Павел Бажов отзывы

Все отзывы на произведения Павла Бажова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 66

  Страницы: [1] 2 

«Медной горы хозяйка»
–  [ 20 ]  +

Dan-Master, 04 августа 2014 г. в 15:01

Великий сказ! Талант Бажова подтверждает тот факт, что после выхода сказа Демьян Бедный посчитал произведение Бажова — переложением народного сказа. Бедный(Демьян) написал свое переложение сказа, каково же было его удивление при попытке публикации, что Медной горы хозяйка — плод творчества Бажова и никого более. Демьян Бедный до смерти не простил Бажова называя его бородатым уральским колдуном.

Если твой сказ становиться народным — это высшее признание для писателя. Такой чести удостаиваются единицы.

Я же сам волею родителей назван Данилой и всю жизнь ношу прозвище Мастер. Ношу с честью, памятуя о великом мастере дела каменного. За что Бажову земной поклон.

Оценка : 10
«Серебряное копытце»
–  [ 19 ]  +

dydyka, 13 декабря 2009 г. в 16:17

Милая сказка о дедушке Коковане, девочке Даренке, кошке Муренке и о козлике Серебряное копытце. Очень хорошая, светлая вещь))) Так и видится на страницах девчушка — нос пуговкой))) Поначалу девчушку жалко: нелегко приживалкой-сиротой у чужих людей обретаться. Но потом очень даже славное житье пошло у нее в кокованиной избе. Хорошая девочка, хозяйственная, и характер налицо))) Замечательная сказка, чистая, добрая. Написана в прекрасном народном стиле, с сохранением языковых оборотов.

Оценка : 9
«Синюшкин колодец»
–  [ 16 ]  +

Тиань, 16 сентября 2014 г. в 18:48

Очень красивая и очень грустная сказка.

Не думай о богатстве, — поучает бабушка внука. — Богатство — это плохо. — А беспросветная бедность, видимо, хорошо. Так же, как безбашенная храбрость и готовность к халяве. Такова мораль почти всех уральских сказов и русских сказок в целом. Не в этом ли глубинный исток нашей неустроенной жизни одним днем? Немецкие сказки возвеличивают труд как основу обеспеченной жизни. Наши же проводят мысль, что трудом обустроить жизнь свою достойно невозможно. Богатство достижимо только на халяву: понравишься бабке Синюшке, и даст она тебе блюдо с ягодами-самоцветами, тогда и заживешь. И ведь жизнь наша из глубины веков такую философию оправдывает, так что кто его разберет, где здесь причина, а где следствие.

Особенность же именно этого сказа в отсутствии счастливого финала. Получил герой и богатство, и девицу-красавицу любимую в жены, но век им обоим отмерен был очень краткий, поскольку богатства гор здоровьем и жизнью человеческой оплачиваются. Получили вроде бы и на халяву, но уже заранее расплатились, здоровье свое на горных работах растратив. В свете ранней смерти героев, которая представлена как нечто обычное для Уральских гор, бабушкин наказ обретает новый смысл. — Не думай об обустройстве жизни, внучек, довольствуйся тем, что даст она сама, ибо короток век человека в горах. — Богатства Синюшкины только на первый взгляд даром на счастье кажутся. Ничего земля даром не отдает, за все плату свою требует.

Это одна из самых трагичных сказок, которую мне доводилось читать. В ней нет надежды.

Оценка : 10
«Серебряное копытце»
–  [ 16 ]  +

Daydreamer, 21 декабря 2011 г. в 05:39

Каждый раз, когда я вижу название этой сказки на титульном листе книги, я не могу удержаться от теплой светлой улыбки, которая рождается, кажется, из самого сердца. Сказка, настоящая сказка, простая, добрая, о ласковом дедушке Коковане и его приемной внучке Даренке, об их мудрой кошке и о таинственном Серебряном копытце. Только тот, кто по-настоящему широк душой, мог написать такое чудесное произведение. Только Бажов.

Оценка : 9
«Медной горы хозяйка»
–  [ 14 ]  +

тессилуч, 28 декабря 2013 г. в 07:18

Самый отличный сказ Бажова. От него веет атмосферой Седого Урала с его легендами и мастерами. Это произведение о мастеровом уральце, который жил в бедности, а делал для людей запоминающие изделия из камня. Такие сейчас украшают музеи Москвы и С-Петербурга, А мастеров мало кто помнит. Этот рассказ гимн уральским умельцам

Оценка : 10
«Хрупкая веточка»
–  [ 13 ]  +

Gourmand, 02 апреля 2015 г. в 15:21

До чего, блин, грустно всё это читать. Крепостные, оброк, раздетые полуголодные дети, барин-кровосос, приказчики с кнутами. Напоминает «кровавые» африканские алмазы. Все в пыли, все кашляют от этой малахитовой пыли.

Молодец, Бажов. Без пафоса, простыми историями, а очень хорошо жизнь рудничных-заводских людей показал.

Оценка : 10
«Медной горы хозяйка»
–  [ 12 ]  +

Siberia, 16 декабря 2020 г. в 09:13

«Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».

«Медной горы Хозяйку» я воспринимаю, как неотъемлемую часть «Малахитовой шкатулки» — самого любимого мною в детстве произведения Бажова.

Сказ верно передает атмосферу Демидовского Урала, тогда считавшегося частью Сибири. В нем живая разговорная речь на старый лад — напевный говор, на котором с непривычки можно споткнуться, зато и настроение при чтении получаешь особое. А если с детства знаком со сказами, то простонародные слова такие, как парун, изробленный, от вместо то, незнатко, забедно и множество других — легки и понятны.

Хозяйку Медной горы невозможно причислить к добру или злу — и подсобить может, и проучить, как сама захочет. Она — самобытная природная сила, хранительница уральских горных недр, оборачивающаяся то красивой зеленоглазой девицей в нарядах с благородным каменным переливом, то ящеркой с отблесками руды на зеленых боках. Как встретишь ее — уже не забудешь, подобное не отпускает. Потому нет покоя душе Степана.

Встретив Малахитницу, крепостной Степан проходит испытание верности данному слову, смелости, твердости характера, искушение доступностью богатства. Главная трудность — воспоминания о призрачной красоте. И, если копнуть поглубже, не только в девичьей красоте Хозяйки суть. Она и в притягательности для старателя переливов уральских самоцветных и полудрагоценных поделочных камней, не отпускающих после многих лет, проведенных в забое. Притягательности не материальной, скорее, тоски по горнорудному делу. Но и без романтической нотки не обошлось, конечно же. Неспроста Танюшка, дочь Степана из «Малахитовой шкатулки», на Хозяйку чертами похожа.

  Вроде бы все есть у героя в финале — вольная, ладный дом, семья, но не ощущается счастья от приобретенных благ. Завершает сказ трогательный эпизод с изумрудными слезами Хозяйки Медной горы, рассыпавшимися вместе с жизнью в руке Степана.

Колонны, что упоминаются в сказе — колонны Исаакиевского собора. Они не цельные — каменная мозаика, но от этого их великолепие не тускнеет.

Сказанное в предыдущем отзыве подтверждаю, давно уже в тех местах не живу, но и сейчас есть у меня коллекция минералов с друзами кварца, хрусталя, аметиста, жеодами опала, малахитом разных сортов и фигурками из поделочных камней. А читая Бажова, будто оказываюсь в тех местах, где можно было когда-то, в моем детстве, прокатиться по узкоколейке и порыться на отвалах в поисках малахита, а затем усердно полировать добытые минералы.

Оценка : 10
«Каменный цветок»
–  [ 12 ]  +

Paganist, 26 ноября 2019 г. в 11:54

Странно, что ни одного отзыва. А ведь сказ, пожалуй, один из лучших (а по оценкам на ФЛ и вовсе лучший) у Бажова. История, во-первых, интересная, во-вторых, цельная, в-третьих, многослойная. За основной сюжетной канвой показаны терзания настоящего творца, который лелеет мечту создать нечто выдающееся. Но не потому, что за это заплатят хорошо, а по велению души. В сказе здорово противопоставляются мастера-ремесленники и мастер-художник. Разумеется, лёгкой судьбы у художника быть не может, особенно ежели он человек «из народа».

Как кажется, Хозяйка медной горы — не только мифологическое создание, кочующее по уральским сказам. Это и некое воплощение творческого вдохновения. Неслучайно те, кто с ней сталкивался, теряли голову. В случае с мастеровыми людьми (такими, как герой «Каменного цветка» Данилушко) речь о неизбывной тоске, заглушить которую может лишь беспрецедентный акт творения, создание чего-то невероятного, чего никто ещё не делал.

Оценка : 10
«Серебряное копытце»
–  [ 12 ]  +

neo smile, 31 июля 2019 г. в 17:11

Чудесный и красивый сказ на твёрдую «десяточку». Бажов — один из самых любимых авторов. Тёплый, мягкий, мудрый, рассудительный, — он пишет на грани сказки и яви, не забывая где-то на подстрочнике ёмких и цельных рассказов искусно плести кружева своей незамысловатой морали и философии.

История про девчонку-сироту Дарёнку и её любимую кошку Мурёнку, которых взял на попечение ироничный и видавший виды охотник, овеяна какой-то сакральной магией, теплом и зыбкой мистикой без пяти минут случившейся рождественской сказки. И точно так же, как плетёт морозные кружева стужы и холода метель на окне той маленькой избушки в лесу, в которой остался один-одинёшенек беспризорный ребёнок в ожидании волшебного козлёнка. Точно так же замирает в нетерпении юный читатель, слушая эту короткую умную историю. И точно так же взрослому становится явственно понятно: волшебство и магия открываются совсем не каждому; «волшебных камушков» никогда много не бывает; ни за что на свете нельзя вымогать того, что даётся даром.

PS Великолепная и чарующая огранка текста, — простого, глубокого, просторного и замысловатого одновременно. Седая классика, созданная мастером умного ироничного слога, щедро пересыпанного богатством территориального диалекта.

PPS Особенная радость, что прикасаешься к такому тексту без переводчика, — предложения дышат и струятся; отливают и отсвечивают цельными росчерками присказок и красивых чарующих ёмких оборотов. Словно те драгоценные камушки, что высекал изящный лесной зверь своим правым копытцем, серебряным и волшебным. На грани были, вымысла и чарующего волшебства.

Оценка : 10
«Синюшкин колодец»
–  [ 11 ]  +

Siberia, 20 сентября 2020 г. в 21:08

«Уральский хоррор» Бажова с колоритной Синюшкой любим мною с детства. Самобытный. Запоминающийся. Яркий. Верно подмечающий несовершенство жизни.

В малолетнем возрасте сказ про Синюшкин колодец производил жутчайшее впечатление, даже будучи прочитанным не раз. В семье хранится сборник «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы» 1967г. с красочной иллюстрацией, изображающей бабку Синюшку. Тощая синеватая фигура с молодым лицом и длинными угловатыми руками. Детское воображение рисовало, что эта девушка-бабка в любой момент может сквозь картинку протянуть свои опасные руки, дабы утопить меня в болотном окошке-колодце. Спустя годы, когда читала сказ про Синюшку подрастающей дочке, муж впервые познакомился с этой историей и, конечно же, с той самой иллюстрацией. Поразительное совпадение с моими детскими страхами — ночью муж проснулся от кошмара в котором Синюшка тянула его в колодец длиннющими холодными руками.

Сказ этот из неуловимых мелочей складывает точное впечатление о непростой доле старателей, о хрупкости жизни. Он о том, что богатство не дает гарантию счастья и не должно быть мерилом всего.

Оценка : 10
«Горный мастер»
–  [ 11 ]  +

Paganist, 15 мая 2020 г. в 13:09

В этом сказе прекрасно всё. И сюжет, и характеры, и язык, и цельность повествования. Также сказ как бы подтверждает известную мысль, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Понятное дело, Данила-мастер велик в масштабах мира «Малахитовой шкатулки», но и спутница жизни ему под стать: своенравная, верная и стойкая. Вырвался бы из плена Данила, кабы Катерина не переставала верить, что он жив? Другая какая подчинилась бы воле родных, вышла бы замуж и жила бы себе кое-как потихоньку. Но не такова натура настоящих героев и героинь. Идти наперекор общественного мнения, делать то, что считаешь нужным — даже в наши куда более свободные (для женщин) дни не всем доступна такая роскошь. Но путь осилит идущий, и Катерина получила вознаграждение за терпение и смелость. А ведь сколько раз могла плюнуть на всё и сдаться на радость родным.

Другой аспект сказа — неприятие обществом тех, кто не такой как все. Причём всесильным общественным мнением опошляется верность любимому («мертвякова невеста»), забота о старике (ай-ай-ай, молода девка с дедом чужим живёт!), стремление жить своими силами (как без мужика? куда камень обрабатывать? у кого украла поделки?) и так далее. А ведь Катерина ничего противозаконного, противоцерковного, совершенно ничего плохого никому не делала! Только имела риск жить своим умом. Ну, само-собой, что-то с ней не чисто. В сказах Бажова нередко печальные финалы. Тем радостнее воспринимается счастливый конец «Горного мастера». И сама Катерина не пропала, и любимого вновь обрела. Повторюсь — прекрасный сказ.

Оценка : 10
«Уральские сказы» [Цикл]
–  [ 11 ]  +

solarius, 11 августа 2012 г. в 08:05

Литература от Бажова это не детская литература, как ошибочно можно подумать. Просто его книги рекомендованы к прочтению с детства. Ведь, как не с детства нужно знакомится с такими определениями, как жадность, корысть, трудоблюбие, упорство, мастерство...

На фоне заводских поселков вокруг Медной горы автор (не повторяясь!), описывает мир быта рабочих-горняков, мастеров по камню, богачей-заводчиков и.т.п. Сюжеты четко социально-окрашены, то есть, читая сказ легко определяем мы добро и зло, корысть и ненависть, жадность и щедрость, делаем для себя выводы.

Сказы интересно читать и взрослому человеку. Если он с детства начал подзабывать где добро, а где зло.

Оценка : 10
«Уральские сказы» [Цикл]
–  [ 11 ]  +

primorec, 09 августа 2012 г. в 09:41

«Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Она- таинственная Хозяйка Медной горы, охраняющая богатства Уральских гор, ищущая среди мастеров того, кому можно вручить ключи от земных недр с их несметными богатствами. Одного за другим испытывает она мастеров -Степана, Андрюху Соленого, Данилу — на смелость и умелость, на чуткость к спящей душе камня.

Колдовской мир сказов Баженова, где реальность с ее жестокостью крепостного права, тяжким трудом в забоях, бесправием соседствует со скрытым миром волшебных созданий, окружает заводской люд, мастеров и умельцев, из под резца которых выходили сказочной красоты вещи. Только избранным, наделенным особой чуткостью и душой дано увидеть властвующего над золотом Великого Полоза, голубую змейку, способную привести к золотой жиле или Серебряное Копытце, под ногами которого — россыпи драгоценных самоцветов.

И через все сказы — король камня — малахит, над которым властвует Хозяйка Уральских гор. Такой прекрасный, возвращающий душевное равновесие, символ жизни и роста, и, одновременно, сулящий несчастье, печаль и скорбь. Не принесут счастья мастерам подарки и благосклонность Хозяйки: не смогут они забыть Владычицу недр и будут все тосковать по нездешнему, передав малахитовое наследство детям.

Мы часто хвалим повести зарубежных авторов — «Рифмача» Кашнер и «Сонату Единорога» Бигля, которые смогли донести в словах звучащую в природе Музыку Жизни. Но забываем. что и наша литература может похвастаться подобным: поэтичными и образными народными напевами — Уральскими сказами Бажова.

Оценка : 10
«Горный мастер»
–  [ 10 ]  +

StasKr, 02 августа 2019 г. в 11:32

Вообще то произведение вполне себе феминистическое, так как помимо любовной линии это ещё и история о женщине, которая живя в глубоко патриархальном обществе выбрала себе занятие, которое было зарезервировано исключительно за мужчинами и тем самым бросила вызов окружающей ей среде. Сцена, когда пьяные мужики ломились в дом Катерины и проявленная героиней решительность являются ключевой для произведения. В дальнейшем история Катерины могла сложиться абсолютно по-разному (например она могла не выручить Данилу и остаться в девках или найти себе нового жениха), в глазах родных и соседей она обрела право на самостоятельность.

Довод «в глубинке и таких слов не знали, а если знали, – то применяли их явно не в том контексте, в котором написан этот сказ» неудачен. Год написания сказа – 1939-й. К этому моменту уже свыше двадцати лет советская власть упорно, последовательно и очень активно проводила политику равноправия полов (то есть именно что феминизма). Женщины получили избирательные права. Государство гарантировало равную оплату труда. Были разрешены разводы (в том числе по инициативе женщин и с выплатой алиментов для содержания детей). Женщинам стало доступно высшее образование (а ведь образование – главный социальный лифт в обществе). И, конечно, государственная пропаганда вовсю продвигала мысль о том, что женщина является хозяйкой собственной судьбы. Фильмы и книги того времени твердили, что для решительной и целеустремлённой женщины в советском государстве нет преград. Захочет – сама выберет себе профессию, а потом утрёт нос всем мужчинам, которые насмехались над ней (государственная награда за ударный труд прилагается). Захочет – выйдет за муж по любви, а не как ей укажут родственники. Киноленты тех лет вроде «Кубанских казаков» или «Свинарки и пастуха» как раз об этом.

«Горный мастер» прекрасно ложится в ряд подобных произведений. Однако для Бажова тема равенства полов не является главной в творчестве, поэтому феминистический мотив хотя и нашёл своё выражение в повести, однако не довлеет над всем произведением. В результате получилась вневременная, лишённая конкретной идеологической нагрузки история о сильной героине и максимально достоверно прописанными реалиями быта горнозаводских уральских посёлков. Ну и, конечно, Хозяйка Медной горы, которая хотя почти и не появляется на страницах сказа, но всё же является полноценной героиней этого произведения.

Оценка : 9
«Медной горы хозяйка»
–  [ 10 ]  +

mputnik, 15 июня 2019 г. в 22:15

Да, и у меня в детстве была книжка «Малахитовая шкатулка». А ещё я родился на Урале — рядышком с горой «Денежкин камень». И у меня в детстве были игрушки из полированного малахита.

И это не зря так называется — «сказ», а не «сказка». Тогда, в те доисторические советские времена, друзы кварца, горного хрусталя, мориона или цитрина — почти в каждой семье на комодах лежали на кружевных салфетках рядышком с шеренгой мещанских фарфоровых слоников (на Урале, в смысле, на рудниках и в горняцких посёлках).

Потому что — из тайги редко когда с пацанами без таких «подарков» возвращались. Топор за спину за ремень, кусок хлеба за пазуху, и — айда, к скалам или на озеро.

Не сказка это... Именно — СКАЗ

Оценка : 8
«Малахитовая шкатулка»
–  [ 9 ]  +

neo smile, 13 августа 2019 г. в 03:57

Чтобы лучше понять и ощутить колорит этого сказка, всё же стоит читать его в контексте условного авторского сборника. «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Приказчиковы подошвы», «Сочневы камушки», «Каменный цветок», «Таюткино зеркальце» ... Словно взаимно перетекая друг в друга, эти уральские сказы гармонично формируют цельное полотно Малахитницы. И приятным лёгким наркотиком неслышно затягивают в подробное чтение.

«Малахитовая шкатулка» — это сюжетное продолжение «Хозяйки медной горы», повествующее о неком даре, оставленным после таинственной гибели Степана и перешедшим в наследство его родным. Хозяйка горы — может, на забаву, а может, и на счастье — его от себя за хорошую службу подарила. Особого счастья этот подарок никому не доставил, но волну завистливого удивления «Отчего эти красивые камушки никому больше не подходят» надолго в сказаниях и присказках после себя оставил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
... Знаю, – говорит, – в каком месте шкатулка делана, и про мастера много наслышан. Тягаться с ним всем нашим не по плечу. На одного кого тот мастер подгоняет, другому не подойдет, что хошь делай.

Рукодельница и мастерица, умница и красавица — только чужая для всех девчонка Танюшка — это ещё один тёплый и цельный персонаж из сказов Бажова. То ли Степанова дочка, то ли соль и боль земли...

Не перебьёшь её ни столичным лоском; не перешибёшь разными модными финтифлюшками; не запорошишь ей глаза якобы искренними сердечными признаниями.

Чья она такая?.. По сказу неизвестно доподлинно. Есть лишь иллюзорные намёки и мягкая динамика повествования, закольцованная в финал двусмысленного сказания. Аль такую впоймаешь?..

Малахитница двоится и преломляется, отражённая в зеркалах шлифованной горной породы. То истово злится, то подбрасывает красивые камушки в поделку, то заливисто хохочет из всё тех же зеркал. Плачет и печалится, -сжимаясь и застывая в горстях ладоней маленькими камушками...

Эти дивные полудрагоценные авторские ручные украшения как слеза или как кровь; как урок и назидание; как памятка и откровение.

Бажову очень сложно выставлять дифференцированные оценки. Хотя высокий рейтинг его сборников на ФЛ приятно ласкает душу. И если в двух ёмких словах: Бажов удивительный. Причём удивительный если не во всём, то во многом. В манере изложения, в сочности фолковых сказаний; в обаянии своих персонажей. А неповторимый вкусный территориальный диалект с нежными вкраплениями славянского фолка и речевого ироничного живчика делает его сказы классикой вне времени.

Аскетичные и обаятельные притчи — твёрдые, как порода и тёплые, как ненавязчивое откровение. Красиво застывшие во времени слитки серьёзной и добротной литературы не совсем детского автора — в том числе в контексте тонко выстроенной социальной составляющей — заставляют возвращаться к себе снова и снова.

Бажов — мастер смешения славянского эпика и атмосферы далёкой глубинки. Полное погружение и растворение в покосах и рудниках; заброшенных штольнях и дальних забоях; провинциальном тихом и уютном колорите; вкусных и запоминающихся афоризмах, щедро наделённых самобытной иронией тонкого и умного автора — и юному, и взрослому читателю всё это гарантировано. Везде Бажов искусной авторской рукой рассыпает щедрые горсти полудрагоценных корольков, малахитов и медных изумрудов только ему присущих самобытных присказок и речевых красивейших редких переливов.

Оценка : 10
«Медной горы хозяйка»
–  [ 9 ]  +

Paganist, 03 декабря 2018 г. в 13:28

Помню, в детстве была у меня книга «Малахитовая шкатулка», где собраны были сказы Бажова. Читал её в младшем школьном возрасте. Туго шло чтение. И практически ничего в памяти не осталось. Невдомёк было, что не входил я в целевую аудиторию сказов. Что они — для аудитории постарше.

Сказы Бажова перечитываю сейчас, уже взрослым. И только теперь раскрывается всё великолепие этих рассказов об уральских старателях и тайнах гор. Впору пожалеть, что в детстве «промахнулся», прочёл раньше, чем следовало бы. Но лучше позже, чем никогда.

Когда уже подпривыкаешь к стилю автора, атмосфера и места, где происходят события, становятся ещё более загадочными и живыми. Конкретно за данное произведение скажу, что он (сказ) великолепен. Хозяйка горы, или же Малахитница — такой себе дух-хранитель гор. Не добрый и не злой. Когда щедрый, когда жестокий, но всегда непостижимый для простого человека. И концовка — не как в обычных сказках добрая, а жизненная и с моралью. Собственно, так и должно быть. Стихии природы такие и есть: у них свои понятия. И то, что для человека благо, Хозяйке может показаться противным, опасным и так далее. Иными словами, с духами природы, стихиями следует быть очень осторожными.

Оценка : 9
«Горный мастер»
–  [ 9 ]  +

Fiametta, 11 августа 2012 г. в 11:32

А сказка-то феминистская! Катерина не просто стойко ждет любимого. Она родным не повинуется, она одна живет, учится ремеслу, которое мужским считается, добивается мастерства, на равных с мужчинами-мастерами конкурирует.

Читайте эту сказку вслух маленьким дочерям, если хотите, чтобы они умели жить самостоятельно.

Оценка : 9
«Медной горы Хозяйка» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

StasKr, 14 апреля 2010 г. в 09:42

Честно говоря, для меня довольно сложно классифицировать эти рассказы. Сказы Бажова традиционно причисляют к сказкам, но позвольте, какие же это сказки, когда действие происходит в девятнадцатом веке? Это же фентези с использованием элементов народного фольклора и чётко выраженным социальным контекстом. Мне кажется, что только сила традиции (привычки) заставляет нас называть рассказы Бажова сказками. Дескать, какое могло быть фентези в 30-40-е годы двадцатого века? А ведь оно было и весьма недурного качества! Выйди нечто подобное сейчас, то никаких проблем с правильной классификацией у нас не возникло бы.

Главный недостаток цикла состоит в том, что рассказы не составляют единого целого, поскольку они связанны между собой только Хозяйкой Медной горы, а она в них является персонажем второстепенным. В центре внимания Бажова всегда находится человек, а отнюдь не силы природы, коих и олицетворяет Хозяйка. Качество разных историй разниться весьма ощутимо. Наиболее сильными являются истории связанные с Даниилом-мастером и его семьёй (учителем, невестой, детьми). Остальные истории как-то слабее и не столь запоминающиеся.

Итог: недавно по телевиденью в рамках передач про Урал показывали то место, где добывались наиболее ценные сорта уральского малахита. Теперь там котлован, который порядком оплыл за сто лет, что прошли со дня окончания разработок. Гору срыли вручную, минерал выбрали подчистую, а обиженная Хозяйка Медной горы ушла ещё глубже под землю. Хорошо хоть сказы остались, напоминающие нам о тех легендарных временах. Спасибо Бажову за это.

Оценка : 7
«Малахитовая шкатулка»
–  [ 8 ]  +

Siberia, 27 декабря 2020 г. в 12:22

Именно «Малахитовую шкатулку» перечитывала в детстве чаще всего, хотя люблю многие сказы Бажова. Эта история прочно ассоциируется с иллюстрацией Олега Коровина, изображающей Танюшку, для книги «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы» Средне-Уральского книжного издательства, 1967г. На мой взгляд, лучшее издание Бажова, с самобытной яркой графикой, выполненной с любовью и пониманием, в красках, напоминающих переливы уральских поделочных камней. Издание великолепное, с большим уважением к земляку сделано.

Иллюстрации Олега Коровина https://www.liveinternet.ru/users/vasilis...

Сказ — продолжение «Медной горы Хозяйки», про Степана и Малахитницу, что его испытывала, а затем наградила непростыми дарами — изумрудными слезами и малахитовой шкатулкой с украшениями. Шкатулка та и женский убор в ней, работы мастеров Малахитницы. Помните Данило-мастера? Вот таких умельцев, что в гору за знанием ушли, думается мне, работа была. А может и сама Хозяйка постаралась.

Подарок, Степан получил еще будучи холостым, а каменья в том ларце уже были под его будущую дочь Танюшку подогнаны, да так, что никому более не впору. Есть в этом некая предопределенность, сила судьбы. Знала уже «каменна девка» Степаново будущее. Возможность видеть еще не случившееся она продемонстрирует в «Малахитовой шкатулке», обернувшись чернявой востроглазой странницей.

Удивительный образ Танюшки, обликом сходной с Хозяйкой, «черненька да басенька, а глазки зелененьки», на местных девчоночек совсем не похожа. Степан называл Памяткой, вроде как о горнорудной работе и малахите, да только сдается мне, что о дивной красоты Хозяйке, мудрой и губительной зеленоглазой владетельнице уральских недр. Танюшка та, будто «гарусинка из праздничного пояса выпала», с отцом они шибко друг друга любили, а вот Настасья говаривала — «красота-то — красота, да не наша». Как ни странно, вспоминается при этом Дюма — в «Графе Монте-Кристо» сын Мерседес похож на Эдмона Дантеса, как сама она говорила — от большой любви. Вот и тут, будто породнилась Хозяйка со Степаном, только вот как?

Выходит, Танюшка — образ, стоящий особняком от простых уральских людей. Чувствуется, будто не из этого мира и места ей в этом мире нет. Потому и не привечает никого. «Статуй каменный, зеленоглазый», жалуются воздыхатели и соседки, шибко высоко себя держит, а дело тут вовсе не в том. В финале уходит она в мир Медной горы Хозяйки, растворяясь в переливах уральского малахита вместе с роковыми украшениями. С исчезновением зеленоглазой красавицы о непростых дарах Малахитницы остается лишь молва, недолго пробыли они в миру после смерти Степана.

Малахитовой горы Хозяйка и Танюшка — фигуры особые, навсегда запоминающиеся, придающие неповторимость образу уральской старины.

В сказах Бажова чувствуется особая атмосфера, дух Урала. Тонкое понимание красоты и суровая действительность уклада жизни простых людей, вольных и крепостных. «Малахитовая шкатулка» уважительно показывает трудолюбие, сноровку, мастерство, стремление к независимости, стойкость, безропотное преодоление жизненных невзгод. И людей, плохих и хороших, бескорыстных и завидущих, представляющих что-то из себя и заменяющих индивидуальность драгоценными камнями, навешанными даже на ботинках.

Оценка : 10
«Сочневы камешки»
–  [ 8 ]  +

Siberia, 09 октября 2020 г. в 17:09

В детстве мне этот сказ очень нравился, особенно фразы: «Мяу! Отдай наши глаза!» и «Дыр-гыр-быр! Чур меня! Рассыпься!».

Речь идет о горе-старателе, выколупавшем в горе зеленые камешки, которые оказались глазами каменных кошек. Те, естественно, хотят вернуть глаза себе, а мужичонка не желает отдавать. Удаче в выковыривании способствовали спутники суеверий — мудреная бабка-ведунья Колесишка с волчьим хвостом и поп с кипарисовым крестиком.

Эта история всегда казалась смешной, а не страшной, в отличие от Бажовской Синюшки. Может из-за любви к кошкам, а скорее потому, что из текста предельно ясно — не тронь чужое и тебя тогда тоже не тронут.

Курьезность сюжета в сочетании с серьезным, приметливость Бажова к мелким деталям и особенности говора того времени делают сказ запоминающимся. А изумруды в тех местах находят и сейчас — под Екатеринбургом.

Оценка : 10
«Огневушка-поскакушка»
–  [ 8 ]  +

Varnasha, 27 июня 2019 г. в 14:13

Детство. Светлый прямоугольник от проектора на растянутой на стене белой простыне, коробка с диафильмами. И голос папы, читающего такой простой и понятный, но обещающий чудо, текст «Уральских сказов» Бажова. Так вошла в мою жизнь первая «фантастика» вместе с Огневушкой-Поскакушкой, Данилой-мастером и Медной горы Хозяйкой. И детская очарованность блеском самоцветов на фоне Уральских гор, золотыми россыпями народного языка и золотыми сердцами старателей и мастеров осталась со мной на всю жизнь. Я не знаю, как Уральские сказы действуют на человека, не слышавшего и не читавшего их в детстве. Я им ставлю «десятки» наравне с шедеврами мировой литературы, потому что, если литература способна ТАК действовать на ребёнка, значит это настоящая литература. Я потом искала в Эрмитаже Каменный Цветок, и малахитовые шкатулки мне виделись в каждом ювелирном изделии. А характеры в Сказах... какие же они самобытные и в то же время родные, знакомые, такие свои — просто близкие люди, окружающие меня повсюду. Спасибо тебе, Павел Бажов!

Оценка : 10
«Марков камень»
–  [ 8 ]  +

Gourmand, 04 апреля 2015 г. в 15:28

Мощнейшая история. Стоило бы прочитать всем любителям российской империи и прочей дребедени. Сюжет прост: барыня захотела молодого мужика, недавно женившегося. Ну и куча трупов в финале. Очень простым, бесхитростным языком рассказанная история. И оттого тем более жуткая. Не Салтычиха, конечно, — тоньше. А всё равно противно, что в моей стране было такое.

Оценка : 10
«Огневушка-поскакушка»
–  [ 7 ]  +

Paganist, 10 марта 2021 г. в 14:18

Ещё один сказ про земного духа, мифическое создание, которое «заведует» полезными ископаемыми Уральских гор. Когда уже знаешь и другие сказы про духов, видны некоторые закономерности.

1. Существа типа Огневушки-поскакушки или Хозяйки горы показываются далеко не каждому. Избирательно. По прихоти самих духов. И только тем, кому они сами хотят показаться.

2. Духи не злы и не добры. Милости, равно как и лиха, от них ждать не приходится. Как правило, духи предупреждают, предостерегают, прежде, чем наградить (людям-то от них вечно что-то нужно — золото, камни, богатство и счастье). Но человеческая натура такова, что все предостережения идут прахом.

3. Даже если духи одаривают «избранных» людей, ничего хорошего из этого не получается. Богатство быстро куда-то девается, а счастье и вовсе не приходит.

Это не значит, что все сказы Бажова писаны по одному лекалу. В «Огневушке-поскакушке» все эти общие места есть. Но в том-то и мастерство автора, чтобы каждая история была если не оригинальной, то хотя бы интересной. Тем более Уральские горы таят в себе множество тайн и духов, достойных сказа. А «Огневушка-поскакушка» — живой, загадочный и просто очень хороший сказ.

Оценка : 8
«Серебряное копытце»
–  [ 7 ]  +

Paganist, 23 июля 2020 г. в 09:11

Когда уже изрядно прочтёшь Бажова, кажется, что он уже не сможет по-настоящему удивить. И тут открываешь новый сказ — и получаешь настоящую сказку! Добрую, светлую, уютную, без страстей и трагедий. Да, «Серебряное копытце» — отголосок некоей уральской легенды про козлика, который ударом копыта высекал драгоценные камни. Но ведь как просто и изящно исполнена. Чрезвычайно душевный текст!

Оценка : 9
«Про Великого Полоза»
–  [ 7 ]  +

Paganist, 02 декабря 2018 г. в 00:45

Вот так и узнаёшь, почему одни старатели удачливы, а другие нет. А всё-то дело в Великом Полозе.

Если без шуток, то читая сказы Бажова, погружаешься в какой-то особенный мир. И вроде бы и обычные истории о вполне себе обычных старателях, но место чудесному, волшебному, таинственному всегда есть. Получается эдакая своеобразная профессиональная, узкоспециализированная мифология.

Сама история о Великом Полозе понравилась, хотя осталось ощущение некоей недосказанности.

Отдельно выделю язык. Уральский говор на бумаге выглядит очень художественно и образно.

Оценка : 8
«Синюшкин колодец»
–  [ 7 ]  +

Метлика, 16 апреля 2018 г. в 01:16

Этот сказ обладает жутковатой притягательностью: бабка Синюшка со своим болотным колодцем и длинными руками жутковата даже для Бажова. Она менее добра к людям, чем большинство волшебных бажовских персонажей: Хозяйка медной горы, насколько помню, убивает только жестоких и полностью потерявших совесть, таких, как Северьян убойца. Многие персонажи с этой стороны вообще не показаны. А Синюшка чуть не убила самого Илью и утопила Двоерылко, который конечно вор, но относительно безобидный.

Ранняя смерть Ильи с женой не показалась мне разрушением сказки: это сказка такая, пессимистичная, она так начинается (с демонстрации не лучших черт человеческого характера в виде старушонок, укравших у Ильи последнее) и так заканчивается.

Да и какой-то хэппи энд тут имеется: гг ведь уже хотел идти топиться в этот самый колодец, и встреча с будущей женой отсрочила его смерть, подарила счастье.

Что касается морали русских сказок — мне кажется, как раз в сказах Бажова ее причины раскрываются очень хорошо. Это крепостное право плюс коррупция, которая тоже отчасти следствие кп. Поэтому персонажам сказа «Хрупкая веточка» несмотря на желание и умение работать, не остается ничего, кроме бедности: весь немалый заработок они вынуждены отдавать барину. А персонажам сказа «Змеиный след» везет из-за несчастья: их умирающего отца отпускают на волю только потому, что «никуда его не надо». Из-за этого у них появляется возможность дать взятку приказчику и оформить вольную. И все эти повороты судьбы никак не зависят от воли самих крепостных.

Не удивительно, что на таких примерах возникает своеобразный взгляд на мир с превентивным отказом от надежды добиться чего-то собственными усилиями и надеждой на удачу. По-моему, ясно, что причина такого взгляда это система общественного устройства. И что вот тогда-то, при крепостном праве, многие проблемы народного характера и зародились.

Оценка : 10
«Синюшкин колодец»
–  [ 7 ]  +

Gourmand, 02 апреля 2015 г. в 01:02

Мне финал не понравился. Он и не трагический, и не счастливый. Он за-сказочный. Пошёл, утоп в колодце, сгинул — трагический финал, но финал сказочный. Пошёл, женился, жил-поживал — счастливый финал, но сказочный. А пошёл, женился, потом жена померла и сам помер — не финал. Из-за этого «потом». Такими «потом» можно до наших дней продолжать историю, а то и дальше. Рядом же сказка «Серебряное копытце». Встретили, получили шапку, стали жить-поживать — конец. Вот это сказка, это рассказ с финалом. И что там потом с девочкой-сиротой будет, с дедушкой, с кошечкой — это уже за пределами сказки.

В этом же рассказе Бажов воткнул про смерть молодой жены и ГГ, и это зря.

А так, без финала, — прекрасная история простого парня.

Оценка : 8
«Про Великого Полоза»
–  [ 7 ]  +

тессилуч, 05 августа 2014 г. в 10:53

Своеобразная старательская притча. Ведь «Великий полоз» сама суть Уральских гор. Во многих сказах «Великий Полоз» и образовал Уральские горы окаменев. Ему приписывают указание месторождений золота.

А близость золота я ощущаю часто, живя на самом краю Уральской платформы. Ведь совсем рядом с моим домом, который стоит на граните Урала, выработанное золотое месторождение, а в ближнем лесу разведочные шурфы.

Оценка : 9
«Медной горы Хозяйка» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 16 августа 2022 г. в 17:19

Душевно и красиво показанный культурный пласт особой русской этносоциальной группы: мастеровых — горнорабочих Урала времен крепостничества.

Бажов четко обрисовал своих земляков: люди, абсолютно четко понимающие жизнь, отнюдь и вовсе не слабые духом, способные на поступок, тем не менее живущие в условиях примерно как древнеримские рабы в каменоломнях. Могут и приковать, и задать невыполнимый «урок», избить насмерть плетьми и палками или просто выгнать как старого пса на вольные хлеба, если человек выработал свое здоровье.

Однако и на приказчика, и на бар тоже есть своя управа. И не только отчаянность дошедших до последней черты «мастеровых». Свой горный дух — Медной горы хозяйка, способная и наградить и наказать, хотя и награда часто оборачивается трагедией для человека.

Конечно, это не злой тролль, не царь гоблинов или ещё какая прочая европейская нечеловечность, но людей, каждый день рискующих жизнью в забое, достаточно устрашает и сам фактор сверхъестественного управления горными толщами. Такой вот искаженный образ матери — земли, перековавшейся в (мать-моржиху) хозяйку скал и камней.

Отлично помогает восприятию текста практически идеальное описание бытовых, обыденных вещей, создаётся впечатление, что рассказ ведётся не просто бывалым человеком, а знакомым или даже близким родственником. В общем, автор очевидный уральский самородок, наше все горно-заводской цивилизации.

Оценка : 9
«Синюшкин колодец»
–  [ 6 ]  +

Paganist, 15 февраля 2021 г. в 15:09

Какая-то беспросветная картина мира в этом конкретном сказе вырисовывается. Будешь вкалывать честно и упорно — добра не наживёшь. Будешь работать спустя рукава — особо ничего не изменится. Получишь дары от духов гор — счастье и богатство будет, но недолго. Конечно, свою лепту в такой нерадостный сценарий вносит бесправие рабочего люда тех времён и мировоззрение, сформированное на его основе. Но всё же как-то невесело. Слишком безнадёжно.

История про бабку Синюшку и её колодец — вполне традиционна для «Уральских сказов». И как бы хороший парень, чтущий заветы мудрой бабушки, не старался — всё равно судьба его какая-то глупая, хоть и жизненная. То ли написано у него на роду такая участь, то ли это расплата за столкновение с Синюшкой. Ведь практически во всех сказах судьба персонажей, взаимодействующих с духами, подобными Хозяйке горы или Синюшке, трагична.

Оценка : 7
«Дорогое имячко»
–  [ 6 ]  +

Paganist, 12 августа 2018 г. в 19:41

Всё то, о чём растолковывает Бажов в очерке «У старого рудника», в этом сказе есть. Таким образом, «Дорогое имячко» — хрестоматийный пример одного из уральских сказов.

Интересно описание старых времён — накануне и сразу после сибирских походов Ермака. Сюжет крутится вокруг алчности людей, падких на драгоценности. С другой стороны — «стары люди», не знавшие огнестрельного оружия и власти золота. Причём непонято, стары люди — аборигены Среднего и Южного Урала, или мифологический элемент. Впрочем, лучше не заморачиваться над этим вопросом, ибо сказ хорош и без расшифровки смыслов. Придаёт ему очарования и своеобразный язык — говор уральцев.

Оценка : 8
«Уральские сказы» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

komes, 23 июля 2016 г. в 00:27

Вот это то, что возьму я с собой: детям и своим, и чужим — читал, протер от пыли сейчас — внукам тоже надо прикоснуться к прекрасному. По мне так, высшая оценка — человек ставит книгу на полку для прочтения со своими детьми. Сказы-Бажов это сочетание-памятник, два издания на бумаге в личной библиотеке — мой малюсенький вклад.

Оценка : 10
«Синюшкин колодец»
–  [ 6 ]  +

bbg, 04 августа 2014 г. в 10:59

Воспоминания детства... Радиола, заезженная пластинка и голос Николая Литвинова из динамиков: «Без ковша пришёл!..»

Как давно — и как здорово это было!

Оценка : 10
«Старательские сказы» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Bizon, 06 февраля 2013 г. в 20:47

Очень необычный и весьма качественный цикл «сказов» посвященный жизни средневекового Урала, времен правления Демидовых. В этих простых рассказах доступно изложено о жизни старателей, резчиков по камню, о тех легендарных уральских мастерах, которые жили в реальной жизни. Поэтому и называются они не сказки и не рассказы, а нечто среднее — «сказы». При всей реалистичности происходящего, Бажову удалось создать собственный мифологический мир, напрямую привязанный к Уралу, а выдуманные им персонажи напоминающих обитателей тех краев, своим характером. Топономичность придуманных персонажей очевидна: Великий Полоз, указывающий на места золотопроявлений, Огневушка-Поскакушка, голубая змейка помогающая средневековым геологам (рудознатцам). Привлекателен и язык которым написаны произведения, его невозможно перепутать с кем-то: неторопливое основательное повествование, создающее в голове картину сидящего у печки деда который рассказывает эти истории, при этом обязательно что-то делает — не важно что, лапти плетет или строгает лучину. При этом автор незаметно учит о прописных истинах: то трудолюбие и упорство благо, а корысть и стяжательство до добра не доведут. Нельзя сказать, что это детские произведения, отнюдь. Но именно в детстве закладываются основы характера. Такую литературу необходимо читать в любом возрасте. Особенно будет интересно интересующимся историей Урала.

Оценка : 9
«Синюшкин колодец»
–  [ 5 ]  +

Krislizerin, 10 апреля 2021 г. в 12:34

Очень трогательный сказ, который оставляет светлую грусть после прочтения. Влюбился Илья девку-Синюшку, поэтому и страдал, поэтому и жену взял похожую, как две капли воды на свою любовь. Смысл тут вовсе не в богатстве и наставлениях покойной бабки, а в любви, потому что ведь и сама Синюшка с горестью говорит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена», видимо, и хотелось бы ей уйти с молодцем, девкой остаться, а не может, только вздыхает. Вот и Илья это понял, жил с ее образом в сердце, с образом ее и смерть принял.

Оценка : 10
«Две ящерки»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 20 мая 2020 г. в 10:20

Сказы «Малахитовой шкатулки» можно условно разделить на два типа. Первый — истории о мастерах, их судьбе и творческом поиске. Второй — о социальном неравенстве. «Две ящерки» как раз из второй категории. Первая часть этого сказа — художественная история о том, как в Гумёшках начиналось горное дело и металлургия, а вторая — похождения молодого рабочего со встречей, как полагается, с Хозяйкой горы. Вот только сказ какой-то неровный, недоработанный, не отшлифованный что ли. Есть моменты, которые никак не вяжутся с общим сюжетом. Да и стилистически текст тяжеловат. Не хватает в сказе чего-то такого, что ярко выделяет его из ряда других историй «Малахитовой шкатулки». При этом, сказать, что он плох, нельзя. Вполне интересный рассказ, но без привычной для Бажова изюминки.

Оценка : 7
«У старого рудника»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 12 августа 2018 г. в 19:49

Интересный текст. Вводная к Уральским сказам. Не случайно в моём сборнике сказов он идёт первым. Читателя знакомят с биографическими фрагментами автора,. Есть в очерке культурологические, исторические и даже минералогические куски. Всё это подаётся для того, чтобы лучше понять дух и атмосферу региона. Что ж, за это автору спасибо. Очень информативно. Много узнал нового что касается и самой жизни на уральских заводах, и непосредственно сказов местных жителей.

Оценка : 8
«Огневушка-поскакушка»
–  [ 5 ]  +

Gourmand, 03 апреля 2015 г. в 07:18

Ещё один Дух природы, показывающий людям залежи золота: озорная девчушка Огневушка-поскакушка. С этой девицей всё более-менее ясно: даётся золото отважному и приметливому. Ну и чисто российский финал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С первой лопатки такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях.

Прихранить богатство не сумели, конечно. Федюнька — малолеток, а Ефим хоть старик, а тоже простота.

Народ со всех сторон кинулся. Потом, понятно, всех согнали начисто, и барин за себя это место перевел.

Быть золотоискателем в России невыгодно, всё равно всё отнимет барин.

Оценка : 8
«Змеиный след»
–  [ 5 ]  +

Gourmand, 03 апреля 2015 г. в 06:23

Окончание «Про Великого Полоза». Что-то совсем управлять людьми принялся этот Полоз. Парню, который отказался выкупать своего брата, отказал даже в том золоте, которое было добыто и схоронено на огороде. Какой-то прям вершитель человеческих судеб. Странный образ. Мне кажется, такой мог родится только в крепостной России. Ведь и золото моют не на собственном участке, а на помещечьей или государственной земле, сдавать добытое обязаны в контору. Возможно, отсюда такой образ «мужицкого божества», которое в дела государственные не вмешивается. Кстати, в сказе «Дорогое имячко», где «древние люди» собрали всё лежащее на земле золото внутрь горы, никакого Полоза не было и в помине.

Также в рассказе есть мотив «не бери сверх необходимого». Выживший брат перестаёт заниматься золотодобычей, хотя вроде и честный, и добрый, и богатство его не испортило. Но избушку справил, женился — и всё, бросил теребить Полоза. Всё-таки, лучше с уральскими недрами не связываться, не к добру это.

Очень эти Бажовские сказы отличаются от культуры и этики, привычной для меня. Какое-то прям погружение в крепостную Россию, в представление этих бедных подневольных людей о счастье и самоограничении (чтобы не навлечь гнев хозяина? не выделяться из общей массы?). Очень-очень интересно.

Оценка : 9
«Медной горы хозяйка»
–  [ 4 ]  +

SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г. в 12:39

Одна из самых мрачных сказок. За это и не нравилась в детсве. Позрослев — по другому на неё взглянул. Это концентрированная правда жизни старателей горняков Урала: честный ты или нет, хороший или иначе, будешь беден или привалит богатство — всё равно заберет Медной Горы Хозяйка твоё здоровье и жизнь. Важно лишь как как тебя запомнят после этого и что ты близким после себя оставишь.

«Голубая змейка»
–  [ 4 ]  +

Paganist, 20 января 2022 г. в 17:11

Вот это старый добрый Бажов. Отличный сказ без пропаганды, коей в последние годы автор пичкал свои произведения. Про верных друзей, про испытания, про хорошие поступки и — куда без них? — загадочными духами Уральских гор. Ладно скроенный сказ. Читал и радовался.

Оценка : 9
«Огневушка-поскакушка»
–  [ 4 ]  +

Stalk-74, 14 октября 2021 г. в 23:45

Один из самых популярных уральских сказов Павла Бажова. По нему снят мультфильм, его помещали в разные хрестоматии для внеклассного чтения в начальной школе. То есть упор сделан на жизнь маленького мальчика Федюньки. На фоне тяжелой жизни простого люда при царизме. И совсем в советское время старались не обращать внимания на потусторонние силы, являющиеся главным двигателем сюжета. И даже хозяевами большими, нежели цари, помещики да приказчики.

В основном, у Бажова эти существа, являющиеся людям в виде рептилий — ящерок, змей, полозов. Здесь заглавный герой — саламандра, жительница огненной стихии, кажущейся мальчику в привычном ему образе — дечонки-ровесницы.

Причем, люди её видят и не видят. То есть не верят глазам своим. У Бажова, вопреки церковным и коммунистическим догматам, Иные, скорее, добрые и справедливые. И уж куда мудрее людей.

Сейчас начали говорить о щелпах.Суеверия. фольклор? Конечно. Где потусторонние силы — там камушки-самоцветы, а то и золото. Но почему рептилья аномалия именно на Урале? Согласитесь, под таким углом читать сказы Бажова куда интереснее, нежели сказочки для начальных классов. Вот и Огневушка загадочна своим образом и среди других сказов больше не появляется ни в каких ипостасях.

Оценка : 8
«Живинка в деле»
–  [ 4 ]  +

Paganist, 17 июля 2021 г. в 15:43

Вот смеялись над героем сказа товарищи, мол, во всех работах высот высот достичь хочет. А ведь как человек узнает, какое дело — его? Далеко не факт, что к какому-то делу есть склонность, если даже этим делом всю жизнь занимаешься. Вот Тимоха был до всего охоч и таким вот опытным путём определил ту сферу деятельности, к которой больше всего прикипел. Пусть это даже малопрестижная профессия углежога. Да, с одной стороны мужики правы: всякое дело требует времени на освоение, ибо в каждом промысле свои хитрости и нюансы. Но почему нельзя пробовать что-то иное, особенно когда многое даётся легко? Почему такое поведение осуждается и высмеивается? Человек ищет себя — и это прекрасно. Не пьёт, не дебоширит, а честно работает. Что ж тут зазорного?

Этот рассказ прекрасно ложится и на нашу действительность. Ведь нередки случаи, когда человек ищет себя в новой сфере, а родные, друзья и прочие из окружения недоумевают, мол, зачем, почему, занимался бы тем, чем занимался, к чему вот эти выкрутасы и т.д. И хорошо, если человеку удаётся, как герою рассказа, настоять на своём, найти любимое дело и достичь в нём высот.

Оценка : 8
«Ермаковы лебеди»
–  [ 4 ]  +

Paganist, 12 мая 2021 г. в 20:08

Странно, что нет отзывов. Ведь легенда-то красивая. Определённо не похожая на традиционные Уральские сказы Бажова, где всё больше про заводских людей да про мастеров. И это однозначно плюс автору, который может показаться несколько однобоким писателем. А он-то и вполне эпичные вещи мог писать.

«Ермаковы лебеди» — история героическая и лирическая одновременно. Начинается, что характерно, в духе других сказов. Но уже вступление настраивает на иной лад. И после истории про детские да юношеские года героя сказ постепенно переходит на другой уровень: более пафосный, символичный и даже мифологичный. Да, красивый сказ.

Оценка : 9
«Хрупкая веточка»
–  [ 4 ]  +

Paganist, 11 мая 2021 г. в 11:08

В сказах Бажова нередко у положительных героев преужасная судьба, а их истории заканчиваются совсем печально. В «Хрупкой веточке» финал открытый, но такой, какой можно назвать хеппи-эндом. Всё-таки барин кончил плохо, а главный герой таки избавился от его нападок. И всё же за основным сюжетом отчётливо показана нелёгкая жизнь крепостных и заводских людей, страдающий от произвола промышленников, приказчиков и прочих ушлых людишек.

Оценка : 8
«Травяная западенка»
–  [ 4 ]  +

Paganist, 11 марта 2021 г. в 15:51

Любопытный сказ. Почему-то возникла ассоциация про золотую лихорадку Калифорнии и Аляски. Наверное, потому что главным мотивом главного персонажа (впрочем, как и во многих других сказах) является жажда разбогатеть. А так как честно работая на заводах и рудниках этого достичь невозможно, в ход идут самые разные средства. Среди них — помощь сверхъестественных сил, которые знают, где искать залежи драгоценных металлов и камней. И, конечно, ушлые люди — в их роли обычно выступают заводчики, приказчики да прочие лизоблюды — всеми средствами пытаются добыть богатство. Почти халява, ибо вкалывать не надо. Знай себе, выполни все условия местного духа горы и живи припеваючи. Но если бы это было так легко, пожалуй, и сказов никаких не было. Потому как ушлые привычно получают по заслугам и в лучшем случае остаются ни с чем. А вот простым и честным людям духи если не симпатизируют, то особых каверз им не чинят.

В общем, «Травяная западенка» — такой себе старательский рассказ о золотой лихорадке на уральский манер.

Оценка : 7
«Тараканье мыло»
–  [ 3 ]  +

Paganist, 17 июля 2021 г. в 15:25

То, что в 18 веке немцы приложили руку к становлению отечественной промышленности и вообще играли заметную роль в стране, общеизвестно. Не секрет, что русский человек настороженно воспринимает иностранцев, в том числе и когда они вмешиваются в привычные дела. С этой точки зрения, этот сказ вполне логичный и забавный. Другое дело, что «немецкая» тема в творчестве Бажова появляется именно в годы войны с Германией. «Тараканье мыло» ведь не единственный рассказ, где фигурируют немцы. И показаны они ограниченными, глупыми и совершенно неуместными на уральских рудниках объектами. Над такими только и потешаться. Что, собственно, и делает герой этого сказа.

Оценка : 7
«Огневушка-поскакушка»
–  [ 3 ]  +

Siberia, 10 октября 2020 г. в 12:23

Мал да стар — подходящие типажи для потехи, по мнению артельских. Посмеялись они над детством и старостью, а зря — промашка вышла.

Побасенка о жизни уральских старателей приоткрывает кусочек житья-бытья двух доверчивых золотоискателей — мальчонки лет восьми, Федюньки, и дедко Ефима. Поводом для шуток над ними в старательской артели стала Огневушка-Поскакушка — самобытный фантастический персонаж. Эта девчоночка — удивительно точное олицетворение всполохов огня, его переливов — «волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба». Танец ее, кругами и петлями, похож на распространение огня при возгорании. Взрослые открещивались от увиденного — примерещилось мол, а мальчонка не отступил.

Появления Поскакушки призваны облегчить жизнь старателям — согреть, развлечь, а некоторым показать местонахождение золотого песка — «золотой редьки». Открывается чудо лишь избранным — тем, кто готов поверить в него без оговорок, как восьмилетний Федюнька.

Однако, наша жизнь не безоблачна, а сказы Бажова не вполне сказки. Удача пришла к Федюньке и дедко Ефиму на короткий миг — на место их находки быстрехонько набежали многие. Вот такая версия появления Поскакушкинского золотоносного прииска, существовавшего когда-то близ Полевского. А название прииска возникло от наименования речки Поскакуха, скачущей и петляющей по тем самым местам.

Оценка : 10
«Тяжёлая витушка»
–  [ 3 ]  +

Paganist, 22 июля 2020 г. в 10:50

Несколько отличающийся от других историй сказ. Наверное, потому что от первого лица. В остальном — выдержан в классическом «бажовском» стиле.

История о том, как нужно уметь удержать птицу счастья в своих руках. Герою-то подфартило изрядно, да распорядиться разумно плодами удачи дано, видимо, не каждому. Особенно, когда вокруг столько соблазнов и соблазнителей. Из грязи в князи и обратно — известный сюжет. Бажов его обыграл на свой манер, в декорациях уральских приисков. Что ж, рассказ о жадности, глупости, хитрости и человеческой слабости интересен и поучителен. Напоминает о скоротечности удачи и её последствиях.

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх