Глеб Анфилов отзывы

Все отзывы на произведения Глеба Анфилова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«ЭРЭМ»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 28 августа 2023 г. в 17:09

В экстремальных условиях человеческий организм способен включать внутренние резервы, а порой даже проявлять паранормальные способности. В рассказе в такой роли выступил кибернетический механизм, сошедший что называется «с катушек». Логическая схема дала сбой, нарушился нормальный режим работы и робот в своих реакциях стал походить на человека. Помнится в известном фильме Электроник также стремился стать человеком вне жестко заложенных в конструкцию программных связей. Возможно ли это? В научной фантастике-да.

Ход рассказа заставляет по искреннему переживать за механизм, обычно называемый лишь бездушной грудой железа. Шаг за шагом, плавясь и разрушаясь, робот стремится выполнить поставленную задачу сознавая при этом, что должен погибнуть. Слово «сознавая» здесь использовано не зря, ведь автор описал внутренние ощущения, переживания и зрительные образы машины, максимально приблизив ее к живому существу. Это вышло очень трогательно. Особенно тронуло внезапно нахлынувшее на Эрем воспоминание о первом дне его жизни, так вот и нас задевают за живое первые воспоминания детства. Все-таки есть в рассказе какой-то свой эмоциональный фон, погибающий механизм действительно жалко, а раз есть проявление чувства, то рассказ написан не напрасно. И поскольку любое произведение обращается к читателю, то можно сказать, что тот кто переживает за машину, будет переживать и за человека.

Оценка : 7
«В конце пути»
–  [ 6 ]  +

Ученик Дьявола, 21 марта 2023 г. в 12:15

Этот рассказ я могу назвать самым большим открытием во всей антологии «Альфа Эридана». Нет, лучшим в книге я его не назвал бы – есть и еще лучше, хотя бы «Испытание СКР» или «Частные предположения». Но Стругацкие – это как знак качества, эту фамилию я знаю с детства, так что в случае с ними открытия не было, а были просто оправданные ожидания. А вот имя Глеба Анфилова я увидел впервые именно в «Альфе Эридана». Должен сознаться, сразу сработала ассоциативная цепочка: раз впервые, то автор, видимо, мало известный ныне представитель «романтической эпохи» советской фантастики пятидесятых, а значит, опять будут красивые слова, героические до идиотизма персонажи и минимум смысла и логики в поступках. Читали уже, знаем – под той же обложкой имеются образчики подобного творчества: «Астронавт», «Пришелец», «Альфа Эридана». Так что скепсиса поначалу было хоть отбавляй. Однако я ошибся, да еще как!

Нет, на первый-то взгляд тут все то же самое: дальний космический полет, катастрофа, подвиг… И я вижу, что кое-кто из писавших здесь отзывы так, собственно, все и воспринял. Только нет тут никакого казенного пафоса и официоза, нет их. Шла бы речь о трех упомянутых выше рассказах, я бы согласился полностью и безоговорочно. Там – да: отважные космонавты-первопроходцы сначала вдохновенно, картинно, с красивыми словами бросаются навстречу неизведанному, совершенно не трудясь подключать к делу мозги, создают себе уйму трудностей, а потом эти трудности мужественно преодолевают. Здесь, несмотря на внешнее сходство, дело обстоит иначе. Можно, конечно, посмеяться над наивностью авторских представлений: старт межзвездной экспедиции происходит в 1989 году, космонавты за несколько часов до старта выходят утром из собственного дома и качаются на качелях… Но насмешка – только потому, что мы смотрим из своего циничного времени. Да и в общем-то это мелочи: сместить дату лет на триста вперед и убрать эпизод с качелями – и не останется никаких поводов для насмешек, в то время как журавлевский Зарубин или колпаковский Варен и при таком раскладе будут изумлять читателя своей несокрушимой глупостью.

Так в чем же разница? Во-первых, в обстоятельствах: то, что случилось со звездолетом «Диана», не есть результат непрофессионализма его экипажа. (Кстати, представление о барионной асимметрии Вселенной на момент написания рассказа еще не устоялось, и даже крупные ученые в пятидесятые годы вполне допускали наличие больших скоплений антивещества не только где-нибудь далеко, но и в нашей Галактике – так что основное фантастическое допущение для своего времени вполне научно.) А потому ставить Алексея Аверина на одну доску с тем же Зарубиным нет никаких оснований – это человек, внезапно оставшийся один на один с большой бедой, а потом – даже и с двумя. Во-вторых, обратите внимание, как ведет себя этот человек, у которого погибла жена, а сам он ослеп и мучается жестокими болями. Он не бьет себя в грудь кулаками и не твердит громкие фразы типа «Через невозможное – вперед!», чем грешат персонажи Журавлевой или Колпакова. Аверин – не такой вот светлоликий герой, он обыкновенный человек, а потому может поддаться слабости и потерпеть временное поражение, и писатель не скупится на слова, чтобы дать нам это понять. И подвиг здесь тоже под стать совершающему его: просто тяжело подняться с пола, сделать два вялых шага к пульту управления и нажать на кнопку. Но и это, поверьте, очень немало. Особенно если учесть, что именно дало Аверину силы сделать эти два шага –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не правительственный приказ, не мысли о родине, долге или героизме, а голос отца, который, против всех ожиданий, жив и здоров и ждет возвращения сына.
Где же тут официоз и казенщина? В общем, прочитать очень советую – прочитать без скепсиса, попробовать представить себя на месте Аверина, особенно в самом конце. Тогда, уверен, впечатление от рассказа будет совсем иным…

Оценка : 9
«ЭРЭМ»
–  [ 3 ]  +

Etamin, 17 января 2023 г. в 23:07

Настоящая жесткая НФ с толикой иронии. С отзывом god54 согласен не вполне. Да, это про героизм при аварии на производстве — но ирония как раз в том, что героизм проявляет робот, выполняя именно ту работу, для которой его и создавали. Конечно, это все мог сделать и телеуправляемый автомат, а не наделенная (непонятно к чему) самосознанием и воспоминаниями (совершенно в духе азимовских роботов) машина, — но тогда не получилось бы «трагичного» финала. А ведь рассказ вышел за два года до появления сборника «Я, робот» на русском языке! Кпгда я читал этот рассказ еще подростком, мне было очень жаль ЭРЭМа...

Оценка : 7
«В конце пути»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 18 июля 2018 г. в 01:43

Этот сборник в принципе полное собрание сочинений автора. Я имею ввиду НФ. У Анфилова конечно ещё много статей,очерков. Но вот нф-рассказы и единственная повесть собраны все в этом сборнике. И за это огромное спаибо составителям.

Да автор не плодотворен. Но его произведения очень интересны. Я бы не сказал что они сильно познавательны, но есть характерная черта. Это глубокий психологизм. Глеб внес в свои произведения помимо научной основы еще и проблемы взаимоотношений между людьми.

Ну и конечно нельзя не отметить «В конце пути». На мой взгляд лучшее произведение Анфилова. Его смело можно вносить в золотой фонд советской фантастики.

Я советую прочитать этот сборник всем любителям НФ. Поверте времени займет не много, а впечатления останутся только положительные.

Оценка : 9
«В конце пути»
–  [ 8 ]  +

olpo70, 17 июля 2018 г. в 23:38

Такие рассказы не стареют. Такие рассказы написаны не о технике будущего, а о людях. Это фантастика не для холодного расчетливого ума, это фантастика для сердца. Она не о крутых суперменах побеждающих кучу космической нечисти и завоёвывающих целые галактики. Она о сильных духом людях. Которые были и я надеюсь есть и сейчас. И этот рассказ не в коем случае не советский официоз. Он безгранично человечен. И не хочу никого обидеть, но ребята которым не понравился этот рассказ у вас одна из двух проблем. Вы или закостенели в обилии прочитаного( в народе зажрались). Или ваш читательский уровень восприятия дествительно хорошей фантастики очень низок( пытался быть как можно мягче). Мне жалко что мимо вас проходит много великолепной фантастики.

Оценка : 9
«Крылья»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 04 марта 2017 г. в 20:06

Летать! Мечта миллионов людей. И эту мечту фантасты воплощали как могли. Идеи полетов человека сотнями ложились на бумагу. Но здесь автор придумал довольно таки оригинальный способ. Нет вернее способ не очень оригинальный. Оригинально устройство и механизм работы крыльев.

А сам рассказ конечно не очень силен в литературном плане. Советский идеализм и слащавость. Да и случай в горах довольно таки предсказуем. Я не хочу прослыть слишком умным, но я догадался о кислородном голодании сразу.

Оценка : 6
«Скрепка»
–  [ 6 ]  +

amak2508, 30 августа 2014 г. в 17:45

Путешествия во времени — тема вообще очень выигрышная. А тут еще двойники, петли во времени... Конечно, читать интересно. Тем более, что автор не пошел традиционным путем: главным для него стали не увлекательные приключения во времени, а создание логически непротиворечивой временной петли и всех вытекающих из этого последствий. И, надо признать, получилось это у него довольно складно.

К сожалению, в отличии от написанного несколькими годами позже романа Громовой и Нудельмана, эта повесть испытания временем (полувеком) выдержала не без некоторых потерь. Многое в ней теперь кажется несколько наивным и, даже, банальным (история с сослуживцем, пытающимся «подсидеть» главного героя, ретроград-начальник, торжественный финал повести), не очень радуют и заметно архаичные манера изложения и язык повествования, а также давно уже брошенные писателями-фантастами попытки «онаучить» создание аппарата для перемещений во времени.

Но, еще раз: основа повести получилась вполне достойной и интересной — читать следует. Хотя как же это сейчас непривычно — встречать на каждой странице героев, нещадно дымящих своими папиросами\сигаретами и утопающих в клубах этого самого «смертельно-ядовитого» табачно-никотинового дыма :).

Оценка : 7
«В конце пути»
–  [ 7 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 01:11

Много пафоса в духе 60-х. Но тогда очень многие верили в победу коммунизма. И вот этот романтизм и самоотверженность и дала нам прорывы во многих областях. Сейчас этого практически нет. Общество потребителей.

Оценка : 7
«Крылья»
–  [ 2 ]  +

мрачный маргинал, 22 апреля 2012 г. в 14:04

Удивительным образом автор воспроизводит в НФ «архетип» русской народной сказки, — Иван-царевич скармливает свои филейные части волшебной птице, дабы та его вынесла на волю. Тут ещё и (наверняка — неосознанные автором) «вампирские» интонации. Именно вот этакой сказочностью (выбивающейся из общего среднестатистического оптимозма сов. фантастики), а ещё и неожиданно мрачноватым колоритом запоминается рассказ, — в значительно большей мере, чем в том случае, если бы его автор поставил себе целью одну лишь популяризацию Н-Ф вида спорта. А ещё в памяти остаётся яркий «видеоряд» журнальной публикации, созданный выдающимся иллюстратором фантастики Н. И. Гришиным.

Оценка : 7
«В конце пути»
–  [ 12 ]  +

ASPArhat, 13 июня 2011 г. в 19:40

Кому не интересен этот рассказ? Тем кто привык к фантастическим боевикам или сюжетам о магах-недоучках — да! А здесь рассказ о Человеке! О его любви, о его цели, о его тяге к жизни! А фантастический сюжет это всего лишь фон.

Оценка : 8
«Скрепка»
–  [ 1 ]  +

god54, 16 января 2011 г. в 15:39

Довольно интересная идея о возможности удвоения тел при перемещении во времени у автора утонула в технических выкладках, дискуссиях и диалогах, а закончилась гимном советской науке и уверенностью в завтрашнем дне. К сожалению, повесть не вызвала ответного отклика ибо она к сегодняшнему дню устарела и интересна лишь с точки зрения истории советской фантастики.

Оценка : 6
«Я и не я»
–  [ 0 ]  +

god54, 16 января 2011 г. в 15:17

Удивительно, но рассказ меня заинтересовал своим необычным подходом к обычной технической задаче, которые так любили советские фантасты. Жаль, что автор остановился на рассказе и не развил тему. Это был бы прекрасный психологический, тяжелый и жесткий рассказ или повесть. Может не рискнул, может еще почему-то... Но сюжет мне понравился, да недосказанность, да неполное изложение, но постановка задачи очень интересна...

Оценка : 7
«Радость действия»
–  [ 0 ]  +

god54, 16 января 2011 г. в 14:53

В целом, как идея, это довольно интересно, хотя и во время публикации этой теме — теме осознания роботами самих себя было посвящено множество рассказов, повестей и романов. Однако автор так и не пошел дальше, а словно испугавшись своей смелости резко закончил рассказ. Отсюда некое чувство неудовлетворенности. Заинтересовал один момент из рассказа: девушка вызывала парня на свидание бросая горсть песка в окно. Кто-нибудь пробовал бросить горсть песка в окно? Нет? Попробуйте, это будет интересно... В остальном ничего интересного.

Оценка : 4
«Крылья»
–  [ 0 ]  +

god54, 16 января 2011 г. в 14:26

Тема крыльев и летателей в фантастике довольно разработанная и часто встречающаяся. Но в данном случае автор пошел по пути пересказа старой сказки на новый лад с учетом советской действительности. Особенно понравилось комсомольское бюро, которое прорабатывает главного героя принимая решение запретить ему заниматься спортом. Сегодня молодежь этого не поймет, а мы-то это пережили, и сколько раз нас так прорабатывали. Тогда весело не было, тогда было страшно, тогда исключение из комсомола, грозило перерасти в преследование и изгнание... А рассказ так себе, малологичен с попыткой выйти на чувства и даже героизм. Советская классическая фантастика, хотя сама идея крыльев мне понравилась.

Оценка : 6
«Испытание»
–  [ 0 ]  +

god54, 16 января 2011 г. в 14:08

Я бы сказал, что это классический технический рассказ, в котором автор пытается описать ощущения участников эксперимента по передаче мыслей друг другу. И все. И в чем смысл? Автор вышел даже за рамки советской фантастики: он не дал описание и наукообразное обоснование изобретения, а стал описывать якобы чувства. Но так и не смог выйти за рамки советской фантастики, словно споткнулся, но не упал, а завис в воздухе с вопросом: так в чем смысл рассказа?

Оценка : 3
«Изменение настроения»
–  [ -1 ]  +

god54, 16 января 2011 г. в 13:52

Довольно простенький и бесхитростный рассказ, без сюжета, фактически без героев, словно небольшая зарисовка о довольно неплохом техническом изобретении. Эх, нам бы такой прибор, чтобы изменять настроение, или как говорит автор: наденем розовые очки... Обычная советская фантастика, хотя автор пытается ввести чувства... Интересен лишь с точки зрения развития фантастики — советской фантастики.

Оценка : 6
«Крылья»
–  [ 1 ]  +

тессилуч, 30 сентября 2010 г. в 07:51

Каждый в детстве хоть раз летал во сне. В этом рассказе автор попытался представить реальную возможность полета человека. И сколько надо приложить усилий, чтобы стать как птица. Произведение зовет молодежь в небо.:-[

Оценка : 7
«В конце пути»
–  [ 7 ]  +

тессилуч, 02 августа 2010 г. в 09:20

А я этот рассказ прочитал как раз вовремя. Поэтому он показался мне достаточно занимательным и дата старта тогда не резала глаза. Это сейчас можно изображать высоколобость и пресыщенность фантастикой. В 60-х годах большинство н-ф произведений были такими.

Оценка : 7
«Крылья»
–  [ 1 ]  +

Sawwin, 24 июля 2010 г. в 20:16

Слабенький рассказик, полностью предсказуемый, тем более, что все мы читали в детстве сказку, герой которой летел на огромной птице и кормил её собственным мясом. Удивляет другое... даже в 1959 году прежде чем допустить потенциально опасное изделие к необученным пользователям, на него ставили «защиту от дурака». А тут -- ничегошеньки!

И ещё одно наблюдение, с высоты нашего двадцать первого века... Глеб Анфилов описывает далёкое будущее: биомеханизмы, туристические полёты на Луну и прочие прелести прекрасного завтра. Но при этом его герои пишут, макая перо в чернильницу! Представляю, как будут смеяться наши внуки, читая описания завтрашнего дня, сделанные нынешними фантастами!

Оценка : 3
«Изменение настроения»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 21 июля 2010 г. в 16:52

Странные ощущения испытываешь, перечитывая этот рассказ. Он безнадёжно устарел, никакого психологического, социального или, хотя бы, приключенческого наполнения в нём нет. НФ в чистом виде. Сейчас дико читать, как Сеня Озорнов между делом, ничтоже сумняшеся, снимает психологические портреты зашедших в гости приятелей. В те времена никто и не задумывался о морально-этической стороне подобных экспериментов. Хотя, сам автор, наверное, о чём-то догадывался, ведь недаром его герой говорит, что «происходящее смахивает на вивисекцию». И ещё... В начале шестидесятых непременным требованием к научно-фантастическому рассказу было наукообразное «объяснение» происходящего. Герои фантастики становились в позу и начиналась нуднейшая и, как правило, безграмотная лекция. А у Глеба Анфилова читаем: «Опасаясь, что он пустится в объяснения...» Не пустился! Возможно, первый из советских фантастов, обошедшийся без этой нудиловки.

Вот за эту новизну вместо той тройки, что собирался выставить вначале, ставлю рассказу пять баллов. Читать его, пожалуй, не стоит, но знать, что такое было -- обязательно.

Оценка : 5
«ЭРЭМ»
–  [ 5 ]  +

god54, 03 мая 2010 г. в 08:23

Рассказ, написанный в советское время, когда героизм и самопожертвование приветствовались больше, чем соблюдение норм и правил производства. А ведь общеизвестно, что героизм есть следствие ошибки, непрофессионализма и обычного головотяпства. В то же время автор подчеркивает, что эта философия должна также восприниматься и искусственным интеллектом. Рассказ интересен с точки зрения изучения развития советской фантастики.

Оценка : 4
«В конце пути»
–  [ 1 ]  +

god54, 03 января 2010 г. в 18:16

Стандартный рассказ из советской фантастики, который был интересен во время его написания, так как всё-равно другой фантастики в то время мы не видели. Сегодня он полностью устарел и неинтересен.

Оценка : 3
«В конце пути»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 26 марта 2008 г. в 15:44

Как всё это наивно, как устарело! Ведь старт межзвёздного корабля «состоялся» 20 июня 1989 года!

Глеб Анфилов грамотный человек, в рассказе не так много ляпов. Он умеет писать, в рассказе, наряду с обязательным официозом, встречаются живые сценки и образы. И тем не менее, жёсткая заданность научно-фантастического сюжета убивает рассказ, художественная ценность которого со временем сошла на нет.

Оценка : 3


⇑ Наверх