Владимир Рыбин отзывы

Все отзывы на произведения Владимира Рыбина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Экран прошедшего времени»
–  [ 5 ]  +

Массаракш, 06 июля 2023 г. в 23:54

Посредством чудо-аппарата шестиклассник просматривает свои бесцельно прожитые годы, и ему становится мучительно стыдно: там плохо написал контрольную, а там окно разбил. В нём «зрело недовольство собой, своей бестолковой прошлой жизнью». Решительный моральный перелом: «Надо самому браться за свое воспитание». Теперь нравственно перекованный мальчик убирает в комнате и просит у мамы разрешения сбегать за хлебом.

Над тупостью святочных рассказов глумился ещё Марк Твен в девятнадцатом веке. Здесь вместо Рождества – советская машина времени на транзисторах, а в остальном всё то же самое. Несгораемый жанр. И точно так же, как и сто лет назад, неясно, кому этот текст адресован. Шестиклассникам? Ну да, попался бы мне этот нравоучительный рассказик в пионерском детстве – совсем другим человеком вырос бы. Взрослым, чтобы умилились и пролили слезу? Так взрослый в здравом уме это и читать не станет. Меня вот бес попутал...

Приторно, примитивно, глупо. Своей лобовой носорожьей моралью у любого ребёнка/подростка способно вызвать только здоровый смех – что в 1981 году, что сейчас. Не думаю, что автор на самом деле считал шестиклассников впечатлительными идиотами, скорее, написано левой ногой исключительно гонорара малого ради.

Оценка : 4
«Гипотеза о сотворении»
–  [ 4 ]  +

Массаракш, 09 сентября 2022 г. в 03:01

Чувствуется, что автор любит Армению, где его отлично принимали, показывали исторические места и кормили вкусной армянской едой. А ещё, видимо, он прочитал хорошую научно-популярную книгу Еремея Парнова «На перекрёстке бесконечностей». В результате алхимического брака впечатлений появился на свет этот рассказ.

Но о чём он – остаётся загадкой. Виртуально воссозданный гений рассказывает про судьбу армянского народа и страстно излагает избранные места из научпопа Парнова. Посмотрели фрески монастыря – поговорили про пятимерный континуум. Виртуально выпили, закусили – лекция про гравитационную массу света, про высшую энергетическую целесообразность Вселенной. Протагонист потрясён гениальностью гения, правда, немного отвлекают достопримечательности, застолья и скромная девушка со старинным армянским именем Тамара. Потом садятся батарейки, и надо снимать психошлем. Снимает. Всё.

Ни черта не понял.

Оценка : 4
«Пан спортсмен»
–  [ 4 ]  +

Kthulhu, 19 декабря 2020 г. в 00:42

Когда я в 1982 ждал очередной номер ЮТ и после Роберта Сильверберга получил Рыбинский «Пан спортсмен» , я читал это ВЫПУЧИВ ГЛАЗА! Чистый восторг и впечатления на всю жизнь! Мы, голодные дети 80-х, поколение дохнущих генсеков, не думали о «каковости» героев (у Сильверберга они были не «каковее»), мы восторгались сюжетом и балдели от философии: «У человека не должно быть свободного времени, не занятого полезной деятельностью». но потом пришли чубайсовские выкормыши, и всё стало «пресным»...

«Включите вашу память»
–  [ 5 ]  +

olpo70, 17 августа 2020 г. в 07:38

Я не могу заявить на сто процентов, просто не помню, но скорее всего это именно тот рассказ который создал для меня мечту на всю жизнь.

Я уже взрослый дядечка и за свою жизнь много о чем мечтал. Какие-то мечты не сбылись( полететь в космос). Какие-то не сбылись и слава богу ( совершить подвиг на войне). Какие-то сбылись ( иметь хорошую для себя библиотеку). Какие-то появились недавно ( хочу съездить на Камчатку и Новую Зеландию). Но эта мечта прошла со мной всю жизнь и не отпускает, да и вряд ли отпустит. Ах как бы мне хотелось по генетической памяти отправиться в прошлое и хотя бы по отцовской ( мужской) линии посмотреть кто были предки, как они жили. Ведь если я сейчас живу( простите за банальность) значит и они жили и где-то были и 1812 году, и 1345, и 1001, и 1 и 2020 до нашей эры. Ну согласитесь как бы это было замечательно.

Оценка : 10
«Живая связь»
–  [ 1 ]  +

LadyL, 14 февраля 2020 г. в 08:57

Чего не отнять у советской фантастики — веры в лучшего человека. Пожалуй за эту веру я её и люблю. Вот и тут, в этом маленьком рассказике нет отрицательных героев, при том, что есть вполне себе однозначный конфликт героев. На первый взгляд всё просто, почти примитивно, конфликт кочевника-охотника и земледельца. Ещё в школе, на уроках истории показывали какой скачёк сделало человечество с развитием земледелия, когда перестало заниматься только охотой и зависеть только от охотников. Вот и в рассказе этот же подход, тут тоже автор, через двух учёных, путешественников в прошлое, делает выбор в пользу земледелия. Однако, даже Охотник не показан отрицательным героем, он искренне желает добра своему племени, он говорит о защите слабых и даже демонстрирует это, когда кидается на медведя, спасая девушку. Ну и кульминацией веры в человека становится поведение самой девушки.

При всём наивном подходе, очень простой подаче, рассказ оказался гораздо сложнее, чем я ожидала. Надо лишь дать себе труд «переварить» его. Однако, он не настолько сложный, что бы сидеть и додумывать: «А что хотел сказать автор?» Он прост ровно настолько, что бы можно было получить удовольствие и насладиться тем, что всё в конце концов хорошо. Вот только что же будет этим незадачливым путешественникам за вмешательство в прошлое? Наверное выговор от руководства.

Оценка : 8
«Открой глаза, малыш!..»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 15 июля 2019 г. в 07:48

Рассказ скорее тронул, нежели понравился своей оригинальностью или свежей идеей.

Наивные ребята-малыши, родившиеся на звёздном корабле-ковчеге, никогда не бывшие на Земле, тем не менее воспитываются в декорациях колыбели человечества. И есть, между прочим, тому обоснование: так естественнее, без этого невозможно воспитать человека полноценным. Автор устами героя, специалиста по воспитанию, подводит под эту идею основу практически биологическую.

Хороший добрый рассказ тронул оптимистическим взглядом в будущее, пусть даже и понятно, что будущего этого никогда не будет.

Оценка : 8
«Голубой цветок»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 13 июня 2019 г. в 07:48

В качестве идеалистического данный рассказ воспринимается неплохо. Человек остаётся человеком, где бы он ни был. Например, в космосе тоже может заесть тоска смертная, к примеру, от вынужденного безделья. И в такой ситуации нужно переключаться, как это предлагает одна из героинь, например, на воспитание детей.

В остальном же произведение оставляет желать лучшего. Земляне встретили астероид, расписанный неизвестными письменами. Компьютер их запросто расшифровывает, оказывается, что это есть стихи. Всерьёз такой поворот как-то не воспринимается.

Разве что, рассматривать рассказ в качестве подростковой литературы, да и то — молодёжь сейчас ой как искушена в вопросах фантастики.

Оценка : 6
«Земля зовет»
–  [ 5 ]  +

artem-sailer, 13 июня 2019 г. в 07:32

Соглашусь с предыдущим докладчиком: рассказ очень прост и наивен, однако для подрастающего поколения вполне подойдёт. Что-то вроде «Тайны третьей планеты», только попроще и не так ярко.

Если задавать «взрослые» вопросы типа «Каким образом у космонавтов получается омолодиться, набирая сверхсветовые скорости?», то ответов тут не может быть в принципе. Будущие земляне, встретив людей из прошлых эпох, вместо того чтобы адекватно объяснить, что происходит, начинают говорить загадками и вообще морочить голову, что вообще никак не понравилось. Ну, и так далее.

Кстати, то, что космонавты встретились именно со своими далёкими потомками, становится ясно практически сразу.

Оценка : 6
«Золото храма»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 08 декабря 2018 г. в 22:02

Ну что первое бросается в глаза после прочтения этой повести. Две очевидные вещи.

Первое. Это типичный продукт перестроечного времени. Это вот все мы вдруг прозрели. Поняли что натворили. И на волне гласности начали громко кричать и каятся о содеяном. А до этого молчали в платочек, ходили на митинги, демонстрации и субботники. Были комсомольцами, коммунистами и атеистами. Хоп и о чудо мы (спрятав партбилеты) стали православными и ярыми демократами. Дружно стали хаять советский тоталитаризм так как будто мы в этом не участвовали. «Что вы, что вы. Это не я. Это все они.» Вот и стали появляться подобные произведения, причем в огромных количествах. Я лично ничего не имею против Владимира, но согласитесь, 91 год и он пишет повесть с резкой критикой антирелигиозной деятельности коммунистов. Хотя буквально недавно работал в журнале «Советский Союз» и в газете «Социалистическая индустрия». Да и в Советской Армии офицер в чине капитана по любому был коммунистом(автоматически и атеистом), по другому просто нельзя было. Наверное прозрел...

Второе. Это в принципе неплохо удавшееся автору обыгрывание одной из городских легенд. Причем он умело привязал ее к фантастике. Поэтому, если закрыть глаза на первый пункт, повесть читается с интересом и скучать не дает. Причем следует отметить отличное писательское мастерство автора, что идет только на пользу данному произведению.

Наверное я бы всетаки посоветовал эту повесть к прочтению. Если не заморачиваться, то она будет интересна многим читателям.

Оценка : 7
«Что мы Пандоре?»
–  [ 2 ]  +

mak-grou, 13 августа 2018 г. в 16:16

Видимо товарищ, написавший предыдущий отзыв насчёт прескверно написанного рассказа, просто не понял юмора. А рассказ (точнее повесть), именно что юморной, притом небанальный и с хорошим слогом, в духе Шекли и подобных. Искренне рекомендую к прочтению.

И кстати, никакого страстного поцелуя в финале там нет.

P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog

Оценка : 8
«Дверь в иной мир»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 08 июля 2018 г. в 14:48

Вот для меня это тот случай, когда всё вроде бы есть, и некоторые моменты радуют – те же придумки, практически угаданная компьютерная связь и мобильные телефоны, космический лифт, запомнилась эта сказка о многоруких пришельцах из ниоткуда (жутковато было, хотя это намекнуло на то, что в мире рассказа уже состоялись контакты с иными цивилизациями, однако это никак не отразилось на уровне научных знаний человека – оставим это допущение на совесть автора), ну и, конечно, основная идея – что в сверхмикромире смыкаются микрофизика элементарных частиц и мегафизика звёздных скоплений. Недурно же! Прекрасный набор (но, всё же, надо посмотреть, какие идей к тому времени были оригинальные, а какие уже сквозили в фантастике и научной мысли). Однако из этого «супового набора», по-моему, супа-то и не вышло. Всё будто толкалось там, мешая друг другу. Вон та же лирическая линия не только не добавила какой-то человеческой эмоции, а как будто бы отняла внимания от основной идеи, и, казалось, и то полностью не раскрыто и другое. И так было со всем и во всё. И даже концовка, которая по идее должна была стать таким интригующим обрывом, казалась (лично мне) какой-то обвисшей. В общем, иметь хороший набор, из которого можно сделать тугой увлекательный и умный рассказ, это конечно хорошо, но вот умение так приготовить, умение создать из этого всего – оно у автора, по-моему, подкачало.

Оценка : 6
«Секрет Сен-Жермена»
–  [ 1 ]  +

ФантФан, 02 марта 2018 г. в 11:58

Прекрасный, живописный рассказ о деревенской жизни, о пользе медитаций и аутотренинга, о гармонии с природой.

Оценка : 9
«Экран прошедшего времени»
–  [ 2 ]  +

god54, 07 февраля 2018 г. в 19:00

Детский назидательный рассказ, как стать хорошим и правильным мальчиком, который будет хорошо учиться, помогать маме и убирать в своей комнате. Вот, если бы это действовало на детей. Во-первых, они вообще ничего не читают, а во-вторых, тот кто читает и так хороший мальчик. И как же быть?!.

Оценка : 5
«Счастье»
–  [ 2 ]  +

god54, 07 февраля 2018 г. в 18:46

Если хочешь быть счастливым, будь им... И ничего сложного в этом нет. Беда в том, что все нужно совершать в свое время. Каждому поступку свой возраст, ибо в 40 лет нечего искать спутницу жизни, слишком много опыта, критериев и возможностей, не говоря уже о привычках, которые не хочется терять. А рассказ юмористический, автор еще разок проехался по тем, кто всю жизнь ждет принцессу на белом коне...

Оценка : 6
«Супер»
–  [ 0 ]  +

god54, 07 февраля 2018 г. в 18:32

Робот и человек, чем займется последний, если роботы взяли на себя все работы, оставив ему лишь развлечения. Эта проблема довольно хорошо исследована в фантастической литературе и в рассказе мы не увидим ничего нового. Однако для СССР, вопреки мнению КПСС, которая уже давно определила, чем займется человек будущего, рассказ проводит другую линию. И пусть вскользь, намеком, без концовки и выводов, пусть шепотом, но против.

Оценка : 7
«Пан спортсмен»
–  [ 1 ]  +

god54, 06 февраля 2018 г. в 20:48

Возможно в детстве начитался, но не лежит у меня душа к советской фантастике. Как-то вымученно, подогнано к поставленной задаче, герои никакие, события предсказуемые... Какая-то пресность и всеобщая одинаковость. Думаю, для историков фантастики.

Оценка : 5
«Жемчужное зерно»
–  [ 2 ]  +

god54, 06 февраля 2018 г. в 20:27

Я бы сказал, классический советский фантастический рассказ со всеми элементами: кристалл, привезенный из космоса и обладающий уникальными свойствами, ученые, создающие новый источник энергии, авария, героизм и неиссякаемая вера в победу разума над дикой природой. На любителя изучать историю фантастики.

Оценка : 6
«Включите вашу память»
–  [ 2 ]  +

god54, 06 февраля 2018 г. в 20:10

Вполне неплохой детский фантастический рассказ, который должен разбудить детскую фантазию и веру в то, что еще много тайн осталось на Земле, в том числе в человеческом организме, например, память... Читается легко, текст хороший, можно и взрослым прочитать, вспомнить детство.

Оценка : 6
«Открой глаза, малыш!..»
–  [ 1 ]  +

Error, 11 декабря 2017 г. в 00:24

Отчасти — только отчасти, — рассказ интересен. При этом присутствует философия и особая проблематика. Но это ближе к финалу произведения. А в начале, довольно скучнова — то и слишком обыденно, словно смотришь старый советский фильм — сказку о простой жизни наших людей, их семей и — в особенности, детей — детсадовского уровня в иронично — шутливом разрезе(что — то из серии Чук — и — Гек). Вообщем была такая категория фильмов для детей.

Весь разговор между детьми читается настолько банально и потдельно, что диву даёшься на сколько шаблонно и искусственно автор попытался изобразить простое общение двух малышей. Ну не так они говорят, не так обсуждают и не то (вполне допускаю, что после отзыва и меня осудят). Вообщем, полное отсутствие реалии. Можно, конечно же привести в пример Карда с его «Игрой Эндера», где герои действуют, говорят меж собой и уж тем более думают не на 6 — 10 лет, а более зрело и расчётливо и где не то что реальности нет, но всё в том детском мире гипертрафированно и стилизовано. Но эти факты как — то уж притераются, размазываются в течении произведения. А тут, у Рыбина, этого не происходит из — за формата произведения. Не успел как следует разбежаться как уже на финише оказался. Ну и да Бог с ним...

Финал, конечно же приободрил меня и показал, что автор не зря написал рассказ и поднял несколько тем, которые можно свести к саймаковским «поколение достигшее цели» : какова будет природа тех людей, коорые родятся на корабле летящем в пространстве не одно поколение, что будет влиять на них, что привалировать, когда память о Земле станет искусственно потдерживаться, а главным для новых, следующих поколений станет пространство ограниченное переборками «космического ноева ковчега»?

Весьма дельные замечания, мысли и задачи. Но исполненно правда с учётом старой советской школы фантастики (я имею ввиду не сюжетность и сложность, а лингвистическое наполнение, текстовку). Веет ещё 60 — ми весьма ощутимо.

Оценка : 7
«Счастье»
–  [ 4 ]  +

Error, 03 декабря 2017 г. в 14:44

Простенький, незатейливый и весьма предсказуемый мини — рассказ о том, что счастье всегда где — то под боком находится. Вот только в Реальности и в жизни всё как — то уж очень не однозначно, витиевато и пластично. Можно многое учитывать и строить субъективно — логические построения, можно, пытаясь обмануть подобным финтом Судьбу, якобы махнув на всё рукой — и вновь попасться на Её вездесущий крючёк и стонать о несправедливости, купаясь в собственной жалости к себе. А можно просто жить, тупо идя к тому, что задумал. Дорог к Богу множество — но врата к Нему весьма узкие (скорее всего с угольное ушко).

В некоторой степени Рыбин в рассказе прав, но и не стоит воспринимать его отповедь как некое прозрение или озарение. Всё это уже было (и в более лутшем исполнении) и будет. И всё же в одном автор прав — если хочешь (а значит есть потребность), то иди, шагай без устали!

P.S. : « Рассказ весьма напоминает сожаления одинокого человека прожившего жизнь совсем не так как хотелось. Как ни жаль, очень многие люди пребывают постоянно в подобном ощущении прячась за бытовым мельтишением».

Оценка : 5
«Дверь в иной мир»
–  [ 0 ]  +

Error, 03 декабря 2017 г. в 01:38

Рассказ о научном эксперименте, морально — этической ответственности учёного за последствия своих исследований — полностью наполненный штампами советской фантастики 60 — 70 — х годов : речевая (некая) пафосность, глупые надуманные сцены и запанибратсво, разговоры о «великой» ответственности и приверженность к морально чистым нравственным законам. И конечно же герои и скрытый антигерой. (Вернее, в рассказе всего двое действующих лиц, и конечно же, один из них, антипод). Вообщем, опять широкие жесты, отчасти, пафос в высокопарных речах, излишняя эмоциональнось героя.

Да, неплохо вышло с техническими атрибутами : 1)космический лифт ; 2)мобильный телефон ; 3)некое подобие Интернета и библиотеки аудио книг. Но конечно же, полная глупость с приглашением на важный и более всего (логически) закрытый эксперимент с запуском ускорителя элементарных частиц совершенно постороннего (профессионально) человека. Будь он хоть трижды родственником. В этом случае, близкий друг, который из — за своих невообразимых принцыпов или просто, глюка в голове, способен сорвать энергоёмкий эксперимент. Что за бредни чистой воды, достойные советской пафосной фантастики 50 — 60 — х? Только представте, если бы в работу и опыты учёных на Коллайдере вмешивались простые пенсионерки или рьяные феминистки приглашённые каким — нибуть родственником работающим на режимном объекте лаборантом? При том ещё, что эксперимент можно прервать простым нажатием кнопки. Это что, обычный станок и процессы возбуждённые разгоном частиц и как следствие сам процесс, сам по себе прекратится?! А описание функциональности открытой Серой планеты — это как понимать вообще, планета для симпозиумов случайно встретившихся высокоразвитых цивилизаций с далеко технически отсталыми аборигенами? Зачем нужен подобный зоопарк? (совершенно непонятна завязка с планетой. Хотя конечно же есть отсылка к «реликтовому» тексту, но только для некой завязки самого рассказа). Короче, ничего дельного...

Оценка : 3
«Здравствуй, Галактика!»
–  [ 3 ]  +

Error, 02 декабря 2017 г. в 20:41

Рассказ довольно сносный, но не более того. Возможно автор предыдущего отзыва был под большим впечатлением от своих юнешеских переживаний, но — да простят меня простые читатели, приверженцы и почитатели фантастики, — то врядли этот рассказ заслуживает сравнения с шедевральными «Солярисом» и «Лунной Радугой». В этих произведениях, если откидывать всякую проблематику и сюжетность расстянутые на объёмность текста добротного романа, где можно найти и весьма качественное, дельное, а главное профессиональное (на сколько позваляет предположение, фантазия и знания автора) описание космических миров мирового Пространства. В сравнении с ними, раасказ Рыбина, если не обращать внимание на размер произведения, намного проигрует. К тому же, проблема — то с закальцовкой времени поставлена, на первый взгляд и неплохая ведь. Но вот незадача, автор видимо даже поверхностно не продумывал все детали, и все двойники героя, да и практическое размышления его о происходящем, — что могло бы послужить увеличению текстового тела рассказа, при всём при том могущее превратить его в неплохой психо — триллер с нагнетанием напряжения — вообще отсутствует. Рассказ наполнен простыми телодвижениями героя, проще говоря, беготнёй, или наблюдением, практически отстранённым за, то появлениями, то (непонятно куда?) исчезновениями своих двойников бодурствующего героя. (Кстати говоря, почему экипаж как -то не весьма логично и рационально, не профессионально и нарушая все психологические установки разделился для бодорствования и дежурства на отдельные единицы? В одиночку, подобные дежурства и вахты, не производят. Это явные нарушения техники безопасности Ну только если число экипажа весьма минимально — двое). И подобные телодвижения напомнили мне одно произведение В. Михановского «Око Вселенной», где такая же безтолковщина происходит на корабле.

Название рассказа говорит само за себя, и потому сам автор вторит ему, типа человечество ворвалось (или вырвалось!) в огромные просторы Галактики, и что с этим делать мы просто не представляем. Только как крикнуть от собственной беспомощности перед неизвестным и полным страха, наглости и чувством собственной значимости : «Здравствуй, Галактика! Да, это мы, человечество!» Мы не ведаем, что встретим там, с чем столкнёмся. И словно новорождённые, только явившиеся на свет из материнсой утробы оглашаем Мир и Вселенную своим глупым криком. Если Рыбин и хотел сказать подобное своей недоработкой, не полностью продуманным рассказом, практически отождествив себя с героем, который только и может, что наблюдать и фиксировать происходящее, даже не пытаясь определять, что на самом деле происходит, где логика отказывается действовать подчиняясь эмоциям — то за это респект и уважение автору.

Оценка : 4
«Гипотеза о сотворении»
–  [ 3 ]  +

Прокопий Антемий, 16 мая 2017 г. в 10:08

Герою нужно узнать поподробнее про научную гипотезу, а его возят по ресторанам и музеям, рассказывают историю Армении, читают стихи и т.д. А как только начало что-то проясняться — оказалось, время сеанса истекло. Наверное, из всего этого мог бы получиться неплохой юмористический рассказ, но тут все на полном серьезе, к тому же растянуто до размеров повести.

Оценка : 4
«Фантастика, 87»
–  [ 10 ]  +

Нескорений, 28 марта 2017 г. в 17:18

Конец 80-х — ветер свободы, запах перемен, но почему-то во время чтения этого сборника пульса эпохи совершенно не ощущается. Казалось бы фантастика должна в числе первых реагировать на новые горизонты, давать обществу яркие перспективы, но для большинства собранных под одной обложкой авторов время будто бы застыло — на календаре всё те же 60-е — всё те же проблемы, герои, идеи... Первое на что обращаешь внимание — упор при составлении антологии делался на новые, на тот момент неопубликованные вещи, большой спектр отечественных авторов разной степени известности, солидный блок, посвященный творчеству новичков. Другой момент в том, что средний уровень представленных работ достаточно серый, я могу выделить разве что пару-тройку рассказов из общего количества, которые мне по-настоящему понравились и запомнились, всё остальное — типичный проходняк, читать который просто неинтересно. Вряд ли я могу кому-то рекомендовать этот сборник, но поговорить о нём стоит.

Хочется отметить, что эта антология была выпущена «Молодой гвардией» в период, когда её возглавлял В. Щербаков, тот самый, который открыл эликсир бессмертия, нашёл земной Асгард и лично беседовал с Богородицей. Последний раздел, составленный из ряда очерков на тему эзотерики, различных паранаучных теорий, ярко иллюстрирует этот факт. К счастью наполнение антологии не говорит о типичном состоянии отечественной фантастики на тот период, но лишь иллюстрирует политику выбора произведений одного крупного издательства. Я вообще сомневаюсь, что подборки такого рода должны выноситься на суд широкой аудитории, как признается в заключительной статье И. Семибратова, для «молодогвардейцев» ежегодные сборники «Фантастика» были своеобразным ситом, отборочным туром для писателей, которым можно было выделить персональный том в серии «Библиотека советской фантастики», именно поэтому здесь такое внимание уделяется новичкам. Брать книгу с полки стоит разве что хардкорным любителям советской фантастики, готовым перебирать тонны проходных стандартных рассказов в поисках достойных, у обычного читателя на это просто не хватит терпения.

Основной раздел открывает рассказ «И услышал голос» П. Амнуэля, одна из немногих запомнившихся вещей, кстати. По сути это производственная хроноопера, написанная серьезно и обстоятельно, с вниманием к техническим деталям, рассказ действительно заставляет поверить, что если в ближайшем будущем изобретут способ перемещения во времени, то исследования Хроноса будут производиться примерно так, как здесь описано. Автор замахнулся на самую глобальную тайну — происхождение жизни на Земле, версия Амнуэля заставляет вспомнить «Одинокого Адама» А. Бестера, но если там всё было иронично и неожиданно, то финал этой истории пропитан пафосом сложного морального выбора, театральными диалогами и в целом портит общее хорошее впечатление от рассказа.

Основной темой «Деловой операции» И. Фролова стали социально-психологические аспекты трансплантологии. На эту тему прекрасно высказались такие гранды, как С. Лем, Р. Шекли, Г. Слизар — после них сложно зацепить читателя интересным поворотом, и у нашего автора не получилось. Финал операции по пересадке мозга немного предсказуем, никакой интриги тут не создашь, как ни пытайся, но автор на протяжении всей повести делает вид, что результат может быть оригинальным, в итоге же всё очевидно сливается, ни ярких персонажей, ни интересного морально-этического конфликта создать не удалось, а само фантдопущение выглядит простенько и глуповато.

Попытка написать прямое продолжение «Машины времени» Г. Уэллса — замах на рубль, а результат, как и следовало ожидать, на копейку. «Второе путешествие Путешественника» М. Грешнова смотрелось бы гораздо лучше без жёсткой привязки к Уэллсу, тогда рассказ можно было бы воспринимать как приключенческую хронооперу, которая подобно рассказу П. Амнуэля пытается открыть нам самую главную тайну человечества. В «Машине времени» путешествие в будущее было всего лишь предлогом для демонстрации антиутопии, здесь же перемещение к началу времен — самоцель, от продолжения ждёшь совершенно другого, впрочем здесь я не могу быть объективным, т.к. очень люблю «Машину» Уэллса.

Когда всякие там «Люди икс» были для нас в диковинку и тема школы для сверходаренных не была еще заезженным штампом, Г. Гуревич написал свою повесть «Таланты по требованию» — в отличие от всяких там суперменов, наши вундеркинды не спасают мир, а занимаются более приземленными задачами — создают новые математические теории, решают сложные инженерные вопросы для освоения Луны — всё вроде бы и неплохо, только вот опять же скучно, а постоянные авторские экскурсы, призывающие задуматься над той или иной теорией или проблемами экологии, задвигают основной сюжет на второй план, неплохо получились только самое начало и финал, середина жёстко провисает.

Художественным произведением рассказ В. Щербакова «Морег» можно назвать только условно, это больше похоже на очерк, автор приводит здесь ряд кельтских легенд, историй про встречи с инопланетянами и пытается хоть как-то сшить это воедино через фигуру рассказчика. Хотя всё же стоит отметить, что параллели между эльфами с их полыми холмами и современными зелеными человечками на тарелках смотрятся интересно.

Довольно интересным может показаться «Казнь» А. Валентинова — гуманное общество будущего, придумавшее вместо лишения жизни кое-что покруче, вступает в конфликт с героем одиночкой, который напоминает персонажей романов А. Бестера. Рассказ несколько сумбурный, да и об обоснованности и психологической достоверности финального выбора героя можно спорить, но на контрасте в целом рассказ оставляет положительное впечатление.

Легенду о корабле-призраке заставит вспомнить «Летучий Голландец» Ю. Никитина, сюжет легенды, который проще воспринимать в жанре мистического хоррора, автор превратил в нравоучительную притчу о чести, упорстве, верности долгу. Внезапно доставляет русский матрос призрачного корабля, на этом собственно интерес к рассказу и заканчивается.

Тему бессмысленного в своей беспощадности героизма и упорства продолжает «Репортаж до последней минуты» Р. Романова, только действие здесь происходит в не столь далёком будущем. Главный герой, рискуя жизнью, высаживается на комете, летящей к солнцу, а на что ты готов ради науки, уважаемый читатель?

Типичная советская история социально ответственного гражданина «На всякий случай» Ю. Кириллова и В. Адаменко чем-то напоминает комедию «Опасно для жизни». Не в меру бдительный младший научный сотрудник и ещё более внимательный гаишник сообща спасают город от уничтожения, попутно вступая в контакт со внеземной цивилизацией.

Лучшим, на мой взгляд, рассказом антологии стала история Н. Дарьяловой «Вот и кончилась вечность», начать с того, что повествование здесь ведется от лица новорожденного, который знает и понимает гораздо больше взрослых, а осознавать себя как личность начинает чуть ли не с момента зачатия. История одной семьи, очень грустная и в то же время жизнеутверждающая — рассказ философский, и спокойный и эмоциональный — здесь жизнь и смерть, случай и предопределение сплетаются в житейскую канву бытия.

Повесть О. Романчука «Пятое измерение» — ещё одно разочарование, тема мультиверсума, путешествия в параллельные миры показана из рук вон плохо и что вообще неожиданно — скучно (как можно было запороть такую тему?). Даже сюжетный ход с амнезией автор сливает в самом начале, интриги нет, научная теория слабая, как и сама повесть.

Когда традиция вступает в конфликт с прогрессом фантастика обычно становится на сторону последнего. Дм. Жуков в своем «Колесе прогресса», видимо, чтобы проявить оригинальность, решил сыграть от противного — развитая цивилизация землян вступает в контакт с патриархальным обществом октопов. Понятно, что со своим уставом в чужой монастырь, и всё такое, но всё же мораль рассказа вызывает некоторое недоумение.

Что первично — гены или воспитание, в этом пытаются разобраться герои рассказа Л. Кокина «Дядюшка Улугбека». Интрига истории строится на том, что советские археологи клонировали Тамерлана, а потом усыновили результат эксперимента. В общем-то фантастический элемент здесь вторичен, автор упорно и нудно пропагандирует общечеловеческие ценности, конфликтных ситуаций, где могли бы проявиться гены завоевателя, избегает, в итоге скучный и закономерный результат с рефреном «все люди братья».

Тяжело жить на свете непонятым гениям, «Человек с кейсом» Р. Сагабаляна иллюстрирует это на примере. Совершить открытие это полдела, гораздо важнее убедить окружающих в том, что ты действительно создал что-то нужное и полезное. Простенькая социальная сатира с элементами легкой иронии, ничего особенного.

Если в разделе профессиональных писателей были отдельные проблески интересных историй, то блок, отданный начинающим авторам, состоит из уныния чуть менее, чем целиком. Совместить конспирологию и спорт пытается «Футбольная история» И. Евстратова — с изобретением головизора количество желающих ходить на стадионы резко пошло на спад, пожилой любитель футбола всё же рискнул тряхнуть стариной, но правда, которая ему открылась заставила его продать головизор и навсегда забыть о спортивных матчах. В историях на тему «а власти скрывают» важна не только невероятная подоплека заговора, но и ощущение реальной возможности его осуществления, вот с этим здесь и беда, поверить в существование описанных автором махинаций просто невозможно, слишком уж велик масштаб и близость игры к народу.

Борьба директора магазина оригинальных игрушек с крупными корпорациями — это сюжет рассказа А. Сульдина «Куда летает махолет». Здесь опять же в угоду своему замыслу автор жертвует здравым смыслом — у сложных электронных игрушек и обычных кукол, фигурок зверей — разные целевые аудитории, понятно, что автор хотел показать трагедию, когда все естественное вытесняется бездушными красивыми штамповками, но выглядит всё это чересчур схематично.

Что хотел сказать В. Савченко своим «Недоразумением», что он тоже читал «Солярис»? Честно говоря, вообще непонятно зачем писать, а потом печатать такой откровенный плагиат, ладно если бы автор придумал что-то свое, но он просто перенес действие на Марс, а место Океана отдал... какому-то недоразумению.

На этом фоне еще как-то воспринимается «Бабушка» В. Эвентова, хотя и здесь сюжет проще некуда, а удержать интригу автор даже не пытается. В будущем роботы полностью заняли место нянек для детей, но иногда бывает так, что свободных роботов нет, а оставить ребенка с кем-то надо.

Ещё один рассказ Эвентова называется «Голоса земли» — ученый изобрели прибор, который позволяет считывать звуки с различных камней, минералов — неплохая основа, чтобы дать интересную загадку, раскрыть тайну гибели динозавров или происхождения жизни, но автор в итоге свёл всё к антивоенному патриотическому пафосу — неожиданно, конечно, но очень уж надуманно и искусственно всё это смотрится.

Семейное воспитание портит ребенка, вот интернат совсем другое дело, именно так считает В. Ксионжек. Действие его «Зверушки для Малыша» происходит как раз в таком коммунистическом будущем. Малыш — один из немногих, кого в интернат не отдали и чтобы он не вырос эгоистом, отец привозит ему с далекой планеты ручную зверушку, о которой следует заботиться, как можно догадаться, итог вполне предсказуем, мораль коллективистского общества торжествует, пороки искореняются.

Лирическая история любви, а по совместительству и Контакта предлагается нам в рассказе А. Карташкина «Фуга Баха в понедельник». Рассказ довольно слабенький и полный розовых соплей, но что реально повеселило, автор, не мудрствуя, ставит в кустах рояль, причем не в переносном, а в самом прямом смысле.

К загадке шаровых молний пробует подступиться рассказ Н. Орехова и Г. Шишко «Охотники за молниями» — типичная производственная история, авторы даже не потрудились придумать своего объяснения для этого феномена, финал откровенно слит, ради чего было тратить бумагу совершенно не понятно.

Все мы совершаем ошибки о которых жалеем после, герой рассказа В. Пищенко «Начни сначала» получает уникальный шанс — вернуться в любой момент своего прошлого и начать жить заново, прокручивая череду воспоминаний герой приходит к трудному, но единственно верному решению.

На фоне предшественников В. Гаврюшкин со своей «Безымянной планетой» хотя бы выделяется иронией, да запоминающимися отчествами персонажей. Желание угодить начальству порой доходит до абсурда, открыта новая планета, какое же название подойдет ей лучше прочих?

Совместить фантастическую историю Контакта с магическим реализмом попытался В. Цветков. Рассказ «Дождь, которому хотелось курить» — история встречи в беседке под дождём со странным незнакомцем, зря автор пытался усидеть на двух стульях, в качестве просто философской лиричной зарисовки без пояснений, рассказ смотрелся бы лучше.

Сатирический памфлет В. Демьянова под названием «Проект» по идее об ухищрениях, на которые пускаются ученые, чтобы выбить денег на свои исследования, но написано это так невнятно, что мне пришлось перечитать рассказ пару раз, благо он короткий, чтобы въехать в суть этой истории.

В рубрике «Школа мастеров» радует рассказ Ф. Сологуба «Маленький человек» — социальная сатира с гоголевскими нотками о чиновнике, который хотел сделать свою жену чуть менее пышной, для чего прибег к магии, но всё естественно пошло не по плану. Для тех, кто не знаком с творчеством Сологуба в конце рассказа есть небольшая заметка В. Грекова, представляющая в общих чертах писателя и его основные работы.

Ещё один пример того, как надо писать — «Премия за риск» Р. Шекли — мир шоу-бизнеса здесь доведен до абсурда, зрители с удовольствием следят за кровавыми телепередачами, а их участники готовы идти на любой риск ради денег. Хорошо показана эволюция главного героя, который, начав с малого доходит до финала и уже не может остановиться, деньги и адреналин необратимо влияют на психику, превращая всё происходящее в коллективный наркотик.

Завершает антологию раздел посвященный неведомому, фантастическим теориям, нетрадиционной медицине и прочим сверхъестественным делам. Неземной след в происхождении земной жизни ищет и находит Л. Белова в статье «Я слушаю космос» — автор придумывает теории с потолка, не приводит никаких конкретных фактов и активно признается в любви к М.Ю. Лермонтову, умиляет её попытка убрать противоречие между врожденным коммуно-атеистическим мировоззрением и обретенной склонностью к эзотерике.

Ю. Кононов в статье «Шаровые молнии над Бермудами?» пытается дать свой ответ разгадки тайны треугольника. Начинает он издалека, чуть ли не от сотворения мира, но скрупулезно и последовательно со ссылками на научные авторитеты пытается всё обосновать, статья немного затянута и местами скучновата, но достойна внимания.

Довольно годная и актуальная даже сейчас получилась статья В. Родикова «К звездам под радиопарусом» — автор развивает идею солнечного паруса Циолковского, подробно просчитывает сколько времени займет полет к звёздам, какие сложности могут возникнуть, что нужно сделать для запуска проекта.

Каким будет город будущего — на этот вопрос пытается ответить статья Г. Искржицкого и М. Сычевой «Город 21 века» — ничего особо нового и интересного я здесь не обнаружил, авторы начинают от утопических проектов городов Оуэна и Мора, знакомят нас с некоторыми смелыми идеями советских и зарубежных архитекторов, а завершают предсказуемо — необходимостью постройки городов на воде, в воздухе, на орбите Земли и ближайших планетах. Статье не помешали бы картинки, кстати.

Об архетипах примитивного сознания, которые через эпохи сохранились в генетической памяти и зачастую диктуют поведение современного человека расскажет В. Ягодинский в статье «Кто сказал, что всё исчезает?» Да никто вроде и не спорит, что подсознание архаично, а поведенческие стереотипы складывались на протяжении многих поколений.

Довольно интересной показалась мне статья «На крыльях ветра» Р. Фурдуя и Г. Бурганского, хотя большинство фактов, изложенных здесь, уже было мне известно по другим источникам. Статья, если можно так выразиться, о палеоаэронавтике — фигурки, которые находят в ацтекских храмах, египетских захоронениях вызывают ассоциации с реактивными летательными аппаратами, откуда древние могли знать об этом, где черпали вдохновение? Далеко идущих выводов авторы избегают, просто знакомят читателя с подборкой занимательных фактов, изрядное место посвящено анализу древнеиндийского эпоса, где часто встречаются воздушные колесницы — виманы.

Своим опытом общения с таджикской целительницей, открывшей технику костного массажа, делится Ю. Слащинин в статье «Познай себя». Кости полезно не только массировать, иглоукалывание также можно проводить непосредственно воздействуя на кости скелета считает В. Лаговский в «Лечении без лекарств».

Завершает сборник статья И. Семибратовой «Многоликая» — отсюда можно узнать немало касательно редакционной политики «Молодой гвардии», принципы отбора рассказов, авторов, основные серии издательства. Благодаря этой статье становится понятно, почему данная антология представляет из себя то, что представляет. Ну и на закуску небольшой отчет с ежегодного заседания редакционного Совета фантастов. Характерно, что большую часть времени заседавшие уделили критике братьев Стругацких, особенное недовольство вызвали такие произведения, как «Пикник на обочине», «Жук в муравейнике», «Трудно быть богом». Что тут сказать, сколько бы не ломали критические копья разные академики, а читатель делает свой выбор сердцем, в общем-то тот факт, что романы Стругацких любят и читают миллионы, а опусы «молодогвардейских» любимчиков знакомы единицам, говорит о многом, вернее сказать обо всем. Не хочу обобщать и вешать ярлыки, речь про общую тенденцию, которую иллюстрирует и этот сборник в том числе.

Оценка : 5
«Иду на перехват»
–  [ 11 ]  +

Нескорений, 03 августа 2016 г. в 14:38

В художественную литературу В. Рыбин пришёл лишь к 48 годам, до этого он работал журналистом, публиковал документалистику. Первые опыты в жанре приключений и фантастики приходятся на 1974 год, в этом же году Рыбин приходит на пост главреда журнала «Искатель». Одна из первых повестей на армейскую тематику — «Иду на перехват» — была опубликована в конце 74-го как раз-таки в «Искателе». Произведение получило вторую премию всесоюзного конкурса, который проводился журналом «Пограничник» при активной поддержке со стороны государства. Собственно этот факт говорит о многом, перед нами не столько литературное произведение, сколько замаскированная под художественный опус агитация для военкомата, рассчитанная на юношей призывного возраста, ещё не определившихся куда податься, как вариант — в погранцы.

Сюжет повести простой как пять копеек, по-хорошему материала здесь на небольшой рассказик, но автор умудрился растянуть историю до объемов средней формы. Молодой призывник по фамилии Гаичка, которого все упорно называют Гайкиным, серьезно увлекается футболом. Автор предлагает нам отрывок из биографии своего героя, ограниченный рамками от военкомата до Подвига. Проходить срочную Гаичке выпало на дальнем кордоне, на пограничном сторожевике, охраняющем морские границы родины от всяких диверсантов и прочих нежелательных элементов. Лубочные картинки следуют одна за другой — призывной пункт, учебка, первый выход в море, учения и, как венец всего, операция по задержанию. По сравнению с похождениями Гаички современный телесериал «Солдаты», тоже пропаганда, покажется жуткой чернухой.

Единственная проблема, которая возникает у героя — нет, понимаешь, поблизости футбольного поля, чтобы потренироваться, т.е. процесс адаптации парня к суровым армейским будням показан чуть менее, чем никак. Понятно, что перед автором была поставлена задача показать службу в положительном ключе, но совсем уж отрываться от реальности не стоило. Отцы-командиры здесь добрее деда Мороза, все девушки сплошь красавицы, а корабль — это и дом родной, и вообще отечество в миниатюре. Несмотря на немудрёную подачу, почти разговорный стиль изложения и односложные диалоги, читается повесть крайне тяжело. Тяжело, потому что всё происходящее неимоверно скучно, примерно 3/4 объема занимает ординарная бытовуха, не разбавленная ни юмором, ни байками, ни вообще какими-либо значимыми, интересными для читателя происшествиями.

Сквозь всю эту рутину продираешься со скромной надеждой, что в конце автор поддаст газку, устроит динамичный экшен с погонями и перестрелками, проверит героя на прочность, создаст напряжение, заставив читателя волноваться и сопереживать центральному персонажу. Не тут-то было, по какой-то причине именно к финалу автор уже некстати вспоминает о реализме, стараясь показать, что служба пограничника — это не героический отлов вражеских шпионов, а кропотливая будничная работа, где даже спасение унесенных штормом в лодке туристов является подвигом, а задержание худо-бедных нарушителей вообще событие экстраординарное. Вместо динамики в кульминации автор вновь предлагает нам статичное ожидание развязки, в исходе которой ни на секунду не сомневаешься. Образы «злодеев» вызывают скорее жалость, нежели праведный гнев.

Если разобраться, то финальный эпизод мог вообще обойтись без участия Гаички, итог и так был примерно предсказуем, так стоило ли под занавес выкатывать на сцену этот расстроенный рояль и окончательно превращать сюжет в дешёвый водевиль. Сейчас мне трудно поверить, что было время, когда подобные опусы люди читали, причем добровольно и с интересом, хотя не знаю, как оно там было на самом деле. Что я действительно не люблю, так это откровенно скучные произведения, а эту повесть не оправдать никакими благими намерениями, если читатель в процессе откровенно скучает, не ощущает причастности, вовлечения в сюжет, то все труды автора можно признать напрасными. Хотелось бы сказать хоть что-то положительное, однако в голову ничего не приходит, просто жаль зря потраченного времени, его уже не вернуть, увы и ах.

Оценка : 3
«Фантастика, 87»
–  [ 5 ]  +

ArtTrapeza, 12 октября 2015 г. в 12:50

Сейчас кажется удивительным, но эта антология, подаренная в подростковом возрасте (около 2000 года), подогрела мой интерес к советской фантастике. Из напечатанных в ней произведений мне больше всего запомнились «Второе путешествие Путешественника» (продолжение «Машины времени» Уэллса) и повесть Гуревича «Таланты по требованию».

Оценка : 5
«Интрига»
–  [ 3 ]  +

SAG, 17 сентября 2015 г. в 01:56

И детективом это произведение назвать тяжело, это как-бы срез социальной жизни с детективными элементами. Где отцу дочери на выданье, приходится не только выяснить автора присланной записки, но и стать участником этой интриги, где на карту поставлено продвижение по карьерному росту. А еще и вспомнить юношеские годы, и первую любовь, которая, вот парадокс судьбы, оказывается матерью жениха. И «папарацци» фотограф и снимки, которые оказываются у будушего свата. И выявление организатора все этой интриги- секретарши академика, которая «работает» на будущего шефа.

Замысловато, но интригуеще написанное произведение, основной вывод из которого, меньше болтайте о своих семейных отношениях на работе.

Оценка : 6
«Расскажите мне о Мецаморе»
–  [ 5 ]  +

Fiametta, 19 июля 2015 г. в 11:09

Я давно хотела найти, откуда запомнившаяся мне в детстве фраза: «Разве развалины огромной тюрьмы говорят о развитой цивилизации?» Кто писал о древних трудовых цивилизациях? Недавно мне случайно попал в руки сборник Рыбина.

Уже в 70-е годы официальная идеология не вызывала у думающих людей особого интереса. Но без мировоззрения жить очень трудно. Некоторые становились либералами-западниками, а многие искали опоры в прошлом, иногда очень далеком, а иногда просто гипотетическом.  

В партийной верхушке это тоже понимали и тоже думали о замене марксизма. Официальная идеология (отражавшаяся среди прочего и в журнале фантастики и приключений «Искатель») медленно двигалась к национализму. Вот и в повести Рыбина мы читаем о древней трудовой цивилизации, существовавшей пять тысяч лет назад, и необходимости знать прошлое. Свободы печати еще не было, о позднесоветской цензуре очень много говорит тот факт, что Рыбину (фронтовику, между прочим) дозволили назвать эту древнюю цивилизацию, не знавшую рабства, арийской.

Но Рыбин много пишет о дружбе народов вообще и извечной русско-армянской дружбе в частности, как следует из повести, дружбе этой уже четыре тысячи лет. Автор мягко осуждает мать героя, которая боится нерусской невестки. Пишет он и о том, что цивилизация, которой понятие «радости труда» смешно, очень нездорова. А для большинства позднесоветских граждан «радость труда» уже была пропагандистской трескотней.

Медеплавильное производство и, строение, очень похожее на обсерваторию, действительно, были обнаружены археологами у армянского города Мецамор. Четырех урартских царей, действительно, звали «Руса», но связывать это имя с «русскими», а тем более с «руслом» — чистая «народная этимология».

Любовная линия в повести очень мила. «Но рабу я не буду рада, я лишь друга принять могу».

Читать тем, кто интересуется процессами, происходившими в позднесоветской психологии, тенденциями позднесоветской пропаганды. Тем, кто размышляет о возможной судьбе страны без Горбачева

Оценка : 7
«Иллюзион»
–  [ 4 ]  +

SAG, 25 апреля 2015 г. в 20:02

Только заканчивается твое дежурство, по прослушке членов банды грабителей, а тут вызов к начальству и вы должны организовать охрану уникальной статуи, выставленной в экспозиции музея, которую хотят похитить. Цена ее два миллиона и о том, что ее хотят похитить уже знают все: и полиция, и грабители и пресса, и естественно все…

И что делать инспектору уголовной полиции Мортону, получившему задание охранять статую и поймать с поличным похитителей. И директор музея ведет себя как-то странно, как бы подготавливает все, что бы статую похитили.

И естественно похищение состоится, а для чего тогда все эти разговоры, присутствие прессы, безумный ажиотаж. Правда, одного из полицейских подстрелили свои, но кто ему разрешал подыгрывать директору музея за определенную сумму. И ради чего все это…

А как еще раскрутить рекламу, как создать шумиху для посетителей, для большего посещения музея, где все экспонаты это — голограммы. И украсть их просто не возможно, ну если только не отключив электричество. Вот и вся фантастика, или как подписано «фантастический памфлет». Что, здесь от фантастики, а вот насчет памфлета — картонное изображение западных полицейских с их убогостью мышления, продажностью и дибилизмом- это да по советски.

Оценка : 3
«Здравствуй, Галактика!»
–  [ 7 ]  +

dmsl, 12 марта 2015 г. в 01:54

Не жалуют ныне Рыбина. Ну ещё бы, работал в «Молодой гвардии», так сказать, «зашкварился». И теперь можно формально списать его за то, что, дескать, поддерживал и сам формировал низкий уровень советской фантастики. Произведения неоригинальны, схематичны, психологизм недостоверен.

А вот нам, подросткам начала 80-х, его сборник «Здравствуй, Галактика!» пришёлся по вкусу. И в «Юном технике» его рассказы «Живая связь» и «Пан спортсмен» понравились гораздо больше многих других, что печатал журнал. Имя автора сразу запомнилось. Потом были «Здравствуй, Галактика!» в «Техника-молодёжи» и «О чём плачет иволка» в «Вокруг света». Рыбин отлично работал именно в «журнальном» формате. И подкупал именно психологизмом, романтикой и поэтикой. Он умел с первых строк создать эффект сопричастности и сопереживания героям, при этом чётко понимая, что его целевой аудиторией являются дети, поэтому не следует перегружать историю суровой достоевщиной и тяжёлыми нравственными метаниями героев. У гораздо более именитых и кассовых авторов нашего времени часто проблемы с самоидентификацией себя, как подросткового писателя — отсюда переизбыток надуманной драмы и инфантильных сцен секса.

Есть у Рыбина и схематичная вещь — «Земля зовёт» — но это в виде исключения. Скорее, это немного другой жанр — притча. А вот «Здравствуй, Галактика!» и «Симбиоз» — это было то что надо. Далёкое будущее, далёкий космос, тайны и приключения. Или наоборот бытовые и близкие, но не менее увлекательные «Дело об убегающих звездах» и «Мой сосед — «дилетант»». Иллюзорность, поддельность окружающего мира из «Открой глаза, малыш» неоднократно всплывала в памяти, при просмотре «Шоу Трумена» и «Матрицы», или чтении Филипа Дика и Пелевина.

Да плюс ещё и отличные рисунки Макарова. Он как немногие умеет рекламировать текст своим твёрдым уверенным штрихом, а не отпугивать от него шизофреническими и халтурными абстракциями. Удивительно, но рынок так и не вправил мозги издателям. Ведь всё что нужно для хорошей продаваемости – это оформлять книги так, как, например, этот сборник.

Почти все рассказы сборника были прочитаны в ту пору с удовольствием. Непонимание вызвал только «Зелёный призрак». И неслучайно. Дело в том, что в сборнике его «покалечили» — опубликовали только половину, причём вторую. Начало в результате какой-то ошибки выпало. Кто? Что? О чём это? Было непонятно пока не прочёл рассказ полностью в «Искателе». Оказалось, отличный социальный памфлет.

К слову, Рыбин почти всегда избегал явных примет времени и политической конъюнктуры, делая главной темой своих произведений общечеловеческие ценности, в следствии чего его рассказы практически не устарели и вполне могут читаться современными детьми не рискуя вызвать отторжение.

Оценка : 9
«Здравствуй, Галактика!»
–  [ 2 ]  +

dmsl, 10 марта 2015 г. в 02:29

Рассказ отлично читался в «Техника — молодёжи» и одноимённом сборнике БСФ. По духу это что-то вроде «Солярис» или «Лунная радуга» в малой форме. Разумеется, для подростков 10-15 лет. Впрочем, только в подростковом возрасте и можно воспринимать приключенческо-фантастическую беллетристику. Не думаю, что он устарел, в нём просто нечему стареть. Дело происходит в неблизком будущем. Дальняя космическая экспедиция попадает в таинственную область пространства с закольцованным временем. Пока экипаж спит в анабиозе, бодрствующий вахтенный внезапно обнаруживает на корабле несколько собственных двойников. За пару суток, пока длятся эффекты завихрения времени, он успевает пережить немалый стресс и усомнится в своём здравом смысле.

Я бы сказал, хороший журнальный экшн с элементами психологического триллера и любовной линией.

Оценка : 10
«Земля зовет»
–  [ 7 ]  +

sarthur71, 22 сентября 2013 г. в 11:46

Для советской фантастики 70-х годов — более-менее терпимо. Но чрезвычайная наивность и откровенная слабость стилистики не позволяют рекомендовать рассказ в наши дни кому-либо, кроме школьников совсем младшего возраста.

Оценка : 5
«Закон тайги»
–  [ 3 ]  +

Garik3000, 23 июня 2013 г. в 00:44

Произведение не фантастика, но очень хорошее. Это произведение о людях и человечности. О забытых моральных принципах и честности. Об ответственности прежде всего перед самим собой и уже потом перед обществом. Эта повесть о том что не надо на людях ставить крест, что каждый человек может измениться. Но испорченным людям надо давать пример и менять их не нравоучениями (хоть в повести они тоже присутствуют), а собственным поведением, своим примером. Сейчас (2013г.) очень не хватает таких произведений где герой не делит людей на хороших и плохих и не убивает плохих при первой же возможности, махая своим мечём/бластером и не задумываясь о том правильны ли его оценки «плохого человека.» Повесть учит что даже плохие люди могут изменится. Надо только поверить в них и подать им правильный пример. Повесть читается очень легко, на одном дыхании. Рекомендую прочитать. Уверен, такие произведения делают жизнь светлее и лучше.

«Зелёный призрак»
–  [ 5 ]  +

be_nt_all, 11 января 2013 г. в 21:55

При том, что на невнимательный взгляд повесть может показаться «агитплакатной» она диво, как хороша. В этом плане её можно сравнить с «Атавией проксимой» Лазаря Лагина, но на мой вкус Рыбин не только куда более краток, но и куда более глубок...

«Счастья всем, даром и чтоб никто не ушёл обиженным» — это наивное и, вне страшного контекста, слишком похожее на тост, желание погибшего в «мясорубке» героя Стругацких повисает в воздухе то ли укором сталкеру Рэду Шухарту то ли просто чем-то вроде очередного вечного вопроса. Но мы сейчас говорим не о романе А.Б.С., а о повести Рыбина. Так причём тут «Зелёный призрак»?

Да при том, что размышления о «дареном счастье» — основная тема данного произведения. Сделает нас, землян счастливыми щедрый подарок инопланетян, которые излечат наш мир от ядерного противостояния (которое, несмотря на то что «холодная война» сошла на нет, продолжает угрожающе висеть над планетой Земля) и социального неравенства? Нужен ли нам обещаный рай?

Автор (изящно и наглядно) даёт вполне однозначный ответ на поставленный им вопрос. Делает это он на фоне карикатурно-фельетонных приключений на «страшном и ужасном разлагающемся западе», и хотя сейчас они смотрятся несколько наивно (на самом деле — нет, но автор старается мимикрировать), читать их по прежнему интересно. Да и актуальность эта книга, как ни крути, всё ещё не утратила.

Оценка : 9
«Секрет Сен-Жермена»
–  [ 2 ]  +

gsv329, 23 марта 2012 г. в 10:25

Необычайно добрый и душевный рассказ! Каких бы мы вершин не достигали, как бы жизнь и заботы нас не затягивали будничным круговоротом, не стоит забывать о своих истоках, о том месте, где ты родился и вырос, где каждый метр родной земли, каждое дерево и травинка дает тебе силы, молодость и жажду жизни.

Оценка : 9
«Гипотеза о сотворении»
–  [ 3 ]  +

Farit, 12 октября 2010 г. в 10:53

Изображать гениев очень тяжело. Тут не сказать, что это удалось. Ну и исходная мысль — путешествие в прошлое ради выяснения деталей научной теории — какая-то дикая.

Оценка : 5
«Потекут новые реки»
–  [ 1 ]  +

Sawwin, 11 марта 2009 г. в 06:18

Вах, до чего странно сегодня читать барабанно-оптимистические очерки о приходе большой воды в среднеазиатские пустыни! Автор даже сокрушённо сообщает: «И кое-где случилось так, что обильные поливы привели к излишней фильтрации, к подъёму солёных грунтовых вод и даже к засолению почв. Учёные уже дали рекомендации, как остановить этот процесс». Сегодня мы знаем, что никакие рекомендации не помогли, знаем, чем обернулось бездумное вмешательство в дела природы. А старые, лишь в библиографиях упоминаемые очерки, продолжают барабанить:: «протянутся новые каналы -- от великих сибирских рек». Эх, фантасты...

Оценка : 4
«Что мы Пандоре?»
–  [ 10 ]  +

Sawwin, 11 февраля 2009 г. в 05:36

Прескверно написанный рассказ. Автор настолько не в ладах с русским языком, что поневоле начинаешь спрашивать себя, а понимает ли он вообще, что пишет. «На этот раз мы «выскочили» вблизи огромного розового солнца, кинулись в сторону, чтобы не вызвать его особых гравитационных возмущений вакуума», -- подобными перлами украшена каждая страница и едва ли не каждый абзац. Звездолёт мчится, «с опасением оглядываясь на приборы», -- и так далее, и тому подобное... Планеты космопроходцы не замечают, пока не оказываются на орбите, а дальше ведут себя самым идиотским способом. Особенно это касается двоих главных героев, высадившихся на планету. Ощущение такое, что они сознательно ищут, какую бы глупость совершить. Разумеется, на планете существует высокоразвитая цивилизация, прелестная представительница которой полупрезрительно снисходит к отсталым землянам. Земляне (один из которых, попав в дом инопланетной дивы, немедленно интересуется: «а где вы спите?», а вторая хамит из ревности и закатывает истерики), тем не менее, умудряются доказать, что человечество тоже не лаптем щи хлебает. Специально для любителей спойлера скажу, что инопланетянам оказался неведом распространённый на Земле «аксиоматический метод взросления». На этом рассказ и заканчивается, если не считать страстного поцелуя, который героиня дарит главному герою, прежде ею презираемому.

Тридцать страниц убористого бреда. Что тут можно порекомендовать?

Оценка : 3
«Фантастика, 87»
–  [ 7 ]  +

unkas, 15 ноября 2008 г. в 19:04

Бесцветный и безвкусный , как почти все сборники 80-х. А в конце (В совете фантастов) — злобненькое шипенье в адрес А.Б.С. — мол , опять эти братья не в ногу со всеми...Прямо к славной годовщине (1937-1987г.)...

Оценка : 1


⇑ Наверх