Андрей Дмитрук отзывы

Все отзывы на произведения Андрея Дмитрука (Андрій Дмитрук)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 118

  Страницы: [1] 2  3 

«Совсем другие»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 16 февраля 2024 г. в 20:53

Небольшая повесть — зарисовка, идейно напомнила рассказ Кинга «Люди десятого часа», наши против «этих», чудовищ, притворяющихся людьми.

По форме очень урезано, фактически памфлет на основе коммунистической идеи и выдержек из баек про оборотней. Как и у Кинга, произведение напоминает пролог крупной вещи, но слишком разбросанно.

В общем, интересная задумка, но не шедевр.

Оценка : 7
«Лесной царь»
–  [ 1 ]  +

Baskk, 12 февраля 2024 г. в 18:43

Конечно это не Солярис, но и Дмитрук не Лем. Рассказ о болотном, но разумном мире встреча с которым заставляет «мачо» Улдиса немного поумнеть, а девушке Виоле стать «спасителем» Метагалактики. Но всё очень схематично и отрывочно

Оценка : 4
«Следы на траве»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 15 ноября 2023 г. в 00:01

Небольшой роман или большая повесть, дата написания которой для читателя среднего возраста угадывается влет. Конец восьмидесятых, время распада. Это настроение автор и выразил в Вальхалле, куда через Тоннель между мирами проникают суперлюди далёкого будущего Земли, в костюмах — силовых полях, со способностями читать мысли и контролировать каждую клетку своего организма, все из себя высокоморальные и позитивные. В общем сказка про коммунистическое будущее, соприкоснувшееся с фашистским прошлым.

Начало и середина книги — с установлением контакта двух ветвей человечества, описанием убогостей фашизма / дикого капитализма, которые автор попросту переписал с натуры «за окном», мерами землян, ответом общества Валхаллы вполне интересны и логичны, а вот финал токсично размыт.

Весьма ощущается авторская полемика с АБС «Трудно быть богом» и «Парнем из преисподней», но Андрей Дмитрук явно братьям уступает и по четкости, и по логике, и вообще.

Поэтому рекомендовать книгу сложно.

Оценка : 7
«Аурентина»
–  [ 2 ]  +

Старик Хэнк, 10 ноября 2023 г. в 11:07

«Заранее зная ответы на все вопросы, которые хотел поставить писатель...» И слава Богу, если так. Ответы дает само мирное коммунистическое будущее, время всемогущества человеческого, блестяще описанное автором. Но, наверное, кое-кому больше нравится банальщина, «постапокалипсис» или «восстание ИИ»...

Оценка : 10
«Аурентина»
–  [ 2 ]  +

Старик Хэнк, 10 ноября 2023 г. в 10:59

Очень неприятно встретить среди читателей субъекта, столь далекого от понимания всего человеческого — и психологии, и экологии... Перед нами картина прекрасного, мирного будущего, в котором каждый погубленный цветок — это уже горе для людей. Особенно для таких нежных и вместе с тем мужественных девушек, как героиня этого рассказа. Но — увы! Не каждому дано проникнуть в мир настоящей философской фантастики. «Пилотка»... Постыдились бы!

Оценка : 10
«День рождения амазонки»
–  [ 1 ]  +

Старик Хэнк, 10 ноября 2023 г. в 10:52

Дяденька Валерий К., так писать нельзя. Особенно о произведении одного из крупнейших и талантливейших советских фантастов. «Одному принцу примерещился призрак отца, который рассказал, что его убил брат; принц взял и замочил этого брата, а по дороге еще двоих...» Узнали? Ну, конечно, «Гамлет». Так любой дебил может описывать сюжеты. Рассказ прекрасен, он на тысячу голов выше всего, что пишут нынешние «фантасты». Но, видно, не для глухих и слепых...

Оценка : 10
«Ветви Большого Дома»
–  [ 2 ]  +

Кропус, 22 мая 2023 г. в 21:43

Действие явно происходит во вселенной «Летящей». (Планета Ауретина имеет место быть). А хронологически должен располагаться между рассказами «Лесной царь» и «Раем без охотников». (Координаторы этики уже появились, но Виола в их число ещё не входит, и даже не упоминается в тексте. Дни её всегалактической славы ещё не настали.) Кстати, не могу понять, почему произведения об этой вселенной не вынесены в отдельный цикл, но это к слову.

Идея большого дома интересна сам по себе, этакий возврат к большим семьям на новом витке спирали развития, но это ещё и метафора. Подобно тому как к центральному узлу-комлю основанному пробабушкой постепенно пристыковываются новые мутовки дающие начало новым ветвям жилищам в которых живут разные малые семьи образующие одну большую семью, так и человечество образует отпочковывающиеся от неё разные культуры от урбиков до амозонок, но всё это части единого целого, хотя между этими частями и бывают серьёзные трения, но не войны, а кое кто и хочет уйти из большой семьи. В этом смысле уход Иманта из большого дома и возвращение в него повторяется на более высоком уровне с сообществом амазонок. Правда их истории в тексте не завершена, но появляется надежда, что в общечеловеческую семью они всё же вернутся. ( Те кто читал «Летящую» не сомневаются, что всё будет хорошо).

Общественный строй в мире описанной в повести можно охарактеризовать как анархический коммунизм: государств и соответствующих структур там нет, даже на общепланетарном уровне, координаторы этики это совсем другое. Общекультурной унификации тоже нет. Да, хотел бы я пожить в таком мире!

Оценка : 9
«Самсон-двенадцать»
–  [ 0 ]  +

БондаренкоЕА, 15 апреля 2023 г. в 05:18

Человек стремится стать сильнее. Пусть даже в скафандре-экзоскелете. Правда, получилась ошибочка — «Самсон» стал слишком самостоятельным и избавился от своего создателя. Но успех-то его явно большой. И ясно, что его можно повторить так, как нужно.

Оценка : 8
«День рождения амазонки»
–  [ 3 ]  +

Валерий К, 07 января 2023 г. в 16:51

Такое можно писать только в качестве пародии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тысячелетней давности роботизированная грузинка устраивает «отвальную». Перед тем как (в компании своего бывшего любовника, прилетевшего на гранитной ракете, дочери, любовника дочери и древнего, выловленного в космосе звездолетчика венгерской наружности) избавиться от человеческих тел и превратиться в «волновые сущности».

Оценка : 1
«Аурентина»
–  [ 3 ]  +

Валерий К, 07 января 2023 г. в 16:46

Кто только не отписался на тему встречи «древних» досветовых звездолетчиков. Насколько хорош «Ручей на Япете» Михайлова или Булычев с его «Я вас первым обнаружил«! Но это «творение» читать серьезно просто невозможно. Особенно «хороша дама-пилот». Кстати, как называть даму-пилота? Пилотка? Ей не в космосе летать — ей к психиатру надо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
]Когда эта самая «пилотка», встречая корабль бывший в пути много лет, впадает в невероятную истерику от того, что звездолетчики помяли ее любимы цветочки — это запредельный бред.

Оценка : 1
«Хозяева ночи»
–  [ 4 ]  +

ФантФан, 10 апреля 2022 г. в 15:04

Интересное объяснение так называемых «паранормальных явлений» с научно-фантастической точки зрения. Повесть довольна растянута, а концовка обрублена. Тема «домовых» так и не раскрыта, к сожалению. Ещё отмечу приём «временной петли» с преемственностью поколений, когда последняя глава практически полностью копирует первую.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для меня так и осталось непонятным, почему главный герой притащил свою «сверхчувствительную аппаратуру» в село для поиска «домовых» только спустя 30 лет.

Оценка : 6
«Собачья свадьба»
–  [ 2 ]  +

ФантФан, 04 апреля 2022 г. в 14:15

Как удивительно автор предвосхитил появление нейронных сетей. Ведь машина, пишущая в рассказе стихи, является как раз-таки отдалённым прообразом современных нейросетей. К сожалению, впечатление немного портится перестроечной атмосферой «кабачного» застолья. Ну, что поделать, такие были времена.

Оценка : 6
«Формика»
–  [ 5 ]  +

ФантФан, 03 апреля 2022 г. в 12:39

В рассказе очень интересная, псевдодокументальная, манера повествования. Конечно, объединение личной трагедии главного героя и гипотез о коллективном разуме муравьёв — выбор очень неоднозначный. А упоминания о помощи муравьёв местному колхозу («...в комбайне маслопровод прочистили») вызывают лишь насмешливую улыбку. Но, тем не менее, написано живо, интересно.

Оценка : 6
«Совсем другие»
–  [ 7 ]  +

йети, 11 августа 2021 г. в 17:31

Однако! «Совсем другие» — небольшая повесть (в авторском сб. Дмитрука А., изд Престиж Бук, серия ретро БПНФ, 2021 год), но весьма занятная. Люди и нелюди. Эволюция отдельных человеческих особей по вектору запредельной агрессии с целью сохранения/завоевания материальных ресурсов для себя и своего потомства. Эволюция до такой степени, что человек превращается в другой вид -трансформант, как его называет автор. Приводится «научная» основа такой эволюции — оборотни, берсерки, стигматы у религиозных фанатов и прочее. Разложение человеческого общества — питательная среда для нелюдей. Для фантастического произведения — достаточно убедительно. :-)

Но самое интересное, что автор свою теорию проецирует на нашу реальность. И читатель вынужден согласиться: да, в нашей реальности всё больше становится нелюдей-трансформантов с полным отсутствием совести, которым чуждо сострадание, сочувствие, милосердие, они нахраписто подчиняют себе людей, строптивых -уничтожают... И людям только и остается, что... А что именно — в повести это рассказано наглядно. Мне данное произведение понравилось, хотя всё же оно, на мой взгляд, и несколько сыровато, но как протест против против негативных тенденций в современном обществе, разложения его и гниения — вполне себе неплохое. Прочитав эту повесть, нелишне будет внимательно оглядеться вокруг: мало ли...

Оценка : 10
«Доброе утро, химеры!»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 02 июля 2021 г. в 22:31

Очередной образец советской «национальной» фантастики. На этот раз — рассказ украинского писателя про жизненные формы далекой планеты из звездной системы Кристофовича-Корняну. Украинская фантастика — это, конечно, не туркменская или литовская, но сильных мастеров в ней было до удивительного мало — в основном это были представители русскоязычных восточных регионов (как Олди или супруги Дяченко). Дмитрук печатался в те времена в основном в местных издательствах, и только две его книги вышли из стен «Молодой гвардии». В числе великих его по понятным причинам не было. В большей степени он занимался написанием сценариев для научно-популярных фильмов. К рассказу у меня целая куча претензий: рваный темп изложения (то густо, то пусто), не совсем оправданный временной разрыв в сюжете, не слишком интересная история, выдавленная подобно пасте из тюбика, плоские персонажи со слабыми диалогами, фактическое отсутствие финала... При всей любви к братскому народу так и хочется сказать, что песни петь у них получается лучше, чем фантастику писать.

---------------

РЕЗЮМЕ: история о землянах, изучающих в дальнем космосе инопланетные формы жизни в их естественных условиях. Производственная рутина без какой-либо интриги.

Оценка : 6
«Морская пена»
–  [ 2 ]  +

wolobuev, 24 ноября 2020 г. в 20:23

Как было правильно сказано, текст не раздут. И в этом — одно из немногих его достоинств. В целом же глубоко заурядная вещь, без провалов, но и без взлётов, этакая манная каша от литературы. Жуёшь и жуёшь... Тема в те времена, когда писался роман, была на слуху. Тогда вообще нас захлестнула эзотерика пополам с уфологией. Боги как представители допотопной цивилизации — ну да, об этом часто тогда болтали. Как и о пришельце Христе, погибшей планете Фаэтон, тайне Шамбалы и тому подобном мусоре. Народ млел от этого как от «Рабыни Изауры», и даже члены партии охотно рассуждали о М-ском треугольнике и способностях Джуны. Так что роман Дмитрука вписался во всё это примерно как сейчас вписываются опусы о попаданцах.

Интересен ли мир? Не особо. Очередной Орден хранителей древних знаний — банальщина ещё та. Кстати, если Избранные уничтожают всякий намёк на технологии у дикарей, откуда те взяли «позвякивающую» сбрую, холодное оружие и браслеты? Это как бы предполагает наличие металлургии.

Раскрыты ли персонажи? Ну так, более-менее, но без огонька. Чувствуется, что автору в общем наплевать на них и он всего лишь пытался втиснуть героев в рамки мифологии. Некоторых он просто вышвыривает без сожаления, словно они ему надоели.

Содержится ли в произведении новая идея? Я вас умоляю.

Вывод: типичное дитя фантастического мейнстрима периода Перестройки.

Оценка : 7
«Доброе утро, химеры!»
–  [ 2 ]  +

ArtTrapeza, 24 июля 2020 г. в 06:58

Сюжет рассказа забылся за десять лет, но в целом оставалось позитивное впечатление. Я помнил про химер, но это было всё, что я помнил. На середине повторного знакомства даже промелькнула мысль: «а то ли я читаю, что хотел?» Но положительное ощущение осталось и после перечитывания. Неидеальный, в чём-то спорный, но добротный советский рассказ про контакт с нетехнической цивилизацией. Гуманистическое произведение, насколько термин «гуманизм» применим к негуманоидам. Прав он или нет, но автор наделил столь непохожих на нас существ схожими с нами чертами.

Оценка : 6
«Скользящий по морю космоса»
–  [ 2 ]  +

ArtTrapeza, 15 июня 2020 г. в 14:24

Вроде бы простая короткая история о самопожертвовании ради общего блага, но запоминается. Желание перечитать этот рассказ сохранялось у меня около десятилетия. И вот... он всё ещё достоин внимания. Да и тема терроризма остаётся актуальной. Отсылки к «Моби Дику», к сожалению, оценить не могу. А вот лёгкую экстрасенсорику привлекать было не обязательно.

P. S. Дмитрука я читал не много, но его советские произведения нравятся мне больше постсоветских.

Оценка : 6
«Смертеплаватели»
–  [ 6 ]  +

Кропус, 13 марта 2020 г. в 17:17

Да, забыл добавить в предыдущей рецензии. Очень понравилась фраза автора, что невозможно жить вечно и не меняться. Невольно вспоминаются книги, где существа многостолетнего возраста ведут себя как подростки с бушующими гормонами. А вековой опыт на них совсем не сказывается. Это нередко относится даже к лучшим книгам с такими героями вроде «Эмберского» цикла Желязны. Даже в серьёзном романе «Чёлн на миллиона лет» Андерсона изменение в бессмертных как-то не очень заметны. Ну, разве что китаец (не помню как зовут) один раз жизненную стратегию сменил. Это конечно не относится к Виоле из «Смертоплавателей». В предыдущей книге о ней «Летящая» её развитие как раз прослеживается: от доброй, восторженной девушки к сверхсуществу. Но даже став таковым, она в каком то смысле всё же остаётся первоначальной Виолой. Ведь вектор то её развития, в сторону всё большей и большей духовности постоянен.

Оценка : 9
«Летящая»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 11 марта 2020 г. в 22:28

Грандиозная картина возвышение нашей цивилизации от «обычной» космической до суперцивилизации, представители которой уже не нуждаются в вещественной оболочке. Всё это дано через историю одной женщины, которой в предпоследнем рассказе исполняется ... тысяча лет!

Оценка : 9
«Смертеплаватели»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 11 марта 2020 г. в 22:18

В романе в художественной форме развиты идеи, часть из которых была ранее описана автором в его эссе «Синтез». Например идея творческого абсолюта.

В своё время это эссе произвело на меня огромное впечатление. Книга представляет собой приятное исключение из уже поднадоевшего мочилова и кишек на антеннах. Увы, но большинство авторов, как наших, так и зарубежных, похоже, не способны представить космическое будущее иначе как грандиозную бойню космических масштабов. в лучшем случае, как либерастию торжествующую.

Правда, с воскрешёнными детьми злодеями всё же будут проблемы. Фамилия Гитлер, например, слишком известна, и вскоре все догадаются, что же это за ребёнок такой. Или будляне там всем память стёрли насчёт настоящего имени гада. Кроме того, хотя об этом не очень принято говорить, есть врождённые моральные уроды, и это надо признать. Так же как есть урождённые физические каллеки, есть люди у которых из-за каго-то каприза генетики

или чего-то там ещё чего-то в мозгу не хватает: они принципиально не способны на сопереживание или радуются чужой боли. Да, их мизер, но они есть. Речь идёт не о воспитании, а именно о врождённом генетическом сбое. Эта тема в тексте проигнорирована. Впрочем, особо заинтересовавшихся отсылаю к книге Роберта Д. Хаэра «Лишённые совести».

Ещё не ясно, что там с являющмся Доулю призраком. Если то, что происходило в тридцать пятом веке можно списать на фантоматику, хотя и непонятно зачем Максу Хитжиральду, или кому там ещё, понадобилось устраивать ему путешествие к владыкам тьмы, то первый то случай у него в своём времени был. Или тогда у окультиста глюк случился? Впрочем, возможно автор не даёт ответа намеренно: пусть каждый понимает в меру своего разумения.

Но это, конечно, мелкие предирки, чтению вышеперечисленноё совершенно не мешает. Побольше бы таких книг. Ещё порадовала новая встреча с Виолой. Помниться в школьные годы повесть в рассказах «Летящая» с ней в качестве главной героини была одной из моих любимых.

А вот рецензия Трак Тора повеселила. Он прочёл кусок вырванный из середины, при чём такой по которому нельзя составить мнение о тексте в целом, но уже выносит оценку всему тексту

Оценка : 9
«Зарубежная фантастика (Киев)»
–  [ 4 ]  +

PlatonT, 02 февраля 2019 г. в 11:07

Антология «Зарубежная фантастика (Киев)» попала ко мне довольно давно, ещё во времена моего обучения в школе, прикупил по случаю на блошином рынке. Вот с тех времён и перечитываю раз в 10-15 лет )).

Антология посвящена теме «Кино и фантастика» и раскрывает взгляд фантастов 1949 – 1964 гг на проблему влияния «голубых экранов» на общество и человека. Иногда даже оторопь берёт – какими прозорливыми были мэтры.

В «Экспедиция на Землю» Артур Кларк в далёком 1949 году рассматривает вопрос культурного наследия человечества – «Когда мы исчезнем. Что останется от нас?» Ответ оказывается обескураживающим и заставляет задуматься и сейчас, спустя более 75 лет.

«Тоталоскоп» японского фантаста Кобо Абэ раскрывает в пародийном ключе проблему жажды человечества высоких научных достижений и мошенничества. Ведь высокая наука ни чем не отличается от магии… Рассказ скорее детективный, чем фантастический.

«Онирофильм» Лино Альдани наверно самый актуальный из всех в сборнике, не смотря на то что он написан в 1963 году. Смотря как интернет, реклама, кино, музыка, литература всё больше и больше эксплуатируют тему секса и эротики понимаешь – мир, описанный Лино Альдани, вполне может стать реальностью.

«Премьера» Ричарда Сабиа предостерегает читателя об осторожности при игре на эмоциях. Ведь даже самые чистые и красивые переживания, усиленные в 1000 раз, могут быть не безопасны…

И, как вишенка на торте, в конце антологии представлен философский «Театр теней» К. Саймака. Рассказ является ярким представителем того почему некоторых писателей-фантастов относят к «высокой» литературе, умудрится в малой форме раскрыть проблему творения, это дорогого стоит.

Оценка: Читать определённо стоит, особенно если сравнивать с нашей современностью.

Оценка : 9
«Служба евгеники»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 13 декабря 2018 г. в 14:42

Вах! Какая чудесная находка! Не прямо уже «шикарная» (для точности изложения), нет, есть некоторые претензии, потому и оценка чуть снижена. Но «чудесная» — это безусловно и неоспоримо. Бесконечно добрая, дозированно наивная (именно «дозированно»), чистая и светлая, богатая оттенками – фантИдея. Реализация – не без огрехов, но на фоне ЗАДУМКИ – это не особо существенно.

Главное – это история из разряда «правильных». В настоящей, «правильной» научной фантастике центр внимания – не наука, а – Человек. Только – с одним весьма хитрым дополнением: сделано это (смещение оного центра внимания) должно быть тонко и умно, чтобы не возникало подозрение о «потугах авторских». А это – неимоверно сложно, под силу далеко не каждому автору.

И, вот, когда попадаются вот ТАКИЕ истории, которые, по определению – «правильные», которые, как бы, «природным, естественным путём» являют миру «правильный» подход к проблематике, не заморачиваясь на всякие хитрости, вот тогда и остаётся только воскликнуть – «Вах!».

Браво, автор

Оценка : 8
«Морская пена»
–  [ 3 ]  +

ahenobarbus, 27 ноября 2018 г. в 17:12

Повесть оставила у меня несколько двойственное впечатление. С одной стороны, мне не хватило в «Морской пене» чего-то неуловимого. Не то цельности повествования — хотя картина в целом получается ясная, никак не удается избавиться от впечатления, что каждый элемент в этой мозаике сам по себе. Не то мотивации персонажей. Слишком уж она какая-то «потому что». Я вижу образы, но не чувствую за ними личностей, хотя некоторые образы, надо признать, запоминаются. Прежде всего, убившая поэта рабыня и так и оставшийся безымянным пилот, погибший от лучевой болезни. Тем не менее, в целом, это весьма достойное произведение. Обрисованный Дмитруком социум экзотичен и в то же время насквозь понятен. Вообще, автору удалось дать на редкость емкое и точное изображение квинтэссенции социального зла. Вымышленная им працивилизация выглядит действительно словно бы архетипом, отдельные людоедские черты которого проступают то в колониализме, то в Третьем Рейхе, то в тоталитарных сектах, то в неолиберализме. Это очень яркий и интересный конструкт. И возникающая в конце повести горькая уверенность, что не смотря ни на какие катаклизмы, человеческое сообщество упрямо продолжает вновь и вновь воссоздавать все те же образцы подавления личности и личного достоинства — это тоже ценно. По крайней мере, это диагноз, с которым можно работать. Отдельные герои повести как раз пытаются это делать, хотя мне их попытки не показались очень уж убедительными. Во всяком случае, заключительные пассажи о сыновьях солнца выглядят в больше степени утопией, чем чем-либо другим. Но, повторюсь, в целом «Морская пена» замечательный и очень любопытный образец социально-политической фантастики, дающий довольно богатую пищу для размышлений. И действительно ценно, что весь это материал автор воплотил в довольно компактной форме. Джорджу Мартину подобной истории хватило бы томов на двадцать пять.

Оценка : 8
«Алтарь управления»
–  [ 5 ]  +

Error, 02 сентября 2018 г. в 21:09

Наша фантастика начала 90 — х имела весьма специфичное звучание. Словно взрослеющий подросток пубертатного периода она натягивала на себя всяческие одежды не способная прийти к определённому выводу — так что же ей подходит и будет ли это смотреться (читаться) так же великолепно, как западные авторы. Да только дело было в том, что ещё просто небыло опыта написания , да и перелаживать западный принцып написания на наши совдеповские рельсы выходило не весьма ровно — коммерческие отношения были внове и смотрелись коряво в литературном плане. Многие талантливые авторы тогда ломали на творческой ниве не только копья, но и зубы в эксперементальных трудах. Чего стоит «Случайный рыцарь « Леонида Панасенко, «..И всяческая суета « В. Михайлова, «Чужие пространства « Гуляковского и т. д. Список может быть продолжительным. Но были и успехи, чего стоит продолжения сериала В. Звягинцева «Одиссей покидает Итаку», или Валентиновская «Око силы», произведения Громова и Головачёва. Эти смогли и марку удержать и прекрасно выписать произведения сделав упор скорее всего не на внешние атрибуты изменяющегося социума с его огромными минусами в экономике и гопническо — люмпиническим упадничеством явно понимая, что подобные времена пройдут и не стоит подкладываться под изменчевый рынок потребителя, который требовал такой запретной при совке чернухи и тупых боевиков.

Видимо и Дмитрука в те времена не минула чаша сия. Конечно же, эта повесть не тупой боевик и чернухи тут практически нет. Но автор, мной любимый за такие вещи как «Летящая» и «Битва богов» ( «Морская пена») этой повестью меня весьма разачаровал. И слог, и действия, да и сам сюжет настолько надуман и ужасен, что читать иногда (лично мне) было и скушно и не весьма приятно. Здесь дело не в чистоплюйстве, совсем нет. А только в том, что происходящее настолько пустозвонно, водянисто, что хочется крикнуть — что за фигня происходит? и зачем это происходит? Да, спорить не буду, есть в повести некоторые предположения геоплитического характера, которые , по правде говоря сейчас не стоит воспринимать весьма серьёзно как некое пророчество, дескать тыкнул пальцем в небо. Нет,здесь есть разумные предположения и не больше, даже без поверхностного анализа. Но вот само произведение с его диким экшеном и динамикой , которое в небольшой обработке в 90 — х могло бы стать сценарием второсортного (если не третьесортного) отечественного боевичка на плохой видеоплёнке, выглядит умопомрачительным антиутопическим хоррором (если такой термин будет к месту). Можно сказать, что — то сродни литературному маразму, где талантливый автор пытаясь выживать в новых, только возникающих условиях сляпал (другого слова не подберу) сумасшедший экшин с своими возрениями на некую будущность . Что — то сродни произведениям незабвенных Эрнеста Малышева и Петухова.

Стоит ли читать? Думаю, что нет. Да и сам автор, скорее всего считает эту повесть посредственной и проходной.

Оценка : 4
«Смертеплаватели»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 29 августа 2017 г. в 03:40

Произведение действительно эпического размаха: различные культурные и временные пласты истории земных цивилизаций, логичные и проработанные миры будущего 23 и 38 веков, принципы Сферы, как оболочки, способной исполнять мысленные запросы человека и, наконец, сам проект по воссозданию умерших всех эпох. В общем глобальный труд, обоснование развития жизни вплоть до энергосущностей понятно по идее, но изложено все же слишком философским стилем, думаю многим современным читателям это сломает голову:).

Тем не менее, остальные главы, которых абсолютное большинство, достаточно легко читаются и воспринимаются, любознательные граждане узнают много новых фактов из истории различных культур и заодно смогут обогатить свой словарный запас знанием китайского, видимо в мире 23 века мова, наряду с заимствованием слов из окружающих языков, воспримет много китайских выражений в обыденной речи:).

Как вывод, книга интересная, не тривиальная, с позитивным настроем.

Оценка : 9
«Карантин. Рассказ, который вы можете считать фантастическим»
–  [ 2 ]  +

lulkoa1977, 30 июля 2017 г. в 19:04

Одно из немногих произведений, когда земляне сталкиваются с инопланетным разумом, но не на равных... Слишком мы не такие — агрессивные, не предсказуемые... И не нужные для вселенского разума.

Оценка : 8
«Посещение отшельника»
–  [ 3 ]  +

_Y_, 29 июня 2017 г. в 23:04

На мой взгляд, очень умный рассказ о том, что мы такие, какие есть, и нельзя поменять что-то одно, не нарушив всё остальное.

Что касается сюжета, то он показался довольно простым и предсказуемым, сама встреча — посещение — скорее роялем, чем сюжетным ходом. Но это не главное, автор, как понимаю, весь сюжет писал именно для того, чтобы подать философские рассуждения.

Кстати, помимо понравившихся мне мыслей о человеческой целостности в жизни и восприятии, имеется довольно много рассуждений о месте классического театра в будущем, среди ещё большего, по сравнению с сегодняшним, числа альтернативных, технически более «продвинутых» конкурентов. Не знаю, честно говоря, здесь я судить не берусь. Для одного человека классический театр хорош одним, для другого, наверное, другим. Во всяком случае у меня идеи автора не срезонировали, но и не вызвали ощущения «нет, это не так».

Рекомендовать? Не знаю. Все-таки язык местами устаревше-пафосный, сюжет не бог весть какой, опять же. Но, если можете закрыть на это глаза, то почему бы и нет? Рассказ не длинный, может и стоит прочитать отнюдь не глупую вещь.

Оценка : 6
«Полис»
–  [ 9 ]  +

Нескорений, 30 июня 2016 г. в 04:33

Что может быть общего между древнегреческим полисом и военным закрытым городком на берегу Чёрного моря? Две с половиной тысячи лет разделяют время расцвета античной цивилизации и СССР эпохи перестройки — одно место действия, разное время, а может быть не такое и разное, ведь чем дальше читаешь эту замечательную повесть А. Дмитрука, тем больше находишь параллелей в судьбе греческого триерарха Котиса и советского офицера ВМФ Кости. Каждый из них живёт своей жизнью, не подозревая о существовании другого, но воля Провидения неисповедима, мойры, ткущие нити Судьбы, заставляют линии жизни всех когда-либо существовавших на Земле людей причудливым образом пересекаться и расходиться. Быть может и нет её, этой необозримой Бездны времени, разделяющий морскую гладь, несущую к своей цели трирему Котиса и крейсер Кости...

Признаюсь, я не возлагал особых надежд на это произведение — совершенно новый для меня автор, называющий себя учеником И. Ефремова, Древняя Греция и наша реальность, в общем, ожидал тривиальную хронооперу с попаданцами. Однако в процессе чтения был приятно удивлен тем, что сильно ошибался. В первую очередь здесь нужно отметить структурную композицию повести, аналогичных примеров я не могу вспомнить навскидку. Вроде бы ничего особенного — две параллельные сюжетные линии, одна в прошлом, другая в настоящем, но фишка в том, что переключение от одной линии к другой и обратно обусловлено самим нарративом, фантдопущением, которое устами персонажей озвучивает автор. Сначала трудно привыкнуть к переходам, вот ты ещё в Элладе, начинаешь следующий абзац, и только наткнувшись на явный анахронизм, спотыкаешься и постфактум осознаешь, что теперь автор уже перешел на линию Кости, постепенно к этому привыкаешь и даже начинаешь предугадывать моменты переходов, короче, эксперимент довольно интересный, хотя бы ради этого повесть стоит отметить к прочтению, но это, конечно, не единственное достоинство данного произведения.

События начинаются в Древнем мире, мы знакомимся с триерархом Котисом, которому поручено доставить на своей триреме в родной полис из Афин чудесное мраморное изваяние Афродиты, созданное рукой великого мастера. Параллельно развиваются события в современности — советский морской офицер Константин осматривает берег, поврежденный в ходе учебных стрельб, на этом месте когда-то располагалась греческая прибрежная колония. Уже одно созвучие имён главных героев наводит на определенные мысли, но дальше, когда мы знакомимся с их возлюбленными, эффект усиливается — молодая гречанка Мирина и Арина, советский археолог-подводник, обе они красивы и желанны для своих кавалеров и снова созвучие имён, ирония разделенных временем судеб. Арина увлеченно ищет легендарную статую Афродиты, которая должна покоиться на дне моря.

Приятно радует хороший литературный стиль, подчеркнутое внимание автора к деталям, акцент на историчность. Обилие греческих терминов и слов не раздражает, но добавляет атмосферности, описания полиса смотрятся настолько живо и подробно, что позволяют почувствовать себя на экскурсии — посетить виллу состоятельного полита, прогуляться по рынку, поразившись богатству ассортимента торговцев, почувствовать себя на борту изящной триремы. Не только Греция описана подробно, но каждая сцена притягивает внимание, декорации живые — будь-то видео-диско шоу в небольшом ДК или же погружение на дно Чёрного моря в батискафе «Тритон». Автор с уважением отнесся к читателю, специалист по истории в пояснениях не нуждается, а для обычных людей в конце приводится небольшой словарик античных терминов, здесь он действительно к месту.

События развиваются неспешно, автор никуда не спешит, для него нет второстепенных эпизодов, он всё описывает достаточно подробно, вроде бы всё хорошо, но чувствуется некая аморфность, растекание сюжета в стороны — археологические штудии Арины, политические дискуссии Кости с непосредственным начальством. Кульминация и развязка вполне логичны, но настроившись на медитативный лад читателю не просто осознать, что вот она — последняя строчка, условно открытый финал здесь не годится, хочется читать дальше, да и вообще узнать, а в чём смысл всей истории — просто коллизия судеб, мистическое совпадение? Не хватает здесь философского наполнения, очень интересная идея, но она намечена штрихами, читателю предлагается самостоятельно строить здание на этом фундаменте, только вот камни и цемент явно в дефиците.

Оценка : 8
«Ветви Большого Дома»
–  [ 11 ]  +

Seidhe, 21 марта 2016 г. в 16:36

В силу своего возраста, фантастику я начал читать только во второй половине 90-х. Быстренько пробежался по советской и англо-американской классике, а потом с головой «нырнул» в фэнтези. Поэтому для меня долгое время существовали как бы отдельно фантастика советская и открытые мной гораздо позже Логинов и Олди, Дяченко и Перумов — «без перехода», если можно так выразиться. А ведь в конце 80-х — первой половине 90-х годов выходили замечательные произведения, с огромным интересом читающиеся и сегодня. Благодаря ФантЛабу я не так давно открыл для себя творчество С.Казменко и Д.Биленкина, Б.Зеленского и А.Маркова, да много кого ещё! Но иногда попадаются произведения, читая которые, очень сложно поверить, что они написаны более четверти века назад. Совсем недавно я был поражён повестью «На пажитях небесных» Владимира Пирожникова, теперь вот пришёл черёд «Ветвей Большого Дома» Андрея Дмитрука...

По большому счёту, в этой повести ничего не происходит, да и сюжета, как такового, в ней нет. Есть лишь несколько сюжетных линий, замысловато переплетённых между собой, и куча мелких подробностей, которые делают мир безоблачного (по крайней мире — на первый взгляд) будущего живым. Вот эти-то мелкие подробности и представляют наибольший интерес — Великий Помощник, суперкомпьютер на орбите, позволяющий людям удовлетворять ВСЕ свои потребности; раздробленное человечество без государств, создавшее десятки социальных моделей; живущие в остовах «тысячеэтажных городов» урбики, считающие, что человечества не бывает без трудностей, а преодоления их — без взаимовыручки и поддержки; движение «новых амазонок», считающее, что мужчины выполнили свою историческую миссию, создав изобильный и бесконфликтный мир; несколько равноправных вариантов семейных отношений; сами Большие Дома, в конце концов! Всё это настолько органично сливается в единую картину, что аж дух захватывает. Помимо этого повесть заставляет о многом задуматься. Как найти человека, которого будешь любить всю жизнь? До какого предела можно позволить свободу самовыражения? Новый, технологически обеспеченный, воинствующий феминизм — зло или благо? Бывают ли ситуации, когда оправданным становится принятие решений не демократическим путём? И множество других вопросов, на которые просто так не ответить... А какие в повести описания природы: «Скала над крошечным, в два этажа, под плоской крышей монастырем, ржаво-коричневая, иссеченная трещинами, казалась особенно плотной, резко-вещественной на фоне сизых потусторонних хребтов. Фиолетовой каймой были очерчены миллионнолетние снега. За голыми корявыми соснами ближнего отрога над вишневым морем заката медузами плыли три белых призрачных пика. Нет, знали ламы, где поселиться. И раздражение куда-то уплывает, рассеивается, как отблески снежных медуз при наступлении ночи...» И при всём при этом, повесть прежде всего — о людях.

Итог: повесть точно не понравится любителям сталкеров, попаданцев и космодесантников Российской Империи, вырвавшейся на просторы Вселенной =))) А вот тем, кому интересна социально-психологическая фантастика в духе творчества Урсулы Ле Гуин, повесть однозначно рекомендую к прочтению.

Оценка : 10
«Битва богов»
–  [ 14 ]  +

mlonely17, 14 мая 2015 г. в 13:32

Если бы добрые люди не сделали электронную версию,никогда не узнал бы об этой книге и этом писателе.Подумать только-всего одно издание 1996 года.Добрые люди-большое спасибо!

Ну а теперь о самой книге.

Очень интересная,логично выстроенная конспирологическая теория развития человечества от «допотопных» времен до двадцатого века.Видно,что автор перелопатил огромный массив информации от легенд инков до мистических обществ третьего рейха.И все кусочки мифов,слухов и допущений автор сложил в абсолютно достоверно выглядящую картину,совершенно не противоречащую современным реалиям.Проработка и логичность теории подкупает и восхищает.Язык достоин высокой планки,взятой автором.

Очень и очень рекомендую.

Оценка : 9
«Смертеплаватели»
–  [ 3 ]  +

Magister X, 21 августа 2014 г. в 00:59

Жаль, что, действительно, нельзя удалить «оценки» таких умников, как этот «трактор» (подходящий ник). Даже отдельно взятая глава романа — о Пушкине — исполнена красоты и мудрости. Действительно, наследником Ефремова автора можно назвать не за следование «букве» великого фантаста (жалок тот, кто пытается это делать), но именно за мощный, воистину космический дух, пронизывающий «Смертеплавателей». В одном из интервью Андрей Всеволодович обещал однажды взяться за вторую часть романа (или продолжение, не знаю точно, как сказать). Жду с нетерпением.

Оценка : 10
«Алтарь управления»
–  [ 3 ]  +

Magister X, 21 августа 2014 г. в 00:52

Великая повесть! Предсказана не только война на осколках растерзанной Украины, но даже такие детали, как применение установок «Град». За 20 лет!! Я уже, действительно, не говорю о главной идее, которая одна ставит эту вещь на один уровень с «Фаустом» Гёте.

Оценка : 10
«Болеро Равеля. Неожиданный финал»
–  [ 3 ]  +

Magister X, 21 августа 2014 г. в 00:49

Всегда любил Дмитрука, но лишь теперь понял, насколько он гениален. Ведь в повести «Болеро...», опубликованной, если не ошибаюсь, в 90-х годах, В ТОЧНОСТИ предсказаны нынешние трагические события на Украине! Пророчества на тему о гражданской войне на обломках СССР есть и в других его вещах: «Алтарь управления», даже ранние (советского времени!) «Следы на траве». Да, умеет человек смотреть вперёд... Что-то он ещё предскажет? Даже страшновато...

Оценка : 10
«Доброе утро, химеры!»
–  [ 5 ]  +

Carex, 17 августа 2014 г. в 22:53

Интересный рассказ, посвящённый ксенобиологии и теме Контакта. Таких рассказов мало, где это главные темы.

Оценка : 10
«Сон о лесном озере»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 12 мая 2014 г. в 12:15

В целом, понравилось. Этакая сказка в стиле Гоголевских «Вечеров...» или «Миргорода». Хороши описания местности, где происходят события, гиперболические монструозные детали, многоплановость не даёт заскучать, интрига держит в напряжении. Мне кажется, получилась бы даже целая повесть страниц на 100-150, это не тот случай, когда краткость себя оправдывает, осталось ощущение недосказанности и скомканности. Также несколько смущают аналогии между героями: некоторое время не мог понять, что Настя и Зофья — разные люди, то же касается и пары Степан-Учитель.

А так — хороший слог, богатый язык, занятный сюжет.

Оценка : 8
«Морская пена»
–  [ 5 ]  +

lks1965, 17 сентября 2013 г. в 21:19

Давно читал. Запомнилось.Перечитал. Ну что же может есть какие-то шереховатости, но все таки скажу, что понравилось и тогда и сейчас. Запомнилось стало быть не зря.

Герои не плоские, Арджуна, этот маленький стервец, просто бесподобен («Мальчик смелел с каждым словом. Рассекая кулаком воздух, кричал, словно сердитая птица. Метал на землю угрозы и проклятия. Несколько раз Индра услышал свое имя...

Он смотрел, как напрягается жила на хрупкой еще шее Арджуны и думал, что такую шею можно переломить ребром ладони, а вот поди же ты действительно царь! У командующего скребло на душе. Словно он выпустил на свет некую зловещую силу «).

Декаданс и затем тяжелое ощущение нависшего краха привычного миропорядка, закат мира («...Да, жил еще эфир, но то была уже агония, тщетные попытки сохранить лоскутья гибнущей культуры. И вот среди панической сумятицы, межматериковой переклички постов, ставших недоступными друг для друга, как разные планеты, на фоне передаваемой каким-то безумцем танцевальной музыки...»).

К достоинствам отнесу также нечастую по нынешним временам нераздутость текста.

«Смертеплаватели»
–  [ 14 ]  +

Дм.Дудко, 03 марта 2013 г. в 23:55

Сковородинский роман о бессмертии

В современной фантастике на утопии – неурожай. В одном из докладов на харьковском «Звездном мосту» был сделан неутешительный вывод. Нынешние российские фантасты в лучшем случае мечтают о том, чтобы во всей России жили, как сейчас в Москве. Украинские же лучшего будущего для своей страны и не представляют. Даже недавно умерший Борис Стругацкий, став антикоммунистом, за 20 лет не написал ничего, кроме двух безрадостных романов о шестидесятниках. Ну, не вдохновлял его капитализм, даже шведский. Фантастика – чуткий социальный барометр. И она свидетельствует: постсоветское общество восставшего из могилы капитализма не имеет будущего.

Между тем без утопий, т.е. художественных образов лучшего будущего, социального идеала общество просто не может развиваться. Как воплотить утопию в жизнь – забота уже не фантастов, а политиков. Украинская же литература имеет богатую утопическую традицию. Первым фантастом Украины был Григорий Сковорода с его утопией «горней республики». Замечательные картины будущего создавал великий мечтатель и поклонник Сковороды Олесь Бердник. И вот журнал «Радуга» издал отдельной книгой утопический роман Андрея Дмитрука «Смертеплаватели».

Андрей Всеволодович – известный кинодокументалист и убежденный коммунист. Но роман его – не политическая агитка. И, вопреки мрачному названию, не «ужастик» и не «готика». А произведение на редкость жизнерадостное и глубоко сковородинское, хотя Сковорода там упоминается лишь раз и в весьма необычном контексте. На экземпляре, подаренном музею народного мудреца в Сковородиновке, автор написал: «Если бы не Григорий Савич и не русские космисты, не было бы и этой книги!»

Был такой чудак – народник и русский космист Николай Федоров. Работал библиотекарем и мечтал о воскрешении всех умерших – средствами не религии, а науки будущего. И вот в романе эта мечта становится реальностью далекого IV тысячелетия. Разместить и прокормить миллиарды воскресших – уже не проблема. Для начала возвращают к жизни семерых: сарматскую амазонку Аису, греческого философа-киника Левкия, индейца майя Ахава, знатную византийку Зою, викторианского мистика-сатаниста Доули, полпотовца Тана и киевлянина ХХІІ века Алексея Кирьянова. Они должны силой памяти материализовать своих современников, а те – своих. И вот уже воскресают целые эпохи и цивилизации.

Но оживают все: герои и злодеи, господа и рабы, палачи и жертвы. Как же им всем ужиться в мире будущего? Нечто подобное описано в «Мире реки» Ф.Фармера. Но там бездушные экспериментаторы-инопланетяне взяли, да и перемешали воскресших между собой, и смотрят, что из этого выйдет. Экспериментаторы-земляне грядущего во главе с очаровательной Виолой Мгеладзе – гуманисты. Оберегая оживленных от психологических травм, дают им поначалу воссоздать привычные общества. Вмешательство в их развитие минимальное («Трудно быть богом»!).

Что же победит в душах обретших вторую жизнь – добро или зло? Стремление к миру, труду и творчеству или к насилию и низменным наслаждениям? Вообще, добр или зол человек по природе? Сковорода думал над этим всю жизнь. Он допускал существование «рожденных к воровству». Но преимущественно рассматривал «истинного», «внутреннего», «нового» человека как существо доброе, рожденное для «сродного» труда и творчества. И призывал реализовать «нового человека» здесь, в земной жизни.

Дмитрук в этом согласен с ним. Потому и избавляются предки, общаясь с новыми соседями и потомками, от предрассудков своего времени. И вот уже крестоносец, убивший Зою и всю жизнь сожалевший об этом, предлагает ей руку и сердце. А жестокий, но убежденный полпотовский комиссар, пройдя через муки раскаяния, строит новое общество вместе со своими бывшими жертвами. А что делать с великими злодеями – Гитлером или Чезаре Борджиа? Их воскрешают, но – детьми. Не родился же маленький Адольф неисправимым извергом…

Но в каждом человеке сидит и темное начало, «Хайд». Представляете себе: «Жанна д'Арк – содержательница борделя в завоеванном англичанами Париже; Григорий Сковорода с ножом наемного убийцы; Авраам Линкольн, бичом стегающий черного раба…»? Это не кощунство в духе Бузины. «Все похоже на правду, все может статься с человеком» (Гоголь). Доули (прототип его – скандальный оккультист Алистер Кроули) предлагает дьявольский эксперимент: создать «темных» двойников первых воскресших и свести «джекилей» с этими «хайдами». Не без колебаний люди будущего решаются на него. И что же? «Хайды» оказываются бессильными развратить своих «джекилей» и гибнут в борьбе с ними. Ибо не могут роскошь, распутство и деспотизм дать большее счастье, чем творчество и труд. В этом был убежден Сковорода. Не помогает Доули даже материализация почитаемых им демонов вседозволенности. Добрые люди и добрые боги, живущие в их сознании, оказываются сильнее.

Особо примечательна картина Киева ХХІІ века. Автор уверен: будущее Украины – «неосоциализм» в составе Евразийского Союза (Русского Мира). Многоэтажный мегаполис Большой Киев, состоящий из «домоградов», в воздухе «авионы» и «минилеты», дети играют с «биоргами», каждого охраняет «вживленный блок безопасности». Нет больше голода, войн, эксплуатации. С детства люди приучены к самоуправлению…. Мир, в котором хочется жить, как в Мире Полдня, созданном (и преданном) Стругацкими. Не рад этой жизни разве что доживающий двухсотлетний век бывший «крутой» бизнесмен Щусь.

Есть в этом мире проблемы, даже трагедии и преступления. Гена Фурсов, сын погибших космонавтов, вырос избалованным и превратился в «идейного» хулигана и насильника. Аморально ведет себя его возлюбленная Кристина. Их друг Алексей Кирьянов зверски убивает обоих, а заодно и свидетеля – Щуся. И сводит счеты с жизнью, не вынеся груза собственного злодеяния. Но вот все они обрели новую жизнь. Фурсов употребил ее на попытку взорвать планету, за что был лишен жизни – без воскрешения.

И этот поистине прекрасный новый мир – лишь преддверие мира XXXIV века, когда человечество стало достаточно могущественным и духовно развитым, чтобы решить задачу всеобщего воскрешения. Сам Сковорода, надо сказать, скептически относился к поискам телесного бессмертия, полагая, что главное – прожить не долго, а достойно и содержательно. Но в его времена слишком многие искали «эликсир бессмертия» далеко не в высоких целях. Хотя еще древние алхимики полагали: добыть философский камень можно, только возвышая и очищая в ходе «Великого Делания» свою душу.

С Дмитруком есть о чем поспорить. Например, можно ли примирить материализм с идеализмом через понятие «Творческого Абсолюта», напоминающего Бога Сковороды? Просветитель видел в Боге не личность, тем более не небесного деспота, а природу и ее законы, добро, истину – или же дух, «Ум Всемирный». То есть колебался между материализмом и идеализмом. Творческий Абсолют тоже можно понимать по-разному и не «убеждать» друг друга кострами. Но истина-то одна! Как указывал В.И.Ленин, тот, кто убежден, что открыл истину, должен добиваться не сосуществования ее с заблуждением, а замены заблуждения истиной. Так, собственно, и развивается наука. Разумеется, Сковорода и Дмитрук не чета тем, кто (по выражению Ленина) «кокетничает с боженькой», протаскивая его в науку под именем «космического разума». Уж лучше верить в традиционного Яхве или Святовита, чем уподобляться дельцу, продающему лежалый товар под новой этикеткой.

Однако хорошо уже, если эта замечательная книга заставит кого-то задуматься над великими философскими и социальными проблемами. Написана она увлекательно, читается легко, но не бездумно. Герои яркие и запоминающиеся, их исторические эпохи автор хорошо изучил. Лучше прочитать одну такую книгу, чем десяток «крутых» фантастических боевиков, авторы которых умеют только переносить в космос и фэнтезийные миры все мерзости нашего мира. И загребать на этом «крутые» гонорары, развращая и отупляя читателей.

Остается добавить, что недавно в Харькове прошел первый фестиваль левой и патриотической фантастики «Краснозвездный мост». Душой этого фестиваля был Андрей Всеволодович. А еще он издает замечательный журнал «Искатель. Украина». На сотне страниц небольшого формата умещается все: приключения, фантастика, поэзия, детская литература, загадки науки… Нет там только скучных и низкопробных сочинений. Советую всем прочесть новый роман киевского фантаста и подписаться на его журнал. Отдохнете душой и станете духовно богаче – как от творений великого Сковороды, вдохновившего Андрея Дмитрука.

Д.М.Дудко (Дм.Баринов), кандидат исторических

наук, сковородиновед, писатель-фантаст

P.S. Эта рецензия частично опубликована в «Новой волне» (газета ЛКСМУ). Добавлю лишь, что отзывы Dart Maul не только неоднозначны и спорны, но и написаны в развязном тоне. Андрей Всеволодович — не «либерал», а убежденный коммунист, ищущий пути синтеза коммунистических идеалов с идеалами свободы. Отнюдь не в либеральном ее понимании — как свободы разнуздывания всего низкого в человеке и наплевательского отношения к обществу. Его книга как раз о том, как совместить свободу и многообразие с социальной ответственностью и высокой нравственностью. Что же до любви и семьи в будущем, то здесь и взгляды Ефремова не бесспорны (ср. Энгельса). Однако речь идет о любви и браке, а не о либеральной «свободе» хуже чем скотства.

Оценка : 10
«Синтез»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 09 августа 2012 г. в 11:14

Какая могучая, свободная от любых предрассудков, оптимистичная картина будущего! какое мудрое и глубокое понимание мира, человека в нём! Воистину, это Библия XXI века, священное писание Человека Мыслящего, Человека Творящего, и вряд ли она будет превзойдена.

«Смертеплаватели»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 08 августа 2012 г. в 20:00

Глава о воскресении Пушкина — великолепна. Блестящий философско-литературоведческий анализ творчества поэта в ней сочетается с поразительно совершенной, филигранной прозой. Таков и весь роман, который мне посчастливилось прочесть. Это действительно новая вершина русской фантастики. «Буква», т. е., язык записи, выше скучноватого и архаичного ефремовского, — ну, а «дух», иными словами, широта и смелость мысли, масштабность гипотез, грандиозность и вместе с тем связность картины мира ничем не уступают по уровню тем же качествам «Туманности». Я бы даже сказал, что интеллектуальная дерзость «Смертеплавателей»   для наших дней — адекватна дерзости «Туманности Андромеды» для 1957 года. В этом смысле Дмитрука безусловно можно назвать Ефремовым или Уэллсом нашего времени.

«Формика»
–  [ 6 ]  +

Long Kiber, 08 августа 2012 г. в 10:11

Вещь великолепна, в фантастике очень мало подобного. Видно, что автор проработал немало научной литературы; я показывал рассказ видному украинскому учёному-естественнику, он подтвердил достоверность всех сведений о муравьях. Прежде всего, совершенно оригинальна гипотеза: не коллективный разум муравьёв, допущение, у которого действительно «седая борода», а ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ разум муравейника. Смело и... убедительно! Затем, хороша нравственная сторона рассказа. В нём вовсе нет «взбалмошной жены и подкаблучника-учёного»; есть повествование о несчастной, сбившейся с пути женщине, которая ищет настоящей любви, и о её достаточно чёрством возлюбленном, не менее правдивое и трогательное, чем, скажем, «Бесприданница» А. Островского. Наконец, главная мысль: в наш век даже с собственными мыслями надо быть осторожным, это тоже оружие! Что же касается «силы способностей» автора, то он давно доказал своё право на пребывание в ряду великих фантастов рубежа столетий. «После этой книги я стал иначе относиться к муравьям, да и вообще ко всему живому» — вот правильный и справедливый отзыв на рассказ. Если он сделал хоть одного читателя более гуманным, это уже бесценное произведение. А я думаю, далеко не одного...

«Смертеплаватели»
–  [ 2 ]  +

трак тор, 02 августа 2012 г. в 23:01

Прочитал только отрывок, о воскресении А.С. Пушкина, но рискну предположить, что и по букве и по духу эта фантасмагория весьма далека от Ефремова.

Может быть, прочтя роман (пока негде), поставил бы больше, но за отрывок (учитывая аннотацию и претенциозную самооценку автора фантасмагории как «первой русской монументальной утопией после «Туманности Андромеды») не более 4-х, да и то с надеждой, что роман соответствует замыслу лучше того отрывка...

«Нуль-бар’єр»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 05 июля 2012 г. в 14:52

Господь с Вами! Рассказ написан в 1964 году, автору было 17 лет! Для такого возраста и для тогдашнего уровня фантастики — сама идея о возможном совмещении объектов из параллельных континуумов — великолепна! Очень талантливый был юноша, и блестящий из него вырос фантаст.

«Чудо»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 03 июля 2012 г. в 00:38

Да-с, рассказ не для любителей «реалистического» скотства и «чернухи». Но, я полагаю, именно такой позитив сейчас и нужен. Чтобы пережить безвременье, царство жадных и бездушных приматов. И — да, и построить коммунизм.

«Пришедший снять заклятие»
–  [ 2 ]  +

INet, 19 марта 2012 г. в 01:39

Возможно, не самое лучшее произведение, но у нас сейчас в 2012г. то же самое происходит, что и в рассказе описано :) Полный андеграунд :)

И почему в названии «Пришедшие...» ? Ведь в книге название «Пришедший снять заклятие» ?! Он же ведь один пришел :)

Оценка : 7
«Формика»
–  [ 8 ]  +

Ny, 01 марта 2012 г. в 06:05

Польстился на «энтомологическое» название рассказа и, к сожалению, не прочитал ничего хорошего. Прежде чем писать о изучении муравьёв и делать мирмеколога героем рассказа, нужно хоть немного ориентироваться в теме. Иначе получается либо сказка, либо беспомощный лепет. Так и произошло...

Заметно, что в научном плане автор не удосужился пойти глубже популярной брошюры о социальных насекомых годов эдак 60-ых прошлого века. Сам он в половине упомянутых фактов не понимает о чём пишет. И похоже, без наивных книг доктора Мариковского, который был знаменит идеями о телепатии у различных членистоногих, здесь не обошлось.

Во-первых, почему «формика» (что означает «муравей»)? Рассказ-то о людях. А уж если использовать научное название муравьёв, то хотелось бы большей точности: «Формика руфа» или «Рыжая формика».

Во-вторых, автор практически незнаком с повадками и возможностями муравьёв. Учёный-энтомолог в его произведении рассуждает и действует как ученик 3 класса общеобразовательной школы. И автор, и персонаж не владеют конкретной информацией о механизмах поведения муравьев, устройстве их общества, биологии. В кучу почти без разбору свалено всё, что известно о общественных насекомых — и что относится к данному виду, и что не относится, есть и другие мелкие фактические и логические ошибки. Идея о коллективном разуме муравьёв, к сожалению, имеет седую, окладистую бороду — кажется, только ленивый об этом не писал.

В-третьих, сюжет, на мой взгляд, напоминает дешёвую драму. Автор скорее всего копирует С. Лема, с его рассказами о безумных затворниках, ставящих зловещие эксперименты. Но делает это неумело, пытаясь втиснуть в маленький объём текста всего побольше: взбунтовавшийся нечеловеческий разум, уголовное следствие, любовные закидоны гениального учёного-подкаблучника и его взбалмошной жены, «страшных» муравьёв-убийц. Это здорово отдаёт сюжетом американских третьесортных романов про смертоносных пауков (тараканов, крабов, пчёл, муравьёв и т.п.)-мутантов помноженным на классическую, набившую оскомину, русскую историю о бытовой пьяной ссоре супругов с последующим выносом тела. Поведение главных персонажей рассказа не выходит за рамки обыденности и не вызывает никакого сочувствия: он — типичный очкарик-тряпка, для которого любимые муравьи дороже всего; она — типичная баба-дура, которая сама не знает чего хочет. Собственно, труп в такой ситуации должен был появиться рано или поздно обязательно. Муравейник понадобился автору лишь в качестве драматической и фантастической добавки-катализатора.

Нелепо выглядит привлечение военных для изоляции муравейника и человеческие жертвы вообще. Даже ребёнок знает, что лесные муравьи больно кусаются, но к смерти (или к параличу) это не приводит. Достаточно чиркнуть спичкой, чтобы превратить их муравейник в костёр — и никакие солдаты не нужны. А если взрослого человека съели муравьи, значит он был пьян до полной потери чувствительности и способности передвигаться. Это, безусловно, трагедия, только муравьи здесь совсем не виноваты. Какое-то искусственное выдувание мнимой опасности из ничего...

Получилась история скорее нелепая и странная, чем страшная и трагическая. Если сравнить общий «фон» даже с такими простыми книгами, как «В Стране Дремучих Трав» и «Приключения Карика и Вали» (в которых дана масса научной информации, но в достоверной форме и без явных ошибок), то, к сожалению, история выглядит не слишком блестяще. Похожие по смыслу и сюжеты рассказы я специально для сравнения перечислил в списке под аннотацией на странице произведения — вошло всего пять (больше система не позволяет), но на деле их гораздо больше. Тема заезжена уже на момент публикации.

Если же вдумчивому читателю действительно хочется самому разобраться в ошибках, допущенных автором, то предлагаю ознакомиться с книгой В.Е. Кипяткова «Мир общественных насекомых», где в популярной форме, но достаточно глубоко, изложены самые современные сведения об организации семьи муравьёв.

P.S. И, Long Kiber, мне, как работающему энтомологу, очень хотелось бы узнать имя «видного украинского учёного», который так опозорился, подтвердив «достоверность» всех ошибок, сделанных в рассказе.

Оценка : 4
«Битва богов»
–  [ 10 ]  +

tarasovich09, 09 ноября 2011 г. в 11:38

Очень интересная дилогия — своеобразное толкование автором истории мировой цивилизации от древнейших времен до современности. Первая часть(самая сильная) возвращает нас в глубокую древность. Могущественная працивилизация владеет Землей, установив здесь жестокую и бескомпромисную власть. Это общество с развитой наукой и техникой, но абсолютно ничтожной моралью. Оно основывает свое существование на искусственном превосходстве избранной расы над низшими, достойными лишь трудиться и услаждать избранных господ. Повествование Андрея Дмитрука построено как цепь небольших, искусно написанных новелл, показывающих, как внутри господствующего общества назревает неизбежный кризис, приводящий цивилизацию к гибели. Лишь отдельные представители господствующего класса, предчувствуя скорый финал, пытаются хоть как-то помочь, оставить некоторые знания и навыки тем «низким» народам, которым доведется жить и трудиться на обломках суперцивилизации. Хороши раскрыты образы этих «новых» людей — Вирайи, Эанны, Арджуны, Индры... Именно им суждено будет остаться в легендах и мифах народов, как богам... Во второй части, оставшиеся представители Черного острова вновь пытаются вернуть себе власть над миром. Они приходят к власти в фашистской Германии и посылают своих представителей в загадочную Шамбалу, для контакта с Махатмами. Но их попытки обречены на неудачу. Тем не менее ряд представителей «избранной расы» попадают в правительства современных стран, планируя новое сражение за мировое господство. Глобальная книга, куда сильнее некоторых современных апокалиптических и эсхатологических сочинений!

Оценка : 10
«Собачья свадьба»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 20 августа 2011 г. в 13:45

Рассказ написан и впервые опубликован задолго до «перестройки», и не тот автор Дмитрук, чтобы его опьянил сатанинский «дух» этого величайшего геополитического преступления. Да и вообще, крайне наивен и беспочвен постулат «советское — значит плохое»... Небось, сам «критик» и учился бесплатно, и ходил в творческие кружки, за считанные рубли мог облететь весь СССР. А туда же, злобствует...

«Дорога к источнику»
–  [ 5 ]  +

Long Kiber, 22 июля 2011 г. в 18:38

По моему мнению, советский — это и значит совершенно не страшный. Ведь все войны, внутренние и внешние, которые вёл СССР (и от которых избавился как раз в те годы, когда его начали преступно расчленять), были, по сути, оборонительными: враги, по выражению классика, всегда «стреляли первыми»... Но дело не в этом. Здесь история просто замечательная, причём, выписанная тончайшей японской кистью. Сколько тем в небольшом объёме, и как умело они поданы и сплетены! Единство человека и природы... Опасность слишком очеловеченных машин...

И ведь суть-то в том, что «всемогущая» и почти богоподобная Виола как раз и ощущает себя слабее, чем осуждаемые ею за «ограниченность» жители планеты. И она прекрасно свою слабость чувствует, и этику свою пересматривает. А финал... неужели его можно понимать, как агрессию?! Корабли везут всё необходимое, чтобы лечить, строить, возобновлять страшно пострадавшую колонию. Очень мирный и человечный рассказ.

«Скользящий по морю космоса»
–  [ 8 ]  +

Long Kiber, 22 июля 2011 г. в 18:28

Ни один подобный сюжет не «блуждает по страницам книг». Я, по крайней мере, не встречал, хотя уже 40 лет тщательно читаю всё лучшее в мировой фантастике. Да хотя бы и так... сколько раз нам встречалась «незамысловатая» история о верной жене, ждущей любимого из далёких странствий? От Пенелопы до Сольвейг, и дальше, дальше... Есть не старые, а ВЕЧНЫЕ темы. И одна из них — героизм, самопожертвование во имя людей.

Впрочем, история, изложенная в рассказе, достаточно нова во всех смыслах. Вы часто встречали «удар и-за гроба», описание чудовищного сюрприза, преподнесённого кровавым прошлым — мирному будущему?! И часто ли человек этого будущего, чьи деды и прадеды уже выросли на единой и счастливой Земле, духовно и морально вставал вровень с героями тёмных эпох?.. По-=моему, очень здорово.


  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх