fantlab ru

Все отзывы посетителя R2ssell

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Вадим Панов «Не видя звёзд»

R2ssell, 21 июня 2021 г. 16:28

«Наконец-то!» — вот первая мысль, которая начала посещать меня уже где-то к концу первой трети данного тома. Наконец-то мы снова увидели в цикле то, чего, по сути, не было с «Красных камней белого», а именно — исследование неизвестного. Краеугольный камень лора в целом и образа Помпилио в частности. Который слегка «затёрся» на фоне политики, мести, любви, ненависти — в общем, всей (по моему личному мнению) ненужной для этой вселенной мишуры. Учитывая сколько всего в цикле было сказано о путешествиях «Пытливого амуша» в прошлом, было, мягко говоря, странно не видеть элементов «первопроходничества» в настоящем, т.е. начиная с событий на Заграте.

Понятное дело, что новые миры не открываются по щелчку пальца или прихоти автора и нужно грамотно обосновать их появление в истории. Но всё равно «Не видя звёзд» стал в этом плане глотком свежего воздуха... который закончился в лёгких как-то слишком внезапно. Буквально к середине тома. И своеобразные нотки «Соляриса» и «Земли Санникова» растворились в тексте, как будто их никогда и не было. Учитывая клиффхэнгер в конце, понятно было, что данный том — это лишь часть внутренней ди-, а то и трилогии, но всё равно стартовая неспешность повествования начинает слишком уж быстро сменяться галопом к концу тома. И атмосфера неизведанного практически полностью исчезает...

Можно сделать скидку на то, что Панов, по большей части, коммерческий автор, и у него контракт с издательством на 2-3 книги в год. И это самое издательство буквально требует с него превращения идей и сюжетных концепций в готовый текст с соблюдением графиков и дедлайнов. Но всё равно ощущение поспешности во второй половине книги оставляет неприятный осадок. А может автор сам не понимал, как правильнее развить концепт, что и призвело к излишней сюжетной «скомканности».

Но темы исследования да, однозначно не хватило.

Том в целом неплохой, я даже готов выдать ему авансом 9 из 10 (в надежде на мощное завершение сюжетной арки), но автору уже пора определиться с тем, каким он видит данный цикл — бесконечным сериалом, а-ля «Тайный город», или всё же вселенной с неким финальным концептом, вроде «Анклавов». Хочется верить, что до главных тайн этого мира Панов сумеет добраться раньше, чем ему стукнет 70...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Вадим Панов «Скопление неприятностей»

R2ssell, 25 июля 2020 г. 15:28

Типичный проходной том. Общий сюжет практически не развивается, центральные персонажи активно действуют только в четверти книги. Прочие же три четверти отданы на откуп второстепенным персонажам, приключения которых — это «вещь в себе»: ни к чему не приводят или заканчиваются ничем. И ладно бы это был «спин-офф» вроде «Сокровищ чистого разума», который хотя бы дополнительно раскрывал характеры и образы отдельных героев в чрезвычайных обстоятельствах, так нет же — то же блюдо, под тем же соусом.

Ну и финальный твист —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
появление таинственного Гроссмейстера, видимо, нового «центрального злодея» цикла
Я всегда говорил, подобный ход — это практически гарантированная смерть любому циклу, будь-то книги, фильмы или сериалы. У Панова так уже случилось с Тайным городом с появлением
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ярги
«Герметикон», похоже, ждут те же грабли.

Не пойму я автора... Вот создал он подобный мир, наполнил его многими загадками и тайнами (завеса над которыми не приоткрылась даже к 7-ому тому), оставил ну оооочень много вопросов из разряда «как это работает», а затем начинает уходить в какую-то «марвеловщину».

Зачем?

Мне интересно, тому к 15-ому мы то хоть увидим наконец этот самый Герметикон (планету)? Узнаем, как работает астрелий? Что такое Пустота? Будут ли искать Изначальный мир и разгадывать прочие тайны прошлого? Или том за томом и дальше будем наблюдать за высосанными из пальца конфликтами и «местечковыми потасовками»?

Не знаю... И автор, условия развития цикла которому диктует издатель, думаю, тоже.

Но есть и плюсы —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наконец-то появился задел на глобальный конфликт адигенов и галанитов и это хорошо. «Войнушка» — всегда плюс. Позволяет добавить эпика и зрелищности сюжету

В общем, не так чтобы плохо... Но и далеко не хорошо.

P.S. Опасения по утрате автором «фишки» с «единовременностью действия» и столкновения в одной точке групп персонажей, которой так славились первые тома «Тайного города» в очередной раз подтверждаются. Всё это как бы есть, но... Слишком быстро, скомканно и пресно. «Пришли, наваляли, ушли». Причём «подводка» то осталась прежней, но вот кульминации подобных ситуаций теперь совсем перестали радовать.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Вадим Панов «Прошлое должно умереть»

R2ssell, 9 апреля 2020 г. 11:51

Ну что же, возвращение автора в мир «Герметикона» после длительного перерыва в целом удалось. Роман не лишён чрезмерной мелодраматичности (причём, по обыкновению Панова, излишне приторной и ванильной), но основные элементы: история и география вселенной, развитие центральных персонажей цикла, «экшен» — всё это на уровне.

Впрочем, от главного бича цикла — «местечковости» событий, избавиться пока так и не получось. Хочется уже какой-то «движухи» в мирах Ожерелья, а не очередных «бисерных» разборок. Я понимаю, что образ Помпилио, как путешественника, не может функционировать без этих самых путешествий по Герметикону, но камон, Вадим Юрьевич, 6-ой роман цикла, 9 лет от его начала, пора бы уже немного начать приоткрывать завесу тайны над самим Герметиконом (планетой), системой перемещений в Пустоте, выводить в центр цикла конфликт «галаниты-адигены» и делать Помпилио одним из его центральных участников. А то «туману» в первых романах нагнано много, но он что-то всё никак не желает рассеиваться.

Или мы в итоге получим очередной «ключ трёх рас»? Не хотелось бы...

В общем, по факту «Прошлое» выглядит где-то на 7 из 10, но балл прибавляю авансом, в надежде, что издательство наконец-то позволит В.Ю. разгуляться и сконцентрировать свои творческие усилия именно на «Герметиконе». Ведь заметно, что на данный момент это его любимый цикл, причём до сих пор имеющий недюжинный потенциал к развитию.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Вадим Панов «Аркада. Эпизод первый. kamataYan»

R2ssell, 16 мая 2019 г. 23:44

Начало очередного цикла от Панова и очередное же обещание себе не браться за него, не читать, не разочаровываться вновь, но... В который раз не удержался. Почему? Dum spiro, spero...

Хочется верить, что тот, настоящий Панов, всё ещё существует на задворках сознания Панова нынешнего. Что рано или поздно он проснётся: злой, негодующий, готовый доказать всему миру (и, в первую очередь, самому себе) – «Я всё ещё могу, слышите?!»

Хочется думать, что «синдром Лукьяненко» не поглотил автора окончательно, и вакцину ещё не поздно изобрести и применить…

Хочется надеяться, что тьма, безысходность и грязь мира реального уйдут из его выдуманных миров если не окончательно, то хотя бы перестанут там доминировать, поглощая сюжет, диалоги и образы персонажей. Иначе вся футурология и антиутопичность (а также магия и мистицизм других произведений) рискуют превратиться в банальный фарс.

Что же касается романа «kamataYan», то он... средний. Не ужасный, как последние опусы с цикла ТГ, но и не дотягивающий до лучших представителей как упомянутого цикла, так и других серий, в частности, «Анклавов». С «Анклавами» сравнение неизбежно, так как у нас тут опять (частично) киберпанк, опять безнадёжное и мрачное антиутопическое будущее, опять «злобные корпорации» и «теневое правительство», в общем – стандартный набор.

Зато нет главного – работающих сюжета и персонажей. Нет фирменной «пановской» динамики повествования и «параллельности действия», нет напряжения (и это перед лицом надвигающегося апокалипсиса!), нет... жизни, что ли. Героям не сопереживаешь, а только начинаешь привыкать к их образам и харизме, как автор играючи сметает часть фигур с доски, как будто говоря – мне лень их развивать. И это при том, что ещё лет 10 назад для него не составляло особого труда вести полдюжины сюжетных линий основных персонажей и обеспечивать яркими сценами полтора десятка второстепенных.

Вот где-где, а в образах героев романа никак не ожидаешь от Панова подобной халтуры. Они же всегда были его коньком! Козырем, краеугольным камнем, который делал историю живой и яркой! Но, видимо, не в «Аркаде». Здесь персонажи слишком поверхностные, пресные, скучные и не интересные.

В связи с этим не работает и второй козырь Панова – философские вставки, составляющие львиную долю «хронометража». Вкупе с яркими образами в других романах – да, всё это ещё смотрелось к месту и не раздражало, а здесь… Если не веришь в персонажа, зачем тебе его мысли и откровения? Правильно, незачем.

Сюжет поначалу неплох, в середине уже начинает вызывать ряд закономерных вопросов, в финале же настолько скомкан, банален и «слит», что хочется лишь повторить знаменитый жест капитана Пикара и задать себе единственный вопрос: «Зачем я это вообще читал?!».

Обрывающиеся или ведущие в никуда сюжетные линии (и это при общей завершенности сюжета), семейные взаимоотношения, вдохновлённые «Игрой престолов», бессмысленные (а часто просто дурацкие) диалоги, неуместные социальные аллюзии и многое другое – всё это превращает готовый роман в не более чем схематичную заготовку оного.

Если бы не общий посыл, который всё же довольно силён и не способен утонуть под тонной мишуры, ситуация была бы совсем плачевной. А так средне, да. Для продолжения цикла автору нужно капитально подтянуть целостность образов, идейную и моральную направленность и добавить динамики. Ну и не забывать, что «социальная фантастика» — это отдельный жанр, и её аляповатые элементы не способны автоматически приписать роман к данному направлению, а значит попросту не нужны.

Тогда ещё есть шанс вытащить этот мир из болота.

А лучше плюнуть и вернуться в «Герметикон»…

Оценка: 6
– [  7  ] +

Вадим Панов «Искажение»

R2ssell, 21 октября 2018 г. 14:48

«Искажение» — отличное название. Оно отображает всю суть мировоззрения человека, когда-то пытавшегося создавать миры, а не криво отражать реальность через призму собственных произведений.

Для меня эта книга делится на 2 части. Одна состоит из 5 макамов и является неплохим развитием идей «Отражения», заполняя недостающие кусочки пазла в истории этого мира. Вторая — это макам XIV... После прочтения которой как-то сразу захотелось пойти принять душ, чтобы смыть с себя всю ту мерзость, что вылилась из её строк. Я понимаю и принимаю право автора на собственную точку зрения по поводу тех или иных политических или социальных событий. Не понимаю лишь того, зачем тянуть всё это в художественное произведение мистико-фантастического характера, без ярко выраженного социального фундамента. Нет, над похождениями некой дамы с косой-бубликом в «Тайном городе» ещё можно было посмеяться, но вот всё, что было дальше... Очень жаль, что ограниченность мышления, узколобость и поедание пропаганды распространяется даже на, казалось бы, самые просветлённые, «культурные» слои населения, задача которых как раз в том, чтобы видеть истину и попытаться донести её другим. Жаль, что из-за действий узкого круга радикалов, которые, так уж сложилось, сейчас принимают решения (зачастую — спорные) в отдельно взятом государстве, жители соседних стран позволяют себе мешать с грязью и дерьмом всю их нацию...

Но вернёмся к произведению. В общем, первая часть получает от меня 7 баллов, вторая — 1, итого — 4.

Не воспринимайте эту оценку всерьёз. В конце концов, что безмозглый трипал может смыслить в литературе...?

Оценка: 4
– [  12  ] +

Вадим Панов «Отражение»

R2ssell, 16 мая 2018 г. 23:22

Итак, «Отражение». Новый (ну, по крайней мере я добрался до него только сейчас) роман-антология Панова (и, хвала Спящему, в этот раз это действительно Панов, а не очередной «литнегр» под его вывеской), новый виток знакомой истории Тайного города, только в другом антураже, сильно напоминающем «Дневной дозор». Те же «тёмные»: любящие, страдающие, скорбящие, познающие себя и окружающий мир, но в то же время никак не уравновешенные «светлыми». И в этом заключается главная ошибка автора. Чтобы нормально раскрыть Тьму, нужно показать и Свет. Чтобы показать все глубины Зла, нужно продемонстрировать всеобъемлющую силу Добра. В первых «Дозорах» это было, в «Тайном городе» мы тоже это видели, а в «Отражении»... здесь есть только Зло. Первородная, единственная сверхъестественная сила, управляющая сюжетом и ключевыми персонажами. Нет, в противовес Отражению автор вроде мы номинально записывает День, но в то же время заселяет его обычными людьми, с их пороками, страстями и беспомощностью перед силами Тьмы. И не пытается романтизировать последнюю, а «включает Кинга» и прямо таки загоняет читателя в пучину безысходности. Вадим, Вадим... Ну не быть тебе «королём ужаса», как не пытайся. Одно дело — абстрактная мистика «Таганского перекрёстка», и совсем другое — прямое, практически не завуалированное послание: окружающий нас мир — мерзость и дерьмо. Такое ощущение, что всю свою доброту и любовь автор решил сконцентрировать в детском цикле об Ириске, а взрослой публике оставить только эту часть своего творчества.

Не знаю как вам, а мне вот поначалу было противно от такого подхода. Просто мерзко на душе... И к концу романа это чувство не исчезло, лишь немного притупилось.

Да, окружающий нас мир не идеален. В нём полно грязи, жестокости и порока. Не если видеть вокруг только это, то можно хоть сейчас лезть в петлю или придумать другой способ самоубийства. Без надежды, без веры в Свет наша жизнь лишена всякого смысла.

Но почему-то Свет мы связываем исключительно с религией, а мифологию отдаём на растерзание Тьме.

Нет, у многих авторов тёмная мифология выглядит исключительно органичной, но Панов — не из их числа. Таким авторам, как он, нужно соблюдать повествовательный баланс, иначе весь созданный мир начинает трещать по швам. Именно это (в моём представлении) случилось с «Отражением». Сеттинг романа скорее отталкивает, чем привлекает, и на то есть объективные причины. Если раньше его «тёмные» герои обладали честью, благородством, принципами, то теперь подобного не наблюдается. Да, есть некоторое подобие «кодекса», но оно абсолютно не вяжется с базой этой мира. Базой, построенной на крови, ужасе, инстинктах и звериной жестокости.

Вторая главная претензия — попытка совместить современные реалии и тренды с мифологией. Лукьяненко уже на этом погорел, теперь, видимо, пришла очередь Панова. Одно дело — вплетать окружающие нас реалии в городское фентези, и совсем другое — строить на этих реалиях сюжет. «Лайкеры» и блогеры наравне с древним инфернальным злом, серьёзно? Выглядит довольно глупо и жалко, если честно. Да ещё и притянуто за уши. Одно дело — отправить летающий ДеЛориан на Дикий Запад, и совсем другое — пририсовать «Бугатти» к фото английских кэбов 19 века и заявить, что так и было.

Так и с «Отражением». Если к первой половине книги ещё можно было отнестись как к излишне мрачноватой мистике, то вторая половина начисто убивает её мистический дух.

В итоге после прочтения остаются двойственные впечатления. Вроде бы и радостно, что Панов развивает новый сеттинг, но с другой стороны — немного боязно от того, КАК он это делает. Тем более, зная, сколь быстро он может остыть к своей идее и так и не довести её до логического завершения.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Вадим Панов «Поцелуй Уробороса»

R2ssell, 23 сентября 2017 г. 23:26

Не знаю, как описать свои ощущения после прочтения этой, прости Спящий, «книги». Гнев, растерянность, раздражение, обида, грусть, стыд — это лишь небольшая крупица из целого вороха эмоций, оставшегося после прочтения.

Для начала — кто бы не заявлял обратного, даже сам автор цикла, эту книгу писал НЕ Панов. Любой мало-мальски авторитетный литературный анализ это подтвердит. Да и без него ощущение «чужого пера» начинает появляться едва ли не с первых страниц. Мотивация героев, не свойственная им манера общения, множество словесных оборотов, ни разу не использованных до этого Пановым, внезапно (и опять же впервые) появляющиеся артефакты и арканы — всё это выдаёт подделку с головой. Кроме того, складывается впечатление, что задействованный «литературный негр» если и знаком с циклом, то крайне поверхностно. Ну не станет Панов через предложение называть Яну просто «Маннергейм», он этого никогда раньше не делал и делать бы не стал. Да и все прочие, полюбившиеся за долгие годы существования цикла, герои, мягко говоря, не похожи на самих себя.

Признаюсь, я не читал всю ту потенциальную фанфик-графоманию (и судя по оценкам, правильно сделал), что выходила «в соавторстве» за последние 3 года, сосредоточившись исключительно на тех книгах, что декларировались автором как «сольные». И да, труд «литературных негров» в этой серии автор использует не впервые, а начиная ещё где-то с «Запаха страха»... НО! Никогда раньше не возникало настолько сильного ощущения обманутых ожиданий, как сейчас. Перерыв в 3 года, наконец-то объявленное возвращение в серию, и... Обман. Фейк. Грязный трюк, с помощью которого увеличивается тираж издания, которое, по сути, тот же фанфик, только без упоминания имени настоящего автора на обложке... И пришедшие обида и злость на демиурга серии. Который так и не смог лично поставить достойную точку в цикле, как сделал это с теми же «Анклавами». Цикле, который сделал его по настоящему знаменитым. Знаю, он неоднократно заявлял, что «Тайный город», по сути, невозможно завершить и все изданные книги — это лишь малый кусочек истории этого мира... Но грифон вас возьми, Вадим Юрьевич, почему всё должно происходить ИМЕННО ТАК?! Почему один из когда-то самых захватывающих циклов городского фентези должен скатываться в столь откровенную жрицу домена Сокольники?! Неужели обязательно идти по стопам Лукьяненка и «сливать» серию, как тот сделал с «Дозорами»? Или, может, стоило бы взять себя в руки, и, вместо того, чтобы плевать в душу фанатам «Тайного города», наконец-то самолично завершить все основные сюжетные линии, и уже ПОСЛЕ отдавать серию на откуп фанфикшену? Ведь помимо «всплывающих» по всему простору России «легендарных» (хоть и не упоминаемых раннее в серии) артефактах, есть же столько материала для «спин-оффов», особенно приквельных. Эх...

Ладно, давайте теперь о книге. Если абстрагироваться от «чужого пера» и порой абсолютного отсутствия логики и здравого смысла в действиях и словах персонажей, а также сюжетных ходах, то местами текст всё же приемлемого литературного уровня, и ближе к финалу развитие событий даже по старинке запойно захватывает... и тут же разбивается об абсолютно идиотскую концовку, заслуживающею разве что гифки с той самой куклой и её коронным «Вот это поворот!». Замах на рубль, удар... ну, вы поняли.

В общем, как ни прискорбно, но, пожалуй, придётся окончательно похоронить для себя ещё один отличный (когда-то) цикл...

P.S. Теперь уже с опаской жду «возвращения» автора в «Герметикон».

P.P.S. Объективно балл должен быть выше, но столь явная «обманка», ИМХО, большего не заслуживает.

Оценка: 3
– [  55  ] +

Сергей Лукьяненко «Шестой Дозор»

R2ssell, 3 января 2015 г. 17:22

Да уж, история Светлого мага Антона Городецкого действительно закончилась... Хотя, имей автор хоть толику уважения к своим читателям, закончилась бы она на 3-ей, максимум — 4-ой книге. Но погрязшему в империалистическом шовинизме сытому бюргеру «нового русского типа», бывшему когда-то «отечественным фантастом №1», надо кормить семью и собственные амбиции, в непродуктивной попытке удержать планку качества своих произведений, а на деле лишь продлевающей агонию и нещадно эксплуатирующей старые идеи и наработки. Сказать, что автор творчески выдохся — это не сказать ничего. Ибо все его мысли теперь заняты только продвижением особо удачных книг за рубежом и составлением «авторитетных» политических писулек в своем ЖЖ.

Что можно сказать о самой книге? Ничего однозначного. Разве только повторить аллегорию самого автора о фальшивых ёлочных игрушках, которые совсем не приносят радости... Да, местами интересно и «запойно», но больше из-за полюбившихся героев и стремлении оставаться с ними подольше, чем из-за мастерских сюжетных твистов. Местами горько и противно до тошноты, со всеми этими «аллюзиями» на события в реальном мире, а особенно из-за шовинистических замашек бывшего жителя «второсортной» (заранее извиняюсь за определение, сам так отнюдь не читаю, просто в качестве отображения ситуационной иронии) советской республики, заделавшегося теперь «русским до мозга костей» и принижая другие национальности разнообразными штампами и клише. Подобный шовинизм проглядывался в произведениях автора и раньше, а теперь вообще вышел на пик бредовости и погряз в пучине безвкусия. Да, грамотная политическая сатира всегда ценилась очень высоко, но, простите, где вы видите здесь политическую сатиру? Я её разглядел только в «закарпатском вампире Петре», даже развеселился немного, не смотря на то, что сам украинец, и варюсь в другом котле, из которого черт, его помешивающий, видится немного под иным (даже Иным) углом. Ну да не будем об этом. Всё это грязная политика, которая не стоит обсуждения на литературном сайте. Обидно, правда, что не все литераторы аполитичны, особенно когда иного не требуется, но что уж тут поделаешь... ИМХО, как говорится, причем то ХО, которое Хрен Оспоришь.

Если говорить статистически (что и подтверждается рейтингами на этом самом сайте), то вся серия «Дозоров» — это движение по ниспадающей кривой, или, если оперировать другими метафорами — поезд, движущийся под откос.

«Ночной», «Дневной» Дозоры — великолепное городское фентези, качественно раскрывающее две стороны древнего конфликта, борьбу Добра со Злом, где Зло не столь уж черно, а Добро не боится запачкать грязью свои белые одежды.

«Сумеречный дозор» — некий микс, который призван показать, что Свет и Тьма имеют свойство перетекать друг в друга. Всё ещё неплохо в литературном плане, но уже сделан огромный шаг назад в плане идейном. Потерян дух бескомпромиссного противостояния, выброшен на помойку стержень конфликта, и даже идея объединения непримиримых соперников перед глобальной угрозой не отменяет тот факт, что начиная с этого тома Тьму как сюжетный мотиватор безнадежно и бесповоротно «слили».

«Последний дозор» — откровенная «попса», и, в то же время, первый звоночек читателю, надеющемуся увидеть финал истории, что автор тот ещё «стёбщик» и «тролль», и забивать курицу, несущую золотые яйца, он пока не намерен. Да и вообще, наверное, не намерен... учитывая недавно возникшую межавторскую серию во вселенной «Дозоров». Читать всё ещё интересно, но уже видны «подгонки» повествования под сюжетные загадки, а не наоборот.

«Новый дозор» как результат 7-летнего ожидания и фанатского нытья «ну напишите о Дозорах, Сергей Васильевич, ну позяяяяя» откровенно разочаровал. Опять пророчества и загадки, опять сюжетная подгонка, совершенно пресный главный антагонист (очередной безвольный инструмент, которому, в отличии от более раскрытой сущности зеркала Виталия Рогозы, совершенно не сопереживаешь). Да, есть определенная динамика, но все же очередная порция шовинизма и политиканства, получившие постоянную прописку в новых произведениях Лукьяненка — вовсе не то, чего стоит ждать 7 лет. Это не Мартин, который, не смотря на солидный возраст, методично и неспешно прорабатывает все сюжетные линии и всех персонажей, как бы намекая фанатам: «Хотите качества? Тогда ждите, сколько потребуется». Это Лукьяненко, который, при желании, пишет за полгода максимум. Но который теперь живет сытой и довольной семейной жизнью, как тот лев, который при всех своих силах, спит по 20 часов в сутки, а в редких периодах бодрствования, устав от постоянных напоминаниях прайда, что неплохо бы заловить 1-2 косули на ужин, в итоге с ленцой догоняет стадо тех, удовлетворяясь слабыми и отставшими. А ведь были времена, когда он непременно погнался бы за самой быстрой и неуловимой добычей, просто ради того, чтобы разогнать кровь и показать всем, что именно он — царь, и любые его желания неизменно воплощаются в жизнь. А теперь поймал старую и хромую — ну и ладно, сойдет, чтобы на время забить всем глотки куском жилистого мяса, больше похожего на резину.

Ну и наконец, последняя (а последняя ли?) книга о похождениях Антона Городецкого. Как сам автор обозначил ещё на ранних этапах её написания — банальная заказуха от «солидного зарубежного издательства». Слеплена кое-как в попытке избавиться от героя, который самому автору уже прилично надоел. И не поставить достойную точку в его истории, а именно «избавиться». Но с заделом на возможное мимолетное «гостевое» возвращение (а вдруг фанаты опять заноют? кушать то всё ещё надо, детей растить ну и т.д.). В общем, совсем как с сериалом «Декстер» — даже не открытая концовка, а явный плевок в лицо всем поклонникам серии, мол «это мои марионетки, дергаю их, как хочу!». Да, без эпилога, не смотря на все явные нестыковки сюжета, писАние впопыхах и «абы как», заигрывание (даже переигрывание, я бы сказал) с нумерологией (ох уж все эти красивые циферки), очередные сюжетные подгонки и срывание в «Санта-Барбару», ещё можно было бы принять финал этой истории. Но эпилог... да уж, та часть Двуликого Лукьяненка, которая в последние годы стала очень злой, явно рассердилась на нас всех...

Оценка: 5
⇑ Наверх