Теренс Хэнбери Уайт отзывы

Все отзывы на произведения Теренса Хэнбери Уайта (Terence Hanbury White)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Король Былого и Грядущего» [Роман-эпопея]
–  [ 26 ]  +

Petro Gulak, 24 апреля 2008 г. в 23:48

Несомненно, одна из лучших интерпретаций артуровского эпоса, а если конкретнее — «Смерти Артура» Мэлори. И едва ли не самое замечательное в ней — то, как Уайт постепенно переходит от очаровательной, богатой деталями детской фэнтези (со вполне взрослым подтекстом) к лаконичной и от того еще более страшной трагедии — пройдя по дороге через философский диалог, любовный роман и роман исторический, поиски Бога и поиски человека.

Уайт — как и Толкин, и Оруэлл — в самые темные годы ХХ века смог сказать что-то очень важное о нашем времени — и о Короле всех времен.

PS Поскольку роман существует в нескольких версиях, для любителей точности поясню: окончательный АВТОРСКИЙ вариант — это издание 1992-93 годов. Текст же, выпущенный «Гелиосом», — не очень удачная попытка соединить варианты разных лет. Поэтому читайте издание «Северо-Запада» (в сети доступно именно оно), а потом, в качестве приложения, «Книгу Мерлина» (которая тоже есть в сети).

Оценка : 10
«Меч в камне»
–  [ 22 ]  +

Shean, 24 мая 2010 г. в 07:47

У этой книги странная судьба и странное место во вселенной Артуровского мифа.

Первое, что надо выделить и вынести о всем Уайтовском цикле — это осознанная автором постмодерновость текста. Несмотря на некоторые ужасающе аутентичные (реалистичные-историчные) моменты (детство Мордреда, например... или тот же замок сэра Эктора) — текст постоянно напоминает нам в киплинговском духе «слушай же, что было дальше, мой мальчик...» — что его читатель — наш современник, и постоянно отсылает к реалиям нашего времени, которые предлагается оценивать и сравнивать с как бы реалиями артурианы. Часто для этого автор просто говорит — «тогда было совсем не так, как сейчас» — чем, разумеется, напоминает нам о сейчасе... Но иногда игры сложнее, и автор вкладывает в уста старинным, а то и вовсе мифическим персонажам много совершенно постсредневековых идей. Что, с одной стороны, очевидно превращает древнюю Британию в декорацию для иллюстраций каких-либо мыслей, котрые Мерлин доводит до Артура... Нет-нет, автор — до нас... А, с другой стороны — парадоксально сближает времена. Кто сказал, что эти идеи не могли там и тогда возникать? Да, их запись не дошла до наших времен, но разве это гарантия?

Понятно и маленькому ежу, что барсук, дословно цитирующий Тейяра де Шардена — фантастика. А дворец из сыра не фантастика? А единорог? Бедный единорог, ставший напрасной жертвой неответной детской любви — почти невыносимая, самая тяжелая, на мой взгляд, сцена цикла.

Декорации и иллюстрации, множество смен ракурса и дальности — то мы в грязной хижине или продуваемом сквозняками дымном дворце — а то опять с книгой в руках у себя дома — в конце концов всё это постепенно облущивает кожурки сюжета, фабулы — и остается только глубинный смысл — взросление человека, его хрупкость во время становления, его гибкость и адаптивность, его ответственность и способность ее выполнять, и способность к прощению.

Книга эта многослойная, как и положено постмодернизму. И тут важно вот что — ее может с удовольствием читать ребенок, который будет воспринимать все эти игры ракурса прямолинейно; и ее с удовольствием прочтет вдумчивый читатель, который воспримет не как тягость, а как игру необходимость распутывать причины и поводы к переходам смыслов внутри смыслов.

Но читатель, слишком искушенный для сказки и недостаточно образованный для постмодерна, скорее всего будет раздражен. Решать, кто вы — вам, коллеги.

Оценка : 9
«Меч в камне»
–  [ 18 ]  +

Линдабрида, 01 сентября 2010 г. в 12:55

«Следует помнить, что дело происходило в Доброй Старой Англии, в Стране Волшебства...»

Может быть, это — самый необычный роман на основе артуровских мифов.

Сюжета здесь, собственно, нет... но он и не нужен. Т.Х. Уайт просто нанизывает один на другой эпизоды, связанные общей темой взросления Артура.

Как это бывает в фольклоре, здесь самым причудливым образом смешиваются времена и реалии, Артур может беседовать с Робин Гудом, а Мерлин проводит сеансы психоанализа. Беззаботно смешиваются и жанры. В пространстве романа уживаются и сама артуровская легенда, и волшебная сказка о животных, где барсук готовит пунш, а муравьи слушают радио, и антиутопия.

Персонажи обрисованы с неизменной доброй иронией. Рассеянный и обаятельный Король Пеллинор, мечтающий поспать на перине и трогательно любящий Искомого Зверя, на которого всю жизнь охотится. Мерлин, самый постмодернистский персонаж, живущий из будущего в прошлое. Моргана Ле Фей, увы, располневшая и совершенно лишенная притягательности своего фольклорного оригинала — зато и вовсе не злокозненная и не опасная... Перечислять можно очень долго.

Любовно выписаны пейзажи. Волшебный, прекрасный и зловещий Дикий Лес неожиданно сам становится персонажем наравне с прочими. Здесь-то и случаются события. В Диком Лесу Артур встречает Мерлина. В Диком Лесу стоит сказочный замок Чэриот, сделанный из колбас, сыра и прочей снеди.

И все это окрашивает ностальгия по веселой старой Англии, «когда не существовало безработных, потому что людей не хватало и некому было идти в безработные; когда по лесам стоял звон от рыцарей, молотивших друг дружку по шлемам, и единороги били в свете зимней луны серебряными копытцами».

Но Уайт ни в коем случае не пишет легкомысленную идиллию и не упускает случая весело посмеяться над теми, кто принял всерьез его ностальгические рассуждения.

То и дело в романе проскальзывают и тревожные нотки. В Диком Лесу живут не только крошечные безобидные дракончики, «что живут под камнями и шипят, вроде как чайники». Здесь скрываются партизаны, борющиеся против короля-иноземца Утера. Не утихает вражда норманнов и саксов. Да и без баронов-разбойников не обойтись даже в Волшебной стране.

Необходим особый талант, чтобы втиснуть в книгу столько сведений о естественной истории, охоте, оружии и многом другом — и при этом не усыпить читателей, а напротив, заставить их с жадностью глотать страницу за страницей. Редкий автор умеет беседовать с читателями так просто и так весело. И в итоге получается великолепный роман: серьезный и забавный, неизменно чарующий.

Оценка : 9
«Меч в камне»
–  [ 8 ]  +

Deliann, 12 ноября 2019 г. в 15:50

Из всех литературных переложений легенд о короле Артуре, «Меч в камне», пожалуй, самое необычное. Книга начинается как детская сказка, но за фасадом волшебства скрываются вполне взрослые темы. В итоге читатель под одной обложкой получает и сказочный роман взросления, и историческое фэнтези, и философский роман, и множество постмодернистских игр.

Сюжет настолько прост, что создается ощущение, будто он здесь для галочки. Да, это история Артура и его пути к успеху. Да, здесь много внимания уделено отношениям Артура и Мерлина, а также его воспитанию в целом. Но автор с удовольствием отвлекается на все что только можно и делится этим с читателем. В итоге мы получаем множество колоритнейших персонажей: от барсука, пишущего диссертацию, до короля Пеллинора с его трогательным отношением к Искомому Зверю. Ну а гвоздь программы – это, конечно же, сам Мерлин, который совсем не обычный волшебник, а кое-кто более интересный.

Здесь Артур может встретиться с Робином Гудом, Рассказчик постоянно противопоставляет «тогда» и «сейчас», а Читателю необходима вера в чудеса или большой культурный багаж, чтобы разобраться во всех постмодернистских хитросплетениях.

Очаровательное произведение.

Оценка : 8
«Свеча на ветру»
–  [ 8 ]  +

Линдабрида, 25 сентября 2010 г. в 10:47

«Я этого вашего Короля, госпожа, если вы простите мне такие вольные речи, никак понять не могу».

Обидно становится за Артура. В этой книге он предстает на редкость беспомощным королем, неспособным управиться ни с собственным королевством, ни с собственными семейными проблемами. Его отношение к роману Ланселота и Гвиневеры выглядит, конечно, двусмысленно с точки зрения морали, но все-таки мотивировано. А вот почему он позволяет Мордреду рядиться в черную рубашку, призывать к холокосту, отправлять королеву на костер, фактически, присваивать королевство себе? А потом еще и назначает Мордореда Лордом-Протектором — верх государственной мудрости! Только и остается гадать, зачем Мерлин убил столько времени, чтобы воспитать столь никчемного правителя. ;-)

Столь же безотрадное впечатление производит Мордред — персонаж, из которого мог бы получиться вполне харизматичный злодей, а вышло нечто бледное и неубедительное. Сама по себе аналогия между ним и фюрером НСДАП выглядит внушительно и создает богатые возможности для построения образа. Но они остаются неиспользованными. :-( Каким образом Мордред добился влияния? Как рыцарь, он пользуется нулевым авторитетом; как сын короля, он никем не признан и не является официальным наследником короны; как демагог, он откровенно беспомощен.

(В этом плане достаточно показательна реакция оркнейских братьев на первые мордредовы потуги)

Так зачем кому-то носить его партийный значок? Непонятно.

Результат: насколько первые две книги цикла искрятся энергией, эмоциями, мыслями, настолько эта выглядит вялой.

Оценка : 7
«Король Былого и Грядущего» [Роман-эпопея]
–  [ 7 ]  +

Double Black, 10 февраля 2021 г. в 21:19

Одна из лучших и, без сомнения, очень оригинальная история короля Артура и рыцарей Круглого стола, рассказанная лучшим из возможных рассказчиков, необыкновенным языком. Первые две части немного детские, очень добрые, даже нежные какие-то. А дальше идет уже куда более серьезное повествование, тоже доброе, но трогающее за такие глубинные струны души, о существовании которых и не подозреваешь, пока не коснешься. Очень честная история о долге, чести, идеалах, справедливости. Очень живые герои. Светлая книжка, она сама, как свеча на ветру.

Оценка : 10
«Меч в камне»
–  [ 7 ]  +

bibliofil, 10 сентября 2013 г. в 14:30

Чудесная книга.

С одной точки зрения, это не артуриана в буквальном смысле этого слова, а философский роман.

Мерлин — чуждый временам Артура человек — показывает будущему королю природу под видом развлечений(хотя это обучение), причем каждым животным, которых демонстрирует маг, свойственен свой вид политики. Муравьи — доходящий до чрезмерия коммунизм. Рыбы — «закон силы». Только благодаря этим наставлениям Артур в конце книги вытаскивает меч из камня и становится королем, причем — благодаря Мерлину — справедливым, честным правителем.

С другой, более привычной мне точки зрения это — лучший историко-фэнтезийный роман мира.

Оценка : 10
«Царица воздуха и тьмы»
–  [ 7 ]  +

Линдабрида, 02 сентября 2010 г. в 17:03

В этой книге меньше постмодернистских забав, да и вообще она серьезнее. Оттенок прежней почти беззаботной веселости обеспечивает разве что линия трех английских рыцарей на Оркнеях. В остальном виден резкий контраст с «Мечом в камне». Вместо счастливого детства Артура — проблемная (мягко сказано!) семья Моргаузы. Вместо победы Кея над чудовищным грифоном — бессмысленная и жуткая гибель прекрасного единорога. Вместо веселой старой Англии — страна, раздираемая сепаратизмом и межрасовыми противоречиями. На этом фоне Артур становится королем. И хотя в финале

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сепаратисты-гаэлы наголову разбиты, Уайт убеждает читателя запомнить вовсе не это, а родословную Мордреда. Тень будущей трагедии для него важнее.

Оценка : 9
«Меч в камне»
–  [ 6 ]  +

k2007, 14 сентября 2015 г. в 16:36

Очень беззаботный роман взросления, об открытии мальчишкой тайн этого мира, о том, как потихоньку расходятся пути ребят, когда-то вместе бегавших по полям. В книге есть вполне забавные моменты, связанные с превращением Артура в разных животных и птиц, с описанием рыцарских поединков и прочих средневековых вещей. Жизнь Артура и Кэя в замке сэра Эктора — такая, о которой мечтает любой мальчишка — захватывающие приключения, знаменитые рыцари, которые при тебе рассказывают о своих подвигах, благородные разбойники, которые принимают тебя в свою команду и возлагают на тебя самую ответственную миссию, узнавание мира не через скучное сидение за партой, а через захватывающую игру.

Вместе с тем это совсем не детская книга

Оценка : 8
«Меч в камне»
–  [ 6 ]  +

gamayunov, 11 апреля 2010 г. в 19:25

Лучшая «артуриада» которая не может не нравиться абсолютно всем — от маленьких (для которых даже снят мультик У.Диснеем) и до самых искушенных. Завораживающий язык (хотя может искусство переводчика — С.Ильина) и притягательно-сказочное волшебство. То самое, вроде и обычное и страшное и захватывающее. А еще — разбойники, короли и прочие...

Чудесная книга, рекомендовано всем! :)

Оценка : 10
«Свеча на ветру»
–  [ 5 ]  +

k2007, 15 декабря 2015 г. в 17:16

История о том, как разваливается королевство. Вырастает новое поколение рыцарей, и им уже неинтересны идеалы отцов, всякие там Граали и Круглые столы. Это древняя история, а на пороге стоит новое время, и каждый хочет урвать свой кусок. А король видит, что здание, которое он строил с таким тщанием, оказалось построенным на песке, и ему надо либо сохранить принципы и отправить друзей на казнь, либо наплевать на принципы, ради которых он жизнь прожил, но друзей спасти.

Видно очень хорошо, что Рыцари Круглого Стола не стали командой единомышленников. Это просто компания индивидуалистов, для которых Стол — это стол. За ним хорошо выпить, закусить и рассказать о своих подвигах. Не больше

Оценка : 8
«Король Былого и Грядущего» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

Hidalgo, 29 декабря 2017 г. в 06:55

Первые две книги все-таки немного подустарели — возможно, они были настолько хороши, что использованные приемы теперь повсюду. А вот третья, и особенно четвертая, очень даже. Много рассуждений о войне, природе человека, справедливости, и вообще возможности в одиночку изменить мир и общество.

«Самое замечательное в печали то, что можно чему-нибудь научиться. Знания — единственное, что никогда не подводит. Ты можешь состариться, ты можешь утратить единственную любовь и увидеть, как мир вокруг тебя опустошают злые безумцы, или знать, что честь твою пинками загнали в сточные канавы низких умов. И тогда остается только одно — учиться. Пытаться понять, почему мир пребывает в движении, и что его движет. <...> И наконец, изведя миллиарды жизненных сроков на биологию и медицину, на богословие, на географию, на историю, на экономику, — ты, наконец-то, сможешь начать выделывать тележные колеса из наиболее подходящей для них древесины»

«Когда я был молод, нашелся один такой — австриец, выдумавший новый образ жизни и убедивший себя, что он именно тот человек, который сможет привести его в действие. Он утопил цивилизованный мир в страданиях и хаосе. <...> Может быть, мы вправе предположить, что о том, как спасти людей, Иисус знал не меньше австрийца. <...> Наоборот, он очень ясно сказал, что задача философа — делать свои идеи доступными, а вовсе не навязывать их людям»

«Ты должен понять, что когда короли ведут себя по-бандитски и верят в одну только силу, народ тоже превращается в бандитскую шайку»

Оценка : 7
«Меч в камне»
–  [ 4 ]  +

Velary, 01 сентября 2016 г. в 11:48

Когда-то давно я смотрела мультфильм «Меч в камне», и сейчас при прочтении он так и вставал у меня перед глазами. В мире вариаций артуровских легенд, серьёзных, пафосных, героических, произведение Уайта воспринимается именно как мультик. И если бы мне требовалось охарактеризовать его одним словом, я бы сказала: «Прелесть!». Посудите сами, вот, например, Мерлин:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Его облекала ниспадающая мантия с меховым капюшоном, на которой были вышиты знаки Зодиака, разнообразные кабалистические символы вроде треугольников с оком внутри, странного вида крестов, древесных листьев, птичьих и звериных костей, — и целый планетариум звёзд, сиявших под солнцем, словно осколки зеркал. На голове красовалась остроконечная шляпа вроде дурацкого колпака или того головного убора, какой носили в то время дамы, только у дам с верхушки обыкновенно свисала вуаль. Ещё при нем были — волшебная палочка, вырезанная из lignum vitae — священного дерева жизни, которую он положил близ себя на траву, и пара очков в роговой оправе — вроде тех, что носил Король Пеллинор. Очки были необычные: без заушин, походящие формой на ножницы или на сяжки гигантской осы — убийцы тарантулов. <...> Мерлина украшала длинная белая борода и длинные белые висячие усы. Приглядевшись, Варт обнаружил, что вид у него далеко не опрятный. Не то чтобы ему грязь набилась под ногти или ещё что-то такое, нет, но складывалось впечатление, что в волосах его гнездится некая крупная птица. Варту случалось видеть гнёзда перепелятника и ястреба, безумную мешанину мелких прутьев и объедков, отнятых у белок и ворон, белый помет, старые кости, нечистые перья, погадку, — всё, что покрывало ближние ветви и основание древесного ствола. Схожее зрелище являл собою и Мерлин. На плечах старика среди звёзд и треугольников мантии виднелись дорожки помёта, и пока он, неспешно помаргивая, разглядывал стоявшего перед ним мальчика, с кончика его шляпы неторопливо спускался крупный паук.

Так и встаёт перед глазами, правда? Прочие персонажи не менее колоритны и живописны: Король Пеллинор и его Искомая Зверь, Собачий Мальчик или даже совсем проходные вроде старичка, певшего на рождественском пиру песню про Старого Коля.

Отдельного внимания заслуживает форма изложения: автор как будто рассказывает нам историю и для лучшего понимания ссылается на современные реалии; получается взгляд через века. Ненавязчиво в повествование вплетены познавательные моменты — приключения Варта перемежаются описаниями гусиной жизни, например.

Что интересно, в тетралогии Уайта не связанные друг с другом легенды — о короле Артуре, о Тристане и Изольде, о Робин Гуде — пересекаются и переплетаются в единый мир.

Удивительный, чудесный роман! Более детский вариант, но от того не менее достойный.

Оценка : 10
«Король Былого и Грядущего» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

darksorrow, 02 июня 2015 г. в 16:33

Из первоисточника (если считать за таковой «Смерть Артура») автор позаимствовал основную канву сюжета, характеры и биографии персонажей, то есть с этой стороны больших сюрпризов ждать не следует. Вместе с тем перед нами совершенно самостоятельное, оригинальное произведение, а не просто пересказ истории Мэлори.

Содержание цикла очень неравномерно. Роман о взрослении и становлении личности постепенно перерастает в любовную драму, а затем – в драму философско-историческую. Неизменными остаются светлая атмосфера юмора, легкой иронии и постмодернизма, избегание мрачных, шокирующих сцен, насилия и жестокости.

Привязка событий к конкретной исторической эпохе чисто формальная. На первый взгляд, это должно было помочь автору абстрагироваться от социально-политических проблем древних бриттов и поговорить с читателями о чем-нибудь вечном и непреходящем. Но получилось так, что сага страдает излишней злободневностью: на нее наложило слишком сильный отпечаток время ее создания, то есть сороковые годы прошлого века. Аллюзии на фашизм и коммунизм, соотношение личной и общественной собственности с человеческой натурой, причины войн — все эти темы не то чтобы совсем потеряли остроту в начале века двадцать первого, но почти что перешли из разряда вопросов в разряд ответов.

Наоборот, то, что хотелось бы обсудить, преподносится как само собой разумеющееся. К примеру, основу политической доктрины Мерлина составляет следующая идея: чем лучше человек, тем лучше из него выходит правитель. Идея в высшей степени гуманистическая, но по меньшей мере не бесспорная. Несогласные с этим утверждением будут лишь приятно удивлены тем фактом, что Артур продержался на троне столь долгое время.

Первые две книги рекомендуются всем, остальные — на любителя.

Оценка : 7
«Отдохновение миссис Мэшем»
–  [ 4 ]  +

Veronika, 31 октября 2010 г. в 22:49

Одна из самых лучших литературных сказок, которые я когда-либо читала, маленький шедевр Т.Уайта.

В меру морализаторская, очень смешная и очень добрая книга. Есть тонкие психологические моменты.

Оценка : 10
«Меч в камне»
–  [ 4 ]  +

ego, 23 мая 2010 г. в 16:38

....прочитал меньше половины. Вначале все было отлично, но потом сюжет застопорился, стали несколько надоедать авторские сремления осциллировать между современностью и прошлым, иронизировать над легендарным Средневековьем и высмеивать своих персонажей (трактовка Мерлина не впечатлила вовсе). Просто, может мне не нравится юмористическое фэнтези во всех своих проявлениях ???.... и решил я оставить сей опус, хотя, признаюсь,и не без некоторого сожаления: авторские описания несомненно хороши, но развитите сюжета и трактовка образов не вызвыли желания продолжать чтение.

«Книга Мерлина»
–  [ 3 ]  +

reptile86, 18 мая 2023 г. в 11:57

Очень разочарован последней книгой цикла по нескольким причинам.

Во-первых, встреча со зверями и превращения Артура вызвали у меня ощущение дежа-вю, как будто всю первую часть произведения автор повторяется. Даже события, описанные во время превращений очень сильно напомнили мне первую книгу цикла.

А во-вторых, и наверное в-главных, это вплетение политики в замечательную фэнтезийную историю. Выглядит отвратительно и абсолютно неуместно. Всё, о чём говорят звери можно было бы обернуть в философскую обёртку, и получилась бы просто конфетка. А когда автор начинает критиковать коммунизм (проклятые коммунисты, и королю Артуру кровь успели попортить!) не понимая самую его суть, становится гадко. Судя по всему понимания остальных экономических формаций автору тоже недостаёт, поэтому выглядит это всё весьма и весьма печально. Вышло как часто бывает с циклами — начали за здравие, закончили за упокой.

Оценка : 5
«Хозяин»
–  [ 3 ]  +

god54, 10 ноября 2022 г. в 18:19

Думаю, что это произведение будет полезно детям. Взрослые уже решили свои проблемы, заняли своё место в ряду почитателей диктаторов, и, как они думают, знают ответы на все философские задачки. А вот детям пора приступать к их решению. Так и этот длинный роман может быть мог бы им помочь в этом деле, как управлять и как спасать мир. Хотя нонешнее подрастающее поколение почему-то предпочитает стрелялки, ибо там думать не надо, не надо рано вставать и учить уроки. Бам и нет проблем.

Оценка : 7
«Свеча на ветру»
–  [ 3 ]  +

Double Black, 19 февраля 2022 г. в 14:03

Я очень тепло отношусь к этим книгам: «Король былого и грядущего» и «Свеча на ветру».

Трогательно, душевно, очень жестко местами, но честно.

Король Артур создал свое королевство, основанное на справедливости, и сам же был сожран новыми законами, которые требуют равного отношения ко всем. Даже к королю. Итог столкновения идеалов с реальностью, честности с коварством, правды с полуправдой. Кто-то из классиков сказал, что добро должно быть с кулаками, и добро Артура более чем кулакасто и мечисто, но ему не хватает инициативности, ответственности за будущее и за результаты своих трудов, чтобы в определенный момент хлопнуть кулаком по столу и рявкнуть «Хватит!». Поставить мразь на место. Ибо есть Закон и ему должны следовать все.

Мысль равно спорная и верная, у каждого будет свой ответ.

И все возвращается на круги своя, но уже не в ту же самую воду. И безумно жаль Артура, Ланселота и Гвинневеру, и созданного ими прекрасного доброго честного мира, которого не будет больше никогда.

Оценка : 10
«Меч в камне»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 12 февраля 2020 г. в 23:14

Первая книга из тетралогии (плюс ещё одна глава) «Король былого и грядущего», посвященной самой популярной английской легенде — о короле Артуре и волшебнике Мерлине.

Написано с юмором, с волшебством с иронией и стебом. Например, рыцари обсуждают ситуацию с обнаружением меча в камне (по легенде, только истинный король может вынуть меч из камня, и понятно так и опознали в Артуре наследника трона Пендрагона) так вот один рыцарь начинает: «Значит, стоит камень и на нем написано» — и тут другой рыцарь перебивает: «красная пропаганда, не сомневаюсь». Уточню, что книга вышла еще в 1939 году.

В общем и целом много очень и весьма прикольных приключений как волшебного плана, так и исторического характера.

На мой взгляд, одна из лучших книг в своем жанре.

Оценка : 9
«Царица воздуха и тьмы»
–  [ 3 ]  +

k2007, 23 сентября 2015 г. в 09:50

Вторая книга цикла еще сохраняет некоторые забавные черты (переодевание в Искомую Зверь, например), но в целом это уже серьезная книга. Мальчик вырос и стал мужчиной, и забавы мальчика, веселые и беззаботные, уходят в прошлое. Теперь начинаются совсем другие игры, приз в которых — не медовая коврижка, а трон и голова

Оценка : 8
«Тролль»
–  [ 3 ]  +

ааа иии, 31 марта 2013 г. в 21:44

Рассказ маленький (номер СМ был сдвоенный), в духе баек из «В финале Джон умрет» Вонга, хотя и очень английский. Про то, как заядлый рыболов спасся в скандинавском отеле от тролля в шапочке благодаря тому, что носил в кармане на случай бессонницы.

Две цитаты:

«Отец поразмышлял немножко о том, что делала эта пара, когда тролль ел леди в ночной рубашке, но решил прекратить пустое занятие и пошел в столовую.»

«Нельзя не верить в шкафы, они стоят по углам.»

«Рыцарь, совершивший проступок»
–  [ 3 ]  +

Линдабрида, 09 сентября 2010 г. в 13:55

«Куда ни глянь, всюду кровь и сталь, и дым в небесах, и разгул необузданной силы...»

Эта книга заметно слабее двух предыдущих. Такое впечатление, что Уайт вконец изнемог в борьбе с Томасом Мэлори и продолжает историю лишь из чувства долга, заставляющего непременно довести дело до смерти Артура. Причем бесконечная карусель подвигов, турниров и войн, составляющая рыцарский роман, смертельно скучна ему самому. Появляются признаки фанфика средней руки — то излишне подробный пересказ «Смерти Артура», то бесконечные копания в мыслях и чувствах персонажей.

В первой части книги разворачиваются идеи, намеченные, собственно, еще в «Мече в камне»: антивоенный пафос, проблемы создания правового государства и национального единства — и можно ли силой насадить право? Но тоже без особенного энтузиазма, а потом их вообще отбрасывают ради мистического совершенства Галахада и поисков Грааля.

Ну, и наконец, читателя ждет подробный психоанализ сэра Ланселота.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бедняге приписывают целый букет комплексов, да еще и склонность к садизму.

А аура обреченности все нарастает.

Оценка : 7
«Меч в камне»
–  [ 2 ]  +

avdeyevip, 20 января 2022 г. в 19:01

Антуан де Сент-Экзюпери и «Монти Пайтон» в одном флаконе... «Маленький принц» и «Поиски Святого Грааля» под одной обложкой... Яркая, остроумная, трогательная, изобретательная, будоражащая и до сих пор актуальная (несмотря на свой 80-летний возраст) КНИГА!

Оценка : 10
«Свеча на ветру»
–  [ 2 ]  +

URRRiy, 15 февраля 2020 г. в 02:59

Достойное продолжение и фактическое завершение тетралогии «Король былого и грядущего». Юмора здесь поменьше, фэнтези тоже, больше легенды и исторических данных.

Поскольку автор всё-таки придерживается канонической легенды об Артуре, то в сериале была и кровосмесительная связь сестрой — ведьмой Морганой, и ублюдок Мордред, поэтому финал тетралогии конечно предсказуем и печален.

Однако художественных достоинств книги это не уменьшает, плюс вполне пристойные и правильные моральные нарративы.

Из недостатков — вторичность идеи, а также некоторая унылость четвертой книги, не скучно, но и не слишком интересно.

Оценка : 8
«Царица воздуха и тьмы»
–  [ 2 ]  +

Velary, 01 сентября 2016 г. в 11:46

«Царица воздуха и тьмы» продолжает традицию первой части, разве что повествование, за исключением последней главы, представляет собой совсем уж шуточный вариант. Чтоб вы понимали, написано в таком духе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Камень аккуратнейшим образом снёс с головы Мерлина шляпу, и старый джентльмен грациозно помчался за юношей вниз по лестнице, размахивая палочкой из дерева жизни.

Или такой эпизод: друзья короля Пеллинора переодеваются Искомой Зверью, чтобы его подбодрить, но тут появляется настоящая Искомая Зверь, влюбляется в «собрата» и караулит у ворот замка, не давая им уйти.

При этом исподволь поднимаются очень серьёзные вопросы: о праве сильного, о детях и родителях, о бессмысленной жестокости...

Идеальная книга для детей.

Оценка : 9
«Король Былого и Грядущего» [Роман-эпопея]
–  [ 2 ]  +

donpero, 29 июля 2010 г. в 04:35

Читал это произведение достаточно давно (в скором времени может перечитаю для более адекватной оценки) и читал кстати в версии GELEOS может из-за этого роман не произвел на меня сильного впечатления (прислушиваясь к совету Petro Gulak), а может из-за моего еще юного возраста в то время. В общем роман достаточно полно и интересно описывает сюжет Артура, но мне показалось немного нудно8:-0

Оценка : 8
«Король Былого и Грядущего» [Роман-эпопея]
–  [ 1 ]  +

Molekulo, 02 апреля 2024 г. в 17:15

Так вышло, что первой и пока единственной прочитанной мной книгой про короля Артура стала тетралогия «Король былого и грядущего» Уайта Теренса.

Это очень необычная трактовка истории легендарного короля, начинающаяся с детства Артура и затрагивающая самую разную тематику: от приключений, волшебства и становления и взросления героя до желания изменить мир в лучшую сторону и продвинуть цивилизацию, поиска Бога и решения проблем дружбы, предательства и измен.

Первая книга максимально детская, а дальше суровость сеттинга растет с каждой следующей частью. Впрочем, признаюсь, первая книга как раз понравилась мне больше остальных. Люблю хорошие добрые сказки о том, как герой растет, познает тайны мира и понимает, что с большой силой (и короной) приходит большая ответственность. Истории о любви и предательстве, о долге и свободе, о войне и пацифизме встречаются столь часто, что уже набили оскомину. Или я просто не согласен с позицией Теренса по некоторым вопросам.

Оценка : 8
«Книга Мерлина»
–  [ 1 ]  +

drugndrug, 04 апреля 2020 г. в 20:26

Читал с удовольствием. К моему великому счастью, эта книга представляет такой стиль фэнтази, где нет сражений и битв, где смелые и отчаянные герои не дерутся с ужасными монстрами и свирепыми чудовищами, где нет колец, артефактов, волшебных мечей, драконов, чарующих эльфийских красавиц, никто не играет в игры престолов, нет бледно-каменных персонажей рыцарских романов, разговаривающих неестественными голосами… всего того, что может с необыкновенной лёгкостью взбрести в голову любому сочинителю фэнтази – будь он хоть начинающим писателем, или писателем со стажем, а то и вовсе Мастером-Магистром. Своё это произведение Уайт написал мастерски, он показал, что настоящий сочинитель фэнтази способен прекрасно обходиться без всех этих проштампованных штампов и надоевших стереотипов данного жанра.

Особо мне очень понравилось то, что Уайт в своей повести смоделировал нетипичную сюжетную обстановку, которая покажется всем поклонникам (к которым относятся подростки и прочие молодые и иногда «немолодые» люди, влюблённые в эльфов, орков и WarCraft) ортодоксального и традиционного фэнтази далеко непривычной и непонятной. Волшебник Мерлин, король Артур и Говорящие Звери, собравшись в Профессорском Кабинете, спорят и рассуждают о человеческой натуре, о природе человеческого характера, о войне, о неравенстве, о причинах социальных столкновений, о «стадных» рефлексах и проявлении индивидуализма, сравнивая модели поведения животных и насекомых с человеческим обществом. Я нахожу подобный жанровый синтез в высшей степени гениальным.

Оценка : 10
«Меч в камне»
–  [ 1 ]  +

eatenbrain1, 11 июля 2016 г. в 02:08

Просматривая в энный раз «Люди икс», я впервые обратил внимание, что же читали Магнито и Ксавьер – Король былого и грядущего!

Сие произведение подойдет для прочтения практически каждому человеку. Мир красив и сказочен, рыцари забавны и благородны. Но вместе с тем, будто мимоходом, автор мастерски делает вкрапления, посвященные извечным проблемам двуногих.

Это – переплетение дурацких и смешных сцен с философски не разрешимыми вопросами.

Это – отличная книга, для тех, кто хочет испытать очередной алгоритм «как посмотреть на вещи под иным углом».

Немного жаль, что раньше об этом произведении даже не слышал...

Оценка : 8
«Король Былого и Грядущего» [Роман-эпопея]
–  [ 1 ]  +

k2007, 15 января 2016 г. в 19:24

История короля Артура с неким налетом постмодерна (присутствуют: Робин Гуд, нормандское завоевание, Джон Болл, фашисты, коммунисты). За основу взята «Смерть Артура» Томаса Мэлори, но история дана более философски, что ли.

В общем, если читатель ищет классическую фэнтезийную или рыцарскую историю, то это не сюда. А если настоящую литературу — то всячески рекомендую

Оценка : 8
«Рыцарь, совершивший проступок»
–  [ 1 ]  +

k2007, 29 октября 2015 г. в 16:58

Роман показывает тупиковую, безвыходную ситуацию, в которой оказались люди, жить по другому не могущие, и вместе стем хорошо понимающие, что выхода нет и что хорошо это все не закончится. То, что главное в этой истории — любовь, не отменяет факт тупика, и попытки как-то выйти из этого замкнутого круга ни к чему не привели.

Понятно, что закончиться должно было все это плохо, и в конце концов так и случилось.

Оценка : 8
«Средневековый бестиарий»
–  [ 1 ]  +

Uldemir, 11 августа 2009 г. в 17:13

Любопытная для любителей фэнтези книжка с картинками, ознакомиться с коей в оригинале можно на сайте библиотеки Висконсинского университета. Неудивительно, что в средние века бестиарии пользовались особой популярностью и занимали почетную вторую строчку в литературном хит-параде, ведь нужно же было с кем-то бороться словом божьим, изучив источник, хит-парад возглавлявший...

«Книга Мерлина»
–  [ 0 ]  +

k2007, 21 декабря 2015 г. в 17:20

Завершающий аккорд истории Артура. Последняя ночь перед смертельной битвой. Король пытается понять, что он сделал неправильно и почему вес так получилось, а Мерлин и комитет зверей ему в этом помогают.

В общем, это необязательная часть цикла, рассчитанная исключительно на поклонников.

Оценка : 8


⇑ Наверх