Эльдар Сафин отзывы

Все отзывы на произведения Эльдара Сафина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 87

  Страницы: [1] 2 

«Цветы мёртвого города»
–  [ 0 ]  +

mputnik, 29 ноября 2023 г. в 18:39

Серединка на половинку. Звёзд с неба не хватает, но и раздражения особого не вызывает.

ФантДопущение — имеется, так что формально — Фантастика. Но на этом практически все плюсы и заканчиваются. Есть ещё один, правда и этот — не ахти что: автор прошёлся буквально по краешку, не свалившись в откровенную чернуху, что — в сравнении с валом общего мусора — уже более чем хорошо.

Но — увы: это — все из возможного позитива

Оценка : 5
«Последний ковчег нах зюйд»
–  [ 0 ]  +

mputnik, 24 ноября 2023 г. в 16:18

Формально – канонам Жанра соответствует. НО – исключительно формально. Да, фантДопущение – имеется, и оно – соответствует Реестру НФ-идей (есть такой в Сети). Однако на этом – всё соответствие и заканчивается.

Базовых претензий к тексту – три:

*** первая – чистой воды декоративная роль фантДопущения. Весь текст – «про нас, грешных». Это – фактически – не фантастика, а – свободное творчество на тему возможной фантастики;

*** вторая – избыток пАтоки в оценках запасов человечности у населения. В реальности – должна была начаться кровавая баня с вакханалией «последнего дня» (как и наблюдается во всех нынешних природных и техногенных катастрофах до момента прихода регулярных войск в зону бедствия, способных навести относительный порядок силой оружия; здесь же – и не планировалось никакого прихода);

*** третья – отсутствие зримой реальной власти в рамках предложенной ситуации (всегда и везде – хоть в зоне катастрофы, хоть просто – в Зоне, хоть до осознания, хоть после – обязательно появляется Хозяин ситуации, не может не появиться. Если таковая сила не выходит на арену – это не жизненный текст, увы. Игрушечный. Ненастоящий).

Посему, скорее – «нет», чем – «да»

Оценка : 5
«Раритетный человек Тэнгри»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 21 ноября 2023 г. в 08:37

Шикарнейшее фантЧтиво. Некий аналог «Жука в муравейнике», с той лишь разницей, что – в данном конкретном – авторы эксперимента не мифические Странники, а – наши, вполне себе земные яйцеголовые.

Целый спектр сильных личностей. В отличие от беззубого, инфантильного и импотентного большинства стандартного потока публикаций – любо-дорого воспринять.

Помимо всего прочего – впечатляюще образный язык текста. Вполне достойно того, чтобы растащить на цитаты

Оценка : 8
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

bbg, 28 мая 2023 г. в 12:02

Тема:

Стиль/язык: Две найденные ошибки рассматривать не станем, единственно, я так и не понял, что такое террабайт.

Увлекательность: На высоте. Несмотря на чудовищный объём, прочиталось быстро.

Личное: Тут есть о чём поговорить. С личной, человеческой точки зрения есть у меня к автору некоторое число претензий. И вопросов. Из которых главный: А что, собственно, божественного в нейросетках? Кроме того, что люди отдали судьбу своей цивилизации в «руки» тупых бездушных, не умеющих понимать автоматов? Так это сами люди. Кроме того, я не поддерживаю террористов и террор вообще. Кто герои рассказа — натуральные, рафинированные террористы, которые почему-то вдруг решили, что смерти людей приведут к жизни цивилизации. Кому он вообще нужен, этот космос? Понатыкали, панимаешь, иголык. В этом смысле рассказ очень хорош. Он побуждает думать и спорить с собой. Но идеологически крайне вреден и его следует запретить.

Оценка : 9
«За пределом дозволенного»
–  [ 1 ]  +

hermit82, 24 мая 2023 г. в 16:02

Тот случай, когда моё первоначальное впечатление критически не соответствует итоговому. Поначалу веселило многое – в первую очередь неологизмы («террабайт», «невзамываемость», «обощлась»), резал глаза небрежный, дёрганый стиль (почти каждое предложение – отдельный абзац). На пунктуацию автор так вообще плюнул.

Однако потом я вчитался и уже не мог оторваться.

Казалось бы, киберпанк писать просто: воткни пару небоскрёбов, зажги над ними неоновые вывески, и пусть сильно пьющий главный герой ловит андроида (лучше – двух, и чтоб они обязательно любили друг друга). Тут всего этого, к счастью, нет – зато присутствуют самозваные боги, героиня-взломщица и нейросеть-богоборец. «Маловато для хорошего киберпанка!» – скажет кто-то… и будет неправ: киберпанк для автора рассказа – лишь форма подачи и способ донести некое послание.

Что же это за послание? Позволю себе развёрнутую цитату:

«Среди киберпанков было два прекрасных писателя, но в конечном итоге, боюсь, это был тупик – и киберпанк фантастике даже навредил. Он уничтожил то, что издатель Дональд Уоллхейм называл «консенсусным будущим». Конечно, оно было уже старым и избитым: мы полетим на Луну, на Марс и на Венеру, колонизируем их, долетим до звёзд… Да, может быть, это будущее казалось нереальным уже в годы, когда появился киберпанк, а сегодня оно от нас ещё дальше, но… киберпанки заместили его абсолютно нигилистической дистопией ближнего прицела – с испорченной экологией и перенаселённой Землёй под контролем тиранических корпораций. Я не стану отрицать того, что предсказания киберпанков оказались точнее, чем у старой фантастики. Однако посещать такое будущее неприятно. Я не хочу читать книги, в которых через двадцать лет наш мир – сплошное дерьмо. Я читаю НФ и фэнтези ради ощущения чуда, ради движения в незнаемое. Я хочу видеть чудеса, а не грязь и мусор» (Джордж Мартин, интервью «Миру фантастики», 2017-й год).

И вот ещё: «Что случилось со вчерашним завтра? Что случилось с нашей верой в завтрашний день?» (он же, в другом интервью)

Чёрт побери, автор – да ведь Ваш рассказ именно об этом! Именно за «вчерашнее завтра» боролся Павел, именно за это борется Гордон:

«…в середине двадцатого века развитие человечества определяли мечтатели. Они придумали космические корабли и укротили атом, они вышли за рамки, поставленные нам небесами, и раздвинули горизонты. С тех пор целый век как мы перестали выходить за границы дозволенного – а лишь стыдливо двигаем их чуть дальше, стараясь расположиться внутри с комфортом».

Таким образом, совершенно очевидно, что «Преступники – это те, кто остановил развитие человека, заточив его в клетке собственных страстей». Иначе говоря, если боги потакают твоим слабостям – может, не очень-то такие боги нужны?

Но как они стали такими? И на этот вопрос у автора есть ответ: «Боги обучались на данных, которые были произведены цивилизацией. Они прошли генезис сибаритов, ценителей комфорта и долголетия». Заставляет насторожиться, правда? Я, например, прочитав это, подумал: чёрт, а дети наши щас на чём обучаются, и какой генезис проходят? Разве не тот же самый? Им принимать эстафету человечества – а мы сунули им телефон в зубы и рады, что ребёнок отстал, освободив папе с мамой время на, тьфу, саморазвитие.

Ну и кто здесь преступник?

В общем, этот рассказ только кажется простым. Он, конечно, угловатый, небрежный (местами даже слегка безграмотный) – но при этом яркий, сильный и умный. Кроме того, перефразируя автора, его мнение мне понятно и в целом совпадает с тем, как я воспринимаю происходящее.

Если б я выбирал победителя – это был бы он.

Оценка : 8
«За пределом дозволенного»
–  [ 1 ]  +

PadreDS, 24 мая 2023 г. в 13:17

Какое-то странное впечатление оставил этот рассказ. Вроде бы интересный прописан мир, новые нейронно-религиозные порядки, цепляющие детальки и флэшбеки, раскрывающие героиню. А вот мотивация Павла мне не понятна. Он всю жизнь был заперт в теле, нейронки, каким бы злом или вершителями судеб они ни стали, помогали людям и ему в частности. В итоге он хочет хакнуть богов, откатить их к дореволюционному состоянию. Словно порталовский Уитли с замашками Тайлера Дёрдена. Без поддержки нейронок этот мир быстро загнется, раз все так привыкли к грамотному управлению свыше, более точной медицине, более умным ученым. Амбиции инвалида и воинственность сектантки-сироты, которым нечего терять. Хочет ли человечество таких изменений? Несколько страниц объяснений мира и коварного плана в виде диалогов немного утомили.

Оценка : 6
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Almeg, 23 мая 2023 г. в 16:14

Герои мне понравились – все трое: Елка, Гордон и Сенека.

Мир тоже вроде бы интересный.

А вот само развитие сюжета показалось скучноватым: с момента появления Гордона рассказ превращается в бесконечные монологи и комментарии к происходящим событиям со стороны Гордона. Я понимаю, что автор не случайно упомянул джинна. Это объясняет логику дальнейшего повествования: джинн всегда тянет одеяло на себя. Но лично у меня интерес к тексту стал стремительно убывать: переживать стало не за кого, стало понятно, что Гордон не даст Елку в обиду, что Павел победит, ибо мегакрут, а человечество – будет счастливо.

Но под самый финал рассказ снова оживает: мне показалось, что Гордон уже немного жалеет о том, что «воскресил» Павла. Финал хорош – да.

Оценка : 7
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Aklenord, 23 мая 2023 г. в 12:19

Где-то после первой трети (примерно, я точно не отмерял) мне показалось, что я читаю крутой киберпанк. Точнее, что-то похожее на киберпанк. Но потом рассказ шагнул в сторону, просто-напросто разочаровывая... Засквозила наивность, разрушающая магию истории, появился волшебник (российский Хокинг). В отличие от «Проклятья Мнемозины», в котором каноны киберпанка (как я его себе представляю) выдержаны. Я не к тому, что каноны не надо нарушать/прощупывать. Не надо это делать через упрощение интриги, сглаживание нерва, слив финала. В итоге-то получили mission на раз-два (im)possible и «и жили все счастливо».

Оценка : 6
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Lunetta, 23 мая 2023 г. в 09:41

Сказ о том, как нейросети стали богами.

Тема есть.

Хороший рассказ, понравился. Забавно только, что на такой объём текста, действий с гулькин нос, болтовни больше. Впрочем, написано круто. Много чего мне понравилось. Только посыл банальный, опять все разрушить, а потом строить заново.

Лес, конечно восстанавливается после пожара, минералы и всё такое, но без него растет всё таки лучше.

Оценка : 8
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

TK, 22 мая 2023 г. в 22:56

Почти отлично! Автору респект за отсылки к Гибсону. Придраться мне не к чему (есть вопросы по некоторым идеологическим отсылкам, но это не по теме), особенно в силу того, что в айти не разбираюсь. Немного торопливым мне видится развитие событий после того, как Мерлин открывает себя, а очень резкое ускорение событий во второй половине рассказа сбивает с толку и создает впечатление того, что на финал автору не хватило времени. Что ж, у меня с этим было похуже. Автор молодец, рассказ очень хорош.

Оценка : 9
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

PhysaLis, 22 мая 2023 г. в 08:23

Тема присутствует. Сюжет развивается интересно, но имеет некоторое число логических дыр. Особенно в финале. Там дыр, пожалуй, больше, чем сюжета. В целом, впечатление хорошее.

Хорошая задумка с

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
богами-нейросетями
. Добавляет колоритности выбор греческих богов. Сама героиня вызывает скорее симпатию. Плюс хорошо описаны детали работы с программами. Финал все немного портит.

При этом, мне кажется, данный рассказ хоть и имеет черты киберпанка, настолько ушел от него, насколько это вообще возможно. Так что сравнивать его именно с каноном киберпанка не очень корректно.

«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Antipod_R, 22 мая 2023 г. в 00:03

Люблю рассказы, в которых смешивают разные формы текста – новости, документы, письма, радио, вотэвер. Отдельный поклон)

И введение в мир хорошее, боги-нейросети, секты и немного обстоятельств и вечного живого бардака. А дальше действие) Еще нравится, как прописаны герои. Видно степень близости через действия и детали)) Пожалуй, еще больше нравится предыстории героини – психологически достоверно.

Чууть-чуть резануло на стыке частей «Вспомнился контроллер…», а потом переход к воспоминаниям секты. Семантически логично, но, кажется, форма не очень. Вот если бы «возилась в секте» в конец предложения перекинуть, а потом будет скачок на воспоминания о секте – было бы лучше, кажется. У нас же текст – цепочка, как ни крути.

Флешбеки с жетоном – сектой – работой кажутся коротковатыми, многовато скачков на одну страницу. Минимум отбивку с астерисками после «В мешочке их было десять» можно убрать без потерь.

«Елка поняла уже – в контроллере была нейросеть» -- лишняя со всех сторон фраза. Дублирует происходящее выше или констатирует подозрения постфактум.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше начинается такой джин из машины? По крайней мере, обещание наград навевает, любопытный мотив) И история на новом витке погружается в фольклор, разом и забавно, и интересно))

«Самосознание произошло» -- фу, ну «возникло же, зародилось, хоть бы)

«Возможность работать даже на пределе возможностей» -- стилистическая ошибка.

Вот с создателем, который понял опасность своих творений и которого теперь контролируют, -- знакомый и подзатертый сюжетный ход. Нет, логично, но немного приелось) И проникновение в Склиф с последующим нехилая имба. А отповедь Павла кажется несвоевременной и скорее сюжетной затычкой.

Светленький личный финал с героиней, выкинутой за борт мировых перемен – неплохо.

Хотя середина меня подразочаровала, в целом понравилось)

«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

mick_ekb, 21 мая 2023 г. в 16:28

Читал этот рассказ с полнейшим недоумением. В основном, из-за терминологии. У автора какое-то магическое представление о работе компьютеров, о том, что именно делает процессор в компьютере, как работают программы и обучаются нейросети. Здесь код загружают прямо в некий контроллер процессора. Кстати, автор, а что это вообще? Код загружается в память, иногда в кэш (это я еще упрощаю), который тоже память, и конечно, никакой админки там нет, потому что админка, как и вообще загрузка — это атрибут операционной системы. Технически рассказ — абсолютная дичь. Поэтому воспринимать его надо как сказку со своими волшебными законами, которая почему-то хочет закосить под киберпанк.

А остальное хорошо, мне понравилось. Нейросети, конечно, заезженные, но в целом-то ок — божественность в этой теме встречается редко

Оценка : 7
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

sephirot, 21 мая 2023 г. в 12:09

В первой половине рассказа невыносимо душный текст. Автор вроде старается погрузить в свой мир, но обилие технических терминов, да еще и жаргонных, сильно утомляет. Очень хорошо, что когда сюжет начинает раскручиваться,часть душности пропадает. История понравилась, очень к месту пришлась, греческая мифология. Автор много времени уделяет знакомству с главной героиней, и это сделано хорошо, начинаешь верить в этого персонажа. Резюмируя, если немного подредактировать первую часть рассказа, будет крепкая история, с достойной развязкой.

Оценка : 6
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Pale, 19 мая 2023 г. в 13:47

Мне понравился рассказ. Прочитал с удовольствием и всё достаточно живо себе представил.

Но есть ощущение какой-то поспешности в изложении событий. Ёлку и Сенеку хочется узнать ближе. Не в пересказах-воспоминаниях, а в настоящем времени: как притирались, как родился «Сенека». Намного пристальнее хочется взглянуть на сам мир с новоявленными «богами». Это ж подумать: почти всемогущие сущности, наставляющие людей, чего-то от людей требующие, как-то, вероятно, бодающиеся между собой! КАК это происходит, во что выливается? Хотя бы в форме крикливых новостных заголовков! Было бы очень интересно!

Впрочем, возможно, нынешнее моё желание увидеть мир рассказа полнее — именно то состояние «лёгкого голода», с каким диетологи рекомендуют выходить из-за стола. Возможно, обилие деталей погубило бы сюжет и сделало текст тяжёлым и невнятным.

Оценка : 9
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Epillet, 19 мая 2023 г. в 11:06

Противостояние ИИ — это, конечно, общее место, но кастовое разделение общества по принципу избранного ИИ — это свежо, понравилось. В остальном чего-то все время не хватало: персонажи, как автор ни старался их оживить (жетон — это находка, да), все равно какие-то условные, с атмосферностью не сложилось, композиция перекошена в сторону завязки. Тут бы еще немного поработать над текстом, и можно выкрутить на десяточку, а пока это просто ровный, крепкий рассказ с претензией на финал, но без претензии на победу

Оценка : 8
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

9_LIS, 18 мая 2023 г. в 20:26

Какой странный мир в рассказе (Античность, Чебоксары, Чучхе в одном флаконе) — не скажу, что очень понравился, но как минимум отмечу его внешнюю оригинальность. А по сути — классический киберпанк с его классическими идеями: борьба нового и старого, нейросети как высшие существа. Но преподнесено всё необычно!

Текст слегка перегружен этой внешней оригинальностью — читать было трудновато. Есть ошибки, помарки. Метафоры и эпитеты местами какие-то корявенькие. Но ГГ раскрыта хорошо.

Оценка : 6
«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Амфибия, 18 мая 2023 г. в 12:16

Вот уж не ожидала, а это оказался добротный, живой, объёмный такой и очень настоящий честный русский киберпанк (посткиберпанк?). Всё чётко визуализировалось: комнаты, персонажи, бары, улицы. Очень-очень! Спасибо. Резанула только атрибуция диалогов. Посмотрите, автор, у вас там, например, «уточнила Ёлка» раз двадцать используется, ну пусть Ёлка еще что-то делает, кроме как уточняет! Там есть ещё помарки, но всё равно отлично, прожила историю с героиней и теперь хочется добавки.

«За пределом дозволенного»
–  [ 0 ]  +

Klaes, 18 мая 2023 г. в 11:02

Прочитав начало, я подумал, что автор спешил. Почитав дальше, стал грешить уже на дедлайн.

Иначе объяснить помарки «на вылечил», «не взамываемости», «еще приюте» не могу.

Но и при этом рассказ заслуживает внимания. Вроде бы это некий посткиберпанк, перенесённый в наши реалии близкого прицела.

Хорошая работа с персонажами, ироничная, но не переходящая грани, подача. Момент «теперь ты избранная» приведу в качестве примера.

Ты чувствуешь жизнь героев — автор даёт быт, а не бытовуху. И жетон, который служит неиссасываемым леденцом героине — классная находка.

Древнегреческую трагедию автор, деконструируя, переводит на новый уровень, меняя древнее на будущее, греческую на нашу, а трагедию на грустный водевиль.

Но — это субъективно — рассказ мог быть много лучше, будь у автора больше времени.

Читать-то было интересно, и можно отдать должное скилу автора создавать персонажей и историю, но как в данном виде оценивать я пока не имею представления.

P.s. Надеюсь, автор оглашения результатов, расскажет, что такое Посох и Печать. Про лезвие-то я понял.

«Последний ковчег нах зюйд»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 30 апреля 2023 г. в 16:38

Итак, Первый Контакт состоялся и оказался вовсе не таким, как его представляли законопослушные граждане. «Чужие» дали людям несколько дней, чтобы убраться по-доброму со своей собственной планеты, которая сразу после этого будет подвергнута тотальной зачистке. Все желающие грузятся на огромный «звездный ковчег», готовый отвезти всех на новое место жительства, до которого ровно 40 лет пути. Правда, места на корабле хватит далеко не всем, и за заветный билетик развертывается самая настоящая война... Необычность данного сюжета в его концовке, а также в картинах того хаоса, что разверзся на Земле непосредственно перед Судным днем. Главный герой имеет большие заслуги перед Отечеством, поэтому получает заветный билетик на «Ковчег», но тут же отдает его своей дочери, которая самым глупым образом умудрилась «прошляпить» свой собственный. Чего удивляться: перед угрозой неминуемой гибели даже самые порядочные люди теряют человеческий облик, пытаясь выжить любыми (даже далеко не этичными) средствами. Сохранить в себе честь и достоинство могут только самые стойкие. Чисто человечья психология, заключенная в известных словах Людовика XIV: «После меня — хоть Потоп!» То есть, я буду жить, как захочу, а вы там после меня — как сможете. Неудивительно, что бОльшая часть мест в корабле оказалась за такими вот негодяями, которые максимально использовали свое служебное положение. А главный герой остался на Земле. И не прогадал — должно же когда-то повезти и достойным...

--------------

РЕЗЮМЕ: легкий психологический триллер, вскрывающий слабую сторону человеческой психологии. Странно, что ее сумели понять даже абсолютно чуждые нам «братья по разуму», зато свои сородичи чаще всего предпочитают ее не замечать!

Оценка : 7
«Раритетный человек Тэнгри»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 25 апреля 2023 г. в 22:05

Еще одна из плеяды «странных историй» июльского номера «Полдня» удивляет не только слабым сюжетом, но и внутренними логическими противоречиями. Так, Шаман вначале с пренебрежением относится к компьютерам, считая, что главные дела нужно делать без них, но уже через несколько абзацев увлеченно стучит по его клавишам (точнее, костяшкам пальцев какой-то важной мумии), чтобы сделать то самое «важное дело» — установить связь со своим богом. А как же принципы?? Если сказал «А», то не надо говорить «Б«! Подобных нестыковок и откровенного «словесного мусора» в тексте будет достаточно много — достаточно для того, чтобы окончательно потерять интерес к данной истории. Самое интересное в ней — изначальная идея возрождать великие личности прошлого, используя их генетический код. Только вот получим ли мы при этом личность? Наука утверждает, что тело и разум — разные ипостаси одного и того же человека. Если его физическое тело можно воссоздать довольно близко к оригиналу, то вот его наполнение (т.е. личность, разум) будет абсолютно новым, стерильным. Потому что люди рождаются неразумными, обретая разум вместе с опытом общения. Так что можно смело возрождать и Гитлера, и Сталина — при должном воспитании они не будут стремиться уничтожить человечество и даже смогут принести ему великую пользу. Но автор хотел, чтобы его герой оказался идентичен самому себе и сохранил все присущие оригиналу атрибуты. Вот для чего в рассказ вплетена магия — иначе ничего бы не вышло. А зачем всё это упомянутому выше Шаману? Конечно же, для стандартной цели всех негодяев — захватить власть в мире! На меньшее эти ребята просто не размениваются. Пусть так! Но у автора получился совсем не интригующий боевичок, а какое-то нудное повествование о капризном боге и тупом колдуне, которые никак не могут найти точки соприкосновения своих интересов. И в концовке можно смело ставить большой знак вопроса: а зачем я всё ЭТО читал??

-------------

РЕЗЮМЕ: история древнего колдуна, возрожденного генетиками, который решил стать богом этого мира. Судя по ироничному стилю, автор и сам в такое чудо не особо верит.

Оценка : 5
«Цветы мёртвого города»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 21 февраля 2023 г. в 21:58

Правительство России решает провести социальный эксперимент, отдав целый город на растерзание толпам опасных преступников. Зачем? Просто посмотреть, как они будут организовываться, наводя в нем порядок. Что интересно, среди этих преступников довольно много тех, кому еще не «стукнуло» и шестнадцати лет...

Еще один пример неудачного по реализации произведения, испорченного своим создателем. Задумка была бы интересной, если б она чем-то напоминала «Пасынков Вселенной» Хайнлайна или хотя бы «Пульт мертвеца» Тимоти Зана. А в рассказе Сафина напрочь отсутствует сама интрига. Потому что поставленный властями эксперимент не просто странен — он откровенно глуп и бессмыслен. Ума не приложу, ради чего его нужно было проводить? Неужели автор считает, что малолетние уголовники способны придумать что-то дельное и полезное — то, чего не смогли придумать умные дядьки в академических мантиях? Вы это серьезно или просто «прикалываетесь» над читающими? Скорее второе, чем первое. И напрасно нас пытаются убедить в «человечности» 15-летнего убийцы, разом положившего 6 человек из-за какой-то девахи (тоже, видимо, малолетней). Якобы сделал он это из чисто «гуманных» побуждений! Ну да — Гитлер тоже считал, что освободив мир от евреев, он сделает его чище и красивей. Герой из него еще тот! Но Молчун (так зовут основного персонажа рассказа) выглядит еще хуже: он не участвует в разборках уголовников, а трусливо укрывается в пустых домах, дожидаясь момента эвакуации из города. Хочет получить всё, не делая ничего! Настоящий «герой нашего времени»... В общем, недолго автор обдумывал свое творение — «День триффидов» из него не получился. Посему не стану его никому рекомендовать.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о социальном эксперименте, предпринятом в одном российском городе, предназначенном к затоплению. Чтобы сэкономить вам время скажу, что эксперимент закономерно провалился, не показав нам ничего стоящего внимания.

Оценка : 6
«Внуки Блокчейна»
–  [ 5 ]  +

Manowar76, 19 ноября 2022 г. в 10:23

Отличная концепция. Я бы не назвал ее уникальной, но крайне редкой точно.

Четыреста лет назад случилась катастрофа и Земля стала непригодной для жизни.

Большая часть Человечества улетела покорять звёзды, а меньшая выгрузила себя в Блокчейн-виртуальность в Ноды, расположенные в Солнечной Системе. Со временем у олдов появились дети — полностью цифровые личности. Саерхзадачей же проекта Блокчейн изначально было повторное заселение Земли. И вот пришла пора. Планета удивительно очистилась, выращены клоны, которые готовы принимать сознания, но никто не хочет необратимо менять блага цифровой практически бессмертной личности на конечный срок жизни в неудобном теле.

Рассказ как раз и посвящён разрешению этого парадокса.

Убийства цифровых личностей, подделка идентити, бэкапы сознания.

И в конце всё-таки приходят к пониманию и разрешению кризиса.

Элеганто, захватывающе.

Да, объём рассказа невелик, но достаточен. Сапиенти сат.

Не исключаю, что автор может вернуться в этот мир с «полным метром». Сеттинг очень многообещающий.

Трансгуманистическая НФ без пафоса. Мир един, нет нужды выбирать между виртуальностью и реальностью.

10(ЗАХВАТЫВАЮЩЕ)

Оценка : 10
«Сироты Марса»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 16 октября 2022 г. в 19:57

Жутко неестественная литТриада (Тема + Идея + Антураж): более-менее внятная фантИдея фактически уничтожена эклектичным Антуражем, фантТема — вообще не стыкуется ни со вторым, ни с третьим. То бишь Форма, своим желанием показать себя аки значимую сущность, несущую собственные суть и смысл — самым закономерным образом выпихнула из себя Содержание, аки зубную пасту из раздавленного тюбика.

В итоге — жемканый контейнер неких, казавшихся вначале осмысленными, структурных построений, и абстрактные обрывки уже непонятно чего, ранее представлявшие — вроде бы — связным текстом.

Так и тянет сказать (хотя — понимаю, что — «…глас вопиющего в пустыне…»): «Человеки! Вы можете не выпендриваться? Можете — просто отрабатывать социальный заказ на товарную Фпнтастику, без мечт про лавры Современных классиков? Скромнее — можете быть? Аллё, как слышно меня, приём»

Оценка : 4
«Внуки Блокчейна»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 26 сентября 2022 г. в 05:54

Согласен с предыдущим оратором. Задумка — великолепная, даже — чуть ли не гениальная. Исполнение же — предельно пренебрежительное к самой идее оной задумки. Что автоматически снижает эффект позитивного восприятия.

В итоге получилась чуть не «пародия на самоё себя».

И — жаль. Ибо фантИдея — повторюсь — великолепнейшая. Так что, уважаемый потенциальный читатель, приглашаю прикоснуться, и — хотя бы ощутить аромат несостоявшегося чуда

Оценка : 6
«Внуки Блокчейна»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 06 сентября 2022 г. в 15:42

Рассказ затрагивает тему соотношения реальности и виртуальности, жизни и смерти, а также проблему идентификации личности при наличии её нескольких копий. Но есть одна важная проблема. Затронутые вопросы слишком масштабны для короткого рассказа с ограниченным числом персонажей и крайне пунктирно прописанным миром. Вот и получается, что в получившейся истории все проблемы решаются походя, а персонажи порой буквально разговаривают лозунгами и проговаривают то, что хотел донести автор.

И всё это в итоге влияет на впечатление от рассказа.

Оценка : 6
«Взломанное море»
–  [ 2 ]  +

Lilian, 28 июля 2022 г. в 21:34

Это моё первое знакомство с Югом мира Аквы. Так уж получилось. К тому же для автора это не первая повесть в этом цикле. Так что я снова вынуждена сделать оговорку, что могла просто пропустить то, что известно более последовательным читателям.

Итак, перед нами Юг. Мир островов, поделённый на две сферы влияния. Мир, в котором часть обитателей особым образом связана с морем, благодаря чему занимает главенствующую роль в обществе. Разумеется, это не всем нравится.

В активе: знакомство с миром, вскользь затронутая тема предсказаний и предопределенности, плавучий научный остров-больница и парочка его очень странных обитателей. Парадоксально, но эта парочка (отец и дочь) оказались куда более яркими, чем формальный главный герой истории, который по сути просто знакомил нас с миром и царящими там порядками.

В пассиве (то есть ближе к недостаткам): неудавшееся противостояние двух героев, которые «каждый со своей правдой». Из истории Хирурга можно было бы закрутить куда более глубокую и трагичную историю, чем получилось в итоге. И ещё, что довольно странно, эта повесть тоже порой страдает от внезапных скачков между событиями (без плавных сюжетных связок) и вообще по этой причине оказывается довольно непредсказуемой. Что перекликается с проблемами предыдущего прочитанного мной «северного» сборника. Возможно, это общая особенность всего межавторского цикла, впрочем делать окончательные выводы пока рановато.

Вообще получилась неплохая повесть. Скорее не цельный сюжет, а ряд событий, в которых были задействованы несколько персонажей. Но при этом достаточно динамично и непредсказуемо, чтобы удерживать внимание. Знакомство с новым миром опять же. Имеющиеся загадки способны заинтересовать в достаточной степени, чтобы захотеть их разгадать.

Оценка : 7
«Последнее танго на Марсе»
–  [ 1 ]  +

bbg, 19 мая 2021 г. в 22:37

Я скептически отношусь к Грелке вообще, и к росконовской версии в частности. Оказывается, зря. Не скучно, очень бегло написано и весьма приятно читается. Конечно, при желании можно накопать ляпов, только не хочется. Собственно, российская фантастика короткой формы не умерла. И не собирается:))

Оценка : 8
«Последнее танго на Марсе»
–  [ 1 ]  +

mputnik, 25 мая 2020 г. в 23:00

Довольно сложно при наличии формально не нулевой и даже более-менее сбалансированной литТриады (Тема. + Идея + Антураж) облечь в слова конкретику негатива. Даже — негатива устойчивого и, что называется, безапелляционного.

Повторюсь: формально «придраться» — вроде бы — не к чему. Кроме навязчивой ассоциации со школьными сочинениями. Текст — да, грамотный, корректно оформленный, оставляющий впечатление адекватного авторства, НО — эээ... восьмиклассника. Слишком много свидетельств мизерности жизненного опыта, слишком мало житейской мудрости, «уравновешенности души», если угодно.

ИМХО, естественно. На любителя, что называется. Возможно у этого текста найдутся и свои поклонники. Мне, вот, конкретно — невыносимо СКУШНО. Примитивно. Плоско. Не интересно

Оценка : 4
«Танец с зеркалом»
–  [ 5 ]  +

strannik102, 15 января 2020 г. в 05:53

Фантастический бал двух новых для меня современных отечественных авторов

Обычно я в своих письменных отзывах на прочитанные художественные книги не устраиваю какой-то разбор прочитанного. Потому что при более-менее внимательном и детальном анализе неизбежно вскрываешь тайны сюжета и спойлеришь по полной программе. А людям всё-таки хочется при чтении новой для себя книги не только насладиться богатствами авторского слога, но и восхититься пируэтами сюжета.

Это же правило конечно же действует и при чтении сборников рассказов и повестей. Но с особой тщательностью это неписанное правило соблюдается мной при чтении сборников рассказов фантастических и фэнтезийных и написании последующего отзыва о прочитанном. Потому что в этом случае сюжетные секреты и тайны ценны вдвойне и втройне. Ибо помимо чисто литературных достоинств и красот в фантастике всегда привлекает открытие авторами новых тем (что происходит крайне редко) или демонстрация других ракурсов и трактовок на уже знакомые, однако от этого не ставшие наскучившими темы.

И потому чаще всего все мои отзывы на прочитанные сборники фэнтези и фантастики носят самый общий характер. Однако вот в этот раз попробую всё-таки озвучить впечатления по каждому прочитанному рассказу. И потому просто воспроизведу те заметки, которые делались по ходу чтения и сразу после окончания каждого произведения сборника.

Ну что, поехали:

1. Дикий ребенок – ТАНЦУЮЩАЯ ЧУМА

Зеленые холмы Дмитрия Тоцкого Автор: Эльдар Сафин

На мой вкус очень странный рассказ. То ли постмодернистский, то ли сюрреалистический, то ли ещё какойтовский. Сужу по тому, что сразу по прочтении что-то однозначное сформулировать не сумел, а когда попробовал вернуться к своим впечатлениям после прочтения пары других рассказов сборника, то понял, что в голове по сабжу ничего внятного не осталось. Только самые смутные образы. Причём ни эмоционально не разогрелся, ни ментально — как говорится, ни уму, ни сердцу. Однако скучно не было — зато было напряжно (это уже обоснование оценки).

Закат ледяных королей Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Великолепная дуэтная полусказочная-полупритческая история. С основной идеей, что прогресс рано или позже, но непременно одолеет застой (не говоря уже о регрессе). И хотя при чтении мы как бы находимся на стороне Ледяных Королей и потому вроде как на их стороне, однако умом всё-таки с проигравшими эту битву южанами. И они непременно вернутся сюда, в эти снежно-ледовые предгорья, вернутся уже с паровыми танками и с боевыми дирижаблями.

Хотя немного грустно, потому что мы ведь как раз и живём в мире, где техника и технологии победили Сказку… и похоже, скоро победят и нас самих.

Письма московскому другу Автор: Марина Дробкова

Замечательная мистико-сюрреалистическая придумка, своеобразный поклон Питеру — этому молодому трёхсотлетнему городу. Ретроспектива по истории рождения города и по всем основным вехам его становления и развития — эпизодам, превратившимися в фигуры танца. И как финал — парный танец двух российских столиц.

Примечание: После прочтения рассказа с удовольствием переслушал крепко любимые мной песенки группы «Белая гвардия» — «Питер» и «Кофе» (а на вечер запланировал пересмотр не менее любимого мною насквозь питерского фильма «ПитерFM»).

2. Экспериментирующий подросток – ТАНГО НУЭВО

Морковка для Альбиноса Автор: Эльдар Сафин

Довольно оригинальная постапокалиптическая тема. Кремнежизнь как вариант сохранения человеческого разума в условиях загубленной биосферы родной планеты, занятный вариант приспособления грызунов для выработки энергии (белка в колесе), необычный социум каменных людей с набросками каких-то форм личной и общественной жизни.

И вторая идея, с наноорганизмами — скорее просто как набросок самой идеи для дальнейших размышлений читателя о вероятных и отнюдь не невозможных вариантах будущего.

Последнее танго на Марсе Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Шикарная космо-детективная задумка. Тут вам и купола жизнеобеспечения на Марсе, тут и нюансы социально-политической жизни на старушке Земле (причём вот эти взгляды и убеждения террористов-революционеров о том, что нужно сначала на Земле навести порядок, а потом уже в космос лезть, вовсе не безумны, правда способы давления на общество как обычно при терроре неприемлемы), тут и экологические проблемы.

И довольно оригинальная (хотя не пионерская) идея о переносе разума человека в тело киборга или и вовсе в тело другого человека.

Ну и драйв, конечно же, тоже выдан на гора по полной. Но и трогательно. В общем, рассказ на все читательские вкусы сразу.

Почти маджонг Автор: Марина Дробкова

В этом рассказе, как мне показалось, само событийное содержание и является главным. Хотя, может быть, что просто не уловил скрытых смыслов, вторых планов (может быть нужно попросту повнимательнее перечитать рассказ и поискать глубины в репликах тех героев, которые играют в пьесе).

3. Тинейджер перед взрослением – ФОКСТРОТ

Свинобабка Автор: Эльдар Сафин

Перед нами модель легка отдалённого будущего, в котором люди умудрились напортачить что-то с физическим миром и искривили своё пространство-время до появления каких-то аномалий реальности. А всё остальное в общем-то просто для слегка иронического, возможно даже шуточного, но всё равно интересного драйва. С неожиданным финалом. Улыбисто, однако.

Грибоедовский вальс Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Альтернативная история. Что было бы, если… — обычная фабула для многих произведений этого жанра. В нашем случае: что было бы, если бы большевики выступили не в 1917, а в 1916 и провалились.

На событийном поле мелькают фамилии известных русских князей, графов и прочих баронов, хотя на дворе 2008 год. И жив Лицей, и впереди огромное будущее...

Установщик дверей Автор: Марина Дробкова

Очень интересный вариант оказания индивидуальной психологической помощи. Конечно технологизированный, да ведь в практической психологии и практикуются психотехники, просто здесь слово «техники» нужно воспринимать уже буквально.

А так… что ж, есть и такие психологические игры, где нужно создать внутри себя «безопасное место», где бы тебе было и хорошо и комфортно и гармонично и безопасно.

Ну, а проблема, кто окажет психологическую помочь самому психологу, и вовсе всегда актуальна.

4. Принятие ответственности – ХОРОВОД

Раритетный человек Тэнгри Автор: Эльдар Сафин

Слегка ненаучный фантдоп: якобы у клонированных людей параллельно с приобретаемыми знаниями и памятью пробуждается и память той личности, от которой он произошёл. В результате получается этакий гибрид человека-предка и человека-актуального, причём по мере созревания предок всё более доминирует. Вот и представьте себе воссозданного Тамерлана или Чингизхана…

А вторая идея чудо как хороша (хотя, опять-таки, не нова) — любое божество и вся его божественная сила живы только за счёт силы Веры. И потому при необходимости и убить это божество можно силами первосвященника, который способен сломать веру, надругаться над ней, и тем самым уничтожить и самого бога.

Ну, и сила мировой инфо-сети тут как тут — любой достаточно сильный качественно подготовленный организованный инфо-вброс в мировое инфо-поле способен сломать текущее состояние стабильности. Примеры тому мы знаем в реальной жизни.

Пыреевские узоры Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Такая… достоевская тема. Морально ли покупать счастье многих ценой слезинки одного ребёнка? Только тут не слезинкой, а жертвой, и не ребёнка, а взрослого. И всё остальное — только лишь выбор людей, как поступить в ситуации выбора — кто-то соглашается, кто-то активно предлагает, кто-то сопротивляется, а кто-то едва не себя готов принести в жертву.

А концовка закольцована — вроде и нет никакой мистики, но только дерево-то вроде наново будет посажено, на том же самом месте… А значит...

Десятый цветок Автор: Марина Дробкова

Есть такой фильм-сказка «Сказка о потерянном времени». Вот и здесь почти о том же. Потому что одно из самых важных умений человека — способность жить «здесь и сейчас». И если не умеешь, то либо существуешь с сплошном цейтноте, либо наоборот — в пустоте; либо не хватает времени, либо не знаешь как его убить. И убиваешь — себя.

5. Взрослая жизнь – ПЛЯСКА СВЯТОГО ВИТТА

Последний ковчег нах зюйд Автор: Эльдар Сафин

Очень неплохая предапокалиптическая вещь. Хотя без особых изысков — поведение героя понятно и предсказуемо, ситуации выбора тоже напрашиваются и предугадываются. Да и финал не удивил. Но всё-таки — читать было просто азартно!

Мы с Граунд-дека Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Космические приключения. Состязание и противостояние «хороший» — «плохой». А тут ещё и инопланетяне со своими инопланетянскими вражескими проделками. Зато сразу определились распределения истинных ролей, и кто тут ферзь, а кто просто проходная , но не дошедшая до конца пешка, и цена дружбы и предательства...

Продавщица льда Автор: Марина Дробкова

Весьма оригинальный сюжет. Это я про придуманный автором механизм правового исправительно-карательного воздействия на правонарушителя. И вот

эта способность кодирования не только ПК, но и людей — тоже весьма интересно. Да и не сильно затаскано, хотя встречалось в литературе. И автору удалось слить вместе эти две темы в оду и в итоге получить и остросюжетное, и вполне драматическое творение. И финал не подкачал: зачёт индивидуального времени в счёт срока наказания — это было красиво.

6. Зрелость – БРЕЙК-ДАНС РОБОТ

Серые хляби Бездны Автор: Эльдар Сафин

Занятный вариант рассуждений о творчестве и о латентных и виртуальных героях, персонажах и сюжетах (что-то созвучное идее виртуальных элементарных частиц, которыми кипит физический вакуум и которые при особых условиях развиртуализируются и буквально материализуются). Вот вроде бы как литературная шутка, но ведь и всерьёз...

Любимое детище архитектора Дурина Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Сказка-притча. О любви и о способности и готовности делать для того, кого любишь всё, что способен сделать, чтобы спасти его. И о неспособности разглядеть истинную любовь. И что можно просто не успеть...

Я — Ромб Автор: Марина Дробкова

Геометрическая сказка-шутка. Хотя в каждой сказке всегда есть доля истины. О переходе из плоскости в объём, о вертикальном росте...

7. Смерть – МАКАБР

Нечисть сумрачного Петербурга Автор: Эльдар Сафин

Очень вкусная вампирско-мистическая история. Хорошо написано, и интересно, и с неожиданными поворотами сюжета, с переменами ролей, с нетривиальным финалом. И не без юмора.

Сказка о демоне и сотне детей Авторы: Эльдар Сафин, Марина Дробкова

Усмирить в себе демона — в каждом из нас сидит демон, который то и дело подталкивает нас под руку и провоцирует на всякое непотребное, и соблазняет. Ошибка только в том, что герой поставил ситуацию благополучия в зависимость от исполнителей, т. е. от других людей. А нужно стараться находить внутренние силы и способы для укрощения своего внутреннего дракона.

Золотой степ с орехом Автор: Марина Дробкова

Как важно уметь полностью отрешиться от всего того, что тебе мешает, и полностью отдаться тому, что ты умеешь и любишь. И тогда ты непременно станешь победителем. Даже если это всего лишь танец.

А впереди была в о й н а...

В целом очень неплохой сборник, оставил после себя приятные впечатления и я даже на некоторые рассуждения с самим собой потратил время. Тут ведь как бывает со сборниками — каждое отдельное произведение то нравится, но не особо нравится, но есть ещё и общая энергетика книги. И вот этот сборник в целом вышел… я бы сказал округлый, т. е. без особых углов и изломов. Хотя безусловно были и попадания в десяточку, и внутренние возгласы «ух, ты!».

А ещё мне понравилась сама идея сделать треть произведений книги соавторскими. Как мне кажется, этот эксперимент точно удался и полностью себя оправдал, порукой тому великолепные «Последнее танго на Марсе», «Закат ледяных королей», «Грибоедовский вальс» и «Пыреевские узоры», да и остальное соавторское ничуть не хуже сольных вещей.

Оценка : 9
«Универсум»
–  [ 1 ]  +

Lilian, 05 января 2020 г. в 20:00

Что мне понравилось: на протяжении относительно небольшого рассказа автор успевает показать полноценный мир (даже несколько миров), законы их существования и изменения, героев и весьма непростой с моральной точки зрения конфликт. Подобная компактность и эффективность использования слов искупает любые мелкие недочеты и некоторую сухость изложения событий.

Ну и в целом любопытная у автора концепция параллельных миров получилась. Любопытна и продемонстрированная неоднозначность как со стороны «чужаков», бегущих из своего умирающего мира, так и со стороны тех людей, которые освоили «щелчок» как крайне опасный и не самый приятный способ избежать вторжения. Даже финал при всем его счастье для одной конкретно пары (да и для их мира тоже, пожалуй), отнюдь не счастливый с точки зрения «чужаков».

Оценка : 8
«Квантата»
–  [ 3 ]  +

Тиань, 03 августа 2019 г. в 22:52

История на тему создания по образу и подобию даже вопреки воле создателя. Странные существа, начинающие осознавать себя, похожи на астероиды или что-то подобное — объемные, твердые космические объекты. При этом они созданы посредством передачи в космос волновых импульсов, заключающих в себе слепки сознания людей. В них проявляются фрагменты памяти этих людей, которые влияют на формирование характера, модели поведения. В итоге эти странные разумные астероиды/планетоиды начинают вести себя, как люди. Венец очеловеченного поведения — появление ребенка.

Что именно хотели создать люди, направляя в космос волновые импульсы с матрицами сознания и встроенной памятью конкретных индивидов, понять трудно. Получилась же новая форма разумной жизни, способная к репродукции. внешне она совершенно не похожа на своих создателей. По поведению же и целям является их подобием.

Не так ли и человек на Земле был когда-то создан кем-то, стремившимся получить что-то совсем иное, но добавившим в исходные компоненты лишний ингредиент. В какой части мы отличны от создателя, в какой воспроизводим его образ, теперь уже не разобрать. Но при таком подходе к завершающему акту творения становится легкообъяснимым множественность религий на Земле и странный внешний вид божеств в наиболее древних из них. Чем дальше от момента сотворения, тем больше образ творца становиться подобием существа сотворенного.

Такие вот мысли навевает этот рассказ. В нем есть яркие образы, которые можно связать с любыми идеями и смыслами, поскольку граней в таком творении проявляется столько, что и квантовый компьютер спасует при попытке подсчета. Занимательно и чуждо. Они такие огромные и непохожие, что как разумных я из воспринимать могу, а как живых — нет. Хотя если разумный и способен репродуцировать, то, наверное, живой.

Оценка : 7
«Пожиратели книг»
–  [ 3 ]  +

Тиань, 31 июля 2019 г. в 18:49

Марина Цветаева писала: «Каждая книга — кража у собственной жизни. Чем больше читаешь, тем меньше умеешь и хочешь жить сам». Что-то подобное случилось с людьми в придуманном Авторами мире. Усвоение чужих образов стало одной из форм зависимости, как алкоголизм или наркомания. Зависимые не живут, они даже не читают, они потребляют.

Возможно, ключевое значение в появлении такого явления и такого общества имеет открытие нового способа усвоения знаний, которые не нужно больше воспринимать глазами или на слух, запоминать, осмысливать, анализировать — всё автоматически закачивается в мозг. Чтение перестало существовать. Интеллектуальное и эмоциональное восприятие художественного вымысла заместил физиологический процесс поглощения образов.

Человечество долгие века осознавало и оттачивало свою разумность через слово, создавало и сохраняло культуру через письменность. С развитием технологий всё это оказалось ненужным. Новые методы открыли более простой и быстрый путь. А получилось что? Поворот, регрессия. Наверное, некоторые вещи нельзя упрощать без риска потерять свою человечность.

Новая зависимость и ее истоки характеризуют жизнь метрополии.

В колониях другие проблемы. Там сформировалось рабовладельческое по сути общество, основанное на труде пеонов — клонов с принудительной коррекцией интеллектуальной и волевой сфер. Причем люди колоний гораздо менее восприимчивы к новой мании, чем коренные земляне.

Двум типам общества предстоит столкнуться на почве конфликта экономических интересов. По сути мы видим мир накануне очередной войны. Просматривается некоторая аналогия с миром античности и варварами. По прочтении остается ощущение начала шахматной партии, когда фигуры встали в позиции и делают первые ходы. Эффектное отражение проблем прошлого в мир будущего, где декорации другие, масштабы несоизмеримо больше и риски тоже.

Оценка : 8
«Танец с зеркалом»
–  [ 8 ]  +

Г. Л. Олди, 02 января 2019 г. в 13:30

С авторами мы знакомы лично: первый роман Марины разбирали на Партенитском семинаре, с Эльдаром не раз встречались на конвентах. Ряд рассказов, вошедших в сборник, читали раньше и высоко оценили – в частности, «Зеленые холмы Дмитрия Тоцкого» (Э. Сафин) и «Почти маджонг» (М. Дробкова). Сборник «Танец с зеркалом» не стал исключением – читался с удовольствием, после каждого рассказа приходилось брать паузу: подумать, прочувствовать, разобраться во впечатлениях. Дальше идут чисто субъективные размышления, не претендующие на последнюю инстанцию экспертизы. :-)

Плюсы: рассказы яркие, эмоциональные, вкусные. Разные по тематике, проблематике и стилистике. Это очень радует в наше время «плоскостей» и конвейеров. Проработанная структура, композиция сюжета без затяжек или провисанией. Всегда есть выход на кульминацию. В рассказах, написанных в соавторстве, не чувствуется стилистического разнобоя. Виден вполне приличный литературный инструментарий и хорошая чувственная подкладка текста.

Главное, у авторов есть свое лицо, свой стиль и подход к материалу.

Минусы: предложения со сложной структурой часто выглядят искусственными. Слова для них подобраны грамотно, ярко, все слова нужны, все работают. Но порядок, в котором эти слова расставлены, не вполне удачен. Наверное, авторам стоит почитать свои тексты вслух, ловя ритмику и звучание. Тогда станет видно, что главное значащее слово во вспомогательных оборотах почти всегда выносится в финал («закованными в металлические перчатки ладонями», «вышла из-за спин Фрейрина и мага с незапоминающимся именем Урсула», «с пронзительным, как зимняя стужа, взглядом слегка раскосых глаз»). Также станет видно, что «взгляд глаз» -- не слишком удачное словосочетание. :-)

Заметки на полях: есть в рассказах некий откровенный наив. Пафос, мелодраматичность. Излишний нажим на мораль и этические императивы, когда автор опасается, что читатель не до конца поймёт идею, и несет ему «месседж в ладонях». «Лекции профессора Петрова», когда надо объяснить читателю некий нюанс, и персонаж начинает все растолковывать, хотя его характер и биография к этому не располагает. И знаете, в случае «Танца с зеркалом» нам увиделся в этом свой шарм, какая-то анти-циничность, горячность, страстность. По здравому размышлению для нас это оказался скорее плюс.

Вовсе личное, субъективное: до середины сборника казалось, что сидят в авторах некие сдерживающие установки, не позволяющие выйти на максимум. Заострить проблему так, чтобы один читатель вздрогнул, а второй стал ругаться. Опаска перегнуть, пережать, выйти за рамки понимания воображаемой целевой аудитории. Но потом начались «Пыреевские узоры», «Десятый цветок», «Последний ковчег нах зюйд», и стало ясно, что с внутренними ограничениями Марина и Эльдар все-таки справляются, переламывают. Ну и чудесно, будем надеяться, что так пойдет и дальше.

Спасибо, коллеги, за доставленное удовольствие!

«Нечисть сумрачного Петербурга»
–  [ 4 ]  +

alex1970, 26 ноября 2018 г. в 12:41

Недавно читал трилогию «Красные цепи» Образцова и в восприятии эти произведения вдруг дополнили друг друга.

Мир Сумеречной зоны, где обитают люди и нечисть, и туда добровольно отправляется человек. На это есть веская причина

Мрачный триллер сочетается со сказкой о любви, хотя и не совсем понятной

Есть в этом профессоре что-то от Инквизитора, только н свихнувшегося оконательно

Оценка : 7
«Танец с зеркалом»
–  [ 7 ]  +

Deliann, 30 августа 2018 г. в 16:16

Восьмой том «зеркальной» серии стал для меня своего рода передышкой. Он не впечатлил как седьмой, но и не разочаровал. Это очень ровный сборник фантастики, который читался медленно и с удовольствием. Неожиданно для себя, обнаружил, что самое приятное в книге – ее структура (семь разделов, в каждом по три рассказа, два авторских и один совместный), которая идеально подошла к моим рабочим будням: читал один рассказ по дороге на работу, второй рассказ в обед, а третий – по дороге с работы.

Итак, 21 рассказ, среди которых нашлось место и социальной антиутопии с неожиданным сюжетным поворотом («Свинобабка»), и сказочному сюрреализму в духе Желязны («Зеленые холмы Дмитрия Тоцкого»), и альтернативной истории («Грибоедовский вальс»), и необычным жанровым и идейным экспериментам («Я – ромб», «Почти маджонг», «Серые хляби бездны»). Сборник вообще радует разнообразием жанров, сюжетов и настроений. Мне даже не хочется в этот раз разделять его на мужские и женские рассказы, настолько хорошо они дополняют друг друга. Не зря, символом книги выбран танец.

Особо хочется выделить «Нечисть сумрачного Петербурга». В нем собрано все как я люблю: атмосферное городское фэнтези, яркие персонажи (особенно мавка), хороший почти детективный сюжет, и грамотная концовка, не без роялей, но обаятельная. Рекомендую.

Книга отлично подходит, чтобы отвлечься от унылой реальности и занимает достойное место на полке. Следующий том уже на подходе и будет называться «Рунные витражи». Его авторы – Мария Ясинская и Владимир Венгловский. Первая уже мелькала в авторах серии, а вот второй пока «темная лошадка».

Оценка : 7
«Танец с зеркалом»
–  [ 4 ]  +

Ga_Li, 13 августа 2018 г. в 17:03

Этот сборник- бриллиант в «зеркальной» сокровищнице.

Он идеален. Рассказы разные, глубокие, интеллигентные, многослойные, умные, интеллектуальные.

Авторы выступают на равных, соло и вместе, вовлекая читателя в фантасмагорический мир. Это удивительно, но ощущение танца не покидает не зависимо от сюжета.

Соавторские рассказы- особая удача, они, как грамотно расставленные акценты добавляют и украшают сольные произведения.

Оценка : 9
«Сироты Марса»
–  [ 5 ]  +

mshvez, 29 июля 2018 г. в 08:58

А мне не понравилось. Много слов и мало смысла. На научную фантастику не тянет вообще. Этакий литературный трэш. Герои рассказа, похоже, вообще ни во что не ставят ценность собственной жизни. И им это каким-то необъяснимым чудом сходит с рук. Ни у Сирот, ни у табуларассеров нет никакой разумной цели. Просто передвигаются по Марсу туда-сюда, оставляя после себя трупы в могилах. Одни только поселенцы делом заняты — терраформированием, почему-то в рассказе забавно называемым «терраРЕформированием». Не мой текст, совершенно.

Оценка : 3
«Рыжие псы войны»
–  [ 1 ]  +

olpo70, 16 мая 2018 г. в 05:58

Наверное каждое произведение действует на разных людей по разному. На меня первая книга цикла «Эадор» произвела очень сильное впечатление. Великолепно! Честно это первое что хотелось сказать сразу после прочтения. Умеют наши писать захватывающее и интересное фэнтези. Я не знаю на сколько оригинален мир придуманный автором. Пуксть в этом разбираются знатоки и эксперты. Но действия героев и события происходящие в книге не отпускают от первой и до последней страницы. Порою не предсказуемые и не всегда ожидаемые.

Обращает на себя манера повествования в этом романе. Не знаю есть ли у специалистов какойто особый термин, я напишу по своему. Создалось впечатление что это рассказ стороннего наблюдателя, специально посланного в этот мир. Некий отчет о увиденном. Причем времени у рассказчика мало, он торопится все нам поведать и к концу своего доклада он говорит все быстрее и быстрее. Но это ни капли не испортило книгу. Наоборот она только от этого выиграла. Ты невольно начинаешь торопится вместе с рассказчиком. И даже подгонять его:«Ну давай быстрее! Что там дальше?». Короче прочтение пролетает на одном вздохе, выдохнуть не успеваешь.

Замечательная книга. Идем дальше.

Оценка : 10
«Василиса»
–  [ 0 ]  +

god54, 02 марта 2018 г. в 20:22

Не люблю былины про неких богатырей, а вот рассказ чем-то понравился. Наверное, своей реалистичностью, а может анекдотичностью, ибо читается, текст совсем неплох, да и сюжет развлекательный, а в сумме десяток минут потеряны не зря, хоть и стараюсь фэнтези стороной обходить.

Оценка : 6
«Ты веришь в Кошкофею?»
–  [ 0 ]  +

god54, 02 марта 2018 г. в 19:55

Крайне мелодраматический рассказ, написанный мужчиной, но описывающий мужчину, который стал женщиной, а именно хозяйкой дома, все заботы свалились на него, в том числе дочь, которая верит в кошкофею!.. Концовка предсказуема, сюжет тем более, текст вполне читаемый, а в итоге рассказ, рассчитанный на женщин.

Оценка : 5
«Армированный лед»
–  [ 2 ]  +

видфара, 28 января 2018 г. в 13:01

Умелая и крепкая работа, достойная читательских оваций.

Ибо в плюсе — вполне прогнозируемое будущее (хотя такой вариант и не радует читателя), сюжет закручен и разворачивается неотвратимо, как хорошо сжатая пружина, все ружья выстрелили, ГГ как персонаж удался, романтическая линия разбавляет детективный коктейль в нужной пропорции, да и финал не подкачал.

В минусе, пожалуй, всего два момента:

1) Очки на медведях (забавно, но непрактично — звери вряд ли спокойно отнесутся к подобной амуниции, а потом как быть с новорожденными медвежатами?!)

2) Армированный — неудачное определение, кмк, ассоциация с бетоном и его арматурой, а речь-то о химикатах...

От рассказа остаётся приятное послевкусие, он помнится и вспоминается спустя недели после прочтения!

Оценка : 8
«Ксюха и Лихо»
–  [ 0 ]  +

mac_mac, 11 октября 2017 г. в 23:50

Необычный рассказ. Сначала про договор с нечистой силой, потом в конце любовная интрига... Странно, мне почему-то казаось, что за договор с нечистой силой вечные муки адовы предусмотрены. Ведь погибло и покалечилось много народа.

Да, не хотелось бы чтобы мне так «Везло» по жизни!

Оценка: 6.

Оценка : 6
«Морква и голем»
–  [ 0 ]  +

harrybook, 05 сентября 2017 г. в 20:42

Самая оригинальная интерпретация темы — блеск!

«Морква и голем»
–  [ 0 ]  +

видфара, 05 сентября 2017 г. в 13:40

Поучительный рассказ о трудностях и опасностях перепрограммирования в полевых условиях.

Тема задета по касательной (требушет надо точнее наводить на цель).

По формуле «Тайна-Чудо-Достоверность»: никаких загадок, есть проблема, и персонажи из плотного картона её самоотверженно решают. Достоверность прихрамывает на обе ноги (я сейчас не о големах, конечно), но финальное чудо многое искупает. И даже огромный мраморный памятник Моркве не кажется преувеличением.

Оценка : 7
«Морква и голем»
–  [ 1 ]  +

SAM77, 05 сентября 2017 г. в 06:26

Повеяло Пратчеттом. Големы. Морква. Помнится, в «ногах из глины» были подобные приказы големам, написанные на бумажке. Но тот роман основной идеей показывал толерантность и возникновение прав у големов, их самосознание, признание со стороны остальных. В этом рассказе всё просто – самопожертвование во имя города, хотя герой Морква показался мне сероватым, не выписанным. Да и не хватает фирменной пратчеттовской иронии и юмора, появись эти компоненты – рассказ мог бы стать полноценным фанфиком. Но и так не плохо, интересная, хоть и простая, история с неплохим решением темы. Даже если не брать во внимание некоторую фанфиковость, рассказ выглядит цельным и гармоничным, самостоятельным произведением, его вполне может оценить и тот, кто Пратчетта вообще на читал.

Оценка : 7
«Морква и голем»
–  [ -1 ]  +

A.Ram, 04 сентября 2017 г. в 18:13

перечитал с первого тура — человечность героев не повысилась))

«Морква и голем»
–  [ 0 ]  +

Ябадзин, 03 сентября 2017 г. в 11:49

Автор очень не банально обыграл заданную тему на интересном материале.

Големы, ядрить из за ногу с камышами!

Да и написано в части создания атмосферы очень даже неплохо, финал неожиданный.

Рассказ однозначно выделяется в лучшую сторону на фоне остальных.

«Морква и голем»
–  [ 0 ]  +

bbg, 02 сентября 2017 г. в 16:29

Хороший рассказ. Размеренный, бытовой, несмотря на обстоятельства. Оказывается, иногда полезно быть героем. Не для себя, так для остальных.

Оценка : 8
«Морква и голем»
–  [ 0 ]  +

Gourmand, 01 сентября 2017 г. в 18:23

Ну... простенько и с диким количеством ошибок. Ничего интересного.

Оценка : 3

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх