Амброз Бирс отзывы

Все отзывы на произведения Амброза Бирса (Ambrose Bierce)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 202

  Страницы: [1] 2  3  4  5 

«Словарь Сатаны»
–  [ 22 ]  +

Кел-кор, 27 августа 2012 г. в 14:42

Амброз Бирс — знаменитый мастер «страшного» рассказа, но его «Словарь Сатаны» — книга, быть может, и не менее известная, чем его малая проза, — открывает читателю новую грань таланта писателя. Сатирика, точно подмечающего неприглядные стороны современной ему реальной действительности. В первую очередь Бирс, конечно, ориентировался на США, но большая часть словарных статей подходит к любой стране света и остаётся злободневной по сию пору. Мало что изменилось с начала XX века. По крайней мере, так называемая «западная цивилизация» осталась такой же, какой её видел лексикограф...

Статьи словаря написаны живым, ярким языком, с такой изобретательностью и проницательностью, что порой диву даёшься: как тонко подмечено! Книга насквозь пропитана иронией, и тут надо отдать Бирсу должное — хотя он высмеивает очень многое, но делает это не зло. В каждой строке чувствуется улыбка автора, а кое-где и откровенный смех, но это ни в коем случае не глупое хихиканье и не злорадный хохот.

Спектр статей весьма широк и касается различных сторон жизни не только США, но и вообще западной цивилизации, даже шире — всего человечества. Которому, кстати говоря, Бирс ставит своеобразный забавный диагноз вовсе не в одноимённой словарной статье и не в статье «Человек». На мой взгляд, вот она — характеристика человека вообще:

«Свинья, сущ. — Животное (Porcus omnivorus), которое сильно напоминает человека своим благородством и хорошим аппетитом, но всё-таки уступает ему, а потому и остаётся свиньёй» (пер. С. Барсова).

В предисловии к полному русскоязычному изданию словаря говорится, что «переводчик хотел бы надеяться, что книга эта не станет вашей настольной. Ему мечтается, что она станет карманной». Вполне возможно, ибо «Словарь Сатаны», несомненно, этого достоин.

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 22 ]  +

Лекс Картер, 06 февраля 2011 г. в 05:05

Этот любопытный и необычный рассказ Амброза Бирса получил оттенок классики во многом благодаря короткометражной экранизации, удостоившийся Оскара в 62-ом году и фильму Дэвида Линча «Шоссе в Никуда», построенном на его основе. Со временем, использованный здесь прием предсмертной галлюцинации стал неотъемлимой частью художественных сюжетов, сойдя до догадки относительно многих популярных фильмов и книг. Так очень многие зрители и критики были убеждены, что этот прием использовался Мартином Скорцезе в «Таксисте», и отчасти его же можно найти в финале историй о «Гарри Поттере».

Впрочем, для автора таких вот специфических историй об обманах зрения и заплутавших мыслях «Случай на мосту...» не выглядит чем-то уж особенным. Это один из многих рассказов, которому посчастливилось стать самым известным. Нельзя сказать, что Бирс очень хороший писатель — его стилистика максимально груба, а попытки вставлять метафоры или лирические отступления слишком топорны, однако, ради подобных историй с ним все же стоит ознакомиться, и в первую очередь с «Совиным Ручьем».

Особенной загадки тут нет — выход из тела довольно отчетливо прописан изначально, да и путь до дома, который самому герою кажется неестественным, тоже открывает карты. Куда большая заслуга здесь в игре с читателем, который, как и герой, хочет видеть счастливый конец истории, и не замечает деталей, которые так стараются донести истинный смысл абсурдного приключения, ведь если во второй части были открыты предпосылки к преступлению и фактические данные о образе главного героя, то именно в последней раскрывается личность, где каждая мелочь говорит исключительно о его образе, образе человека, в сущности, честного и благородного, преданного мечтам южан об идеальной жизни. Учитывая исход Гражданской войны особенно метафорично.

Оценка : 7
«Живший в Каркозе»
–  [ 19 ]  +

sl, 13 июля 2008 г. в 08:52

К мифам Ктулху этот расскз не имеет никакого отношения, во-первых, он был написан задолго до появления этих мифов в литературе, во-вторых, именно Бирс придумал И Каркозу, и Хастура, а Лавкрафт просто присовокупил их к своей саге, точнее, не Лавкрафт даже, а Дерлет и Ко, поэтому о свободных продолжениях тут речи не идет.

Оценка : 9
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 16 ]  +

alex_kr, 06 июня 2010 г. в 12:27

Прекрасный, отличный, потрясающий рассказ. Один из наиболее мне запомнившихся да и, наверное, один из самых известных рассказов Амброза Бирса. Сюжет очень интригующий. Человека казнят через повешение, сбросив его с петлей на шее с моста. Но перекладина, к которой была привязана веревка, не выдержала и человек падает в воду. Начинается бешеная погоня.

Динамика сюжета не позволяет оторваться от страниц книги. Психологизм и атмосфера рассказа переданы очень профессионально и действительно заставляют верить, что все происходит в реальности. Концовка рассказа поражает своей нестандартностью и неожиданностью.

В общем, в рассказе собрано все, что может доставить удовольствие ценителю произведений подобного рода. Очень советую всем прочитать этот рассказ. Я уверен, не пожалеете...

P.S. Кстати, насколько я знаю, именно этот рассказ вдохновил культового режиссера Дэвида Линча на создание своего известного фильма «Шоссе в никуда».

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 14 ]  +

Lena_Ka, 10 марта 2012 г. в 20:51

Замечательный рассказ о душе умирающего, заблудившейся в поисках выхода. Бирс здесь играет с читателем, давая ему надежду на счастливый финал, хотя, на мой взгляд, исход, учитывая реальную историю гражданской войны, вполне предсказуем. Очень интересна предельная степень детализации и внимание к ощущениям человека, которые тоже описываются очень подробно.

Оценка : 10
«Чикамога»
–  [ 14 ]  +

dena9, 20 октября 2010 г. в 16:39

от его рассказов веет жутью, настоящей, даже признанному Кингу , на мой взгляд, далеко.

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 13 ]  +

Mishel78, 25 сентября 2020 г. в 23:07

Во время чтения рассказа, не раз ловил себя на мысли, что благодаря подробному описанию предсмертных мук главного героя, которого северяне собирались повешать, я как будто бы сам побывал на краю смерти.

Невозможно оторваться от описания того, что видит и чувствует обречённый на смерть. Буквально каждый вздох и самая незначительная в обычной жизни деталь, запечатлевается разумом почти мёртвого человека. И даже детали самого процесса повешения описаны так, что помимо своей воли вовлекаешься в действие сполна. Вполне вероятно, что Амброз Бирс встречал человека, который выжил после повешения и записал его ощущения во время процесса, потому как мне подобные сюжетные ходы, связанные с подробным описанием внутреннего мира умирающего встречались нечасто.

Финал не стал для меня сюрпризом, поскольку у Бирса достаточно произведений с похожей концовкой, поэтому даже спойлер всё равно бы не испортил впечатление от рассказа. Данное произведение ценно другим: запредельной реалистичностью, детально прописанной саморефлексией персонажа и мощной динамичностью. Поэтому «Случай на мосту через Совиный ручей» — один из самых лучших рассказов, вышедших из-под пера Бирса и один из самых лучших среди прочитанных мной.

Оценка : 10
«Чикамога»
–  [ 13 ]  +

Ролик, 25 ноября 2013 г. в 21:34

Всего один отзыв на ВЕЛИКИЙ хоррор-рассказ... нда.

По-настоящему жуткая история. И, что характерно, не ужастик как таковой, а жестокий реализм. То, что сначала кажется эдаким зомби-хоррором, на поверку оказывается страшной драмой, без единой капли мистики. А, как известно, нет ничего страшней реальности.

Финальный перевертыш рисует самые мрачные варианты дальнейших событий...

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 13 ]  +

Cerber66608, 24 декабря 2012 г. в 21:30

Разгар гражданской войны в США. Пэйтон Факуэр, состоятельный плантатор и ярый приверженец рабовладельческого юга, по независящим от него обстоятельствам не сумел вступить в ряды войск храбрых южан и томится в ожидании случая привнести свою лепту в общее дело. Само собой подходящий случай рано или поздно подворачивается. Из уст переодетого лазутчика он узнает, что важный стратегический объект, а именно мост через Совиный ручей можно с легкостью поджечь, тем самым повлияв на положение ситуации в войне. Наш герой с легкостью клюет на провокацию и отправляется в путь. Естественно, Пэйтон попадается в лапы северян, коими решено его казнить на этом же мосту без суда и следствия. Вот тут-то и начинается сам рассказ...

Рассказ очень понравился. Понравилось описание чувств и ощущений главного героя, все очень детально и правдоподобно. Герою действительно веришь, веришь в его чувства и в то, что именно так все и происходит. Рассказ в очередной раз дает толчок задуматься о том, как же широки возможности человеческого мозга, на что он способен, ухватившись лишь за одну молниеносно промелькнувшую мысль.

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 12 ]  +

sergej210477, 02 мая 2019 г. в 22:29

Рассказ, написанный мастером. Наверное, один из самых глубоких и интересных, в психологическом аспекте, произведений.

Есть очень расхожее выражение — в последние мгновения перед смертью, человек успевает прожить в своих мыслях целую жизнь.

Эта история — про несколько секунд человеческой жизни. И в то же время, в них уместилась целая вечность. Тут и страх приближающейся смерти. И, внезапная надежда на спасение. А потом, смирение с мыслью о неминуемой гибели, принятие неизбежности конца, смирение. И вновь, обретение надежды. Потом, очередной страх перед новой опасностью. Радость спасённого и ожидание счастья, которое, казалось, уже недостижимым.

И — неожиданный, но закономерный финал.

Надежда и отчаяние. Жизнь и смерть. Как много всего может уместиться в один миг времени.

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 13 октября 2015 г. в 11:54

Кто только не писал на эту тему (достаточно вспомнить рассказ Александра Грина, в котором героя скармливают тигру), но Амброз Бирс был первым. К тому же, весь антураж рассказа предельно реалистичен, что для рассказа почти фантастического нехарактерно. И сейчас этот рассказ прекрасно читается, так что можно представить, какое впечатление было у первых его читателей, которые предположить не могли жёсткой концовки рассказа. Отличное произведение, достойно представляющее американскую литературу XIX века.

«Чикамога»
–  [ 11 ]  +

Бу, 14 марта 2015 г. в 17:45

Для меня, однозначно, лучшее произведение Бирса!

Столкнулся с автором (и этим рассказом) благодаря О. Булдакову «Темные аллеи 2.0».

После чего продолжил знакомство с Бирсом, но остальные произведения (которые я прочитал, прослушал) не дотягивают до этого рассказа.

Даже Совиный ручей, который тоже рекомендую к ознакомлению (одно только тиканье часов — заслуживает внимания), не так впечатлил.

Наверное из-за того, что сюжет большинства произведений уже заезжен или не так актуален в наше время.

Но, этот рассказ...

Как же неожиданно, жутко, но и великолепно передан взгляд ребенка на не ведуемую ему грань жизни!

Оценка : 10
«Смерть Альпина Фрейзера»
–  [ 11 ]  +

Kima Kataya, 15 июля 2012 г. в 00:12

Красивая история, странно переплетающая реальность и вымысел. Построение рассказа сделано очень удачно, создавая эффект соединения параллельных частей. Нас то погружают в поэтичную и мрачную фантазию, то дают руку, чтобы вынырнуть в реальный мир. А вместе тем ты под конец остаёшься с ощущением, что всё пришло к логической и чёткой ноте, хотя этот печальный рассказ скорее пронизан ощущением рока, нежели смыслом. Истинная мистика, что умеет на практически ровном поле сводить судьбы в странный, но гипнотически увлекательный союз.

Что ж, всё есть для звёзд с неба, но как по мне, то недостаёт сложности хитросплетений судьбы и глубины потустороннего мира. Тем не менее, что-то в этой истории есть такое, что не оставляет память.

Оценка : 7
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 09 октября 2016 г. в 19:23

В принципе, восторги по поводу рассказа Бирса излишни. Это шедевр, с какой точки зрения ни взгляни.

Собственно, я хотел всего лишь добавить к тому, что было сказано до меня, что первой кинематографической интерпретацией этого рассказа стал замечательный советский фильм «Баллада о солдате» Григория Чухрая (1959 г.). Внимательному зрителю видно, что Алёша Скворцов, увы, погиб в бою, под гусеницами танка и его отчаянный полёт домой, к маме, оказывается панорамой по прекрасной душе убитого солдата. Но цензура потребовала финал изменить, и потому в финале закадровый голос сообщает, что «солдат погиб, но не тогда и не там», однако это, как вы понимаете, отговорки.

Оценка : 10
«Убит под Ресакой»
–  [ 10 ]  +

maxxx8721, 23 апреля 2016 г. в 12:37

     Еще одна история от Бирса про Гражданскую войну. Рассказ об отважном герое Германе Брэйле, который буквально лез под пули врага, как Матросов прыгал на амбразуру, не боясь получить картечь в область сердца. И этой безумной отваге, бесстрашию есть своя причина, которая таится глубоко в душе Германа. Да уж, и здесь шерше ля фам.

    Рассказ понравился. Зацепило само повествование, а концовка в виде расширенного оксюморона еще больше усилила эффект.

Оценка : 8
«Живший в Каркозе»
–  [ 10 ]  +

Mr.Ace, 17 января 2014 г. в 05:43

Жуткий и очень атмосферный рассказ Бирса. Как всегда с неожиданной и шокирующей концовкой. Рассказ совсем короткий, но гениальный и великолепный: описания точные и живые, и ты сам испытываешь шок вместе с героем рассказа, когда читаешь последние строки (внимание! жуткий спойлер, кто не читал — не смотрите!):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Плита когда-то покрывала могилу, из которой много веков назад выросло дерево. Жадные корни давно опустошили могилу и взяли плиту в плен. Внезапный ветер сдул с нее сухие листья и ветки: я увидел выпуклую надпись и нагнулся, чтобы прочитать ее. Боже милосердный! Мое полное имя! Дата моего рождения! Дата моей смерти!

Этот рассказ — шедевр, не побоюсь этого слова. Не даром говорят, что краткость — сестра таланта. К Амброзу Бирсу это правило применимо на все 100%. Рекомендую это произведение всем любителям мистического жанра, читайте — не пожалеете! Естественно, десять баллов.

Оценка : 10
«Проклятая тварь»
–  [ 10 ]  +

norfin, 03 февраля 2013 г. в 11:54

Любимая вещь у Бирса! Перечитывал неоднократно. И всякий раз жуть меня одолевала при описании невидимого движущегося ужаса, клонящего траву к земле. Бррр...жуть... Не знал бы год написания, подумал бы, что произведение из рода лавкрафтианских ужасов.

Некая кажущаяся недосказанность, недописанность ещё долгое время заставляет вспоминать произведение, додумывать...

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 10 ]  +

Mr.Ace, 14 января 2012 г. в 16:58

Это просто потрясающий рассказ, и бесспорно, один из лучших рассказов Бирса. Действие происходит во время гражданской войны в США. С первых страниц мы видим главного героя, «состоятельного плантатора и явного приверженеца дела южан», с петлей на шее, за несколько минут до казни. Приговор приводится в исполнение, но веревка обрывается и у Пэйтона Факуэра (это имя главного героя) появляется шанс спастись. А дальше, начинается самое интересное... Но, не буду больше ничего говорить о сюжете, дабы не портить впечатлений тем, кто ещё не прочел этого рассказа. Скажу только, что концовка, как и во многих других рассказах Бирса, неожиданна, но здесь она ещё и шокирующа, непредсказуема.

Описания, как всегда у Бирса, предельно точны и правдоподобны, замечательно показаны ощущения главного героя, например, момент до казни, в ожидании смерти, когда он не узнает даже тиканья своих часов.

В итоге: это великолепный рассказ, просто обязательный, к прочтению.

Оценка : 10
«Подобающая обстановка»
–  [ 10 ]  +

alex1970, 11 ноября 2010 г. в 14:01

Интересное произведение о том, как правильно читать рассказы ужасов.

Мальчишка, проходя мимо дома с приведениями видит призрак. Писатель поспорил с другом, что сможет запугать того, если друг согласиться прочесть его последний рассказ в соответствующих условиях.

Очень интересно, несколькими штрихами автор создает атмосферу страха.

Оценка : 9
«Без вести пропавший»
–  [ 10 ]  +

alex1970, 08 ноября 2010 г. в 10:33

Жуткий рассказ о смерти разведчика Джерома Сиринга. Опытный боец, предшественник коммандос, много раз рисковал жизнью. Но однажды попал под артобстрел и оказался под завалами. Рассказ передает ощущения человека, попавшего в смертельную ловушку и медленно умирающего.

Признанная классика жанра.

Оценка : 8
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 9 ]  +

URRRiy, 12 февраля 2019 г. в 22:17

Рассказ, создавший Амброзу Бирсу славу писателя. Может быть отнесен к мистике, фантастике или даже хоррору, хотя вполне реалистичен. Как гласит русская народная пословица «мыслью можно вмиг весь мир облететь». Финал этого обычного по сюжету произведения — казнь мятежника — действительно оставляет сильное впечатление. Кроме прямой экранизации, об этом упоминается даже в попсовом сериале «От заката до рассвета» то ли во второй, то ли в третьей части, причем автора даже включили в число персонажей, настолько потряс американцев сюжетный ход.

Рекомендую тем, кто ещё не читал, хотя бы для общекультурного развития.

Оценка : 9
«Человек и змея»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 13 октября 2015 г. в 12:03

Главное в этом рассказе не сюжет как таковой, и не смерть героя, а то, что смерть, как и было предсказано, оказалась жалкой. А магнетическое действие блестящей пуговицы ничем не отличается от магнетизма самой ядовитой змеи. Так что дело не в магнетизме и, тем более, не в здравомыслии, а в вульгарном страхе.

Отличный рассказ, ничуть не жалею, что прочёл.

«Человек и змея»
–  [ 9 ]  +

Mr.Ace, 21 января 2012 г. в 13:55

Во многих рассказах Бирса основной темой является страх. Вернее, реакция людей на страх и попытки ему противостоять. Эта тема — тема страха — красной нитью проходит через всё его творчество.

В этом рассказе, нам показан человек, мыслящий рационально, скептик до мозга костей, не подверженный ни суевериям, ни псевдо-научным взглядам. И по иронии судьбы (или точнее, автора), этот человек становится жертвой этих предубеждений, которые он так высмеивал. И происходит это под воздействием страха, который напрочь лишает человека воли и способности мыслить здраво. Этот рассказ своего рода насмешка автора, над людскими здравомыслием и скептицизмом и о том, как быстро они исчезают под влиянием страха.

Но самое вкусное, это, как всегда, концовка. Здесь проявляется высшая степень иронии автора.

Оценка : 10
«Проклятая тварь»
–  [ 9 ]  +

god54, 24 мая 2010 г. в 17:52

Отличная фантастическая гипотеза, особенно учитывая время, когда это было написано. В целом написано интригующе, заставляющее читать произведение до конца, относясь внимательно к деталям, так как именно в них разгадка.

Оценка : 7
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 8 ]  +

Ролик, 02 декабря 2013 г. в 22:52

Рассказ действует, как ушат ледяной воды. Причем он не единым финалом силен — он захватывает, пробирает, в нем много саспенса.

А концовку я предугадал лишь за пару абзацев до финала, когда с героем начались мистические странности.

Бирс действительно мастер коротких, но бьющих в самое сердце рассказов!

Оценка : 10
«Глаза пантеры»
–  [ 8 ]  +

Ролик, 25 ноября 2013 г. в 23:54

О, страшные детские воспоминания... Было мне 9 лет, когда я прочитал этот рассказ на ночь (о, Боже, зачем?!). Сказать, что он напугал, значит ничего не сказать. Он ПАРАЛИЗОВАЛ ужасом. Несколько бессонных ночей, страх перед темными коридорами, боязнь ночью посмотреть в окно (а вдруг увижу глаза той ужасной пантеры?) — вот последствия ночного чтения одного бирсовского рассказа.

Только что начал вспоминать — и вновь захолонуло...

А вы говорите — Стивен Кинг))

Оценка : 10
«Страж мертвеца»
–  [ 8 ]  +

Charly, 22 ноября 2010 г. в 00:05

Этот рассказ открыл для меня творчество Амброза Гвинетта Бирса, писателя, с которым я вожу крепкую дружбу по сей день. Маленькой издание 1991 года в мягком переплёте — всё, что у меня есть. Храню и берегу, как говорится.

Рассказ замечательный в первую очередь тем, что он раскрывает читателю Бирса как мастера псевдоразвязки. Этот элемент стоит особняком в творчестве американского новеллиста. Бирс, как продолжатель традиций «страшного рассказа» Э.По, придаёт этому жанру свою, авторскую окраску. Последний абзац произведения переворачивает всё с ног на голову. Удивляет, пугает и проявляет себя во всей красе. Чистой воды «псевдоразвязка» с нажимом на психологизм. Одним словом, визитная карточка Бирса, как писателя, творившего в жанре «страшного рассказа.

Оценка : 10
«Человек и змея»
–  [ 8 ]  +

alex1970, 11 ноября 2010 г. в 13:41

Брайтон – человек храбрый и бывалый, не верящий в суеверия. Но однажды он находит под своей кроватью змею, и это приводит к трагедии.

Отлично передана атмосфера панического ужаса. Самое главное – какую именно змею он увидел.

Оценка : 9
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 8 ]  +

jamuxa, 23 сентября 2010 г. в 14:49

Горнило гражданской войны оно везде одинаково. У нас, тогда, в 1917-21 — красные и белые; у них — федералы и южане; у нас, сейчас, — федералы и... (чехи, даги и ...).

Каждый прав, но в каждой конкретной ситуации «правдее» тот, у кого сила.... (до правды — ох, как далеко, брат два...) Смерть — она бессмысленна, но как хочется впасть, — и в смерти, даже в смерти! — в то блаженность сослагательного наклонения — в пространство сослагательного бытия. Как ситуация похожа с пространством рассказа Замятина «Рассказ о самом главном». И каждый сам делает свой выбор. Кого винить?

Оценка : 9
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 7 ]  +

RebeccaPopova, 24 июня 2022 г. в 16:09

Очень «крепко сбитая» и качественно написанная проза примерно на уровне привычных для нас образцов русской литературы -именно в такой очень обстоятельной и чуть суховатой манере писались рассказы более 100 лет назад.

Честно говоря, я никогда раньше не читала ничего на тему «Гражданской войны в США», тем более с точки зрения представителя южных штатов. Также у меня был повод задуматься об истинном значении слова «янки».)

Стоит отметить удачное описание обострения всех чувств главного героя на мосту, в том числе его восприятие ставшего таким пугающим и ирреальным тиканья собственных часов.

Уже ближе в концу рассказа, когда началось несовпадение открывающихся взору картин местности тому, что ожидал увидеть герой, и дальше каких- то сюрреалистических визуальных образов и физических ощущений, то я стала подозревать, что «что-то здесь не так»... Понятно было, что в случае более современного рассказа разгадка могла бы заключаться в том, что герой вполне мог попасть в параллельное пространство или, к примеру, в другое время, но вряд ли мы увидим это у Бирса в рассказе, написанном в 1891 году.

(...Кстати, на одной из Рваных Грелок с темой «The Day I Invented Time Travel» мне встретился рассказ, в котором герой попал в будущее, как раз совершив прыжок с живописного обрыва вместе с группой приятелей по отдыху — он постепенно обнаружил это через некоторое время после выныривания с поверхности воды.)

Оценка : 8
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 7 ]  +

Т_ЕЛЕЦ, 23 марта 2021 г. в 17:35

Просто оставлю это здесь*. Не пропадать же добру. )

Если спросят меня, как я спасся —

ведь смотрел уже дьяволу в пасть я —

из оков, обдирая запястья,

из затянутой туго петли...

Как пеньковый канат оборвался,

как я выплыл, как мчался куда-то,

как стреляли мне вслед, но солдаты

так ни разу попасть не смогли...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Если спросят... Не спросят, конечно.

Лишь надежда моя мне виденье

про чудесное это спасенье

подарила — продлила мгновенье,

и ушла, став свободной, ничьей...

Ну а я, тем виденьем утешен,

миг спустя был успешно повешен

под мостом чрез Совиный ручей.

*Написано это было для Весеннего поэтического бала, но в финал ушла другая работа (которая и победила, да )).

А задание на финал звучало так: «Dum spiro spero (Пока дышу, надеюсь)».

Оценка : 8
«Без вести пропавший»
–  [ 7 ]  +

technocrator, 05 января 2021 г. в 17:27

Наверняка всем знакомо почти физически неприятное ощущение, возникающее при взгляде прямо в дуло оружия (пусть даже разряжённого или игрушечного). Что будет, если довести это чувство до предела?

В классическом рассказе от «мастера ужасов» отражены будничная жестокость войны; превратности судьбы, загнавшей в ловушку солдата, который только что стремился отнять чью-то жизнь; смертельный кошмар, порождённый самим же рассудком (фирменный почерк автора).

Не помню точно, встречался ли с этой вещью раньше, но перечитал с удовольствием, вообще же сборники качественных рассказов Бирса можно рекомендовать даже читателям, не являющимися фанатами хоррора.

Оценка : 9
«Без вести пропавший»
–  [ 7 ]  +

Mishel78, 13 сентября 2020 г. в 10:22

Когда смерть смотрит тебе в глаза, в виде ствола винтовки, а у тебя нет возможности хоть как-то отвернуться, чтобы избежать её костлявых лап — каково это? На войне лишиться жизни дело плёвое, но находиться в непосредственной близости от источника смерти длительное время, испытание ещё более страшное и жестокое.

Амброз Бирс, сам прошедший горнило гражданской войны между Севером и Югом точно знает, каковы ощущения от взгляда смерти в глаза, оттого рассказ его имеет столь давящее ощущение на сознание, как будто это сам читатель оказался на волосок от собственной гибели. Пожалуй, что пока только один рассказ вызывал у меня столь похожие ощущения — «Колодец и маятник» Эдгара По. Связь произведений становится более очевидной, если знать, что на творчество Бирса классик оказал очень сильное влияние.

И вполне реалистичный финал, который стал для главного героя — рядового Сиринга, человека не робкого десятка, страшным испытанием, а для его сослуживцев, обнаруживших последствия страшной игры со смертью, лишь ещё одним рутинным днём на войне. Страшно напряжённый и психологический рассказ о том, какими роковыми и дьявольски жуткими бывают совпадения на фронте.

Оценка : 10
«Проклятая тварь»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 26 августа 2020 г. в 00:32

Классический хоррор, в том числе и потому, что прошел испытание временем и до сих пор остаётся интересным современным читателям. Все атрибуты жанра имеются и сделаны на совесть, то есть, воспринимаются очень четко. Уединённое место, страшно погибшая жертва, записки (неполные!) этой самой жертвы — и грамотное описание — расследование, не затянутое, чтобы читатель не устал, и не обрывочное, — чтобы не возмутился. Но! С недоговоренностью и загадкой, чтобы запомнилось как произведение, так и автор. Вот что значит, если пишет журналист — профи, прошедший жёсткий конкурентный отбор в условиях Дикого запада!

Рекомендую.

Оценка : 8
«Без вести пропавший»
–  [ 7 ]  +

sergej210477, 25 июня 2019 г. в 12:40

Очередная история про «случай на войне» от А. Бирса.

Сюжетно — просто и банально. Человек оказывается в смертельной ловушке и ищет выход.

Психологически — сложно, глубоко и интересно. Тут весь нюанс не в развитии сюжета и действиях героя, а в тончайших оттенках его мыслей, чувств, воспоминаний и ощущений. Страх, надежда, отчаяние.

Очень реалистично, ярко и натурально.

Оценка : 8
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 7 ]  +

fant-laborant, 08 мая 2019 г. в 23:30

  Выбирая, что почитать, и знакомясь с отзывами на этот рассказ, я, к сожалению, раньше времени понял, чем он кончается. Эффекта неожиданности не получилось, а на нём, в большой степени, держится сюжет. Оставалось получать удовольствие от языка повествования, от красочных, объёмных образов, которыми богат рассказ. Он оказался действительно очень ёмким и насыщенным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

  Поскольку я знал развязку, вся история выглядела, как драматический процесс умирания в-общем-то невинного человека. Особенно грустно было видеть, как он обманывается и отчаянно борется за жизнь, в то время как всё было уже решено.

Оценка : 7
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 7 ]  +

kastian, 03 декабря 2014 г. в 04:02

Если вы будете читать сие в расчете на аннотацию — то поздравляю, вы облажались. Это не <strike>одесса, это лучше</strike> не мистика, это стихи. Да, да это стихи в прозе. Нет, некая мистическая составляющая таки имеет место быть, но на фоне слога... это меркнет. Из примеров настолько отточенного слога мне (пардон мой скудный лексикон) всоминается только «Иуда» Леонида Андреева. Далее спойлер (цитата, так что лучше читайте оригинал)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

За пару минут до повешенья (полковник Аурелиано Буэндиа может быть вспомнит?)

He closed his eyes in order to fix his last thoughts upon his wife and children. The water, touched to gold by the early sun, the brooding mists under the banks at some distance down the stream, the fort, the soldiers, the piece of drift -- all had distracted him. And now he became conscious of a new disturbance. Striking through the thought of his dear ones was sound which he could neither ignore nor understand, a sharp, distinct, metallic percussion like the stroke of a blacksmith's hammer upon the anvil; it had the same ringing quality. He wondered what it was, and whether immeasurably distant or near by -- it seemed both. Its recurrence was regular, but as slow as the tolling of a death knell. He awaited each new stroke with impatience and -- he knew not why -- apprehension. The intervals of silence grew progressively longer; the delays became maddening. With their greater infrequency the sounds increased in strength and sharpness. They hurt his ear like the trust of a knife; he feared he would shriek. What he heard was the ticking of his watch.

Один этот абзац — на мое скромное имхо уже минимум 10, и не только в хорроре, а в литературе как таковой.

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 7 ]  +

ivkelarev, 29 сентября 2014 г. в 19:15

В этом небольшом тексте так много предвосхищено того, что будет сделано в фантастике в последующие 120 лет. Кто читал этот рассказ, да и другие вещи Бирса, увидит сколько перепевов его идей найдется у более поздних авторов.

Оценка : 10
«Без вести пропавший»
–  [ 7 ]  +

Ролик, 02 декабря 2013 г. в 22:57

Это не история о любви к жизни и о сильном духом герое, не рассказ про выживание. Просто отчет о медленном умирании человека, попавшего в ловушку. Пугает посильней любого ужастика.

Оценка : 10
«Город Почивших»
–  [ 7 ]  +

sofer, 20 марта 2012 г. в 21:58

Маленький шедевр — вроде бы безделица, всего-то пара страничек, но сработано и отделано безупречно, настоящая жемчужина. Композиция рассказа идеальна — он начинается как бы из ниоткуда, с цитаты, пришедшей в голову персонажу, и обрывается в ничто, в смерть, о которой мы также узнаем лишь из цитаты. А между этими двумя цитатами, этими зияющими пустотами возникает персонаж, который вначале осознает свое существование, потом безумие и наконец смерть и небытие, и каждый поворот событий — неожиданный, напряженный и интригующий. Потом эти сюжетные ходы и повороты будут растиражированы, растянуты и станут основой для кучи голливудских фильмов — но в этом рассказе захватывает именно компактная динамика.

В каком-то смысле это рассказ о том,как происходит процесс литературного творчества — персонаж возникает из обрывков фраз и текстов, мерцает и исчезает вместе с завершением чтения. Такое обнажение приема, когда мистическое содержание становится способом продемонстрировать работу формы добавляет рассказу шедевральности и делает удовольствие от чтения только сильнее: ужас сливается с восторгом и восхищением, образуя пряную и вкусную смесь.

«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 6 ]  +

SHWY, 31 мая 2019 г. в 11:10

Незабываемая вещь, раскрывающая глаза на всякие спекуляции на мему «жизни после жизни (или смерти, как кому приятней)». Наводит на мысль, что субъективное восприятие смерти может быть таким, что человек никогда не узнает, что он умер, продолжая бесконечно (для себя) переживать прежний опыт. Кто-то из знатоков «Что-где-когда» как-то сказал, что перестал бояться смерти, уяснив для себя, что там, где он есть, смерти нет, а там, где есть смерть, нет его. Завидная позиция.

Оценка : 10
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 6 ]  +

_xander_, 07 мая 2019 г. в 09:37

Понравилось. В такой короткий рассказ, как, впрочем, и в такой же короткий промежуток времени в самой истории, автор умудрился впихнуть так много... Приговоренный к повешению, петля на шее, ожидание смерти, череда безумно быстрых, сменяющих друг друга событий, мыслей и ощущений и достойный финал. Сильная, эмоциональная встряска, однако...

Оценка : 8
«Монах и дочь палача»
–  [ 6 ]  +

Rovdyr, 11 декабря 2018 г. в 07:31

Новеллу «Монах и дочь палача» Амброза Бирса я прочел несколько позже большой группы его классических рассказов, и меня удивила их явная непохожесть — по стилистике, по манере, по жанру, по времени и месту действия. «Монах и дочь палача» не содержит в себе никаких признаков хоррора и прочих разновидностей сверхъестественного. Впоследствии я стал считать, что причиной этой непохожести служит тот факт, что новелла написана в соавторстве с Адольфом де Кастро, слегка знакомым мне по литературной кооперации с Лавкрафтом. Однако в дальнейшем выяснилось, что истинная причина другая, хотя она тоже связана с другим писателем. В действительности повесть «Монах и дочь палача» была написана в 1891 году немецким драматургом и прозаиком Рихардом Фоссом (1851–1918); годом позже де Кастро (эмигрант из Германии, с настоящей фамилией Данцигер) перевел ее на английский язык и передал Бирсу на редактирование. Так этот англоязычный перевод/пересказ произведения, имеющего характерную для немецкой литературы романтическую выраженность (некоторые фрагменты несут на себе печать бидермейера), получил широкую известность. Кстати, на многих интернет-ресурсах повесть числится в авторстве трех писателей.

Не скажу, что «Монах и дочь палача» представляет собой шедевр, но мне это произведение неожиданно понравилось и читалось легко. Даже несмотря на затянутость и вопреки налету слащавой сентиментальности и присутствие сильных любовных страстей. Наверное, сказалась притягательная аура места действия — Баварско-Австрийские Альпы; описание величественных природных ландшафтов и колорита здешних народных особенностей произвело на меня благотворный эффект. Кроме того, для разнообразия литературных впечатлений было интересно почитать, как представил автор конца XIX века психологическую (можно даже сказать, психопатическую) драму и мировосприятие поддавшегося любовным страстям молодого монаха-францисканца в 1680 году.

Оценка : 8
«Случай на мосту через Совиный ручей»
–  [ 6 ]  +

Тамара Внучкова, 06 мая 2017 г. в 18:18

Поразил рассказ «Случай на мосту через Совиный ручей» ,последние чувства и мысли повешенного человека. Отпечатались на всю жизнь.

Оценка : 10
«Прерванный бег»
–  [ 6 ]  +

Gourmand, 21 ноября 2015 г. в 06:02

В один и тот же год Бирсом написаны два похожих рассказа: этот и «Перейти поле». Оба — про необъяснимые исчезновения людей на глазах у свидетелей. Оба написаны в стиле газетной заметки, что и в целом свойственно Бирсу. Но если «Перейти поле» при всей своей краткости хоть немного напоминает рассказ, хоть немного показывает некое странное место (пустое поле), хоть немного несёт некий налёт загадочности, то данное творение, мягко говоря, автору совсем не удалось.

Поверить в исчезновение бегуна посреди дороги, где и до него много кто прошёл, и после него многие прошли, и никто не исчез, а вот именно он пропал — ну совершенно невозможно в такое поверить.

И при этом микрорассказ-заметка трижды переводился на русский язык! Это что-то невероятное. Какой смысл? От нового перевода суть не изменится — рассказик, имхо, неудачен.

Оценка : 3
«Смерть Альпина Фрейзера»
–  [ 6 ]  +

Михаэль, 14 ноября 2015 г. в 14:13

Бирс истинный мастер «черного реализма», известный широкой публике как автор случайно ли, нарочно ли созданного им цикла рассказов о том, что человек из последних сил боролся за жизнь, цеплялся, дергался, а потом все равно погиб, чтобы через пару дней случайный свидетель пробормотал над его телом «вот бедняга, не повезло-то как...» и пошел дальше в твердой уверенности что с ним-то такого точно не случится.

впечатляет, но сколько же можно-то?

вот и сам Бирс решил, что хватит, и добавил в рассказ о том, как нашли у старого кладбища труп бедолаги (который и до этого-то пол жизни горе мыкал) странной, не совсем поддающейся расшифровке мистики.

вот и гадай, что случилось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
приснилась ли герою, в самом деле, еще в благополучной юности смерть от рук обратившейся в кровожадное умертвие матери, которая на тот момент была совершенно жива и здорова?

сам ли он себя задушил в приступе безумия?

кто такой Ляру?

чей смех следователи слышали в лесу?

нет ответа.

при этом история пронизана странным, тоскливым, но возвышенным ощущением.

неостановимо колесо рока.

Оценка : 8
«Банкротство фирмы «Хоуп и Уондел»
–  [ 6 ]  +

irish, 25 января 2008 г. в 06:45

Если в этом рассказе и есть что-то фантастическое, то только глупость главных героев. :)

Оценка : 5
«Бездонная могила»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 22 июля 2021 г. в 20:34

Буйный стёб над американской действительностью, всеобщей продажностью, отсутствием морали при соблюдении внешних «приличий». Кстати, удивительно (или наоборот, нисколько не удивительно), что большинство прочитавших оценили жанр данного рассказа как «реализм»:). Если подразумевать истинную суть американской политической системы, это безусловно так, но все таки это сюр и сатира. До того, чтобы оправдывать открытое убийство, поскольку убитый был якобы «отъявленный демократ» (и кроме того — коронер, что и послужило причиной), американская юстиция тогда ещё не дошла.

В целом серия рассказов Бирса «из городской жизни» — это редкостный сплав стеба, сатиры и антисоциального цинизма. Читать интересно, благо рассказики небольшие, но, к счастью, это пока ещё не «реализм».

Оценка : 8
«Собачий жир»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 11 января 2021 г. в 18:03

Образец чернейшего юмора, переходящего в открытый цинизм и насмешку над американским культом денег или «успеха» по-американски. Даже не представляю, чтобы в США позапрошлого или начала прошлого века нашлось издательство / газета, рискнувшее опубликовать этот небольшой рассказ. Для современного читателя стёб автора вполне понятен и не вызывает негативных эмоций, а вот для того времени, тем более в ханжески благопристойной атмосфере САСШ 1890 года, такой текст вполне мог (и по совести — и должен был!) вызвать негатив вплоть до суда Линча.

В общем, годная вещь, даже спустя сто тридцать лет после написания.

Оценка : 8
«Человек с двумя жизнями»
–  [ 5 ]  +

ufaan, 16 сентября 2020 г. в 16:18

Прекрасный рассказ, на самом деле. Возможно, описательная часть могла быть и посильнее, но идея очень интересная. То, что случилось с героем рассказа — вовсе не какая-то его (героя) суперспособность, нет. Здесь всё гораздо тоньше: мир, в котором могут происходить такие события — это мир чистейшего метафизического произвола. Возможно всё! И каждый читатель волен самостоятельно дать ответ на вопрос, какая сила несёт за это ответственность: Бог, временной сдвиг, человеческое сознание или что-то другое. Я бы предпочёл промолчать.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3  4  5 



⇑ Наверх