Роман Подольный отзывы

Все отзывы на произведения Романа Подольного



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 117

  Страницы:  1 [2] 3 

«Мамочка»
–  [ 0 ]  +

god54, 05 октября 2017 г. в 16:57

Для 1990 года уж слишком простенький рассказ о сверхъестественных способностях ребенка, которые он наследовал поровну от матери и отца. Авто лишь констатирует факт и никак его не комментирует, словно это заметка в стенгазете.

Оценка : 4
«Лёгкая рука»
–  [ 0 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 20:53

Достаточно хороший и вполне увлекательный рассказ, который представит интерес для читателя и сегодня. Автор сумел в хорошем сюжете соединить археологию, везение и путешествие во времени, так что получилось вполне приятная смесь для чтения.

Оценка : 7
«Лучший из возможных миров»
–  [ 2 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 20:40

Очень даже неплохой и весьма ироничный рассказ на тему параллельных миров. Сюжет бытовой, но тем он и привлекателен, что автор не строит серьезных гипотез и не пускается в околонаучные исследования, а пытается на житейском уровне представить себе, как бы это могло выглядеть. Получилось занимательно.

Оценка : 6
«Ловкость рук»
–  [ 0 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 20:21

Только с долей большой натяжки можно причислить сие произведение к фантастике, если считать, что часть фокусов исполнялась с элементами фантастики, в противном случае обычная мелодрама, где третий лишний. Однако следует отметить, что написано хорошо, сюжет веселый и вполне можно прочитать.

Оценка : 5
«Кому везёт»
–  [ 1 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 20:07

Вполне хороший юмористический рассказ на тему, что такое не везет и как с ним бороться. Сюжет увлекательный, концовка с улыбкой и в целом вполне читабельный рассказ: не везет мне в смерти, повезет в любви...

Оценка : 6
«Нет! (Закрыватель Америк)»
–  [ 0 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 19:39

Очень даже неплохая, главное вполне оригинальная идея насчет экспериментатора, который всегда получает отрицательные результаты проверяя чужие открытия тем самым закрывая их. Какой набор противоречий в самой фразе, а сколько их в выдвинутой гипотезе автора. Одним словом для любителя покопаться в новой фантастической гипотезе.

Оценка : 7
«Закон сохранения»
–  [ 2 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 19:24

Очень интересная фантастическая идея: замедление времени в одном месте, чтобы оно ускорилось в другом. Идея, которая должна обязательно закончится самопожертвованием — непременный атрибут советской фантастики. Сколько читаю фантастику, но так и не могу понять, зачем приучать людей к тому, что ради глупости одних другие должны жертвовать своей жизнью.

Оценка : 6
«Всего один укол»
–  [ 0 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 19:04

Следует отметить, что в рассказе хорошо переплетены две вещи: оригинальность идеи насчет гениальности и жесткая сатира на современное общество, использующее гениальность. А в итоге вполне интересный даже сегодня рассказ.

Оценка : 7
«Без подсказок»
–  [ 1 ]  +

god54, 04 октября 2017 г. в 18:49

Мда. И, что хотел сказать автор этим рассказом молодым и не очень ученым? Занимайтесь автотелепатией. Или, просто: больше думайте своей головой. И где здесь фантастика? В итоге ни нового метода научного поиска, ни фантастики, так некое рассуждение некоего так называемого ученого.

Оценка : 4
«Живое»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 октября 2017 г. в 20:45

Вполне хороший рассказ о человеческих чувствах. Обычной любви. Можно ли полюбить бога? Нет, ибо Бог, это то, что думает только о себе. Ему нравятся молитвы, просьбы, покаяния... А потому ему нравятся грешники, а не праведники. Он не любит тех у кого есть собственное мнение, свои мысли, тех, которые живые... Красиво, образно и психологически верно.

Оценка : 7
«Ешь своих»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 06 сентября 2017 г. в 10:10

Конец 60-х. Попытка на примере первобытного племени в шутливо-ироничной форме рассказать читателю о свободной конкуренции, когда человек человеку не «друг, товарищ и брат», а волк.

Рассказ остроумен, легко читается, оптимален по размеру (две страницы), а некоторые из его фраз вполне можно использовать в качестве цитат. Например: «Поедание себе подобных — вот что выделило человека среди всех животных.» Хорош, хотя и предугадывается, и финал произведения.

А вот по поводу того, насколько рассказ получился по теме и смог ли он хоть в чем-то убедить читателя — это уже решать каждому из нас :).

Оценка : 6
«Мореплавание невозможно»
–  [ 7 ]  +

amak2508, 31 августа 2017 г. в 12:09

Рассказы Романа Подольного из цикла «Бывшее и небывшее» просты, малодинамичны и обращаются к проблемам давно уже известным. Поэтому и нравятся далеко не всем, поэтому и такой разброс оценок. Но если читать эти минизарисовки не торопясь, со вкусом, сразу становиться видно, что они и умны, и увлекательны, а проблемы, которым они посвящены, не так просты, как кажется.

Вот и в этом рассказе — консерватизм старшего поколения и вечное стремление к новому, желание рискнуть молодых общеизвестны. Но где та золотая середина, которую надо выбирать каждый раз? У Подольного, казалось бы, все точки над «И» расставлены — молодежь рискнула и добилась успеха. А выступления всеми уважаемых граждан на Совете Старейшин выписаны в блестяще ироничном стиле, даже с некоторым уклоном в стёб. Но... задуматься-то текст все равно заставляет. Чем лучше бы было подготовлено плавание, тем больше шансов на успех. Или вот такой поворот событий — вдруг на соседнем острове оказалось бы воинственное племя....

Рассказ, бесспорно, хорош. Но хорош не только своим интересным текстом, но и способностью пробудить у читателя потребность думать, рассматривая проблему вместе с автором с самых разных сторон.

Оценка : 8
«Впервые»
–  [ 2 ]  +

amak2508, 30 августа 2017 г. в 11:02

Чудесная вещица. При всей своей внешней простоте и краткости она успевает показаться читателю и умной, и увлекательной, и веселой. А уж монологи вождя племени и шамана по поводу лошадей, эдакие практично-глуповатые с явным акцентом на то, что лошадь хороша в первую очередь как мясо, так и просто великолепны.

Но главное, что делает этот рассказ чрезвычайно эффектным и запоминающимся — это его эпиграф. Эпиграф, на который вначале, прочитав его, как-то и внимания не обращаешь. И только прочитав весь текст до конца, понимаешь, насколько он остроумен, как крепко связан с самим рассказом и какие интересные аллюзии и ассоциации им вызываются.

Оценка : 9
«Не надо разбрасываться…»
–  [ 1 ]  +

Толкователь, 13 июня 2017 г. в 00:07

Талантливый человек зачастую талантлив во многом. Теперь представим себе советчика, который искренне и из благих побуждений советует сосредоточиться на чем-то одном и не распыляться. Вроде бы хороший совет. Все бы ничего, но если Посредственность советует Эйнштейну заниматься изобретательской работой в патентном бюро, а не физикой, то выводы очевидны.

Оценка : 7
«Пределы фантазии»
–  [ 1 ]  +

Толкователь, 12 июня 2017 г. в 23:55

Научные теории и открытия порой могут быть не менее парадоксальными (и интересными), чем сюжеты иных захватывающих историй в художественных произведениях.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автор свел в разговоре князя из рода Одоевских (мистик), Эдгара Алана По (писатель) и Лобачевского (математик). Каждый по своему поражает своими сюжетами и идеями.

Оценка : 6
«Неудачный дебют»
–  [ 1 ]  +

Толкователь, 12 июня 2017 г. в 23:43

Автор сделал интересную компиляцию: он взял реальные критические высказывания (из ведущих журналов того времени) в адрес Пушкина, а также публикации его первой поэмы «Руслан и Людмила» и всю эту критику он вложил в уста писателей и критиков собравшихся в книжной лавке Смиридина.

Оценка : 6
«Цель и средства»
–  [ 1 ]  +

Толкователь, 10 июня 2017 г. в 01:46

Чтобы понять рассказ необходимо знать о том, что такое «Генеральный о́ткуп» (компания финансистов с правом сбора королевских податей). А также нужно знать, кто такие Лавуазье (основатель современной химии), Робеспьер (французский революционер) и Питт (премьер-министр Англии). Каждый из этих героев рассказа произносит эту сакральную фразу — «Цель оправдывает средства» — вкладывая свой смысл и тем самым нажимая на спусковой крючок истории. Только вот за последствия никто не ручается.

Полезно и сегодня каждому, кто так рассуждает («Цель оправдывает средства»), поразмышлять над уроком этого маленького, но поучительного рассказа.

Оценка : 8
«Самое страшное»
–  [ 2 ]  +

Толкователь, 10 июня 2017 г. в 01:03

Рассказ оставил меня в недоумении, вероятно потому что я ничего не знал о главном персонаже (реальная историческая личность) — это Пьер-Жан Бернарже. Пришлось перечитать краткий вариант биографии в Википедии. Только тогда что-то немного прояснилось. Также надлежит обратить внимание на примечание автора (о том, что все факты в рассказе взяты из биографии).

В общем мораль такова (цитата): «Что можно предвидеть в этом безумном, безумном, безумном мире?»

Оценка : 6
«Непростительная ошибка»
–  [ 2 ]  +

Толкователь, 10 июня 2017 г. в 00:45

Дидро в роли энциклопедиста беспристрастно оценивает Филиппа Авреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, то есть — Парацельса. Между ними расстояние около двухсот лет, что казалось бы придает объективности Дидро.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно опередить свой век, но выпрыгнуть из него нельзя. И вот Дидро находит яркий пример — Парацельс считал, что многие болезни вызывают живущие внутри человека очень маленькие, невидимые глазу живые существа. Ясно, что тут сказалось влияние века, свято верившего в демонов, влияние мистики, которой была проникнута вся эпоха. В этом объяснение, но не оправдание ученого. Даже великим людям нельзя прощать их ошибки. Впервые создается наука, опирающаяся только на факты и с ее точки зрения ошибочная гипотеза Парацельса подлежит бесспорному осуждению!

Можно опередить свой век, но выпрыгнуть из него нельзя. В том числе и Дидро. Думаю и нам тоже.

Рассказ приторно дидактичен по своему стилю. Не знаю, кто в этом виноват — Дидро, Роман Подольный или мое восприятие.

Оценка : 7
«Только связи!»
–  [ 0 ]  +

Толкователь, 10 июня 2017 г. в 00:28

Диалог, каких услышишь в жизни немало — вот две приятельницы рассуждают о том кто кого обошел (наглец), кому досталась работа (мужлан) и вообще (негодяй).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интрига заключена в двух заключительных словах произведения.

Рассказ очень короткий, меньше странички (причем, страничка — уменьшенного формата). Поэтому мой отзыв по объему приближается к самому произведению :)

Оценка : 7
«Путешествие в Англию»
–  [ 2 ]  +

Толкователь, 10 июня 2017 г. в 00:17

Джонатан Свифт в роли прогрессора. И делится своими сокровенными чувствами с архиепископом Кингом, главой англиканской церкви.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Впрочем архиепископ воспринимает этот разговор, как откровения автора о своем новом сюжете. Не может же быть, чтобы гений сошел с ума! Лучше не ломать над этим голову, а то недолго и самому рассудок потерять.

Оценка : 6
«Начало одной дискуссии»
–  [ 2 ]  +

Petro Gulak, 10 июня 2017 г. в 00:14

Рассказ имеет смысл прежде всего в контексте своего времени. Недаром эпиграф к нему — парафраз из «Физиков и лириков» Слуцкого, только вместо «физиков» — моряки.

«И это пройдёт»: в каждом веке — своя модная профессия, но лирика-то из века в век никуда не девается.

«Начало одной дискуссии»
–  [ 2 ]  +

Толкователь, 10 июня 2017 г. в 00:00

Френсис Дрейк полемизирует со своим давним приятелем Вильямом Шекспиром о том, кого люди запомнят, кто из двоих оставит более яркий след в истории.

Дрейк здесь предстает, как решительный персонаж, а вот Шекспиру отведена роль неуверенного — если не сказать больше — аморфного героя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Шекспир умоляет Дрейка: «Пусть хоть тень твоей славы упадет на мое ничтожество. С тобой и я вырасту. Мы были друзьями, что тебе стоит? Вот такусенький островок. Мне все равно где, хоть в Африке... Ты знаешь, актеру тут нечего стесняться — ужасно хочется бессмертия».

Но Дрейк неумолим...

Видимо по замыслу автора, история и бесстрастные потомки все таки более объективно оценят каждого. Ох, что-то сомневаюсь я в этом выводе...

Конечно, мне гораздо более симпатичен Шекспир (но, не из рассказа), чем Дрейк. Но способ доказательства выбранный автором — не убедителен.

Оценка : 6
«Тем хуже для фактов»
–  [ 1 ]  +

Толкователь, 09 июня 2017 г. в 23:39

Ученик успешно доказывает своему учителю, что Христофор Колумб недавно отправившийся в плавание к Индии никак не сможет ее достичь — слишком уж велико расстояние. Однако неожиданно приносят письмо из которого следует, что Колумб только что вернулся из Индии с индийским золотом и индийцами в придачу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Тут какая-то ошибка. — восклицает юноша.

— Настоящий ученый должен уметь признавать свои ошибки. Индия достигнута! О чем же теперь спорить? — наставляет его учитель, явно взбодрившийся от такого поворота событий.

В названии точно отражена главная мысль этого короткого рассказа — «Тем хуже для фактов».

Оценка : 6
«Ешь своих»
–  [ 3 ]  +

Толкователь, 09 июня 2017 г. в 23:25

Рассказ не хуже и не лучше других из этого цикла («Бывшее и небывшее»). По-моему, очень оригинальная аллюзия с людоедами и их девизом «ешь, чтобы тебя не съели» — все это не утратило актуальности и по сей день. Не буду приводить примеры, чтобы не политизировать свой отзыв. Достаточно вспомнить новости и быть при этом объективным. Не перевелись «людоеды», готовые подмять других под себя, а то и буквально — лишить жизни.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но как только один из ярых сторонников этой теории людоедства сам оказывается в роли жертвы, что мы слышим? — «Ох, Чило, ты прав, с людоедством пора заканчивать»

Оценка : 7
«Мореплавание невозможно»
–  [ 1 ]  +

Толкователь, 09 июня 2017 г. в 23:09

Совет мудрейших заседает уже две луны. Их головы просто кипят от рассуждений, а ответственность так велика, что не позволяет двигаться вперед. Итак, группа юных безумцев придумала лодку и хочет использовать ее — подумать только! — для того, чтобы отправиться на поиски каких-то других островов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Причин почему это нельзя позволить — не сосчитать:

— Священное уважение к жизни

— Морская болезнь

— Бесцельность затеи

— Незнание географии

— На изготовление лодок уйдут все ценные деревья

— А вдруг другие последуют их дурному примеру и тогда ВСЕ уплывут!

И, когда наконец отрицательное решение единогласно принято советом Мудрейших, выясняется, что за время заседания юноши уже успели побывать на том острове и привезли диковинных семян, а также специалиста по их выращиванию. А какие там девушки!..

Оценка : 7
«Впервые»
–  [ 2 ]  +

Толкователь, 09 июня 2017 г. в 22:53

Рассказ в котором отражены две точки зрения и тема этого спора — бесконечна. События происходят в древние времена в неизвестном племени.

Юноша пытается приручить коня, но ретрограды (шаман и вождь племени) наперебой убеждают, что приручать лошадей — дело опасное и неперспективное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тем более, что охота была неудачной, а племени нужно мясо. Поэтому самое правильное убить лошадь и съесть ее прямо сейчас. И потом, даже если и вправду юноше удастся дерзкий замысел, то его внуки просто разучатся ходить — за них это будут делать лошади. А далее, и вовсе они поработят людей. Поэтому довольно болтать! Костер горит и племя ждет мяса.

Оценка : 7
«Кто поверит?»
–  [ 2 ]  +

Толкователь, 07 июня 2017 г. в 01:28

Миниатюрный рассказ, с парадоксом в основе сюжета.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой наделен уникальным даром — все сказанное им становится правдой при условии, что был человек который этому поверил.

— Ну-ка скажите, что сию минуту пойдет дождь.

— Я-то скажу, да вы не поверите. Значит мои слова и ложью не будут. То чему не верят, не ложь и не обман. Разве сказки лгут?

— Значит, обязательно надо, чтобы я вам поверила?

— Вы или кто-нибудь еще... Но лучше вы!

После прочтения, я изрядно задумался над сюжетом в свете известного «Парадокса лжеца»:

(Утверждение «То, что я утверждаю сейчас — ложно». Если это высказывание истинно, значит, исходя из его содержания, верно то, что данное высказывание — ложь; но если оно — ложь, тогда то, что оно утверждает, верно; значит, неверно, что данное высказывание — ложь, и, значит, данное высказывание истинно. и т.д.)

Оценка : 8
«Необходимая случайность»
–  [ 5 ]  +

Толкователь, 07 июня 2017 г. в 00:56

Очень понравилась главная идея рассказа — человек, талант которого заключается в том чтобы находить и раскрывать таланты других. Причем в основном он делает это незаметно, так что сами «таланты» с легкостью считают себя ответственными за раскрытие своих даров. В результате он недооценен окружающими — и в первую очередь самими «вундеркиндами». Лишь только особая машина дающая объективную оценку таланту способна указать настоящие показатели. Так становится ясно кто самый одаренный.

Идея очень сильная, но на мой взгляд, несколько смазана концовка рассказа. И вообще есть ощущение, что из этой идеи могло бы появиться нечто более значительное.

Оценка : 7
«Потомки делают выводы»
–  [ 3 ]  +

Толкователь, 07 июня 2017 г. в 00:29

С юмором автор показывает потомков, для которых суперменские возможности стали нормой, чего сами они не замечают. И живут они в столь далеком от нас и светлом будущем, когда наша художественная литература выглядит мифической и загадочной, а возможности былинных героев — заветной и вполне достижимой целью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот только проблема: так много желающих побороться с медведями, что не хватает для этого гризли. Пора придумывать новый вид спорта — вырывание деревьев с корнями.

Оценка : 7
«Нашествие»
–  [ 3 ]  +

Толкователь, 07 июня 2017 г. в 00:14

Юмористический рассказ в котором проблемы и последствия путешествий во времени показаны не с точки зрения путешественников во времени, а как бы со стороны — глазами окружающих. Причем безвинно страдающих.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В этом рассказе, машина времени не путешествует вместе с пассажиром, а только выстреливает им, забрасывая его в будущее, причем не точно, а приблизительно. Свойства пространства-времени таковы, что человек перемещающийся во времени перемещается и в пространстве. Причем по юмористическому замыслу автора, всякий раз эти путешественники оказываются в самых неподходящих местах и в самое неподходящее время. Но раздраженные потомки нашли оригинальный выход — тут же отправлять незадачливых путешественников еще дальше в будущее. Впрочем, это тоже лишь временное решение вопроса...

Оценка : 8
«Рассказы о путешествиях во времени» [Цикл]
–  [ 1 ]  +

Толкователь, 06 июня 2017 г. в 23:57

Нигде не находил упоминания о таком цикле — «Рассказы о путешествиях во времени». Более того, два из трех рассказов («Нашествие» и «Потомки делают выводы») включались автором в другой цикл — «Возможное и невозможное».

В этих трех рассказах, как и во многих других произведениях Романа Подольного присутствует его фирменный «стиль»: лаконичность, добрый юмор, крепко сбитый сюжет и мораль.

Оценка : 8
«Дальнейшему хранению не подлежит»
–  [ 2 ]  +

Толкователь, 06 июня 2017 г. в 23:48

Довольно необычное для советской фантастики сочетание сюжетных линий: архив, заговоры, сражение колдунов — и всё это на фоне очевидных атеистических реалий.

Оценка : 7
«Возможное и невозможное» [Условный цикл]
–  [ 0 ]  +

Толкователь, 06 июня 2017 г. в 23:34

Цикл рассказов публиковавшихся в разные годы и в различных изданиях.

На мой взгляд, за исключением абстрактного названия цикла — «Возможное и невозможное» — сложно найти какой-либо стержень объединяющий эти рассказы. Слишком уж они разноплановые. Но взятые по отдельности, многие из рассказов интересны, содержательны и заслуживают внимания.

Оценка : 8
«Бывшее и небывшее» [Условный цикл]
–  [ 0 ]  +

Толкователь, 06 июня 2017 г. в 23:21

Цикл рассказов, большинство из которых — миниатюры на одну-две странички. Читаются быстро и легко, как семечки. Мораль в каждой истории очевидна. Все рассказы сдобрены достойным юмором.

Оценка : 7
«Живое»
–  [ 3 ]  +

Farit, 18 июня 2016 г. в 20:33

Рассказ «ни о чем». Я сам в каком-то смысле «специалист по надежности», и могу сказать, что автор словечко это просто приплел для благозвучия. А так — ни в технической, ни в человеческой линии нет ничего ни интересного, ни правдоподобного.

Оценка : 2
«Восьмая горизонталь»
–  [ 4 ]  +

Mishel5014, 26 февраля 2016 г. в 13:44

Одно из первых появлений в советской НФ жанра криптоистории. Сны героя очень хороши. Да и процесс расследования увлекает. Ньютон как персонаж выписан прекрасно.

Оценка : 8
«Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей»
–  [ 12 ]  +

Нескорений, 22 января 2016 г. в 12:27

Читателям со стажем безусловно хорошо знакома серия «БСФ» издательства «Молодая Гвардия», состоящая из 25 томов. Эта серия стала настоящим порталом в мир зарубежной фантастики, хотя в ее рамках печатались и советские авторы. Большинство томов было посвящено персонально творчеству какого-либо одного конкретного автора, десятый же том — это собрание рассказов англо-американских писателей. Его главная ценность в том, что многие рассказы, вошедшие в состав антологии, печатались на русском впервые, при этом составителю удалось выбрать из океана зарубежной НФ подлинные жемчужины — рассказы, которые спустя десятилетия не стираются из памяти.

В своем вступительном слове составитель антологии Р. Подольный пытается разобраться, в чем заключается основной смысл и ценность фантастической литературы. По его мнению, главная цель НФ заключается не в предсказании будущего, но в попытке разобраться в настоящем через призму грядущего. Богатство доступных фантастам методов и средств ограничено только полетом авторской фантазии, при этом жизненные реалии, пороки и добродетели человечества в этих произведениях каждый читатель может узнать без особого труда. Помимо краткого обзора содержимого антологии составитель поясняет принцип ее структуры — рассказы поделены на 5 разделов: в первом описываются ситуации из которых герои находят выход, во втором — безнадёжные антиутопические варианты будущего, третий, самый объемный раздел, объединил произведения т.н. поджанра «если», который моделирует различные пути, по которым может пойти развитие нашего мира, в четвертом разделе собраны произведения жанра «фэнтези» (в тех рамках, как его трактует составитель), а заключительный небольшой пятый раздел — это маленькая коллекция забавных мини-рассказов.

В первый раздел, который называется «В поисках выхода» вошли всего два рассказа и одна повесть, но лучше меньше, да лучше — все эти произведения мне очень понравились. Оба рассказа П. Андерсона посвящены исследованию и колонизации иных миров. В рассказе «Поворотный пункт» земляне вступили в контакт с цивилизацией гуманоидов, которые находятся на уровне каменного века, но способны мгновенно усваивать новые знания и стремительно прогрессировать. Задача героев — сохранить влияние человечества в Галактике, ведь через непродолжительное время братья по разуму оставят людей далеко позади — уничтожить потенциальную угрозу в зародыше или найти более гуманный способ — это проверка не только на нравственность, но и на смекалку. «Зовите меня Джо» — история освоения Юпитера с помощью дистанционно управляемых земными операторами Ю-сфинксов. Прикованный к инвалидному креслу герой все больше ассоциирует себя со своим юпитерианским аватарой — Джо. Чем опасен для оператора подобный синтез или же может это и есть то, о чем он так долго мечтал?

Повесть К. Саймака «Кимон» расскажет об одноименной планете, населенной расой гуманоидов-телепатов. Каждый землянин стремится попасть на Кимон, но такой чести удостаиваются единицы, об истинном положении дел на планете становится известно главному герою, попавшему в число избранных. Реальность сильно отличается от ожиданий, но возвращаться домой герой не намерен — его ведет желание узнать зачем кимонцам, почти всемогущим существам, понадобились земляне — кем они видят нас — шутами, домашними животными или же все гораздо сложнее, чем кажется. Не менее сильным получился и второй раздел, предлагающий мрачные варианты будущего. В замечательном рассказе Р. Крэйна «Пурпурные поля» люди старше 35 лет считаются существами второго сорта, им отказывают в приеме на работу, запрещают иметь детей, но им не стоит особо беспокоиться, ведь Программа позаботится и о них — что же такое эти самые Пурпурные Поля, автор напрямую так и не говорит, хотя в финале всё и так ясно без слов.

Общество уставшее от войн, стремящееся к полному покою и стабильности описывает У. Тенн в «Нулевом потенциале». В результате исследований обнаружен человек, который по всем параметрам соответствует статистическим данным о среднем американце. Его приветствуют как мессию, делают пожизненным президентом, но к чему в перспективе может привести такая диктатура серости — автор углубляется в очень далекое будущее, чтобы посмотреть, что станет с подобным обществом через четверть миллиона лет. М. Сент-Клер доводит идею общества потребления до абсурда, в её «Потребителях» описывается история семьи будущего, где нет четких родственных связей, а детей с малых лет обучают только одному — как стать идеальными потребителями — рассказ не утративший актуальности и поныне. Гротескный мир глобальных корпораций моделирует Дж.С. Элби в рассказе «Вершина». Главный герой долгие годы работает в 15-этажном здании-пирамиде, каждый шаг по карьерной лестнице переводит его на следующий этаж. Самое интересное скрыто на последнем этаже, где располагается кабинет директора — раскрыть эту тайну нам предстоит вместе с главным героем.

Антивоенный рассказ А. Бестера «Феномен исчезновения» представляет Америку как военную диктатуру, ведущую бесконечную войну за Американскую мечту. Госпитали переполнены, но одна палата находится под особым контролем — там содержатся особые больные, которые периодически исчезают из нашего мира и возвращаются обратно. Когда нет выхода — остается мечта, надежда. Главное не забывать, что мысль свободна, как птица, и никакими решетками ее не удержать — об этом напоминает нам автор. Третий раздел открывает «Пробный камень» Э.Ф. Рассела — земные исследователи открыли новую планету жители которой по загадочной причине говорят на английском — торжественный прием, море улыбок и объятий, но для того, чтобы установить контакт землянам необходимо пройти одно очень важное испытание, интрига которого сохраняется до самого финала. Тему контакта продолжает У. Моррисон, в его рассказе «Мешок» земляне обнаружили на одном из астероидов странный разумный объект, способный к телепатическому общению. Быстро выясняется, что Мешок — это уникальный кладезь знаний обо всём, который может дать мудрый совет в любой ситуации. Естественно возникают мысли о профите и вот уже бесконечная очередь страждущих выстроилась за консультацией, расписание составлено на годы вперед, несмотря на астрономическую стоимость минуты разговора, но всегда найдется тот, кто захочет заграбастать общее достояние в свое единоличное пользование — это история человеческой алчности и эгоизма.

Помимо прочего нужно отметить, что первая книжная публикация на русском рассказа Д. Киза «Цветы для Элджернона», получившего впоследствии дикую популярность, состоялась в рамках данной антологии. История слабоумного уборщика Чарлза Гордона, который в результате операции на мозге стал гением, но со временем деградировал до привычного состояния безусловно понравится любителям душещипательных слёзовыжималок типа «Хатико» и «Мост в Терабитию», фантастический элемент здесь сведен к минимуму и обозначен, что называется, для галочки. О временах, когда ЕГЭ покажется вершиной педагогики расскажет «Какая прелестная школа!» Л. Биггла-мл. — пожилая учительница с Марса возвращается на Землю, чтобы работать по специальности. Неприятным открытием для неё становится система телепедагогики, ставшая на Земле стандартом — дистанционное образование без прямого контакта учителя и ученика, без сочинений и экзаменов грозит превратить всё будущее население Земли в одноклеточных кретинов, жаждущих только хлеба и зрелищ.

Рассказ Р.Ф. Джоунса «Уровень шума» в жанре твердой НФ призывает включать мозги и не забывать о действенности мозгового штурма. В ходе полевых испытаний антигравитатора погибает его изобретатель, теперь группе видных ученых предстоит восстановить его изобретение, но проблема в том, что не осталось никаких записей экспериментов, кроме плохой магнитофонной ленты, прерываемой шумами аэродрома. Создание такого прибора противоречит законам физики, а в доме погибшего помимо научной литературы обнаруживается множество мистических книг — наука не верит в магию, но может в древних учениях содержится зерно истины или же всё это просто глобальная мистификация, как утверждают скептики — очень интересный и насыщенный рассказ, который призывает ученых смотреть на мир широко открытыми глазами, сбросить путы привычных теорий и догм. Несмотря на то, что сюжет у рассказа Р. Силверберга «Тихий вкрадчивый голос» не блещет оригинальностью, я люблю истории, близкие по духу творчеству Р. Шекли. В лондонской антикварной лавке герой покупает загадочную шкатулку, после чего начинает слышать голос, помогающий ему выживать и богатеть, но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Особо отмечу правильный поучительный финал, который отрезвляюще действует на тех, кто мечтает жить, как «по щучьему веленью».

Казалось бы достаточно простой и короткий рассказ Б. Чандлера «Половина пары» вызвал у меня сильные положительные эмоции, запал в душу. Всё начинается с типичной бытовой склоки семейной пары, которая на борту собственного звездолета возвращается от пояса астероидов к Марсу. Как это часто бывает, человеческая глупость и самонадеянность очерчивает вероятность трагического финала, но любовь и верность сильнее смерти. «Магазин игрушек» Г. Гаррисона начинается с того, что полковник ВВС приобрел по случаю в одном магазинчике необычную игрушку, которая работает вопреки законам физики, в качестве шутки он решил продемонстрировать ее сослуживцам, которые сначала подумали, что это просто фокус. На деле же перед нами хитрый плутовской рассказ о неизменном человеческом желании загребать жар из огня чужими руками.

Рассказ Ф. Пола «Я — это другое дело» начинается с исповеди человека, который убил своего лучшего друга и нисколько в этом не раскаивается, о причинах побудивших его к этому поступку он расскажет сам в конце своей истории. В рассказе Т. Томаса «Сломанная линейка» молодой космолетчик, влюбленный в свою профессию, должен пройти последнее решающее испытание, чтобы получить допуск к полетам в глубоком космосе. Для этого его отправляют на Землю, в город, где прошло его детство... В четвертый раздел антологии, который называется «Нигде и никогда», вошли произведения, которые составитель относит к жанру «фэнтэзи», т.е. описывающие события, не имеющие научного объяснения. Повесть Дж. Ганна «Где бы ты ни был» запомнилась мне с первого прочтения, несмотря на простой сюжет в ней есть свое очарование. Писатель, который приехал в сельскую местность, чтобы поработать в уединении знакомится с молодой девушкой, наделенной сверхспособностями. Ведьмочка влюбляется в главного героя, селится в его доме, а все его попытки улизнуть от влюбленной колдуньи обречены на провал. Также стоит отметить неплохую отечественную телеэкранизацию этого произведения с участием К. Стриж.

Одним из моих самых любимых рассказов стала «Девушка-одуванчик» Р. Янга — потрясающе лиричное произведение с неожиданным, но вполне логичным финалом. Главный герой, отдыхающий за городом, знакомится с девушкой, которая утверждает, что прибыла из будущего. Их встречи повторяются каждый день, и в итоге герой понимает, что влюбился, проблема в том, что у него уже есть жена и взрослый сын. «Котел с неприятностями» Г. Каттнера относится к легендарному циклу про семейку Хогбенов — бессмертных реднеков, наделенных сверхспособностями. В этот раз они соорудили на заднем дворе миниатюрный урановый котел, что послужило толчком к цепи последующих событий. Помимо общей юморной атмосферы, просторечной манеры повествования от лица главного героя и запоминающихся персонажей типа вечно спящего Лемюэля, который обожает жареных опоссумов, здесь есть и социальная сатира.

Продолжает «суперменскую» тему А. Бестер в рассказе «Звёздочка светлая, звёздочка ранняя» — после того как школьный учитель прочел сочинение одного из своих учеников, посвященное способностям его друзей, он начинает разыскивать мальчика, исчезнувшего в неизвестном направлении. Несмотря на то, что главному герою противостоит десятилетний мальчик, более опасного преследования сложно себе представить, ведь объект охоты тоже наделен особой силой, суть которой раскроется в финале произведения. Последний блок рассказов состоит из четырех коротких юмористических зарисовок. «Просто смешно!» Ф. Брауна переносит нас в далекое будущее, вечный конфликт отцов и детей — глава семейства недоволен, что его сынишка чересчур увлечен чтением фантастических журналов. Рассказ Р. Куросаки «Кто во что горазд» напоминает, что на всякую силу найдется другая сила. По сюжету один из студентов на лекции задает вопрос — зачем вообще учить эти дифференциальные уравнения — после чего демонстрирует присутствующим свои сверхспособности. Интрига в том, что может этому противопоставить профессор.

«Путевой дневник» А. Бестера выполнен в форме дневниковых записок американской туристки, которая вместе с мужем проводит свой отпуск на других планетах — времена идут, а люди не меняются, в ироничной форме автор высмеивает обывателей, их одномерное мышление и узкие интересы. Завершает антологию К. Эмис пародийным рассказом «Хемингуэй в космосе», который переносит сюжет повести «Старик и море» в открытый космос. Если честно, мне совершенно не понравился такой эксперимент, читать было скучно и непонятно ради чего все это вообще было задумано, если только в расчете на то, что молодежь после прочтения пародии решит обратиться к оригиналу — на мой взгляд, гораздо более вероятен противоположный эффект.

В самом конце приводится краткая биографическая справка по всем задействованным авторам — что сказать, ну очень лаконично — всего пара абзацев на каждого. Сегодня в эпоху интернета такая информация не актуальна, но для своего времени могла быть полезной. В целом антологию можно оценить сугубо положительно — масса знакомых именитых авторов соседствует с менее известными, но способными держать марку писателями. Многие произведения были напечатаны впервые, несмотря на это слабых, проходных историй в сборке попросту нет. Естественно, что на вкус и цвет товарищей нет, но каждый читатель безусловно найдет здесь своё, те рассказы, которые проникнут в его сердце и останутся там навсегда.

Оценка : 7
«Дальнейшему хранению не подлежит»
–  [ 3 ]  +

йети, 12 июля 2015 г. в 20:11

Рассказ просто надо прочесть, чтобы иметь о нем представление. Интересная идея — реальность колдовских заговоров. Немного криминальный сюжет достаточно динамичен и в тоже время лиричен. Очень хорошо написанный текст. В общем — приятное чтение во всех отношениях.

Прочел рассказ в год выхода сборника,а помнится до сих пор. Значит, рассказ стоит того. Оценка высшая

Оценка : 10
«Кто поверит?»
–  [ 3 ]  +

god54, 09 марта 2015 г. в 18:09

А мне рассказ понравился. Просто, емко, красиво и читабельно. И, казалось бы, в нем ничего такого нет. Несколько страниц текста ни о чем. Ан, нет. Читается, даже увлекает. Идея очень даже неплохая. Прочитайте, не пожалеете.

Оценка : 8
«Начало одной дискуссии»
–  [ 3 ]  +

god54, 19 февраля 2015 г. в 17:47

Было это событие или не было история доподлинно не упоминает. Могли два великих человека встретится или нет, тем более не известно. А вот альтернативно-философский подход автора, да еще в советское время, когда на классиков вообще ничего нельзя было сказать, заинтересовал своей фантастичностью и предложением читателю осмыслить роль и место гения в обществе. Кого толпа любит больше? В кого сейчас дети играют в компьютерные игры? Не видел ни одной игры с участием В.Шекспира.

Оценка : 6
«Ешь своих»
–  [ 5 ]  +

god54, 19 февраля 2015 г. в 17:32

Рассказ не впечатлил. И в этом не виновата идея, не виноват и стиль письма. Кажется все есть в рассказе, пафос, призыв, поучение и даже очень явственная критика империалистического общества по проблеме развития конкуренции. Тогда это экономическое явление ассоциировалось с пожиранием слабого сильным и соответствующий рассказ перед вами. Не впечатлило тем, что мы стали другими и совсем по другому оцениваем происходящее. А посему рассказ того времени, а сегодня только на любителя.

Оценка : 4
«Необходимая случайность»
–  [ 6 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 21:31

Достаточно психологичный и оригинальный рассказ. Автору неплохо удался образ главного героя, этакой бездарности, которой его считают другие... Но ведь не зря сказал великий писатель: в каждом человеке есть три человека — тот кем его считают другие, тот кем он считает себя и тот кто он есть на самом деле... Нам бы такую машину, чтобы найти всего один ответ: кто ты на самом деле? Идея рассказа немного наивна, но привлекает сюжет.

Оценка : 7
«Дальнейшему хранению не подлежит»
–  [ 4 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 21:03

Удивительно, но очень даже неплохой рассказ. И идея красивая про заговоры колдовские, и сюжет динамичный, таинственный, с небольшим криминальным уклоном, да, и текст хорошо написан, читать одно удовольствие. Слова легкие, округлые, понятные, к произношению и пониманию доступные. Трудно про рассказ писать, это сплошная эмоция, его надо просто читать, удовольствие будет точно, даже сегодня.

Оценка : 8
«Живое»
–  [ 1 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 20:17

Очень хороший рассказ. Особенно понравилось сочетание фантастической идеи с психологией героев и психологией их поступков. Сочетание мягкое, но не явное, читатель должен внимательно читать диалоги, прислушиваться к своим чувствам, сопоставлять и тогда откроется главное... Что такое понимать другого человека, любить другого человека и почему волшебники не могут влюбить в себя принцессу. Красивый рассказ и по идее, и по эмоциям, и по тексту.

Оценка : 7
«Потомки делают выводы»
–  [ 3 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 19:57

Как нас будут воспринимать потомки? Ведь сегодня все занимаются поиском старины, а нынешнее вообще разбазаривается и не сохраняется. Спроси любого, он расскажет все об Аттиле, но ни слова не вспомнит о том, какой завод построили в прошлом году. А потом наши потомки точно будут изучать фантастическую литературу сегодняшнего дня и представлять себе начало 21 века. И это автор написал раньше чем Питер Акройд в своей «Повести о Платоне». А рассказ вполне неплох в своей ироничности по отношению к нашим потомкам.

Оценка : 7
«Нашествие»
–  [ 4 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 19:40

В целом очень даже неплохой, ироничный и во многом веселый рассказ по проблеме путешествий во времени. Автор конкретно смеется и заставляет смеяться читателя. А почему? Очень просто. Представьте себя на месте того, к кому приходят шесть миллионов гостей из прошлого...

Оценка : 7
«Тяжёлый случай»
–  [ 4 ]  +

god54, 17 февраля 2015 г. в 19:24

Сегодня эту проблему называют проблемой медикализации общества, когда врачи любое отклонение от некой неизвестно кем установленной нормы называют болезнью: отсутствие музыкального слуха, литературного вкуса. А вчера Всемирная Организация Здравоохранения указала, что сыроедение и вегетарианство это болезнь. И при этом она же не считает болезнью наличие сексуальных меньшинств. Сочетание медицины и социальных пороков общества, в которое верит автор, и способность решать это с помощью скальпеля или таблетки... Читайте постановку проблемы, это очень интересно.

Оценка : 7
«Путешествие в Англию»
–  [ 5 ]  +

god54, 13 января 2015 г. в 20:50

Извечный вопрос фантастики: допустимо ли вмешиваться в жизнь цивилизации на другой планете? Сколько уже написано, сколько копий сломано. Вот и автор не обошел эту тему, предположив, что Джонатан Свифт... только подумать... Жаль, что эту тему почти забросили сегодня. Нынешняя фантастика прошла этап философский рассуждений и четко ответила: не только можно вмешиваться, но и воевать нужно... Вот так-то.

Оценка : 5
«Мореплавание невозможно»
–  [ 8 ]  +

god54, 13 января 2015 г. в 20:37

Глубоко философский рассказ, пусть и аллегория, но он должен заставить задуматься читателя о прогрессе, поиске новых знаний, а рассуждение о рентабельности для СССР 1962 года вообще прорыв. А так ли нам уж нужны эти новые страны. Вон в ЕС открыли границы и самые умные быстро свалили... А остальным что делать, зубы на полку? Рассказ для спора, но в новых реалиях.

Оценка : 6

  Страницы:  1 [2] 3 



⇑ Наверх