Шерлок Холмс и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shakko» > Шерлок Холмс и искусствоведение
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Шерлок Холмс и искусствоведение

Статья написана 28 января 18:21

Живописец Жан-Батист Грёз как иллюстрация злокозненности Мориарти.

Как выяснилось про прочтении нового перевода романа Конан Дойля "Долина ужаса", великий детектив баловался искусствоведением и арт-экспертизой, более того, он использовал их для доказательства преступной деятельности.

Но неудачно!!!

Давайте вникнем.

***

Долина страха. Пер.Л. Бриловой // Конан Дойль А. Долина Страха. Записки о Шерлоке Холмсе. Иностранка, 2023. ISBN: 978-5-389-22018-8. С. 25-26.

цитата

Холмс, посмеиваясь, потер себе руки.

— Отлично! — сказал он. — Отлично! А скажите-ка, дружище Макдональд, где состоялась эта приятная и трогательная беседа — в кабинете профессора?

— Да.

— Красивая комната, верно?

— Очень красивая, ничего не скажешь, мистер Холмс.

— Вы сидели перед письменным столом?

— Да.

— Вам солнце светило в глаза, а лицо профессора было в тени?

— Ну, дело было вечером. Помню, правда, мне в лицо светила лампа.

— А как же. Вы, случаем, не обратили внимания на картину над головой у профессора?

— Я приметлив, мистер Холмс. Наверно, у вас научился. Да, я видел картину: молодая женщина, положила руки под голову, смотрит на зрителя скоса.

— Работа Жана-Батиста Грёза.

Инспектор силился выказать интерес.

— Жан-Батист Грёз, продолжал Холмс, соединяя пальцы домиком и откидываясь на спинку кресла, — В французский художник, чей период расцвета продлился с тысяча семьсот пятидесятого по тысяча восьмисотый годы. Я, разумеется, имею в виду его творчество. Современные критики более чем разделяют высокую оценку, которую давали художнику его современники.

Взгляд инспектора сделался рассеянным.

— Не лучше ли нам... — начал он.

— Не лучше, — прервал его Холмс. — Все, что я говорю, имеет самое прямое и существенное отношение к истории, которую вы назвали Берлстоунской загадкой. В некотором смысле — составляет ее сердцевину.

Макдональд выдавил из себя улыбку и, словно прося о поддержке, обратил взгляд ко мне.

— Мне не угнаться за вашими мыслями, мистер Холмс. Вы опускаете звенья в цепи рассуждений, и я неспособен заполнить пробел. Бога ради, какая связь между покойным живописцем и Берлстоунским делом?

— Нет таких знаний, которые не могли бы пригодиться сыщику, — заметил Холмс. — Даже тот тривиальный факт, что в тысяча восемьсот шестьдесят пятом году, на аукционе Портали, за картину Грёза «La jeune fille a l’agneau» («Девушка с ягненком») было заплачено более четырех тысяч фунтов, мог бы навести вас на некоторые мысли.

Мысли и вправду зародились. Взгляд инспектора оживился.

— Напоминаю, — продолжал Холмс, — что сведения о величине профессорского жалованья можно уточнить по нескольким надежным справочникам. Оно составляет семь сотен в год.

— Тогда как же он мог купить...

— Именно! Как?

— Ага, любопытно, — задумался инспектор. — Давайте дальше, мистер Холмс. Меня это увлекло. Красота!

Холмс улыбнулся. Как всякому подлинному художнику, ему всегда льстило искреннее восхищение.

(...)

— Как бы то ни было, теперь вы поняли, что картина говорит о немалом богатстве владельца. Как он его приобрел? Профессор не женат. Младший брат — начальник железнодорожной станции на западе Англии. Кафедра приносит семь сотен в год. Однако же в его собственности находится Грёз.

— Ну и?

— Вывод понятен.

***

Примечания к этому новому русскому изданию, созданные на основе всех авторитетных иностранных комментаторов, гласят:

[с. 558-559]

цитата

Жан-Батист Грёз (1725-1805) — французский живописец, автор мелодраматичных жанровых сцен и портретов, из которых наиболее прославлены были женские; умер в бедности. Макдональд описывает его картину «Девушка со сложенными руками», которая хранилась в Национальной галерее Шотландии. Вероятно, Мориарти похитил ее, подменив копией.

С. 26. ...на аукционе Портали... — Ошибка Дойля: речь идет об аукционе в частной парижской галерее Пуртале.

«La jeune fille a L'agneau» («Девушка с ягненком») — картина «Невинность», известная также как «Девушка с ягненком», реальна. При этом слово «agneau» может быть намеком на Адама Уорта, который украл картину Гейнсборо из галереи «Thomas Agnew & Sons».

...было заплачено более четырех тысяч фунтов... — В «Стрэнде» и американском издании: «...было заплачено миллион двести тысяч франков, то есть более сорока тысяч фунтов...». Некий искусствовед указал Дойлю на то, что ни одну картину еще не продавали за такую сумму. Писатель в ответ сослался на статью о Грёзе в одиннадцатом издании «Британской энциклопедии». Однако это была опечатка: «Девушку с ягненком» продали за 100 200 франков, или 4000 фунтов (как полагают сейчас, это был не оригинал, а копия). Дойль исправил ошибку в книжном издании.

_____________

Итак, что описано в этой сцене? Расшифровываю.

Холмс поступает также, как многие другие знатоки искусства сегодня -- использует анализ арт-объектов, помещенных в личном пространстве интересующего его человека, чтобы оценить его доходы.

Для этого смотрящему необходимо:

а) опознать произведение искусства, атрибутировать его. В первую очередь -- узнать автора; сложнее -- конкретное произведение.

б) произвести анализ рынка, чтобы выяснить среднюю цену на произведения художника.

в) желательно выяснить, каким образом работа могла попасть к владельцу.

Что делает Холмс по этому списку?

а) Судя по тексту, Холмс делает только первое: опознаёт руку Грёза. Конкретное произведение называют комментаторы книги, предполагая, что оно украдено, но об их версии мы поговорим отдельно.

Познаниям Холмса во французской живописи его фанаты не удивляются, учитывая, что в "Случае с переводчиком" он прямым текстом говорит, что его бабушка была сестрой французского художника Верне. Не уточняя, правда, был ли это Клод Жозеф Верне, Карл Верне или Орас Верне. Традиционно считается, что речь идет о последнем и самом младшем из них (его годы жизни -- 1789-1863). Его автопортрет 1835 года, хранящийся в Эрмитаже, вполне мог бы сойти за иллюстрацию к рассказу о его "внучатом племяннике". Есть даже заметка в авторитетном журнале Nature, где говорится, что изображения Ораса Верне и его отца имеют с эталонными иллюстрациями к "Холмсу" работы Пейджета физиогномическое сходство -- орлиный нос и пронзительно умные глаза. (Ну, то есть Шерлок, наряженный по наполеоновской моде, выглядел бы как-то так).

Автопортрет Ораса Верне

б) Холмс ошеломляет своего собеседника, полицейского инспектора, называя ему цену на полотно Грёза "Девушка с ягненком". Из текста, однако, не ясно, висит ли у Мориарти именно эта картина, или это просто факт для сравнения, аналитика стоимости Грёза. (В более ранних переводах на русских ситуация еще не ясней).

Если это просто факт для сравнения, то Холмс делает стандартную ошибку, которую сейчас повторяют все люди, обретшие на антресолях картину с подписью "Айвазовский". Они заходят в интернет, находят там фразу "Аукционный рекорд на произведения художника по-прежнему составляет £2,4 млн, он принадлежит картине «Американское судно у скалы Гибралтара», проданной на Christie's в 2007 году", и думают, что их картина должна стоить столько же. Однако "рекорд" он на то и рекорд! Их устанавливают страстные коллекционеры-миллионеры, которые в этот день выспались, и увидели, вдобавок, в аукционном зале своего злейшего врага-конкурента по собирательству. В обычную погоду цена на того же самого художника может зависеть от чего угодно: красоты картины, ее размера, техники, сохранности, наличия документов, стремления продать побыстрее. Пример: вот Айвазовский длиной в 40 см, продан за ок. 100 тыс. долларов.

Сделка на Pourtalès состоялась, тем более, в 1865 году, а действие романа, опубликованного в 1915 году происходит в 1890 году. Да за это время художник мог в десять раз обесцениться!

"Девушек с ягненком" у Греза много. О какой именно идет речь в тексте? Узнаем позже.

Забыла об очень важной стадии атрибуции: определить технику. Две работы одинаковые на фоточках в интернете, но одна холст-масло, вторая -- пастель, третья -- литография -- это совсем разные цены. Условно 10 тыс. долл. / 1 тыс. долл. / 100 долл. Живой сегодняшний опыт подсказывает, что некоторые люди не способны отличить живопись от графики даже в реале. Даже от фоторепродукции, качественно напечатанной, не способны отличить!

Таким образом, говорить о точной стоимости Грёза у Мориарти на основе имеющейся информации невозможно.

Вот если бы это был Рубенс или Леонардо -- это сразу была другая ценовая категория, не требующая уточнения. Интересно, почему Конан Дойль выбрал именно Грёза?

Впрочем, из уважения к Холмсу давайте примем версию, что он все это знал, и просто нагнетал атмосферу для воздействия на психику полицейского большими цифрами. Тем более, что как мы прочли в комментариях, изначально цена была на нолик больше (а, кстати, наверно поэтому Конан Дойль и взял Грёза, из-за несопоставимости цены и узнаваемости).

в) у Холмса нет информации, как картина могла попасть к владельцу. Если бы это была именно "Девушка с ягненком" с аукциона, это бы действительно могло служить доказательством его жизни не по средствам. Но (тут голосом Жеглова): он мог ее украсть, ему ее могли подарить, в конце-концов, он мог получить ее в наследство (в Англии так бывает, не правда ли?)

И, кстати, эти 35 прошедших лет между аукционом 1865 года и диалогом 1890 года доказывают, что Мориарти-таки не покупал эту картину сам.

Потом, инспектор, описывая картину на стене, упоминает сложенные руки, но не говорит об овце, хотя это первое, что бросается в глаза. Все-таки это две разные картины, примем это.

Теперь поговорим о комментариях.

Я могу их дополнить.

...."Макдональд описывает его картину «Девушка со сложенными руками», которая хранилась в Национальной галерее Шотландии. Вероятно, Мориарти похитил ее, подменив копией."...

Действительно, описание "молодая женщина, положила руки под голову, смотрит на зрителя скоса" подходит к этой картине Греза из шотландского музея.

Впрочем, оно подходит и к этой картине Греза из музея Фабра в Монпелье.

Подходит оно и к этой копии из частной коллекции...

Эта картина Грёза относится к поджанру "головок", который из-за своей слащавости пользовался большой популярностью в 18 веке. Грёз часто повторял или варьировал свои коммерчески успешные вещи, с его живописи делали много копий.

Так что, когда речь идет о столь плодовитом и "одинаковом" художнике, для научных комментаторов предполагать, что этот предмет -- украденный, а не дубль, достаточно смело. (Помните, мы так про "Прасковью Тулупову" подумали, что ее украли с "Мосфильма", а оказалось, их минимум 5 штук автор изготовил).

Такой комментарий оправдан, если для этого есть основания, как в случае с "Веллингтоном" Гойи, который в реале был украден, а в кино через пару лет "найден" в штаб-квартире "Спектра". То есть, если бы около 1890/1915 года в Британии ходили слухи, что в Галерее Шотландии какие-то проблемки, комментарий был бы обоснован.

...«La jeune fille a L'agneau» («Девушка с ягненком») — картина «Невинность», известная также как «Девушка с ягненком», реальна. При этом слово «agneau» может быть намеком на Адама Уорта, который украл картину Гейнсборо из галереи «Thomas Agnew & Sons».

Речь идет не просто о "картине Гейнсборо". А о портрете герцогини Девонширской! Кража которого была очень громкой.

А вор Адам Уорт -- это не просто вор, а очень известный преступник по прозвищу The Napoleon of Crime. Он считается одним из прототипов Мориарти. Видимо, из-за этого в ассоциациях комментаторов срифмовались "ягненок" с картины Греза и обкраденный галерист Agnew.

Подробней о краже портрета и его весьма своеобразном возвращении я писала здесь.

"...было заплачено более четырех тысяч фунтов... — В «Стрэнде» и американском издании: «...было заплачено миллион двести тысяч франков, то есть более сорока тысяч фунтов...». Некий искусствовед указал Дойлю на то, что ни одну картину еще не продавали за такую сумму. Писатель в ответ сослался на статью о Грёзе в одиннадцатом издании «Британской энциклопедии». Однако это была опечатка: «Девушку с ягненком» продали за 100 200 франков, или 4000 фунтов (как полагают сейчас, это был не оригинал, а копия). Дойль исправил ошибку в книжном издании".

Вот эта статья в 11-м издании энциклопедии, выложенная онлайн, там действительно есть этот лишний нолик. К сожалению, 12-е издание и далее защищены копирайтом, онлайн его нет, поэтому мы не знаем, когда опечатка была исправлена. В современной версии куска про цены вообще нет.

Однако именно эта опечатка объясняет, почему Конан Дойль выбрал для украшения интерьера Мориарти именно Грёза.

Давайте взглянем на инфляцию.

Речь идет не просто о "картине Гейнсборо". А о портрете герцогини Девонширской! Кража которого была очень громкой.

100 200 fr. / £ 4000 in 1865 is worth £ 629 838 today = 71,6 млн рублей в 2024 году

£ 4000 in 1890 is worth £ 644 152 today = 73,2 млн рублей в 2024 году

£ 4000 in 1915 is worth £ 515 322 today = 58,5 млн рублей в 2024 году

Картина за 58 миллионов рублей в квартире профессора, конечно, впечатляет, но за 580 млн впечатлила бы полицейского сильнее.

Исправление опечатки испортило эффект от сцены. (Это как сейчас описать интерьерчик обычного зубного врача со "Спасителем мира" Леонардо на стене: хм, нормальный человек подумал бы, что это просто копия).

И, поскольку Грёз в этой сцене только из-за своей стоимости, считать, что этот сентиментальный художник выражает вкусы Мориарти и как-то его психологически характеризует, уже лишнее. Грёз -- это совершенно стандартный викторианский вкус, все такое покупали.

***

Мне, кстати, стало жалко, что в комментариях не указана фамилия "некого искусствоведа" с цепким глазом.

И я нашла статью по нашей теме.

Jack Tracy. The Portalis sale of 1865 // Sherlock Holmes by Gas-lamp: Highlights from the First Four Decades of the Baker Street Journal. Fordham Univ Press, 1989. P. 280-285.

Вот что там рассказывается о "Пуртале", откуда происходит Грез.

Оказывается, у комментаторов, которые написали "речь идет об аукционе в частной парижской галерее Пуртале" -- ошибка.

Жил-был в Париже коллекционер по имени James-Alexandre, Comte de Pourtalès-Gorgier (1776-1855), у которого была одноименная галерея. Скорее всего, по описанию его образа жизни, это была не галерея-магазин (где проходят распродажи), а "моя личная галерея, где я красиво развесил по стенам свои картинки" (как у раннего Третьякова). Согласно завещанию этого графа, распродажа его коллекции произошла через 10 лет после его смерти. В феврале и марте 1865 года коллекция была продана на аукционе и принесла его наследникам в общей сложности почти 3 миллиона франков.

Каталог был на 500 страниц, и на торгах, как сообщалось, «присутствовали представители всех значительных музеев и коллекций Европы». Были представлены Тициан, Да Винчи, Мурильо, Веласкес, Рембрандт, Деларош и множество других.

Самым дорогим предметом оказался "Портрет кондотьера" Антонеллы да Мессина, выкупленный Лувром за 113 500 франков.

Указанная картина Грёза заняла второе место -- 100 200 франков.

Это говорит о месте Греза в тогдашней иерархии вкуса.

Для сравнения -- еще у графа был Веласкес, но за него Лондонская национальная галерея заплатила всего 37 тыс франков (и сочла это удачной покупкой). Но тут я вам объясняю ценообразование на конкретных примерах: у Греза была секси-герл, а у Веласкеса -- труп несвежий.

Со временем искусствоведы переатрибутировали картину "Мертвый солдат": больше она не считается работой Веласкеса, а просто неизвестный итальянский художник 17 века.

Другие музеи тоже поживились. На сайте Британского музея, например, около 70 связанных с ним предмета: агент музея, видимо, сделал упор на амфоры.

Greuze, Lot No. 264 в каталоге назывался не «La jeune fille a L'agneau» («Девушка с ягненком») -- тут 11-е издание Британской энциклопедии снова ошиблось. Название было "Innocence" ("Невинность").

Известно, что тогда Греза купил некто Ван Крик (Van Cryck), который, как полагают, был агентом ряда коллекционеров.

Этот Грез вновь появился на арт-рынке в 1920-х годах, а в 1918 году он (т.е. уже после выхода романа) стал предметом судебного иска по поводу его продажи из коллекции виконтессы де Кюрель. Подлинность картины была поставлена под сомнение, и она перестала считаться работой Греза! Внезапная афера, уже после выхода детектива.

При этом подлинная "Невинность" Греза находится в Коллекции Уоллеса в Лондоне.

Считается, что обсуждаемая нами "картина де Кюрель" (de Curel picture), как она теперь именуется по-научному, копия, сделанная кем-то с оригинала в Уолласе в 18-19 веке.

В 1951 году эта копия принадлежала О. Легенхоку из Парижа (O. Leegenhock), который впоследствии с ней расстался. Ее нынешнее местонахождение неизвестно, подытоживает статья шерлокианца 1976 года.

"Девушка с ягненком" ("Невинность") в собрании The Wallace Collection

Копий этой "Невинности" на рынке много, какая именно могла принадлежать графу -- надо исследовать отдельно, с линейкой в руках.

Мы узнали больше об упомянутом аукционном рекорде и точно установили, как выглядела картина, названная Холмсом по имени. (Фамилии бдительного искусствоведа -- так и нет, надо искать еще в более серьезных комментариях к шерлокиане).

Давайте теперь углубимся в тему второй картины, со сложенными руками.

Экземпляр в шотландском музее находится там с 1861 года, про французскую картину -- неизвесно, т.е. узнать цены на них в 19 веке мы не можем. Надо смотреть аналоги.

Что известно о ценах на Греза в конце 19 -- начале 20 века в принципе? Давайте проверим, продолжал ли он цениться "дороже Веласкеса".

  1. "Девушка", проданная на той же распродаже Пуртале в 1865 году за 2500 франков (1,7 млн. руб). Почему такая разница колоссальная, в 40 раз, непонятно. Быть может, она маленького размера.

  2. Головка "L'Effroi" продана в 1870 году из коллекции Демидова-Сан Донато за 11 200 тыс. франков (это в десять раз меньше, чем обсуждаемый рекорд пятью годами ранее, т.е. 6-7 млн. руб.).

  3. "Триумф Гименея" в 1900 продан из коллекции вел. кн. М. Ник за 25 тыс. франков (= 112 тыс. евро сегодня; замучалась, пока нормальный калькулятор для исторических франков нашла, вот пусть ссылка тут лежит; 10 млн. руб.). Причем это двухметровая картина, что обычно влияет на стоимость.

  4. Другая "Девушка с ягненком" в 1913 году продана за 13 тыс. долл (= 402 тыс. долл. / 36 млн. руб. сегодня).

Очень трудно искать такие старые цены, однако все-таки видно, что рекорд 100 тыс. франков / 70 млн. руб. -- это действительно рекорд, а подлесок цен на Грёза был пониже.

Второй Грез из коллекции Пуртале -- 2500 франков

***

Итак, подытожим:

Британская энциклопедия ошиблась,

поэтому Конан Дойль ошибся,

поэтому Шерлок Холмс ошибся, используя картину Грёза как атрибут какой-то особенной преступности Мориарти.

Наличие картины Грёза на стене Мориарти не доказывает конкретно: картина могла стоить дешево и попасть к профессору как угодно.





61
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх