Лео Перуц отзывы

Все отзывы на произведения Лео Перуца (Leo Perutz)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Мастер Страшного суда»
–  [ 18 ]  +

Elessar, 29 декабря 2012 г. в 13:29

Замечательная книга, завораживающая, пугающая. И необычайно многогранная: здесь есть и нотки мистики с оттенком недоброй тёмной магии из средневековья, и детективные мотивы, и глубокий, но не навязчивый акцент на переживаниях и эмоциях героев. Очень интересна авторская манера цепляться за самые крохотные и на первый взгляд незначительные фрагменты, нарочито подчёркнутая в самом начале. На первый взгляд, это позволяет читателю лучже вжиться в описанный на страницах книги мир, за стремительно развивающимся сюжетом не пропустить изысканные фиакры, и фигурку ангела на крыше аптеки, и антикварную тросточку доктора Горского. На первый взгляд, да. Но чем глубже мы погружаемся в текст, чем дальше следуем за Сольгрубом и Пошем навстречу таинственному убийце, тем лучше мы понимаем замысел автора. Занятно — чем больше мистики и детектива мы видим, тем меньше верим во всё это, тем старательнее начинаем вчитываться в текст и искать ответы между строк. И на то есть свои причины.

Действительно, самая природа зла по Перуцу — нечто, гнездящееся внутри каждого из нас. Затаённые фобии, подавленные страхи, чувство вины. В самом деле, ведь страшный суд — это возмездие за грехи, в коих мы повинны. А раз так, то нам открывается совершенно новый смысловой подтекст. Средневековый художник, заколовший заклятого врага. Талантливый актёр, лелеющий в душе план отмщения любовнику своей жены. И очень хорошо в этот контекст вписывается наш дорогой рассказчик, скрипач и писатель, который — что? Уж не довёл ли он, в самом деле, актёра до самоубийства? За много лет до возникновения самого термина Перуц представляет на наш суд ненадёжного рассказчика. И такие стройные сюжетные построения сразу шатаются под грузом вины барона. Что из происходящего правда, а что — извлечённая из лабиринтов подсознания иллюзия, терзающая фон Поша?

Послесловие даёт нам исчерпывающие ответы, но тем не менее это было просто великолепно. Мы сами, а точнее, наша совесть и есть тот мастер, что предаёт нас страшному суду раскаяния. Не дремлющее в глубине души предчувствие древнего страха, но зло, что есть плоть от плоти самой нашей души. Не встреченный на полуночной аллее первобытный ужас, но отражение в зеркале. Не кошмар наркотической грёзы, но мука вины. И мне кажется, что не нам судить барона. Хоть мы и не знаем, что за человек на самом деле был Ойген Бишоф, мы не вправе обвинять его невольного убийцу. Тем более, что он наказал себя сам. Слишком сильная личность, чтобы безвольно покончить с собой, фон Пош сделал всё, чтобы искупить содеянное. Надеюсь, что это ему зачтётся.

И напоследок один маленький совет. Ни в коем случае не читайте роман наискосок и второпях. Вы рискуете пропустить расставленные автором подсказки и прочесть всего-навсего мистический детектив. А когда правда, наконец, всплывёт на поверхность, вы лишитесь волшебного ощущения, когда ваши догадки наконец-то получают фактическое подтверждение. Это даже приятнее, чем вычислить убийцу в детективе. Словом, не упустите главного. И — добро пожаловать на Страшный Суд.

Оценка : 8
«Шведский всадник»
–  [ 14 ]  +

Avex, 18 мая 2009 г. в 11:53

(плутовской роман в стиле магреализма)

Это история о двух путниках времен Полтавской битвы. Один из них, грешный, как прочие, не устоял перед искушением и обманул товарища. Возжелав богатства, он сделался разбойничьим атаманом, обзавелся домом и семьей — но принесло ли это счастье?

Это история о том, что от судьбы не уйдешь. Герой может возноситься к ангелам или спускаться в епископское пекло, может уводить чужих жён или грабить богачей, но, сколько веревочке ни виться, конец предрешен и тебя снова ждет та же самая развилка у домика Мёртвого Мельника и мертвецкая повозка.

Это история о погоне за химерой мечты.

Это история... не важно о чем, ведь каждый найдет здесь что-то свое.

Язык повествования вязкий, витиеватый — но стоит вчитаться, и он поглощает с головой, становится ближе, естественней. События подчеркнуто реалистические, с небольшими вкраплениями магического (чудесное можно увидеть и в самых обыденных вещах — нужно только взглянуть на мир глазами ребенка). Чем кончится, известно с первых страниц, только это тут же отходит на второй план. Не стоит ожидать здесь бешеного экшна и волшебных превращений. Не стоит рассчитывать на бездумное времяпрепровождение. Не надо ждать, что вам скормят не раз пережеванную легенду-небыличку о лихом авантюристе. Но стоит рассчитывать на пробуждение собственных мыслей, добротный язык, и на чарующую атмосферу истории.

Если сравнивать Перуца с другими писателями, в первую очередь почему-то вспоминается Майринк, хотя между ними, признаться, мало общего. Тем и хороши классики, что они не похожи друг на друга.

Перуц склонен описывать людей в других странах и эпохах, ведь современность не несет в себе ничего хорошего — что-то зловещее витает в воздухе. Для знакомства с его творчеством я порекомендую в первую очередь три вещи: этот роман, «Снег святого Петра» и «Ночи под каменным мостом». Если же вам хочется чего-нибудь попроще, ограничьтесь детективом «Мастер Страшного Суда», включенным Борхесом в библиотеку «Седьмой круг». Только это уже совсем другой Перуц, совсем другая история.

Оценка : 9
«Ночи под каменным мостом»
–  [ 13 ]  +

arcanum, 29 декабря 2013 г. в 16:24

Исключительно изящная и красивая вещь, атмосферная, затягивающая своей аурой средневекового (точнее, наверное, уже возрожденческого) карнавала. Алхимики, художники, евреи-ростовщики и мудрые рабби, кавалеры, солдаты, воры и император Рудольф — многоцветный карнавал и прямо таки ожившая картина кого-нибудь из старинных европейских мастеров, Брейгеля к примеру.

Мне по атмосфере очень напомнило «Семь фантастических историй» Бликсен. Такая же успокаивающая, уютная атмосфера старой Европы, только на пару веков раньше. Ну, и Прага, само-собой, она здесь настоящая царица, мудро наблюдающая за своими обитателями.

А насколько прекрасен образ сплетенных в объятиях розы и розмарина, впускающих в себя по ночам души влюбленного императора и его возлюбленной — словами не передать. Один из самых ярких литературных образов, попавшихся мне за последнее время.

Оценка : 10
«Снег святого Петра»
–  [ 11 ]  +

witkowsky, 07 мая 2012 г. в 08:47

Наверное, наиболее популярное на сегодняшний день у читающих по-русски книга Перуца. Однако в странном (как обычно) переводе Белокурова это не совсем та книга, которую писал Перуц: «снег» как таковой заслонил главного героя. Впрочем, книгу эту лишь несколько исказило — но не испортило. «Плохого Перуца» нам, по счастью, из-за переводчиков досталось куда меньше, чем плохого Майринка. В итоге писатели начинают казаться чуть ли не равными (Майринк-то испоганен с начала 20-х так, что писать не хочется). Перуц у нас всего лишь несколько искажен, и к «Снегу» это относится в полной мере.

Причем именно то, чего в оригинале нет, нравится многим читателям, — такое, помните, при советской власти имело место с Сэллинджером.

В целом же — оригинал исключительно хорош, а если перевод оказался хорош по каким-то другим причинам — мы, в конце концов, не в накладе. В литературе почти никогда не действует принцип арабской математики (если книга плохая, и перевод плохой — «минус на минус превратится в два минуса, а не в плюс).

Для прочтения, думаю, обязательно.

Оценка : 8
«Эх, яблочко, куда ты котишься...»
–  [ 8 ]  +

Zlydeni, 15 августа 2017 г. в 08:41

Что тут скажешь, книга завораживающая. Мне, к сожалению, сложно судить, насколько достоверно представлены исторические реалии России начала XX века. Вполне вероятно, что были допущены какие-то вольности. Да и мог без них обойтись пражский немец Перуц?

Эта книга об одержимости, а такие истории сразу цепляют читателя, если автор всё грамотно распишет. Так здесь и вышло. Первая мировая война закончилась. Георга Витторина, австрийского офицера, отпускают из сибирского лагеря для военнопленных. Витторин едет домой, но клянется вместе с небольшим кругом своих соузников отомстить штабс-капитану Селюкову, коменданту их лагеря. Правда, товарищи Витторина по беде довольно быстро втягиваются в нормальную жизнь, клятва, данная ими в России, кажется им нелепой. Нелепым кажется и Витторин, который намеревается вернуться в Россию, в которой начинается Гражданская война, единственно чтобы отомстить штабс-капитану Селюкову. Для Витторина война еще не закончилась.

Одержимость Витторина точно заставит читателя дочитать книгу до конца, не отрываясь на посторонние дела. И хотя роман — это известная всем история, почти притча о вендетте и прощении, фактически линейное путешествие из пункта А в пункт Б, на протяжении которого каждый читатель уже знает, чем закончится книга, всё равно оторваться невозможно. Приключения Витторина сводят его с самыми разными людьми, и каждый второстепенный персонаж представляется очень интересным. Портреты этих эпизодических попутчиков Витторина Перуц рисует быстрыми и короткими мазками, и каждый из них — яркая индивидуальность. И таким образом автор вообще представляет палитру человеческих характеров, людей самых различных и по-разному переносящих тяготы войны.

Короче говоря, роман строго рекомендуется к чтению.

Оценка : 10
«Иуда «Тайной Вечери»
–  [ 8 ]  +

witkowsky, 06 мая 2012 г. в 20:22

Прежде всего: последнему роману Перуца повезло — его переводила блестящая переводчица Нина Федорова. У нас таких германистов с трудом десяток в последние 20 лет наберется. Поэтому тот, кто читает «Иуда» в этом единственном переводе — может быть спокоен, ему и оригинал не особо нужен. В эти самые последние годы жизни (а умер автор что-то примерно через 100 дней после окончания «Иуды», Перуц. наверное, умер бы с голоду... кабы не стойкий его поклонник — Борхес. Латиноамериканские переводы приносили заработок, — без него эта книга, глядишь, вовсе не была бы написана.

В ней есть ловушки: тот, кто будет читать, пусть обратит внимание: С ЛИЦА КОТОРОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ автор заставил написать Иуду художника. И таких ловушек я насчитал десятка два.

Конечно, перед нами чистая пражская школа единый ряд немецкой (и отчасти еврейской прозы) — Брод, Кафка, Майринк, Верфель и т.д.

Ничего больше я сказать не могу. Может быть, это и не прославивший Перуца «Мастер Страшного Суда», но вторая или третья его книги в числе лучших.

Конечно, это не в прямом смысле фантастика. Это чистая мистика... но такова вся пражская читала.

Прочитайте непременно. Едва ли пожалеете о потраченном времени.

Оценка : 9
«Прыжок в неизвестное»
–  [ 8 ]  +

prouste, 25 апреля 2011 г. в 15:48

Первый опыт знакомства с Перуцем — понравилось чрезвычайно. Четыреста ударов, которые переживает герой, нанесены изобретательно: мы настолько считаем само собой полагающимися бытовые условия существования, что показанная зыбкость отношений человека с социумом впечатляет. Напомнило Честертона, весьма увлекательно. Прием разработан и выжат на все сто. Помимо фабульной изобретательности сцен, нельзя не отметить насыщенность декораций пестрыми типажами — сравнительно, например, с «Голодом» Гамсуна( у которого тоже одинокий изгой мечется по городу), «Прыжок» до удивительного многоперсонажен. У меня возникли ассоциации с целым направлением в кинематографе об обреченности и невозможности вырваться за пределы круга.

Оценка : 9
«Прыжок в неизвестное»
–  [ 8 ]  +

kerigma, 10 февраля 2010 г. в 10:13

Перуц писал в начале прошлого века, когда жанр сюрреализма еще только зарождался. Во всяком случае, с моей современной точки зрения это едва-едва, и то с очень большой натяжкой, тянет на сюр. Потому что не всякий болезненный или предсмертный бред есть сюр, и варианты «Картер проснулся в своей комнате весь в поту» — если честно, довольно слабый обоснуй :)

Роман начинается с какой-то совершенно дурацкой истории о герое, укравшем книгу и пойманном полицией in flagranti. Пытаясь убежать, он поднимается на верхний этаж дома и прыгает в окно. И вот тут, собственно, начинается само действие, сам сюр. Потому что появившийся на сцене герой ведет себя как-то очень странно и бестолково, без видимой причины — и так две трети романа. Сссорится со всеми, с кем только можно, совершает страшно глупые и импульсивные поступки. Причем по обращению к нему других людей видно, что еще вчера и вообще в прошлом герой, видимо, был вполне адекватен, так что сегодняшние слабости и глупости ему в основном даже склонны прощать.

Весь роман — это события одного дня. Хотя «события» — сильно сказано, точнее, череда дурацких случайностей и происшествий, какая-то идиотская фантасмагория. По ходу действия все сильнее поражаешься тому, как остальные люди вообще могут выносить общество главного героя, этого придурка и неудачника с болезненно раздутым самомнением. Он как-то очень бестолково тратит этот день, мечась по городу, портя отношения со всеми и пытаясь избавиться от своей проблемы.

Финал (последние полторы страницы) в некоторой степени объясняет причины столь странного его поведения, хотя в моих глазах отвратительного героя нисколько не оправдываетт. Собственно, только за счет этих полутора страниц книга и может именоваться сюром. Что, впрочем, не делает ее ни умной, ни увлекательной. Исполнение в жанре «анекдота» как его понимали в 19 веке — «дурацкая история ни о чем». Не рекомендую категорически.

Оценка : 3
«Мастер Страшного суда»
–  [ 7 ]  +

Hengest, 24 июля 2019 г. в 21:43

   Прекрасный короткий психологический роман, не оторваться. Удивительная динамика, яркие характеры главных героев, перекличка времен, тонко выписанные бытовые детали, непредсказуемый финал. Действие погружено в красивый, тревожный и уже колеблющийся мир Австро-Венгрии начала XX века. Моим личным буквально физиологическим ощущением во время чтения был сладкий запах засохших соцветий сирени, старых полузабытых книг. На мой взгляд, и мистическая линия романа не выглядит столь уж небывалой, думаю, что Кастанеда был знаком с творчеством автора.

  Наиболее интересной для меня была идея самообмана, который приходит человеку в утешение и в оправдание его неприглядных поступков — не важно, были ли они совершены реально или только в мыслях. И добро и зло обязательно возвращаются, сделанное, задуманное меняет человека и его жизнь. Ну а я вот вернусь к роману через некоторе время и открою для себя еще какие-то упущенные при первом знакомстве детали: роман вовсе не ограничивается простым детективным сюжетом.

Оценка : 8
«Гостиница «У картечи»
–  [ 7 ]  +

prouste, 07 июля 2013 г. в 05:47

Довольно странно, что этот рассказ мало кем прочитан и на форуме не оценен. На мой вкус — это лучшее восхитительное произведение Перуца, сиимволическая тонкая зарисовка на тему тыловой жизни в Праге времен Первой мировой, которая перерастает в драму. Безукоризненная рефлексиия на тему того, как изменились защитники хрупкого мира, о ннеизбежной коррозии добра, которое с кулаками. Формально обстановка как у романа Гашека, но разница между рассказом Перуца и забавным плутовским эпосом колоссальная, собственно, как между высокой культурой предвоенной Европы и ее демократической последующей эволюционной. Особо меня впечатлил образ саперов-жуков и их финального торжества. Рассказ еще и композиционно сделан на тончайшем уровне: начался с развязки, затем основная и факультативная ретроспекции и финал с опошлением трагизма. Почитайте хотя бы в электронном виде, есть ведь.

Оценка : 9
«Снег святого Петра»
–  [ 7 ]  +

prouste, 26 апреля 2011 г. в 16:04

Сразу несколько интригообразующих приемов использует Перуц в романе: любовная линия, детективная, амнезия смешены умело для подготовки к смешному финалу и грустному эпилогу о расставании и отречении. Есть еще и темы угасания аристократии, эволюции религии к 20 веку, тайного наследника Барбароссы. К традиционно энергичному ритму и умению выстроить второстепенных ярких персонажей для оживления декораций( здесь солирует русский аристократ) Перуц добавил сцены провинциальной жизни, любовного томления. Перуц вообще и эта повесть в частности сильно повлиял на манеру подачи материала Антона Уткина в «Хороводе», где и так цитат из романтики 19 века было переизбыточно, но вот манера организации материала и ритм — чисто как у Перуца.

Оценка : 9
«Эх, яблочко, куда ты котишься...»
–  [ 6 ]  +

Avex, 25 октября 2017 г. в 05:47

В губчека попадёшь, не воротишься...

Совсем не то, что ожидалось от автора, хотя название и вселяло некоторые подозрения — нарочито безыскусная, шероховатая, развесистая история по мотивам рассказов русских белоэмигрантов.

///

quo vadis? куда летишь, пуля?

нет, не пуля — яблочко! и не летит, а скачет, что твой колобок по минному полю — через границы разбегающихся стран послевоенной Европы, меняя города и веси, меняя имена — то началась игра хамелеона, ибо в мире, где нет правил и царит анархия, иначе нельзя

Текст поначалу представляется небрежным (хотя может быть это сделано и намерено), некоторые обороты ставят в тупик — «Получили ли там моя телеграмма?» -возможно, в оригинале было транслитом. тогда стоило дать сноску — c'est cruel, c'est inhumain — вываливать на читателей, не владеющих французскими языками и обладающих багажом хорошо если цпш (кои составляют немалую часть целевой группы) такие изыски просто жестоко и бесчеловечно.

(смайлики ставлю не всегда, если что)

Совсем не то, что ожидалось от автора, в плюс только финал, но пожалуй, стоило прочитать хотя бы ради этого.

Оценка : 6
«Эх, яблочко, куда ты котишься...»
–  [ 6 ]  +

witkowsky, 06 мая 2012 г. в 21:53

Читатели, не читавшие, убеждены, что тут полно развесистой клюквы. Однако ведь в Канаде есть исполинская клюква, где ягоды — с яблоко. Так и тут: перевести и издать это дело было необходимо. Это безо всякого сомнения одно из лучших книг Перуца. Однако же не зря главный герой именно этого романа стал прототипом Джеймса Бонда, что Флеминг сам и сообщал. Жаль, фильма по книге нет — готовый сценарий.

Уже переведено. Уже почти раскуплено. Уже половина читателей спросила — откуда опечатка в заглавии. Там ее нет. потому как — Эх, яблочко, куда кОтишься. попадешь ко мне в рот — не воротишься. Триллер — он и есть триллер. и не зря исходный тираж у книги составил три миллиона, перебив даже успех «Мастера Страшного Суда».

Категорически не рекомендуется сторонникам фантастики ближнего прицела.

Оценка : 10
«Шведский всадник»
–  [ 6 ]  +

2480, 07 марта 2011 г. в 18:27

История о проблеме выбора, довольно своеобразная и западающая в память. Как бы герой наш ни молился, свою участь он уже выбрал, грабя путников на дорогах. Сделанного не отменить, думать надо, прежде чем что-то сделать. Машины времени нет на сей момент, так что забота о будущем идёт из прошлого. Да, покончил герой с криминалом, но... прошлое не отпустит. Набедокурил, стал молиться, а расплата настигла всё равно.

Эта история заставляет задуматься, чего же мы хотим от жизни нашей и на что можем рассчитывать. И не поздно ли кое-что исправить? Каждый делает свой выбор сам. И отвечает тоже. Вот это удалось уяснить из книги на 100 процентов^_^

Оценка : 9
«Парикмахер Тюрлюпэн»
–  [ 6 ]  +

mistrael, 07 января 2011 г. в 23:35

  Перуц – мастер исторического, равно как и псевдоисторического повествования, и граница между ними нарочито прочерчена автором не вполне четко. Роман ироничен. Перуц иронизирует над обиходом простолюдинов, над заширменной жизнью господ, над своим героем. Да и над самой Историей, опровергая тезис «судьбу вершат сильные мира» – его Тюрлюпэн одним выпадом решает судьбу целой эпохи. Роман театрален, как водевиля с фантастическим сюжетом. Реплики, диалоги оригинальны, как на подмостках. Сцена сменяется сценой, трактир, собор, особняк – все кажется умелыми декорациями. Если плохую книгу можно сравнить с провальной пьесой, а среднюю – с премьерой актеров-дебютантов, то «Парикмахер Тюрлюпэн» – постановка, отточенная многими сезонами игры.

  По мере чтения может показаться, что книгой Перуца вдохновлялся другой немецкоязычный писатель – Патрик Зюскинд, настолько удивительно схожи персонажи авторов: французы, один был парикмахером, другой – парфюмером, оба не знали своих родителей и погибли в толпе, оба безумцы, и оба оставили свой след в истории. Наконец, оба преследуют женщину. Мне хотелось бы думать, что, уловив это сходство, я не ошибся.

Оценка : 10
«Снег святого Петра»
–  [ 5 ]  +

Rovdyr, 02 декабря 2016 г. в 07:08

Среди нескольких прочитанных мной романов Лео Перуца «Снег Святого Петра» ставлю особняком. Подобно другим произведениям, этот роман изобилует интригой, интересными сюжетными ходами, драматизмом, историческими деталями. Даже любовная линия (к чему я обычно отношусь настороженно) прописана тонко и деликатно — и, что очень важно, очень натурально — поэтому я признаю ее дополнительным украшением романа.

Но главное, за что я выделяю «Снег Святого Петра» — за то, что в романе присутствует великая Императорская династия Гогенштауфенов, в том числе Фридрих II — «Удивление Мира». Присутствует не как действующее лицо, а как объект, к которому апеллирует один из главных героев — барон фон Малхин, воистину человек не от мира сего.

Ключевым смысловым элементом романа является, на мой взгляд, абсолютно логичное выстраивание автором в один ряд т.н. «пламени веры в Бога» (то есть религиозного фанатизма») и идеологического фанатизма — в данном случае (в контексте эпохи) это социалистические идеи. Более того, я глубоко убежден в том, что этот ряд является генетической преемственностью.

И вот тут я вижу любопытную коллизию. Барон фон Малхин мечтал восстановить на престоле династию Гогенштауфенов — путем того, чтобы заново возжечь в сердцах людей пламя религиозной веры. Но при этом он почему-то игнорировал тот факт, что эта династия была ликвидирована (путем целенаправленного физического истребления) силами под руководством католической церкви и Римских Пап. Понятно, что там была политическая борьба за власть, но фактор религии в этом активно соучаствовал. Фридриха II неоднократно отлучали от церкви (несмотря на то, что он возглавлял VI Крестовый поход и получил Иерусалим мирным (!) путем), проклинали как еретика — и тому были основания. Он-то как раз был человеком широких взглядов, лишенным нетерпимости (при его дворе жили и занимались разнообразными творческими и научными делами и христиане, и евреи, и мусульмане). Написал ли Фридрих II книгу о «трех обманщиках» (Моисее, Христе и Магомете) — вопрос дискуссионный, но точно можно утверждать, что Император не имел никакого отношения к «пламени веры».

Сакральность династии Гогенштауфенов зиждилась вовсе не на религиозном фанатизме. Поэтому попытка восстановить ее тем способом, который предлагал барон фон Малхин, была заранее обречена на провал. Она лишь ввергла окружавших барона людей в новый фанатизм, который — что было неизбежно — ударил по нему.

Оценка : 10
«Мастер Страшного суда»
–  [ 5 ]  +

Brain-o-flex, 26 октября 2015 г. в 12:55

Удивительная книга.

Она пронизана горьковатым воздухом осени, пропитана табачным дымом, озвучена музыкой «пиано».

Повествование шелестит листами и листьями...

Сомнения витают в воздухе... Развеиваются, как туман, и снова собираются...

Сомневается главный герой, сомневаются другие персонажи, сомневается автор в Послесловии...

Тени, видения, фантазии и фантастика.

Впечатляет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я думаю, что ежели б не потерянная страница, то многие бы читатели и сегодня решились на безрассудство...

Оценка : 9
«Мастер Страшного суда»
–  [ 5 ]  +

mac_mac, 23 мая 2012 г. в 23:56

Да, как правило, вкусы со временем меняются, правильно говорят, не судите по подростковым впечатлениям. Так и есть.

Некоторые герои вызывают стойкую антипатию.

Да, барон действительно тот человек, который судит о других по толщине кошелька. Эта неудачная, злая шутка про солдата, потерявшего свои «жалкие» сбережения, свидетельствует об этом...

Теперь об инженере:он хвастается тем, что умеет в людях разбираться, но на самом деле, как и барон, судит о человеке поверхностно, по внешнему виду, а не по человеческим качествам...

Как говорится, толстый похудеет, а дурак дураком останется на всю жизнь... И дело тут не в умственных способностях, а в житейской, человеческой мудрости...

И ещё парочка спорных, с моей точки зрения, моментов:

во_первых, по поводу связи страхов и фантазии. Ведь все мы чего-то боимся, но ведь не всякий становится писателем-фантастом. И почему обязательно фантазия должна основываться на страхах, почему в основе не могут лежать светлые ощущения и эмоции?

Теперь по поводу искусства. Искусство отражает жизнь в любых её проявлениях, это факт. Так почему же великие произведения искусства основаны на унижении? Опять тёмная сторона преобладает над светлой в таких рассуждениях.

У медали две стороны, и в жизни каждого человека есть и светлые, и тёмные полосы. Это тоже факт, согласитесь...

Ведь нет чудовищ страшнее, чем те, которые рисует наше воображение, а также чудовищами можно считать предрассудки и стереотипы.

Вот они-то и могут эрудированного и образованного человека поставить в совершенно нелепую ситуаци.

Оценка : 6
«Ночи под каменным мостом»
–  [ 5 ]  +

prouste, 28 апреля 2011 г. в 16:53

Собственно, романом «Ночи» назвать сложно. Это больше напоминает сборник рассказов в одну тему с общими персонажами из легенд ппро Прагу на стыке между «золотым веком» императора Рудольфа и Тридцатилетней войной. Рассказы перетасованы в хронологическом порядке и вполне себе умело организованы — но никак не роман. Прага- великий город, который много больше чем его литературный образ( а художественные образы Петербурга или Лондона несопоставимы с настоящиим этих городов). С учетом богатейшей истории и красоты города его образ мог быть воссоздан полнее и впечатлительнее — сообственно из воссоздавших образ города на ум приходит Майринк, но это и все. «Ночи» восполянют эту лакуну: содержательные сюжетно, воссоздающие обстановку средневекого города, наполненные духом пивных и обжорства, алхимиков и евреев рассказы могут быть порекомендованы всем любящим Прагу, а таких очень много. Не могу сказать, что «Ночи» — лучшее произведение Перуца, чувствуется, что написано после холокоста, но все же увлекательно.

Оценка : 8
«Прыжок в неизвестное»
–  [ 5 ]  +

2480, 05 ноября 2010 г. в 16:48

Интересная была завязка у книги. Автор сумел заинтриговать читателя. Герой, совершающий разные странные поступки, говорящий с разными людьми так по-разному, причём каждому разное, разве не интересно? Когда узнаём причину такого странного поведения, всё становится на свои места. Но сам герой вызывает двойственное отношение. Неудачник? Да, безусловно. Слабак? Ещё какой. Гнётся под обстоятельствами. Вроде как симпатий не вызывает. Но с другой стороны он же пытался вырваться от этих обстоятельств, пусть даже способом кражи того, что почти никому не нужно было. Не такое страшное преступление.

Самый лучший момент, когда окружающие считают, что у него пистолет есть, хотя это чистый блеф. Приятно, наверно, упиваться властью, пусть даже она держится на мифе.

А так книга заставляет задуматься о таком вопросе, на чём основана власть многих, неважно, законная или нет. А вдруг это пустышка?

Оценка : 8
«Разговор с солдатом»
–  [ 5 ]  +

Pupsjara, 11 августа 2008 г. в 21:17

Мастерская зарисовка, вроде бы ничего особенного, ну подумаешь встретились иностранец и немой солдат, что там можно написать, но во-первых хотелось бы отметить богатый, живой язык автора, во-вторых любовь автора к деталям и в третьих живые настоящие герои, настолько живые, что ты сам начинаешь додумывать, кем же был раньше солдат и что же будет с ним после войны, сможет ли он найти себе девушку, завести семью. А образ иностранца, путешествующего по Испании, автор скорее всего писал с самого себя, наверняка он путешествовал во время войны и вел простые, ничего не обязывающие разговоры.

Оценка : 8
«Парикмахер Тюрлюпэн»
–  [ 4 ]  +

bvelvet, 24 мая 2020 г. в 10:40

Восхитительный пример того, как надо писать исторические романы в новейшее время. За одним эпизодом из вольно пересказанной истории (Франция, последние дни кардинала Ришелье, «лето святого Мартина») просматривается метафизическая глубина, а злоключения\приключения цирюльника Тюрлюпэна, мечтавшего о высшем уделе, становятся поводом для разговора о шутке Бога. Роман действительно кафкианский, схож с «Маркизом де Болибаром», поскольку посвящен неотвратимости Судьбы, влекущей человека к предопределенному финалу. Блестящи сцены в цирюльне и в замке, поразительна способность Перуца парой штрихов создавать убедительные характеры, восхитительна ирония... Последний в ряду великих романов писателя, мною прочитанных — и без сомнения, один из лучших. Два часа колоссального удовольствия — роман очень короткий.

Оценка : 9
«Мастер Страшного суда»
–  [ 4 ]  +

grigoriy, 19 января 2020 г. в 21:56

Читал с огромным интересом будучи школьником-это конец 40-х годов прошлого века.В библиотеке отца было первоиздание-оно и сейчас у меня есть..Книга захватывает и не отпускает до конца

Оценка : 9
«Снег святого Петра»
–  [ 4 ]  +

strannik102, 09 апреля 2017 г. в 12:42

В фантастико-приключенческий роман Перуц умудрился втиснуть пару-тройку совершенно оригинальных (на момент написания) и интересных (даже сейчас по прошествии 8 десятилетий) тем. Ну, вот сама идея барона Малхина и его помощницы, которые с помощью биохимических опытов стремились найти некое вещество/субстанцию чтобы возродить веру человека в бога. Принял порошок/таблетку и готово — вера во всевышнего прочно сидит в голове и в душе пациента. Казалось бы, фантастика чистой воды, но тут же вспоминаем «S.N.U.F.F.» Пелевина и высказывания биороботессы Каи, толковые и точные, заставляющие иначе взглянуть на проблему свободы воли и прочего у вида homo sapiens. Так что похожие на пелевинские, но сделанные более полувека назад фантастические допущения Перуца, по здравому размышлению, оказываются совсем не искусственными.

И тут же в параллель было интересно прочитать о грибах и о воздействии их на человека — тайна сия отнюдь не покрыта мраком есть, и октябрьскими денёчками то и дело видишь пары и тройки молодых людей, фланирующих в стороны выгонов и выпасов в поисках того, что им нужно и что, к сожалению, так востребовано у определённой части молодых людей.

Идеи возрождения монархии, с учётом раскручивающего в Германии и германских землях национал-социализма и фашизма, тоже кажутся уже не старомодными и смешными, но просто как поисковые версии выхода из складывающейся социально-политической ситуации в Европе и мире. Все мы знаем и помним, чем закончилась (и даже ещё и не закончилась) та ситуация...

Любовно-романтическая линия написана волнующе и не без азарта — совершенно искренне переживаешь вместе с главным героем, что получится из его поисков дамы сердца и всей этой романтической истории.

Оценка : 8
«Мастер Страшного суда»
–  [ 4 ]  +

A.Ch, 16 октября 2016 г. в 15:57

Детектив с действующими лицами, не имеющими имён и настойчиво так уточняемые автором. Барон будет бароном. Инженер будет инженером. Доктор будет доктором. Безликие, одинаковые и невыпуклые. И внезапно происходит убийство в закрытой комнате, подозреваются все и у всех есть алиби. Интригующе.

Тайна, которая является разгадкой, кажется интересной до тех пор, пока не читаешь “Послесловие издателя” и задаёшься вопросом “Зачем?”. Только ли задумка автора о том, чтобы показать истинную сторону дела и убрать большую долю таинственности и неожиданности? Метод “ненадёжного рассказчика”. Почти похожая история с романом “Жизнь Пи”, где красочные описания злоключений срываются безжалостной действительностью. И думай-решай читатель, какая история ближе тебе.

Орудие-средство убийств напомнили о давно просмотренном фильме “Имя Розы”, где она же и источник знаний и источник зла.

Оценка : 6
«Мастер Страшного суда»
–  [ 4 ]  +

witkowsky, 17 марта 2011 г. в 19:45

В целом это одна из лучших книг «Пражской школы». Прочитано по-немецки; русские переводы теряют половину блеска оригинала.

Кто не читал, у того пробел в образовании. Жаль, невозможно написать отзыв, не пересказав сюжет. А сюжет тут... не зря Борхес этого писателя сразу следом за Майринком ставил.

Оценка : 8
«Снег святого Петра»
–  [ 4 ]  +

varnie, 16 октября 2010 г. в 21:08

Потрясающее произведение! Прочитал на одном дыхании; с головой погрузился в атмосферу книги. Хотел бы заметить, что помимо сюжетной линии, раскрытой в аннотации, в произведении также есть и очень четко выраженная любовная составляющая — развитие отношений главного героя и девушки Бибиш. Я бы отнёс этот роман к «готическому триллеру/детективу», хотя по сути готики в книге нету вообще, но атмосфера мистики, непознанного и нарастающая интрига говорят об обратном.

Почти до середины романа гадал, отчего у него такое название. И вдруг все стало ясно:) За подробностями -- в книгу.

Оценка : 10
«Прыжок в неизвестное»
–  [ 4 ]  +

zeppelin_tt, 09 июля 2010 г. в 20:08

Связанные руки — очень удачный образ. То, что внутри нас, под накидкой. Как только накидка спадает — открывается наше сокровенное, то чего мы стыдимся.... и то, чем мы гордимся(хоть и в тайне от себя) потому, что ЭТО — наше главное отличие от прохожих. Все, кто случайно это увидел, мгновенно становятся врагами... или друзьями (хоть ты и меньше всего этого ожидаешь).

Но стоит кого-то уверить, что у тебя пистолет, что ты можешь уничтожать, как мгновенно у тебя появляется власть и контроль. Над кем? Над марионетками с физиономиями людей? Ты можешь упиваться этой властью, сознавая, что она в пустоте. В мифе. Стоит упасть накидке и вся власть лопнет, как мыльный пузырь...

Так кто же ты, если простая поношенная накидка так сильно может твои возможности, словно волшебная палочка. Более того, она в потенции может повлиять на отношение к тебе всех, кто находится рядом. Кто ты и в каком противном мире ты живешь?

... А может ты просто лежишь на тротуаре и умираешь?

Оценка : 9
«Прыжок в неизвестное»
–  [ 4 ]  +

duke, 19 декабря 2009 г. в 09:53

Про «маленьких» людей историй написано великое множество. Все эти персонажи (вспоминаю в основном русских классиков) обладали какими-то душевными качествами, из-за которых Читатель мог взглянуть на этих «несчастных» под каким-то другим углом, проникнуться к ним сочувствием и даже полюбить. Возможно не сразу, а со временем, характер этих людей хоть чуточку менялся, претерпевал, пусть незначительные, но все же метаморфозы. А к главному герою «Прыжка в неизвестное» (удручающий перевод оригинального «Между девятью и девятью») на протяжении всего повествования я испытывал только одно чувство — стойкую антипатию.

Вор, слюнтяй, бесхребетный неудачник и натуральный идиот — вот такие эпитеты заготовлены у меня для Станислава Дембы. Ни малейшего сочувствия персонаж не вызывает. Это главная (если не единственная) причина, из-за которой я оценил этот роман (несомненно замечательный в художественном отношении) такой низкой оценкой.

Суть сюжета — трагикомические ситуации, в которые попадает главный герой, скрывающий от окружающих людей тот факт, что руки у него закованы в наручники. Сначала это действительно смешно, потом грустно, а под конец — становится невыносимо, читать, я имею в виду. Хотя кому-то, возможно, понравится.

Оценка : 6
«Иуда «Тайной Вечери»
–  [ 3 ]  +

Lucie Morton, 11 июня 2023 г. в 22:23

Вторая книга Перуца, которую я прочитала. Авторская вариация создания легендарного шедевра Леонардо да Винчи — «Тайной вечери»

Леонардо ищет достаточно подлого человека для того, чтобы срисовать с него Иуду. Тем временем в городе объявляется странствующий торгаш-немец Йоахим Бехайм. Встретив прекрасную Никколу, он влюбляется до беспамятства, но переступает через свои чувства, когда узнаёт, что она — дочь его должника. Воспользовавшись её любовью и забрав с её отца долг, он просто бросил девушку. «Гордыня заставляет Иуду предать собственную любовь — в том-то и состоит его грех». Так Леонардо, узнавший об этой истории от другого умирающего поклонника девушки, нашёл именно того, кого искал, и смог закончить работу... Пути вдохновения неисповедимы, а градации человеческой мерзотности разнообразны. Но настоящему искусству они тоже служат.

История небольшая, написанная легко и непринуждённо, атмосферная и напичканная парадоксальными отсылками. При большом желании можно даже сказать, что она хорошо закончилась. Леонардо завершил картину, Бехайм взыскал свой долг, а Никкола сумела пережить предательство.

Оценка : 10
«Снег святого Петра»
–  [ 3 ]  +

tarasovich09, 22 февраля 2021 г. в 08:00

Австрийский писатель Лео Перуц показал себя мастером загадочных полумистических романов — снов с философским подтекстом.

Особенно любопытен роман «Снег святого Петра» — детективное изложение истории одного врача, которая может восприниматься как полусон — полубред, но, с другой стороны — это явь, какой бы устрашающей она бы нам не показалась.

Таинственная деревушка, полубезумный мечтатель барон Малхин, страдающий от бездуховности и примитивности этого мира, желающий с помощью химико-биологических опытов найти волшебное вещество, возвращающее веру человека в Бога, а через неё — приход к стабильному традиционному монархическому обществу; роковая девушка Бибиш, загадочный мальчик Федерико, отличный фехтовальщик...

Роман полон таинственных поворотов, загадочных происшествий, есть неожиданный финал...

Оценка : 9
«Ночи под каменным мостом»
–  [ 3 ]  +

korsrok, 18 августа 2017 г. в 02:05

« — В эту ночь можешь требовать все что хочешь, но маска останется на мне, — она уронила руки, откинула голову и фиолетовое бархатное платье соскользнуло с нее на пол» — Звезда Валленштейна.

«…когда рисую портрет человека задаю натурщику множество вопросов до тех пор, пока не проникну к нему в самое сердце» — Живописец.

Лео Перуц – австрийский писатель экспрессионист, работавший в жанре хоррор и магического реализма, тексты автора сравнивают с оккультными и мистическими произведениями Густава Майринка, однако в них больше эзотерики и символизма.

В романе «Ночи под каменным мостом» Лео рисует пражское гетто 16 века с вымышленными персонажами и историческими личностями, судьба которых переплетается в отдельных рассказах.

Вы встретите здесь императора, придворных алхимиков, демонов, говорящих псов, художника, двух старых забавников…, но главное достоинство не в иррациональных историях главных героев, а в таинственном месте действий, которое Перуц весьма мастерски воплотил на страницах книги.

Оценка : 8
«Шведский всадник»
–  [ 3 ]  +

prouste, 27 апреля 2011 г. в 16:31

Самый кинематографичный из прочитанных романов Перуца. Задолго до книги и фильма про Мартина Герра Перуц описал ту же историю — про оборотня-самозванца, достигшего успеха в новом статусе, но обязанного платить по счетам. Внятный сюжет, достойная интрига, небольшой налет мистики в образах мельника и рудников у епископа. Роман отмечен чертами авторской индивидуальности и едва ли является плутовским или выдержанным в стиле магического реализма. Формально напоминает по тематике «Парикмахера», но поосновательнее написан.

Оценка : 8
«Мастер Страшного суда»
–  [ 3 ]  +

2480, 09 апреля 2011 г. в 19:15

Шикарный детектив, с отсылками к истории, которые не дают заскучать. Практически до конца не понимаешь, в чём дело, готовишься к мистической развязке, а всё оказывается довольно просто. Не надо поддаваться мистическим веяниям, лучше исккать реальные средства и выходы. И надеяться на себя. А также знать, что кошмары из прошлого не отпускают, могут притаиться, но когда-нибудь найдут момент вырваться на свободу. И поглотить своего «хозяина». Думайте, люди, что делаете, вам впоследствии всё зачтётся...

Оценка : 10
«Ночи под каменным мостом»
–  [ 3 ]  +

varnie, 16 октября 2010 г. в 21:15

Местами интересно, но в большинстве случаев — скучно до жути. Набожная Прага 16 века, соответствующий антураж... евреи, христиане, каждое второе предложение имеет то или иное упоминание символа религии. Ежу понятно, что вся прелесть в мистицизме и концовках рассказов этого сборника, но тем не менее я ожидал большего. Каждая страница пропитана религией, так что возникает стойкое желание пойти и помыть руки с мылом. Вердикт — только на любителя.

Оценка : 6
«Прыжок в неизвестное»
–  [ 3 ]  +

Андрэ, 22 августа 2008 г. в 12:38

Мне эта вещь понравилась. Приключения человека со связанными руками в старой доброй Праге. Рекомендую поклонникам Ф.Кафки и вообще всей «пражской литературной школы».

Оценка : 10
«Шведский всадник»
–  [ 3 ]  +

Veronika, 06 августа 2008 г. в 14:09

Один из самых интересных и мистических романов Перуца. История любви, предательства и искупления.

Очень впечатляющая сцена Божьего суда.

Оценка : 10
«Рождение Антихриста»
–  [ 2 ]  +

ambersador, 05 декабря 2020 г. в 14:54

Есть подозрение, что если бы Перуц занимался не художественной литературой, а, к примеру, писал кулинарные книги, то и их бы было читать еще как интересно. Прямо не оторвешься. Но Леопольд писал магреализм — за что ему двойной респект. Сюжет зачастую не столь важен, как язык. Язык у Перуца уникален и великолепен.

Оценка : 8
«Казак и соловушка»
–  [ 2 ]  +

bvelvet, 24 мая 2020 г. в 19:24

Местами забавный «кино-роман», главный герой которого — жутко могущественный и энергичный белоэмигрант, участвующий во множестве махинаций с царскими драгоценностями, нефтяными скважинами, прекрасными певицами и иностранными шпионами. Если бы Перуц сделал из этого сатирический роман в духе «12 стульев» — вышло бы просто чудесно; если бы написал боевик — было бы занимательно; увы, результат — нечто вроде романов Яна Флеминга, но с минимумом иронии и большим количеством неуместных гипербол. Черная икра, белые цикламены, бриллианты и море — все в ассортименте; но, увы, не вдохновляет никак. Такое мог бы написать Э.Ф. Оппенгейм или У. Ле Кье; от Перуца я ждал куда большего. Образец стиля:

«...решение принято: «одуванчик противоядие фортиссимо».

Секретарь с дрожью в голосе повторил кодовые слова, ибо ему было ясно, что они означают коренной переворот в международной политике».

И ведь это почти на полном серьезе... Нет, воля ваша, попытка сыграть на поле бульварного романа оказалась неудачной, а экзистенциальных глубин, которые открываются в лучших книгах Перуца, в этом гладко написанном произведении искать не стоит. Один раз прочитать можно; спасибо переводчику за знакомство с малоизвестным текстом; но — увы, результат не вдохновляет...

Оценка : 6
«Ночи под каменным мостом»
–  [ 2 ]  +

strannik102, 09 апреля 2017 г. в 12:36

Самое смешное и отчасти парадоксальное состоит в том, что этого автора мне посоветовали как представителя австрийской литературы. Однако при чтении ничем австрийским вовсе не пахло — сплошь Чехия. И место действия — Прага, и основные действующие лица сплошь чехи да чешские евреи. Да и сам дух книги насквозь чешский (ну, вот если помните фильм-сказку «Три орешка для Золушки», так сразу всё понятно, сразу Карел Готт в ушах и прочие чешские приметы).

Однако сказка сказке рознь, и никакого романтического содержания в этой книге нет, скорее уж тогда мы читаем сказки мистические и с магическим привкусом. Однако замешанные на прочной бытовой основе и на народных исторических легендах и преданиях. И потому читать всю эту чешско-«австрийскую» литературу страшно интересно — в смысле, и интересно и немного страшно... хотя нет, не страшно, а так, страшненько чуток и изредка :-)

Не так давно посмотрел не очень известный фильм «Букет», вот он точно будет отличным дополнением к этой милой книге.

Оценка : 9
«Мастер Страшного суда»
–  [ 2 ]  +

prouste, 26 апреля 2011 г. в 15:40

Один из лучших романов Перуца — детектив с ложной разгадкой и ревизионистским финалом. Энергично изложено, прекрасно закручена интрига. Два момента придают особую прелесть: существенная разница между образом рассказчика -«я», от лица которого ведется повествование, и восприятием рассказчика другими лицами и «отсутствующий персонаж» — монструозный толстяк. В уровень с лучшими условно детективными вещами По и Честертона.

Оценка : 9
«Маркиз де Болибар»
–  [ 2 ]  +

prouste, 26 апреля 2011 г. в 04:08

Литтл Апокаллипсис в испанском городке с частями наполеоновской армии, осажденными герильяс в 1812 году. Выглядит как художественное сопровождение испанской серии Гойя. Эдгара По тоже напоминает. Виртуозная повесть об обреченности, деградации офицеров на войне( которые обсуждают даже и позы с общей на всех женой начальника), доборхесовское изучение темы предателя и героя.

Оценка : 8
«Шведский всадник»
–  [ 2 ]  +

ego, 25 апреля 2010 г. в 20:48

Прочтя этот текст, можно сделать вывод о том, что его автор — мастер миниатюры. Впечатляют своей непредсказуемостью повороты сюжета в столь ограниченном сюжетном пространстве и при весьма кратком списке действующих лиц. Маг-Реализм ;-) , многоплановость, интрига. Оторваться сложно от чтения «Шведского всадника»

Оценка : 10
«Парикмахер Тюрлюпэн»
–  [ 1 ]  +

prouste, 26 апреля 2011 г. в 15:56

По времени действие происходит между первым и вторым романами из трилогии Дюма- перед смертью Ришелье. Перуц отдает дань предшественнику — упоминается абстрактный «господин де Бражелон», а другой персонаж-смутьян «арестован в 1642 г. лейтенантом королевской гвардии» — понятно, что это за лейтенант. Плутовская повесть с несколько преувеличенными допущениями и случайными совпадениями представляет собой вариации на тему «предателя и героя» и воина, перешедшего на сторону осажденных, которые как бы застолбил за собой Борхес. Борхес пропагандировал Перуца и все это ему в заслугу ставят, но по мере чтения Перуца крепнет уверенность, что аргентинец долги недоотдал. Понятно, что автор сам создает своих предшественников, но с учетом времени изданеия основных вещей Перуца и знакомстве с ними Борхеса можно говорить о прямом и существенном влиянии, уж никак не меньшем, чем влияние Честертона или Кафки, о которых Борхес в эссе упоминал неоднократно. Перуца он все же замолчал, хотя тот предвосхитил многие из тем Борхеса

Оценка : 8
«Парикмахер Тюрлюпэн»
–  [ 1 ]  +

witkowsky, 17 марта 2011 г. в 19:48

На кратких страницах уместилась чуть не эпопея размером в «Виконт де Бражелона». Классика жанра. Увы, пересказывать нельзя: опять отобью охоту читать книгу. Но до конца первой главы — прочтите. Дальше гарантированно не оторветесь. Особенно... если любите героев Дюма.

Оценка : 8


⇑ Наверх