350 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 350. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга четвертая (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

350. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга четвертая (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)

Статья написана 11 августа 2021 г. 19:51

В Четвёртой книге «Легенды об Уленшпигеле» фрагменты сюжета нагромождаются друг на друга.

Полыхает гражданская война

Начинается всё с того, что Уленшпигель плывёт на корабле повстанцев-гёзов и вещает им о кровавом герцоге Альбе, воспламеняя сердца. Всего одна коротенькая главка — де Костер напоминает, что тема серьёзная. Но кто из художников может нарисовать это? Советский художник может — он владеет навыками мастерства политического плаката. Ю.Иванов сделал фундаментальное полотно: напоминает росписи о комсомольцах-добровольцах времён Гражданской войны.

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)

Смерть Каталины

Далее даётся большой фрагмент, выпущенный в детском варианте «Легенды об Уленшпигеле». Всплывает в последний раз любовник Каталины (отец Неле) — тот, кто оказал влияние и на судьбу Уленшпигеля (украл после казни Клааса горшок с золотом). Чёрного Ганса — дворянина в свите — опознала Каталина, проболталась про старое убийство. Ганса судят, пытают и сжигают на медленном костре. Каталину тоже подвергают испытанию водой (выясняют, ведьма ли она — потонет или нет). Каталина умирает. Неле осиротела (освободилась).

Первые иллюстраторы отражают этот сюжет:

Худ. И.Шабанов (1948)
Худ. И.Шабанов (1948)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)

У позднейших иллюстраторов только у П.Бунина имеется бледная сцена.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Е.Кибрик этот фрагмент в своей сюите полностью проигнорировал — новых иллюстраций по сравнению с сокращённым детским изданием нет. Теперь понимаешь, что Кибрик был прав. Вроде бы важный эпизод, вроде бы завершение параллельной линии сюжета. А на самом деле — повторы о средневековом правосудии, которые уже ничего не могут прибавить к ранее сказанному. Иллюстрировать тут нечего.

Де Костер при жизни в гениях не числился. Это потом ему повезло перейти в разряд авторов для подростков и обрести самых благодарных читателей.

Слово солдата — золотое слово

Запомнившийся с детства фрагмент. Гёзы в ходе какой-то операции пообещали сохранить жизнь противникам, если те сдадутся (чуть ли не Уленшпигель обещал). Но адмирал внёс коррективы и велел повесить 50 сдавшихся монахов (война-то, как тогда было положено, в первую очередь, религиозная). Уленшпигель весь эпизод спорит с адмиралом и постоянно твердит: «Слово солдата — золотое слово». Адмирал впал в бешенство и велел повесить самого Уленшпигеля. Вот как это Кусков изобразил.

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

Уленшпигель вновь на виселице и нет рядом доброго императора Карла из Первой книги, чтобы оценить юмор висельника. Но тут на шею Тилю бросается Неле, берёт его в мужья и снимает с шеи верёвку. Народный обычай. Тиль спасён. Все радуются. Играют свадьбу.

Тржемецкий нарисовал тихую идиллию: Тиль и Неле на ступенях виселицы.

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

А Бунин дал масштабную картину веселья по случаю спасения Тиля (ну может этот художник себе позволить такие сцены!).

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Бунин эту сцену не мог пропустить — у него очень подробное иллюстрирование. А от Кибрика — никакого наброска. Кибрику этот эпизод неинтересен. А просто всё повторяется. Тиль — принципиален и как попугай твердит свой рефрен. Это уже было в Первой книге. Ребёнку-читателю фрагмент западает в душу (картонный герой — то, что надо в этом возрасте). Опять же ломаются уже устоявшиеся шаблоны насчёт священной войны, где правда всегда на одной стороне. Но для психологии героев этот фрагмент ничего не даёт. Вот и нет иллюстрации от Кибрика.

Уленшпигель в плену

В лучших традициях приключенческого романа Тиль (вместе с Ламме и Неле) попадает в плен, ждёт неминуемой смерти, но наступление наших его спасает. Бунин и это рисует.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Вылазка на коньках

Ещё один запомнившийся фрагмент. Гёзы с замёрзших во льдах кораблей на коньках делают вылазку на берег, берут у врага провизию. Обычная партизанщина. Но ведь на коньках! Иллюстрация Константинова.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

Там ещё было накручено: Уленшпигель мимоходом пленил шпиона, нашёл у него деньги за доносы, сдал деньги и шпиона командованию. Шпиона повесили. Есть у Бунина пара картинок про это. Но все эти приключения опять по кругу — Кибрик молчит.

Пленный монах

Ага, наконец-то Кибрик откликнулся. Он явно неравнодушен к Ламме — видимо, у этого персонажа характер повыпуклее. Ламме избрали коком на корабле гёзов (он там, понятно, с Уленшпигелем служит). И Ламме захватил в плен монаха. История с монахом составит главное содержание последней — пятой — Книги романа. Так что ещё встретимся.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Константинов рисует Ламме — воина и кока. А Бунин — крохотную картинку на полях, как Ламме ведёт монаха.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Ну, в общем-то, почти все художники откликнулись на этот эпизод — признали его значимым для сюжета. Иванов сделал целое карнавальное шествие из доставки пленного монаха на корабль.

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)

А Тржемецкий, напротив, рисует отстранённый проход персонажей на фоне притихшего средневекового города.

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Партизанщина на море

Ребёнок все эти хаотические фрагменты, повторяющиеся много раз, читает с жадностью. Художникам уже скучновато рисовать одно и то же. Де Костер — писатель далеко не первого ряда — удерживает сюжет только историческим фоном. А в Книге четвёртой этот фон — морские операции гёзов. Тема всенародной войны — это тема русской истории. Казалось, читая де Костера, что русские и голландские национальные характеры схожи: мы при нашествии свою столицу сжигаем, они свою — затапливают. А вот всенародной борьбы на море в русской истории не было. Морская тема в романе пульсирует короткими главками, но советские художники с жадностью овладевают ею, как будто восполняя и собственную историю. Оно и понятно — Уленшпигель уже давно стал нашим.

Кравченко в первом советском иллюстрированном издании летящий парусник в начале помещал: на заставке к Первой книге в издании 1928 года и на титуле в издании 1935 года.

Худ. А.Кравченко (1928)
Худ. А.Кравченко (1928)
Худ. А.Кравченко (1935)
Худ. А.Кравченко (1935)

Вот что только сейчас заметил: у Кибрика (у которого, конечно, самая продуманная сюита) Книгу четвёртую завершает концовка: Тиль, сидя на пушке, рассказывает байки. Концовка маленькая, а в память врезалась как нечто фундаментальное. Оказывается, в сокращённом детском издании 1970-х гг. эта картинка была сделана как бы шмуцтитулом ко всему роману (после научного предисловия была помещена перед текстом собственно романа). Такой Тиль — пушкарь-балагур — и задавал общую концепцию романа в детском издании.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

Корабли

Наших художников завораживают слова в романе: «На дворе стоял январь, жестокий месяц». Они сразу сопоставляют время и место: получается Брейгель с его обывателями, катающимися на коньках. Но де Костер подбрасывает ещё одну идею: парусный корабль, вмерзший в лёд.

1) Кравченко даёт чуть ли не библейский образ: корабли палят из пушек, а солдаты атакуют по воде как посуху (на чёрно-белой ксилографии ведь не понять, что это лёд).

Худ. А.Кравченко (1928)
Худ. А.Кравченко (1928)

2) У Кибрика и Константинова корабли, вмёрзшие в лёд, — это заставки ко всей Книге четвёртой. Правда, катаются на коньках вокруг кораблей обыватели. Война-войной, а катания никто не отменял.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

3) Зусман посвящает морю две из трёх иллюстраций к этой Книге.

Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)

4) Несколько маленьких гравюр с кораблями в тексте у Константинова.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

5) Малая часть иллюстраций П.Бунина на эту тему

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

6) Весёлый корабль у Иванова.

Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

7) Морские напевы у Тржемецкого.

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Абордажи

Не всегда корабли гёзов были вморожены во льды. Морские бои описаны у де Костера скромно. Художники домыслили за писателя.

1) Даже Кибрик, склонный к психологизму, не отказался от изображения абордажного боя.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

2) Для Бунина батальные сцены — родная стихия.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

3) Иванов выдал иллюстрацию в стиле витражей — особенно в первом, книжном варианте.

Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (книга, 1972)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)
Худ. Ю.Иванов (открытка, 1975)

4) Шмуцтитул у Константинова.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

5) Кусков подсвеченную иллюстрацию этой теме посвятил.

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

6) Заставка у Тржемецкого.

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

7) Заставка у Бисти.

Худ. Д.Бисти (1979)
Худ. Д.Бисти (1979)

Капитан, кок и флейтист

Когда Неле вышла замуж за Тиля на эшафоте, она поступила на службу флейтистом на военный корабль мужа. Даже в этой части не было предрассудков у голландцев. Теперь Неле воссоединилась с Тилем и вместе с Ламме они составили счастливую троицу. Среди революционных бурь получилось уютное гнёздышко — поскольку гнёздышко на корабле, это тоже имеет отношение к партизанщине на море. Многие художники посвятили счастливому семейству (Ламме в качестве усыновлённого питомца) свои иллюстрации.

1) Кибрик.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)

2) Шабанов и Тржемецкий.

Худ. И.Шабанов (1948)
Худ. И.Шабанов (1948)
Худ. Б. (1983)
Худ. Б. (1983)

3) Кусков.

Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

Всё, я собрался с духом. Пора сказать, что Кусков очень скромный рисовальщик. Придыханий в адрес Кускова как художника не разделяю, но понимаю его фанатов: ему выпало иллюстрировать приключенческую литературу, и у юных читателей его иллюстрации оставили в памяти глубокий след, хотя это было связано с текстом, а не с художником. А мне в детстве книги с его картинками не попадались.





171
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх