347 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 347. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга вторая (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

347. Иллюстрированный Уленшпигель: Книга вторая (худ. Е.Кибрик, П.Бунин, А.Кравченко, Ф.Константинов, Ю.Иванов и др.)

Статья написана 26 июля 2021 г. 14:15

Посмотрим иллюстрации к Второй книге «Уленшпигеля». Она поменьше Первой книги, и сюжета там почти нет: Тиль встречает Ламме и они вместе бродяжничают. Ламме ищет свою сбежавшую жену, а Тиль теперь лазутчик гёзов.

Художников я решил объединить не столько по сходству, сколько на контрасте, чтобы яснее были разные подходы.

Эгмонт — изменник!

Художники А.Кравченко (1928/1935) и Д.Бисти (1979)

Кравченко и Бисти рисовали в разные эпохи. Но их сближает то, что у них по одной иллюстрации к каждой Книге.

В первом издании (1928 г.) ксилографии Кравченко были распределены по тексту на вклейках последовательно, но достаточно произвольно: некоторые можно было отнести как к одной части романа, так и к другой. Во втором издании (1935 г.) иллюстрации были однозначно привязаны к определённой книге романа: они предшествовали шмуцтитулу. Ко Второй книге в 1935 году Кравченко поместил на квази-фронтисписе ту гравюру, которая была на фронтисписе ко всему роману в 1928 году. Ну что ж, будем и мы считать эту гравюру квинтэссенцией Второй книги: Тиль и Ламме скитаются на фоне разгорающегося бунта.

Худ. А.Кравченко (1928/1935)
Худ. А.Кравченко (1928/1935)

У Бисти иллюстрация к яркому моменту: Тиль сидит на дереве, и вражеские солдаты кормят его с копий.

Худ. Д.Бисти (1979)
Худ. Д.Бисти (1979)

Художники Е.Кибрик (1938) и П.Бунин (1975)

Основные сюиты к роману делали в разные эпохи Кибрик и П.Бунин.

а) Заставка

Кибрик в качестве основной темы Второй книги выбирает мирного и смешного обывателя Ламме, его эволюция в борца за свободу ещё впереди. А Бунин уже весь в революции: у него на шмуцтитульном развороте снова Уленшпигель в том же ракурсе, что в Первой книге, но уже гневный.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

б) Встреча с собакой

Вроде бы малозначительный эпизод: за Тилем увязалась собака, но после кормёжки бросила его. Одиночество (Ламме будет вместо собаки). По-разному рисуют художники: Кибрик даёт масштабную картину, а Бунин — крохотную зарисовку на полях.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

в) Подготовка бунта

Бунин интересуется социально-экономическими картинами, а Кибрик эти эпизоды опускает — они только фон.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

г) Тиль ухо приложил к земле

Шалости Уленшпигеля продолжаются, но теперь они наполнены смыслом: Тиль будоражит массы.

цитата
Слышу, — отвечал Уленшпигель, — слышу, как растут деревья, которые пойдут на костры для несчастных еретиков.

— А больше ничего не слышишь? — спросил общинный стражник.

— Слышу, как идет испанская конница, — отвечал Уленшпигель. — Если у тебя есть что спрятать, то зарой в землю

И снова: для Кибрика это центральный эпизод, а для Бунина — проходной.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

д) Кормление Тиля

Почему-то нравится художникам, как Тиля кормят снизу. Видимо, композиция их привлекает. А так — очередная выходка (но Тиль рискует жизнью, у него секретные письма).

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

е) Предатель Эгмонт

И вот вершина успехов Тиля как лазутчика: он подслушивает важный разговор.

Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Уленшпигель делает вывод: граф Эгмонт — изменник. А он как раз не стал изменять законному государю (испанскому Филиппу Кровавому), но испанцы именно ему — лоялисту (добровольно явился по приказу испанских властей) — в следующей Книге голову отрубят.

Кибрик сцену казни рисует на следующей заставке, а Бунин опережает события: палач стоит наготове уже в концовке этой Книги.

Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. Е.Кибрик (1938)
Худ. П.Бунин (1975)
Худ. П.Бунин (1975)

Художники Ф.Константинов (1961) и Ю.Иванов (1972)

Художники Константинов и Иванов сюиты рисовали с промежутком всего в 10 лет, но они принадлежат к разным поколениям. И техника у них разная: у Константинова — чёрно-белые ксилографии, а у Иванова — полноцветные рисунки. Кроме шмуцтитула.

Худ.  Ю.Иванов (1972)
Худ. Ю.Иванов (1972)

а) Краткий миг соединения Тиля и Неле перед странствием.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ю.Иванов (1972)
Худ. Ю.Иванов (1972)

б) Тиль и Ламме.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ю.Иванов (1972)
Худ. Ю.Иванов (1972)

в) Интересно: двойной портрет короля Филиппа и Тиля. У Кибрика подобный портрет был на фронтисписе ко всему роману. У Иванова — это цитата, конечно. Но подобное противопоставление, уравнивающее масштаб двух фигур, уместно именно во Второй книге.

Худ.  Ю.Иванов (1972)
Худ. Ю.Иванов (1972)

г) Эпизод с дамами — малозначимый, но художники не упускают возможности нарисовать красивых женщин.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ю.Иванов (1972)
Худ. Ю.Иванов (1972)

г) Кормление с алебарды вдохновило только Константинова.

Худ. Ф.Константинов (1961)
Худ. Ф.Константинов (1961)

Художники Л.Зусман (1935) и Б.Тржемецкий (1983)

Пятьдесят лет разница между сюитами. Зусман для заставки выбирает мотив бродяжничества Тиля, а Тржемецкий — Ламме-обжору (цитата из Кибрика).

Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Кормление на дереве рисует только Зусман.

Худ. Л.Зусман (1935)
Худ. Л.Зусман (1935)

Тржемецкий рисует что-то отвлечённое.

Худ. Б.Тржемецкий (1983)
Худ. Б.Тржемецкий (1983)

Художники И.Шабанов (1936/1948) и И.Кусков (1988)

И снова 50 лет между художниками.

а) Общие темы.

Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

б) А теперь — разные интересы. Шабанов рисует разгром толпой католического храма (революция-то на конфессиональной почве). Странно, что из всех советских художников только он один эту сцену выбрал. Кусков — кормление Тиля солдатами.

Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

в) Опять сходство тем: Тиль подслушивает разговор важных персон.

Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Шабанов (1936/1948)
Худ. И.Кусков (1988)
Худ. И.Кусков (1988)

Художник А.Линен

Ну и бельгийский художник в 1914 году: примеры иллюстраций.

Худ. А.Линен (1914)
Худ. А.Линен (1914)

Худ. А.Линен (1914)
Худ. А.Линен (1914)





174
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх