Ксения Букша отзывы

Все отзывы на произведения Ксении Букши



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Чуров и Чурбанов»
–  [ 6 ]  +

Lartis, 19 января 2020 г. в 20:52

При чтении мне мешали образы реальных обладателей фамилий Чуров и Чурбанов. Хотя образы эти абсолютно никакого отношения к героям небольшого романа Ксении Букши не имеют, даже мельком не упоминаются. Всё потому, что у таких, как я, голова вечно забита чёрт те чем… Завидую читателям, никогда не слышавшим ни о Владимире Чурове, некоторое время находившемся на должности Председателя Центризбиркома РФ, ни о первом заместителе Министра внутренних дел СССР Юрии Чурбанове, приговорённом когда-то к 12 годам лишения свободы за взятки.

У Букши Чуров и Чурбанов – просто одноклассники, сердца которых почему-то бьются в унисон, синхронно. Эта особенность позволяет (на основе постулированной автором фантастической медицинской теории о синхронной паре сердец) поддерживать и выправлять работу больных сердец других людей, даже с неизлечимыми сердечными болезнями. Донорам синхронного ритма и пациентам надо лишь находиться рядом, в непосредственной близости друг от друга…

Автор, поступательно двигаясь по жизненной траектории героев, выхватывает из их бытия отдельные, ключевые эпизоды и показывает читателю как бы через увеличительное стекло, близко и тревожно. Вместе с Чуровым и Чурбановым под это безжалостное увеличительное стекло попадают прочие любопытные личности, оказавшиеся в данный момент рядом с основными героями. Я только что добил толстенную антиутопию, авторы которой утомили меня дотошными подробностями происходящего и бесконечными рефлексиями персонажей. А в романе Букши нет ни большого объёма (я про количество страниц), ни скрупулёзных описаний, ни детальных рассказов о внутренних переживаниях героев (переживания-то, конечно, имеются, но мы узнаём о них в основном через действия-поступки). Зато в книге есть нервные рисунки автора, эмоциональный драйв и ощущение надвигающейся катастрофы, от которой нас вряд ли спасут синхронные сердца Чурова и Чурбанова…

Оценка : 7
«Открывается внутрь»
–  [ 6 ]  +

Velary, 13 ноября 2019 г. в 09:16

Книга попала ко мне с рекомендацией Галины Юзефович: «...книг, которые рассказывали бы о «здесь и сейчас», о том, как живет наша страна сегодня, причем делали бы это, с одной стороны, честно, а с другой — без надрывной безысходности.»

Как же я люблю такие книги! И тут же бросилась читать.

Увы, разочарована. Ксения действительно талантливый автор, у неё есть стиль и есть глубина, но в этом сборнике она как-будто сама себя ограничивает. Мне бы хотелось такой роман — или даже несколько романов по мотивам разных историй, потому что в формате коротких рассказов не успеваешь проникнуться героями и погрузиться в их мир, но успеваешь этого захотеть. Причём если первая часть вполне соответствует рекомендации, то вторая и особенно третья уже скатываются как раз в чернуху, так что хотелось быстрее с этим покончить. Напомнило мне поздние романы Галины Щербаковой, тоже современные, жизненные и вызывающие на эмоции, но чернушные, так что хочется и читать, и в то же время помыться.

Оценка : 5
«Завод «Свобода»
–  [ 6 ]  +

strannik102, 06 ноября 2016 г. в 06:40

В этом романе всё правда и всё неправда. Нет завода с названием «Свобода», но Ксения Букша очень точно выбрала символичное название для этого несуществующего в реальности завода, чтобы иметь возможность обыграть саму суть этого слова — свобода. И постепенно автор рассказывает нам историю этого несуществующего символичного завода с символичным названием, бегло упоминая о самом начале заводской жизни и протягивая заводскую нить сквозь все времена — 30-е — 40-е — 50-е — ... — и вплоть да наших времён и реалий. Мы немного здесь найдём самог0 производственного процесса (именно потому этот производственный роман можно и нужно называть «производственным», ставя этот термин в кавычки), и, вместе с тем, Ксения Букша сумела вычленить и обозначить самые существенные и поворотные события заводской жизни — те, через которые, как через тернии, прошли все наши отечественные производственные предприятия самых разных отраслей.

Для того, чтобы усилить эту символичность, автор лишает персонажей романа личных имён, наделяя их абстрактными G, B, J и другими буквами латинского алфавита; сначала это авторское действо кажется слегка непонятным, зато потом по мере врастания в ткань романа уже и не представляешь себе героев романа Василиями Петровичами и Петрами Васильевичами.

Довольно необычна и литературная форма, в которую воплощён авторский замысел Ксении Букши, в принципе, здесь просматривается то, что киношники называют эпизодами, а рисовальщики — комиксами. При этом автор лишает роман так называемого Главного Героя, а потом оказывается, что главным героем романа становится то ли обобщённый советского образца производственник, то ли просто сам читатель — неважно, прошедший заводскую производственную школу человек зрелого возраста или современный молодой менеджер.

Некоторая толика пафоса и патриотизма, в том контексте, в котором она встроена в роман Ксенией Букшей, нисколько не мешает, и, скорее всего, является одной из основных целей и задач, которые ставила перед собой автор — по крайней мере я это понял и воспринял именно так. Вместе с тем, автор очень далека от так называемого лакирования действительности — ровно так же, как и от очернительства и злопыхательства.

Первое знакомство с новым для меня автором — и знакомство оказалось интересным.

Оценка : 8
«Устав, регулирующий и уполномочивающий вещи и явления (выдержки)»
–  [ 5 ]  +

Manowar76, 24 сентября 2022 г. в 14:05

Букшу уважаю. После гениальной «Рамки» решил прочесть всю её библиографию. И решил ещё до того, как автор стала широко популярна в народе с «Чуровым и Чурбановым» и с «Адвентом». Худо-бедно прочтение библиографии продвигается. Сейчас на очереди её «Манон». Надо сказать, ни одно другое её произведение не впечатлило так, как верлибр «Рамка».

Что же до данного рассказа — он экспериментален и абсурден до нечитаемости. Увы. Десять страниц слишком много для высмеивания регулирующего вся и всё бюрократизма.

«2.Тачскрин не может являться лесом неба.

3.Регистрация лесов неба осуществляется только при полной оплате ресурсника.

4.Неограниченное пользование лесом неба требует разрешения старшего Иоанна, получаемого при помощи говорения слова во времени.»

Нет, это не имеет смысла.

2(ОЧЕНЬ ПЛОХО)

Оценка : 2
«Мальчик Федя и адский черт»
–  [ 3 ]  +

Lilian, 20 марта 2023 г. в 21:49

Это действительно похоже на сказку. История развивается по сказочным шаблонам, вроде похода в опасное место ради сражения со злодеем, волшебных испытаний и животных-помощников. Только всё нарочито приземлённое и с привязкой к современности — черт на мерседесе, коттедж с богатыми гостями, мальчик из неполной семьи, мечтающий о папе. Сам сюжет прост, предсказуем и лишён волшебного очарования.

Сочетание не хуже прочих, но в данном случае не зацепило.

Оценка : 6
«Открывается внутрь»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 03 июня 2020 г. в 15:39

Почему решил прочитать:

1. В восторге от романа Букши «Рамка». Весь роман – прямая речь. И, в отличии от пьес, даже не пишут, кому принадлежит реплика.

2. Роман в рассказах «Открывается внутрь» – номинант четырёх российских литпремий:

2019 г. — Премия Читателя

2019 г. — Ясная Поляна

2019 г. — НОС

2019 г. — Национальный бестселлер

В итоге:

Нет тех, кто не достоин любви.

Я мог бы написать огромную рецензию про экзистенциальный ужас, гранях безумия, о внутренней гибкости и открытости структуры этих рассказов...

Но напишу просто и коротко. Грязь и чернуха, беспросветная нищета и безумие, болезни и насилие. Жалко всех: покалеченных судьбой детдомовцев; тихих и буйных сумасшедших; людей, умирающих от разных болезней или от нелюбви.

Книга талантливая, но оставляет очень тяжелое впечатление. Мне кажется, по задумке автора, душа читателя должна испытать катарсис и воспарить ввысь... но трудно парить, вывалявшись в грязи, крови и безнадёге.

Примерно половина рассказов сборника – маленькие шедевры. Целая жизнь на нескольких страницах. Каждое слово на своём месте!

Продолжать знакомство с творчеством Букши безусловно буду, но не спеша.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Чуров и Чурбанов»
–  [ 3 ]  +

majj-s, 01 апреля 2020 г. в 07:38

СИНХРОНИЗАЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ИЛИ СИМВОЛ ВЕРЫ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

– А если я умру? Кому-нибудь будет меня жалко?

– Мне будет, – сказал Чуров. – Но вообще-то ты не умрёшь. Мы, врачи, такого не допустим.

Ксения Букша еще очень молода для русского писателя, которого по толстоевской традиции представляем не иначе, как с окладистой бородой. А начинала вовсе девочкой. Однако уже и тогда была, а теперь остается серьезным автором, чей голос звучит от лица малых мира сего которые за себя говорить не могут. Не упиваясь живописанием маргинального быта, не давя на жалость, спокойно, но настойчиво, хотя в современной клипово-мозаичной стилистике и собственной повествовательной манере. Продолжает традиции великой русской литературы.

В новом, предельно реалистичном, романе лишь одно фантастическое допущение, а именно: на свете существуют первичные синхронные пары, – это люди, у которых сердце бьётся в едином ритме, синхронно. И человек с сердечно-сосудистым заболеванием любой степени тяжести, проведя трое суток возле пары синхронов, совершенно излечивается. С одним «но», когда умирает один из пары, все, вылеченные таким способом, погибают одновременно с ним. Это общеизвестно, способ лечения, казавшийся таким обнадеживающим, признан бесперспективным. Пока не выясняется кое-что дополнительное…

Они разные, одноклассники Чуров и Чурбанов. Как масло и вода, которые не смешиваются Незаметный спокойный надежный Ваня Чуров живет с мамой и лежачей бабкой в питерской коммуналке. Денег постоянно не хватает, о приличных вещах и мечтать не приходится. Бабку жаль, но маму, которая ломается на двух работах, жальче. И после школы он сам моет обгаженные старческие ягодицы, меняет собственноручно сконструированный и сшитый непромокаемый подгузник. О памперсах для взрослых тогда слыхом не слыхивали, да и дорого такое.

Пофигист, приколист, эгоист Чурбанов перевелся из другой школы, сразу всех очаровав. Он из тех, людей вокруг который все кипит, солнце светит ярче, трава зеленее Человек-праздник, живой фейерверк. Иметь такого в друзьях безумно интересно, но и утомительно. И девочки, на которых Чуров лишь издали смотрит, Чурбанову как спелые груши, сами в руки падают. Только долго рядом с ним не держатся, Чрезвычайно плотный каузальный план труден в непосредственной близости (кто понимает).

Но вот как-то так случилось, что именно эти двое составляют синхронную пару. Они узнают об этом случайно, во время выезда на пикник студентами меда — а кому, вы думали, пришло бы в голову сопоставлять частоту пульса у отдельных членов компании, не будущим же геологам, архитекторам или финансовым аналитикам. Закончив ВУЗ Чуров ожидаемо станет хорошим врачом, детским кардиологом. А Чурбанов не закончит, бросит. В микробизнесе покрутится, кучу мелких, но действенных стартапов замутит. Разбогатеть с этого не разбогатеешь, но на интересную яркую жизнь будет хватать.

Они разные, но оба настоящие. И финал, такой неожиданный, горький и прекрасный — закономерен.

«Рамка»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 08 сентября 2018 г. в 19:59

Заигрывание с орфографией и знаками препинания, матерок. По композиции — классическая пьеса: повествование практически полностью состоит из диалогов или монологов.

Очень всё проникновенно. Десять персонажей, у каждого несколько историй, одна другой пронзительный. Прозрачные аллюзии на современных российских персонажей.

То ли либеральный декамерон, то ли иллюстрация сентенции про десять праведников.

Предфинальный блок со сновидениями излишне фантасмагоричен, но не успевает вызвать какого-либо раздражения.

Финал спокойный, но он хотя бы есть.

Вещь потрясающая. Уделить ей один-два вечера надо обязательно — всего 160 страниц, а удовольствия море!

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Ниже немного цитат для понимания злободневности и авторских экспериментов:

Про лексику:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Блядь!!! Бляяядь!!! Ооо, какой кайф!!! Блядское государство!! Скрепы блядь!! Ёбаные уроды!!! Со своим ёбаным царём!!.. Рамка блядь!.. Рамка!!.. Хотя бы телефон отдали блядь! телефон!! хоть предупредить, что, где, блядь…

==========

Про отсылки к культуре:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Тебя как зовут? – Бармалей.

Вики.

Вики. А кстати, где Кристина?

В Барселоне блядь.

==========

Про то, когда всё это началось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бармалей (Вики): и вот так уже час обсуждаем. Видимо, так и будем гадать, пока не выпустят. Или пока не «невыпустят», – Вики.

Да и начали не час назад, – Бармалей.

– А раньше. Намного раньше, – Вики.

Году в двухтысячном, – Бармалей.

Не, гораздо раньше, – дядя Фёдор. – Я помню, мы ещё при советской власти обсуждали, почему именно мы и когда нас выпустят.

Откуда? – Паскаль.

Да не слушайте вы их, – Николай Николаич. – Они неправомерно обобщают.

==========

Про железную логику:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Минуту! – подмечает Бармалей. – Господа, тут только девять тарелок и ложек тоже девять, а нас-то десять. Как десять? – серые удивлённо пересчитывают обитателей кельи. – Девять вас. Девять, девять, – подтверждает его товарищ. Никакого подвоха, они и в самом деле не видят десятого. А кого нет? – интересуется Вики. – Меня небось? Понятия не имеем, – отвечает серый. – Откуда мы знаем, кого нет, если его нет? Логично, – соглашается Паскаль. – Если кого-то нет, то невозможно узнать, кого именно…

==========

Про боязнь ядерной войны (очень понравилось!) «выживальщикам» цитату читать обязательно!:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и вот прошлой осенью…

вы конечно тоже помните как это было

сначала потихоньку помаленьку

а потом – жми-нажимай ребятушки

сбили какой-то самолёт

слово за слово

неделя паузы – и потом из установок град

потом снова пауза, Пентагон что-то там

наши в долгу не остались

риторика и всё такое

не, ну понятно, что всё это немножко блеф

но кто может гарантировать, что они не перейдут в какой-то момент

что у них там не взыграет что-то такое

что не утратят чувства реальности

и вот знаете я ничего не боюсь

но я каждое утро

ещё до того как поссать, кофе выпить

я сразу открывал ньюс-ру и листал

и не мог успокоиться, пока не прочитывал всё что там есть

и только когда набредал на что-нибудь вроде

«в Чите двое подростков…»

тогда немного успокаивался

ну если бы уже дело шло к концу света

ведь не стали бы новостные сайты тратить время

на хулиганов из Читы

но это ложное умозаключение

я и сам понимал, что ложное

поэтому страх не уходил далеко

а потом они окончательно поссорились

и вот когда они окончательно поссорились

когда они окончательно поссорились

я понял, что больше ничего делать не могу

новости открывал сначала трижды в день

потом десять раз

потом я вообще их не закрывал

обновлял круглосуточно

я непрерывно за ними следил

помиритесь, говорил про себя, мудачьё

ну помиритесь, ну миритесь, ну

мирись мирись мирись

совсем вы, что ли, охуели

как можно ссориться, когда у каждого по ядрён-

батону

мы сидим тут и сходим с ума – пустит в ход или не пустит в ход

превратят всю землю в руины

полная безнадёга

лежу и на каждый шорох такой – началось

на каждый шум за окном

думаете, бред? Абсолютно нет

(у моего приятеля на всю семью куплены противогазы

и тушёнка штабелями

только не поможет им тушёнка)

потом я возненавидел их

мало того, что они убивают детей

мало того, что разгрохали больницу и рынок

они ещё и мне не дают спокойно чаю попить

да, именно в таком порядке

сначала они всё разгрохали

а потом уж я обеспокоился

и я возненавидел вдобавок ещё и себя

за этот порядок в голове

за то, что мне было пофиг, когда горела больница

когда взорвали школу

тогда я в целом спокойно пил чай

так, возмущался слегка

а вот когда они устроили учения над моей крышей

когда они стали на пробу включать сирену

когда они стали ссориться с теми другими плохими парнями

вот тут меня пробило

ведь я нормальный

нормально – это когда то, что далеко, – пофиг

но теперь я представлял…

я представлял себе… но всё, что я представлял себе, уже происходило

понимаете

уже

в другой части света – уже

дымились развалины

гибли под обломками чужие ребятишки

это всё происходит, если разобраться

с начала времён

а меня почему-то пробило только сейчас

а почему? Потому что нормальный

порядок в голове, ёбта

Оценка : 10
«Inside Out (Наизнанку)»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 29 июня 2021 г. в 09:10

Постапокалиптическая притча. «Рыночные силы» Моргана встречают «Духлесс» Минаева и превращаются в магреализм уровня Маркеса. Салтыков-Щедрин одобряет.

Мир разделён забором. В благополучных анклавах — территория безудержного потребления, банков, нефтяных корпораций и спецслужб; по другую сторону — нищета. Россия поглощена Китаем.

Два персонажа получают задание найти изобретателя двигателя на воде. Несомтря то, что это все лишь провокация спецслужб, им это удаётся.

Уже во втором произведении Букши упоминается одиозный изворотливый персонаж Герман Треф. Чем он ей так насолил?

Абсурдная и гротескная повесть о нашем возможном будущем.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Адвент»
–  [ 2 ]  +

majj-s, 10 декабря 2020 г. в 11:32

Свобода (не завод)

«— А что будет в конце Адвента? — молча спрашивал пупс у лисички.

— Разве ты не знаешь, будет Рождество, — отвечала лисичка.

— А что такое Рождество?

— Это когда родился маленький Иисус, — отвечала лисичка. — Как только он родился, его положили в ореховую скорлупку, накрыли лепестком розы и пустили по течению реки.

Стеша была не сильна в священной истории. Младенца Иисуса она путала с Моисеем и, наверное, c Дюймовочкой.»

Тот случай, когда название книги исчерпывающе раскрывает ее содержание. Новый роман Ксении Букши не Рождественский рассказ в общепринятом смысле. Непременные составляющие таких историй: героев подстерегают опасности, ситуация в определенный момент становится критической, и кажется нет спасения, но в финале все благополучно разрешается. Назидательный подтекст не то, чтобы обязателен, но приветствуется.

В православной традиции нет понятия адвента, потому нелишне объяснить. В католицизме и некоторых ветвях протестантизма это период времени, охватывающий четыре предрождественских воскресенья. Сейчас как раз он идет, «время радостного ожидания». Совпадает с Рождественским постом (для тех, кто держит), и для всех — время подумать о душе, о вечных ценностях, примириться, простить, исправить. Для детей есть традиция адвент-календаря — картонного домика с открывающимися на каждый день адвента окошками, за которыми ребенка ждет приятный сюрприз или сладость.

Так вот, «Адвент» не рождественская, а именно предрождественская история. Здесь нет накала страстей и выраженного экстрима, но есть самое темное время года, когда мир пронизан мелкой моросью из дождя и снега, а значение мелких пакостей, вроде простуд, муниципальных чиновников, недоброжелательно настроенных к тебе и твоему ребенку воспитателей — разрастается до космических размеров. Вспоминается то из прошлого, что хотелось бы забыть, мгла понемногу сгущается.

Они обычная семья питерских интеллигентов. Из тех, что понаехали, не вдруг были приняты надменной северной столицей, но в конце концов нашли в ней свое место. Аня музыковед, Костя математик, Стеша ходит в детский сад. И кто-то четвертый, которого пока еще нет. Ксения Букша не из тех авторов, кто балует читателя линейным нарративом «от забора до обеда» и четко прописанным сюжетом, ее проза это всегда мозаика фрагментов, из которых слово «Вечность» тебе предстоит составлять самостоятельно. Хотя в данном случае словом будет «Свобода».

«Адвент» представляется мне романом о свободе в самом широком смысле. Свободе уйти или остаться. Свободе сохранить в себе человеческое ценой отказа от многих радостей комфорта. Свободе позволить себе иногда непрактичное и неправильное с точки зрения здравого смысла поведение, подарив себе и ближним море радости. Свободе делать не то, что от тебя ждут, переиграв судьбу на ее поле.

Изменить прошлое не получится, но его можно отодвинуть, заместить настоящим, в котором любовь и забота, внимание и понимание, тепло семейного очага. И незримо за всем этим ожидание чуда, творимого своими руками. С божьей помощью. От книги, несмотря на несколько даже нарочитую фрагментарность, совершенно целостное впечатление и удивительно светлое и взлетное послевкусие, такое гумилевское «Бог в своих небесах, и в порядке мир»

Оценка : 9
«Алёнка-партизанка»
–  [ 2 ]  +

Podebrad, 16 ноября 2017 г. в 18:12

  После восхищённых отзывов людей, которых ценю и уважаю, сильное разочарование. Это не реализм и не сюрреализм, не фантастика и даже не сказка. Больше всего похоже на притчу. Но притча всё-таки должна быть поглубже. Здесь всё слишком просто. Просто даже для самого простого подростка. И самое большое разочарование от персонажей. Их действия ничем не мотивированы, подчиняются надуманному сценарию, причём весьма неудачному. Я в разы старше основных героев, но всё-таки общаюсь немного с их ровесниками. Они, эти ровесники, намного сложнее и умнее.

  А теперь, обругав повесть, должен признать, что она далеко не пустая. Меня она страшно раздражает во всех отношениях — эстетическом, идеологическом, сюжетном, стилистическом. Но пустая вещь не раздражает. Пустую пробежишь, посмеёшься и забудешь. Здесь остаётся осадок. Не сомневаюсь, есть категория читателей, и очень неглупых читателей, которым этот осадок понравился.

Оценка : 4
«Завод «Свобода»
–  [ 2 ]  +

prouste, 25 июля 2015 г. в 20:18

Книжка получилась добрая и несложная. По существу «Завод» представляет собой серию очерков на малопривлекательную тему внутренностей радиозавода, его определенной эволюции. Отдавая должное авторской смелости ( ну точно не самая лакомая тема), рискну предположить, что написание этого романа носило очень личностный характер. Куда как более личностный нежели посвящение поколению родителей в глянцевом фильме «Территория». В каком-то из срединных очерков Букша прямо пишет о смысле жизни в виде прикрашивания и эстетизации действительности. О том и книга. Добрый тон обусловлен отсутствием брезгливости и признанием ценностей общинного проживания в рамках советского производства. Эстетически и художественно текст очень средний; понятно, что матчасть автор изучила ладно. В принципе я встречал что-то стилистически подобное у Сорокина ( с иронией) в объеме рассказа, а Букша с энтузиазмом развернула все это в роман. Даже и премию дали.

Оценка : 6
«Но человека человек. Три с половиной убийства»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 30 января 2023 г. в 15:44

Абьюз-абью-забью-забью

«Ты знаешь, что перед тобой мудак, но продолжаешь идти с ним под ручку. Тебе и лестно, и тошно одновременно. Ты колеблешься. Ты думаешь: а может, еще ничего? Умный ведь. А на свете столько дураков.»

Новый сборник Ксении Букши включает четыре повести под общим заглавием, приводящим на память пушкинский «Анчар». Ну. помните: «К нему и птица не летит, и тигр нейдет, лишь вихорь черный на древо смерти налетит и мчится прочь, уже тлетворный». Это стихотворение было одной из страшилок моего детства, реально опасалась наткнуться когда-нибудь ненароком на этот куст, кто его знает, а вдруг в городе тоже вырастет потихоньку? Но потом старший брат объяснил, что это про яд кураре, а он где-то в Африке или, там, Южной Америке растет. У нас, в общем, нет и я успокоилась, хотя африканцев или, там, южноамериканцев было немного жаль.

Признаться, теперь название «Но человека человек» будило иные ассоциации, главным образом связанные с возможностью одного человека посылать на смерть других, покорных его воле — все мы дышим злобой дня. И совсем не думала об аспекте токсичности, а между тем он основной, только касается токсичных отношений, хотя не стоит сбрасывать со счетов и лишения воли к жизни, прямо или косвенно убивающей, этого здесь тоже хватает.

Четыре повести о трех совершенных убийствах и одном незавершенном, когда жертве удалось спастись. Все рассказаны от лица людей, вовлеченных в чудовищные обстоятельства на разных ролях: родители погибшей девушки, подруга убитой женщины, убийца, жертва. Объединяет их то, что объектом насилия везде выступает женщина, совершает его мужчина. В трех случаях из четырех рассказчики находятся за рубежом, хотя место действия всегда Россия; в двух — в основе достаточно резонансные преступления, широко обсуждавшиеся в социальных сетях.

Книга совсем недавно вышла и большинство тех, кто любит Ксению Букшу и следит за ее творчеством еще не успели прочесть, потому подробный анализ с раскрытием сюжета пока неуместен — беда пре-рецензий, хочется рассказать все, но заставляешь себя молчать, чтобы не лишить радости новизны других читателей.

Может быть позже, может быть никогда, но это очень крутое и сильное исследование абьюза в разнообразии его проявлений и моральных аспектов. И читается так, что не оторваться.

Оценка : 9
«Дом, который построим мы»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 31 декабря 2020 г. в 16:24

— На картины можно смотреть сколько угодно и когда угодно, книгу читать не сначала, откладывать, переставлять фрагменты.

— Я так делала в детстве, не хватало терпения подряд читать, — кивнула Алиса.

«Дом, который построим мы», Букша


Пару лет назад прочитал «Рамку» Букши в жанре вербатим, и влюбился в роман и в автора. Недавно прочёл тяжёлый роман в рассказах «Открывается внутрь». Этой книгой Букша подтвердила звание интересного для меня автора, и я решил начать с начала её библиографии, оставив «Чурова и Чурбанова» и свежайший «Адвент» на сладкое.

Впервые за сотни прочитанных книг, я не знаю, что рассказать о данном романе и к какому жанру его отнести. И мне это не даёт покоя.

Начинается всё как Производственная Сказка, позитивнейшая по настроению вещь. Некая Мысль после совещания с Мировым Умом пришла в голову физику-гитаристу Веселухе.

И вот герои — положительные и очаровательные люди, чем-то похожие на сотрудников НИИЧАВО Стругацких, придумали волшебный прибор, изменяющий жизнь к лучшему. Преодолевая трудности, вышли на рынок.

Тут, оставаясь интонационно сказкой, сюжетно роман делает поворот. На Веселуху, отца-основателя «Амаранта» конкурентами по тендеру совершается покушение. Герой выживает. Потом противостоит недружественному поглощению. Отказывается продаться американцам. Разоблачает афёру друга-финдиректора и неверной жены. Преодолеваются эти трудности способами совершенно сюрреалистическими. У Веселухи появляется власть над временем, способность бывать в двух местах сразу, крестным знамением разгонять упырей-акционеров, отправлять неугодных в прошлое. Жуём, пережёвываем.

На сцене появляется милейший президент России Тугин Владимир Борисович со своим помощником, обаятельным мерзавцем, кабинет-министром по фамилии Ферг (несложная анаграмма фамилии главы Сбербанка). Тугин милый дзюдоист-одуванчик, Ферг — продажный интриган.

Внезапно Америка решает скупить Корпорацию Россия. Что? Откуда? Зачем это в сюжете про волшебный прибор? Веселуха проворачивает классический трюк Ротштльда, обваливая бумаги Корпорация Россия и выкупает их подешёвке. Чем и наживает врагов и в виде американцев и друзей, в том числе благодарного президента.

В конце всё окончательно сваливается в сумбур и невнятицу. Партнёр Веселухи ссорится с главным героем и уходит в леса, подруга Веселухи исчезает в своём сне, а сам он сливается со временем.

Я отношу вот это вот всё к популярности псилобицинов в Питере в 2003-м году. Других объяснений не имею.

Написана книга задорно и афористично, но у меня очень долго не получалось срезонировать с ней, а поначалу текст вообще вызывал какое-то подспудное раздражение (см. эпиграф).

И да, книга смешная, но не сатирическая, без злобы и желчи.

А ещё это очень питерская книга. Редкий случай, когда город описывается ярко и комплиментарно.

Мне очень любопытно, что так повлияло на Букшу, что она из автора светлых хулиганских сказок начального периода творчества превратилась в певца свинцовой безысходности в «Открывается внутрь».

Для первых работ — неплохо. Впечатляющая эрудиция и начитанность для 20-летней, на тот момент, писательницы.

Буду читать Букшу и дальше, сделав, как обычно, несколькомесячный перерыв.

6(НЕПЛОХО)

Оценка : 6
«Питерские каникулы»
–  [ 1 ]  +

strannik102, 24 сентября 2018 г. в 04:41

Общая средняя оценка книги на сайте 3.50 точно соответствует моей внутренней. Причём повести тянут в моём понимании на 3, а вот рассказы порадовали и буквально вытянули книгу.

Наверное всё кроется в моём особом отношении к жанру магического реализма. Ибо немного найдётся писателей, творящих в этом жанре, чьи книги я читаю с наслаждением и удовольствием (ну, вот навскидку сразу Буйду назову). И хотя Ксения Букша (а это, кстати говоря, моё второе знакомство с писательницей) неплохо владеет литературным языком и умелыми порциями дозирует гротеск и юмор, иронию и сарказм, сатиру и реализм, однако как-то порой сложно было уловить канву той или иной повести, как-то оно выскальзывало по-налимьи из рук — смысловое содержание. И если с Юрием Буйдой в этом смысле всё было понятно, ибо всегда возникало отреагирование если не на уровне «понимаю», то на уровне «чувствую», то с Букшей такого соития не получилось.

Однако интерес к писательнице и её творчеству остался, а это значит, что как минимум ещё одна попытка приобщиться к творчеству Ксении Букшы у меня точно будет. Тем более, что вон какая девушка симпатичная :-)

Оценка : 7
«Рамка»
–  [ 1 ]  +

pavel-lob, 27 июня 2018 г. в 09:53

Они приехали на коронацию царя и были отбракованы рамкой. Причины неизвестны, вещи изъяты, планы сорваны.

Бармалей – журналист-авантюрист, жертва нормализации сознания.

Николай Николаевич – приехал вместо умершего брата.

Паскаль – француз, волонтёр по реабилитации детей с синдромом дауна.

Вики – тамада.

Дядя Фёдор – пророк без паспорта.

Боба – предприниматель.

Галина Иосифовна – понимает язык собак.

Органайзер – разработчик чипов, отвечающих за лояльность населения по отношению к власти.

Янда – несостоявшаяся мать.

Алексис – приёмная мать.

И вот десять человек, запертые в келье, начинают рассказывать свои истории. Обрывками фраз, матом, не связно, иногда с юмором, но больше с горечью они, как будто на исповеди, вываливают всю правду жизни. Трагедии отдельных людей, семей, народов.

В какой-то мере роман – типичная антиутопия, но ближе к концу ещё и с элементами сюрреализма и психоделики.

Очень тяжёлая социальная проза о современном мире, вышибающая обывательскую пыль из сознания. Глава 35. «Пресс-конференция царя» просто гениальна.

Финал романа и счастливый и тревожный одновременно, оставляющий вопросов больше, чем их было вначале.

Оценка : 9
«Моё лимонное дерево»
–  [ 1 ]  +

MarchingCat, 11 марта 2018 г. в 18:29

Суть книги иронично-остроумные рассуждения о жизни, об успехе, о современном бизнесе. А подано всё это в виде биографии от первого лица. Приехал эмигрант в Америку и... понеслось. Или нет, скорее — поползло. Год за годом, неудача за неудачей, наш герой богатеет. Банкротится и снова богатеет.

В чём-то главный герой напоминает Швейка. Эдакий простак, недотёпа, а всё в итоге сходит ему с рук или даже с пользой.

Жаль лишь, что автор до Гашека недотянул. Даже близко.

Не поймите неправильно, неплохо написано. Но ни разу не шедевр. Ирония хороша. Местами действительно остроумно. Но в целом... можно было и не читать. Ничего бы не потерял, с какого угла к книге не подходи, хотя за жизнь, хоть за юмор.

Но с другой стороны, и о прочтении не жалею. Поулыбался, пару-тройку раз даже посмеялся. Легко написано. По сути высказываний и наблюдений ГГ — часто в точку. В этом плане понятно, чем книги автора Житинскому нравились. Душевно и с юмором/иронией — как и произведения самого Александра Николаевича.

На мой взгляд, произведение сильно подпортила последняя четверть. Круговерть с «фючерсами прошлого» автор зря придумала, откровенная неприкрытая выдумка на грани маразма в жанре «биография» неуместна.

цитата из книги:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Для китайцев доброе утро — это любое время, когда их готовы взять на работу.».

Оценка : 7
«Вышка и мост»
–  [ 1 ]  +

Svetlana Roy, 20 февраля 2017 г. в 00:54

Сочно нарисованы персонажи и нравятся фразы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мост — не мост, а гора с дырой.» и «Жизнь может оказаться чуточку длиннее, чем рассчитываешь.»
... запах горелого мяса испортил настроение...

Оценка : 6
«Устав, регулирующий и уполномочивающий вещи и явления (выдержки)»
–  [ 0 ]  +

majj-s, 07 января 2022 г. в 13:00

«Устав, регулирующий и уполномочивающий вещи и явления (выдержки)» от Ксении Букши вещь, с которой без поллитры не разберешься, впрочем и с ней вряд ли. Ксения как-то заметила, что неплохо бы освоить дискурс по Локану, чтобы уже с полным основанием потрясать читателя витиеватостью мысли, так вот — это покруче любого Локана будет.

Оценка : 6
«Чувачки»
–  [ 0 ]  +

Manowar76, 03 июня 2020 г. в 01:54

Полюбил Букшу после романа-верлибра «Рамка». Злободневная оппозиционная социалка с элементами фантастики.

Представьте, весь роман – только прямая речь. Очень круто, очень впечатляет.

И вот в седьмом рассказе сборника или романа в рассказах «Открывается внутрь» опять похожий приём. Просто монолог парня с галлюцинациями. Человека на грани самоубийства. Текст разбит на строки, текст пренебрегает знаками препинания.

Очень сильное впечатление от рассказа.

Оценка : 10


⇑ Наверх