fantlab ru

Джордж Лукас (George Lucas)

Джордж Лукас
Страна: США
Родился: 14 мая 1944 г.

Джордж Уолтон Лукас-младший (George Walton Lucas, Jr.) — американский режиссёр и киносценарист, создатель киновселенной «Звёздные Войны».

Джордж Лукас родился 14 мая 1944 года в Модесто, штат Калифорния в семье владельца магазина канцелярских товаров Джорджа Уолтона Лукаса и Дороти Эллинор Лукас (в девичестве Бомбергер).

Задолго до увлечения режиссурой Лукас хотел стать автогонщиком. Он провёл большую часть студенческих лет на подземном треке в торгово-выставочном центре и в гаражах. 12 июня 1962 года, когда Лукас находился за рулём своего автомобиля Autobianchi Bianchina, в него врезалась другая машина, в результате чего он чуть не погиб. После этого инцидента Лукас потерял интерес к карьере гонщика, однако ранняя страсть к автомобилям и автоспорту в конечном итоге послужила вдохновением для его студенческого фильма «1:42.08».

В студенческие годы Лукас посещал колледж Модесто, где среди прочих предметов изучал антропологию, социологию и литературу. Он также начал заниматься видеозаписью, причём особенно часто снимал автомобильные гонки. По рекомендации своего друга Джона Пламмера Лукас перевёлся в Кинематографическую школу Университета Южной Калифорнии — одно из немногих учебных заведений США, где обучали съёмке фильмов. Лукас и его друзья, среди которых были Уолтер Мёрч, Хэл Барвуд и Джон Миллиус сформировали группу под названием «Грязная дюжина». Кроме того, Лукас был в хороших отношениях с будущим режиссёром Стивеном Спилбергом.

Идея снять фантастический фильм пришла к Джорджу Лукасу ещё в годы учёбы, когда он работал над своим студенческим проектом «Электронный лабиринт ТНХ 1138: 4ЕВ». В 1970 году на его основе Лукас снял свой первый полнометражный фильм «Галактика ТНХ-1138». Это была фантастическая драма-антиутопия о жизни в XXV веке гражданина под именем THX 1138 (роль исполняет Роберт Дюваль). Фильм создавался под покровительством и при продюсерском участии Фрэнсиса Форда Копполы. Фильм не имел коммерческого успеха, собрав в прокате 2,4 миллиона долларов, и получил смешанные оценки критиков. Однако после успеха фильма «Звёздные войны» в 1977 году «THX 1138» вновь привлёк внимание кинокритиков и удостоился лестных отзывов. В 1971 году Лукас срежиссировал восьмиминутную короткометражку, повествующую о создании фильма, «Балд: Создание „THX 1138“».

После коммерческого провала не принятого публикой «THX 1138», Коппола убедил Лукаса снять лёгкий фильм, нацеленный на коммерческий успех, который был бы понятен широкому кругу зрителей. В результате, Лукас совместно с Уиллардом Хайком и Глорией Кац написал сценарий полуавтобиографического фильма-комедии «Американские граффити», повествующего о последней ночи нескольких подростков перед началом взрослой жизни. Особенностью картины является то, что она как бы распадается на несколько сюжетных линий, которые иногда пересекаются между собой. Главные роли в фильме исполнили Ричард Дрейфус, Рон Ховард, Чарльз Мартин Смит и Пол Ле Мэт. Также в роли второго плана засветился ещё никому тогда неизвестный Харрисон Форд, будущая звезда фильмов Лукаса. Картину вновь спродюссировал Фрэнсис Форд Коппола, а для съёмки фильма Лукас основал киностудию «Lucasfilm». Фильм имел оглушительный успех у кинокритиков и простых зрителей (при бюджете менее миллиона долларов он собрал 115). Он был номинирован на 5 Оскаров и получил 2 «Золотых глобуса».

Ещё в студенческие годы Джордж Лукас задумывал снять героическую космическую фантазию с космическими перестрелками в стиле фантастических комиксов и киносериалов, выходивших в США в 1940-е — 1950-е годы и практически пропавших с экранов к концу 1960-х. Основное влияние на «Звёздные войны» оказали космические оперы вроде сериала «Флэш Гордон» и франшизы о Баке Роджерсе, а также их прародитель — литературная серия Эдгара Берроуза «Джон Картер на Марсе». Сюжетно оригинальная трилогия «Звёздных войн» частично восходит к самурайским фильмам Акиры Куросавы (большей частью «Трём негодяям в скрытой крепости»). Также на сценарий фильма повлияли многие другие фантастические произведения, такие как роман «Космический жаворонок» основателя жанра космооперы Эдварда Элмера Смита и роман «Дюна» Фрэнка Герберта. В 1971 году, когда Лукас работал над фильмом «Американские граффити», появились первые наброски сценария будущего шедевра. Вся история укладывалась на 12 листах под довольно абсурдным названием: «История Мэйса Уинду, преподобного джедая-бенду, родственника Исиби Си-Джи Тейпа, ученика великого Джедая». За следующие 6 лет история претерпевает значительные изменения. Например, в первом варианте сценария принцесса Лея Агилая летела в «Звезду смерти» спасать своего брата Люка Старкиллера, Хан Соло и Оби-Ван Кеноби были одним персонажем, а весь актёрский состав планировалось набрать в Японии.

Идея завладела жизнью Лукаса и он повсюду носил с собой блокнот для записи различных странных слов и имён, которые могли неожиданно прийти на ум. Например, во время редактирования аудиодорожек фильма «Американские граффити» ассистент Уолтер Мёрч попросил Лукаса передать ему «арту-диту» («R2-D2»), что было сокращением к «бобина 2, диалог 2» (reel 2, dialogue 2). Джорджу понравилось как это звучит и он записал это в свой блокнот. Со временем там появились такие странные слова как «вуки» и «Йода». Потом Лея и Люк поменялись местами, Кеноби и Соло оказались абсолютно разными персонажами, причём не только по возрасту и профессии, но и по национальности.

Пришло время обивать пороги киностудий, а сценарий так и не был готов. Несколько киностудий отказались от идеи снять этот странный фильм, но в конце концов удача улыбнулась Лукасу и его сценарий утвердили боссы киностудии «20th Century Fox». Впрочем, без споров не обошлось: студия хотела звёзд на главные роли, а Лукас — новичков. Лукас отказался от дополнительной оплаты своей режиссёрской работы в обмен на авторские права на персонажей, таким образом студия владела фильмом, а Лукас — персонажами и правом использовать их где угодно.

Первый фильм, изначально вышедший под названием просто «Звёздные войны» имел огромный кассовый успех, что фактически спасло компанию «20th Century Fox» от угрожавшего ей тогда банкротства.

С самого начала отличительной чертой франшизы «Звёздные войны» стало массовое производство сопутствующих товаров, таких как пластмассовые фигурки персонажей, технических средств из фильмов и других игрушек, футболок с символикой фильма и т. д. Успешные маркетинговые ходы Джорджа Лукаса позволяли поддерживать у публики высокий уровень интереса к «Звёздным войнам» в перерывах между выходами фильмов. Немаловажную роль в этом сыграла и продажа книг, расширяющих и дополняющих оригинальную вселенную. При этом новеллизация первого фильма оказалась на полках книжных магазинов ещё до его выхода на больших экранах. Для того, чтобы написать книгу на основе оригинального сценария Джордж Лукас пригласил молодого, но подающего надежды писателя Алана Дина Фостера, который уже был известен работой над новеллизацией фильма Джона Карпентера «Тёмная звезда» и эпизодов киновселенной «Звёздного пути». Лучшей кандидатуры нельзя было найти. Однако, по условиям контракта, для обеспечения лучшей рекламы фильму, на обложке романа решено было указать фамилию Джорджа Лукаса, хотя он и не принимал прямого участия в написании новеллизации, более того, дал Фостеру достаточную творческую свободу, из-за чего многие сцены романа имели отличия от сценария фильма. Правда вскрылась далеко не сразу, и хотя позднейшие издания новеллизации сопровождались предисловием Лукаса, где он раскрывает истинного автора книги, роман до сих пор переиздаётся с его фамилией на обложке.

Съёмки фильма подорвали здоровье Лукаса, поэтому он решил для двух следующих фильмов Саги нанять других режиссёров, оставшись в кресле сценариста и продюсера.

После выхода первых «Звёздных войн» Лукас много работал в качестве сценариста и продюсера на сиквелах и спин-оффах по своей космической саге.

Параллельно с первыми «Звёздным войнами» в 1973 году Лукас написал сценарий «Приключения Индианы Смита». Как и в случае с четвёртым эпизодом «Звёздных войн», он хотел снять современную версию классических приключенческих сериалов 1930-х—1940-х. Вместе с Филлипом Кауфманом они разработали концепцию и персонажей, а также приняли решение строить сюжет вокруг поисков Ковчега. Изначально именно Кауфман планировался режиссёром фильма. Однако проект был приостановлен из-за занятости Кауфмана в стороннем проекте, а Лукас занялся своей космической оперой, положив наработанный материал по Индиане на полку.

В конце мая 1977 года, отдыхая на Гавайях, Лукас встретился со своим другом Стивеном Спилбергом. В одном из разговоров Спилберг намекнул, что всегда мечтал снять фильм о Джеймсе Бонде. Тогда Лукас рассказал своему другу, что у него на уме есть персонаж поинтереснее, чем Джеймс Бонд и продемонстрировал наработки «Искателей утраченного ковчега». Спилберг был впечатлён, назвав это «фильмом о Джеймсе Бонде, без шпионских приспособлений», он же настоял на том, чтобы фамилию персонажа заменили на «Джонс». Друзья связались с начинающим сценаристом Лоренсом Кэзданом, во время встреч с которым и написали сценарий первого фильма. На главную роль выбрали Харрисона Форда, который на тот момент уже играл роль Хана Соло в космической саге Лукаса.

В ноябре 1977 года Лукас начал разрабатывать сюжет продолжения «Звёздных войн». Для написания сиквела он привлёк профессиональную писательницу Ли Брэкетт. Брэккетт написала первый черновик сценария, который был готов к началу 1978 года, однако писательница вскоре скончалась. Работа Брэкетт не удовлетворила Лукаса, поэтому весной он принялся самостоятельно перерабатывать сценарий. Именно в этот период Лукас объединил персонажей Дарта Вейдера и Энакина Скайуокера в одну личность, а также начал пока ещё смутно разрабатывать приквелы, а второй фильм стал называться «Империя наносит ответный удар». После нескольких черновиков за своим авторством Лукас передал свой сценарий для доработки Лоуренсу Кэздану, который отшлифовал диалоги Джорджа.

Режиссуру Лукас доверил своему бывшему преподавателю Ирвину Кершнеру. Фильм имел коммерческий успех, но был плохо принят критиками на момент своего выхода. Лишь со временем мнение критиков изменилось на диаметрально противоположное, и фильм стал считаться едва ли не лучшим в Саге.

Через год после выхода «Империи» вышел и первый фильм про Индиану Джонса. В отличие от вторых Войн, на момент выхода он имел признание критиков и несомненный успех у зрителей.

Лукас написал сценарий «Возвращения джедая» в соавторстве с Лоуренсом Кэзданом и при режиссуре Ричарда Маркуанда. Лукас имел очень большую роль в съёмках фильма и может считаться вторым режиссёром. Фильм имел закономерно большие кассовые сборы.

После выхода всех фильмов из оригинальной трилогии Джордж Лукас сообщил, что вернётся к работе над очередной картиной к 20-летию премьеры фильма «Звёздные войны: Новая надежда». Сам же он сосредоточился на других фильмах и проектах.

Одним из них была картина «Виллоу», которая могла бы стать своеобразным аналогом «Звёздных войн», но в мире фэнтези. Джордж Лукас сам проработал сюжет фильма и продумал все детали будущей сказочной вселенной, кресло режиссёра занял Рон Ховард, а сценарий написал Боб Долман. Изначально планировалось снять четыре фильма. К сожалению, финансовый провал первого поставил на этих планах крест. Чтобы помочь реализовать свои сюжетные задумки, хотя бы в виде книг, Лукас пригласил писателя Криса Клэрмонта, который помог развить их в трилогию «Shadow War», являющуюся прямым продолжением событий фильма.

Другим, гораздо более успешным проектом Лукаса стала анимационная студия «Pixar», которую он основал в 1979 году, после успеха «Звёздных войн». Изначально она называлась «The Graphics Group» и была компьютерным подразделением «Lucasfilm». В 1986 году Стив Джобс выкупил компанию у Джорджа Лукаса за 5 миллионов долларов. Лукас поначалу оценил компанию в 30 миллионов долларов, но в связи с разводом с женой, разделом имущества и острой потребностью в денежных средствах был вынужден согласиться на цену Джобса. Новым главой компании стал Элви Рей Смит, который предложил новое название студии — «Pixar». Хотя в настоящее время компания в основном известна благодаря своим мультипликационным фильмам, изначально она была одним из передовых разработчиков компьютерной графики для фильмов с живыми актерами.

Не менее успешным был заход Джорджа Лукаса в индустрию компьютерных игр. Игровая студия «Lucasfilm Games» (первоначально известная как «LucasArts Entertainment») получила всемирную известность благодаря приключенческим квестам (особенно можно выделить «The Secret of Monkey Island» (1990), «Sam & Max: Hit the Road» (1993) и «Full Throttle» (1995)) симуляторам и многочисленным играм по «Звёздным войнам».

Работу над сценарием к новой трилогии «Звёздных войн» Лукас начал 1 ноября 1994 года. Сценарий для «Скрытой угрозы» был написан на основе 15-страничного режиссёрского наброска, сделанного ещё в 1976 году. Этот набросок использовался Лукасом для прослеживания предысторий персонажей и событий, произошедших до оригинальной трилогии. Рабочим названием фильма было «Начало». Позже Лукас обнародовал окончательное название — «Скрытая угроза».

В течение трёх-четырёх месяцев, в то время как Лукас погрузился в процесс написания сценария, Дуг Чан и его команда дизайнеров начала двухгодичный процесс просмотра тысяч эскизов для фильма. Для постановки трюков был нанят Ник Гиллард, который должен был создать новый стиль боя джедаев для новой трилогии.

Съёмки начались 26 июня 1997 и закончились 30 сентября 1997. В основном они проходили на студии «Leavesden Film» в Англии; сцены на Татуине снимались в тунисской пустыне у деревни Ксар-Хаддада, а королевский дворец Набу — в итальянском дворце Палаццо Реале в городе Казерта. Город Мос-Эйсли был построен в пустыне за городом Тозер. В ночь на третий день съёмок неожиданная песчаная буря уничтожила большую часть декораций. В результате, чтобы не отходить от спланированного графика работ, съёмки продолжались на фоне уцелевших декораций, в то время как разрушенные продолжали ремонтировать.

Премьера фильма состоялась 19 мая 1999 года, почти через 16 лет после выхода предыдущего фильма в серии — «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая». Выпуск фильма сопровождался обширной рекламной кампанией и огромным вниманием всего мира. Несмотря на самые разные отзывы критиков, фильм собрал около 924,3 миллиона долларов по всему миру.

За первым фильмом-приквелом последовали ещё два, имеющие не меньший успех.

В 1969 году Джордж Лукас женился на монтажёре Марсии Луи Гриффин, которая позже выиграла премию «Оскар» за лучший монтаж в фильме «Звёздные войны». В 1981 году Марсия и Джордж удочерили девочку Аманду. После развода в 1983 году девочка осталась с отцом. Впоследствии, уже будучи отцом-одиночкой, Лукас удочерил ещё одну девочку Кэти и усыновил мальчика Джетта. Все трое детей появлялись в приквел-трилогии «Звёздных войн», также как и сам Джордж. Кроме того, Кэти также написала сценарии к некоторым сериям мультсериала «Звёздные войны: Войны клонов». В восьмидесятых Лукас состоял в отношениях с американской певицей Линдой Ронстадт. В начале 2013 года Лукас объявил о помолвке с Меллоди Хобсон, главой совета директоров компании DreamWorks Animation и президентом инвестиционной компании Ariel. Лукас был знаком с Меллоди с 2006 года. Она сопровождала его на ряде церемоний, в том числе на 79-й церемонии награждения премией «Оскар» в феврале 2007 года. В июне 2013 года пара официально вступила в брак. 9 августа 2013 года у пары родилась дочь, которую назвали Эверест.

В конце октября 2012 года Роберт Айгер и Джордж Лукас объявили о продаже киностудии «Lucasfilm» и всех дочерних подразделений, включая игровое, компании «Walt Disney» за 4,05 млрд долларов. Это привело к значительным изменениям во франшизе «Звёздные войны», полный перечень которых достоин отдельной статьи.

В настоящее время Джордж Лукас проживает в округе Мерин в Калифорнии.

Награды и премии:

Популярные премии

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1977 // Специальная награда вернувшему веру в чудо
Другие премии

лауреат
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2006 // Кино, телевидение, медиа

лауреат
Золотая тарелка (Американская Академия заслуг) / Golden Plate Award (American Academy of Achievement), 1989

лауреат
Балрог / Balrog Awards, 1982 // Профессиональное достижение

лауреат
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Профессиональное достижение
Сортировка:

Джордж Лукас. Участие в межавторских проектах

  Виллоу / Willow // межавторский цикл  
-
  • Shadow War // Соавтор: Крис Клэрмонт  
-
  • Shadow Moon (1995) // Соавтор: Крис Клэрмонт  
-
  • Shadow Dawn (1997) // Соавтор: Крис Клэрмонт  
-
  • Shadow Star (1999) // Соавтор: Крис Клэрмонт  
-
  Звёздные войны / Star Wars // межавторский цикл  
8.14 (440)
-
12 отз.
  • Звёздные войны: Эпоха Правления Империи / Star Wars: Reign of the Empire era
  • Легенды / Legends // межавторский цикл
  • Графические произведения // межавторский цикл
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
  • Skywalkers (2004) // Соавтор: Хейден Блэкмен  
7.50 (2)
-
  • Оригинальные киносценарии // межавторский цикл
9.00 (1)
-
  • Attack of the Clones  [= Star Wars Episode II: Attack of the Clones] (2002) // Соавтор: Джонатан Хейлс  
7.43 (7)
-
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
9.78 (9)
-
9.00 (1)
-

Джордж Лукас. Романы

  1995 Shadow Moon // Соавтор: Крис Клэрмонт  
-
  1997 Shadow Dawn // Соавтор: Крис Клэрмонт  
-
  1999 Shadow Star // Соавтор: Крис Клэрмонт  
-

Джордж Лукас. Киносценарии

  1971 THX 1138 (доступен в сети) // Соавтор: Уолтер Мёрч  
-
  1973 American Graffiti // Соавторы: Глория Кац, Уиллард Хайк  
-
  1977 A New Hope  [= Star Wars]  
9.00 (1)
-
  1980 The Empire Strikes Back // Соавторы: Ли Брэкетт, Лоуренс Кэздан  
9.78 (9)
-
  1983 Return of the Jedi // Соавтор: Лоуренс Кэздан  
9.00 (1)
-
  1986 Captain EO (доступен в сети) // Соавторы: Расти Леморанд, Фрэнсис Форд Коппола  
-
9.00 (1)
-
  2002 Attack of the Clones  [= Star Wars Episode II: Attack of the Clones] // Соавтор: Джонатан Хейлс  
7.43 (7)
-
9.00 (1)
-

Джордж Лукас. Графические произведения

  2004 Skywalkers // Соавтор: Хейден Блэкмен  
7.50 (2)
-

Джордж Лукас. Статьи

  1978 On Star Wars  
-
  1985 Предисловие / Foreword  [= Пролог] [к новеллизациям оригинальной трилогии "Звёздных войн"]  
8.40 (5)
-
  2004 Foreword [к книге «Drew Struzan: Oeuvre»]  
-
-
7.00 (3)
-
  2018 Foreword [к книге «The Star Wars Archives. Episodes IV-VI: 1977–1983»]  
-
  2020 Foreword [к книге «The Star Wars Archives. Episodes I-III: 1999-2005»]  
-

Джордж Лукас. Отрывки

  2010 Многому тебе ещё нужно учиться // Соавтор: Джонатан Хейлс  
7.00 (2)
-

Джордж Лукас. Интервью

  2018 Джордж Лукас / George Lucas // Соавтор: Джеймс Камерон  
6.00 (1)
-

Джордж Лукас. Неопубликованное

  1966 1:42.08 (киносценарий, не опубликован)  
 
  1967 Anyone Lived in a Pretty How Town (киносценарий, не опубликован)  
 
  1967 Electronic Labyrinth: THX 1138 4EB (киносценарий, не опубликован)  
 
  1967 The Emperor (киносценарий, не опубликован)  
 
  1969 Filmmaker  [= Filmmaker: a Diary by George Lucas] (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

Роман «Звёздные войны: Эпизод IV. Новая надежда», который является новеллизацией одноимённого фильма и часто выходил с именем Джорджа Лукаса на обложке, на самом деле написан Аланом Дином Фостером и в данную библиографию не включён.

Многочисленные интервью автора и его статьи (по большей части предисловия к различным материалам по вселенной «Звёздных Войн») в библиографию не включены и будут добавляться по необходимости, при внесении в базу соответствующих изданий.

Эпизоды радио-постановок по вселенной «Звёздных Войн», являющиеся адаптацией сценариев фильмов основной трилогии, созданной писателем Брайаном Дейли в библиографию не включены.

Также в библиографию не включены сценарии фильмов, в которых Лукас был автором идеи, но не писал оригинальный сценарий.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Алексей121

  • Куратор библиографии — Алексей121



  • ⇑ Наверх