Брайан Олдисс отзывы

Все отзывы на произведения Брайана Олдисса (Brian W. Aldiss)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 309

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7 

«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 2 ]  +

Пол Атрейдес, 11 марта 2016 г. в 22:13

Мне неохота копаться в личной жизни писателя, поэтому просто напишу свои впечатления о рассказе. Заинтерессовался рассказом благодаря экранизации. Фильм Спилберга Искусственный интеллект считаю безусловным шедевром кинофантастики. Посмотрел его ещё в год выхода, и с той поры периодически пересматриваю почти каждый год. Вот уж где слезу вышибает так вышибает. К сожалению рассказу этого сделать не удалось. Из общего с фильмом только имена героев и тема маленького робота в семье. Ну примерно как у рассказа Филипа Дика Из глубин памяти и фильма Вспомнить всё. Ни в коем случае не хочу принизить заслуги Олдисса в фантастике, когда-то (лет 25 назад) зачитывался его Долгими сумерками Земли и Без остановки (в самых первых изданиях на русском). Но вот данный рассказ ну совсем не впечатлил. В плане психологии довольно поверхностно, переживаний ноль, объём рассказа мизерный. Тот случай, когда много лет мечтал прочитать оригинал, а прочитав, просто недоумённо пожал плечами, ухмыльнулся и к вечеру уже с трудом его вспоминаю. Продолжения — ещё 2 рассказа — на том же уровне...

Оценка : 6
«Малайсийский гобелен»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 25 января 2016 г. в 12:35

Возможно, это лучший роман Брайана Олдисса. Во всяком случае, лучший его роман из мной прочитанных. Очень литературный роман, и в данном случае это комплимент.

Странное сочетание мотивов Томаса Манна, Гюстава Флобера, Франца Кафки и Мервина Пика не кажется коллажем из отдельных кусочков, а смотрится единым целым.

Мир Малайсии красив, подчёркнуто архаичен и, как ни странно, убедителен. История взросления неудачливого актёра Периана де Чироло, в сущности, лишь повод для проникновения во все новые закоулки поразительного города, сам по себе главный герой не особо интересует ни автора ни читателя. Нам как-то всё равно, что с ним приключится. Но город — вот он-то и есть истинный герой романа. Ради бесконечного развёртывания картин городской жизни, одновременно странных и узнаваемых, и был написан этот неомифологический роман.

Оценка : 10
«Суперигрушки в другие времена года»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 24 января 2016 г. в 18:40

Лучший рассказ трилогии «Суперигрушки». Конечно, имеет место «творческое заимствование» Олдиссом известной сцены из «Возвращения со звёзд» Станислава Лема, при том, что у Лема гениально, пронзительно, а у Олдисса просто неплохо... Но всё таки. Мальчик, встречающийся со своим медвежонком, как Кристофер Робин с Винни-Пухом — это здорово!

Оценка : 5
«Суперигрушки с приходом зимы»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 24 января 2016 г. в 18:35

Второй рассказ из триптиха «Суперигрушки» сохранил все недостатки первого рассказа и утратил все его достоинства. Совершенно неубедительный, высосаный из пальца социальный фон (для 1968 года, времени написания первого рассказа, с натугой можно простить, но для 2001 года...), криво продуманные взаимоотношения хозяйки и её игрушек, полное отсутствие сюжета, стратичная картинка, не более. И Монику не жаль, и Дэвида не жаль (в отличие от первого рассказа).

И хуже всего — нет «прихода зимы». Нет этого ощущения засыпания под снегом. Зима просто констатируется.

Оценка : 3
«Слюнное дерево»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 21 января 2016 г. в 15:17

Короткая повесть в манере Уэллса, написанная на сюжет Лавкрафта, была создана к юбилейным торжествам автора «Машины времени». То есть, это чисто коньюктурная продукция, типа бесчисленных монографий про Шекспира и Пушкина, появляющихся к юбилейным датам.

Но! Это замечательная повесть. В ней в художественной форме представлен анализ литературного метода раннего Герберта Уэллса. Как по талантливым пародиям лучше всего видны художественные стили, так и по этому пастишу можно сделать вывод о том, как именно Уэллс писал «Странную орхидею», «Морских пиратов», «Долину пауков», «Игрока в крокет» и «Человека-невидимку».

Мне кажется, что литературоведческие работы лучше всего выглядят именно в форме повестей, романов или литературных пародий. Особенно, если их пишут такие умные и талантливые авторы, как Брайан Олддисс.

Оценка : 9
«Сверхдержава»
–  [ 3 ]  +

Groucho Marx, 21 января 2016 г. в 12:46

Создаётся впечатление, что эту книгу Брайан Олдисс писал по заказу, получив грант на обличение Евросоюза. Тут можно припомнить, что ещё в 2001 году Олдисс в предисловии к «Суперигрушкам» горячо пророчествовал о скором распаде Евросоюза. Англичане изначально ненавидели Евросоюз, во главе которого оказалась социалистическая Германия, а не империалистическая Великобритания, так что резкая псевдокритика несуществующих в реальности тенденций (специально выдуманных Олдиссом для бичевания Европы) попросту неизбежна. Если бы не Олдисс, то какой-нибудь другой англичанин обязательно написал бы такую книгу. Потому что со стороны правящего класса Великобритании имелся (и сейчас есть) жёсткий заказ именно на сатиру, гневно разоблачающую объединённый мир и всякую там демократию.

Не приходится сомневаться, что на референдуме 2016 года Олдисс голосовал за выход из Евросоюза.

Написано здорово, очень хлёстко, красиво, ярко. К текущей реальности отношения не имеет, да, наверно, это и не требуется от литературного постмодернистского поставангарда. В литературном плане «Сверхдержава» вызвает искреннее восхищение. Как социальный прогноз или сатира — просто дружелюбный смех над автором.

Как оценить «Сверхдержаву»? Как успех или провал? Сейчас пока это провал, поскольку книга писалась в качестве актуального отклика на современность и в этом смысле выглядит полным неадекватом. Но пройдёт лет двадцать-тридцать, политическая актуальность подёрнется пылью, и читатели грядущих поколений назовут «Сверхдержаву» одним из лучших романов Брайана Олдисса.

Оценка : 5
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 21 января 2016 г. в 12:27

Очень двойственное впечатление оставляет рассказ. С одной стороны — замечательно придуманная ситуация, право, на грани гениальности, и не удивительно, что Стэнли Кубрик загорелся идеей постановки фильма. С другой стороны — полное отсутствие сюжета (поскольку ситуация не предполагает динамики, движения персонажей) и довольно нелепый социальный фон.

Возможно, в 1969 году англичанину Брайану Олдиссу в самом деле казалось, что всегда так и будет: белые сахибы будут жрать, жрать и жрать от скуки, а неполноценные расы будут помирать от голода и над всем этим будет маячить призрак перенаселения. Но это чрезвычайно наивное, примитивное представление, поскольку уже 1968 год показал, что белых сахибов в будущем будет интересовать не столько жратва, сколько адреналин в крови. Да и насчёт страстного желания завести детей Брайан Олдисс, мягко говоря, погорячился. Это у них, у писателей того поколения, как правило, бездетных (нежелающих заводить детей), просто какое-то наваждение. Они почему-то были уверены, что что все вокруг (кроме них самих, разумеется) стремятся народить как можно больше детей и вот-вот наступит ужас перенаселения. Этот мотив и у гомосексуалиста Диша, и у гомосексуалиста Дилени, и у бездетного Браннера, и у бездетного Олдисса и у бездетного Шекли и у Гарри Гаррисона, и вообще у кучи вроде бы умных литераторов. Прям ментальное затмение на них...

Олдисс, значит, показывает нам пару жестоких самовлюблённых эгоистов, равнодушных ко всему на свете, кроме своего комфорта, и вдруг, когда им сообщают, что им разрешено повесить себе на шею новорожденного с кучей детских забот, они бросаются друг к другу в объятия со слезами счастья... Ой, не верю, ой халтура...

Но если от этих нелепостей отвлечься, то рассказ очень сильный, мощный и финал ударяет по читателю очень сильно.

Оценка : 5
«Летающий червяк»
–  [ 6 ]  +

JohnNorrik, 20 января 2016 г. в 14:54

Очень странный, атмосферный и необычный рассказ о таком же необычном мире, где не было такого понятия как смерть.

Сложно читается, но оставляет после себя приятное послевкусие.

Оценка : 8
«Человек в своём времени»
–  [ 4 ]  +

JohnNorrik, 20 января 2016 г. в 14:50

Очень интересный рассказ, маловероятный, но с забавной идеей.

В те времена, как мне кажется она выглядела довольно правдоподобно.

В нынешнем же времени мы все знаем о так называемом релятивистском эффекте. Но проявляется он по другому, чем в рассказе.

Оценка : 8
«Птицы Марса»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 17 января 2016 г. в 00:09

Как же я мечтал прочесть новый роман Брайана Олдисса и восхититься им. Это ж надо, один из столпов фантастики, которому 90 лет, еще продолжает писать и вдохновлять молодежь!

Восхититься не получилось. От слова «совсем». Про научную составляющую говорить не буду, ибо без толку. Герои не то, чтобы картонные — их нет. Да, можно списать что-то на задумку автора и хаотичный стиль подачи материала, но здесь не мозаика, а именно нагромождение одного на другое. Мастер хотел показать нечто вроде антиутопии, а получилось просто издевательство. Как над западной культурой, так и над восточной. Чем неприятно удивил, поскольку это скорее американская черта, а не британская.

Очень сильно напрягало, что герои, которых набирали из научного сообщества, разговаривают на таком примитивном и низком языке, которого любой работяга бы постеснялся.

Ну и финальная сцена с появлением потомков — просто бред, прости Господи.

Оценка : 1
«Без остановки»
–  [ 6 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 10:49

«Без остановки» обречён на сравнения с эталоном субжанра «звёздного ковчега» — с «Пасынками Вселенной» Хайнлайна. И такие сравнения всегда в пользу «Пасынков», поскольку роман Хайнлайна неизменно оказываается лучше других, написанных на ту же тему.

Но всё же книга Олдисса, даже с учётом справедливой критики, которой подверг её Станислав Лем, остаётся научной фантастикой намного выше среднего уровня за счёт яркости декораций. Да, в романе множество несостыкующихся деталей, но в целом он производит сильное впечатление, не разочаровывает. Не шедевр, однако, тем не менее, книга, которую стоит прочитать.

Оценка : 7
«Зима Гелликонии»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 02:03

Похоже, что к третьему роману Олдисс полностью потерял интерес к Геликонии. Ему надоело конструировать оригинальные культуры и моделировать исторический процесс. Грандиозный историософский замах первого романа вылился в изящное фехтование мечами во славу королевы второго романа, а в третьем томе автор вообще не понимает, чем ему заполнить энное количество страниц, чтобы заключительная створка триптиха не выглядела совсем уж худосочной.

Земля и Аверн в «Зиме Геликонии» смотрятся гораздо оригинальней и интересней, в духе олдиссовского романа в новеллах «Галактики, как песчинки», хотя Аверн описан подчёркнуто неприятно, как это любили делать авторы «новой волны», целенаправленно шокировавшие читателей.

В общем, к финалу трилогия сдулась, как футбольный мяч, зиму провалявшийся в кладовой.

Оценка : 5
«Весна Гелликонии»
–  [ 3 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 01:54

Мне этот роман всерьёз понравился. Я всегда любил книги про первобытные культуры, типа «Листы каменной книги», «Повесть о Манко Смелом», «Охотники на мамонтов» и так далее. А Олдисс вдобавок не ограничил себя локальными приключениями и развернул широкое эпическое полотно стремительного восхождения цивилизации. Герои, конечно, бледнее фона, но лично мне это не мешало. Геликонию Олдисс придумал очень убедительно и красиво, тут не фантазирование, а именно удачная попытка сконструировать по возможности непротиворечивый мир с культурами, которые могли бы возникнуть только в таком мире.

Оценка : 9
«Лето Гелликонии»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 01 декабря 2015 г. в 01:48

Эта часть мне показалась слабее первой. В первой было показано «ненормально быстрое» становление цивилизации, подстёгиваемое экологическими изменениями, а тут цивилизация дана в статике и, в общем, мне, как читателю, до лампочки интриги и переживания персонажей, поскольку никаких качественных изменений на наших глазах не происходит. Своеобразие мира Геликонии в том, что климат меняется слишком быстро для устойчивого развития цивилизации и в первом романе быстрая смена ледникового периода яркой «весной» оказывается самостоятельным сюжетом, однако в «Лете Геликонии» смена экологических условий не играет никакой роли — её воообще могло не быть, в сюжете ничего не изменилось бы.

Для среднего читателя, вероятно, «Лето Геликонии» занимательней «Весны», потому что имеют место привычные фэнтезийные штампы с королями, королевами, всякими там благородными баронами-разбойниками. Я не хочу сказать, что Олдисс схалтурил, нет. Лязг мечей и боевые крики воинов даны достаточно убедительно и даже есть этакой толкиенистский флёр, этакая патетика... Но лично мне хотелось бы оригинальных исторических концепций. Про конанов-варваров и рыцарей-айвенго я мог бы почитать в другом месте.

Оценка : 7
«Птицы Марса»
–  [ 4 ]  +

k2007, 15 октября 2015 г. в 17:04

Довольно странное произведение. Колонизация Марса представляется слабо продуманным проектом, где люди сидят в башнях и печалятся, потому что еды мало, на Землю вернуться нельзя, скученность, проистекающие от этого вывихи мозга и так далее.

И на Земле в это время творится не пойми чего. Война всех против всех, при этом союз земных университетов вербует добровольцев и отправляет их на Марс.

В результате получается довольно сюрреалистическая картина

Оценка : 6
«Птицы Марса»
–  [ 5 ]  +

Aleksachka, 07 октября 2015 г. в 06:55

Колонизация марса в интерпретации Брайана Олдисса. Весьма недооцененная, на мой взгляд, книга.

Книга похожа на пазл, состоящий, из тридцати с лишним кусочков, которые при прочтении складываются в цельную картину.

Из одних «кусочков» нам открывается весьма безрадостное будущее земли: постоянные непрекращающиеся войны, атаки террористов, увядающая экосистема. Вообщем, проблемы не новые и в наше время их хватает.

Из других мы видим колонизацию марса, проводимую соединенными университетами мира (отсюда и элитаризм колонистов), строятся шесть, заселенных по лингвистическому принципу, башен. Перед колонистами встают свои, жизненно важные, проблемы, главная из которых: проблема рождаемости; может виной тому пониженная гравитация, или, дело в каких — то микроорганизмах, но за 10 лет не родилось ни одного живого ребенка. Эту, главную, проблему, главного человеческого ресурса, и пытается решить автор. Зачем нам звезды, зачем другие планеты, если человек не сможет на них размножатся? Для меня это главный философский вопрос поднимаемый Олдиссом.

Оценка : 8
«Птицы Марса»
–  [ 3 ]  +

gremlin__91, 20 сентября 2015 г. в 15:43

«Мягкая» НФ — вещь специфическая, на любителя. Сам Брайан Олдисс — личность не безизвестная. А сама суть этого романа — мне не понятна. Автор перескакивает с темы на тему. Сначала он нам говорит, что для достижения колонизации другой планеты нужно объединить активы мировых держав. В общем, так и есть. Силами одного государства этой цели не добиться. Далее, что до колонизации других миров нам еще рановато — своих земных проблем хватает. Причем, этих проблем очень много. Подобных тем в романе достаточно. Книга — пессимизм.

И вроде бы, когда соберешь все элементы мозаики, должна получиться цельная картина. Но на самом деле получается полный хаос. Удовольствия от этого мало.

Оценка : 6
«Без остановки»
–  [ 10 ]  +

MarchingCat, 07 июля 2015 г. в 17:41

Лично мне всегда приятно при перечитывании классики жанра обнаруживать, что по прошествии лет произведение читается не хуже, чем ранее. Что произведение выдержало испытание временем.

Вот у Олдисса, в частности, на мой взгляд, «Теплица» испытания временем не прошла. А «Звёздный корабль» прошёл. Что же в этом романе примечательного...

Я вижу два момента (ну не считая того, что автор просто хорошо пишет). Первое, как ни странно, то, что автор не особо вдавался в научные и технические подробности. Устаревать в романе почти нечему. И второе — то, что мы увидели в финале. Драма разочарования, горечь несправедливости. Цепляет, конечно. И я лично ждал ещё более трагичной развязки. Так настроился на беду, что даже и не понял, рад ли, что финал оказался чуть мягче ожидаемого...

Минусы же какие были для восприятия читателем — никуда не делись. Мутации слишком быстрые. Герои блекловатые и не всегда адекватны ситуации в своих поступках. Нестыковки, алогичности встречаются.

Да и сравнивать есть с чем. Те же, схожие сюжетно, «пасынки вселенной» Хайнлайна написаны ощутимо более ярко.

Но всё же — довольно сильный роман. С удовольствием перечитал.

Оценка : 8
«Освобождённый Франкенштейн»
–  [ 2 ]  +

alex1970, 06 июля 2015 г. в 08:08

В 2020 произошла война, и бывший советник президента США попал в Швейцарию начала 19 века. Далее то, что позже неоднократно использовали кинематографисты – Байрон, Шелли с женой, посиделки и оргии на берегу озера.

Там он встречает Виктора Франкенштейна и сталкивается с его чудовищем, которое себе зверствует в горных лесах.

Реальные люди, события романа сливаются, временные рамки распадаются, к ним примешивается охота на чудовище.

Рваный ритм, не всегда понятные отсылки (думаю, автор играл не только с «Франкенштейном» и историей ее создательницы), не слишком внятный финал.

Игра в постмодернизм получилась неплохо. Но не думаю, чтобы эта книга относилась к лучшим у британского писателя (из его романов я читал «Нон-стоп» и он мне очень понравился).

Оценка : 7
«Птицы Марса»
–  [ 11 ]  +

Deliann, 20 июня 2015 г. в 17:18

«Птицы Марса» — произведение относительно свежее (дата выпуска — 2013 год), а Брайан Олдисс — достаточно известный автор, давно уже набивший руку на научно-фантастических романах. Что же могло пойти не так?

Несколько тысяч колонистов высадились на Марсе для «обживания» планеты. Колонизация, как будто бы тщательно подготовленная, идет все же не совсем так, как хотелось бы. Что же пошло не так?

Перед нами не роман, в нем нет действия, сюжета и романтической линии в привычном понимании. Это скорее размышления автора о людях, их пороках и судьбе. Человечество отправило на Марс самых подготовленных, самых лучших из нас. И это действительно так, потому что колонисты — это квинтэссенция человеческих пороков, все то, что мы в себе скрываем и что является неотъемлемой частью каждого, как Инь и Янь — половинки одного целого. В чем же дело, что не так?

А все так. Автор, заставший золотую эпоху научной фантастики, когда романы писались мечтателями и гуманистами, когда все наперебой фантазировали о великом научном прогрессе, о грандиозном будущем человечества, в 88 лет написал книгу-размышление, книгу-подведение итогов. И выводы он сделал не в нашу пользу. Нельзя в этом винить человека, он просто написал то, что видит. Описал все то разочарование, что испытывает, глядя на улицу, на экран телевизора, на монитор компьютера.

Книга – это, прежде всего, идея. Неудивительно, что она достаточно посредственна с литературной точки зрения. Герои схематичны, повествование скачет, язык суховат, монотонен и без изысков. Объем произведения не велик и это хорошо, т.к. выдержать кирпич с такой эмоциональной окраской — удовольствие для мазохистов.

Хотите ощутить печаль и горечь от окружающего мира? Читайте «Птиц Марса». Хотите получить удовольствие от сюжета или персонажей — поищите это в другом месте.

Оценка : 7
«Осторожно: Религия!»
–  [ 5 ]  +

aiva79, 06 мая 2015 г. в 17:58

       Бредовая какая-то история, настоящий дурной сон с неадекватными героями в параллельных мирах. Очень хорошо отношусь к Брайану Олдиссу, но эта повесть явно неудачная в его творчестве. Причем в ней на мой вкус все не так:

1) Герои.

      Шеридан Мичер – историк. Человек, который в своем мире был ничем непримечательным ученым, а попав в чужой — вдруг стал бунтарем и борцом за свободу.

      Апостол Рассел – клирик и сутана, явившийся к читателям и к ГГ, примерно, как в фильме «Матрица», в сцене, когда надо проглотить цветную пилюлю. Апостол Рассел занимается похищением историков из разных параллельных миров для того, чтобы те поприсутствовали на брифинге, организованном в целях выработки направления дальнейшего развития одной из параллельных реальностей.

      Кандида – фанатичная и чахоточная тетка, таскающая с собой продуктовую сумку. Знакомство с ней начинается с того, что ее несет трехногий и трехрукий муж, а она при этом находится в полной отключке, вернее в трансе)))

       Второстепенные герои ни чуть не лучше.

2) Миры.

      С мирами тоже все не так просто. Несмотря на то, что все события во всех реальностях происходят в Эдинбурге, миры абсолютно не похожи один на другой.

      1-ый мир – постапокалиптический мир, где живет Шеридан и Кандида. Мир в котором на золе от сожжённых трупов выращивают тюльпаны, где нет личного транспорта в связи с нехваткой ресурсов и где Эдинбург является столицей Европы.

      2-ой мир – это мир Апостола Рассела, своеобразная парапанковская реальность, где люди делятся на два класса, один из которых немые во всех смыслах рабы. Церковь подмяла здесь под себя все властные структуры и стала монопольно управлять миром. И в этом Эдинбурге как раз и происходит брифинг, о котором было сказано и в котором происходит та самая революция, ненароком устроенная Шериданом Мичером.

     3-ий мир — это какая-то «планета обезьян», в которой совершенно неожиданно для читателя обнаруживается территория, огороженная забором с колючей проволокой.

3) Сюжет.

      Здесь больше вопросов чем ответом.

      Непонятно все: цели и мотивы поступков героев, необходимость перемещения между мирами, зачем вообще эти три героя вместе, для чего они в итоге оказываются у забора в третьем мире и что же все-таки нужно было Апостолу Расселу от других двоих???

      Не написать отзыв на ЭТО я не могу, т.к. помучалась с 14-ю электронными листами аж целых 5 вечеров, поэтому, если не выскажу все что я думаю, то буду страдать от осознания пустой потери времени. Кроме того эта повесть убедила меня в том, что книга известного автора – это совсем даже не знак качества, у каждого бываю промахи и «Осторожно, сутаны!» этому пример.

Оценка : 5
«Теплица»
–  [ 9 ]  +

medyurist_15, 26 февраля 2015 г. в 13:31

Предложенная Б. Олдиссом тема сумерек Земли, как планеты, ее заката, удалась! Читается очень увлекательно! Очень много действий, один сюжет сменяет другой практически через страницу текста. Главный герой романа Грэн — бунтарь по характеру, действующий не как все, остается все таки человеком своего времени! Но в отличие от многих других персонажей Человеком разумным! Кроме смелости и находчивости ему присущи такие качества как тщеславие — желание быть вожаком группы в особенно опасный для жизни всех момент или откровенная жестокость — когда отказался взять с собой ( спасти) остатки людей Тамми.. И хотя автор и не уделяет особого внимания описанию характеров ни главного героя ни остальных персонажей, все становится на место в концовке романа. Грэн отказывается покидать гибнущую планету, оставаясь с семьей в привычном мире! И это очень по человечески!

Относительно общего впечатления. Браян Олдисс сумел в относительно коротком романе ( по величине не больше повести) вместить кроме невероятных приключений людей, описания различных фантастических форм жизни как на Земле так и на Луне, а главное -щедро описать такую массу фантастических сюжетов, которые после него использовались и будут еще раскрываться другими фантастами...

И последнее. Название романа «Теплица», на мой вгзляд, несет некоторую законченность, тогда как « Долгие сумерки Земли» — более точно передает и настроение главного героя и взгляд самого автора. Ведь Грэн не покинул Землю, зная, что за сумерками и темнотой все равно будет свет и взойдет солнце!

Теперь к критикам! Есть небольшие огрехи, но вещь была написана 55 лет назад! Возможно в 2070 году большинство теперешней фантастики будет восприниматься как дешевенькая сказка! Да и премию «Хьюго» давали именно за фантастику высокого уровня! К которым относится роман «Теплица». Рекомендую!

Оценка : 9
«Птицы Марса»
–  [ 11 ]  +

MarchingCat, 25 февраля 2015 г. в 20:50

Вот магический реализм как жанр есть. А НФ-реализм? Наверное, это футуристика или фантастика ближнего прицела? А у Олдисса тут ещё жёстче. Структура подачи сродни квазидокументалистике. Фрагментарные зарисовки, воспринимаемые как репортажи, отчёты, описания произошедших событий сухо, как хронология. Да и по сути тоже, ибо тут даже не надо верить, достаточно оглянуться и задуматься, и поймёшь — да, к такому всё и идёт, если раньше как-нибудь в короткие сроки себя не угробим.

Вам романы, получившие Нобелевскую Премию по литературе доводилось читать? Многие из них весьма слабы с литературной точки зрения, а премию получают за поднятую проблематику. Вот и «Птиц Марса», по сути, можно на Нобелевку номинировать. Но не на Хьюго с Небьюла.

Роман силён идеей, мыслью. Беспощадностью выводов. Но литературных огрехов — море. Нет хорошо прописанных образов (часто закадровые герои оказываются поданы лучше действующих в романе, как, например, любовница из прошлого одного из гидрологов-исследователей Марса). Подача материала сумбурна, монотонна и простовата. Много неправдоподобных моментов (во всём — освоение марса, поступки персонажей, даже с размещением планет ляпы есть).

Зато есть жуткие красноречивые образы-символы, типа изломанных мертворожденных младенцев и контрабандных птиц. И напомнил мне весь этот символизм... произведения новой волны.

Эдакая футуристика с элементами производственной фантастики и новой волны.

Роман как нельзя более актуален по сути, но сильно устарел по форме подачи. Ушло время «новой волны», вкусы упростились и даже производственная фантастика не в моде. Про футуристику вообще молчу, серьёзные произведения этого направления всегда были не для массового читателя.

Оттого и понравился роман лишь единицам, по оценкам это хорошо видно.

Пришло время «Стаи» Шетцинга, время подачи описаний вариантов гибели человечества живым натуралистичным языком, зрелищно, пришло время фантастики основанной на фактах, а не на символах. Ибо, по происходящему на планете, скорее веришь, что нас скорее ждёт быстрая Апокалиптика в той или иной форме, чем медленное угасание, вырождение и прочее затянутое во времени.

Но роман впечатляет, да. Форма подачи романа устарела ещё до его выхода, но это не значит роман плох. По силе воздействия на думающего читателя — сильное произведение.

Оценка : 8
«Малайсийский гобелен»
–  [ 5 ]  +

choyochagas, 23 февраля 2015 г. в 19:37

Олдисс опять неожидан. Почти реалистическое произведение; все дело в волшебном «чуть-чуть»: чуть-чуть волшебства, чуть-чуть отступления от реальности, чуть-чуть не так, как привычно... С таким же чувством читал «Павану» Робертса и был покорён. Сюжет-матрёшка: разыгранная пьеса, как в зеркале, отражается в судьбе актера. Роман воспитания: центральный персонаж, бабник и шалопай, взрослеет, получив урок.

Оценка : 9
«Птицы Марса»
–  [ 4 ]  +

choyochagas, 21 февраля 2015 г. в 11:59

«Хьюго» и «Небьюла» — рекомендация серьезная, но книга разочаровала. После динамичного остросюжетного нон-стопа, после монументальной Гелликонии, после завораживающего «Малайскийского гобелена» — книга, слепленная из отдельных фрагментов-заготовок, так и не слившихся в целое. Возникает неожиданная ассоциация с «Марсианскими хрониками». Но если «хроники» — глубоко лиричная и трагичная книга-предупреждение, то в «Птицах Марса» — усталость, разочарование в современной цивилизации, эскапистские настроения и слабая надежда увидеть в человеке не венец эволюции, а одно из ее звеньев. Человечеству конец, надежда на марсианскую колонию, составленную то ли из лучших представителей, то ли из отребья, то ли из их смеси; жители колонии должны или вымереть, или эволюционировать. Автор оставляет колонистов вариться в собственном соку, вдохновившись, может быть, идеей варваров, которые учили детей плавать, бросая в воду: выплывет – хорошо, а нет – значит, так тому и быть, — и рисует получившийся продукт, свалившийся на колонистов из неопределенного будущего. Не очень симпатичный продукт. Множество невыстреливших ружей, неживые тени персонажей, скомканный финал, словно автор устал разбираться в собственных построениях и решил одним махом покончить с надоевшим текстом. Удивление/недоумение вызывает никак не прокомментированная ни автором, ни редактором, ни переводчиком авторская космография, согласно которой марсианские каналы можно было бы наблюдать с Земли невооруженным глазом, а сама Земля оказывается ближе к Солнцу, чем Меркурий, после чего наукоподобные построения автора перестают занимать. Добро бы это была какая-нибудь параллельная реальность, так нет же… И это после подробнейших астрономических выкладок в саге о Гелликонии! (А может, это переводчик напортачил? интересно было бы в оригинал глянуть…)

Оценка : 5
«Извне»
–  [ 5 ]  +

paperstreet7, 17 февраля 2015 г. в 21:32

Прочитал только что в переводе Агишова. Начало довольно интригующее и напомнило мне «Два солнца» Леонида Кудрявцева. Но дальнейшее развитие сюжета показывает, что сходство этих произведений чисто интуитивное и, возможно, субъективное. Но все же рассказ понравился, хоть тема и немного избитая.

Оценка : 9
«Птицы Марса»
–  [ 14 ]  +

Siroga, 13 февраля 2015 г. в 23:14


Много ли есть писателей, написавших роман в 88 лет, как это сделал Олдисс? Если такие есть, то о чем они писали — о приключениях, погонях, перестрелках, бодром освоении космоса или все-таки больше о вечном?

Когда я принимался за Олдисса, я представлял кто это, знал, что его слог и в ранние годы был не из простых, так что морально подготовился. И убедился еще раз, насколько настрой на книгу влияет на ее восприятие. Я ожидал подведения итогов, я их получил. Марс? Это лишь повод для написания книги. Колонизация красной планеты — просто одна из возможностей спасти земную цивилизацию. Для этого, прямо как в анекдоте, есть два пути — фантастичекий и реалистический. Так вот Олдисс описывает реалистический.

Если книга только формально о Марсе, тогда о чем же она на самом деле? Да обо всем. Вот так вот глобально. Тут автор и оглядывается на прожитую жизнь и на достижения цивилизации, неуклонно ведущие нас в пропасть. Рисует картинки политики, экономики, культуры и оптимизма ни в одной из них не видно.

Очень точно сказала primorec — эта книга может не понравиться как горькая пилюля или внезапно открывшаяся горькая правда. Только мне книга, скорее, понравилась (я подготовился, помните?).

Так при чем тут птицы Марса? — спросите вы. О, это сильный и жуткий образ контрабандно провезенных кем-то из колонистов пернатых. Больные, слабые, никогда уже не смогущие летать... Вот и люди перепорхнули на Марс, но что их ждет? Элиту человечества, призванную начать с нуля, построить идеальное общество. Так откуда один за другим вылезают пороки и грехи вплоть до смертных? Неужели натура человеческая неисправима?

Да, антиутопии часто называют книгами-предупреждениями, но Олдисс действительно написал книгу-приговор. Если ему верить, человечество спасет только чудо, но это уже спойлер.

Книга страшная, довольно пессимистичная, так что я никому не буду ее рекомендовать, но сам в ней нисколько не разочарован. Спасибо мэтру. И давайте постараемся оставить нашим детям, выживающим под куполами Марса, не выжженный безжизненный шарик на третьей орбите от Солнца. Как бы это пафосно ни звучало.

Хао. Я все сказал.

Оценка : 8
«Седая Борода»
–  [ 17 ]  +

aiva79, 29 ноября 2014 г. в 22:26

     «Седая борода» — это грустная сказка, которая для кого-то может быть сказанием о конце света, а для других повествованием о начале времен. В это истории происходит медленное поэтапное исчезновение одной цивилизации, остатки которой представлены в виде немногочисленных общин безумных стариков и старух и появлений другой, новой, совершенно чуждой существующему миру. Олдисс для своего романа выбрал на мой взгляд очень страшный вариант конца света, когда природный мир на планете после глобальной катастрофы процветает, а человечество хоть и пережило болезни, войны и голод, но обречено на вымирание как вид, т.к. бесплодно. Вот только сами представьте, что произойдет, если рождаемость не просто снизится, а вообще перестанут рождаться дети, и так будет не один год, не одно десятилетие, а будет всегда. Далеко не каждый сможет осознать и смириться с тем, что после него ничего не будет, что есть конечное поколение, средний возраст которого, к примеру, как в романе 50 лет – 60 лет и это самые молодые члены общества, а за ними никого нет. Так и у Олдисса оставшейся деградирующей горстке людей легче поверить в фантомную беременность 70 летный старухи и боготворить малоспособных к жизни детей-мутантов, чем признать, что человечество умирает.

     Сказкой этот роман кажется не только из-за невозможности правильно воспринять предложенный автором апокалипсис, а еще и от выбранной им манеры повествования. Все действо растянуто во времени и в пространстве, слог тоже неторопливый сказочный, герои несколько мифичные и вообще ощущение нахождения в средневековье. Кроме того, автор очень скрупулёзно описывает «нереально» изменившийся ландшафт, что у меня постоянно возникало желание взять подробную карту Великобритании и проследить по ней маршрут героев. Кстати к слову сказать, конца пути/маршрута так и не случилось у героев, история остановилась по середине, причем сложилось ощущение, что читателям дали обухом по голове и все что было так неторопливо описано и к чему собственно говоря готовил автор, в конце книги смело можно перечеркнуть. Неожиданное и лично для меня непонятное и нелогичное окончание.

      В целом же, несмотря на то, что это очень печальная история, навивающее самое настоящее уныние, роман мне понравился своей добротой, поучительностью и призывом к миру во всем мире в духе 60-70гг.

Оценка : 8
«Седая Борода»
–  [ 7 ]  +

A.Ch, 20 ноября 2014 г. в 19:06

История Олджи Тимберлейна. Корреспондент-хроникёр уходящей эпохи человечества. Сири Киттон постапокалипсиса. Люди и животные утратили способность к рождению потомства. Старение всех. Поиск детей. Затухание и воспламенение. Только почему после катастрофы человечество, пусть и обедневшее генетически, резко скатилось в первобытное состояние почти с охотой и собирательством?

Повествование прыгает от настоящего к прошлому, к причинам человеческим, приведшим к такому состоянию. Воспоминания молодости. Сначала раздражают, но потом даже успокаивают. Хорошо, что автор не выразил в романе чрезмерно фантастические идеи. Ощущаемо, что рассказывается и мыслится произведение людьми преклонных лет с их фантазиями и беспокойствами.

В отсутствии тех, кому можно передать свой опыт и знания, люди ищут тех, с кем приятно и созвучно. Кто-то — барсучиху, кто-то – секту последователей, кто-то остаётся в одиночестве. Рядом с нашим героем — жена Марта. Барсучиха убежит в лес, поклонники потеряют веру в своего идола, но она всегда будет рядом.

Ровный, не без недостатков, оставляющий надежду, роман.

Оценка : 7
«Теплица»
–  [ 14 ]  +

MarchingCat, 17 сентября 2014 г. в 08:28

Перечитал вот сейчас, в 2014-м, впервые с первого прочтения в начале 1990-х. Тогда, в 90-х, роман понравился несопоставимо больше. Я был юнцом, жадно хватающим всю переводную фантастику и знаний, опыта, начитки было у меня намного меньше.

Какое же впечатление производит роман сейчас... давайте хотя бы вкратце разберёмся.

Да, огрехов море. Да что там, с высоты сегодняшнего дня он весь из нелепостей состоит. И глобально — слишком мало насекомых и при этом выжил человек (не используя колеса и почти не используя огня!!) — бред. И в мелочах от самых первых страниц — от научных фактов (Луна остановившая вращение Земли) до чисто сюжетных огрехов — СЛИШКОМ ранее оставление детей в самостоятельную жизнь, слабейшая личностная проработка персонажей, неправдоподобные картонные диалоги, мотивация героев и так далее.

Так чем же роман примечателен...

Ну, во-первых, экосистема. Распространяться не буду, тут все читатели отмечают как здОрово Олдисс нарисовал многообразие мутировавшего растительного мира.

Во-вторых, атмосферой. Атмосферой поеданиях всех всеми, борьбы за выживание.

В-третьих, временем действия. Через Миллионы лет. Пусть и не новаторский ход, но всё же — редкость и по сей день. Мало кто берётся внятно фантазировать на тему столь отдалённых эпох.

И в-четвёртых, роман в принципе очень интересен и примечателен как ещё одна веха в жанре. Как поиск новых форм, путей развития. Ну согласитесь, в эпоху Каттнера, Рассела, Лаумера, Кристофера и т.д. (не говоря уже о более ранних авторах), читать даже раннего Олдисса — совсем другое дело (конечно же, сравниваю не качество, а стилистические жанровые особенности). Наверное, потому и Хьюго дали. От свежести и неожиданности произведения. )

В общем, как равзлекуха — конечно же роман никуда не годится. Но для настоящих поклонников жанра к прочтению обязательно.

Оценка : 8
«Оксфордские страсти»
–  [ 5 ]  +

bvelvet, 31 августа 2014 г. в 21:13

Оценка, которую я поставил, наверное, несправедлива — я читал книгу с огромным наслаждением, чуть свою станцию в электричке не проехал. Мне показалось, что Олдисс задумал мистерию в духе Чарльза Уильямса. Такую книгу Уильямс мог бы написать, если б дожил до начала 21 века. Это домашнее, «уютное» сочинение, но в существование героев вторгаются мистические силы, и жизнь обретает новые смыслы и новые краски. Навязчивой морали, подчас свойственной Уильямсу, у Олдисса нет, а вот мягкий юмор подчас наличествует....

И вот я почти дочитал книгу, еду домой, открываю, дочитываю последние страницы — и что вижу? Совершенно неуместное, похабное, по-моему, рассуждение о величии английского характера, о том, как русские бросили Англию на растерзание Гитлеру и как англичане одни боролись с фашизмом. Зачем Олдисс это написал — я не понял. Но удовольствие было сильно испорчено.

Оценка : 7
«Птицы Марса»
–  [ 6 ]  +

bvelvet, 31 августа 2014 г. в 21:07

Мне книга напомнила сразу несколько романов Олдисса — причем отнюдь не худших. Конечно, построение романа и общая картина развития человечества прямо связаны с концепцией, представленной в «Сверх-державе». Может быть, без этого романа «Птицы Марса» не вполне понятны — неясны основы скептицизма Олдисса, не вполне понятно, каким закономерностям подчиняется развитие человечества. Да и принципы экспансии, и эволюция корпораций — все это было в предшествующем романе. Но сама история людей на Марсе полна глубоко скрытой поэзии. Эта поэзия разлита в сухих словах, скрыта в образах, едва намеченных или походя очерченных. Мелкие детали — вроде киоска на пляже — подчас гораздо ярче, чем обширные рассуждения ученых. Разговор участников первой марсианской экспедиции мне почему-то «Омон Ра» напомнил... В целом лучшие страницы приближаются к уровню «Седобородого» или «Земляных работ». До «Босиком в голове» книга не дотягивает — нет привкуса безумия, нет бесшабашности, с которой творятся шедевры. Но нельзя забывать, сколько Олдииссу лет. Роман превосходный, хотя отнюдь не на все вкусы. Если Вам интересна реалистическая картина освоения Марса — Вам не сюда. Высокая поэма о Космосе — опять же мимо. А умная и грамотно выстроенная «гуманитарная НФ» с послевкусием «Новой Волны» — это пожалуйста. Это здесь...

Оценка : 8
«Неразделённое хобби»
–  [ 3 ]  +

muravied, 21 августа 2014 г. в 11:09

Истории про маньяков убийц всегда привлекают спокойных и тихих читателей. Вот типа меня. Я вот пока никого убивать не собираюсь и желаю прожить свою жизнь не запачкав руки в крови. Поэтому интересно почитать, зачем один человек убивает другого в тёмной подворотне и какие эмоции он испытывает.

Здесь же история про недалёкого паренька, который однажды случайно убил человека

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и почувствовал экстаз от нахлынувших чувств. Ну и стал он людей колоть штыком раз в год как по расписанию. Но тут по иронии судьбы загремел в тюрягу за чужое преступление..

Прям как в том анекдоте, когда пили водку, пиво, вино, вермут, шампанское и коньяк, а в итоге отравились печенькой:)

Несмотря на то что рассказ короткий, он показался мне очень достойным. Любители Кинга, Кунца и Маккаммона — рекомендую.

Оценка : 9
«Без остановки»
–  [ 6 ]  +

osipdark, 10 июля 2014 г. в 10:10

Первое произведение, прочитанное мною по теме кораблей-ковчегов. Все описано так, как и надо. Вполне возможные последствия освоения нового мира (открытия 26-ой аминокислоты, приведшей к изменению всех земных колонистских организмов. В сюжете есть лишь одна странность, один минус, благодаря которому эта повесть появилась на свет: идея обратного пути к Земле. Спрашивается, зачем? Чтобы привести образцы Новой Земли? Это глупо. Если земляне так долго ждали (целые века), пока корабль Большой Пес дойдет до Проциона, они могли и подождать, пока колонисты смогут построить лаборатории, все изучить и послать результаты с помощью лазера или другого средства контакта. Посылать же обратно корабль-поколений просто неразумно. На Земле ведь, как говорилось в самой повести, места не было, и ради образцов почвы и растительности лететь к прародине... В остальном же — понравилось.

Оценка : 8
«Птицы Марса»
–  [ 13 ]  +

DiegoFreeman, 08 июля 2014 г. в 01:29

Как индивидуум, который прежде не читал ни одного произведения мистера Олдисса, по ознакомлению с «Птицами Марса» возникло недоумение о содержании.

Колонизация Марса, все верно, но. Перед нами набор событий, упакованных в небольшие главы. Действие перескакивает от персонажа к персонажу, не давая им толком раскрыться, от планеты к планете без более-менее внятного объяснения происходящему. В конечном итоге все же складывается общая картина мира, неприглядная, жесткая, однако вопросов остается достаточно.

Что происходит в других башнях – базах колонистов, пока ведется рассказ о некотором количестве поселенцев из двух башен, Западной и Китайской?

Финансовая сторона проекта описана вполне достоверно – объединение университетов по всей Земле ради одного из самых грандиозных проектов человечества возможно, но при этом совсем не указывается роль государств в этом, частных компаний и корпораций. А ведь именно последние с экономической точки зрения должны быть заинтересованы в колонизации с последующим развитием добывающей, транспортной, всех других промышленностей. Ради монополии над перспективной и прибыльной отраслью…

Каким образом организована была сама экспедиция, если колонисты так зависят от поставок продуктов и кислорода с Земли вместо того, чтобы самим организовать хотя бы самую захудалую гидропонику?

Грубо говоря, людей просто выкинули на Марс безо всякой серьезной подготовки, как с технической точки зрения, так и физической, моральной, наконец.

Помимо традиционных, к сожалению, вооруженных конфликтов из-за религиозных несогласий и борьбы за уменьшающийся объем ресурсов, мы видим совсем уж дикие альянсы государств и постоянные войны за непонятную цель – Африканское государство в союзе с неким новороссийским образованием захватывает Гренландию. Зачем?

При этом есть в книге и рассуждения о необходимости эволюции не только физической, но и интеллектуальной, об изменении своего мировоззрения и пересматривания целей – но и это оставлено без какого-либо вразумительно ответа.

То же противоречие и в самой стилистике текста — местами он напоминает «Марсианские хроники» (панорамами), местами — набор статей на политические, религиозные, научные темы из выдуманной реальности.

Также здесь присутствует эдакая просторечивость, хотя возможно, это огрехи переводчика: «юпитерянских, сатурнянских»…

В «Птицах Марса» совсем нет места романтике, ее замещают прагматизм, эгоизм, цинизм, прочие –измы, — и типичная «бытовуха». Перед нами описание людей во всей их неприглядной омерзительности, обернутое в пыльную марсианскую панораму. Людей, предпочитающих копаться в себе и при случае жалеть себя, но никак не смотреть вокруг, даже если на расстоянии вытянутой руки есть возможность изменить все к лучшему.

Да, это книга о разочаровании в человечестве.

Оценка : 7
«Без остановки»
–  [ 6 ]  +

странник27, 05 июля 2014 г. в 18:40

Сам сюжет конечно сделан интересно и захватывающе, но вот к правдоподобию конечно вопросы. Сомнительно, что внутренних пространств корабля хватило бы для всех этих племен, да еще и диких джунглей с таинственными местами. За например 20 лет жизни вертуны обошли бы в своих странствиях весь корабль. Даже если корабль имеет в длину скажем 100 километров, то продвигаясь племенем по пол-километра в день, вы обойдете его меньше чем за год. А за 20 лет так можно все отсеки обойти. А тут извините 27 поколений и большая часть корабля вообще не изучена.

«Птицы Марса»
–  [ 23 ]  +

primorec, 04 июля 2014 г. в 04:29

Это случится, если дела на Земле будут идти так, как они идут прямо сейчас, в той реальности, которая существует вопреки компьютерам, чудесам связи, прочим высоким технологиям и упорному нежеланию большинства людей замечать происходящее. И реальность эта не слишком симпатична: перенаселенность, деградация экосистем, вымирание животных, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, терроризм, война, расовая и религиозная нетерпимость, духовная нищета и еще много, много, много неприятных вещей.

Это скорее даже не художественный роман, а так популярный сегодня жанр художественной исторической реконструкции, когда «закадровый» голос, приводящий факты, цифры и доказательства, прерывается инсценировками происходивших в реальности событий. Причем инсценировки эти претендуют на историческую/ В нашем случае — на псевдоисторическую/ достоверность.

При этом зритель всего действа прекрасно осознает условность и искусственность всего происходящего. Игра малоизвестных актеров неискренняя и молоэмоциональная: заученные фразы и скованные движения. Вот, примерно, что ждет читателя.

Нет, завлекательная аннотация верна: речь, действительно, пойдет о колонизации Марса несколькими тысячами «смельчаками». Но, если кто ждет научной фантастики в духе старых мастеров или боевика в духе современности — забудьте. Это более памфлет, чем фантастическое произведение, злой и беспощадный, неудобный и хлесткий. Не смешной — горький.

Прилетевшие на Марс колонисты не герои-первопроходцы или пытливые ученые, готовые, терпя лишения, искать новые возможности для загнавшегося себя в тупик Человечества. Кучка жалких, меркантильных и эгоистичных беглецов, взявших с собой в Космос не великие достижения ума и духа тысячелетней цивилизации, а маленькие грешки и большие грехи, предрассудки и фобии — все, что следовало бы оставить за спиной Человечеству раз и навсегда. Вместо исследований незнакомой планеты и созидания они заняты выдумыванием нового языка, бесконечными склоками и поисками удовольствий. Даже величайшее открытие — марсианская жизнь — вызывает лишь легкий, поверхностный интерес, как у случайных туристов, увидевших диковинку, и тут же забывающих о ней на пороге гостиничного номера.

Герои схематичны и собраны из всех известных пороков, накопленных Человечеством за тысячи лет. В них все. Они целиком состоят из этого -ксенофобии, лени, нетерпимости, агрессии, войны религий и полов, демагогии, зависти, эгоизма, эмоциональной тупости. И сразу думаешь: если это — лучшие представители Человечества, то пусть все идет, так, как идет, даже если конец известен и близок.

Оставляет ли Автор надежду? Тут можно поспорить. Образ больных птичек, даже не знающих, что они уже смертельно больны и никогда не смогут больше летать, как это положено имеющим крылья, жмущихся друг к другу и щебечущих бессмыслицу — жуткий и жестокий. Я не нашла надежды даже во вроде бы благополучной концовке: те самые беспомощное самопринуждение и страх жизни, которые проходят через всю книгу, никуда не делись.

Мне было неприятно читать эту книгу, и она мне не понравилась. Как не нравится горькая пилюля, застревающая в горле, или отражение в зеркале после буйно проведенной ночи. Как не нравится внезапно открывшаяся горькая правда. И я даже не могу назвать такие политические воззрения или моральные принципы, обладателю которых понравится этот роман.

На следующий год Олдиссу будет уже девяносто. Что это — итог долгих размышлений о Человечестве, предупреждение или приговор? Я не знаю, но мне так жаль, что автор «Звездного корабля»/в котором уже было достаточно жестокости/ и «Гелликонии» думает о нас всех так.

Будете ли вы читать эту книгу после всего, о чем я рассказала? Я не жалею о потраченном на чтение времени. Пусть мне показалось, что это уже не диагноз, а окончательный приговор, не горькая лекарство, а порция яда, но я — не жалею. Всегда полезно посмотреть на себя, как часть общего, со стороны. И если Вам понравилась «Колыбель для кошки», то прочитайте и этот роман. Не совсем близко, но все так же беспощадно.

Оценка : 8
«Гелликония» [Роман-эпопея]
–  [ 6 ]  +

vassar, 27 июня 2014 г. в 12:15

Великолепное произведение! Очень необычное, монументальное и изысканное. Может, где-то немного «холодное», но так и начинается оно с зимы, и заканчивается ею.:-)

Цикл хорош тем, что каждая следующая часть сильнее предыдущей. Хорошо продуманная вселенная, объемные, глубокие характеры, множество драматических линий, и великолепный литературный язык. Есть и минусы, — немного затянуто (особенно первая часть), и не очень мне понравилась Земля будущего (но это право автора, — видеть ее такой). Но рука не поднялась снять за это бал! Так что 10 из 10.

Оценка : 10
«Всё созданное Землёй»
–  [ 11 ]  +

ovasya76, 25 июня 2014 г. в 23:13

Самый обычный такой сюжет. Главный герой должен устранить правителя Африки, правителя наиболее сильного и развитого континнента. Дабы ввергнуть мир в пучину хаоса и войн. И это единственный шанс разорвать порочный круг. Так как человеческая жизнь больше не является неприкосновенной. Мир находится в таком историческом периоде, где жизнь — богохульство, а любовь — извращение. Весь мир — трагедия.

Как я и сказал, сюжет повести ничего из себя не представляет. Но сам фон... Это нечто...

Темные улицы с полуразрушенными бараками, грубые очертания фабрик, на которых производят почву, впрыскивая синтетические микроорганизмы. Люди дошли до звероподобного состояния. Районы городов захваченные машинами и люди... на худеющих телах которых выступали суставы, сухожилия, кости, делая их похожими на роботов. Но у роботов нет ужасных кожных болезней. У роботов не разбухают от голода ноги и желудки. Уних не бывает цинги, позвоночники не искривляются, колени не подкашиваются. Люди носят амулеты, оберегавшие их от болезней. Большинство населения исповедует причудливые культы. Всевозможные оргии составляют неотьемлемую часть их существования.

Такой мир, действительно, должен только сгореть в огне... для того, чтобы потом возродиться из пепла... новым и чистым.

Оценка : 7
«Сверхдержава»
–  [ 2 ]  +

mogzonec, 10 мая 2014 г. в 23:22

Странное впечатление произвел роман на меня: великолепный писатель, странная фантастика, ощущение узнаваемости и абсолютное непонимание замысла , высокие технологии и убожество интеллекта героев, космическая экспансия и агрессия против крошечной земной страны, глобальное потепление и глобальное безумие... Да и действие происходит, не понятно где: то ли в нашей реальности, то ли в параллельном мире. Подозрительно психически неполноценные персонажи, какие-то сатирически выписанные герои, вроде как и сатира, но непонятно, что высмеивается, да и не смешно все это вовсе. Европейская держава попыталась сожрать маленькую страну — мусульманскую Тайбару (по географии вроде как на стыке Таиланда, Бирмы и Китая, сугубо буддистском регионе). Космонавты-посланцы той же Державы с голдодухи сожрали найденных на спутнике Юпитера Европе представителей еще одной ветви жизни в Солнечной системе — рыбоподобных существ, и космонавтам понравилось. Когда начинаешь складывать эти разрозненные кирпичи в какое-то строение, появляется здание нашей нынешней жизни: глобализация — глобализацией, а обыватель кушать хочет всегда, и глубоко ему плевать на высокие мечты о прекрасном будущем. Парадокс? Разумеется. Как и вся наша жизнь.

Оценка : 6
«А вы не андроид?»
–  [ 2 ]  +

Bizon, 16 апреля 2014 г. в 06:41

Идея рассказа забавна, но не впечатлило исполнение. Развитие паранойи у робота выглядит неубедительно. Не верю! создалось впечатление, что этот рассказ был написан в ответ на какое-то произведение.

Оценка : 6
«Переводчик»
–  [ 0 ]  +

rrq64k, 14 февраля 2014 г. в 12:31

— очень слабая, на мой взгляд, перегруженная ненужными подробностями, повесть о землянах, страдающих под тысячелетней диктатурой инопланетян. Читать было неинтересно. Пропускал целые абзацы и страницы, но смысл, тем не менее, абсолютно понятен и уныл.

Оценка : 3
«Гелликония» [Роман-эпопея]
–  [ 5 ]  +

Екклизиаст, 29 ноября 2013 г. в 15:39

Сложное, монументальное полотно.

Цикл ближе к популярной науке, чем к научной фантастике. Слишком много места и внимания уделяется наукообразности происходящего и слишком мало психологического и приключенческого аспекта.

Читается как учебник по истории. Истории другой планеты, лишь отдаленно напоминающий нашу. Однако отсутствие строгого учителя, который обязательно завтра спросит на уроке: «Ребята, кто мне ответит, сколько длится большой год Гелликонии?», лишает всякой мотивации дочитывать этот учебник.

Оценка : 7
«Девушка и робот с цветами»
–  [ 3 ]  +

SAG, 11 октября 2013 г. в 22:36

О чем этот рассказ? Да ни о чем. Просто в один из прекрасных теплых дней Олдисс, собираясь на пикник со своей женой Мэрион, просто рассуждает о рассказе- наброски, которого сделал на днях. О роботах направленных на далекую, враждебную планету и захватившие ее. Прошли годы, выжившие люди, с корабля- шпиона получают снимки мирно существующих роботов и особенно умиляет снимок робота с цветами. И здесь автор в затруднение писать ли дальше: развивать ли мрачную тему, что роботы просто уничтожают растительность, которая вредит им. Или отказатся от темы, ведь день такой хороший, рядом счастливая и юная Мэрион, впереди приятное времяпревождение с друзьями и может, хватит нагнетать мрачность и уныние. Может хватит этих рассказов о механических убийцах и враждебности- ведь солнце согревает и кошка так умильно разлеглась возле аквариума. Чета Олдиссов уезжает на пикник и был ли написан этот рассказ( о роботах посланных захватить враждебную планету)- могут сказать, только знатоки творчества Олдисса.

Оценка : 7
«Без остановки»
–  [ 6 ]  +

OK, 07 октября 2013 г. в 00:15

Мне в целом книга понравилась. С удовольствием прочитала, не пожалела. Вначале надо втянуться, может быть скучновато до того момента, когда они наконец отправляются искать приключения на свою задницу. Вообще конечный исход я предугадала где-то в середине.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так как раз и подумала, что раз на корабле есть гиганты, которых там быть не должно, потому что вымерли, то скорее всего корабль уже давно прибыл на Землю.

Вообще интересно читать романы на подобные темы. Есть в этом что-то ужасающе и пугающе интересное. Ведь это реально страшно, что человек, поколения людей будут рождаться на гигантском корабле и на нем умирать, потому что только через пару поколений корабль долетит до нужной планеты. И человек родился в этой тюрьме и знает, что он в ней умрет. Тем более для людей, родившихся в корабле, Земля это пустой звук. Все эти животные, моря, горы — для них картинки. Для них Земля будет чужой.

И реально интересно, что будет с властью на корабле, если лететь надо 200-300 лет до новой планеты. Смогут ли сохранить легитимную власть, или через какое-то время наступит анархия. Либо власть захватит тиран и будет король, за которым корабль унаследует его сынуля. И хватит ли им ума не потерять смысла путешествия и что надо обучать людей управлению кораблем, иначе разобьются ко всем чертям, когда к планете долетят. Или изначально надо автопилот на приземление ставить, если с ума все посходят через 100 лет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В книге я не очень поняла этих полу-привидений или что это было. И на сколько сантиметров гиганты были выше обитателей корабля. Как могли обычные земляне сойти за коротышек. Икали людей совсем маленького роста для исследовательских работ что ли? Ведь гиганты казались кораблянам огромными, то есть гигантами. Они на голову были выше? На две? И концовка вполне правдоподобна. Ведь они реально не могут их выпустить на Землю. Жестоко конечно. Но они ж вообще вирус этот могут на Землю принести, если их выпустить. Та даже этим ученым нельзя было соваться на корабль. Ведь они тоже могли на себе вирус какой-то принести. Кто знает что у них там еще мутировало за столетия. Еще этот бред с умными крысами мне не понравился. Мне кажется, что лишним было его туда вставлять.

Оценка : 8
«Седая Борода»
–  [ 11 ]  +

ovasya76, 04 сентября 2013 г. в 17:07

Катастрофа, произошедшая по вине самих же людей. Трагедия была повсеместной. Планета осталась одним старикам.

Крошечные горластые существа, которых мы обычно видим в колясках у магазинов, пропали безвозвратно. Маленькие девочки, которые играли с куклами, остались в прошлом. Подростки не будут уже собираться кучками по углам и гонять на велосипедах. Они ушли и никогда не вернутся. И мимо не прйдет 20-летняя девушка с длинными ногами.

Смертная плоть принимала лишь безобразные формы старости. Смерть витала над землей, нетерпеливо поджидая свои последние немногочисленные жертвы.

Страх, голод, одиночество, смерть... Один из самых сильных постапокалиптических романов.

Оценка : 9
«Сад времени»
–  [ 6 ]  +

ovasya76, 04 сентября 2013 г. в 14:14

Роман-теория. Мы воспринимаем наш мир через призму нашего сознания — а оно невольно все искажает. Искажает так же, как хрусталик глаза воспринимает все перевернутым... Мы не знаем какая степень искажения, и поэтому основали на нем здание науки и цивилизации.

На самомже деле будущее оказывается прошлым, а прошлое — будущим. Наше перевернутое видение мира — величайший дар милосердия. Наши невзгоды — ничто по сравнению с величайшими ужасами, которых мы не знаем. И неизбежен тот момент, когда человечество станет пеплом.

Спасения нет, надежды — тоже.

Но сознание пощадило человека, сделав его конец безболезненным, оградив от сознания упадка.

Рекомендую для любителей социальной фантастики.

Оценка : 6
«Градгродд»
–  [ 11 ]  +

ovasya76, 03 сентября 2013 г. в 17:13

...Не надо убегать от реалиев жизни... Хорошо ли это, плохо ли, но мы плотоядные животные, всегда ими были и будем. Мясо животных не ядовито — и если вы вдруг почувствовали себя плохо, съев его, это ваш ум отравляет вас. Экскременты для наших бедных пленников всего-навсего символ плодородия. Испражнениями они торжественно возвращают земле взятые у нее и использованные минеральные соли. Боже мой, и что здесь такого омерзительного? Неужто это противнее земных религий, которые занимаются человеческими жертвоприношениями надуманным идолам? Вот проблема нашей культуры — она основана на страхе перед грязью, ядом, экскрементами. Вы считаете, что экскременты — это плохо, но еще более ужасен ваш страх перед ними...

Оценка : 7
«Теплица»
–  [ 9 ]  +

kirik, 09 августа 2013 г. в 12:13

«Переборщил» — так бы я описал произведение одним словом. Если же вдаваться в детали, то есть множество поводов придраться — от самой идеи подобного мира, до конкретных воплощений «технологии» растительного мира.

С первых же страниц на читателя смотрит далекий мир будущего Земли — прошли миллионы (?) лет, солнце превратилось в красного гиганта и поливает нашу планету изрядной долей радиации от которой на Земле, почему-то, повымирала почти вся животинка (и с ней же людишки), но выжил и мутировал растительный мир, захватив практически всю поверхность. Планета тем временем лишь одним боком находится к солнцу, где царит вечный день и буйная жизнь, на другой же половине — вечная ночь и непонятно что. На фоне всего этого автор рассказывает нам о трудностях тамошней жизни на примере небольшой группы зеленокожих людей, живущих на «среднем ярусе» деревьев. Как-то так.

В целом нужно отдать должное буйной фантазии автора — такое разнообразие вариантов новой жизни не каждый придумает. Тут тебе и осьминоги вовсе не осьминоги, а растение со множеством щупалец, имитирующее его, и прыгающие по лесу зайцы, которые вовсе не зайцы, а особый вид растений, и многое другое. Правда прочитав рассказ я так и не понял, зачем автор так усиленно оживлял растительность, а не добавил мутировавшей животинки: у растений тут и лапы-хвосты-крылья, и когти-рты-зубы — соответственно они и бегают, прыгают, ползают, летают, но — это лишь растения (по автору), с листочками-цветочкам пестиками-тычинками. Неправдоподобненько.

Главные герои невыразительны (как уже отмечали) и в конце так и не понятно, чего же хотел автор — то ли выказать идею возможного будущего нашей планеты, то ли показать приключения и жизнь главных героев. В итоге ни то, ни другое не получило полноценного развития, а в контексте «человек против растительности» так вообще, по моему, полный провал — человек далекого будущего умеет думать, разводить костры, но вот сжечь к чертям агрессивную буйную растительность и освободить себе «полянку» для жилища не догадывается.

Подводя черту отмечу: читабельно, но учитывая мешанину идей без ответов «почему, зачем и как» — неправдоподобно и неинтересно. Даже для фант допущений это перебор.

Оценка : 6
«Без остановки»
–  [ 15 ]  +

kirik, 05 июля 2013 г. в 21:56

Каково прожить жизнь и однажды узнать, что границы твоего мира — вовсе не «край света», а лишь искусственные, рукотворные стены, возведенные твоими предками, а за ними — безграничный мир, планеты, вселенная?! Примерно об этом и рассказывает нам автор в романе «Звездный корабль». Из названия можно сразу догадаться, что те самые рукотворные стены — ни что иное как стены космического корабля, а люди внутри живут в своих локальных «мирках» и не догадываются о безграничности пространства за стенами корабля, о существовании планет, родины предков Земли и космосе как таковом, живя обособленными группами со своими верованиями и правилами.

Как и у любого произведения здесь есть и положительные и отрицательные черты. К относительно отрицательным я бы отнес — отсутствие ощущения масштабности описываемого мира-корабля (в отличии от «цилиндра» Кларка или «колеса» Варли), некорректность «первобытного» взгляда на вещи главным героем посредством автора (как уже отмечали — нередко ГГ делает суждения о вещах основанные на опыте современного человека) и сомнительность\неправдоподобность некоторых фактов (чрезмерная эволюция животных и грызунов, телепатия), а крыса, размахивающая мечем, так и вовсе выглядит мультяшно. К положительным отнесу — общий экшн произведения, обилие событий, сменяющих друг друга и позволяющих собирать общую картину происходящего по крупицам (а ведь первую треть книги практически ничего не понятно, что, как и где происходит), довольно колоритные персонажи и сильное стремление докопаться до истины. В конце произведения очень ярко передается отчаяние и всеобщий хаос жителей корабля, ощущается на яву безнадежность ситуации и неспособность сделать что-либо еще. Ну а концовка, пожалуй, сделана самым правильным образом — не сопливый «хэппи энд» с одной стороны и не «все умерли» с другой, хотя это как посмотреть... ;)

Не смотря на замечания — книга мне понравилась и читалась с большим интересом, чем многие другие, прочтенные за последнее время. Всем любителям жанра «звездный ковчег» однозначно советую ознакомится с данным произведением.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3 [4] 5  6  7 



⇑ Наверх