дорогой мести разрушившим его родной дом супостатам. Однако сам мир и сюжет прописаны достаточно ярко, действие динамично, Мидгард полон загадок и тайн — поэтому читать интересно.

Другой проблемой книги я бы назвал тот факт, что автор, кажется, так и не определился, пишет он фантастику о приключениях в далеком космосе или псевдоисторическое фэнтези. С одной стороны, устами Вуко Гжендович постоянно подчеркивает отличия местной фауны и флоры от земной — и собаки тут не собаки, а что-то типа гиены, и лошади не лошади, а эдакий странноватый олень, и вообще все другое и малость непривычное. И местные жители тоже, мягко скажем, не люди — уроженцы Мидгарда ниже обычного человека на голову, в глазах у них огромная радужка, за которой почти не видно белка, череп более узкий, уши заострены, зубы мелкие и их намного больше, на загривке шеи и на плечах обильно растут волосы. В целом получается что-то среднее между гоблином и домовым эльфом-переростком, по-моему — Вуко изрядно загримировали и прооперировали, чтоб он был на местного хоть немного похож.

При этом все обычаи мидгардцев, их быт и уклад старательно повторяют земное средневековье. На севере тут живут вполне типичные викинги, будто прямо со страниц Эдды и саг сошли, на юге располагается не менее типичная восточная деспотия. Атмосфера и обстановка вполне типична для обычного фэнтези, реконструирующего былые эпохи — и реконструирующего, между прочим, достаточно тщательно. Однако постоянные напоминания о том, что эти вполне землеподобные местные жители являются довольно чуждо выглядящими гуманоидами изрядно рушат всю атмосферу. Мне кажется, автор бы избежал этой проблемы, если бы поместил действие не на другую планету, а в параллельный альтернативный мир, населенный обычными людьми и открытый землянами при помощи какого-нибудь пробоя в пространстве — но чего нет, того нет.

Впрочем, в остальном первый том «Владыки Ледяного Сада» произвел на меня достаточно приятное впечатление и вызвал желание пусть и не немедленно, но как-нибудь, как руки дойдут, ознакомиться с продолжениями.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Каору Куримото «Сага о Гуине»

Тик-Так, 7 июля 2019 г. 02:43

Приятное классическое фэнтези, выполненное в традициях «меча и магии». Книги очень короткие, читаются легко. Жаль, что у нас было издано лишь три первых романа.

Оценка: 7
⇑ Наверх