fantlab ru

Все отзывы на произведения Эдуарда Геворкяна

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  11  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

Groucho Marx, 8 января 2016 г. 20:40

Тут всё хорошо, в этой повести — и сюжет, и язык, и персонажи, и идеи. И отсутствие «развестистой клюквы» в описании иностранных реалий. И саспенс вполне на уровне лучших образцов жанра. В общем-то, только эта повесть смогла составить полноценную конкуренцию книгам Стругацких в советской НФ. Иногда говорят, что это лучшая вещь Эдуарда Геворкяна. Но, наверно, более корректно сказать, что это одна из лучших вещей Эдуарда Геворкяна.

Я бы даже рискнул сравнить «Правила игры без правил» с «Ульем Хеллстрома» Херберта. Такое сравнение повесть выдерживает с честью.

PS. (дополнение, вписанное через несколько лет после рецензии) В общем-то, повесть оказалась трезвым социальным прогнозом. Инопланетяне и порталы на другие планеты Галактики — совершенно необязательная сюжетная виньетка, завлекалочка для любителей фантастики. Если заменить инопланетян на сайентологов, масонов, сотрудников ФСБ или каких-нибудь православных или исламских сектантов, в восприятии повести не изменится почти ничего.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

йети, 8 апреля 2015 г. 13:06

Мощная книга! Помню, читать я ее закончил в полночь. И тут же, перекурив принялся перечитывать вновь. Это же надо такое завернуть! Экзекуторы, палачи Галактики. И кто?!

Встряхивает не шутейно. Да, у Геворкяна это несомненно, большая удача.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

видфара, 1 июля 2008 г. 13:33

«Правилам игры без правил» исполнилось в этом году ровно четверть века! А помнится она до сих пор. Да, детектив, да, саспенс, да, в лучших традициях АБС. Но выбор главного героя, поставленного перед неразрешимой моральной дилеммой — знаменитое

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если тебя заставляют играть в игру без правил, придумай собственные правила!
ничуть не потерял актуальности!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

bosch78, 2 мая 2018 г. 01:29

Шедевр вполне сравнимый с романами Стругацких. Плавный переход от постапокалиптического общества к магическому средневековью нигде не был описан так хорошо.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «Ладонь, обращённая к небу»

god54, 16 мая 2014 г. 21:14

Такое встречается довольно редко, когда автору удается создать иной мир, который по-своему прекрасен и необычен. Согласитесь, что это дорого стоит. Иной мир, иной в социальном плане, чуждый и непонятный, неприемлемый, но возможный для торговли и влияния. И ведь по тексту нет ни одного описания природы, растений, животных, лишь намеки на количество лун, а мы словно ощущаем этот мир. Ну, а молитвенные беседки, искусство их создания, способы влияния на людей, трагедия мастера и его внука, это вообще на грани совершенства. Одним словом рассказ заслуживает самых высоких оценок и обязательного помещения в коллекцию.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «До зимы ещё полгода»

poxabich, 24 апреля 2021 г. 18:50

Очень нежная и личная история. Для того чтобы это понять до конца надо знать и представлять и Ереван и армянскую ментальность. Но можно и не... :)) Очень красивая вещь, этническая, и поэтому особо классная.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «...И никаких масонов»

Manowar76, 5 сентября 2019 г. 15:36

Почему: слово масоны в названии, в своё время мне очень понравились «Времена негодяев» Геворкяна

В итоге: как и свежее «Искусство лёгких касаний» Пелевина, рассказ Геворкяна выполнен в виде рецензии-дайджеста на несуществующий роман. И тут всем есть чему поучиться. Помимо вполне подробного перечня расхожих теорий заговора, представлена своя собственная остроумная многослойная версия Главного заговора. Мимоходом прошлись по актуальной в России на начало века повестке дня (цитата: «Предполагается, что борьба с кровавым культом сплотит общество, поскольку ни скинхеды, ни выходцы с Кавказа, ни таинственные подрывники на демонических злодеев не тянут.»), подмигнули Лему и Эко. Плюс кровавый финал на вершине пирамиды Газпрома.

Легко, остроумно, изящно.

Проведите слепой тест и девяносто процентов читателей скажут, что это Пелевин, из неизданного.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Эдуард Геворкян «Деревянные облака»

Lartis, 12 мая 2012 г. 22:18

«Деревянные облака», созданные в 1985 году, должны были появиться в 1993-м, в 37-м выпуске сборника «Научная фантастика» («НФ») издательства «Знание», но издание сборников на 36-м выпуске было остановлено.

Вещь на 150 страниц, в которую вбито невероятное множество НФ-идей, проектов и гипотез: любопытный вариант социального устройства общества будущего; терраформирование Марса; грандиозный проект освоения Большого Космоса; экзотическая концепция прорастания праразума прошлого (возможно, убийственно опасного для нынешних носителей разума) в грядущее; экспериментальная система наглядного обучения, инициирующая странные события; конфликт цивилизационных парадигм развития, оборачивающийся жестоким столкновением отцов и детей; трудный, полный сомнений, непрекращающийся поиск истины и себя; партизаны, фашисты и полицаи; необъяснимое перемещение во времени; гениальные интуитивисты-мотиваторы; пугающие будущим экологисты (совсем, как сейчас); сетевики, которых теперь назвали бы хакерами; таинственный «черный сфероид» неземного происхождения…

Обидно, что за четверть века автор так и не развернул это редкое по концентрации этико-социальных конфликтов и научно-технических парадоксов произведение в полноценный роман. Редкое по концентрации идей на страницу, впечатляющее, но всё-таки фрагментарное изложение… Эдуард Геворкян до нынешнего года не возвращался к своей повести, у него были на то причины (хотя для объяснения такого равнодушия к своему творению мне, например, их недостаточно). Вот что он пишет: «У меня сохранилась лишь вёрстка сокращённого варианта, который и предлагается вниманию читателей. Был соблазн переписать, «осовременить» текст, написанный в 1985 году. Но мне кажется, что это будет не очень правильно, поскольку может исчезнуть дух времени, а, вернее, безвременья, в которое мы были погружены. Исчезнет предчувствие неминуемых перемен, странных и непонятных событий, которые прошлись по судьбам моих современников. Читателю судить, верным ли было это решение».

Оценка: 9
– [  11  ] +

Эдуард Геворкян «Вежливый отказ, или Как и почему я не написал «Страну Багровых Туч-2»

Kriptozoy, 1 января 2008 г. 04:23

Да. Попал мне, значит, в руки сборник «Время учеников — 2» из серии «Миры братьев Стругацких». Ну что я могу сказать... Рассказы, прямые и свободные продолжения произведений братьев, писались, видимо, не для читателей, а для самих писателей, для самих себя. Читать было жутко скучно. Ужасно жалко потерянного времени, хотя и попадались довольно примечательные эпизоды. Так вот единственный рассказ, который я прочитал с восторгом и упоением, был «Вежливый отказ» Геворкяна. Он не только оригинальный, не только насыщен юмором и сарказмом, в нём не только легко, играючи развивается множество сюжетов и идей. Его ещё и невероятно интересно читать. Особенно по сравнению с остальными рассказами и эссе, входящими в сборник.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Эдуард Геворкян «Деревянные облака»

vfvfhm, 15 апреля 2014 г. 14:05

Очень интересная, хотя и противоречивая повесть. Порадовал ряд интересных придумок. Например фашистское кастовое общество будущего, рядящееся под коммунарски-романтические одежки. Действительно глобальная нетривиальная идея, заложенная в бэкграунд повести. Спор с классической стругацкой советской фантастикой, ведущийся на поле ее же любимых идей. Теория воспитания, новая постинформационная экономика и т.д. Геворкян умело сбрасывает прекраснодушные покровы со многих надежд и чаяний совковых фантастов. Повесть действительно кризисная, алармистская. О том, что хрустальный дворец накроется тазом из-за разных сомнительных господ в цилиндрах и с гнусными физиономиями предупреждал еще Достоевский. Геворкян разделил его опасения и оказался прав. Пока все строили общество будущего, диверсанты растащили его на дровишки и подожгли. Еще понравилась убийственная критика марзматических экологистов, которые готовы и ядерные взрывы устроить ради сохранения природы.

Во время чтения не мог отделаться от грустного впечатления. Раньше у нас могли писать фантастику мирового уровня и по планке идей и по качеству текстов. А теперь? Вот уйдут старики и с чем мы останемся? С тремя межавторскими сериями про попаданцев?

Грустно, господа!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

fan2mas, 13 января 2011 г. 14:50

«Правила игры без правил» — лучшее у Геворкяна, хоть и раннее. Помню, меня поразила сама идея курии — глобальной мафии, о которой речь заходит на первых страницах повести, а потом еще круче — пришельцы пестуют из наших отроков жестоких наемников, чтобы дети землян учиняли «силовые акции» у иных звезд. Тут и чудо, и тайна, и достоверность. И напряг, и герой на манер агента 007, и мысль, и чувство — прелесть! Вот только конец куцеват, и «туалетная бумага»... В любом случае — 9

Оценка: 9
– [  8  ] +

Эдуард Геворкян «Чужие долги»

слОГ, 12 октября 2009 г. 20:12

Между прочим, прошло пять лет с того момента, как была опубликована последняя повесть Геворкяна. Я подумал, что такое «молчание» иногда полезно — это не проходная повесть, написанная под юбилейный номер журнала. Это интересная качественная НФ-проза. С одной стороны она могла бы стать основой для хорошего романа, но боюсь, что здесь ожидания беспочвенны: автор написал только один полноценный роман, надеяться на второй было бы ... неправильно. Но если раньше Геворкян был для меня автором одного романа (Времена негодяев), одной повести (правила игры) одного рассказа (до зимы еще полгода) и пары эссе, то теперь я надеюсь, что автор «не сказал еще своего последнего слова»...

Схожая тематика произведения была недавно в Если в переводном рассказе, но мир куда интереснее у Геворкяна, да и качество текста как в лучших произведениях 4-й волны...

Ну а вдруг чудо случится, эта история требует того, чтобы ее дорассказали. Лично я с удовольствием прочитаю продолжение.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Эдуард Геворкян «Чужие долги»

Женя Халь, 14 декабря 2015 г. 16:58

Интересный мир, читается легко. Отличая социальная основа, нам до нее не долго осталось, к сожалению. Но очень многое за кадром. Возникает куча вопросов, на которые автор, к сожалению, ответов не дает. Такое впечатление, что это часть чего-то большего, и это бОльшее я бы с удовольствием почитала бы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Тёмная гора»

wayne coyne, 3 января 2017 г. 19:14

Удивлен столь нелестным оценкам читателей. На мой взгляд книга — прекрасный образчик отечественной фантастики 4-й волны, т.н. турбореализма. Разумеется это не боевая фантастика, поэтому не ждите простых ответов на все ваши вопросы. Красивый и увлекательный мозаичный сюжет, необычный античный сеттинг в том числе и с соответствующей стилизацией речи героев, интересная трактовка фабулы про перемещения во времени. А что в конце все некоторым образом запутывается — так это основной конек жанра. Сравните с теми же Лазарчуком или Столяровым, у которых дело обстоит в разы запутаннее. Книги подобные явно рассчитаны на 2-3 подхода: ответы есть и даже выделены автором, но при первом прочтении даже очень внимательный читатель вряд ли обратит на них внимание, потому что смысл этих деталей появляется как раз ближе к концу.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

LAN, 17 декабря 2007 г. 21:51

Прекрасный роман середины девяностых. Все при нем: и герои, и сюжет, и интересные мысли. Читается не то чтоб взахлеб, но с интересом. Только где обещанное уже 10 лет назад продолжение?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Эдуард Геворкян «Чужие долги»

alex1970, 17 февраля 2011 г. 23:20

Автор рисует очень мрачную картину мира, по крайней мере, на севере России. Вместе с тем, мир интересный, то есть в нем могло бы происходить действие романа, а не маленькой повести.

Интересный главный герой, захватвающие обстоятельства.

Захватывающее произведение. Героям сопереживаешь (что лично я редко делаю, читая антиутопии).

Мрачно, жестко, но завораживающе.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Эдуард Геворкян «Чужие долги»

видфара, 5 января 2010 г. 08:07

Страшноватое будущее рисует нам автор! Впрочем, если приглядеться как следует, оно не шибко отличается от настоящего... Та же продажность сверху донизу, та же безнадёжность жизни и беспредельность просторов за пределами «городских образований». А в целом мир повести очень яркий и живой. Герои очень убедительные, особенно проводник. Сюжет увлекает, а всё то, что заложено между строк, заставляет судорожно сокращаться мозговую мышцу... Читать, непременно читать!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «Чужие долги»

olpo70, 7 июля 2016 г. 23:32

Очень интересный вариант будущего. Мрачный, жестокий, гнетущий мир. Есть ощущение безнадёги. Но не все сдаются, не все хотят отдать своих детей и стать зачиповаными. Есть герои и просто люди которые хотят жить свободно. Но страшный мир тотального контроля надвигается на них. Медленно, но неумолимо. И скоро просто некуда будет бежать...

Единственный минус- у этой повести нет начала и нет конца. По крайней мере мне так показалось. У меня создалось впечатление что я прочитал главу большого романа. Что что-то происходило до этих событий(об этом автор упоминает в повести) и очень хочется узнать что будет дальше.Но повторюсь-это единственный минус. Повесть очень интересна и время потрачено не зря.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

Нико Лаич, 15 июля 2008 г. 21:03

Для тех лет роман был действительно событием. В то время я служил на китайской границе на родине Автора (хотя и не догадывался об этом) и появление этой книги в нашей артиллерийской бригаде не оставило равнодушным ни одного любителя фантастики. Даже бурно обсуждали неоднократно за рюмкой чая возможные реалии этого альтернативного мира.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «Цезарь»

Emgyr, 13 марта 2015 г. 18:36

Отличная вещь! Написана легким и понятным языком, изложено интересно настолько, словно читаешь художественный роман. Правда, очень явно виден пиетет автора перед имперским строем, не только римским, а вообще. В целом, прекрасное и достаточно беспристрастное сочинение не только о Цезаре, но и о Риме с основания до начала империи.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Эдуард Геворкян «Ладонь, обращённая к небу»

elent, 18 апреля 2009 г. 00:24

Очень хороший рассказ. Защита культурных традиций и духовных ценностей от стяжательства, равнодушия, жадности, неуважения к морали иных народов — сейчас более чем актуальна.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

Демьян К, 18 июня 2017 г. 19:14

Если обнажить сюжетную схему данного эпохального текста (прочитанного мной только что, но, подозреваю, в 1983 году оставившего у многих любителей фантастики весьма яркие впечатления), она проста: если чужие хотят сломать цивилизацию, они начинают с детей. Не знаю, хотел ли автор поспорить с другим эпохальным текстом советской фантастики — романом Мирера «Дом скитальцев» (и составной его частью «Главный полдень»), — но спор явно получился и он выигран автором, как говорится, за явным преимуществом. У Мирера именно дети выступали в роли спасителей цивилизации от чужих, — «невинные» дети с их «незамутнённым» детским сознанием и их детской «бескорыстностью». У Геворкяна дети — глина в руках чужих, с которой те делают что хотят — при явном потворстве взрослых, которым на своих детей плевать. И если обществу плевать на то, что оно производит, — а главный продукт общества — именно дети, то это общество явно обречено. Конечно, автор не доводит сюжет до глобальных последствий для человечества, чужие просто используют то, что плохо лежит, т.е. детей, в своих неблаговидных целях за пределами Земли, — однако послевкусие после повести не из приятных: если в любой момент какой-то чужой дядя может прийти и забрать твоих детей, тебя не спросив, — что-то, видимо, не ладно в твоём королевстве. Безусловно, текст, действие которого происходит в неназванной западной стране, писался автором с той самой фигой в кармане — на самом деле имелось в виду именно позднее советское общество с его тотальным равнодушием ко всем и, главное, к собственным детям. В реальности всё это обернулось той самой схемой: пришли чужие дяди и украли у страны всё её подрастающее поколение, которое теперь, повзрослев, в массовом порядке служит чужим интересам и платит свои родные рублики за сказочки про чужие миры и чужих героев. Точнее, про мир Чужих и про героев-Чужих. И этому выросшему украденному поколению даже в голову не приходит, что когда-то было иначе и что может быть иначе. И что Чужие не должны править этим миром. Как не приходит в голову детишкам, воспитанным инопланетянами в спецшколе из этого опуса, что работать на Чужих — нехорошо.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

amak2508, 8 января 2017 г. 19:36

Похоже, у этой повести и недостатков-то нет. И написана она на удивление реалистично, и нелепостей и графоманства в ней совершенно не наблюдается, и сюжетообразующая идея о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
земных подростках, подготавливаемых в, казалось бы, обычных земных спецшколах для трудных подростков для использования инопланетными цивилизациями в качестве «цивилизаторов» на несговорчивых планетах
совершенно оригинальна. А ведь кроме этого вещь еще и динамична, увлекательна, а интрига в ней закручена так ловко, что читатель каждые несколько страниц узнает новую порцию правды, полуправды или вранья. Что и держит его в постоянном тонусе:).

Некоторые претензии можно высказать только к последним строкам финала: последний поступок главного героя получился несколько «картинным» и не очень вяжется с тем образом инспектора, который у читателей уже возник в процессе чтения повести....

Оценка: 8
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

Mishel5014, 9 декабря 2016 г. 19:22

Отличная повесть.

В СССР из-за дуболомной цензуры многие авторы писали книги, формально обличающие пороки капитализма. Так иногда появлялись блестящие фантастические детективы, никак не отягощенные официальной идеологией.

Эта вещь — на уровне лучших из них. И ничуть не устарела. Советую!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Чёрный стерх»

Groucho Marx, 8 января 2016 г. 20:25

Очень красивая сказка о взрослении. Особо приятно отметить эротизированность некоторых страниц. Почти все отечественные авторы, пишущие о подростках, игнорируют эротику, а Геворкян не побоялся, учёл, что для подростка голые девочки-ровестницы — настощее наваждение. всё в целом напоминает встречу Владислава Крапивина с Софьей Прокофьевой, но на самом деле оригинально. Этака видимая аллюзивность на известные тексты советской подротсковой литературы — как бы поле стереотипов, в которых живёт интеллигентный мальчик, герой повести. То есть, такой постмодернистский приём.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Путешествие к Северному пределу, 2032 год»

MarchingCat, 27 августа 2015 г. 21:27

Что именно за апокалипсис — непонятно. Сперва про Мор прозвучало, потом про Потоп.

Плюс стандартная беда многих и многих авторов — несоответствие произошедших изменений прошедшему со дня апокалипсиса времени. Дядя Харитон жил ещё до мора, на поездах ездил. И он ещё жив, и даже не старик. Но при этом автор нам рисует традиционный поселковый уклад и быт, который складывается поколениями. И не тот уклад, что сейчас, а постапокалиптический, с новым жаргоном, с новыми привычками, мифами. Люди просто ЖИВУТ, а не выживают. Из глины посуду делают, в городе кузнецы мечи выковывают (!!).

Кстати, тоже самое с морским народом. Люди на баржах именно те, кто потоп застал. И тоже не старики ещё. А автор рисует устоявшийся образ жизни, а не лихорадочное выживание.

Не говоря уже о других вытекающих отсюда вопросах. Хлипуны и храпуны всякие. Огнестрельного оружия крайне мало, куда только все военные склады подевались. Ну и так далее. Просто масса несоответствий.

Но за вычетом этой, пусть и крупной, нестыковки — во всём остальном очень интересная, складно написанная повесть. Автор проводит пацанёнка через череду приключений, через несколько социумов и локаций, одновременно рисуя перед читателем глобальный срез жизни людей после катастрофы, и просто показывая историю осознания правды жизни, взросления главного героя.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

horsefish, 4 апреля 2008 г. 04:19

Правила игры без правил / Эдуард Геворкян

История, наследующая лучшие традиции бр. Стругацких. Ещё «папа ХЭМ» учил, что во всей мировой литературе есть всего пять тем, которые, подобно алхимическим компонентам, надобно смешать в правильной пропорции — вот тебе и книга всех времён и народов. А, что до фантастики, то их ещё меньше от Жюля Верна и до наших дней. Фантастическое(ие) изобретение(ия) + остросюжетный экшн. (неплохо бы с детективной завязкой) и, желательно, неопределённая концовка, позволяющая читателю причаститься к неразгаданной тайне, а недобросовестному автору и впредь доить свою корову, клепая продолжения. Ну, и, особо выдающиеся добавляют к этому ещё хемингуэевский коктэйль. Несмотря, что пишу я это так, казалось бы, цинично, на мой взгляд — это конструкция хорошей фантастической книги. Здесь главное —, несомненно, качественное фантастическое изобретение. Возможно, его и достаточно. У Геворкяна это есть, а также атмосфера саспенса и неопределённая концовка. Ну, смехотворно было бы, в самом деле, если бы Принц Гамлет в конце пьесы разобъяснял нам ответ на загадку о потустороннем мире, сформулированную в монологе «Быть или не быть...» И позитивизм, так раздражающий в большинстве произведений бр. Стругацких у Геворкяна более оправдан сюжетно. А что до элементов боевика и персонажа-в-стиле-007, то я лично, их только приветствую (в разумных, конечно, пределах) — всё ж-таки фантастика. Ведь, главное здесь — качественное фантастическое изобретение. Так-то вот. Извините, что без смайликов.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

SergUMlfRZN, 31 августа 2007 г. 19:14

Читал в 1990 и до сих пор помню эту повесть очень хорошо. «Туалетная бумага» — элемент системы телепортации, миры не паралллельные, а просто в других звёздных системах. А идея книги актуальна и сейчас: солдаты — вчерашние школьники, которым ещё нельзя покупать водку, но которым дали оружие и сказали, что убивать — это КРУТО! КАК примут нас те кого они убивали, и КАКИМИ они вернутся назад.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

svarga, 19 августа 2010 г. 23:54

Прочитал роман с удовольствием, а потом с удовольствием же перечитал. Все в нем хорошо, иначе чего же перечитывал, но один нюанс не дает мне покоя уже пятнадцать лет: неужели у людей, в случае такого вот катаклизма, окажется настолько короткая память, чтобы в течении двадцати лет — не помню точно сколько там в романе, — забыть пол своей жизни, прожитой до катаклизма? Разве что объяснить это можно тем, что в мир пришла магия и это ее штучки.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «Чёрный стерх»

wayne coyne, 11 июля 2018 г. 13:40

Интересная сказка с элементами турбореализма. По духу напоминает роман Андрея Столярова «Я — мышиный король», «Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких и сказки Шварца. Автор пытался показать проблему взросления через призму постмодернизма. Мир, в который попадает мальчик, сказочен и лишен в общем-то жестокости и смерти, но вместе с тем элементы разложения и гниения как при осмосе (есть такой физический процесс) проникли через твердую мембрану между двумя мирами. Мир, который видит подросток, вроде бы реален, а вроде бы сделан из папье-маше. Стукнешь арматурой — и стена раскрошится как пенопласт. Вот только непонятно видим ли мы сон, или сами являемся чьим-то сном. Впрочем подобные вопросы в принципе характерны для всей фантастики 4-й волны.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «При дверях»

видфара, 23 июня 2016 г. 12:46

Хорошо написано — увлекательно, убедительно и ярко. Картинка в голове читателя возникла сразу — мягкая альтернатива, почти ничем не отличающаяся от нашего мира. Точнее, от того близкого будущего, которое уже дышит в затылок... Автор верен своей имперской позиции, но не обольщается относительно человеческой сути. Главный герой, конечно, от всего уже устал, однако дело не просто знает — доводит до логического конца. Ведь даже «органы уже отказали»... тут только армейская хирургия поможет, всё верно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

слОГ, 31 августа 2007 г. 15:14

Достаточно типичная остросюжетная повесть 80-х. Мафия, необычное расследование, возможно параллельные миры, подростки, становящиеся элитными бойцами...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

Lost, 29 августа 2007 г. 09:22

В свое время читала — не могла оторваться, да и сейчас нравится. Хотя это может, ностальгия:wink:

Конец правда, какой то немного смазанный. И про «туалетную бумагу» — неясно, для чего конкретно она предназначалась, автор завлек, но не расссказал:glasses:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «Форманты протоимперских идеологем»

Sawwin, 14 апреля 2008 г. 16:31

Выставил восьмёрку. Статья, с которой я категорически не согласен, действительно хорошо написана. Разумеется, в определённых местах видим, как автор «искусно оперирует малым набором нехитрых подмен и передёргиваний». Впрочем, для манифестов передёргивание -- стандартный приём, а бездоказательность -- непременная форма. В ряде случаев утверждения автора с тем же успехом могут использоваться в целях антиимперских (что только что было сделано). Автор это предусмотрел, он признаёт, что «смех силой не одолеть», что противников «проще перекупить или игнорировать». Денег мне никто не предлагал, значит, будут игнорировать. Так и вспоминается старый анекдот: «Надеюсь, женщин ты игнорировал? -- Да, дорогая, два раза».

Оценка: 8
– [  0  ] +

Эдуард Геворкян «Ладонь, обращённая к небу»

Nonconformist, 8 марта 2008 г. 20:44

Хороший рассказ, в него гармонично вплетены восточная мудрость и мораль. В литературном таланте автора не приходится сомневаться. С главной идеей я тоже согласен: Восток и Запад — разные традиции и взгляд на мироздание.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Эдуард Геворкян «Скакалка»

elfy, 11 февраля 2008 г. 16:08

Дети на то и дети, чтобы опережать своих родителей. Но и при всех своих уникальных способностях, они всё равно остаются детьми. Посмотреть только, для чего они эти способности используют.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

С.Соболев, 14 мая 2008 г. 12:30

В сборник старых повестей и рассказов московского писателя-фантаста Эдуарда Геворкяна вошли вещи старые и новые, апробированные, не раз печатавшиеся в сборниках и периодике, и от того чрезвычайно интересно смотреть на них под одной обложкой. В «четвертой волне» отечественной фантастики не принято было много писать — один-два рассказа в год, повесть — чуть ли не в пятилетку, а о романах и вообще речи быть не могло. Печатали-то в основном по научно-популярным журналам и редким антологиям, книжного бума никто и представить себе не мог (об этом, кстати написано эссе «Бойцы терракотовой гвардии», помещенное в сборник). Тем интереснее читать книжку, собравшую под одной обложкой разновременные произведения, написанные от 1973 до 1996 года.

Заглавная повесть, «Правила игры без правил», привлечет любителей динамичного и остросюжетного чтения: инспектор по школам и приютам натыкается в детдоме закрытого типа на странные распорядки, приличествующие скорее элитарным армейским подразделениям, нежели пенитенциарному заведению для подростков. То пушку в мехмастерской на уроке труда они делают, то каратэ изучают, а уж на полигоне такие стрельбища устроили… В ходе расследования выясняется, что воспитание в интернате имеет целью не возвращение малолетних преступников к полезной деятельности, а, напротив, ставит задачу перековать их в универсальных киллеров: ведь во всей галактике нет расы, более приспособленной для убийства… Поразительно, но повесть, написанная почти двадцать лет назад, читается и сейчас на одном дыхании. Не зря в 1983 году она получила приз «Великое кольцо», присуждаемый по итогам голосования КЛФ страны, и была даже издана в ФРГ отдельной книгой.

Повесть «Черный стерх» написана, как сказали бы сейчас эстеты, в диковской манере: злой колдун закидывает четырнадцатилетнего мальчика в иной мир, где нет ничего надежного, все рушится, крушится и тотчас же восстанавливается, и где каждый встречный-поперечный оказывается тем самым ненавистным колдуном.

Лирическая история «До зимы еще полгода» не напоминает ни одно из вышеперечисленных произведений, но несомненно понравится любителям «городской сказки»: во дворе дома выпал снег. Заурядное событие было бы событие, если б только на дворе не стояло жаркое лето. Да еще и следы на снегу каждый жилец оставляет свои, особенные — стукач семенит собачьими лапками, за влюбленной мадам — остается нотная запись скрипичной партитуры, а завскладом оставляет истории четкие рублевые отпечатки.

«Прощай, сентябрь» описывает любопытную социальную систему, при которой за провинности человека полную ответственность несет… его учитель и воспитатель.

«Чем вымощена дорога в рай» рисует утопический мир с плановой экономикой, во главу угла которой поставлено три задачи: Продовольствие, Педагогика, Порядок. С голоду никто не умирает, рожать разрешают только после строгих генетических проверок (и так уже двухголовые собаки бегают), воспитывают детей все лучше и лучше. Планету поделили на сектора, каждым районом заведует свой чиф… К такому устройству пришли не сразу, жизнь заставила: половина населения Земли вымерла после пандемии 2034 года, но кое-как выбрались, однако каждая новая техногенная катастрофа рискует подвести черту под существованием рода человеческого.

Одно из любопытнейших произведений сборника — эссе «Бойцы терракотовой гвардии» — начинается с воспоминаний о семидесятых годах, когда нынешние фантастические мэтры были молодыми и только учились писать рассказы. Мемуар не был бы мемуаром фантастическим, если б Эдуард Вачаганович не закрутил его вокруг любопытной идеи: есть, мол, у каждого государства своя Душа, определяющая характер и привычки своего народа, но иногда, по причине вмешательства разных сил, страны душами меняются, и получается невесть что. Прорубит, например, Петр Первый окно в Европу, а русская душа возьми и испарись, а место ее занимает душа китайская… «Все мы — китайцы», делает вывод один из персонажей, поэтому-то никакие европейские модели социального устройства у нас не приживаются.

Если продолжить рассуждения по схеме, предложенной Э.Геворкяном, можно найти и то место на глобусе, куда ретировалась общероссийская духовность. Нет, российская государственная душа не переселилась в Китай, а, будучи изгнана мистиком Сунь Ятсеном, перешла к антиподам, и воплотилась в странах Латинской Америки. Доказательством тому служат занятные параллели, найденные несколько лет назад В.Андреевым при изучении латиноамериканской литературы. Особым специалистом быть не надо, факты лежали на поверхности, надо было только их сопоставить:

А.С.Пушкин родился в 1799 году, Х.Л.Борхес — 1899. Ю.М.Лермонтов — 1814, Х.Кортасар и А.Бьой Касарес — 1914, Л.Н.Толстой — 1828, Г.Г.Маркес — 1928…

Интересно, в какой же стране пару лет назад родился Гений XXI века?

Оценка: 7
– [  10  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

mogzonec, 8 октября 2013 г. 18:03

Странное впечатление производит этот роман. С одной стороны выглядит, как аллегорический постапокалиптик, с другой — авантюрный роман в безумном фантастическом антураже. И тем не менее, Геворкян, как и, например, Рыбаков, Лазарчук, во многом Олди, и другие, задали тон в новой постсоветской фантастике, весьма высоко подняв качественную планку. Потом видел немало толстых книжек в ярких обложках на похожую тему, но Геворкян остался Геворкяном, а вот других уже не помню. Понимаю, что все это — дело вкуса, но в фантастике, современной российской фантастике, сегодня есть конкуренция сюжетов, идей и сериалов, и даже соревновательность «мэтров» с учетом высоты стопок изданных книжек, но почти нет конкуренции писателей. Очень редко, когда название книги запоминается. «Времена негодяев» запомнилось. И совсем редко на фоне псевдонимов типа Джон Козлов или Алекс Сидоров, не говоря уж о более вычурных именах, запоминают фамилии авторов. Геворкян запоминается.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Эдуард Геворкян «Путешествие к Северному пределу, 2032 год»

kkk72, 30 декабря 2008 г. 10:04

С одной стороны, Геворкяну удалось создать действительно интересный и правдоподобный мир, возникший после глобальной катастрофы. Деревенька на развалинах бывшей Москвы выглядит весьма реалистично. Да и как приключенческое произведение читается повесть весьма неплохо. Приключения получились действительно интересными и разнообразными, я бы сказал в духе Гаррисона. А вот герои, несмотря на все усилия автора, выглядят довольно схематичными. И главный недостаток произведения: не чувствуется некой главной идеи автора. Для меня так и осталось непонятным, для чего написана эта повесть, что хотел сказать автор. Оценка — 7 с некоторой натяжкой

Оценка: 7
– [  4  ] +

Эдуард Геворкян «Чем вымощена дорога в рай?»

god54, 16 мая 2014 г. 22:12

Описанная проблема, это то с чем мне приходилось сталкиваться на своей работе практически постоянно. Как сказал один исследователь: этично, неэтично, да плевал я на это, я спасал жизни детей, да не всех, но спас многих, а так умерли бы все. Новые лекарственные средства, новое лечение, надежда на спасение, новые побочные реакции, новые инвалиды... И так до бесконечности. На новых лекарствах фармацевтические компании зарабатывают миллиарды. В этом году планируется, что на онкологические препараты в мире будет потрачено 100 миллиардов долларов. Но без них погибнет огромное количество людей, хотя и умрут многие... А произведение, как мне кажется сумело создать напряжение, а вот от этической проблемы автор отвернулся и даже не попытался её решать. А жаль... Вопрос в заголовке остался вопросом в концовке.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

koresh, 9 апреля 2007 г. 16:09

Читал в издании 95 года — одна из книг, с которой начал регулярно интересоваться отечественной фантастикой. Лихо закрученный сюжет, антиутопия с российским колоритом, есть недостатки, а в целом неплохое произведение.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «Тёмная гора»

tkatchev, 5 ноября 2010 г. 14:21

Книга в стиле «что курил автор».

Богатая извращенная фантазия, тщательная проработка интересных деталей и хороший язык.

К сожалению, в остальном отсутсвует сюжет, нет внятной темы и заканчивается роман ничем.

Читать любителям вышеозначенного стиля.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

Farit, 14 октября 2010 г. 15:23

У романа не отберешь плюсов (его интересно читать, выстроен он совсем неплохо, сюжет нигде не висит и т.д.). Минусы относятся в основном к тому, что так быть не может. Но их к делу не пришьешь :(

так что — оценка достаточно высокая.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Эдуард Геворкян «Времена негодяев»

mogzonec, 14 марта 2018 г. 15:03

Безусловно, не лучшее произведение писателя. Но зато как читается! К тому же можно было бы посчитать его предтечей нынешних постаппокалиптических похождений героев-полумутантов на просторах поверженной евразийской державы, техномагии Левицкого и бабла и многих других книжек, которым иногда добавляют «ядерная фантастика», почему не ядреная? — не понимаю. К тому же читается легко и увлекательно, написана хорошим языком, когда чувствуется писательская работа, а не графоманская торопливость.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Эдуард Геворкян «Кто подарки нам принёс?»

god54, 16 мая 2014 г. 20:35

Наверное в виде полного рассказа или даже небольшой повести этот сюжет об отцовской любви к сыну смотрелся бы лучше. Все же идея довольно интересная, опять же социальный аспект, семейно-мелодраматические аспекты, как дополнение. А так словно кусочек чего-то большого, словно дали возможность куда-то подсмотреть и закрыли дверь. А в итоге не любит папаша своего сынишку и не думает о его будущем...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «Путешествие к Северному пределу, 2032 год»

Journalist, 20 декабря 2010 г. 14:00

С одной стороны понравился лихой сюжет

с другой. подчас у главгероя много непоравданных поступков и порой я ловил себя на мысли, что совсем не могу вспомнить в каких обстоятельствах находятся герои: слабенько прописана обстановка в которой действуют персонажи. Не хватает описаний

Оценка: 7
– [  1  ] +

Сергей Лукьяненко, Эдуард Геворкян, Александр Громов «Сказка от тройки»

Доктор Вова, 23 июля 2010 г. 16:21

Статья понравилась прежде всего тем, что чувствуешь с первых строк, писали профессионалы-литераторы! Это и подкупает больше всего. Нет оголтелой критики, нет закидывания помидорами, есть этика. За это им большое спасибо! К экранизации до сих пор не могу определить истинное отношение. Многое и в фильме, и в статье расходится с моим пониманием, но для того и мозги даны, и душа, чтобы, пропуская любую поступающую информацию через себя, каждый мог определить свое отношение. По крайней мере хорошо, что и фильм, и статья увидели свет!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «До зимы ещё полгода»

god54, 5 июня 2010 г. 17:57

Удивительно чистая и печальная история о поиске своего места в этой жизни. Зачем мы живем? Для чего каждый человек пришел в этот мир? Почему столько страданий выпадает на его долю? И как хочется узнать и понять — зачем я живу на этом свете? Написано просто, но каждое слово занимает свое место и каждое слово к месту. Всего один рассказ, в котором несколько других рассказов. Словно автор устал и решил все свои замыслы изложить за один раз.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «Ладонь, обращённая к небу»

Yazewa, 26 апреля 2010 г. 10:10

Мне очень понравилась идея этих самых молитвенных беседок, звучащих на ветру. Красиво...

В целом рассказ неплох, описанный мир воспринимается вполне реальным. Но какой-то особой идеи я тут не увидела. В большей или меньшей степени сопротивление тесному Контакту... обычное дело. Моральные противоречия не произвели впечатления практически.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Эдуард Геворкян «Путешествие к Северному пределу, 2032 год»

Babayka, 9 мая 2008 г. 18:20

Во время чтения непроизвольно в голову лезли сравнения с «Метро 2033» и результаты их оказывались в пользу «Путешествия...». Оно мне показалось более атмосферным и правдоподобным. И уж, конечно, язык у Геворкяна куда как лучше, чем у Глуховского.

Оценка: 7
⇑ Наверх