Анна Старобинец отзывы

Все отзывы на произведения Анны Старобинец



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 159

  Страницы:  1 [2] 3  4 

«Резкое похолодание. Зимняя книга»
–  [ 6 ]  +

baroni, 28 марта 2008 г. в 00:35

«Одиночество», «смерть», «распад», «боль», «страдание» — именно такими тэгами-«вешками» можно маркировать новый сборник А. Старобинец « Резкое похолодание». Практически все герои Старобинец, несмотря на все возрастные, социальные, половые различия, являются духовными маргиналами, одиночками генерирующими тревогу. Они пребывают на стыке двух миров — реального и ирреального, плавно и незаметно переносятся из одного в другой, у них внутри «мерзлая кровь» (как из девочки-«ведьмы» из лучшей в сборнике повести «Резкое похолодание»), с ними, по определению, не может случится ничего хорошего.

Столь же странной и пугающей выглядит и топография рассказов Старобинец: незаметно, но верно умирающая Москва (повесть «Домосед»), в описании которой отчетливо проскальзывают «альтист-даниловские» ноты; инфернальный подмосковный городок, состоящий всего из двух улиц («Резкое похолодание»); обычная малогабаритная квартира на Варшавском шоссе, превращающаяся в адское пекло («В пекле»). Окружающая среда у Старобинец оказывается пугающей, неизменно враждебной, сулящей беду и предчувствие неизбежной смерти. Какая-то очень странная, фантомная, почти что кладбищенская красота исходит от сборника «Резкое похолодание». Изысканный холод правит в мирах, придуманных А. Старобинец.

Оценка : 8
«Лисьи броды»
–  [ 5 ]  +

korantir, 18 февраля 2024 г. в 16:17

У отзывов на этот роман есть нечто общее. Они в подавляющем большинстве короткие. Причина этого в том, что обсуждать особо нечего. Вторичное произведение, кино категории Б. Читается легко и увлекательно, но никакого отклика не вызывает. Интересный сеттинг и неплохой язык наглухо испорчены отсутствием стройной логики повествования и терминальным передозом всякой «бесовщины». Полное ощущение, что прочитал фанфик на 700 страниц.

Оценка : 6
«Лисьи броды»
–  [ 5 ]  +

Excelent, 25 сентября 2023 г. в 22:56

От книги остались двоякие впечатления. Очень похоже на сценарий, при чтении будто смотришь фильм или сериал. Если говорить о сюжете, то началось увлекательно и интересно, затем затянутая середина с множеством фоновых событий, раскрывающих второстепенных персонажей и их мотивы, и скомканный банальный финал. При этом для второстепенных персонажей собрано в кучу много историй разнонаправленных, начиная от политических заключенных, Аненербе, даосов, отряда 512 (аналога японского отряда 731), беглых белых, одиозных красных и заканчивая карикатурными староверами и другими образами. И все эти линии показаны поверхностно на уровне стереотипов. Развесистая такая клюква.

Ни одна из тем до конца не раскрыта, просто нагромождение несвязанных историй.

Потраченного времени на прочтение книги не жалко. Если выбирать книгу в дорогу, то это идеальный вариант, не заставляющий думать, но позволяющий отвлечься и с интересом скоротать время.

7/10

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

   Главного антагониста всю книгу показывали, как сверхчеловека, продумывающего все свои действия, но убрали его каким-то удивительно простым приемом, как новичка.

   Персонажей, которых можно было бы назвать хорошими нет. Чувствуется какая-то нелюбовь автора к людям. Возможно, это был сюжетный ход, что в Лисьих Бродах собрались не случайные люди, а лишь грешники и это такая аллюзия на чистилище.

   Очень рваное повествование, мир книги выглядит пластмассовым, склеенным из несвязанных частей.

   Основная тема книги напомнила российский сериал Топи (2021), параллели очень явные. Возможно сериал понравится тем, кому понравилась книга.

Оценка : 7
«Лисьи броды»
–  [ 5 ]  +

Antipod_R, 29 мая 2023 г. в 22:10

Старобинец мастерски работает со словом и точкой зрения на персонажа. Уже в завязке делает один волшебный переход -- «меня», «его», «Макса» / героя /, и у этого перехода есть мотивация, связанная с качествами и историей персонажа. Для меня это было волшебно.

И у всех истории великолепный объем. Гг бежит за призраком из прошлого, прошлого гонится за его хвостом. Восточные колорит, волшебные лисы, сторожи сокровищ и злодей-гипнотизер.

Но рассказ хорош не составом. Мне понравилось, какими линиями автор сводит персонажей и как у поступков возникают неожиданные последствия. Плотно написано.

Оценка : 9
«Переходный возраст»
–  [ 5 ]  +

roypchel, 22 января 2017 г. в 22:24

Мне сложно было поверить, что современный русский хоррор существует. «Переходный возраст» явное тому подтверждение. Книга молодой писательницы буквально ошеломила читательское сообщество в 2005 году.

Липкий рассказ о мальчике, поглощающем сладости, и семье, потворствующей этому. Повесть о бесконечной любви матери к мальчику, слепо боготворящей любимое чадо. Мерзкая и отвратительная история с насекомыми в главной роли.

Оценка : 8
«Икарова железа. Книга метаморфоз»
–  [ 5 ]  +

nostradamvs, 11 июля 2014 г. в 12:14

Сильная книга. Мне показалось, что малая форма у Старобинец получается лучше крупной — она не так затянута, и двойственные, открытые концовки не мешают (открытая концовка у длинной вещи обычно граничит с разочарованием), а наоборот, дают читателю выбор. Если же говорить о конкретике, то «Паразит» — потрясающий рассказ, пусть и на известную тему («слабость оборачивается силой»), и «Граница» хороша, но в целом Старобинец умеет оставить после себя страх — такой психологический, не «у-у-у-у, сейчас придёт Зло», а просто: «боже, как хорошо, что это не обо мне», и потом тебе снится, как тебя снимают с поезда, или как у тебя удаляют икарову железу, и ты просыпаешься, и тебе так неприятно, что хочется читать ещё.

Оценка : 7
«Убежище 3/9»
–  [ 5 ]  +

radyga1005, 27 декабря 2013 г. в 12:52

Ух..Ну то что автор талантлива, я тоже спорить не буду. у меня осталось двоякое впечатление. Вот прямо ОЧЕНЬ — параллели между героями Нави и детьми в доме-интернате. Сильно. И написано ярко. История жизни людей в Яви — тоже Очень. Но вот остальное как то запутало, закрутило, а в итоге у меня осталось впечатление. что перемудрили...

Оценка : 7
«Убежище 3/9»
–  [ 5 ]  +

ДмитрийВладимиро, 18 ноября 2012 г. в 00:28

Скажу сразу, я не объективен в оценки этого произведения. Чернуху и мистику не очень люблю. Но «Убежище 3/9» — пошло на ура. Анна Старобинец молодец. Во -первых сюжет, соединение стандартного, (очень хорошо описанное) и нестандартного в сюжете делает книгу острой и местами мерзкой. Мрачность, не понимание поступков героев, концовка после которой остается послевкусия: «и че? все?? тю...», но в тот же момент понимание — она идеально правильная для данного романа.

вывод. читать обязательно.

автору. писать дальше. обязательно.

«Убежище 3/9»
–  [ 5 ]  +

senneka, 10 сентября 2012 г. в 14:03

Автор безусловно талантлива, и это произведение лучшее из того что она написала, и с чем из ее творчества я знаком. Но меня не оставляло ощущение эдакого нездоровья, легкого душка шизофрении. Автор любит приводить детали вроде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
описания немытого члена, или избиения отца, или гомосексуального поведения в мужском туалете или (можно продолжить)
причем с излишней детализацией. Да, я понимаю желание эпатировать или шокировать читателя, но, нисколько не увеличивая ценность этого произведения, и не неся такой уж глубокой смысловой нагрузки, они напрягают, вызывают брезгливость и отвращение. По крайней мере у меня.

В остальном: язык хорош, идея интересна, сюжет раскрыт, интрига сохраняется до конца, персонажи живые и колоритные.

Качественная литература, необычный и интересный роман.

Оценка : 8
«Переходный возраст»
–  [ 5 ]  +

Kiplas, 02 сентября 2011 г. в 16:33

Ну вот не понравилось, и все тут! Вроде и написано хорошо (образно, интересные сравнений, Анна отлично владеет предложением и ритмикой повествования), но... пусто, что ли? И совсем, ни капельки, ни чуточку не страшно. Ну совсем-совсем. Иногда хоррор не пугает, а будоражит, добавляя адреналина в кровь и листаешь страницы быстрее — и этот эффект отсутствует. Иногда не пугает, а ввергает в пучину уныния, беспросветности и дает попробовать на вкус Преисподнюю — нет-нет-нет! Почему же, черт побери, Старобинец — это хоррор?! Да, я понимаю, чистых ужасов тут и быть не должно, но в итоге осталось впечатление, что Старобинец прекрасно бы себя чувствовала в шкуре детского писателя.

ИМХО, Старобинец — это легкие сюрреалистические сказки для взрослых.

Оценка : 5
«Первый отряд. Истина»
–  [ 5 ]  +

Sacral, 03 июля 2010 г. в 10:14

Второй полноценный роман Анны Старобинец «Первый отряд: Истина» в очередной раз подтвердил мое мнение в том, что Анна является человеком который в серьез занимается поднятием с колен нашей русской черной прозы.

Несмотря на то, что роман явно заказной (в целях собрать побольше денег в кассу мультфильма «Первый отряд») читается он на одном дыхании. Повествование для многих покажется сложно излогаемым, но в этом и есть шарм книг Старобинец. Сюжет буд-то обволакиевает вас со всех сторон подобно липкой паутине, и не дает уйти от себя до самой последней строки.

Мультфильм на который Анна опирается в повествовании на фоне самого романа просто нервно курит в сторонке. Вот по ЧЕМУ нужно было снимать НАСТОЯЩИЙ МУЛЬТФИЛЬМ, а не то подобие аниме на основе которого Анна создала невероятный шедевр.

Моя оценка 9. Поставил бы 10 если бы не явная заказная подоплека произведения.

Читать всем без раздумий!

Оценка : 9
«Агентство»
–  [ 5 ]  +

Лекс Картер, 04 октября 2009 г. в 09:05

Речь в «Агентстве» пойдет о странном мистическом Агентстве, которое, как бы банально это не прозвучало, заправляет судьбой мира. Рассказчик, не знающий никого из этого предприятия в лицо, каким-то образом уже успел пробежаться по складам и узнать все, чем пользуется Агентство, чтобы влиять на людей и убедиться, что его отделения есть в каждой стране. Пожалуй, вот эти подробности испортили весь эффект, который можно было извлечь – человек, уверенный, что он работает на высшие силы, но наверняка не знает ничего. Через своих поверенных Агентов, организация занимается устройство «несчастных случаев» по сценарию богатых Клиентов, которые, откуда-то, все как один, знают, куда надо обращаться, чтобы устроить любимому соседу скоропостижный исход в мир иной.

Вопросов опять же масса, но своим стремлением писать абсурдные произведения Старобинец отметает их все, как, например, нафига таким крутым ребятам деньги никчемных смертных?, они ли убили Кеннеди?, да и вообще, реальный ли мир взят за основу? Но главный вопрос прозвучит скорее так: к чему создавать супер-мега-тайно-секретное братство, чтобы обрисовать, пусть и немного необычную, но все же историю заказчика и исполнителя? Потому как Агентство, само по себе, роли не играет, оно лишь еще одно средство избежать дополнительных разъяснений. Увы, но реализмом писательница всегда жертвует нещадно и не по делу.

В рассказе присутствуют несколько интересных приемов, но ситуация, в целом, та же, что и с идеями – хорошая задумка при грубом поверхностном исполнении. Например, в абсурдном ключе, в этом произведении одна из лучших развязок сборника, но сочетание истории мести из второсортных книжек с «тайным мировым договором» из второсортной фантастики на выходе не дает положительного впечатления. Хотя, отдавая должное, историю можно интерпретировать по-разному, впрочем, это и есть одна замечательная черта абсурдной прозы – она не требует логических умозаключений.

Мелькает и намерение шокировать читателя излишней жестокостью или отвратительными сценами, вроде детальных описаний или раздавленных собак. Что характерно, только в такие моменты Старобинец сосредотачивается на описаниях, каждый герой, по сути же, характеризуется, как негативный персонаж, включая и рассказчика.

Итог: неплохой абсурдный рассказ с излишне вычурными образами, благо, художественное направление позволяет.

Оценка : 5
«Я жду»
–  [ 5 ]  +

Лекс Картер, 03 октября 2009 г. в 18:02

В рассказе «Я жду» абсурдная манера писательницы Анны Старобинец достигла определенных высот, добавив маленькому рассказу еще и юмористическую составляющую – речь пойдет о трогательном взаимоотношении человека и заплесневелого борща, с которым, несмотря на малый объем текста, они переживут множество приключений, драматических и даже трагических. Если бы на месте борща была бы какая-нибудь зверюшка, а Старобинец умела бы хоть чуть-чуть писать, рассказ бы непременно вызвал бы более достойные чувства, чем насмешка над сумасшедшим человеком.

Теперь хоть отчасти становится ясно, почему писательницу сравнили с Кафкой, что ничуть не оправдывает того, кто писал аннотацию к сборнику, потому что унижать великого европейского писателя такими вот сравнениями – в высшей степени неэтично. Тексты Старобинец куда более легковесные и поверхностные, описывают лишь самую суть и никогда не погружаются в психологию героев дальше, чем на уровень простейших чувств: этакие недурные сюжетные скелеты, с которыми было бы неплохо поработать.

В обоих случаях с психическими (физическими?) отклонениями героя и его продуктов, подобно катализатору, выступает материнская любовь. Может, это, конечно, какая-то странная метафора о зарождении жизни, или своеобразная дань материнской любви, которой так не хватает главному герою (возможно, шизу). Впрочем, так и не ясно, имела ли место фантастическая составляющая, и если нет, то был ли герой в дурке? О самом интересном Старобинец как всегда умалчивает, что, однако, можно отнести и к достоинствам. Все же их в этом незатейливом трэшачке тоже искать надо.

Итог: за счет малого объема рассказ является неплохим образцом юмористической прозы, что для Старобинец уже достижение.

Оценка : 4
«Лисьи броды»
–  [ 4 ]  +

olmi, 05 января 2024 г. в 21:53

Видимо, под влиянием недавнего Нового года, у меня этот произведение вызвало какие-то пищевые ассоциации. Вот сначала хозяйка смешала колбаску, картошечку, маринованный огурчик и остальные классические компоненты, это было мило и вкусно. Потом туда же полетела селедка, печень трески, сало, хамон, лимон, банан, имбирь, шоколад, маршмеллоу, глутаминовая кислота, копченые сверчки, кошачий наполнитель... Объем все растет, растет, а вкус вызывает все больше вопросов.

Зачем? Издатель заставил? Или сама так увлеклась? Все-таки чувство меры — важная штука, не стоит им пренебрегать.

И при этом в вале бесконечных подробностей и сюжетных перипетий лично я так и не поняла, зачем Кронину

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отформатировали мозги — какой такой острый кризис потребовал, по сути, утилизации ценного агента с редкими компетенциями? Как-то по-другому его использовать было нельзя?

Совершенно странным образом Аристов никак не контролировал деятельность Юнгера — а почему, собственно? Не верил? Бывает, но наблюдателей-то в любом случае в таком проекте стоило иметь, мало ли оно как пойдет.

Очень слабо раскрыт, на мой взгляд, конфликт влюбленности Кронина в жену и его нового знания о ее вивисекторских склонностях. Ну, типа, изуродовала и убила жена несколько десятков человек жестоким образом, дело житейское, с кем не бывает... Вообще, личность Кронина прописана довольно поверхностно и слабо, но даже по имеющимся мазкам понятно, что такой человек спокойно принять эту новую жену и сопроводить ее в светлое будущее как-то не должен был бы. Наверное, должен был бы убить своей рукой и прорыдать всю оставшуюся жизнь над ее портретом.

В общем, на мой взгляд, в истории где-то присутствует нагромождение избыточных фактов, где-то логические разрывы в довольно значимых местах. Короче, этот салат мне не понравился, несмотря на праздничный объем и наличие в составе отдельных вполне себе вкусных компонентов. В какие-то моменты он был неплох, но вовремя не умеющая остановиться хозяйка его здорово подпортила в процессе.

Оценка : 7
«Лисьи броды»
–  [ 4 ]  +

stelmakh, 31 июля 2023 г. в 11:52

Мы с женой не так давно пристрастились к индийским фильмам. И последний — RRR — прямо квинтэссенция Болливуда. И вот на оба произведения — и на книгу и на фильм у меня одинаковая реакция: «Настолько плохо, что это прекрасно».

Навалено в кучу всего: и мистики, и философии, и приключений, и стрельбы и секса. Отличная книга для отпуска или для состояния, когда хочется отвлечься от серых будней и проблем. Чем-то похожая на опиумный дурман: пока читаешь — хорошо, закончил — и немного отвращения. Кажется перечитывать не буду. Но уже через какое-то время тянет найти продолжение.

Оценка : 8
«Лисьи броды»
–  [ 4 ]  +

Max1959, 21 января 2023 г. в 13:44

Хорошо. Меня несколько смутили фигурирующие слова на обложке «проект....», чем-то напомнило Митю Глуховского, царствие ему...

Читайте смело. Я уже в том возрасте, когда слабую книгу не домучиваю, а бросаю сразу. Это дочитал с удовольствием до конца. Всё хорошо: и сюжет, и атмосфера, и герои. Читал ещё и с интересом, поскольку мой дед как раз вырос на границе с таким «особым районом Китая», и должен сказать, что автору передать атмосферу — присутствовавшую в его рассказах о детстве — вполне.

И очень хороша идея о Хаосе, вселенском хаосе бытия, разрушающем самые продуманные планы.

Оценка : 8
«Правила»
–  [ 4 ]  +

applemice, 30 июля 2022 г. в 19:16

Очень точно описано обсессивно-компульсивное расстройство. Те, кто в отзывах называет мальчика «психом» или просто «восприимчивым», очевидно, о таком заболевании не слышали.

Правда, больные ОКР обычно не превращаются в маньяков, однако, учитывая неудачное стечение обстоятельств…

Рассказ тревожный, мальчика жаль.

Оценка : 7
«Живущий»
–  [ 4 ]  +

olga.sb, 17 апреля 2022 г. в 15:44

Понимаю, почему столько восторгов и премий: жуткая депрессия после прочтения гарантирована, куча остросоциальных вопросов и беспричинно усложненная сюжетная линия, разломанная даже не на три, а на десяток ответвлений.

В сухом остатке: не хуже Мы Замятина или Дивного нового мира как по идее, так и по воплощению (и куча сексуальных девиаций, ликуйте!), но в очередной раз понимаю, что мне ближе более оптимистичные и динамичные молодежные антиутопии со светом в конце тоннеля, а не тягучий социальный эксперимент, похожий на наблюдение за копошением термитов за стеклом.

А насчет сюжета: утопию Кларковского Города и звезды из утопии превратили в антиутопию.

Оценка : 5
«Первый отряд. Истина»
–  [ 4 ]  +

vasyavip, 19 февраля 2021 г. в 15:02

Когда я училась в классе пятом общеобразовательной школы, у нас была учитель математики, такая Нина Ивановна... Она имела обыкновение проверять контрольные работы прямо после их написания в присутствии класса. И вот она сидит, что то там черкает, и мы сидим, ждём приговора. И время от времени она брезгливо брала двумя пальцами чей-то листок, подымала его над головой, и произносила следующее: деточка, это же брЭд. Не бред, а именно брЭд. Это однозначно, безвозвратно и беспощадно означало для автора того листка — КОЛ! Вот собственно и весь отзыв об этом листке Анны.

«Живущий»
–  [ 4 ]  +

zazai, 23 августа 2020 г. в 23:10

Предупреждение тем, кто только присматривается к этой книге — это никакая не фантастика в жанре антиутопии, а психодрама в антиутопичных декорациях дигитализированного будущего.

Неспешно, без особых приключений, геройства и пафоса. Мир прорисован слабо, стандартный антиутопичный мотив — жесткий контроль рождаемости в обмен на условное благоденствие. Даже с юмором туговато. Зато есть мощный внутренний конфликт, суть которого состоит в желании главного персонажа быть «таким как все», в то время как Судьба упорно лепит из него Мессию.

Аллюзии на Христианский Миф настолько прямолинейны, что роман в пору называть «Евангелие от Старобинец».

Книга понравилась. Качественный образчик современной литературы.

Оценка : 8
«Страна хороших девочек»
–  [ 4 ]  +

Ярослав Васильев, 31 июля 2020 г. в 13:29

Жила была девочка Полина, или как её дома звали — Поля. Не просто жила, а как и положено ребёнку её возраста, чуть-чуть меньше семи — в своё удовольствие. Полезный суп есть не хочу, хочу сосисок. И спать не хочу, точнее ночью запросто проснётся и подымет папу с мамой. И кота за хвост, и собаку со стола колбаской угостить — хотя и нельзя. Измучились все с ней. И когда в Новый год она устроила истерику, с чего это всем (даже старшему брату) налили шампанского, а ей нет — Полю поставили в угол, и с тоской пожелали: пусть в новом году у нас появится образцовая и милая хорошая девочка. Как под бой курантов пожелали — так и свершилось. Поля осталась в старом году, а в дом вошла образцовая Хорошая девочка. Та самая воплощённая мечта родителей. Всегда вежливая, всегда хорошенькая и чистенькая. Хорошо кушает и только полезный суп и морковный салат, моет руки, ночью спит сном ангела. ну и так далее. А к Поле, которая осталась в прошлом году, пришёл Полномочный представитель президента Страны хороших девочек. И забрал Полину на перевоспитание в свою страну.

Нет-нет, это совсем не фильм 2013 года, хотя смотрел я поначалу его (он вышел иным и хуже, не поняли сценаристы сказку). Оказывается у фильма есть первоисточник. Это просто замечательная книжка «Страна хороших девочек» Анны Старобинец. Совсем случайно мы эту книжку нашли в городской библиотеке. Издательство «Азбука-классика», иллюстрации Оксаны Батуриной (к слову тут иллюстрации средней руки, не самые плохие, смотрятся приемлемо, но и ничего выдающегося. В тему, но где есть люди — рисованная имитация 3Д — как бы считалось оригинально, дёшево и сердито. Картинки без людей в книжке смотрятся заметно лучше). Зато сказка, что называется, от души.

Оценка : 9
«Живущий»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 16 сентября 2019 г. в 15:35

Почему: небольшой объём и куча премий и номинаций; жанр киберпанк-антиутопии; уважаю автора за работу в «Русском репортере»

В итоге: мне роман не показался сложным или запутанным, как сетуют многие рецензенты. Эксперименты с формой подачи, через отчёты, логи чатов и так далее, тоже не вызвали отторжения. Слог ровный, литературный.

Тот случай, когда автору комфортно в созданном им мире. А мир любопытный — экстрополяция страхов о засилье соцсетей в полный рост. Трехмиллиардный человейник, манипулируемый создателями это странного социума. Показывают разные, в основном негативные, аспекты существования в этом мире. Но показывают ненавязчиво, в рамках сюжета, а не проводят скучные отвлечённые экскурсии.

В романе замечены остросоциальные для 2011-го года отсылки к реальности — такие, допустим, как «операция Преемник», ЖЖ и так далее.

Размышления на извечную тему противопоставления уютного прозябания и неприятной, кровавой свободы.

В финале нам показывают, что всё циклично.

Из минусов — инертный, ведомый главный герой. Навязчивые заявления о превращении человечества в термитник/рой никак не подкреплены. Суть таинственного эксперимента Лео-Лота так впрямую и не проговаривается.

И да, у книги одна из самых отвратительных, абсолютно не подходящих по сюжету и эстетике, обложек. Видимо, из-за неё я столько лет откладывал прочтение данного томика.

Оценка : 8
«Резкое похолодание. Зимняя книга»
–  [ 4 ]  +

smith.each, 27 августа 2018 г. в 13:33

Мой любимый тип произведений в жанре ужасов — будь то литература или кинофильм — это истории о распаде реальности вокруг человека. Вот жил себе спокойно некий гражданин. Ходил на работу, ездил на машине за город, встречался с друзьями и летал загорать на международные курорты. А потом все изменилось. Почва ушла из под ног, реальность дрогнула и поплыла, а все происходящее стало напоминать кошмар или душевное помешательство.

Довольно точное описание подобных историй предложил в одном из рассказов Стивен Кинг. Представьте наш мир в виде кожаного мяча. Внутри — привычная реальность: природа, города, животный и растительный мир, повседневные радости и заботы. А вот все, что находится снаружи мяча — непознаваемое и априори враждебное. И малейшее прикосновение к этому пространству может лишить рассудка.

Наш кожаный мяч старый. Очень старый. В некоторых местах швы от времени разошлись, кожа протерлась, пошла трещинами — вот-вот наружу вылезет камера. В таких местах привычный мир вступает в тесный контакт с неизвестным. То, что лежит по другую сторону, просачивается в нашу реальность, разжижает ее и делает хрупкой.

В местах, где реальность лишается защитного покрытия, происходят события, которые мы не можем объяснить. Такова природа лавкрафтианского ужаса — это страх перед бесконечной темной пропастью, лишь кажущейся безжизненной.

«Здесь что-то не так» — едва ли не самая жуткая фраза в произведениях подобного типа. Особенно, если произносит ее не персонаж, а сам читатель. Ощущение неправильности окружения вызывает тревогу. Люди, которые населяют это окружение, начинают вести себя все более странно. И хотя иррациональное поведение при желании можно объяснить правилами игры (разве глубинка не чудна сама по себе) или особенностями российского быта (мутный взгляд сельского бирюка, встреченного лунной ночью на глухой дороге, не напугает того, кто в девяностые годы, возвращаясь из школы, видел, как один человек рубит другого топором), тревога перерастает в страх.

В рассказах Анны Старобинец все не так. Взять, например, рассказ «Резкое похолодание». Событийный центр истории — маленький подмосковный город, собранный из двух крест-накрест уложенных улиц. Почему районы в нем не имеют названий, дома — архитектуры, а местные жители по вечерам работают на коллективной стройке мусорной горы, которая по непонятным причинам становится главным культурным объектом? Это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
неведомая хтоническая сила, что копит силы во тьме под горой, вырывает из мужчин и женщин все человеческое, или это фантазия толстой некрасивой девочки интерпретирует социальную деградацию взрослых как магическое превращение людей в чудовищ?

Или другой рассказ — «В пекле». Не берусь утверждать, был ли сумасшедшим главный герой с самого начала, привиделась ли ему зловещая метаморфоза в бреду или действительно некая темная сила одурманила его разум. Рассказ выстроен таким образом, что первый вариант кажется более привлекательным, пока вновь не начинаешь отмечать ту самую неправильность. Почему

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если следователь кричит на подозреваемого, то на его губах выступает кровь, а если старуха скалится в улыбке — ее зубы непременно окажутся желтыми и кривыми?
Можно сказать, что такие образы создает раздраженное сознание наблюдателя, и бытовая злоба не скрывает никакого потайного дна. Но так ли это?

В большинстве рассказов Старобинец, в сценах в общем-то совершенно обыденных, сквозит какая-то удушающая шизофрения. Можно отстраниться от попыток проанализировать ее, и тогда предложенный Кингом вариант останется единственно верным, а можно попробовать расколоть все эти загадки с помощью холодной дедуктивной логики. Последнее тем более возможно, что автор сама оставляет читателю зацепки и подсказки. Однозначная трактовка тут не допускается. По этому критерию рассказы Старобинец напоминают знаменитый детектив «Убийство Роджера Экройда» — злоумышленник вроде бы найден, да только дело по-прежнему не раскрыто.

Кстати, «Резкое похолодание» напоминает упомянутый детектив еще и потому, что часть повествования представлена в виде дневниковых записей.

Мне нравится, как пишет автор. Пока я читал — не чувствовал себя спринтером, мечущимся от одного краткого предложения к другому. Однако не было и ощущения растянутого водянистого текста. Когда я чувствую, что проваливаюсь в тяжеловесный синтаксис, словно в рыхлый сугроб, то немедленно бросаю книгу. С произведениями Старобинец подобного не случалось. Вообще, по ходу чтения возникали мысли, что у этой дамы есть все шансы стать топовым именем для отечественного хоррор-фикшн. Раз уж не получилось у Иванова с его «Псоглавцами», может это выйдет у Старобинец с ее по-журналистски крутым умением разламывать социальные конфликты, навешивая на них завесу недосказанности и мистики.

P. S. Один раз при прочтении загривок у меня неслабо так напрягся. Ну вот представьте: ночь, за окном луна да тишина, слабое пятно света от ночника освещает круг метра полтора пустой комнаты. Ты читаешь повесть о том, как девочка-ведьма убивает имена других людей. Переворачиваешь страницу и… Видишь собственное имя, которое героиня с ненавистью произносит три, пять, шесть, двенадцать раз! Мнительность и неизжитые суеверия читателя— вот инструменты, с которыми работает настоящий мастер. Правильно писал Кодзи Судзуки: даже если существует всего один шанс из ста, что видеокассета убивает, — не включай ее.

Оценка : 8
«Переходный возраст»
–  [ 4 ]  +

Barrell, 23 июля 2018 г. в 18:27

Мужчинам: книгу ПОДАРИТЬ бывшей жене или бывшей любовнице.

Женщинам: что Вам с нею делать – не знаю.

Если очень напрячь извилины и воспылать к автору непреодолимой симпатией, то можно в текстах углядеть и Венечку Ерофеева, и Стивена Кинга, и Василия Аксёнова, и Михаила Зощенко, и Николая Васильевича Гоголя… Только мусор сначала разгрести надо, грязь смыть, говнище хлоркой засыпать. Но делать этого никто не будет. А без этого – очередное «Метро-20ХХ», очередной продукт пиара и раскрутки, вторсырьё, антилитература, очередной «модный гений».

Журналистика и художественная литература – родственники, но не настолько близкие, что бы спать в одной постели. Смесь не удалась, оказалась не взрывоопасной, а тухлой.

Урбан-панк.

Кто-то ж такой бред публикует, переводит, продаёт!

НЕ ЧИТАТЬ !

Оценка : 3
«Убежище 3/9»
–  [ 4 ]  +

Weevil, 06 апреля 2017 г. в 13:54

<b>«...Потому что земля русская. Здесь зла нету. Нечистая сила есть, а зла — ни-ни.» (с)</b>

Начну с того, что книга полностью соответствует теме, в которой была запрошена в ТТТ. Т.к. местами действительно было мерзко, но ты упорно продолжал читать.

Книгу проглотила за день. По началу была мысль: «Что за бред я читаю?», но потом это странное повествование затягивает и ты хочешь узнать что же там дальше.

Книга очень неодназначная. Тут много слоев и много смыслов. И впечатление от книги будет зависит от того к каком настроении ее читать и как сильно анализировать.

При прочтении от книги веяло и Домом в котором.. и Бесшабашным и Гейманом и еще чем — то неуловимым, но жутко знакомым и близким.

Герои детских сказок переплетаются с ужасами реальной жизни. Обмен телами, как наказание за грехи своей жизни. Дети, прошенные на произвол судьбы. Трусость родителей и много чего еще...

Мир Яви и Нави..

очень сложно писать адекватную рецензию на это книгу т.к. оформленных мыслей в голове почти нет, есть много эмоций и ощущений....

Оценка : 8
«Икарова железа. Книга метаморфоз»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 29 ноября 2016 г. в 09:58

Замечательное переплетение реальности с мистикой, фантастикой — называйте, как хотите. Отсюда узнавание, погружение и в, конце концов, доверие тексту.

Суть именно в том, что все эти фантдопущения порождены самой жизнью, настоящей, реальной, вот только чуть-чуть сдвинутой. В которой не только аппендикс, но и ещё одна рудиментарная деталь организма. В которой ребёнок не только целыми днями погружен в свой ноут, но симбиотирует с ним. В которой можно съездить в отпуск не в деревню к бабушке, а к ней же в прошлое. Остальное всё абсолютно как у нас, вот только деталька... И она-то и позволяет посмотреть совершенно другими глазами на всё остальное, и главное — на самих себя и тех, кто рядом. Собственно, для этого и нужна литература...

Оценка : 8
«Аргентус»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 12 июня 2016 г. в 22:00

У меня одна претензия к этому рассказу. Дети — персонажи этой истории — ну, никак не первоклассники. Класс четвёртый — пятый. И тогда всё воспринимается нормально.

Оценка : 7
«Паразит»
–  [ 4 ]  +

pavel-lob, 09 декабря 2015 г. в 13:38

Впечатляющий рассказ! Мрачный, тоскливо-безысходный, именно таким и должен быть настоящий хоррор.

Жуткое безразличие людей к главному герою, лишь жажда наживы на чужом горе. И дельцы одинаковы: что от религии, что от науки, что от медицины. Фанатизм религиозный также страшен как фанатизм научного познания.

От концовки рассказа мороз продрал по коже:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они хотели нового мессию, и они его получили. Уродливой пастве – инсектоидный ангел.

Всем любителям атмосферного психологического хоррора рекомендую.

Оценка : 9
«Сити»
–  [ 4 ]  +

Мириам, 13 декабря 2013 г. в 08:07

Город-сказка, город-мечта. Наверное, самый лучший город на свете из тех городов, о котором все говорят, но мало кто там был и еще меньше тех, кто оттуда вернулся. Причем не просто вернулся, а еще и смог рассказать, что же там твориться. Мегаполис будущего, способный притягивать всех и каждого. Практически ничем он не отличается от существующих ныне крупных городов. День шумен и долог, но еще дольше тянется ночь, освещенная огнями реклам и сопровождающаяся ревом моторов и сиренами пожарных машин. Жизнь без сна и печали. Жизнь как вечный праздник, без перерыва на отдых и обед.

Только вот не любит Сити отпускать от себя далеко тех, кто к нему с прохладой относиться... Совсем не любит... И продолжают жить те «счастливцы» в городе, попадают в его сети, пропадают навсегда...

В одном маленьком рассказе собрались все крупные города мира для того, чтоб превратиться в один незабываемый кошмар. Притягательно, завораживающе, но совершенно бездушно.

Оценка : 6
«Первый отряд. Истина»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 14 ноября 2013 г. в 19:49

Я не смотрела мультфильм. Почему-то мне кажется, что я ничего не потеряла.

Роман показался мне несколько затянутым. Возможно, потому, что его не надо читать подряд, за один день. Или потому, что концовка шла уже сплошным сюром, выпадающим из понимания. Я теряла сюжет, а с ним и интерес к чтению. Но действие всё же затягивало в себя, даже когда было неровным, невнятным, неясным.

Анализировать сложно. По-моему, послевкусие будет острее вкуса. Подождём.

Оценка : 8
«Живущий»
–  [ 4 ]  +

timur-aliev, 13 июня 2012 г. в 12:51

Роман не назвать увлекательным — за перипетиями сюжета я не следил с придыханием. Не заставляет роман и задуматься — во всяком случае, у меня новых мыслей после прочтения не возникло. Но читая, странным образом понимаешь — это почти классика. «451 градус по Фаренгейту» нового времени. Причем, сходство с романом Брэдбери ощущается не только в общности задач, но даже от героев и сюжетных поворотов. «451» было классикой во времена бумажных книг. «Живущий» может стать таковой во времена социальных сетей. Даже раздражающая «рванность» изложения работает на эту самую современность — мы уже привыкли получать информацию из самых разных источников — СМИ, соцсети, элпочту, общение — отовсюду понемногу.

Жаль, что все-таки «почти классика», а не «классика». Лично мне не хватило цельности повествования, цельности образов, показалось, что был некий перебор с персонажами, без части которых можно было бы обойтись. И вот это «осовременивание» — «несогласные», «ЖЖ» — тоже царапало.

Оценка : 7
«Икарова железа»
–  [ 4 ]  +

atgrin, 15 октября 2011 г. в 22:13

Каждое произведение Анны Старобинец интересно читать, даже если сюжет угадывается с самого начала. Этот рассказ написан в классической традиции рассказа-предупреждения, и с первых же строчек понятно, чем это всё закончится. Но то, как написан рассказ, делает его чтение увлекательным занятием. Это, конечно, не самое лучшее произведение автора, но вполне крепкое творение в жанре «гендерной фантастики» (кажется, есть такой жанр?).

Кстати, прочитать рассказ можно здесь — http://www.snob.ru/selected/entry/27378 — на сайте журнала «Сноб». Он официально там висит, так что знакомство с ним будет законным)

Оценка : 8
«Я жду»
–  [ 4 ]  +

Sacral, 24 мая 2010 г. в 13:18

Данный рассказ в очередной раз уверил меня в убеждении, что Старобинец просто напросто берет истории болезни психически больных людей и переписывает их абсурдные видения. Весь сборник будто бы написан со слов шизофреника, который с упоением рассказывает вам о том, что с ним приключилось в жизни, и как он это пережил.

Не скажу что это всегда плохо, но в некоторых рассказах, таких как «Я жду», данное ощущение — интервьюирования больного, проявляется наиболее ярко. Тем более в рассказе и говориться о том,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что впоследствии герой все же попадает в психлечебницу, и продолжает ждать, когда же его любовь придет к нему вновь
, благодаря этому читателя и не покидает чувство искусственности происходящего, складывается ощущение вторичности, будто со вторых слов что ли.

Моя оценка 1.

Неудачная попытка автора нажиться на горе больного человека. (IMHO)

Оценка : 1
«Я жду»
–  [ 4 ]  +

baroni, 22 апреля 2009 г. в 00:39

«Когда б вы знали из какого сора растут стихи...» Хрестоматийные ахматовские строчки Анна Старобинец переосмысляет по своему: «Когда б вы знали, из какого сора растет любовь...» В рассказе «Я жду» «объект любви» главного героя произрастает (буквально, в прямом смысле слова) из забытой в холодильнике кастрюли с протухшими щами... У А. Старобинец получилась очень необычная, «сумасшедшая» история о странностях любви и о странностях нашего собственного восприятия. О том, что грязь и плесень, которые мы так легко замечаем вокруг себя, прежде всего, находятся внутри нас самих. И о том, что отвратительного в нас ровно столько, сколько мы можем увидеть снаружи — будь то в загадочном гомункулосе из кастрюли с заплесневелыми щами, будь то в соседях по коммунальной квартире.

Оценка : 9
«Переходный возраст»
–  [ 4 ]  +

olya_p, 13 июля 2008 г. в 23:27

Весь сборник — это «кунцкамера» человеческих безумств. Самое страшное всегда происходит в глубинах мозга, куда не дано заглянуть другим. Тайные мысли, непредсказуемая логика поступков, чуждое мышление — все это можно найти здесь.

Оценка : 9
«Лисьи броды»
–  [ 3 ]  +

wonder.stasy, 01 мая 2024 г. в 22:10

Есть книги, которые нравятся — с ними приятно скоротать вечер.

Есть книги, которые хочется препарировать, вчитываться, искать скрытые смыслы между строк — и они тоже составляют отличный досуг.

Есть книги, которые не отпускают с первой и до последней страницы.

Есть книги.

Два слова, а столько радости, предвкушения, тёплых воспоминаний.

Лисьи броды — всё вышеперечисленное.

История, подарившая множество эмоций самого разного характера.

Да, здесь есть маты. Много. Меня это не смутило. Порой они придавали комичный окрас, отражали безвыходность ситуации, кричали о несправедливости.

Герои здесь совершенно бесподобны: они не святые, выживают, как могут, умны и расчётливы. Речь идёт не только о тройке главных, но и о второстепенных персонажах.

Есть пара вопросов к финалу (это больше связано именно с завершением веток некоторых героев), но повторюсь — это лучшее, что я читала из современной отечественной прозы за последние пару лет.

Красота изложения и его стиль выделяют роман на фоне многих других. Объем возможно играет ему не на пользу — иногда я уставала от происходящего. Не потому что было скучно, а из-за сильного накала, который набирает обороты с каждой главой.

Слушала книгу в аудио, а потом перечитывала глазами — получила море удовольствия.

Сюжет довольно сложно описать, нужно именно пробовать и отталкиваться от ваших предпочтений. За себя могу только сказать, что тема беглых зэков максимально далека от моих книжных «да». Но здесь в общем-то и не об этом.

Крючок, на который цепляют Лисьи броды — это сильные, волевые персонажи, готовые идти по головам и грызть глотки. Они жёсткие, хитрые, собранные. Таких героев я обожаю. Как минимум, ради них стоит идти в эту историю. Молчу уже о крутых способностях менталистов. Я завалила сообщениями наш Омут совместных чтений — да, мне настолько нравилось это читать.

Если вы в поисках чего-то захватывающего, с вот-это-поворотами и крутыми героями — обратите внимание на Лисьи броды. Оно того стоит!

Оценка : 10
«Лисьи броды»
–  [ 3 ]  +

Wongraven, 04 марта 2024 г. в 21:53

Грандиозно, масштабно, захватывающе!

Мое первое знакомство с творчеством писательницы, которую называют «русским Стивеном Кингом» и «королевой хоррора». Но в «Лисьих Бродах» хоррора нет, возможно, в отдельных местах лишь самая малость. Если коротко обозначить жанр романа, наиболее уместно будет определение «мистический боевик». Можно отнести его к магическому реализму, так как действительно в обычную, повседневную жизнь здесь вплетается магия. Ну или же просто сказка — как они первоначально и были, для взрослых.

Итак, Максим Кронин, бывший артист цирка, осужденный за измену родине, бежит из дальневосточного лагеря вместе с уголовником Флинтом, чтобы разыскать свою жену, след которой он потерял несколько лет назад и которую Флинт видел в Маньчжурии. Случай приводит Кронина в местечко с романтичным названием Лисьи Броды, где он выдает себя за капитана СМЕРШ Шутова. Только случай ли? Или логика хаоса (его еще называют судьбой)? И вскорости выясняется, что Кронин уже бывал в Маньчжурии в своей прежней жизни. Жизни, о которой у него сохранились лишь отрывочные воспоминания, жизни удивительной, полной Чудес.

Ну а дальше события начинают развиваться с головокружительной быстротой. И кого только мы не встречаем на страницах романа: красноармейцы, староверы, лисы-оборотни, зловещие японские экспериментаторы из «Отряда 512», чекисты-колдуны и бессмертный даос. Многие герои на протяжении романа оказываются совсем не такими, как казались вначале.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Майор Бойко, боевой офицер, десантник, герой войны, предает и убивает своих товарищей, чтобы завладеть золотом. Старейшины клана лис-оборотней, хранительницы древнего святилища и помощницы бессмертного даоса оказываются обычными склочными и мстительными бабами. А вот старовер Ермил совсем не вызывает поначалу симпатий. Он не вмешивается, когда его братья по вере травят его родную дочь (незаконнорожденную, правда) и ее мать, наполовину китаянку, которую местные считают ведьмой. Он заводит отряд красноармейцев в засаду, устроенную местными бандитами, и лишь ловкость «Шутова» помогает им избежать гибели. Но в конце Ермил жертвует жизнью, чтобы спасти дочь и свою бывшую любовь. Сложнее всего с Эленой, женой Кронина. Вроде бы она предала, бросила его, участвовала в жестоких экспериментах над людьми, но потом оказывается, что она собиралась вызволить Максима и бежать вместе с ним в Австралию. И она действительно дожидается его до последнего, вот только он с ней не летит.

Трудно разобраться, кто есть кто, кто на чьей стороне, и где вообще чья сторона, где есть добро, а где есть зло. События весьма объемного романа укладываются буквально в несколько дней, слегка разбавленных экскурсами в прошлое, действующих лиц очень много, и в результате автор буквально не поспевает за всем и всеми: некоторые поступки героев кажутся нелогичными, не все события и факты получают объяснения. И если достаточно открытый финал логичен, будущее все же многовариантно, то вот прошлое Кронина можно было бы описать и подробнее: у меня вот не получилось связать воедино все концы, чтобы понять логику действий основных героев и их взаимоотношения.

Но это незначительный минус. Роман очень динамичный, нигде не «провисает», буквально на каждой странице происходят какие-то события, открывающие новый взгляд на происходящее в целом. Судя по всему, Анна хорошо изучила китайскую историю и мифологию: тут и знаменитая терракотовая армия (но в авторской интерпретации все с ней оказывается не так-то просто), и эликсир бессмертия, и, как уже говорилось, лисы-оборотни, по-китайски именуемые хули-цзин. Да-да, именно так)) И, конечно, автор это название всячески обыгрывает.

Да, пара слов про ненормативную лексику. Ее в романе немало, я лично в этом ничего дурного не вижу, но вот уместность ее применения вызывает вопросы. Так, зэки стыдливо говорят «едрить твою налево», а староверы задвигают такие сложносочиненные конструкции, что я даже взял себе кое-что на заметку))))

А вот к большим плюсам «Лисьих Бродов» отнесу прекрасный слог и стиль изложения автора. Ни разу, нигде глаз не зацепился за какую-нибудь шероховатость в тексте. Браво!

В общем, блестящее произведение, полностью оправдывающее потраченное на него время. И интересно было бы увидеть экранизацию, роман просится чтобы по нему сняли фильм.

И в заключение. Эта книга не только и не столько о приключениях, охоте за сокровищами и тайными знаниями, противостоянии современного оружия и древней магии. Есть такая штука судьба, у каждого она своя, и всякий человек (даже если он (или она) не совсем человек) находит свою судьбу, ту, которую он заслужил. От судьбы не уйдешь. Наверное, «Лисьи Броды» доказывают этот постулат, как никакое другое произведение.

А еще эта книга о Любви. И Максим Кронин, пройдя долгий, тернистый путь, находит свою Судьбу и свою Любовь. А впрочем...... Финал ведь открытый.

Оценка : 9
«Хвостоеды»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 21 августа 2023 г. в 08:44

Внуки подсели на серию, как-то в машине включили аудиоверсию на громкую, потом пару раз слушали вместе на сон грядущий.

Книжка весьма необычная, однако — заметно выше средней оценки, уважаемый потенциальный читатель. Что характерно — взрослым воспринимается вполне адекватно. У меня вообще сложилось впечатление, что это далеко не детская литература, в смысле — универсальная с точки зрения возраста. Уж больно умные мысли периодически проскакивают.

И юмор — довольно своеобразный, весьма далекий от чисто детского восприятия. Я бы даже в ряде мест отметил — вообще не детский юмор. Едкий, злой, саркастически — сатирический. Чуть ли не хулиганский, вполне себе на грани фола.

И — масса своеобразных аналогий с базовыми аспектами действительности. Запоминающаяся книжка

Оценка : 7
«Лисьи броды»
–  [ 3 ]  +

Carex, 10 июля 2023 г. в 15:14

Роман очень ярок и кинематографичен. Когда считал, у меня было ощущение, что смотрю сериал. Готовый сценарий для такового, может когда-нибудь и снимут.

Как приключенческий роман — очень хорош. События в нем идут неторопливо, плотно и ровно. Интрига не ослабевает. Герои хорошо проработанные и яркие. Стилистически безупречен, даже ненормативная лексика так умело вплетена и появляется уместно, что это не режет глаз, а лишь усиливает впечатление.

Единственный минус романа — это приключения ради приключений. Нет там в конце катарсиса. Не заставляет роман задуматься о природе сущего и человеческой душе, или например о соотношении магии и технологии. Прочитал, закрыл книгу и слава Дао!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как только в книге сообщили, что даос Чжао с тысячами лиц и он где-то в Лисьих бродах, то я сразу понял, кто это

Оценка : 8
«Лисьи броды»
–  [ 3 ]  +

pitiriman, 13 сентября 2022 г. в 07:10

Какое говорящее название романа! Спокойно перемещаться в другой мир из «заколдованного» города могут только «лисы»... Сюжет романа, словно лабиринт, в котором петляет и петляет главный герой, следуя «логике хаоса», которая так часто обыгрывается во многих эпизодах.

Вместе с врагами героя я тоже пытался вычислить, кто же из действующих лиц является тем неуловимым мастером. Несколько раз думал на того, кто им окажется, но всегда отбрасывал предположение, согласившись с ним лишь незадолго до разоблачения. Мне кажется, что по книге можно снять добротный сериал, даже и мультфильм.

Многие понравившиеся мне произведения я оцениваю по формуле АБС — «Чудо-тайна-достоверность». До самого финала романа, эта формула действовала. И очень жаль, что в конце тайна исчезла...

Оценка : 9
«Живущий»
–  [ 3 ]  +

Yarowind, 09 июня 2022 г. в 07:07

Антиутопия. Этакая смесь “1984” и “О новый дивный мир”. Причем от Оруэлла тут явно больше. Не такое уж далекое будущее, человечество зафиксировано на числе 3 млрд. человек, ведется активный контроль за продолжительностью жизни (чтобы лишнего не жили. Идеально – 40 лет), за рождаемостью, воспитанием детей в интернатах и прочая-прочая. Нарушителей – изолируют и “перевоспитывают”. Активно используется виртуальная реальность, для чего людям вживляют чип. Но есть и властная верхушка, которая, само собой, положила на все эти правила. Ведь она самая эти правила и придумывает. Но и тут не все просто, взаимоотношения пауков в банке стары как мир. У каждого человека есть свой идентификационный код, и как только один умирает, его присваивают рождающемуся. Ибо число людей неизменно… Но рождается человек, у которого нет инкода – Зиро. Что он несет обществу? Тут просматриваются определённые параллели с Христом. В целом, многие идеи и мысли уже неоднократно описывались в других антиутопиях, но есть и оригинальные, плюс читается довольно легко, несмотря на общую мрачную атмосферу. Смерти нет.

Оценка : 8
«Живущий»
–  [ 3 ]  +

GennDALF, 29 января 2021 г. в 12:06

Для меня «Живущий» – очевидный наследник и преемник романа «Мы», который не элементами, а всей своей сущностью положил начало антиутопии как отдельному жанру.

Несмотря на разделяющую их почти вековую пропасть, «Живущий» точно также берёт из современного ему общества аспекты, которые могут угрожать будущему, и, гиперболизируя их, рисует удивительную картину. Чуть более фантастичный, чем «Мы», этот роман тем не менее демонстрирует нам картину, которую сегодня возможно представить всерьёз. Именно это, на мой взгляд, и должно заставить читателя отнестить к нему также со всей серьёзностью.

Из личных впечатлений хотелось бы ещё отметить, что автор немного сильнее сместила баланс в сторону эмоционального, порой в ущерб описательности. Оставив таким образом многие вопросы на домысел читателя. Как по мне, это если и недостаток, то точно не критичный, а скорее предлагающий поразмыслить над произведением более широко.

Оценка : 9
«Домосед»
–  [ 3 ]  +

zazai, 31 июля 2020 г. в 23:42

Литературная составляющая выше всяких похвал: грамотная компоновка текста — ничего лишнего, гладкий слог, хороший язык. Читать одно удовольствие. Но надо сказать, что это не фантастика, а бытовая драма. Автор пересказывает житейскую драму одного научного деятеля сталинских времен, вкладывая ее в уста потустороннего существа (предположительно «домовенка»). Мистический вуайеризм, ничего больше.

Художественная составляющая тоже хороша, идеально соблюден баланс — примерно 40% текста приходится на собственные приключения «домовенка» в современном мире, еще столько же на сталинские времена в купе с судьбоносными событиями в жизни ГГ, оставшиеся 20% на антураж и экспозицию.

Антисоветчины особой нет — ну да в реальности все было несколько суровей и сложней, но для фабулы сгодится — такая драма могла случится в любые другие.. там петровские или античные века... подозреваю, что в пресловутом СССР эта повесть спокойно прошла бы цензуру.

С русофобией тоже не срослось. Разве что принять за таковую то, что автор не стала в угоду моде пихать в текст «недопредставленные слои» (нацмены, лгбт и инвалиды.. обошлось даже без евреев), т.е. повесть получилась очень «русской».

Ну и фирменная для современных авторов чернуха Обыденная такая беспощадность закомплексованности, с понтом «психологическая достоверность». Если вы считаете, что подлость и малодушие это признаки реализма, то не проходите мимо.

Пс: остальные рассказы в книге «Резкое похолодание» тоже чернушные.

Оценка : 6
«Резкое похолодание. Зимняя книга»
–  [ 3 ]  +

tinker89x, 14 октября 2018 г. в 14:13

Где-то уже говорил, но повторюсь, что считаю Анну одним из лучших современных русскоязычных писателей (не люблю феминитивы). А из тех, кто пишет «странную» прозу, так и вообще пожалуй лучшим.

Это нельзя назвать хоррором или мистикой в чистом виде. Повесть «Домосед» скорее грустная, мрачная сказка для взрослых, заглавное «Резкое похолодание» — тоже сказка, с ведьмой, волшебницей и страшной тайной, но куда более жуткая. Но автор умело погружает читателя в состояние тревоги, при этом невидимыми ремнями привязывает к страницам, заставляет читать, читать и читать. Если уж и говорить о женской прозе, то это ее лучшие образцы. Так писать умеют и умели Старобинец, Гузель Яхина, Ольга Рейн, Харпер Ли, Маргарет Митчелл и кое-кто еще

Оценка : 9
«Домосед»
–  [ 3 ]  +

SHWY, 23 августа 2018 г. в 12:17

Русофобия как синоним антисоветчины? Да нет, почему же. К тому же, антисоветчиком легко стать, почитав (а ещё не так уж давно и услышав) о красном терроре и делах «психопатов из НКВД», но узнав, что белый террор был ничуть не краше, поколеблешься в убеждениях как весы, не пришедшие в равновесие. Я не любитель Чехова, мне о его произведениях хочется сказать, что я и без него знаю, сколько в жизни глупости и нелепости, которые он называл пошлостью (теперь это слово имеет скорее порнографическую окраску). Так вот, эта повесть своего рода советская «чеховщина». Дед скроен (грубовато) по образцу Льва Ландау, который, судя по воспоминаниям, отличался инфантильной бесцеремонностью и нонконформизмом во всём , а такие люди вполне могут быть жестокими. Ландау, кстати, до старческого маразма не дожил — «те, кого любят боги (судя по легендам, те ещё типы) умирают молодыми». А домовые? Ну, это так, красивая рамочка для нарисованной картины жизни. Написано хорошо.

Оценка : 8
«Зверский детектив» [Цикл]
–  [ 3 ]  +

misslidell, 14 августа 2018 г. в 23:06

Супер! Кинематографично, и я бы даже сказала — анимационно. Когда читала, перед глазами как будто мелькали кадры уровня пиксаровских шедевров. «Зверополиса», например. Не знаю даже, кому эта серия интересней: детям или взрослым. Наверное потому, что отличной книге все возрасты покорны.

Оценка : 9
«Прямо и налево»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 28 ноября 2016 г. в 09:49

Неожиданно, и оттого особенно хорошо. Надо просто быть там, где тебе комфортно. Любой может оказаться просто... просто не в своём мире.

Оценка : 8
«В пекле»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 28 ноября 2016 г. в 09:46

До ужаса реально написанный рассказ; не удивлюсь, если большинство читателей чувствуют духоту и открывают форточки.

Воспринимать можно — как угодно. Мистика? бред сумасшедшего? Пожалуй, и неважно. Главное — потрясающая атмосферность.

Оценка : 9
«Споки»
–  [ 3 ]  +

Petro Gulak, 12 сентября 2014 г. в 00:05

Стандартная НФ, скрещенная со стандартным хоррором. Добротно, стилистически банально – да и не только стилистически, да и нередко с чудовищными провалами вкуса.

Оценка : 4
«Переходный возраст»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 13 ноября 2013 г. в 12:45

Эта работа скорее не понравилась. Единственная из всего цикла. При том, что хорош стиль, прописаны образы... всё, как надо. Плоха здесь история с дневником. Неестественная, раздражающая, трудно читающаяся. Собственно, и сама идея с муравейником внутри человека не очень интересная. Лучше бы было что-то необъяснимое, недоговоренное. В принципе, у автора это вполне даже получается в других работах.

Оценка : 7

  Страницы:  1 [2] 3  4 



⇑ Наверх