fantlab ru

Все отзывы на произведения Дональда Уэстлейка (Donald Westlake)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  16  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

grad, 14 ноября 2012 г. 23:44

Все-таки Дональд Уэстлейк не писатель-фантаст. И наверно ему не место на страницах уважаемого и любимого мной сайта... Но. Но... Я люблю хорошую литературу. И вот тут-то автору не откажешь в своем месте. «Проклятый изумруд». Я хохотал, я смеялся, я плакал от смеха. У меня до сих пор лежит книга в мягкой обложке зеленого (изумрудного) цвета. Потом было много детективов и фантастики, но первая любовь не стареет.

Перевод мастерский. Это как сонеты Шекспира в переводе Маршака. Для меня других не существует. И намного лет (если не навсегда) цитата стала любимой(см. ниже):

«Психиатрическая лечебница превратилась в сумасшедший дом» )))

Оценка: 10
– [  13  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

Joca, 26 июня 2015 г. 12:12

Отличная вещь. Искромётная, развесёлая... эм-м-м... извилистая такая — в смысле поворотов сюжета. То есть, сюжет-то один, но всяческие перипетии сменяют одна другую с похвальной частотой, только глазами хлопать успеваешь.

Люблю я описание командной игры криминальных элементов (достаточно редкая вещь), а тут именно приключения к о м а н д ы, хотя главный герой тоже имеется.

Нереальность происходящего присутствует, но всё так лихо подано, что никакого реализма не надо, — по крайней мере, на время чтения этой книжки.

И ещё раз — отличный юмор.

Не смотря на небольшие размеры и общую легкомысленность, «Проклятый изумруд» прочно вошёл в число любимых произведений, и со временем ничего не изменилось.

Если ещё не читали, то я вам завидую.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Дональд Уэстлейк «Анархаос»

FixedGrin, 19 июня 2017 г. 04:25

Сокращенная версия заметки для Medium (http://bit.ly/2sFccw4)

Уэстлейк снискал себе всемирную известность как автор детективов, крутых и иронических, но, учитывая, что начинал он в Золотом веке пальпа, неудивительно его раннее обращение к НФ. «Анархаос», впрочем, так и остался единственным крупным (ну… как крупным… современные авторы, полагающие трилогию элементарным квантом повествования, на таком сюжетном пространстве едва первую партию фигур бы успели расставить) произведением Уэстлейка в жанре фантастики, а переиздан был отдельной книгой, уже под настоящим именем, лишь спустя сорок лет.

Когда вышел в свет «Анархаос», критика laissez-faire капитализма и либертарианского анархизма, слишком часто рождающих противоестественные гибриды, еще не была мейнстримом. Напротив, с негасимой популярностью творений Айн Рэнд соперничали работы Хайнлайна и Милтона Фридмана (последнего, с разрешения читателей, я тоже отнесу не к экономистам, а к фантастам, где ему самое и место). До появления Культуры Йена Бэнкса, где было дано первое методологически корректное описание анархо-либертарианской утопии и ее темных сторон, оставалось еще лет десять (и двадцать до момента публикации). Общее настроение либертарианцев, анархистов и бойцов сексуальной революции диктовало кому сдержанный, а кому безудержный оптимизм относительно дальнейших перспектив человечества, как экономических, так и космических.

Характерно, что роман Уэстлейка за прошедшие полвека совсем не устарел, и связано это не только с довольно аскетичным, набросанным крупными мазками фоном сюжета, не с аккуратным воздержанием от спецификации применяемых во вселенной книги технических устройств (ретрофутуризм с бумажными книгами и пленками здесь тоже задрал лапу, но пометил от силы один угол сюжетной конструкции), не с примитивной природой планеты-фронтира, где происходит действие. Вневременная природа «Анархаоса» скорее подпитывается теми же соображениями, что и в классических нуар-детективах Чандлера или шерлокиане Конан Дойля. Разве важны для расследований Филипа Марлоу и Шерлока Холмса мировые войны, вспышки сверхновых, сломы технологических укладов, а хотя бы и предпочтение гелиоцентрической модели космоса геоцентрической — или ее дальнейшее вытеснение хаббловским пузырем? Ничуть.

Уэстлейка интересовало развитие общественной модели фригольд-синдикализма, которой пропели немало гимнов Рэнд, Хайнлайн, Фридман и прочие либерал-фундаменталисты. Результат вышел немного предсказуемый, но оттого не менее жестокий и стильный. Как и для любой утопии дефицитного века, анархо-синдикалистская утопия планеты Анархаос в поколении, наследующем основателям, мутирует в антиутопию. В данном случае — антиутопию, вполне достойную названия протокиберпанка.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

kkk72, 14 января 2008 г. 20:20

Этот рассказ в свое время произвел на меня очень сильное впечатление. Я могу вспомнить совсем немного книг, где так ярко была бы показана неудержимая тяга человека к свободе, где герои готовы были бы рискнуть всем, чтобы выручить друг друга, где тоталитарный режим показан настолько жестким и отвратительным. К счастью, современные «гуманисты» пока не додумались до подобных способов держать людей в повиновении.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

Гемоглобин, 22 июня 2012 г. 06:14

В зарубежной литературе мне еще не попадалось до такой степени интересной, веселой (с юмором), легкой и в то же время очень качественно написанной книги.

Один из немногих ярких представителей приключенческого жанра.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Ladynelly, 25 января 2008 г. 20:49

Очень сильный рассказ! Запомнился на всю жизнь. И невольно вспоминаются слова из другого рассказа «Человек самое свободолюбивое существо Вселенной!» И всегда, в любом мире найдутся люди, готовые пойти против закона особенно когда в своей сущности закон очень жесток!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дональд Уэстлейк «Анархаос»

romanpetr, 19 декабря 2018 г. 01:38

Давно не приходилось читать чего-то подобного — яркого, броского и ,самое главное, захватывающего НФ-детектива, ибо книга была прочтена на одном дыхании за один вечер! Безусловно роман Дональда Уэстлейка оставил весьма положительные эмоции, и во многом благодаря своеобразному, местами лихому,и несколько противоречивому сюжету. Да, «Анархаос» — вещь не ординарная, кроме приключений , здесь присутствуют и глубокие тематические исследования общественного социума. Автор создал планету заполненную насквозь анархизмом и возвел её в некий отдельный культовый ранг, который нормальные люди боятся и не могут близко к себе принять; но как отдельно взятая система правления на этой планете может вызвать зависть и интерес у некоторых людей, чей политический и общественный статус далёк от общепринятого , и людей, чей жизненный дух наполнен авантюрами и полной свободой действия.

Главный герой романа — Рольф Мэлоун — прибывает на планету Анархаос, расположенную где-то на задворках галактики, дабы узнать о смерти своего старшего брата Гара и по возможности отомстить тем, кто это сделал. Сам герой , откровенно говоря, симпатий не вызывает, ибо ведёт себя , как хладнокровный убийца, и местами даже нелогично, порой устраняя препятствия на своём пути без особого внутреннего надрыва и угрызений совести. То есть, конечно, в душе у него что-то доброе есть, но чаще проявляются четко внутренне спланированные координации. После осознания главного, что его брата убил (или убили) не конкретный человек, а растленная местная система управления планетой, Рольфу остаётся только одно — кинуть вызов этой системе и наказать её , спроектировав свой собственный , особый план мести. Хотя управления планетой как такого — нет, а есть — Союзная Комиссия , владеющая почти абсолютной монополией на доставке клиентуры из разных уголков галактики и отвечающими за колонизацию миров; и целый ряд межзвездных торговых синдикатов и корпораций, имеющих возможность свободной торговли. Мир Анархаоса имеет мерзкий и лицемерный облик за которыми кроются обман, предательство и алчность. Многие жители живут без особых для себя комплексов и каких-то взглядов на лучшую жизнь — они живут сегодняшним днём и лучше на пути у них не становится. Это мир сочетающихся рядом роскоши и богатства , а также отчаяния и нищеты. Жизнь простого человека стоит не более цены раба. Упадок , привнесенный первыми переселенцами с анархистскими взглядами (тут Уэстлейк вывел целую доктрину к которой приложили руку и наши с Вами соотечественники прошлых веков), создал крайне мрачное и необузданное общество .

Спустя довольно большое время, как был опубликован роман (1967-ой год) , он не потерял своей притягательности и смысла, наоборот он стоит обиняком и показывает прекрасную возможность познакомиться с ещё одним видом искусственно-выведенной , в некотором смысле, антиутопии, которая всё же обречена на провал и забвение...

Однозначно, книга будет интересна многим читателям и любителям, как детектива , так и фантастики, но всё-таки взрослая аудитория при прочтении произведения будет в несомненно большем выигрыше , нежели юное поколение....

Оценка: 10
– [  5  ] +

Дональд Уэстлейк «The Ax»

Krio, 16 января 2018 г. 18:32

Самое, наверное, убийственное литературное произведение, прочитанное мной. Извините за невольный каламбур..

Произвело на меня просто неизгладимое впечатление своей обыденностью. Оказавшийся без работы отец семейства после долгого и безуспешного периода поиска работы и ухудшения уровня жизни и отношений в семье в условиях нехватки денег начинает методично убивать своих конкурентов в поисках работы.

Советую прочитать всем — ощущения получите самые что ни на есть непередаваемые.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Проклятый изумруд»

Макс41, 26 февраля 2017 г. 14:18

Это начальная энциклопедия веселых авантюрных приключений и сказочных злоключений главного героя. Журнал «Смена» в котором он был напечатан до сих пор сохранен. Юмор просто замечательный.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Пижон в бегах»

Барышев, 7 апреля 2016 г. 05:33

Прочитал в девяносто пятом, в библиотечном журнале «Искатель». Когда через несколько лет библиотеку расформировали, с разрешения библиотекаря забрал журнал себе. Всего я тогда забрал больше центнера списанных книг но до нынешних времён дожили меньше десятка, и эта у меня уже семнадцать лет. Первый мой иронический детектив, и самый лучший. Постеснялся сразу поставить десятку, и зря — десять!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Звездолёт «Несущий надежду»

Mozzart1977, 5 декабря 2016 г. 16:06

Очень смешной цикл. Экипаж звездолета собран из совершенно разных людей, бесспорно колоритных, обладающих уникальными, присущими только себе качествами (чего стоит только один капитан корабля, увлекающийся таксидермией). Как правило, из очередной беды их спасает находчивость одного члена экипажа, которому, казалось бы, судьба уготовала влачиться на вторых ролях. У каждой планеты, которую посетила команда звездолета, своя уникальная жизнь и колоритные представители. Прочитайте — не пожалеете!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дональд Уэстлейк «Вернись, вернись»

vam-1970, 8 июля 2016 г. 09:30

Сильный психологический триллер. Два полицейских совместно спасают самоубийцу, используя способность одного из них читать суть событий по физиогномике человека.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Дональд Уэстлейк «Убийство лучшего друга»

vam-1970, 27 марта 2016 г. 22:49

Два друга студента пытаются стать писателями и получить известность. Один из них погибает, второй , решая прославиться в прессе, берет вину на себя, хотя он здесь ни причем. Полиция распутывает дело и устанавливает истину. Но какой противоречивый финал: « Молодые ребята,здоровые телом...впереди у них были долгие годы, десятилетия.Ну и ладно.Захотели умереть , пусть и умирают». Полиция скрыла истину, т.к. были чистосердечные признания об убийстве. а зачем им лишние хлопоты.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «What’s So Funny?»

igor14, 10 июля 2019 г. 10:01

«Что смешного?» — пожалуй, лучшее из произведений дортмундеровского цикла, написанных уже в ХХI веке. Хочется верить, что успешности роману в немалой степени поспособствовал именно... «русский след» !! (ха-ха-ха!)

Завязка сюжета: после Октябрьской революции взвод американских солдат, охранявших в Мурманске военное снаряжение, поставлявшееся «Антантой» царскому правительству, обнаруживает на одном из складов деревянный ящик, содержащий подарочный шахматный набор с фигурками из чистого золота, инкрустированных драгоценными камнями. Не чистые на руку оккупанты тайком вывозят сокровище в Штаты и уполномочивают своего сержанта-взводного реализовать добычу. Разумеется, тот «кидает» своих сообщников и скрывается со всем шахматным набором. Обманутые (а впоследствии — и их потомки!) ведут безуспешные поиски. Наконец, почти век спустя, один из сыновей нападает на верный след. Но чтобы добыть драгоценный набор, требуется помощь профессиональных воров. Тут-то и появляется Дортмундер с компанией друзей...

Чехардой разнообразных комичных неудач на пути к желанному призу эта история напоминает первые романы цикла. Но главная «изюминка» заключена в особой комедийной гротескности финала. Эт-т-то что-то реально грандиозное!!

(если б ещё и перевод не был совсем уж любительским, можно было бы поставить высочайшую оценку... Хотя нижеследующий обмен репликами переводчице удался великолепно (браво и ей, и автору):

» <...>

– Американские солдаты, – продолжил мистер Хэмлоу, в его голосе прозвучало некое удовлетворение, возможно, даже гордость, – нечисты на руку, всегда такими были. По всей Америке разбросаны украденные вещи.

– Издержки войны,– пояснил Эппик.

– Так принято говорить, – поправил его мистер Хэмлоу. <...>» ©)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Синдикат»

Toft, 10 ноября 2013 г. 21:28

Одна из лучших книг про Паркера. На мой взгляд, суть всей серии — в описании ограблений. Есть пара исключений, например «Взломщик» («В зловещей тиши Сагамора»), где преступник ведёт расследование или «Сражение», они выбиваются из общей канвы. Старк-Уэстлейк умеет описывать ограбления, у него это получается также просто и ясно как у Сабатини — морские побоища. А в этой книге сразу несколько ограблений, причём совершённых разными людьми по разным схемам. При всём этом события отлично увязаны друг с другом и не чувствуется обрывов действия.

Единственный недостаток, по-моему, в непонятном правиле преступников-профессионалов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не трогать заведения Синдиката, потому что Синдикат с нами в одной лодке
на которое автор, впрочем, плюёт с высокой башни.

Определённо книга заслуживает прочтения.

Кстати, в отвратительном переводе издания от Центрополиграф она называется «Кто заплатит по счетам?».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Zhelezjaka, 5 мая 2008 г. 02:07

Отзывчивость и человечность карается законом (см. Увидеть невидимку). Хороший, хоть и наивный рассказ.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

galos_gann, 2 января 2011 г. 21:11

Замечательный рассказ.

Кстати с небольшими изменениями этот рассказ был экранизирован в сериале «Welcome to Paradox». Правда там главным героем был не поэт-диссидент, а уголовник, но он показал, что тоже человек, а не отброс общества.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Убийственная земля»

Spion, 7 апреля 2020 г. 18:08

Деньги — это зло. Шальные, вернее, заработанные преступным путём деньги — тем более.

Окопавшийся в парке развлечений Паркер конечно мошенник, преступник, убийца и всё такое, но когда он в одиночку противостоит полутора десятку нешуточно мотивированных головорезов, поневоле проникаешься к нему симпатией.

Ничего лишнего в тексте, в меру иронично, в меру — правдоподобно. Главы короткие, локации — разнообразные, герой изобретателен.

Гарантированное удовольствие на вечер.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Любопытнейшие факты, предшествовавшие моей казни»

vam-1970, 30 июня 2016 г. 21:48

Страшная история убийства , окруженная юмором . Неудачник -убийца, вроде всё предусмотрел,но вмешались непредвиденные обстоятельства во множественном числе. Стоит почитать -посмеётесь.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Дональд Уэстлейк «Смерть на астероиде»

danyarubik, 14 июля 2020 г. 21:48

Концовок у рассказа и правда две, возможно это просто разные версии, ведь и в оригинале они отличаются. Рекомендую прочитать обе, ибо на мой взгляд версия из «Рискованной профессии» более лаконична. В целом сам рассказ — хорошая старая научная фантастика.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Дональд Уэстлейк «Смерть на астероиде»

sanchezzzz, 10 апреля 2009 г. 14:18

Достаточно неплохой, крепкий фантастический детектив. Почти целиком состоящий из штампов, но весь фокус в том, что оные сложены во вполне удобоваримую историю. Два старателя на астероиде ака золотоискатели на Аляске 19-го века, богатая жила, один убил другого, страховая компания не желает без расследования расставаться со своими денежками и всё прочее — всё это было уже, и вместе и по отдельности. Да и ничего нового, кардинально свежего придумать на данную тему сложно, но в данном случае картинка получилась. Понравилось.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

redmarie, 14 ноября 2012 г. 22:50

Читаешь рассказ и думаешь, вот, убрать из него фантастический элемент (не такой уж оригинальный), и получится вполне заурядная политически-революционная история о безудержной тяге к Свободе, о бесполезных попытках борьбы с Системой. О том, как угрозой собственной смерти узник надеется победить навязанный общественный устрой. Автору четко удалось передать всю бесплодность таких попыток, предпринимаемых в одиночку. Как говорится, твои беды — это твое личное дело. Глупо и наивно полагать, как главный герой Ревелл, что твоя гибель заставит Режим отказаться от рычагов давления на массы. Положительное зерно в этой истории — стальная сила воли Ревелла. Несомненное лидерское качество, и к концу истории (возможно, это как раз только начало) он противостоит обстоятельствам уже не один.

Сильный рассказ. Победы, действительно, бывают разные. Per aspera ad Astra... Через муки к Свободе...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Да помогут нам небеса!»

igor14, 16 февраля 04:05

Просто-таки восхитительный фантастико-сатирический рассказ, продолжающий цикл о путешествии-одиссее межзвёздного корабля из далёкого будущего «Несущий надежду», миссией которого является возвращение в лоно человеческого сообщества колоний сектора F.U.B.A.R.3., позабытых-позаброшенных Землёй из-за досадной бюрократической ошибки, допущенной в те времена, когда люди активно осваивали дальний космос, и лишь спустя полтысячи лет обнаруженной Главным всепланетным компьютером… Имеет ярко выраженную антирелигиозную направленность.

Первая публикация — «Playboy», июль 1983 г.

Завязка сюжета: теперь «Несущий надежду» отправляется на планету с ор-р-ригинальным названием Небеса, где некогда основали своё поселение санктарианцы – благочестивое религиозное сообщество людей, пожелавших удалиться от раздоров современного мира. За время вынужденной изоляции их потомки в техническом смысле изрядно деградировали, впали в язычество, голодают и культивируют ныне практику принесения кровавых жертв богам южно-американского пантеона. И вот к ним на манер пернатого Кетцалькоатля прилетает звездолёт с праматери-Земли, причём вследствие ошибки капитана из заходящего на посадку корабля на аборигенов обрушивается ворох свежепостиранных одежды и белья…

«Подвиги», совершённые тут мичманом Бенсоном, ещё более впечатляющи*, но гораздо уместнее охарактеризовать остальных членов экипажа звездолёта, выполняющего <фактически> возглавляемую им миссию – тем паче, что во вчерашнем отзыве было дано соответствующее обещание…

Итак, в первую очередь, — конечно, дамы! Главный инженер Хэншоу – сорокалетняя мужиковатая особа, лишённая даже зачатков внешней привлекательности. Является крепким профессионалом по части двигателей и разных агрегатов, а в случаях необходимости исполняет обязанности фельдшера и медсестры. Искренне убеждена при этом, что человеческое тело – всего лишь дурно отрегулированная машина, и что большинство недугов можно «отремонтировать» при помощи нескольких оборотов отвертки или ударов молотка.

А вот навигатор Стоукс напротив – редкой привлекательности милашка с обалденной фигурой. Умненькая, целеустремлённая, но не испытывает никакого полового влечения ни к мужчинам, ни к женщинам, ни к животным (хе-хе!). Единственная её страсть – математические расчёты любой сложности и продолжительности.

Юный помощник командира корабля, лейтенант Шелби – статный красавчик модельной внешности. И такой же глуповатый, невежественный и пассивный, как большинство мужских особей, которых принято относить к категории «пляжных мальчиков». Время от времени он, однако, в решающие моменты демонстрирует определённую сообразительность… Вот как в кульминационный момент данного рассказа!..

О, командочка-то подобралась!!

Немного жаль местных туземцев – фальшивые «посланники неба» не очень-то им и помогли… Впрочем, на фоне прогрессирующего и разветвляющегося сектантства всех мастей в современном мире (туда же, в общем-то, и основные организованные религии!) представляется очевидным: люди сами ищут себе приключения на собственную голову, а наиболее обездоленные в условиях помаленьку возрождающегося new-феодализма со всем его невежеством и прочими пороками, слишком уж охотно стремятся вручить свою судьбу в руки откровенных псевдорелигиозных мошенников… Печалька!!

----------------------------------------

* приходится спасать остальных своих товарищей от беды (а кое-кого – и от неминуемой смерти!)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Паркер»

Siberia, 16 сентября 2022 г. 14:52

Уэстлейк создал увлекательные образы антигероев, преступников профессионалов, основным из которых стал главный герой одноименного цикла — Паркер. Не ясно, прозвище это или фамилия мужчины неопределенного среднего возраста, чья теневая деятельность проходит на просторах США. Первая история написана в начале 60-х и основная часть цикла охватывает следующее десятилетие.

Паркер — жесткий и методичный грабитель, предпочитающий работать в составе организованной группы. Он холодный, молчаливый, скрытный и, в то же время очень живой, далекий от картонки-функции персонаж. Прагматичный реалист, молниеносно принимающий решения. Человек с четко выверенным кодексом чести. Ловкий и педантичный организатор эффектных операций по изъятию ценностей из всевозможных источников (тут и ограбление базы ВВС США, ограбления банков и бронемашин, ограбления/разборки с мафией).

Паркер — мстительный тип, дорогу ему лучше не переходить. Однако, такое порой случается и в ряде романов он восстанавливает справедливость в собственном ее понимании. Чаще такие случаи заканчиваются смертью обидчика, но бывает, что Паркеру убить слабака западло.

Подельников главного героя можно разделить на две категории — первые появляются лишь однажды, вторые участвуют в нескольких делах или периодически упоминаются.

Интересно Уэстлейком показана «организация» (структура/синдикат/мафия). Ее представители более слабые и ограниченные, чем профессиональные преступники одиночки, лишь на время сбивающиеся в стаи (такие, как Паркер). Представители «организации» привязаны к конкретному месту, специфике и четко зависимы от иерархии.

Сюжеты цикла «Паркер» разнообразны, несмотря на объединяющую тему грабежей. По жанру чаще, это боевики, пару романов можно приравнять к триллерам, в ряде работ преобладает детективная составляющая (в основном, поиск подельника, умыкнувшего часть добычи и ставшего врагом). Оригинально Уэстлейком обыгран сюжет с «запертой комнатой». Если точнее, это борьба за выживание в закрытом на период холодов парке развлечений, ставшая костяком романа «Убийственная земля».

У Уэстлейка много динамичных сцен, смелых и эффектных решений. Нельзя сказать, что абсолютно все реалистично, скорее, преобладает зрелищность. Лица, находящиеся по ту сторону закона, показаны разными, порой жестокими и беспринципными, но цикл не назовешь чернухой. Нет морализаторства автора. Большинство сюжетов ведется не только от лица Паркера, но и других лиц, что добавляет разнообразие восприятию происходящего.

По отдельности истории о Паркере не кажутся шедеврами, цикл набирает обороты постепенно, но в целом — это хорошая, крепко сбитая серия историй, которая читается легко и без скуки.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Не подскажете, у вас война?»

igor14, 15 февраля 07:02

Великолепный сатирико-социальный рассказ, относящийся к довольно редкому для Уэстлейка жанру фантастики (мало того, — КОСМИЧЕСКОЙ фантастики!).

Открывает собой цикл о путешествии-одиссее межзвёздного корабля «Несущий надежду», миссией которого является возвращение в лоно человеческого сообщества колоний сектора F.U.B.A.R.3., позабытых-позаброшенных Землёй из-за досадной бюрократической ошибки, допущенной в те времена, когда люди активно осваивали дальний космос, и лишь спустя полтысячи лет обнаруженной Главным всепланетным компьютером…

В качестве эпиграфа прекрасно бы подошла фразочка из срединной части рассказа — «<...> самые живые философские дебаты проходят под пытками...»©.

Завязка сюжета: 11 406 год; одной из первых целей для «Несущего надежду» стал полёт к планете Близнецы, населённой потомками философов-дуалистов. Глубоко мирные поначалу учёные-гуманитарии из-за непримиримых противоречий по некоему умозрительному вопросу перешли вскоре к более агрессивным действиям в отношении своих научных оппонентов. Полноценная война с оружием в руках растянулась на 400 лет, и вот в момент краткого перемирия на планету садится корабль с Земли…

Разумеется, главная интрига данной истории – предмет яростного спора потомков философов и остроумный способ их примирения залётным социологом – недвусмысленным образом напоминает ещё триста лет назад придуманный Д.Свифтом конфликт между остроконечниками и тупоконечниками из «Путешествий Гулливера». Но этим пародийный аспект вовсе не исчерпывается…

«Водопад» счастливого детского смеха вызывает также состав и распределение ролей среди участников полётной миссии звездолёта из будущего. Протокольным главой экспедиции является член Галактического совета Лутгастер – туповатый и самовлюблённый пустобрёх, фактически отправленный в почётную ссылку своими коллегами, не могущими более терпеть напыщенную помпезность этого человека.

Капитан корабля, некто Стэнфорт из славной династии высокопоставленных офицеров Галактического патруля – никчемный зануда, интересующийся только лишь своим хобби (таксидермией). Ему, впрочем, вполне хватает ума понять, что «капитан на судне вообще никому <и никогда, хе-хе!> не нужен» ©.

(в экипаж звезлолёта входят ещё четверо реальных и условных специалистов (в том числе и две дамы!); все весьма колоритны, но характеристику троих отложу до следующего раза/следующей рецензии…)

Фактическим главой миссии, её «мозгом» и основной профессионально-действующей единицей является самый младший по чину, мичман Кьюби Бенсон. Как уже вскользь упоминалось выше, он с успехом примиряет инопланетных спорщиков и совершает не менее впечатляющие подвиги в остальных рассказах цикла.

Желаю всем насладиться данной уморительно-интересной историей, а также – и её продолжениями!...

Первая публикация — «Playboy», декабрь 1983 г.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Кто-то здесь смотрит на вас»

igor14, 3 июля 2022 г. 04:12

Грандиозный финальный аккорд!! Шестой (и последний!) фантастико-сатирический рассказ из цикла о путешествии-одиссее межзвёздного корабля из далёкого будущего «Несущий надежду», миссией которого является возвращение в лоно человеческого сообщества колоний сектора F.U.B.A.R.3., позабытых-позаброшенных Землёй из-за досадной бюрократической ошибки, допущенной в те времена, когда люди активно осваивали дальний космос, и лишь спустя полтысячи лет обнаруженной Главным всепланетным компьютером…

Завязка сюжета: программа полётов «Несущего надежду» предусматривает также посещение планеты Матрица. Высадившиеся на неё члены экипажа звездолёта видят лишь длинный ряд надгробий, причём даты смерти колонистов свидетельствуют о том, что никто не прожил на новом месте обитания более 4-х лет. В развалинах возведённых когда-то строений обнаруживается герметичный контейнер, а в нём – видеокассета с хроникой воспоминаний последнего из первопоселенцев, в которой излагаются пугающе-дичайшие сведения…

Хоть начало истории и не располагает к особому веселью, всё же данный рассказ – один из самых юморных в серии. Прямо-таки бросаются в глаза некоторые, скажем так, идейные параллели со знаменитым произведением Роберта Шекли — «Призрак V» (1954), знакомым большинству возрастных читателей ещё с детства, с публикации в суперпопулярном советском журнале «Юный техник».

Но, не будем отвлекаться! Последнюю из написанных Уэстлейком частей гексалогии отличает причудливое сочетание таинственного приключения с комедией самой высочайшей пробы. Ситуация, в которую попадают основные персонажи-звездолётчики – одновременно и опасная (пусть это и неявно на первый взгляд!), и парадоксально-ироничная. Главный герой цикла, мичман Бенсон, не слишком блистательно проявивший себя в двух предыдущих рассказах серии, тут снова демонстрирует чудеса изобретательности и спасает коллег от крайне незавидной участи…

Редких литературных достоинств данная конкретная история и сериал в целом!! Честное слово – очень, ОЧЕНЬ (!) жаль, что Уэстлейк не стал продолжать сию дивную, восхитительную эпопею!..

Первая публикация — «Playboy», май 1989 г.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Art and Craft»

igor14, 10 января 2020 г. 08:18

«Искусство и ремесло» — один из самых весёлых рассказов сборника «Воровская дюжина» (2004). Первая публикация состоялась в «Playboy», август 2000 г.

Завязка сюжета: на связь с Дортмундером вышел один из его бывших сокамерников, имеющий славу очень обидчивого и весьма опасного человека. По окончании очередного срока тот заделался, как ни странно, художником-пейзажистом. На дебютной выставке у него были приобретены лишь 2 картины из четырёх десятков, а потому «богемный уголовник» предлагает главному герою украсть как можно больше других его полотен, тем самым подогревая интерес публики в рекламных целях. А страховая компания, естественно, обязана будет заплатить выкуп похитителям за возврат картин...

Разумеется, основная интрига этим не исчерпывается — у Уэстлейка задумки всегда многослойные. Вереница сюрпризов для Дортмундера начинается с того, что при рекогносцировке на месте будущей операции он сталкивается ещё с парой-тройкой своих давних знакомых-воров (НЕ из числа постоянных подельников!), ну а затем... (стоп (!), чрезмерно «спойлерить» не хочется).

Среди главных достоинств рассказа — очень колоритная фигура «нанимателя» Дортмундера, художника-уголовника «Три Пальца» Джилли. Этот прожжённый и вероломный негодяй, к слову, никоим образом не калека (как можно подумать!) — свою кличку он заслужил тем, что в беспощадных тюремных драках побеждал благодаря искусной оригинальной технике использования всего 3-х пальцев (причём, вряд ли имеющей под собой в качестве основы какое-нибудь из восточных единоборств).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Ask a Silly Question»

igor14, 17 августа 2019 г. 09:41

О том, что «богатые тоже плачут» © мы прекрасно знали и до Уэстлейка. Как ни прискорбно, в рассказе «Задай глупый вопрос» любимый автор криминально-ироничной прозы поддался очарованию этой популярной темы и поведал нам о нравственных страданиях пожилого миллионера, категорически не желающего делиться ценным имуществом с существенно более молодой женой при разводе.

Завязка сюжета: при дележе имущества разводящийся миллионер подсунул бывшей жене копию бронзовой роденовской скульптуры, подкупив эксперта-искусствоведа, дабы обман не раскрылся. Оригинал, разумеется, остался у хозяина. Но спустя какое-то время экс-супруга вознамерилась подарить это изваяние крупному музею. Подкупить тамошних специалистов – задача не реальная, поэтому необходимо срочно выкрасть подделку. В качестве консультанта миллионер насильственным образом рекрутирует Джона Дортмундера…

Один из лучших рассказов, вошедших в тематический сборник «Воровская дюжина». Здесь на протяжении всего повествования Дортмундер вынужден действовать без поддержки своих дружков-уголовников (это – скорее «минус»), но история занимательная, изрядно сдобренная фирменным авторским юмором, а некоторые финальные события приносят главному серийному герою (которому мы неизменно симпатизируем!) благоприятную возможность сорвать приличный куш (что случалось далеко не всегда!...)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Horse Laugh»

igor14, 25 июля 2019 г. 10:35

Ну кто же не любит лошадок? Наблюдать за ними в условиях дикой природы (исключительно по телевизору!), в ипподромных состязаниях, у уличных фотографов или в пАрковых аттракционах – истинное удовольствие. А уж дети их просто обожают!

Быть может, в юном возрасте и Дортмундер, и Энди Келп тоже любили лошадей. Но это было давно! Теперь парочке профессиональных воров предстоит увести из частной, тщательно охраняемой конюшни племенного жеребца, бывшего когда-то призовым скакуном. Разумеется, злая судьба, на этот раз – в облике табуна лошадей в яблоневом саду, чинит «бедненьким» преступникам всяческие затруднения…

Очень неплохой рассказ из популярной уэстлейковской серии. Помимо всегдашней криминальной комедии, читателю (по-преимуществу – типичному городскому жителю) открывается масса любопытных сведений о некоторых лошадиных привычках, поданных (разумеется!) также в комедийно-натуралистическом ключе. Нельзя не отметить – название рассказу автор подобрал необычайно метко!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Fugue For Felons»

igor14, 9 июля 2019 г. 06:33

По поводу этого рассказа Уэстлейк пару раз неуклюже оправдывался: дескать, из-за юридических неурядиц не мог (на тот момент!) называть персонажей «дортмундеровского» цикла их настоящими именами: Алджи – Келплом, Литтла – Марчем, Бига – Тини, Рамси – Дортмундером. Ну ладно, не мог и не мог… Тогда зачем вообще было писать эту историю в сложный для себя период? Потерпел бы с годик и стал бы продолжать «выпекать» произведения этой серии (как оно в реальности и получилось!) с нормальными именами героев!

(не встречал ещё ни одного уэстлейковского фаната, который (как и я!) не негодовал бы по поводу этого единственного (на весь цикл!) рассказа с путаницей имён; потому далее я буду (уж извините!) именовать персонажей в соответствии с каноном)

Сюжет вкратце: за завтраком Дортмундер узнаёт из новостей о поимке одного из своих «шапочных» знакомых. Тот после неудавшейся попытки ограбления одного из нью-йоркских банков, спасаясь от полиции, въехал в витрину другого банка. Учреждение закрыли на время ремонта фасада и, хотя доступа в главное хранилище, где оказался заперт весь банковский персонал, нет, поживиться можно ещё много чем… Как выяснилось впоследствии, не только Дортмундер читает газетные новости – Келп, Марч и Тини, не сговариваясь друг с другом, решили каждый в одиночку воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств и грабануть пострадавшее финансовое учреждение…

Весёленький рассказ, содержащий массу неожиданных сюжетных вывертов. Очень напоминает ранние произведения цикла, от «схемы построения» которых автор несколько отошёл в начале 80-х.

Русскоязычный перевод под названием «Фуга для уголовников» имеется в сети.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «В зловещей тиши Сагамора»

Toft, 12 ноября 2013 г. 19:57

Довольно мало детективов, в которых расследование ведёт преступник. Это одна из них. Паркер приезжает по просьбе своего человека-почтового ящика (с Паркером нельзя связаться напрямую, поэтому все желающие должны свначала обратиться к этому человеку, который уже связывается с Паркером и передаёт ему запрос). Обнаруживается, что «почтовый ящик» мёртв. Паркер мстит исключительно за себя, но в данном случае поведение некоторых обитетелей городка Сагамор наводит его на мысль, что могут быть затронуты и его интересы.

Читать было увлекательно, сначала гадаешь, кто убийца, затем — кто нападавший. И всё это при минимуме героев. Кстати, финал неожиданный, удивляет.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Не трясите фамильное древо»

gramcx, 5 апреля 2012 г. 21:11

Сюжет яркий и острый, запоминается надолго. На схожую тему, но выполненный совершенно в ином ключе, есть неплохой рассказ Агаты Кристи «Коттедж «Соловей».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Лазутчик в лифте»

god54, 9 марта 11:31

Отличный рассказ на тему жизни после ядерной войны. Будет ли она? Уверен, будет! Современные научные исследования доказали, что никакой ядерной зимы не будет. Это раз. Люди уже готовы применять ядерное оружие и довольно спокойно рассуждают о их применении. Не о возможности, а о технических аспектах применения. Это два. И последнее, варианты жизни в новом мире приобрели новый вариант — Проекты из данного рассказа. В этом что-то есть. Сатира, сюжет, текст вполне приличные и рассказ привлекателен.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Прогулка вокруг денег»

Spion, 4 августа 2021 г. 09:41

И снова на первых ролях Джон Дортмундер, и снова афера, связанная с очередным выдуманым карликовым государством... В общем-то типичный для Уэстлейка сюжет с

нестандартным, якобы филигранно продуманным (тут автор не перестает удивлять) ограблением. Как обычно, что-то у жуликов пойдёт не так, в реализацию отточенного плана вмешаются третьи силы... Примерное развитие событий как-бы известно наперед и ситуация вряд ли жизненна, но подано это иронично, с огоньком и читается на одном дыхании.

Достойное продолжение цикла.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Now What?»

igor14, 22 декабря 2019 г. 14:52

«Дальше что?» — тот редкий рассказ из цикла о Дортмундере, когда главного героя по всем параметрам «затмевают» почти все второстепенные персонажи, будь то голливудский актёр-суперзвезда и его капризная подруга-супермодель, скупщик краденого Арни Олбрайт или даже случайный, но очень колоритный, таксист. Первая публикация — «Playboy», декабрь 1999 г.

Завязка сюжета: и вновь Дортмундер промышляет в одиночку. На этот раз, обчищая номера гостей, приглашённых на церемонию представления голливудской звездой «городу и миру» своей невесты, он умудрился похитить бриллиантовую брошь стоимостью в 300 тысяч долларов. Перевозя добычу из одного конца города в другой (на квартиру к скупщику), хитро-мудрый неудачник не придумал ничего лучше, чем поместить упомянутую брошь в целях маскировки между двумя кусками ветчины в бургере для ланча...

С самого начала история развивалась самым забавным образом, впоследствии «обогатилась» такими интригующими приключениями, как пожар в метро и бешеная гонка на такси с автоматной перестрелкой впридачу. Скучать потенциальному читателю не приходится! И как вишенка на торт — деловой торг Дортмундера с пройдошливым скупщиком краденого (вообще, с некоторых пор считаю Арни Олбрайта гораздо более интересным персонажем, чем любые другие постоянные или эпизодические герои цикла (не исключая и Дортмундера с Келпом), ха-ха-ха!).

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Дорога к разорению»

igor14, 23 сентября 2019 г. 07:28

Причины, побудившие автора выбрать темой этого романа операцию по похищению десятка антикварных автомобилей, лично меня ставят в тупик. В большинстве других произведений серии о Дортмундере главный герой и в одиночку, и с компашкой приятелей-подельников нацеливался на гораздо менее объёмные и гораздо проще реализуемые объекты добычи (что довольно логично, не правда ли?!)

Завязка сюжета: Энди Келпа навещает старый приятель, которого обидел бывший работодатель – мультимиллионер, запутавшийся в махинациях с налогами и рисковых сделках. Дортмундеру и компании предлагается похитить коллекцию раритетных автомобилей, являющейся любимым хобби для проштрафившегося дельца. Дело сложное…

Разумеется, к главной интриге добавляется ещё парочка других (Уэстлейк славится умением множить сущности, ха-ха-ха!), поэтому скучать читателю не приходится. Чередой внезапно появляющихся препятствий «Дорога к разорению», тем не менее, мало напоминает знаменитые первые романы цикла, выделяясь оригинальностью замысла наравне с уже упомянутым крупномасштабным объёмом похищаемого.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Jumble Sale»

igor14, 6 сентября 2019 г. 18:02

Впервые опубликованный в «The Armchair Detective» (лето 1994 г.), этот рассказ снова описывает одиночное приключения Дортмундера, без участия членов его постоянной команды. Но отсутствие последних с лихвой компенсируется более-менее заметной ролью одного из эпизодических серийных персонажей — скупщика краденого Арни Олбрайта — крайне неприятного в личном плане человека и, одновременно, одного из самых комичных уэстлейковских героев второго плана.

Завязка сюжета: в силу ряда обстоятельств Дортмундер вынужден обратиться к не самому любимому из знакомых дилеров-перекупщиков. Пока тот своим обычным нытьём трепал главному герою нервы, к нему в квартиру заявилась ещё парочка потенциальных клиентов с предложением приобрести за бесценок целую краденую автомобильную фуру с новенькими телевизорами...

«Барахолка» — история не слишком навороченная, но как уже упоминал выше, фигура Олбрайта, его манера поведения и ужимки, придают рассказу неповторимый колорит, изрядно поднимающий настроение у любого читающего.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Party Animal»

igor14, 27 августа 2019 г. 07:23

Редкий для дортмундеровского цикла рассказ, где главный герой: а) в одиночку; б) успешно и почти не вызывая подозрений лицедействует; в) обводя вокруг пальца полицейских-преследователей; г) благополучно возвращается домой с награбленными трофеями.

Завязка сюжета: похитив кучу ювелирных украшений и преследуемый полицией, Дортмундер оказывается на пожарной лестнице многоквартирного дома. На его счастье одно из окон «по пути» оказывается приоткрытым. Герой-уголовник влезает вовнутрь и оказывается в тёмной комнате, которую используют как склад для верхней одежды многочисленные гости рождественской вечеринки — одной из тех, где хозяева не могут припомнить в лицо всех приглашённых…

Исключительно смешная и радующая неожиданными комическими поворотами история. Дортмудер демонстрирует чудеса изворотливости и капризная судьба на этот раз всецело к нему благосклонна.

Русскоязычный перевод под названием «Инстинкт гуляки» имеется в сети.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Too Many Crooks»

igor14, 30 июля 2019 г. 08:02

Один из лучших рассказов главного из «дортмундеровских» сборников короткой прозы. Первая публикация – «Playboy», август 1989 г. Кому-то из русскоязычных читателей он знаком под названием «Проще пареной репы!», другим – под наименованием «Слишком много жуликов».

Завязка сюжета: Дортмундер на пару с неразлучным Энди Келпом нацелился на главное хранилище солидного банка. Проникнув в систему подземных коллекторов, преступники кувалдами пробивают бетонную стенку и… оказываются среди толпы испуганных людей. Быстро выясняется, что пятёрка грабителей-налётчиков захватила банк, а весь персонал и клиентов, находящихся в здании на тот момент, обратили в заложников и изолировали в том самом подземном хранилище. Дортмундера и Келпа все принимают за спасителей из числа офицеров полиции…

Что ни говори, а Уэстлейк мАстерски умел создавать комично-интригующие сюжеты в историях из «дортмундеровского» цикла (да и не только в них!). Здесь особо любопытны перипетии неявного (для одной из сторон!) противостояния Дортмундера с главарём грабителей – истинное удовольствие наблюдать за тем, кто из жуликов кого обжулит и как именно это произойдёт!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Get Real»

igor14, 13 июля 2019 г. 08:31

Сколь ни печально, однако «Жизнь наизнанку» стало последним из произведений дортмундеровского цикла. Если бы имелась какая-нибудь недописанная работа, полагаю, за почти 11 лет, прошедших со дня смерти автора, сведения о ней уже давненько «гуляли» бы по сети.

Завязка сюжета: у мамаши Стэна Марча (таксистки по роду деятельности и призванию) завязался разговор с одним из пассажиров, оказавшимся телепродюсером. Тот «загорелся» идеей о запуске нового реалити-шоу про жизнь профессиональных воров. Поскольку достижения прогресса в виде кинокамер на каждом углу, радио-чипов, электронных средств идентификации личности и проч. существенно осложнили «бизнес» Дортмундера и его компашки, те, без особого желания, согласились-таки на щедрое предложение…

Хоть роман и был издан посмертно, он оставляет впечатление полностью проработанного, без участия дописывателей. Не шедевр, по вполне себе весёленький и увлекательный. Как легко догадаться, корпорация, производящая телепродукцию, оказывается настолько многопрофильной, что Дортмундеру с друзьями очень скоро представилась прекрасная возможность блеснуть и другими своими талантами, не связанными с недо-актёрскими «кривляниями».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Полицейские и воры»

Пушок, 4 мая 2017 г. 07:57

Замечательная повесть, очень любил её в юности. Отличный пример детектива и плутовского романа одновременно.

История одного хитроумного ограбления.

Читается книга просто влёт! 8))

Оценка: 8
– [  17  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

sanchezzzz, 10 сентября 2008 г. 05:41

Знаменитый Автор детективов Дональд Уэстлейк (один «Проклятый изумруд», прочитанный давненько мной в журнале «Смена» чего стоит!) здесь предстает пред нами как фантаст малой формы. Конечно, детективы у него получаются лучше, но и этот рассказ неплох, хотя тема, конечно, затерта до дыр. Много раз уже читал я про вживлённые в тело преступника датчики с болевым эффектом, поэтому настоящий рассказ уже не вызвал каких-то особых эмоций. Раз за разом этот поэт Ревелл будет убегать, раз за разом будет испытывать боль, возвращаться обратно в тюрьму, но при этом будет считать, что это его маленькие победы, и... большие поражения системы. Ну пусть так считает, я в этом с ним не солидарен.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Ksavier, 11 января 2013 г. 20:38

Рассказ, повествует в первую очередь о инстинктивной на уровне духа, тяге человека к свободе и отрицанию искусственно поставленных барьеров извне. Человеческая особь, по своей природе, более болезненно реагирует на инородные ограничения в то время как свои «родные» воспринимается как данное.

Но я ушел немного в сторону.

Уэстлейк не мудрствуя лукавого рассказывает историю художника заточенного в экспериментальную тюрьму. Тюрьма — детище страдающего комплексом то ли величия, то ли недостатка внимания, обыкновенного функционера системы.Он придумал новое устройство которое не позволяет заключенному покидать определенный периметр.

Главный герой, лишенный возможности творить, отобраны бумага и пишущие средства — не сдается. Он плюет на запредельную боль, на риск умереть ради того что бы все таки ощутить воздух свободы.

Повествование простое, но приятное. И тема пускай и извечная — свобода человека, способность зажигать факел свободомыслия от маленькой тлеющей соломинки. Есть проблематика которую в творчестве нужно подымать снова и снова. Этот рассказ из такой когорты.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

namco 87, 6 июня 2013 г. 23:20

Вперед, вперед и только вперед к победе или поражению через боль и унижение к единственной данной с детства свободе. Никто не вправе отнять ее у нас. Поэтому человек всегда будет за нее сражаться. Есть только одна причина или вопрос, а правильней дилемма. Для каждого свобода своя. В древние времена рабы поднимали восстания. В старой доброй Америке воевали за равенство чернокожих, хотя до этого при колонизации материка индейцев нещадно вырезали и загоняли в резервации. Во Франции и России резали друг друга за равенство и власть народа (чем воспользовались всякие отбросы). В общем понятие свобода очень растяжимое и для каждого свое. А если всем дать это самое волшебное мироощущение, что будет твориться на земле. Дональд Уэстлейк в «Победителе» показал нам классическую историю о невинном, которого лишили свободы. Все просто он хороший, сильный с несгибаемой силой воли. Тот кто его мучает поганец, любящий помучить бедного художника своими жестокими изобретениями. Хоть побег и не удался нас заставляют верить, что Ревелл добьется своего, даже ценой своей смерти. На самом деле наверно мало кто поступал бы как бедняжка герой (хотя стать мучеником тоже не плохо). Просто переть напролом рискованное занятие. Я бы головой подумал, чем превозмогая боль от вживленного приемника ползти вперед. Хотя что за демагогию я здесь развожу. Это просто красивый рассказ о рвению к свободе. И нечего тут делать из себя великого критика.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Darth_Veter, 24 января 2021 г. 00:55

Это рассказ об упорстве, силе характера и мужестве человека, поставленного перед выбором: или позорная жизнь, или мучительная смерть. Ни в коей мере не оскорбляя никого, думаю, что мало кто из читателей выберет второй вариант. Мужество — такая тонкая штука, что его нельзя проявить на заказ, а только по душевному порыву. Самый слабый человек, над которым все смеются и которого в грош не ставят, может оказаться мужественней самого раскудрявого силача. Вот и про поэта Ревелла никто бы не сказал, что духовной силы в нем гораздо больше, чем физической. Попав в тюрьму за свои убеждения, он должен был быстро сломаться и превратиться в ничтожество, презирающее себя самое. Тем более, что он попал под изуверские опыты по ограничению свободы заключенных, наподобие болевого интастинатора из фильма «Крепость» или взрывающегося ошейника «Бегущего человека». Выбора ему не предоставили, ибо в тюрьме собрали всех «политических», которых государство за людей-то и не считало — так, расходный материал. Только и умеют, что горлопанить в прессе и протестовать! Но система их сломает... Ан нет! Крепость духа у поэта оказалась сильнее продвинутой электроники инженера Уордмена, чем поставила эксперимент на грань провала.

История знает кучу примеров подобного рода. Могу напомнить подвиг польского учителя Януша Корчака, отказавшегося покинуть своих подопечных во время Второй мировой войны и разделившего с ними смерть в газовой камере концлагеря Треблинка. Еще один пример, на этот раз позитивный: побег десяти советских военнопленных под предводительством летчика Девятаева из концлагеря Пенемюнде. Беглецы не только убежали от фашистов, но еще и угнали ценный самолет — бомбардировщик Heinkel-111!

Можно сказать, что Ревелл пошел «на прорыв» от отчаяния. Но как тогда объяснить его вторую попытку? А третью? Это уже дело принципа — кто кого! Несмотря на то, что заключенного вернули оба раза, можно смело сказать, что именно он, а не высокотехнологичный Охранник является тем самым победителем, имя которого вынесено в заголовок рассказа.

-----------

ИТОГ: история человека, который смог победить самого грозного врага — свое собственное тело. Это весьма непросто даже в обычной жизни. Победитель — вовсе не тот, кого увенчивают лавровым венком и в честь кого устанавливают памятники, а тот, кто ради своих принципов не побоится перешагнуть и через боль, и через страх.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дональд Уэстлейк «Победитель»

Чайханщик, 16 августа 2014 г. 14:09

Хороший рассказ с хорошей моралью, но два вопроса сильно снижают мою оценку — какая принципиальная разница между обычной тюрьмой и тюрьмой с «чёрными коробками». Если бы ГГ раз за разом сбегал из простой тюрьмы, был бы его поступок настолько замечательным?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Лазутчик в лифте»

Славич, 14 сентября 2023 г. 16:05

Сатирическая вариация на тему «бункерной» фантастики, только вместо подземных убежищ люди укрылись в автономных небоскрёбах, защищённых силовыми полями. Бункер наоборот, мечта адепта аркологии. Время действия — далёкое будущее, предположительно середина третьего тысячелетия н.э. Место действия значения не имеет. Сюжет в основе своей стандартный: «А вы когда-нибудь были снаружи? А вы знаете, какой там на самом деле уровень радиации?» Нестандартно, что повествование ведётся от лица обывателя, который родную высотку никогда не покидал и не покинет. Сатира хороша.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дональд Уэстлейк «Митч Тобин»

Siberia, 30 сентября 2022 г. 07:25

«Стена — предмет важный, значительный, предмет моей гордости, достойный затраты моего времени и внимания. Я понял, что могу сосредоточиться на моей стене, как мне не удавалось сосредоточиться ни на чем другом...» — так начинается первый роман небольшого детективного цикла «Митч Тобин», который Уэстлейк на писал под псевдонимом Такер Коу.

Действие происходит в 60-е, в США. Митч — бывший полицейский детектив, болезненно переживающий увольнение. Долгое время он сидел без дела в стенах собственного дома, а теперь занят строительством стены. Стены между двором и улицей, но на деле — стены от внешнего мира, в буквальном и фигуральном смысле. Стоило Митчу втянуться в процесс, вырыв яму, похожую на могилу, как некто Виклер самым наглым образом останавливает его предложением провести расследование для преступного синдиката.

Честно скажу, яркое начало, когда мешающий строительству тип вылетает с участка пинком под зад, несколько сгладилось со временем. Расследования проходили спокойно и методично. Без особого желания со стороны Тобина, но и без нытья. Митч не прекращал мечтать о возвращении к своей стене, однако, следственную работу выполнял упорно.

Первое расследование — дело об убийстве молодой актрисы — он ведет для мафиозных структур. Во второе оказывается втянутым из-за дальней родственницы, найденной рядом с трупом сожителя, в крови, с ножом в руке. В третьем — ищет преступника среди людей с нарушениями психики, находящихся на реабилитации.

Всего романов цикла пять, но 4-й не переведен, а завершающий мне не удалось найти. Так что, впечатления строятся на первых 3-х. Если сравнивать с другими работами Уэстлейка, цикл «Митч Тобин» менее остросюжетный, чем «Паркер» и не брызжет насмешливой иронией, напоминающей водевиль, как некоторые романы серии «Алан Гроуфилд, актер и вор», но он тоже неплох, по-своему. Главный герой показался мне вполне понятным и реалистичным, несмотря на остроту эмоциональных проблем. Сюжеты последовательны, не кажутся фантастичными или непродуманными. Достаточно необычны, но простоваты. Во всех трех мне удалось отгадать преступников ближе к финалу.

Подводя итог: цикл «Митч Тобин» вполне имеет право на жизнь, потратить на знакомство с ним несколько вечеров не жаль.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дональд Уэстлейк «Наваждение в летний полдень»

igor14, 6 ноября 2019 г. 07:49

Совсем уж необычное место действия и ор-р-ригинальные обстоятельства выбрал Уэстлейк для своих серийных персонажей, Дортмундера и Келпа, в этом пасторальном (ха-ха-ха!), малодинамичном рассказе. Первая публикация – «Playboy», май 1990 г.

Завязка сюжета: почти неразлучная парочка (Дортмундер и Келп) вынуждены покинуть Нью-Йорк и какое-то время «пересидеть» в провинциальном захолустье. Приютил их кузен Келпа, владелец летнего театра. Во время очередного представления известной шекспировской комедии Дортмундер так заскучал, что вышел прогуляться на свежем воздухе. Разморившись на солнепёке, он почти задремал, но тем не менее отчётливо видел, как один из актёров в сценическом костюме с ослиной головой проходил мимо дважды. А по окончании представления выяснилось, что пропала вся выручка из кассы. Естественно, главным подозреваемым стал бедняга-Дортмундер…

Чегой-то в последнее время мне часто приходится писать о произведениях, где так или иначе упоминается шекспировский «Сон в летнюю ночь». Забавно… но речь сейчас не об этом!.. Рассказ, хотя и из «деревенской» жизни (ха-ха-ха!), получился тем не менее вполне увлекательным. Главный герой по воле обстоятельств вынужден выступить в непривычной для себя роли, ведя расследование и вычисляя подставившего его воришку. Ну а в финале судьба оказалась к Дортмундеру настолько благосклонной, что позволила ему разжиться денежкой (что случалось в его «карьере» не слишком часто…)

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Дональд Уэстлейк «Охотник»

FayValentine, 31 декабря 2023 г. 10:50

Гг мерзавец, его окружают мерзавцы и жена его гадина. Резко заканчивается. Для своего времени вероятно ок. Но увы в 2023 году не можешь понять «чё это было».

Обновлю отзыв и оценку на 7.

Год написания 1962, и фильм натолкнул на мысль, что это стиль Нуар. Для этого стиля книга как раз.

Пс. Тут что, какой-то человек мониторит отзывы? Спустя пять минут уже дизлайк xD

Уже 3 xD

Оценка: 7
⇑ Наверх