Светлана Алексеевна Кузнецова ...

Все отзывы на произведения Светланы Алексеевны Кузнецовой



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Метро 2033: Дворец для рабов»
–  [ 0 ]  +

Dobkachleo, 16 июля 2020 г. в 20:41

«Болото для господ»

Рецензия на «Метро 2033: Дворец для рабов» Светланы Кузнецовой

Чем хороши приквелы? Если вы начинаете читать с них, ничего плохого не случится. Вы будете понимать сюжет, а все приятные отсылки, которые сделаны к оригиналу, хоть и пройдут мимо вас, но потом заиграют новыми красками, получив объяснение до того, как вы доберётесь до более ранней по выходу книги.

Чем плохи приквелы? Как ни странно, своей несамостоятельностью. Можно написать сколь угодно независимый роман, но если в нём действует хотя бы в виде камео персонаж, играющий важную роль в хронологически более поздней части, автор позволяет себе чуть расслабиться, забить на некоторые черты характера. Читатель же такие слабости заметит, но до прочтения оригинала не поймёт.

Чем полезны приквелы? Айзек Азимов в своё время написал два приквела и два сиквела к трилогии «Академия», и предыстория дала очень много тому огромному миру и замыслу, что показал гениальный писатель-фантаст в основных частях. А главное, они написаны более поздним, более опытным Азимовым, что подняло планку качества на целую ступень.

Чем излишни приквелы? Если история слишком самостоятельна, а все отсылки ограничиваются случайным камео знакомого героя, возникает закономерный вопрос: на кой вообще сдалась читателю эта история?!

Разберёмся в «координатах» нового романа Светланы Кузнецовой. «Дворец для рабов» — безусловно приквел «Уробороса». Здесь действует сталкер Кай, и действует он достаточно много, хотя и далеко не всё время. Главный герой чем-то похож на Владлена Симонова, но гораздо начитаннее, а уровень его наивности то обнуляется, то взлетает до небес. Всё благодаря относительно тепличным условиям, в которых он вырос. Персонаж вышел достаточно эмоциональный, хорошо прописанный. Ещё бы галлюцинаций и снов чуть ли не вещих поменьше — цены ему, как образу, не было бы.

Но вернёмся к роману. Герой новый — значит, и сюжет новый. Кай в нём важен, но замените его — и получится практически всё то же самое (разве что Оккам будет недоволен, но мы ему не скажем!). Узнаём о новом поселении в Подмосковье, кристаллическом чертополохе в перегоне Маяковская — Белорусская и новой трактовке интеллигенции Полиса. Вот последнее позабавило. «Ящик Пандоры» Ольги Швецовой и Шамиля Алтамирова эту сторону сообщества не раскрыл, хоть и сообщал правду о столице Метро. Для «Вселенной» это интересная информация.

Своеобразной отсылкой к «Уроборосу» можно считать описание Добрынинской и сопредельных станций. Кажется, в поиске дела для этого участка кроется намёк на будущую Южную кампанию из предыдущего романа Светланы. В остальном «Дворец для рабов», даже несмотря на Кая и упомянутую им подругу Мару, идёт сам по себе, местами смахивая то на «Сетунь» Анны Калинкиной, то на трилогию «Берилловый город» Марии Стреловой, но если не считать тюрьмы на Марксистской из «Санитаров» Сергея Зайцева, Светлана вновь старается избежать пересечений с чужими героями и сюжетами. С прошлой части пропал всеобщий нейтралитет сталкеров, отчего нестыковок не обнаруживается.

Несколько достоинств, которые делают роман лучше: во-первых, композиция. Ещё по прошлой части я понял, что Светлана умеет хорошо расставить события. И если закрыть глаза на перебор видений, сам сюжет идёт чётко и строго, но в то же время непредсказуемо. Мне кажется, финалом авторесса обыгрывает название всё той же первой части. Второе тоже обыгрывает, но там всё чуть проще.

Во-вторых, меня вновь радуют мысли и маленькие сторонние истории по ходу дела. Тут сыграла свою роль композиция, которая расположила к восприятию дополнительных мотивов. Те же рассуждения о либералах из Полиса не только забавны, но и любопытны. А идея лени и предопределённости воспитания из побочных высказываний расцветают в центральную идею всего «Дворца для рабов».

Есть и в-третьих. В то время как отсылок на другие книги «Вселенной» практически нет, Светлана щедро сдобрила повествование отсылками к классической литературе, будь то Булгаков, Тютчев или Маяковский. Сюда же хочется отнести и попутную информацию о безопасном уровне радиации. Проверять не проверял, но если всё так, то это крайне познавательно для тех, кто увлекается постъядером. То есть «Дворец для рабов» — это не только и не столько приключенческий роман в череде большой серии и не просто приквел со своим сюжетом, а настоящий кладезь цитат из классиков и аллюзий на их произведения.

Роман хорошо написан, читается достаточно быстро, заскучать особо не даёт. В нём хватает полезных фактов, приятных героев и знакомых локаций и позволяет начать знакомство с ним до прочтения более чем сотни других романов серии вообще и «Уробороса» в частности.

Оценка : 8
«Метро 2033: Уроборос»
–  [ 1 ]  +

Dobkachleo, 25 ноября 2018 г. в 12:27

«Ёрмунганд»

Рецензия на «Метро 2033: Уроборос» Светланы Кузнецовой

Моё знакомство с миром «Метро» началось, как ни странно, с «Метро 2034» Дмитрия Глуховского. И этот роман до сих пор остаётся наиболее любимым в его трилогии. Именно «Метро 2034» установило для меня определённые рамки восприятия этой вселенной, и я всегда удивлялся, насколько редко авторы вспоминают о нём в своих произведениях. Так-то описываемый там участок метрополитена не слишком обширен и не слишком зовёт к себе, и всё же хотелось всегда вновь окунуться в ту необычно жуткую атмосферу станций, окутанных мистическим туманом и контролируемых не менее загадочными созданиями.

Место действия «Уробороса» во многом пересекается с описываемыми станциями из «Метро 2034». И ключевой становится, совершенно неожиданно, жилая (!) Нагатинская. Мы привыкли считать, что эта станция или заброшена и опасна, или то и дело наполняется подозрительным сбродом. Но чтобы её вовсю колонизировала Ганза — это определённо что-то новенькое!

«Вселенная Метро» — долгоиграющий проект, и живёт он, конечно, благодаря притоку «свежей крови». Как правило, за счёт авторов, когда-то влюбившихся в этот мир. Увы, со временем они остывают к нему, разочаровываются или просто не могут себе позволить следить за ним постоянно, однако хотя бы один роман от каждого автора, не говоря уж о рассказах, выдаёт всё-таки человек, влюбившийся в мир завлекательных подземелий и жуткой поверхности. И я верю, что Светлана Кузнецова — новый для серии автор — тоже когда-то прониклась этим миром, потому что текст читается достаточно легко и увлекательно, поднимает важные жизненные темы и даже рассуждает о вещах несколько отвлечённых так, что это не вызывает раздражения, настолько удачно поданы эти мысли композиционно.

Однако сейчас, спустя почти девять лет после запуска проекта, когда практически каждая вторая книга так или иначе затрагивает Москву, любому автору, который тоже решит рассказать что-нибудь о разрушенной столице, придётся трудно. Перед Светланой Кузнецовой стояла задача аккуратно вплести в этот тесный подмир оригинальную историю. Решился бы автор-старожил, пишущий о Москве, на столь смелое решение, как население условно заброшенной станции? Мне кажется, нет. А Светлана не только на это решилась, но и довела всю эту «Южную кампанию» до закономерного конца, к чему привыкли по более ранним и редким работам об этих краях.

Разумеется, одним следованием канону (побуду немного занудой и отмечу, что мне не хватило встреч с персонажами других книг, например, с кем-нибудь из тульских героев «Странника», а нейтралитет сталкеров кажется гипертрофированным, учитывая наличие тех же идейных «красных» сталкеров и шталкеров Четвёртого Рейха) с одним смелым решением оригинальную историю не получишь. Погоду в доме делают персонажи, люди. И вот здесь начинается самое интересное.

В центре повествования — молодой юноша Владлен Симонов, родом с Красной Линии (если, конечно, считать, что в 2015 году дело Революции успело разнестись от Преображенской площади до Фрунзенской), волею судьбы угодивший на пресловутую Нагатинскую. Автор не раскрывает всего прошлого героя, ибо тот и сам его знает «лет с пяти», зато в остальном он прописан более чем подробно. Мы понимаем, как он чувствовал себя на родной Фрунзенской, как его воспитывали, кто его авторитеты, каковы его взгляды. Мы следуем за ним и отчётливо видим, как постепенно он раскрывается перед нами, взрослеет, принимает решения. А главное — как Влад взаимодействует с другими людьми. Всё это так живо описывается, что действительно порой возникает ощущение незримого присутствия у них под носом. Маленькие житейские сценки и рассуждения об укладе жизни (отступление про вороватое семейство неожиданно запало в душу яркостью справедливого возмущения) дополняют, оживляют картину, вдыхают в ровные строчки текста жизнь.

За плечами Влада стоят два сталкера, две противоположности. Морализатор Винт, никогда не упускающий выгоды для себя (причём, опять-таки, моральной, а отнюдь не материальной), и сдержанный Кай. И первый терпеть не может второго, и тот платит почти той же монетой. Разумеется, всё о них читатель тоже не узнает, но выписаны они более чем ярко. Достаточно хорошо выписан казначейский сынок и один из друзей Влада, Глеб. Второй, Миха, почему-то сильно уступает ему в описании. Тут мы и приходим к тому, что, хотя персонажи вполне себе живые, им есть за что сопереживать или есть за что их ненавидеть, но ощущается эфемерный разрыв между ключевыми и второстепенными действующими лицами. Это не плохо — второстепенные не должны чересчур перетягивать на себя одеяло, наоборот, это только подчёркивает линию Влада и Кая (Винт всё-таки тоже уходит на задний план).

Впервые за долгое время в сюжете использованы элементы детективного жанра. Монстр, вокруг которого завязывается сюжет, получился любопытным, хотя и не слишком необычным. А заглавный уроборос фигурирует в тексте исключительно иносказательно. И в нём кроется главная мысль романа. Я думал, речь пойдёт действительно о цикличности времени, связи жизни и смерти, и это всё есть! Однако в то же время мне показалось, что его следует воспринимать ещё шире. Не просто символ единения жизни и смерти, а связи начала и конца. Где кончается одна история, начинается другая. Где завершается один эпизод жизни, оттуда же исходит следующий этап. И в то же время принятое однажды решение не только открывает новую череду поступков, но и предопределяет её конец. Необязательно заканчивающийся смертью, но неизбежный и гарантированный. Но до него — ещё целая петля Мирового змея, которая начинается с первого шага и первого дня. Кай, а за ним и Влад, собственной историей доказали это наблюдение, и, мне кажется, с этими героями мы ещё встретимся. Светлана выписала их так, что ими нельзя не проникнуться, а её роман занял достойное место в рамках «Вселенной Метро 2033».

Оценка : 9


⇑ Наверх