Андрей Дмитрук отзывы

Все отзывы на произведения Андрея Дмитрука (Андрій Дмитрук)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 118

  Страницы: [1] 2  3 

«Битва богов»
–  [ 14 ]  +

mlonely17, 14 мая 2015 г. в 13:32

Если бы добрые люди не сделали электронную версию,никогда не узнал бы об этой книге и этом писателе.Подумать только-всего одно издание 1996 года.Добрые люди-большое спасибо!

Ну а теперь о самой книге.

Очень интересная,логично выстроенная конспирологическая теория развития человечества от «допотопных» времен до двадцатого века.Видно,что автор перелопатил огромный массив информации от легенд инков до мистических обществ третьего рейха.И все кусочки мифов,слухов и допущений автор сложил в абсолютно достоверно выглядящую картину,совершенно не противоречащую современным реалиям.Проработка и логичность теории подкупает и восхищает.Язык достоин высокой планки,взятой автором.

Очень и очень рекомендую.

Оценка : 9
«Смертеплаватели»
–  [ 14 ]  +

Дм.Дудко, 03 марта 2013 г. в 23:55

Сковородинский роман о бессмертии

В современной фантастике на утопии – неурожай. В одном из докладов на харьковском «Звездном мосту» был сделан неутешительный вывод. Нынешние российские фантасты в лучшем случае мечтают о том, чтобы во всей России жили, как сейчас в Москве. Украинские же лучшего будущего для своей страны и не представляют. Даже недавно умерший Борис Стругацкий, став антикоммунистом, за 20 лет не написал ничего, кроме двух безрадостных романов о шестидесятниках. Ну, не вдохновлял его капитализм, даже шведский. Фантастика – чуткий социальный барометр. И она свидетельствует: постсоветское общество восставшего из могилы капитализма не имеет будущего.

Между тем без утопий, т.е. художественных образов лучшего будущего, социального идеала общество просто не может развиваться. Как воплотить утопию в жизнь – забота уже не фантастов, а политиков. Украинская же литература имеет богатую утопическую традицию. Первым фантастом Украины был Григорий Сковорода с его утопией «горней республики». Замечательные картины будущего создавал великий мечтатель и поклонник Сковороды Олесь Бердник. И вот журнал «Радуга» издал отдельной книгой утопический роман Андрея Дмитрука «Смертеплаватели».

Андрей Всеволодович – известный кинодокументалист и убежденный коммунист. Но роман его – не политическая агитка. И, вопреки мрачному названию, не «ужастик» и не «готика». А произведение на редкость жизнерадостное и глубоко сковородинское, хотя Сковорода там упоминается лишь раз и в весьма необычном контексте. На экземпляре, подаренном музею народного мудреца в Сковородиновке, автор написал: «Если бы не Григорий Савич и не русские космисты, не было бы и этой книги!»

Был такой чудак – народник и русский космист Николай Федоров. Работал библиотекарем и мечтал о воскрешении всех умерших – средствами не религии, а науки будущего. И вот в романе эта мечта становится реальностью далекого IV тысячелетия. Разместить и прокормить миллиарды воскресших – уже не проблема. Для начала возвращают к жизни семерых: сарматскую амазонку Аису, греческого философа-киника Левкия, индейца майя Ахава, знатную византийку Зою, викторианского мистика-сатаниста Доули, полпотовца Тана и киевлянина ХХІІ века Алексея Кирьянова. Они должны силой памяти материализовать своих современников, а те – своих. И вот уже воскресают целые эпохи и цивилизации.

Но оживают все: герои и злодеи, господа и рабы, палачи и жертвы. Как же им всем ужиться в мире будущего? Нечто подобное описано в «Мире реки» Ф.Фармера. Но там бездушные экспериментаторы-инопланетяне взяли, да и перемешали воскресших между собой, и смотрят, что из этого выйдет. Экспериментаторы-земляне грядущего во главе с очаровательной Виолой Мгеладзе – гуманисты. Оберегая оживленных от психологических травм, дают им поначалу воссоздать привычные общества. Вмешательство в их развитие минимальное («Трудно быть богом»!).

Что же победит в душах обретших вторую жизнь – добро или зло? Стремление к миру, труду и творчеству или к насилию и низменным наслаждениям? Вообще, добр или зол человек по природе? Сковорода думал над этим всю жизнь. Он допускал существование «рожденных к воровству». Но преимущественно рассматривал «истинного», «внутреннего», «нового» человека как существо доброе, рожденное для «сродного» труда и творчества. И призывал реализовать «нового человека» здесь, в земной жизни.

Дмитрук в этом согласен с ним. Потому и избавляются предки, общаясь с новыми соседями и потомками, от предрассудков своего времени. И вот уже крестоносец, убивший Зою и всю жизнь сожалевший об этом, предлагает ей руку и сердце. А жестокий, но убежденный полпотовский комиссар, пройдя через муки раскаяния, строит новое общество вместе со своими бывшими жертвами. А что делать с великими злодеями – Гитлером или Чезаре Борджиа? Их воскрешают, но – детьми. Не родился же маленький Адольф неисправимым извергом…

Но в каждом человеке сидит и темное начало, «Хайд». Представляете себе: «Жанна д'Арк – содержательница борделя в завоеванном англичанами Париже; Григорий Сковорода с ножом наемного убийцы; Авраам Линкольн, бичом стегающий черного раба…»? Это не кощунство в духе Бузины. «Все похоже на правду, все может статься с человеком» (Гоголь). Доули (прототип его – скандальный оккультист Алистер Кроули) предлагает дьявольский эксперимент: создать «темных» двойников первых воскресших и свести «джекилей» с этими «хайдами». Не без колебаний люди будущего решаются на него. И что же? «Хайды» оказываются бессильными развратить своих «джекилей» и гибнут в борьбе с ними. Ибо не могут роскошь, распутство и деспотизм дать большее счастье, чем творчество и труд. В этом был убежден Сковорода. Не помогает Доули даже материализация почитаемых им демонов вседозволенности. Добрые люди и добрые боги, живущие в их сознании, оказываются сильнее.

Особо примечательна картина Киева ХХІІ века. Автор уверен: будущее Украины – «неосоциализм» в составе Евразийского Союза (Русского Мира). Многоэтажный мегаполис Большой Киев, состоящий из «домоградов», в воздухе «авионы» и «минилеты», дети играют с «биоргами», каждого охраняет «вживленный блок безопасности». Нет больше голода, войн, эксплуатации. С детства люди приучены к самоуправлению…. Мир, в котором хочется жить, как в Мире Полдня, созданном (и преданном) Стругацкими. Не рад этой жизни разве что доживающий двухсотлетний век бывший «крутой» бизнесмен Щусь.

Есть в этом мире проблемы, даже трагедии и преступления. Гена Фурсов, сын погибших космонавтов, вырос избалованным и превратился в «идейного» хулигана и насильника. Аморально ведет себя его возлюбленная Кристина. Их друг Алексей Кирьянов зверски убивает обоих, а заодно и свидетеля – Щуся. И сводит счеты с жизнью, не вынеся груза собственного злодеяния. Но вот все они обрели новую жизнь. Фурсов употребил ее на попытку взорвать планету, за что был лишен жизни – без воскрешения.

И этот поистине прекрасный новый мир – лишь преддверие мира XXXIV века, когда человечество стало достаточно могущественным и духовно развитым, чтобы решить задачу всеобщего воскрешения. Сам Сковорода, надо сказать, скептически относился к поискам телесного бессмертия, полагая, что главное – прожить не долго, а достойно и содержательно. Но в его времена слишком многие искали «эликсир бессмертия» далеко не в высоких целях. Хотя еще древние алхимики полагали: добыть философский камень можно, только возвышая и очищая в ходе «Великого Делания» свою душу.

С Дмитруком есть о чем поспорить. Например, можно ли примирить материализм с идеализмом через понятие «Творческого Абсолюта», напоминающего Бога Сковороды? Просветитель видел в Боге не личность, тем более не небесного деспота, а природу и ее законы, добро, истину – или же дух, «Ум Всемирный». То есть колебался между материализмом и идеализмом. Творческий Абсолют тоже можно понимать по-разному и не «убеждать» друг друга кострами. Но истина-то одна! Как указывал В.И.Ленин, тот, кто убежден, что открыл истину, должен добиваться не сосуществования ее с заблуждением, а замены заблуждения истиной. Так, собственно, и развивается наука. Разумеется, Сковорода и Дмитрук не чета тем, кто (по выражению Ленина) «кокетничает с боженькой», протаскивая его в науку под именем «космического разума». Уж лучше верить в традиционного Яхве или Святовита, чем уподобляться дельцу, продающему лежалый товар под новой этикеткой.

Однако хорошо уже, если эта замечательная книга заставит кого-то задуматься над великими философскими и социальными проблемами. Написана она увлекательно, читается легко, но не бездумно. Герои яркие и запоминающиеся, их исторические эпохи автор хорошо изучил. Лучше прочитать одну такую книгу, чем десяток «крутых» фантастических боевиков, авторы которых умеют только переносить в космос и фэнтезийные миры все мерзости нашего мира. И загребать на этом «крутые» гонорары, развращая и отупляя читателей.

Остается добавить, что недавно в Харькове прошел первый фестиваль левой и патриотической фантастики «Краснозвездный мост». Душой этого фестиваля был Андрей Всеволодович. А еще он издает замечательный журнал «Искатель. Украина». На сотне страниц небольшого формата умещается все: приключения, фантастика, поэзия, детская литература, загадки науки… Нет там только скучных и низкопробных сочинений. Советую всем прочесть новый роман киевского фантаста и подписаться на его журнал. Отдохнете душой и станете духовно богаче – как от творений великого Сковороды, вдохновившего Андрея Дмитрука.

Д.М.Дудко (Дм.Баринов), кандидат исторических

наук, сковородиновед, писатель-фантаст

P.S. Эта рецензия частично опубликована в «Новой волне» (газета ЛКСМУ). Добавлю лишь, что отзывы Dart Maul не только неоднозначны и спорны, но и написаны в развязном тоне. Андрей Всеволодович — не «либерал», а убежденный коммунист, ищущий пути синтеза коммунистических идеалов с идеалами свободы. Отнюдь не в либеральном ее понимании — как свободы разнуздывания всего низкого в человеке и наплевательского отношения к обществу. Его книга как раз о том, как совместить свободу и многообразие с социальной ответственностью и высокой нравственностью. Что же до любви и семьи в будущем, то здесь и взгляды Ефремова не бесспорны (ср. Энгельса). Однако речь идет о любви и браке, а не о либеральной «свободе» хуже чем скотства.

Оценка : 10
«Наследники»
–  [ 12 ]  +

Long Kiber, 20 июля 2011 г. в 21:18

Боже, как смешно и наивно! «Как это по-советски: потом будет рай — для отдельных избранных...» Да по-советски — это как раз рай для всех рождённых! Это капитализм создаёт отдельные райские миры ахметовых и чубайсов на фоне нищеты и прозябания миллиардов... Объяснить пустынность Земли можно по-разному. Разбрелись по Космосу, сделав мать-планету экологически чистым заповедником. Просто перестали воспроизводиться в миллиардных масштабах, сделав рождение каждого ребёнка актом высочайшего творчества... Нет, братцы, — и идея прекрасна, и написано блестяще! Хоть это и ранний Дмитрук, 1970-й, что ли, год. Позже он стал вообще недосягаем...

«Летящая»
–  [ 12 ]  +

Yazewa, 08 июня 2008 г. в 11:11

  Хороший сборник, однозначно рекомендуемый для прочтения. Отличный язык, мастерски создаваемое настроение, яркие и живые образы, интересно описанное будущее, в котором хочется жить — это рассказы Дмитрука.

Оценка : 8
«Ветви Большого Дома»
–  [ 11 ]  +

Seidhe, 21 марта 2016 г. в 16:36

В силу своего возраста, фантастику я начал читать только во второй половине 90-х. Быстренько пробежался по советской и англо-американской классике, а потом с головой «нырнул» в фэнтези. Поэтому для меня долгое время существовали как бы отдельно фантастика советская и открытые мной гораздо позже Логинов и Олди, Дяченко и Перумов — «без перехода», если можно так выразиться. А ведь в конце 80-х — первой половине 90-х годов выходили замечательные произведения, с огромным интересом читающиеся и сегодня. Благодаря ФантЛабу я не так давно открыл для себя творчество С.Казменко и Д.Биленкина, Б.Зеленского и А.Маркова, да много кого ещё! Но иногда попадаются произведения, читая которые, очень сложно поверить, что они написаны более четверти века назад. Совсем недавно я был поражён повестью «На пажитях небесных» Владимира Пирожникова, теперь вот пришёл черёд «Ветвей Большого Дома» Андрея Дмитрука...

По большому счёту, в этой повести ничего не происходит, да и сюжета, как такового, в ней нет. Есть лишь несколько сюжетных линий, замысловато переплетённых между собой, и куча мелких подробностей, которые делают мир безоблачного (по крайней мире — на первый взгляд) будущего живым. Вот эти-то мелкие подробности и представляют наибольший интерес — Великий Помощник, суперкомпьютер на орбите, позволяющий людям удовлетворять ВСЕ свои потребности; раздробленное человечество без государств, создавшее десятки социальных моделей; живущие в остовах «тысячеэтажных городов» урбики, считающие, что человечества не бывает без трудностей, а преодоления их — без взаимовыручки и поддержки; движение «новых амазонок», считающее, что мужчины выполнили свою историческую миссию, создав изобильный и бесконфликтный мир; несколько равноправных вариантов семейных отношений; сами Большие Дома, в конце концов! Всё это настолько органично сливается в единую картину, что аж дух захватывает. Помимо этого повесть заставляет о многом задуматься. Как найти человека, которого будешь любить всю жизнь? До какого предела можно позволить свободу самовыражения? Новый, технологически обеспеченный, воинствующий феминизм — зло или благо? Бывают ли ситуации, когда оправданным становится принятие решений не демократическим путём? И множество других вопросов, на которые просто так не ответить... А какие в повести описания природы: «Скала над крошечным, в два этажа, под плоской крышей монастырем, ржаво-коричневая, иссеченная трещинами, казалась особенно плотной, резко-вещественной на фоне сизых потусторонних хребтов. Фиолетовой каймой были очерчены миллионнолетние снега. За голыми корявыми соснами ближнего отрога над вишневым морем заката медузами плыли три белых призрачных пика. Нет, знали ламы, где поселиться. И раздражение куда-то уплывает, рассеивается, как отблески снежных медуз при наступлении ночи...» И при всём при этом, повесть прежде всего — о людях.

Итог: повесть точно не понравится любителям сталкеров, попаданцев и космодесантников Российской Империи, вырвавшейся на просторы Вселенной =))) А вот тем, кому интересна социально-психологическая фантастика в духе творчества Урсулы Ле Гуин, повесть однозначно рекомендую к прочтению.

Оценка : 10
«Битва богов»
–  [ 10 ]  +

tarasovich09, 09 ноября 2011 г. в 11:38

Очень интересная дилогия — своеобразное толкование автором истории мировой цивилизации от древнейших времен до современности. Первая часть(самая сильная) возвращает нас в глубокую древность. Могущественная працивилизация владеет Землей, установив здесь жестокую и бескомпромисную власть. Это общество с развитой наукой и техникой, но абсолютно ничтожной моралью. Оно основывает свое существование на искусственном превосходстве избранной расы над низшими, достойными лишь трудиться и услаждать избранных господ. Повествование Андрея Дмитрука построено как цепь небольших, искусно написанных новелл, показывающих, как внутри господствующего общества назревает неизбежный кризис, приводящий цивилизацию к гибели. Лишь отдельные представители господствующего класса, предчувствуя скорый финал, пытаются хоть как-то помочь, оставить некоторые знания и навыки тем «низким» народам, которым доведется жить и трудиться на обломках суперцивилизации. Хороши раскрыты образы этих «новых» людей — Вирайи, Эанны, Арджуны, Индры... Именно им суждено будет остаться в легендах и мифах народов, как богам... Во второй части, оставшиеся представители Черного острова вновь пытаются вернуть себе власть над миром. Они приходят к власти в фашистской Германии и посылают своих представителей в загадочную Шамбалу, для контакта с Махатмами. Но их попытки обречены на неудачу. Тем не менее ряд представителей «избранной расы» попадают в правительства современных стран, планируя новое сражение за мировое господство. Глобальная книга, куда сильнее некоторых современных апокалиптических и эсхатологических сочинений!

Оценка : 10
«Полис»
–  [ 9 ]  +

Нескорений, 30 июня 2016 г. в 04:33

Что может быть общего между древнегреческим полисом и военным закрытым городком на берегу Чёрного моря? Две с половиной тысячи лет разделяют время расцвета античной цивилизации и СССР эпохи перестройки — одно место действия, разное время, а может быть не такое и разное, ведь чем дальше читаешь эту замечательную повесть А. Дмитрука, тем больше находишь параллелей в судьбе греческого триерарха Котиса и советского офицера ВМФ Кости. Каждый из них живёт своей жизнью, не подозревая о существовании другого, но воля Провидения неисповедима, мойры, ткущие нити Судьбы, заставляют линии жизни всех когда-либо существовавших на Земле людей причудливым образом пересекаться и расходиться. Быть может и нет её, этой необозримой Бездны времени, разделяющий морскую гладь, несущую к своей цели трирему Котиса и крейсер Кости...

Признаюсь, я не возлагал особых надежд на это произведение — совершенно новый для меня автор, называющий себя учеником И. Ефремова, Древняя Греция и наша реальность, в общем, ожидал тривиальную хронооперу с попаданцами. Однако в процессе чтения был приятно удивлен тем, что сильно ошибался. В первую очередь здесь нужно отметить структурную композицию повести, аналогичных примеров я не могу вспомнить навскидку. Вроде бы ничего особенного — две параллельные сюжетные линии, одна в прошлом, другая в настоящем, но фишка в том, что переключение от одной линии к другой и обратно обусловлено самим нарративом, фантдопущением, которое устами персонажей озвучивает автор. Сначала трудно привыкнуть к переходам, вот ты ещё в Элладе, начинаешь следующий абзац, и только наткнувшись на явный анахронизм, спотыкаешься и постфактум осознаешь, что теперь автор уже перешел на линию Кости, постепенно к этому привыкаешь и даже начинаешь предугадывать моменты переходов, короче, эксперимент довольно интересный, хотя бы ради этого повесть стоит отметить к прочтению, но это, конечно, не единственное достоинство данного произведения.

События начинаются в Древнем мире, мы знакомимся с триерархом Котисом, которому поручено доставить на своей триреме в родной полис из Афин чудесное мраморное изваяние Афродиты, созданное рукой великого мастера. Параллельно развиваются события в современности — советский морской офицер Константин осматривает берег, поврежденный в ходе учебных стрельб, на этом месте когда-то располагалась греческая прибрежная колония. Уже одно созвучие имён главных героев наводит на определенные мысли, но дальше, когда мы знакомимся с их возлюбленными, эффект усиливается — молодая гречанка Мирина и Арина, советский археолог-подводник, обе они красивы и желанны для своих кавалеров и снова созвучие имён, ирония разделенных временем судеб. Арина увлеченно ищет легендарную статую Афродиты, которая должна покоиться на дне моря.

Приятно радует хороший литературный стиль, подчеркнутое внимание автора к деталям, акцент на историчность. Обилие греческих терминов и слов не раздражает, но добавляет атмосферности, описания полиса смотрятся настолько живо и подробно, что позволяют почувствовать себя на экскурсии — посетить виллу состоятельного полита, прогуляться по рынку, поразившись богатству ассортимента торговцев, почувствовать себя на борту изящной триремы. Не только Греция описана подробно, но каждая сцена притягивает внимание, декорации живые — будь-то видео-диско шоу в небольшом ДК или же погружение на дно Чёрного моря в батискафе «Тритон». Автор с уважением отнесся к читателю, специалист по истории в пояснениях не нуждается, а для обычных людей в конце приводится небольшой словарик античных терминов, здесь он действительно к месту.

События развиваются неспешно, автор никуда не спешит, для него нет второстепенных эпизодов, он всё описывает достаточно подробно, вроде бы всё хорошо, но чувствуется некая аморфность, растекание сюжета в стороны — археологические штудии Арины, политические дискуссии Кости с непосредственным начальством. Кульминация и развязка вполне логичны, но настроившись на медитативный лад читателю не просто осознать, что вот она — последняя строчка, условно открытый финал здесь не годится, хочется читать дальше, да и вообще узнать, а в чём смысл всей истории — просто коллизия судеб, мистическое совпадение? Не хватает здесь философского наполнения, очень интересная идея, но она намечена штрихами, читателю предлагается самостоятельно строить здание на этом фундаменте, только вот камни и цемент явно в дефиците.

Оценка : 8
«Формика»
–  [ 8 ]  +

Ny, 01 марта 2012 г. в 06:05

Польстился на «энтомологическое» название рассказа и, к сожалению, не прочитал ничего хорошего. Прежде чем писать о изучении муравьёв и делать мирмеколога героем рассказа, нужно хоть немного ориентироваться в теме. Иначе получается либо сказка, либо беспомощный лепет. Так и произошло...

Заметно, что в научном плане автор не удосужился пойти глубже популярной брошюры о социальных насекомых годов эдак 60-ых прошлого века. Сам он в половине упомянутых фактов не понимает о чём пишет. И похоже, без наивных книг доктора Мариковского, который был знаменит идеями о телепатии у различных членистоногих, здесь не обошлось.

Во-первых, почему «формика» (что означает «муравей»)? Рассказ-то о людях. А уж если использовать научное название муравьёв, то хотелось бы большей точности: «Формика руфа» или «Рыжая формика».

Во-вторых, автор практически незнаком с повадками и возможностями муравьёв. Учёный-энтомолог в его произведении рассуждает и действует как ученик 3 класса общеобразовательной школы. И автор, и персонаж не владеют конкретной информацией о механизмах поведения муравьев, устройстве их общества, биологии. В кучу почти без разбору свалено всё, что известно о общественных насекомых — и что относится к данному виду, и что не относится, есть и другие мелкие фактические и логические ошибки. Идея о коллективном разуме муравьёв, к сожалению, имеет седую, окладистую бороду — кажется, только ленивый об этом не писал.

В-третьих, сюжет, на мой взгляд, напоминает дешёвую драму. Автор скорее всего копирует С. Лема, с его рассказами о безумных затворниках, ставящих зловещие эксперименты. Но делает это неумело, пытаясь втиснуть в маленький объём текста всего побольше: взбунтовавшийся нечеловеческий разум, уголовное следствие, любовные закидоны гениального учёного-подкаблучника и его взбалмошной жены, «страшных» муравьёв-убийц. Это здорово отдаёт сюжетом американских третьесортных романов про смертоносных пауков (тараканов, крабов, пчёл, муравьёв и т.п.)-мутантов помноженным на классическую, набившую оскомину, русскую историю о бытовой пьяной ссоре супругов с последующим выносом тела. Поведение главных персонажей рассказа не выходит за рамки обыденности и не вызывает никакого сочувствия: он — типичный очкарик-тряпка, для которого любимые муравьи дороже всего; она — типичная баба-дура, которая сама не знает чего хочет. Собственно, труп в такой ситуации должен был появиться рано или поздно обязательно. Муравейник понадобился автору лишь в качестве драматической и фантастической добавки-катализатора.

Нелепо выглядит привлечение военных для изоляции муравейника и человеческие жертвы вообще. Даже ребёнок знает, что лесные муравьи больно кусаются, но к смерти (или к параличу) это не приводит. Достаточно чиркнуть спичкой, чтобы превратить их муравейник в костёр — и никакие солдаты не нужны. А если взрослого человека съели муравьи, значит он был пьян до полной потери чувствительности и способности передвигаться. Это, безусловно, трагедия, только муравьи здесь совсем не виноваты. Какое-то искусственное выдувание мнимой опасности из ничего...

Получилась история скорее нелепая и странная, чем страшная и трагическая. Если сравнить общий «фон» даже с такими простыми книгами, как «В Стране Дремучих Трав» и «Приключения Карика и Вали» (в которых дана масса научной информации, но в достоверной форме и без явных ошибок), то, к сожалению, история выглядит не слишком блестяще. Похожие по смыслу и сюжеты рассказы я специально для сравнения перечислил в списке под аннотацией на странице произведения — вошло всего пять (больше система не позволяет), но на деле их гораздо больше. Тема заезжена уже на момент публикации.

Если же вдумчивому читателю действительно хочется самому разобраться в ошибках, допущенных автором, то предлагаю ознакомиться с книгой В.Е. Кипяткова «Мир общественных насекомых», где в популярной форме, но достаточно глубоко, изложены самые современные сведения об организации семьи муравьёв.

P.S. И, Long Kiber, мне, как работающему энтомологу, очень хотелось бы узнать имя «видного украинского учёного», который так опозорился, подтвердив «достоверность» всех ошибок, сделанных в рассказе.

Оценка : 4
«Скользящий по морю космоса»
–  [ 8 ]  +

Long Kiber, 22 июля 2011 г. в 18:28

Ни один подобный сюжет не «блуждает по страницам книг». Я, по крайней мере, не встречал, хотя уже 40 лет тщательно читаю всё лучшее в мировой фантастике. Да хотя бы и так... сколько раз нам встречалась «незамысловатая» история о верной жене, ждущей любимого из далёких странствий? От Пенелопы до Сольвейг, и дальше, дальше... Есть не старые, а ВЕЧНЫЕ темы. И одна из них — героизм, самопожертвование во имя людей.

Впрочем, история, изложенная в рассказе, достаточно нова во всех смыслах. Вы часто встречали «удар и-за гроба», описание чудовищного сюрприза, преподнесённого кровавым прошлым — мирному будущему?! И часто ли человек этого будущего, чьи деды и прадеды уже выросли на единой и счастливой Земле, духовно и морально вставал вровень с героями тёмных эпох?.. По-=моему, очень здорово.

«Улыбка капитана Дарванга»
–  [ 8 ]  +

Long Kiber, 21 июля 2011 г. в 21:21

Думаю, что Дмитрук не боится ничего... Просто другая у него была задача — поразмышлять о том, какую пользу после разоружения могут принести сильные, умные, высокопрофессиональные люди, ранее служившие убийству себе подобных. И не зря действие происходит в буддийской стране, это очень умно и тонко: перед нами убийца, выросший с верой в ахимсу — непричинение вреда ничему живому! Добавочное измерение смысла. Великая вещь!

«Битва богов»
–  [ 8 ]  +

Rumat, 16 ноября 2009 г. в 14:28

Великолепная и прорывная книга. Случайно купил, и до сих пор считаю одной из лучших. Написано великолепно и захватывающе. Жаль, что она так малоизвестна. Может действительно — кое кто угадал намек на ЗОГ?

Оценка : 10
«Ответный визит»
–  [ 8 ]  +

Yazewa, 01 июня 2008 г. в 19:18

    Написано с болью. И читается с болью. Хотя и маловата форма, чтобы выразить все чувства...

Оценка : 7
«Совсем другие»
–  [ 7 ]  +

йети, 11 августа 2021 г. в 17:31

Однако! «Совсем другие» — небольшая повесть (в авторском сб. Дмитрука А., изд Престиж Бук, серия ретро БПНФ, 2021 год), но весьма занятная. Люди и нелюди. Эволюция отдельных человеческих особей по вектору запредельной агрессии с целью сохранения/завоевания материальных ресурсов для себя и своего потомства. Эволюция до такой степени, что человек превращается в другой вид -трансформант, как его называет автор. Приводится «научная» основа такой эволюции — оборотни, берсерки, стигматы у религиозных фанатов и прочее. Разложение человеческого общества — питательная среда для нелюдей. Для фантастического произведения — достаточно убедительно. :-)

Но самое интересное, что автор свою теорию проецирует на нашу реальность. И читатель вынужден согласиться: да, в нашей реальности всё больше становится нелюдей-трансформантов с полным отсутствием совести, которым чуждо сострадание, сочувствие, милосердие, они нахраписто подчиняют себе людей, строптивых -уничтожают... И людям только и остается, что... А что именно — в повести это рассказано наглядно. Мне данное произведение понравилось, хотя всё же оно, на мой взгляд, и несколько сыровато, но как протест против против негативных тенденций в современном обществе, разложения его и гниения — вполне себе неплохое. Прочитав эту повесть, нелишне будет внимательно оглядеться вокруг: мало ли...

Оценка : 10
«Полис»
–  [ 7 ]  +

Long Kiber, 20 июля 2011 г. в 21:00

Насколько я понимаю, в голове у ЭТОГО автора, в отличие от многих советских интеллигентов, не начался разброд и шатание. Это показывают его последующие произведения, проникнутые ненавистью к торжествующему «его препохабию» капиталу... И период греческой культуры Дмитрук берёт отнюдь не закатный. Глубокая, многоплановая вещь, как ни странно, скорее психологическая и символическая, чем историческая. Негоже человеку слишком близко сталкиваться с самим собой...

«День рождения амазонки»
–  [ 7 ]  +

Long Kiber, 20 июля 2011 г. в 20:52

Действительно, совершенно великолепный рассказ. Вернее, маленький роман. Содержательная сторона и символика просто необъятны. Как минимум, две гениальных находки: звездолёт, который попал в точку вечного «предстартья», и космонавтика без металла. Характеры достоверны, отношения правдивы... даже у сверхлюдей! «Чем не коммунизм»? Нечего посмеиваться! Да, коммунизм, который во всей своей красе и силе однажды придёт, несмотря на всех ухищрения либералов сохранить социальные полюса и гей-парады... Нет, Дмитрук не оценен по достоинству! Очевидно, это дело будущего. Того, которое он столь смело и блестяще предсказывает.

«Формика»
–  [ 7 ]  +

anchel, 14 июля 2008 г. в 00:14

Отличная вешь! Здесь есть все — психологизм, сильные эмоции, научные идеи... Причем это все не свалено в кучу, а усиливает друг друга.

Оценка : 10
«День рождения амазонки»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 08 июня 2008 г. в 11:06

Очень хорошо написанный, очень человечный и добрый рассказ. Мастерски создано настроение! И даже несмотря на совершенно нечеловеческие уже, с современной точки зрения, способности людей, видишь в них именно-таки людей.

На мой вкус, с этими способностями и возможностями действительно некоторый перебор... (Вспомнился тут даже Тойво Глумов, один из люденов...) Но написано все равно здорово. И поэтично.

Оценка : 9
«Ночь молодого месяца»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 07 июня 2008 г. в 23:16

    Очень атмосферная история. И не просто ярко и хорошо написанная, но и поэтичная. По большому счету, это вещь о Человеке и Поступке. И о Любви.

     Возможно, факт обнаружения захоронений слишком уж прямолинеен и надуман, но канву рассказа он нисколько не нарушает, потому что в реалистичность описаний (в том числе, и прошлого) вносит ту самую поэтику, о которой я написала. И именно она трогает душу и запоминается более всего.

     Хорошо написано, сильно и талантливо.

Оценка : 9
«Посещение отшельника»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 07 июня 2008 г. в 22:44

   Еще одна сильная, эмоционально насыщенная работа Дмитрука. Наверное, такое написать, да и воспринять по-настоящему, можно только в возрасте...

   В какой-то момент (в первой части рассказа) история показалась даже какой-то брэдбериевской. (А это, в моем понимании, выокая оценка.) Так здорово было создано настроение: тонкое, ностальгическое, на полутонах. Можно жить прошлым. А можно его... создать заново. И поселить рядом с собой.

   Простая, легким прозрачным языком написанная вещь. И — комок в горле.

Оценка : 10
«Доброе утро, химеры!»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 07 июня 2008 г. в 20:50

  Хороший, ярко написанный рассказ. Не так уж часто встречаются удачно — эмоционально! — придуманные и описанные инопланетные существа. А эти химеры, при всей их «чужевидности», воспринимаются с симпатией. Конечно же. благодаря мастерству автора. Вот это «...лежала, волнуясь перепонками и часто дыша пушистой спиной...» просто замечательно!

  Разумная жизнь всегда способна на благодарность. Наверное, такова идея этого произведения.

Оценка : 8
«Смертеплаватели»
–  [ 6 ]  +

Кропус, 13 марта 2020 г. в 17:17

Да, забыл добавить в предыдущей рецензии. Очень понравилась фраза автора, что невозможно жить вечно и не меняться. Невольно вспоминаются книги, где существа многостолетнего возраста ведут себя как подростки с бушующими гормонами. А вековой опыт на них совсем не сказывается. Это нередко относится даже к лучшим книгам с такими героями вроде «Эмберского» цикла Желязны. Даже в серьёзном романе «Чёлн на миллиона лет» Андерсона изменение в бессмертных как-то не очень заметны. Ну, разве что китаец (не помню как зовут) один раз жизненную стратегию сменил. Это конечно не относится к Виоле из «Смертоплавателей». В предыдущей книге о ней «Летящая» её развитие как раз прослеживается: от доброй, восторженной девушки к сверхсуществу. Но даже став таковым, она в каком то смысле всё же остаётся первоначальной Виолой. Ведь вектор то её развития, в сторону всё большей и большей духовности постоянен.

Оценка : 9
«Смертеплаватели»
–  [ 6 ]  +

URRRiy, 29 августа 2017 г. в 03:40

Произведение действительно эпического размаха: различные культурные и временные пласты истории земных цивилизаций, логичные и проработанные миры будущего 23 и 38 веков, принципы Сферы, как оболочки, способной исполнять мысленные запросы человека и, наконец, сам проект по воссозданию умерших всех эпох. В общем глобальный труд, обоснование развития жизни вплоть до энергосущностей понятно по идее, но изложено все же слишком философским стилем, думаю многим современным читателям это сломает голову:).

Тем не менее, остальные главы, которых абсолютное большинство, достаточно легко читаются и воспринимаются, любознательные граждане узнают много новых фактов из истории различных культур и заодно смогут обогатить свой словарный запас знанием китайского, видимо в мире 23 века мова, наряду с заимствованием слов из окружающих языков, воспримет много китайских выражений в обыденной речи:).

Как вывод, книга интересная, не тривиальная, с позитивным настроем.

Оценка : 9
«Формика»
–  [ 6 ]  +

Long Kiber, 08 августа 2012 г. в 10:11

Вещь великолепна, в фантастике очень мало подобного. Видно, что автор проработал немало научной литературы; я показывал рассказ видному украинскому учёному-естественнику, он подтвердил достоверность всех сведений о муравьях. Прежде всего, совершенно оригинальна гипотеза: не коллективный разум муравьёв, допущение, у которого действительно «седая борода», а ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ разум муравейника. Смело и... убедительно! Затем, хороша нравственная сторона рассказа. В нём вовсе нет «взбалмошной жены и подкаблучника-учёного»; есть повествование о несчастной, сбившейся с пути женщине, которая ищет настоящей любви, и о её достаточно чёрством возлюбленном, не менее правдивое и трогательное, чем, скажем, «Бесприданница» А. Островского. Наконец, главная мысль: в наш век даже с собственными мыслями надо быть осторожным, это тоже оружие! Что же касается «силы способностей» автора, то он давно доказал своё право на пребывание в ряду великих фантастов рубежа столетий. «После этой книги я стал иначе относиться к муравьям, да и вообще ко всему живому» — вот правильный и справедливый отзыв на рассказ. Если он сделал хоть одного читателя более гуманным, это уже бесценное произведение. А я думаю, далеко не одного...

«Ночь молодого месяца»
–  [ 6 ]  +

Long Kiber, 21 июля 2011 г. в 21:04

Идея нова абсолютно, и надо быть воистину слепым, чтобы эту новизну не заметить. ВПЕРВЫЕ со времён «Машины времени» Уэллса в другую временную «точку» посылается лишь СОЗНАНИЕ человека, а не весь он. Нечто подобное есть у Лавкрафта, на когда писалась «Ночь...», в СССР этот американский мастер ужасов переведён ещё не был. К тому же, Лавкрафт описывает обмен сознаниями между современным человеком и существом из прошлого или будущего, а вовсе не «подселение» своего разума далёкому предку. Настоящее открытие в фантастике «путешествий по времени«! Да и язык Дмитрука хаять нечего. «Все остальное место занято словами, словами, которые к сюжету отношения не имеют...» Какое отсутствие литературного вкуса! Может быть, автор сих утверждений будет отрицать необходимость многословных описаний у Тургенева или Гоголя, Чехова или Льва Толстого? «...Страшная гробовая теснота непомерных каменных масс, кучно стоящие звероголовые монстры и среди них — большеглазый смуглый мальчик с тонкой шеей, наивный и важный, в золоте, с накладной бородой, — игрушка хитрых стариков. Золото, жара, одуряющие благовония, монотонный звук струн — вот Египет. Стены из раскрашенных черепов; пыль на подстриженной траве священного стадиона; солнце и резкая тень пирамид, колокольчики на шеях грязных лам. Быть крови сегодня. Жестокие и скрытные дети — ацтеки... Отдохнем на краю дороги под меловым склоном, над бирюзовым щитом моря. Разломим ноздреватую лепешку, положим на нее желтоватый сыр. Выпьем терпкого вина, предварительно возлив Тучегонителю. Эллада...» Я в мировой фантастике не знаю лучшего словесного ряда! Вся история Земли в нескольких строках... По-моему, те, кто пытается унизить Дмитрука, воистину великого продолжателя дела Ефремова, просто завидуют ему. Да, недостаточно «раскручен», особенно в пору дьявольской «перестройки», когда надо либо угождать «пиплу», как акунины с пелевиными, либо самому платить, и немало, за каждую напечатанную строку. Но это — трагедия, особенно для автора такого масштаба, как Дмитрук! Слава Богу, что он жив, пишет и, надеюсь, просто   «возвышается презрением» над вознёй пигмеев у своих ног.

«Посещение отшельника»
–  [ 6 ]  +

Long Kiber, 20 июля 2011 г. в 21:47

Какая необъятная философия развёрнута в этом супер-рассказе! И «слащавой и припудренной» может назвать эту историю любви только тот, для кого любовь — лишь потная постель... Наоборот! Юноша, став взрослым и могущественным чародеем от науки, пытается увековечить своё пылкое, наивное чувство далёкого прошлого — и вдруг понимает, что «алгеброй гармонию не поверишь»... Ах! Больше бы таких ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ сюжетов в фантастике!

«Аурентина»
–  [ 6 ]  +

Long Kiber, 20 июля 2011 г. в 20:55

То, что «зарубежные авторы не уделяли...», это проблема зарубежных авторов, а не наша. Не доросли, значит... Дмитрук — автор на сто процентов НАШ, и в этом его сила. Никто, кроме русского, не поставил бы так вопрос: пока несчастен хоть один, не может быть счастливой вся Земля! Это — толстовская высота этики.

«Формика»
–  [ 6 ]  +

muravied, 13 мая 2010 г. в 16:27

Этот рассказ впечатлил меня настолько, что я потом таскал эту книгу к товарищу и заставил его прочесть :)

Мне понравилась сама идея «фермента» у муравьев, с помощью которого они общаются. Я думаю автор недалёк от истины.

Другу кстати тоже рассказ очень понравился:)

Оценка : 10
«Ответный визит»
–  [ 6 ]  +

Sawwin, 22 марта 2010 г. в 20:31

В конце семидесятых Дмитрука я уже не читал, заранее полагая плохим автором. А теперь, вот, решил ознакомиться.

Технически написано очень плохо, в худших традициях молодогвардейской школы семидесятых годов. Штампы пополам с красивостями, движение от слова, а не от образа. Психологически написано ещё хуже. Негоже паразитировать на таких вещах, как Великая Отечественная война. К тому же, это паразитирование абсолютно не оправдано. Прилетает на Землю высокоцивилизованный инопланетянин, а его хватают и первым делом тащат осматривать печи Освенцима. Вот, мол, мы какие!

Чрезвычайно неприятное произведение.

Оценка : 3
«Ночь молодого месяца»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 08 июня 2008 г. в 11:15

  Дмитрук — замечательный автор, и написанные им рассказы читаются с большим удовольствием. Сюжеты могут быть более — или менее интересными читателю, но общим остается высокий уровень литературности: стиль, атмосферность описаний, реальность героев, «живые» диалоги. Очень профессиональная и очень одухотворенная работа.

Оценка : 8
«Лесной царь»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 07 июня 2008 г. в 20:21

   Довольно сочное описание болотного мира. И восприятие Улдисом Виолы — это сочетание женственности и силы — мне понравилось; хотя рассказ и очень невелик, настроение выраженно достаточно сильно и убедительно. Типажи хороши, и вполне могли бы «жить» в произведении большей формы, — набросок сделан глубокий и неоднозначный. Не знаю, может быть в других работах автора есть подобные герои? Они явно ему интересны!

Оценка : 7
«Скользящий по морю космоса»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 01 июня 2008 г. в 20:01

    Очень незамысловатая история, каких писалось уже очень и очень много... Заменить космический корабль на что-нибудь земное, и все... И все равно каждый раз подобная история зацепляет . Мы любим своих героев. тем более, если о них написано в таком хорошем стиле.

Оценка : 7
«Аурентина»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 01 июня 2008 г. в 18:53

  Немного испортила впечатление самая концовка рассказа. Вот это — «чувство вины», «Земля не может быть счастливой»... как-то слишком пафосно поккзалось. А вообще, после долгих страданий прилететь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на курорт, давно освоенный и изученный
... это, конечно, удар ниже пояса.

Оценка : 6
«Формика»
–  [ 5 ]  +

ФантФан, 03 апреля 2022 г. в 12:39

В рассказе очень интересная, псевдодокументальная, манера повествования. Конечно, объединение личной трагедии главного героя и гипотез о коллективном разуме муравьёв — выбор очень неоднозначный. А упоминания о помощи муравьёв местному колхозу («...в комбайне маслопровод прочистили») вызывают лишь насмешливую улыбку. Но, тем не менее, написано живо, интересно.

Оценка : 6
«Летящая»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 11 марта 2020 г. в 22:28

Грандиозная картина возвышение нашей цивилизации от «обычной» космической до суперцивилизации, представители которой уже не нуждаются в вещественной оболочке. Всё это дано через историю одной женщины, которой в предпоследнем рассказе исполняется ... тысяча лет!

Оценка : 9
«Смертеплаватели»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 11 марта 2020 г. в 22:18

В романе в художественной форме развиты идеи, часть из которых была ранее описана автором в его эссе «Синтез». Например идея творческого абсолюта.

В своё время это эссе произвело на меня огромное впечатление. Книга представляет собой приятное исключение из уже поднадоевшего мочилова и кишек на антеннах. Увы, но большинство авторов, как наших, так и зарубежных, похоже, не способны представить космическое будущее иначе как грандиозную бойню космических масштабов. в лучшем случае, как либерастию торжествующую.

Правда, с воскрешёнными детьми злодеями всё же будут проблемы. Фамилия Гитлер, например, слишком известна, и вскоре все догадаются, что же это за ребёнок такой. Или будляне там всем память стёрли насчёт настоящего имени гада. Кроме того, хотя об этом не очень принято говорить, есть врождённые моральные уроды, и это надо признать. Так же как есть урождённые физические каллеки, есть люди у которых из-за каго-то каприза генетики

или чего-то там ещё чего-то в мозгу не хватает: они принципиально не способны на сопереживание или радуются чужой боли. Да, их мизер, но они есть. Речь идёт не о воспитании, а именно о врождённом генетическом сбое. Эта тема в тексте проигнорирована. Впрочем, особо заинтересовавшихся отсылаю к книге Роберта Д. Хаэра «Лишённые совести».

Ещё не ясно, что там с являющмся Доулю призраком. Если то, что происходило в тридцать пятом веке можно списать на фантоматику, хотя и непонятно зачем Максу Хитжиральду, или кому там ещё, понадобилось устраивать ему путешествие к владыкам тьмы, то первый то случай у него в своём времени был. Или тогда у окультиста глюк случился? Впрочем, возможно автор не даёт ответа намеренно: пусть каждый понимает в меру своего разумения.

Но это, конечно, мелкие предирки, чтению вышеперечисленноё совершенно не мешает. Побольше бы таких книг. Ещё порадовала новая встреча с Виолой. Помниться в школьные годы повесть в рассказах «Летящая» с ней в качестве главной героини была одной из моих любимых.

А вот рецензия Трак Тора повеселила. Он прочёл кусок вырванный из середины, при чём такой по которому нельзя составить мнение о тексте в целом, но уже выносит оценку всему тексту

Оценка : 9
«Алтарь управления»
–  [ 5 ]  +

Error, 02 сентября 2018 г. в 21:09

Наша фантастика начала 90 — х имела весьма специфичное звучание. Словно взрослеющий подросток пубертатного периода она натягивала на себя всяческие одежды не способная прийти к определённому выводу — так что же ей подходит и будет ли это смотреться (читаться) так же великолепно, как западные авторы. Да только дело было в том, что ещё просто небыло опыта написания , да и перелаживать западный принцып написания на наши совдеповские рельсы выходило не весьма ровно — коммерческие отношения были внове и смотрелись коряво в литературном плане. Многие талантливые авторы тогда ломали на творческой ниве не только копья, но и зубы в эксперементальных трудах. Чего стоит «Случайный рыцарь « Леонида Панасенко, «..И всяческая суета « В. Михайлова, «Чужие пространства « Гуляковского и т. д. Список может быть продолжительным. Но были и успехи, чего стоит продолжения сериала В. Звягинцева «Одиссей покидает Итаку», или Валентиновская «Око силы», произведения Громова и Головачёва. Эти смогли и марку удержать и прекрасно выписать произведения сделав упор скорее всего не на внешние атрибуты изменяющегося социума с его огромными минусами в экономике и гопническо — люмпиническим упадничеством явно понимая, что подобные времена пройдут и не стоит подкладываться под изменчевый рынок потребителя, который требовал такой запретной при совке чернухи и тупых боевиков.

Видимо и Дмитрука в те времена не минула чаша сия. Конечно же, эта повесть не тупой боевик и чернухи тут практически нет. Но автор, мной любимый за такие вещи как «Летящая» и «Битва богов» ( «Морская пена») этой повестью меня весьма разачаровал. И слог, и действия, да и сам сюжет настолько надуман и ужасен, что читать иногда (лично мне) было и скушно и не весьма приятно. Здесь дело не в чистоплюйстве, совсем нет. А только в том, что происходящее настолько пустозвонно, водянисто, что хочется крикнуть — что за фигня происходит? и зачем это происходит? Да, спорить не буду, есть в повести некоторые предположения геоплитического характера, которые , по правде говоря сейчас не стоит воспринимать весьма серьёзно как некое пророчество, дескать тыкнул пальцем в небо. Нет,здесь есть разумные предположения и не больше, даже без поверхностного анализа. Но вот само произведение с его диким экшеном и динамикой , которое в небольшой обработке в 90 — х могло бы стать сценарием второсортного (если не третьесортного) отечественного боевичка на плохой видеоплёнке, выглядит умопомрачительным антиутопическим хоррором (если такой термин будет к месту). Можно сказать, что — то сродни литературному маразму, где талантливый автор пытаясь выживать в новых, только возникающих условиях сляпал (другого слова не подберу) сумасшедший экшин с своими возрениями на некую будущность . Что — то сродни произведениям незабвенных Эрнеста Малышева и Петухова.

Стоит ли читать? Думаю, что нет. Да и сам автор, скорее всего считает эту повесть посредственной и проходной.

Оценка : 4
«Доброе утро, химеры!»
–  [ 5 ]  +

Carex, 17 августа 2014 г. в 22:53

Интересный рассказ, посвящённый ксенобиологии и теме Контакта. Таких рассказов мало, где это главные темы.

Оценка : 10
«Морская пена»
–  [ 5 ]  +

lks1965, 17 сентября 2013 г. в 21:19

Давно читал. Запомнилось.Перечитал. Ну что же может есть какие-то шереховатости, но все таки скажу, что понравилось и тогда и сейчас. Запомнилось стало быть не зря.

Герои не плоские, Арджуна, этот маленький стервец, просто бесподобен («Мальчик смелел с каждым словом. Рассекая кулаком воздух, кричал, словно сердитая птица. Метал на землю угрозы и проклятия. Несколько раз Индра услышал свое имя...

Он смотрел, как напрягается жила на хрупкой еще шее Арджуны и думал, что такую шею можно переломить ребром ладони, а вот поди же ты действительно царь! У командующего скребло на душе. Словно он выпустил на свет некую зловещую силу «).

Декаданс и затем тяжелое ощущение нависшего краха привычного миропорядка, закат мира («...Да, жил еще эфир, но то была уже агония, тщетные попытки сохранить лоскутья гибнущей культуры. И вот среди панической сумятицы, межматериковой переклички постов, ставших недоступными друг для друга, как разные планеты, на фоне передаваемой каким-то безумцем танцевальной музыки...»).

К достоинствам отнесу также нечастую по нынешним временам нераздутость текста.

«Дорога к источнику»
–  [ 5 ]  +

Long Kiber, 22 июля 2011 г. в 18:38

По моему мнению, советский — это и значит совершенно не страшный. Ведь все войны, внутренние и внешние, которые вёл СССР (и от которых избавился как раз в те годы, когда его начали преступно расчленять), были, по сути, оборонительными: враги, по выражению классика, всегда «стреляли первыми»... Но дело не в этом. Здесь история просто замечательная, причём, выписанная тончайшей японской кистью. Сколько тем в небольшом объёме, и как умело они поданы и сплетены! Единство человека и природы... Опасность слишком очеловеченных машин...

И ведь суть-то в том, что «всемогущая» и почти богоподобная Виола как раз и ощущает себя слабее, чем осуждаемые ею за «ограниченность» жители планеты. И она прекрасно свою слабость чувствует, и этику свою пересматривает. А финал... неужели его можно понимать, как агрессию?! Корабли везут всё необходимое, чтобы лечить, строить, возобновлять страшно пострадавшую колонию. Очень мирный и человечный рассказ.

«Лесной царь»
–  [ 5 ]  +

Long Kiber, 21 июля 2011 г. в 21:14

Никакого отношения к «Солярису» этот сюжет не имеет. И ничего автор не «пытается», — Дмитруку всегда удаётся выразить то, что он хочет. Просто не надо читать его с вызревшей заранее слепой ненавистью ко всему советскому, в том числе — к богатейшей и великолепной советской фантастике. Идея «раздельно-совокупного» живого существа изумительно свежа и нова, аналогов в литературе нет! Не то организм, распавшийся на самостоятельные части, не то отдельные создания, объединившиеся в некий агрегат и почти потерявшие автономность... Роскошь для ума! А рассуждение о «безгрешном» герое не только беспомощно, но и лживо. «На глазах» у читателя Улдис лишается своей мужской фанаберии, мудреет и переосмысливает себя. Как можно этого не заметить?! И как можно этот глубочайший по мысли и символике рассказ хоть краем отнести к пустой и трескучей коммерческой псевдолитературе, «боевой фантастике?..

«Ответный визит»
–  [ 5 ]  +

Long Kiber, 20 июля 2011 г. в 21:41

Думаю, что перед нами — образец великолепной художественной УСЛОВНОСТИ. Можно ли ругать Брехта или Ионеско за их вполне выдуманные персонажи, действующие в условной обстановке? Это — нормальный, сочный, полноправный вид литературы. И при чём тут «протокол встречи», иные скучные детали жизнеподобия? У Шекспира в «Юлии Цезаре», в древнем Риме стреляет пушка! А смысл — на диво глубок, и запись отличная, выпуклая. Ничего себе «паразитирование» на теме ВОВ! Это ваш любимый резун-суворов и ему подобные паразитируют, а Дмитрук бережно и трепетно касается священной для русских темы... При этом — смело иронизирует над ложным, не советским, а «совковым» псевдопафосом: отсюда фразы про «пьедестал в галерее»... И язык совершенно роскошный, ёмкий, образный! Как сказано: «Огромные витрины, реклама древней всемирной парикмахерской, где выставлен напоказ целый стог волос: жестких, курчавых и черных, шелковистых русых, длинных, льняных детских кудряшек и седин, состриженных целиком, до корня...» Мороз по коже! Ничего равного о концлагерях я не читал!

И — о смысле... Он колоссален. «Раны не заживают никогда». Если заживут, если перестанем понимать тех, у кого они ещё кровоточат, если будем жарить яичницу на Вечном Огне — не построим звёздную суперцивилизацию, не будем бессмертны и счастливы. Так-то...

«Алтарь управления»
–  [ 5 ]  +

Long Kiber, 20 июля 2011 г. в 21:34

Пожалуй, это самый сильный, оригинальный и глубокий сюжет в мировой фантастике конца ХХ века. Какая смелость! Какой грандиозный масштаб! Спаситель, приходящий на Землю вторично, чтобы погубить не тело своё, а ДУШУ для сплочения разъединённого, истребляющего себя человечества... Дмитрук воистину гений.

«Дорога к источнику»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 07 июня 2008 г. в 21:23

  Очень эмоционально сильное произведение. Идея этого соединения «человек — дерево», а в большом смысле «человек — природа», сделана просто замечательно. Сильные, яркие образы. И история этого крейсера,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
трагедия его экипажа, дети, растущие в биокапсулах... Не совсем понятно, почему последнюю волю погибающей матери — о защите детей — крейсер воспринял именно как ограждение их от всего разумного. Откуда именно такая программа? Откуда у искусственного разума восприятие живого как источника опасности?
Сюжетный ход неожиданный и интересный.

  Я бы сказала даже, слишком много глубоких вопросов поставлено в одном рассказе. Особенно интересно то, что говорит Виоле Сократ... А правда — она у обоих!

Оценка : 9
«Служба евгеники»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 01 июня 2008 г. в 19:46

  Очень по-человечески поступила героиня. Или совершила роковую глупость? Каждый поймет по-своему...

Оценка : 7
«Чудо»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 01 июня 2008 г. в 19:24

      Симпатичная и очень человечная история. Как не позавидовать такой семье?

      А что бы вы стали изготовлять при помощи такого аппарата?.. ???

Оценка : 8
«Хозяева ночи»
–  [ 4 ]  +

ФантФан, 10 апреля 2022 г. в 15:04

Интересное объяснение так называемых «паранормальных явлений» с научно-фантастической точки зрения. Повесть довольна растянута, а концовка обрублена. Тема «домовых» так и не раскрыта, к сожалению. Ещё отмечу приём «временной петли» с преемственностью поколений, когда последняя глава практически полностью копирует первую.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для меня так и осталось непонятным, почему главный герой притащил свою «сверхчувствительную аппаратуру» в село для поиска «домовых» только спустя 30 лет.

Оценка : 6
«Зарубежная фантастика (Киев)»
–  [ 4 ]  +

PlatonT, 02 февраля 2019 г. в 11:07

Антология «Зарубежная фантастика (Киев)» попала ко мне довольно давно, ещё во времена моего обучения в школе, прикупил по случаю на блошином рынке. Вот с тех времён и перечитываю раз в 10-15 лет )).

Антология посвящена теме «Кино и фантастика» и раскрывает взгляд фантастов 1949 – 1964 гг на проблему влияния «голубых экранов» на общество и человека. Иногда даже оторопь берёт – какими прозорливыми были мэтры.

В «Экспедиция на Землю» Артур Кларк в далёком 1949 году рассматривает вопрос культурного наследия человечества – «Когда мы исчезнем. Что останется от нас?» Ответ оказывается обескураживающим и заставляет задуматься и сейчас, спустя более 75 лет.

«Тоталоскоп» японского фантаста Кобо Абэ раскрывает в пародийном ключе проблему жажды человечества высоких научных достижений и мошенничества. Ведь высокая наука ни чем не отличается от магии… Рассказ скорее детективный, чем фантастический.

«Онирофильм» Лино Альдани наверно самый актуальный из всех в сборнике, не смотря на то что он написан в 1963 году. Смотря как интернет, реклама, кино, музыка, литература всё больше и больше эксплуатируют тему секса и эротики понимаешь – мир, описанный Лино Альдани, вполне может стать реальностью.

«Премьера» Ричарда Сабиа предостерегает читателя об осторожности при игре на эмоциях. Ведь даже самые чистые и красивые переживания, усиленные в 1000 раз, могут быть не безопасны…

И, как вишенка на торте, в конце антологии представлен философский «Театр теней» К. Саймака. Рассказ является ярким представителем того почему некоторых писателей-фантастов относят к «высокой» литературе, умудрится в малой форме раскрыть проблему творения, это дорогого стоит.

Оценка: Читать определённо стоит, особенно если сравнивать с нашей современностью.

Оценка : 9
«Синтез»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 09 августа 2012 г. в 11:14

Какая могучая, свободная от любых предрассудков, оптимистичная картина будущего! какое мудрое и глубокое понимание мира, человека в нём! Воистину, это Библия XXI века, священное писание Человека Мыслящего, Человека Творящего, и вряд ли она будет превзойдена.

«Смертеплаватели»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 08 августа 2012 г. в 20:00

Глава о воскресении Пушкина — великолепна. Блестящий философско-литературоведческий анализ творчества поэта в ней сочетается с поразительно совершенной, филигранной прозой. Таков и весь роман, который мне посчастливилось прочесть. Это действительно новая вершина русской фантастики. «Буква», т. е., язык записи, выше скучноватого и архаичного ефремовского, — ну, а «дух», иными словами, широта и смелость мысли, масштабность гипотез, грандиозность и вместе с тем связность картины мира ничем не уступают по уровню тем же качествам «Туманности». Я бы даже сказал, что интеллектуальная дерзость «Смертеплавателей»   для наших дней — адекватна дерзости «Туманности Андромеды» для 1957 года. В этом смысле Дмитрука безусловно можно назвать Ефремовым или Уэллсом нашего времени.

«Нуль-бар’єр»
–  [ 4 ]  +

Long Kiber, 05 июля 2012 г. в 14:52

Господь с Вами! Рассказ написан в 1964 году, автору было 17 лет! Для такого возраста и для тогдашнего уровня фантастики — сама идея о возможном совмещении объектов из параллельных континуумов — великолепна! Очень талантливый был юноша, и блестящий из него вырос фантаст.


  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх