Павел Бажов отзывы

Все отзывы на произведения Павла Бажова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 66

  Страницы:  1 [2]

«Приказчиковы подошвы»
–  [ 3 ]  +

Gourmand, 02 апреля 2015 г. в 03:48

И поп не помог. Ни святая водичка, ни образок.

Довольно странный образ Хозяйки Медной горы: внезапно её озаботило положение подневольных горняков. В первом рассказе ей как-то дела до людишек не было, а тут вдруг супротив крепостного права пошла. Ну, блажь всякая бывает, пройдёт.

Оценка : 7
«Синюшкин колодец»
–  [ 7 ]  +

Gourmand, 02 апреля 2015 г. в 01:02

Мне финал не понравился. Он и не трагический, и не счастливый. Он за-сказочный. Пошёл, утоп в колодце, сгинул — трагический финал, но финал сказочный. Пошёл, женился, жил-поживал — счастливый финал, но сказочный. А пошёл, женился, потом жена померла и сам помер — не финал. Из-за этого «потом». Такими «потом» можно до наших дней продолжать историю, а то и дальше. Рядом же сказка «Серебряное копытце». Встретили, получили шапку, стали жить-поживать — конец. Вот это сказка, это рассказ с финалом. И что там потом с девочкой-сиротой будет, с дедушкой, с кошечкой — это уже за пределами сказки.

В этом же рассказе Бажов воткнул про смерть молодой жены и ГГ, и это зря.

А так, без финала, — прекрасная история простого парня.

Оценка : 8
«Дорогое имячко»
–  [ 2 ]  +

Gourmand, 01 апреля 2015 г. в 22:49

Зашибись история. Суть проста: когда людям будет не нужно золото (то есть деньги, богатства и т.п.), то откроется гора, внутри которой полно золота и драгоценных камней. Вроде и фигня какая-то, а вроде и глубокий философский смысл в этом. Девка-великанша в придачу. То ли символ людей, близких к природе, то ли мать-родительница.

Во закрутил. Сильно.

Оценка : 9
«Синюшкин колодец»
–  [ 16 ]  +

Тиань, 16 сентября 2014 г. в 18:48

Очень красивая и очень грустная сказка.

Не думай о богатстве, — поучает бабушка внука. — Богатство — это плохо. — А беспросветная бедность, видимо, хорошо. Так же, как безбашенная храбрость и готовность к халяве. Такова мораль почти всех уральских сказов и русских сказок в целом. Не в этом ли глубинный исток нашей неустроенной жизни одним днем? Немецкие сказки возвеличивают труд как основу обеспеченной жизни. Наши же проводят мысль, что трудом обустроить жизнь свою достойно невозможно. Богатство достижимо только на халяву: понравишься бабке Синюшке, и даст она тебе блюдо с ягодами-самоцветами, тогда и заживешь. И ведь жизнь наша из глубины веков такую философию оправдывает, так что кто его разберет, где здесь причина, а где следствие.

Особенность же именно этого сказа в отсутствии счастливого финала. Получил герой и богатство, и девицу-красавицу любимую в жены, но век им обоим отмерен был очень краткий, поскольку богатства гор здоровьем и жизнью человеческой оплачиваются. Получили вроде бы и на халяву, но уже заранее расплатились, здоровье свое на горных работах растратив. В свете ранней смерти героев, которая представлена как нечто обычное для Уральских гор, бабушкин наказ обретает новый смысл. — Не думай об обустройстве жизни, внучек, довольствуйся тем, что даст она сама, ибо короток век человека в горах. — Богатства Синюшкины только на первый взгляд даром на счастье кажутся. Ничего земля даром не отдает, за все плату свою требует.

Это одна из самых трагичных сказок, которую мне доводилось читать. В ней нет надежды.

Оценка : 10
«Про Великого Полоза»
–  [ 7 ]  +

тессилуч, 05 августа 2014 г. в 10:53

Своеобразная старательская притча. Ведь «Великий полоз» сама суть Уральских гор. Во многих сказах «Великий Полоз» и образовал Уральские горы окаменев. Ему приписывают указание месторождений золота.

А близость золота я ощущаю часто, живя на самом краю Уральской платформы. Ведь совсем рядом с моим домом, который стоит на граните Урала, выработанное золотое месторождение, а в ближнем лесу разведочные шурфы.

Оценка : 9
«Медной горы хозяйка»
–  [ 20 ]  +

Dan-Master, 04 августа 2014 г. в 15:01

Великий сказ! Талант Бажова подтверждает тот факт, что после выхода сказа Демьян Бедный посчитал произведение Бажова — переложением народного сказа. Бедный(Демьян) написал свое переложение сказа, каково же было его удивление при попытке публикации, что Медной горы хозяйка — плод творчества Бажова и никого более. Демьян Бедный до смерти не простил Бажова называя его бородатым уральским колдуном.

Если твой сказ становиться народным — это высшее признание для писателя. Такой чести удостаиваются единицы.

Я же сам волею родителей назван Данилой и всю жизнь ношу прозвище Мастер. Ношу с честью, памятуя о великом мастере дела каменного. За что Бажову земной поклон.

Оценка : 10
«Синюшкин колодец»
–  [ 6 ]  +

bbg, 04 августа 2014 г. в 10:59

Воспоминания детства... Радиола, заезженная пластинка и голос Николая Литвинова из динамиков: «Без ковша пришёл!..»

Как давно — и как здорово это было!

Оценка : 10
«Медной горы хозяйка»
–  [ 14 ]  +

тессилуч, 28 декабря 2013 г. в 07:18

Самый отличный сказ Бажова. От него веет атмосферой Седого Урала с его легендами и мастерами. Это произведение о мастеровом уральце, который жил в бедности, а делал для людей запоминающие изделия из камня. Такие сейчас украшают музеи Москвы и С-Петербурга, А мастеров мало кто помнит. Этот рассказ гимн уральским умельцам

Оценка : 10
«Старательские сказы» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Bizon, 06 февраля 2013 г. в 20:47

Очень необычный и весьма качественный цикл «сказов» посвященный жизни средневекового Урала, времен правления Демидовых. В этих простых рассказах доступно изложено о жизни старателей, резчиков по камню, о тех легендарных уральских мастерах, которые жили в реальной жизни. Поэтому и называются они не сказки и не рассказы, а нечто среднее — «сказы». При всей реалистичности происходящего, Бажову удалось создать собственный мифологический мир, напрямую привязанный к Уралу, а выдуманные им персонажи напоминающих обитателей тех краев, своим характером. Топономичность придуманных персонажей очевидна: Великий Полоз, указывающий на места золотопроявлений, Огневушка-Поскакушка, голубая змейка помогающая средневековым геологам (рудознатцам). Привлекателен и язык которым написаны произведения, его невозможно перепутать с кем-то: неторопливое основательное повествование, создающее в голове картину сидящего у печки деда который рассказывает эти истории, при этом обязательно что-то делает — не важно что, лапти плетет или строгает лучину. При этом автор незаметно учит о прописных истинах: то трудолюбие и упорство благо, а корысть и стяжательство до добра не доведут. Нельзя сказать, что это детские произведения, отнюдь. Но именно в детстве закладываются основы характера. Такую литературу необходимо читать в любом возрасте. Особенно будет интересно интересующимся историей Урала.

Оценка : 9
«Приказчиковы подошвы»
–  [ 3 ]  +

Liz, 22 августа 2012 г. в 04:47

Поучительный сказ о том, к чему приводит глупая похвальба перед Древними и попытки им угрожать, да и вообще — злой нрав человека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как по мне — еще мягко с приказчиком обошлись :)

Оценка : 7
«Горный мастер»
–  [ 9 ]  +

Fiametta, 11 августа 2012 г. в 11:32

А сказка-то феминистская! Катерина не просто стойко ждет любимого. Она родным не повинуется, она одна живет, учится ремеслу, которое мужским считается, добивается мастерства, на равных с мужчинами-мастерами конкурирует.

Читайте эту сказку вслух маленьким дочерям, если хотите, чтобы они умели жить самостоятельно.

Оценка : 9
«Уральские сказы» [Цикл]
–  [ 11 ]  +

solarius, 11 августа 2012 г. в 08:05

Литература от Бажова это не детская литература, как ошибочно можно подумать. Просто его книги рекомендованы к прочтению с детства. Ведь, как не с детства нужно знакомится с такими определениями, как жадность, корысть, трудоблюбие, упорство, мастерство...

На фоне заводских поселков вокруг Медной горы автор (не повторяясь!), описывает мир быта рабочих-горняков, мастеров по камню, богачей-заводчиков и.т.п. Сюжеты четко социально-окрашены, то есть, читая сказ легко определяем мы добро и зло, корысть и ненависть, жадность и щедрость, делаем для себя выводы.

Сказы интересно читать и взрослому человеку. Если он с детства начал подзабывать где добро, а где зло.

Оценка : 10
«Уральские сказы» [Цикл]
–  [ 11 ]  +

primorec, 09 августа 2012 г. в 09:41

«Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Она- таинственная Хозяйка Медной горы, охраняющая богатства Уральских гор, ищущая среди мастеров того, кому можно вручить ключи от земных недр с их несметными богатствами. Одного за другим испытывает она мастеров -Степана, Андрюху Соленого, Данилу — на смелость и умелость, на чуткость к спящей душе камня.

Колдовской мир сказов Баженова, где реальность с ее жестокостью крепостного права, тяжким трудом в забоях, бесправием соседствует со скрытым миром волшебных созданий, окружает заводской люд, мастеров и умельцев, из под резца которых выходили сказочной красоты вещи. Только избранным, наделенным особой чуткостью и душой дано увидеть властвующего над золотом Великого Полоза, голубую змейку, способную привести к золотой жиле или Серебряное Копытце, под ногами которого — россыпи драгоценных самоцветов.

И через все сказы — король камня — малахит, над которым властвует Хозяйка Уральских гор. Такой прекрасный, возвращающий душевное равновесие, символ жизни и роста, и, одновременно, сулящий несчастье, печаль и скорбь. Не принесут счастья мастерам подарки и благосклонность Хозяйки: не смогут они забыть Владычицу недр и будут все тосковать по нездешнему, передав малахитовое наследство детям.

Мы часто хвалим повести зарубежных авторов — «Рифмача» Кашнер и «Сонату Единорога» Бигля, которые смогли донести в словах звучащую в природе Музыку Жизни. Но забываем. что и наша литература может похвастаться подобным: поэтичными и образными народными напевами — Уральскими сказами Бажова.

Оценка : 10
«Серебряное копытце»
–  [ 16 ]  +

Daydreamer, 21 декабря 2011 г. в 05:39

Каждый раз, когда я вижу название этой сказки на титульном листе книги, я не могу удержаться от теплой светлой улыбки, которая рождается, кажется, из самого сердца. Сказка, настоящая сказка, простая, добрая, о ласковом дедушке Коковане и его приемной внучке Даренке, об их мудрой кошке и о таинственном Серебряном копытце. Только тот, кто по-настоящему широк душой, мог написать такое чудесное произведение. Только Бажов.

Оценка : 9
«Медной горы Хозяйка» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

StasKr, 14 апреля 2010 г. в 09:42

Честно говоря, для меня довольно сложно классифицировать эти рассказы. Сказы Бажова традиционно причисляют к сказкам, но позвольте, какие же это сказки, когда действие происходит в девятнадцатом веке? Это же фентези с использованием элементов народного фольклора и чётко выраженным социальным контекстом. Мне кажется, что только сила традиции (привычки) заставляет нас называть рассказы Бажова сказками. Дескать, какое могло быть фентези в 30-40-е годы двадцатого века? А ведь оно было и весьма недурного качества! Выйди нечто подобное сейчас, то никаких проблем с правильной классификацией у нас не возникло бы.

Главный недостаток цикла состоит в том, что рассказы не составляют единого целого, поскольку они связанны между собой только Хозяйкой Медной горы, а она в них является персонажем второстепенным. В центре внимания Бажова всегда находится человек, а отнюдь не силы природы, коих и олицетворяет Хозяйка. Качество разных историй разниться весьма ощутимо. Наиболее сильными являются истории связанные с Даниилом-мастером и его семьёй (учителем, невестой, детьми). Остальные истории как-то слабее и не столь запоминающиеся.

Итог: недавно по телевиденью в рамках передач про Урал показывали то место, где добывались наиболее ценные сорта уральского малахита. Теперь там котлован, который порядком оплыл за сто лет, что прошли со дня окончания разработок. Гору срыли вручную, минерал выбрали подчистую, а обиженная Хозяйка Медной горы ушла ещё глубже под землю. Хорошо хоть сказы остались, напоминающие нам о тех легендарных временах. Спасибо Бажову за это.

Оценка : 7
«Серебряное копытце»
–  [ 19 ]  +

dydyka, 13 декабря 2009 г. в 16:17

Милая сказка о дедушке Коковане, девочке Даренке, кошке Муренке и о козлике Серебряное копытце. Очень хорошая, светлая вещь))) Так и видится на страницах девчушка — нос пуговкой))) Поначалу девчушку жалко: нелегко приживалкой-сиротой у чужих людей обретаться. Но потом очень даже славное житье пошло у нее в кокованиной избе. Хорошая девочка, хозяйственная, и характер налицо))) Замечательная сказка, чистая, добрая. Написана в прекрасном народном стиле, с сохранением языковых оборотов.

Оценка : 9

  Страницы:  1 [2]



⇑ Наверх