Рафал Косик отзывы

Все отзывы на произведения Рафала Косика (Rafał Kosik)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Чётки»
–  [ 3 ]  +

Deliann, 13 апреля 2023 г. в 15:22

Киберпанк часто идёт рука об руку с антиутопией. Вот и «Чётки» Рафала Косика тоже про «high tech, low life», но с небольшим заходом на территорию политического триллера.

Варшава неопределённого будущего. В жизнь общества внедрен искусственный интеллект «g.A.I.a.», который оценивает людей и выдаёт им очки ПО (потенциальной опасности). Чем больше очков, тем выше вероятность совершения преступления. Точные цифры данного социального рейтинга нигде не отображаются, однако главный герой способен их видеть. Из-за этой сверхспособности он работает нюхачом, и из-за неё же его затягивает в водоворот событий, в которых замешаны не только криминальные силы, но и политические.

Идея предупреждения преступлений не нова, но интересна. Тем более, что главный герой будто сбежал из нуарного романа. Его желания понятны, действия обоснованы, а проблемы жизненны. Беда в том, что автор слишком увлёкся расписыванием социальной составляющей и подзабыл о научной.

При чтении романа возникает множество вопросов, которые так и останутся без ответов. Что произошло в этом мире в прошлом, раз города как чётки нанизаны на орбиту Земли? Как вообще местные города функционируют? Откуда у них ресурсы? Зачем упоминался Мюнхен? И чем вообще закончилась эта история? У меня было много вопросов, ответы на которые приходилось додумывать самостоятельно, основываясь на намёках автора.

Написан роман неплохо, сюжет вполне увлекает, а персонажи интересные, но закрыв книжку, ощущаешь фрустрацию от прочитанного. Возможно, при повторном прочтении я пойму этот роман лучше, но возвращаться к «Чёткам» мне совсем не хочется.

Оценка : 6
«Чётки»
–  [ 4 ]  +

master_slave, 29 января 2023 г. в 20:14

Варшава. Будущее. Город, находящийся на орбите Земли, после Перемен. Город, в котором никто не знает как всё работает. Город, в котором всё контролирует ИИ. Город, в котором самым важным показателем становится коэффициент Потенциальной Опасности. Никто не знает как он считается, и после какого значения ПО человека забирают. Главный герой — нюхач. Он обладает уникальной способностью — может узнать какой коэффициент ПО у любого человека. И однажды, по всем законам жанра, именно эта способность заинтересовывает местного мафиозного главаря, а за ним и других не менее таинственных личностей.

Косик грамотно замешал элементы нуара (мафия; главный герой с личными проблемами, который оказывается втянут в чьи-то разборки), фантастики (город в космосе, всемогущий ИИ), антиутопии (ИИ, который контролирует всё и всех; подполье, которое хочет освободиться от тотального контроля). На выходе получилась продуманная, а самое главное захватывающая с первой и до последней страницы история. Вот главного героя заставляет работать на себя местный мафиозный босс. Затем его пытается завербовать таинственная организация. И всё это каким-то образом связано с грядущими выборами в Варшаве, и не только. А дальше маховик событий только раскручивается, раскрывая всё новые подробности и детали происходящего в городе.

Оценка : 9
«Чётки»
–  [ 6 ]  +

Nik21, 06 января 2023 г. в 18:32

Роман оставил смешанные впечатления. Есть атмосфера, тайна, конфликт, логика, идеи от тотального контроля ради безопасности до аллюзии на капитализм и общества потребления.

Я не против и подобных концовок, вызывающих ощущения безнадежности.

Что мне категорически не понравилось, это отсутствие ответов, то что автор вынуждает меня додумывать. Что он не смог или не захотел даже намеками или кусочками объяснить как сложилась подобная ситуация, какие события к этому привели и насколько наблюдаемое иллюзия или реальность, зачем вообще в этом мире концепция «избранного» и перезагрузки. Все это осталось за бортом.

Ну и научность подкачала.

Мне понравилась книга плюсы перевешивают минусы. Но жаль, что автор не нашел в себе сил вложить в книгу чуть больше деталей и обосновать оборванные сюжетные линии...

Оценка : 8
«Чётки»
–  [ 7 ]  +

Neradence, 22 июля 2022 г. в 16:47

Не знаю, уместно ли называть «Чётки» именно научной фантастикой — и по антуражу, и по поднятым темам это скорее новая волна киберпанка, где всё ещё действует девиз «high tech, low life», но вместо неоновых огней — экологическая повестка, зелёная экономика, умеренное потребление и прочие чудесные вещи.

Роман своеобразный, но лично мне понравился.

У Косика живой стиль повествования и прекрасно выстроена внутренняя логика. Даже если снаружи, со стороны читателя, есть определённые сомнения в том, что мир Чёток с городами-кольцами в космосе физически способен существовать, то внутри сюжета — всё отлично. Понятны и мотивы героев, и их поступки (далеко не всегда умные, как и у всякого обычного человека). Единственное, что толком не объясняется — сама Гея, которая ИИ, но это и создаёт основной конфликт: на самом деле, никто не может рассказать, как Гея работает, как рассчитывает ПО, откуда она взялась и по каким принципам себя переписывает. А любые попытки выяснить это приводят к повышению ПО и тому, что слишком любопытный гражданин исчезает.

«Живи сегодняшним днём и ни о чём не думай» как идеология общества не то, чтобы себя оправдывала, но ИИ это, кажется, не сильно беспокоит.

Вообще Косик впихнул в книгу довольно много животрепещущих тем: тут и социальный рейтинг, и превентивное наказание до совершения преступления, и критика всех существующих общественных идеологий, от либерализма до социализма, и отношения между создателем и созданием в нескольких вариациях, и свобода воли, и использование человека в качестве замены механизма, и политическая драма между одинаково плохими кандидатами.

Финал, впрочем, наталкивает на мысль, что больше всего автор хотел поразмышлять на тему «всё у нас в голове», что свобода, что социальный рейтинг, что ограничения, что мораль и этика, которые запросто могут противоречить друг другу. И что в выборе между истиной и комфортом человечество обычно предпочитает, на самом деле, второе.

Ну, пожалуй.

Вообще, пожалуй, чувствуется в «Чётках» некоторый флёр «Матрицы» с избранным, который способен управляться с машинами так, как машины и не предполагали, и разведением людей в качестве скорее рабской силы, чем даже оберегаемых питомцев. Только действие происходит в физической реальности.

Наверное.

Что мне не очень понравилось, так это традиционное для многой современной фантастики «додумай фундаментальные принципы местного лора сам». Я опять на это не подписывалась, ну в самом-то деле. В повествовании через учёного есть какие-то объяснения тому, что случилось с Землёй, которая погибла, и даже есть объяснение тому, почему вопросом её, Земли, судьбой никто не интересуется, равно как и связью с другими кольцами. Но как-то мне не хватило, равно как и остального технологического стека, и временного промежутка в тридцать лет, после которого исчезают любые носители информации, и других физических подробностей.

Как очень много миллионов жителей умудрились впихнуть вот туда под землю, чтобы их было не видно и не слышно, как и чем их обеспечивает Гея, откуда черпает ресурсы и что вообще это за странная бизнес-модель? Может, на самом деле, никто так и не улетал с Земли? Или вот что случилось с Мюнхеном, кто-нибудь подвёз подробности? Нет, смерть целого кольца просто мелькнула и пропала, чисто как инструмент в предвыборной гонке.

Да, кстати, где-то к середине именно политический триллер внезапно выходит на первый план, чего вообще никак не ожидаешь, а затем также внезапно исчезает в небытие.

Впрочем, читается роман при этом всё равно легко, а сюжет увлекает, так что недостаточную твёрдость можно и простить, её вроде как никто и не обещал. Как социальная фантастика — очень хорошо. И за счёт смешения жанров, и за счёт поднятых тем.

Лично у меня роман оставил сильное впечатление, это точно не книга на один вечер, которая как прочиталась, так и забылась.

Оценка : 9
«Чётки»
–  [ 5 ]  +

Anakin, 03 июля 2022 г. в 20:07

Совершенно не то, чего я ожидал при покупке.

Думалось мне, это некая твердая научная фантастика. Сначала оказалось, что это что-то около киберпанка с элегантными отсылками к китайскому социальному рейтингу. Потом книга превратилась в политический триллер, а закончилось все и вовсе антиутопией.

Но при всем этом послевкусие у книги — замечательное. Здесь много отсылок для внимательного читателя, живые персонажи, неплохие сюжетные повороты — совсем не в виде «рояля в кустах». В общем, эту книгу совершенно точно можно посоветовать, для меня стала открытием этого года.

Оценка : 9
«Чётки»
–  [ 7 ]  +

ааа иии, 22 апреля 2022 г. в 20:02

Польская трагедия сопротивления тирании ИИ в мире нанотехнологий.

Только Харпад, типичный одинокий волк и почти разведенный отец умной крохи, может вызнать у нейросети («g.A.I.a») сколько баллов гражданину осталось до устранения ради общего блага... Или когда им займется служба провокаций. Такой талант вызывает интерес не публичных персон и те начинают искать рычаги управления.

Дальнейшие страдания и интриги внутри замусоренной, зажравшейся и завравшейся псевдо-Варшавы драматичны по смыслу и оформлению, но мало увлекательны.

  Роман долго качало меж конспирологическим боевичком (машины с тонированными стеклами, контрафакт, дорожные подставы, заложница, выборы) и вторичной (аниме «Psycho-Pass», фильм «Особое мнение») антиутопией на модный мотив социального рейтинга. Оно бы и ничего — виртуальность как из «Торговца индульгенциями» Силверберга, проработка между Лукьяненко и Зинделлом, есть момента четыре почти лемовской изобретательности и логичности. Вяло было лишь до телешоу кандидатов, на котором все стало достаточно серьезно.

  Но «Чётки» набирали обороты, набирали — и свалились в сюрреалистический мульт о зомбированных и дурной бесконечности.

  Жирный минус — за финал, закольцованность ученический прием. А еще матчасть подгуляла: Косик пишет хорошо, но выходит за пределы компетентности. Нет места для ливневых облаков и синего неба в трубке 13 с небольшим км. Нано в крови откроет дверь как пульт? так в пульте батарейки и излучатель. А андерграундные 300 млн? Кофе? Сборочные конвейеры? Ха. Словно не было кучи НФ про замкнутые пространства, системы жизнеобеспечения, жизнь на стенке центрифуги описывал еще Хайнлайн, почему без движков никак — Нивен. А уж как персонажи начнут умничать... есть внутрисюжетное объяснение, но не радует.

  Полиграфия в норме. Перевод читаем, но не понравился. «Каменицы», ощутимо отсутствие полонистики (зачем примечанием объяснять, что кварк — элементарная частица?), борцы готовятся к боксу, автомобильные марки как имена людей...

  Рекомендации: если перечитать совсем нечего.

«Телефон»
–  [ 1 ]  +

240580, 28 февраля 2021 г. в 15:12

Можно сказать рассказ понравился. Очень кинематографичен — прямо готовый сценарий фантастического фильма с уклоном в сторону психологической драмы. В рамках небольшого по объему произведения автору удалось сформировать яркую картинку, всё происходящее буквально видишь перед своими глазами. Вышло что-то вроде «Очень странных дел» для взрослой аудитории.

Идея с переносом сознания на искусственный носитель не нова, но Рафал Косик не повторяет чужих штампов, в рассказе найдены свои ходы и интриги. Финал? Счастливого конца истории тут не могло быть исходя из фабульных особенностей. Всё логично и продумано.

Оценка : 7
«Прыжок»
–  [ 2 ]  +

URRRiy, 02 января 2021 г. в 20:40

Условно-фантастический рассказ. С непонятным явлением — появлением женщин во всяких опасных местах, соответственно быстро погибающих и при этом — абсолютно одинаковых. Главный герой, чудак с высшим образованием, работающий архитектором, холост, однако все же после отнюдь не первого десятка случаев, догадывается, что это он тот самый огонек, на который летят указанные мотыльки.

Конечно, не без дружественной подсказки полицейского. В конце концов, бабопад завершается, после понятного события в жизни упомянутого главгероя, хотя технический аспект коллизии из альтернативных миров автор так и не раскрыл. Тем самым произведение приобрело вид какой-то мрачноватой сказки на Валентинов день.

В общем, байка из ЗАГСа, а не фантастика.

Оценка : 6
«Феликс, Нэт и Ника и банда невидимок»
–  [ 1 ]  +

Ghost of smile, 28 августа 2019 г. в 05:11

С одной стороны, совесть не позволяет писать про эту книгу что-то плохое: не издадут же дальше, а свой родной язык я знаю очень плохо; с другой стороны — я всегда стараюсь быть объективным. Так вот, если честно — очень польский такой середняк в для миддл-грейд аудитории.

Тут у нас троица 13-летних тинейджеров, которые и в компах спецы, и в технике и во всяких чудесах и мистике. Ну и в жизни у них не все гладко, как это водится.

Книжка густо замешана на Варшаве и прочих польских «достопримечательностях» и описывает такую себе среднестатическую польскую школу (ау! это многим интересно?), в которой то привидения заведутся, то инопланетяне, то суперпрограммы взбунтуются... про явление польского деда Мороза лично говорил? Ну так вот, оно тоже будет.

Все это напоминает кучку рассказов, связанных одними и теми же персонажами, которую взяли переписали в роман, притянув за уши и обильно посыпав развесистой клюквой.

С другой стороны — в книге есть что-то, что заставило меня купить продолжение, еще более бредовое по описанию.

Строго для тех, кому это надо.

А еще у автора очень своеобразная манера письма, к которой пришлось привыкать, чего со мной давно не случалось

«Телефон»
–  [ 2 ]  +

Artem_Nochkin, 19 августа 2019 г. в 10:36

Рассказ Рафала Косика (поляк) начинается, как типичная мыльная опера начала 2000-ых. Любящая жена ждет мужа из командировки, но самолет отчего-то задерживают. Связи с благоверным нет, ужин остывает, а девушка начинает не на шутку волноваться. Обзвон аэропортов ничего не дает — лишь один из операторов советует включить телевизор и увидеть все своими глазами. Далее из экстренного выпуска новостей становится известна пугающая правда, которую отказывались лично сообщать работники авиакомпании. Оказывается, что самолет, на котором предположительно летел супруг, разбился из-за технических неисправностей в районе Национального Парка.

Где-то с этого момента и началась бы мыльная опера со всевозможными страданиями молодой вдовы. Но благо данный рассказ все таки в большей степени относится именно к фантастическому жанру, нежели к «слезовыжималке», а потому наша главная героиня, вместо затяжной депрессии, решает покопаться в официальных данных и найти список пассажиров зашедших на борт злополучного рейса. К несчастью, все самые худшие опасения подтвердились и супруг действительно летел на том самолете. Чуть погодя в интернете всплывает запись с камер аэропорта, где отчетливо видно, как ее любимый с рабочим кейсом в руке заходит на посадочный трап. В общем, все сходится и не хватает только оглашения списка официально погибших, как раздается звонок и в трубке слышится до боли знакомый голос…

С этого момента рассказ, начинающийся, как типичная мыльная опера, начинает стремительно мутировать в одну из серий оригинальной «Сумеречной Зоны» с обязательными для нее атрибутами:

— это живые персонажи;

— это внезапные повороты;

— это мистический сюжет;

— это качественная интриги;

— и это обязательная для подобных произведений мораль.

Подводя итог, можно сказать, что пониженные ожидания от предстоящей мыльной оперы были в сто крат больше вознаграждены серией так любимой многими «The Twilight Zone». Но справедливости ради стоит сказать, что при всех своих плюсах из рассказа «Телефон» едва ли вышел шедевр мировой литературы в жанре фантастики. Зато его с уверенностью можно отнести к крепкому образчику мистического триллера с околофантастическими элементами.

Оценка : 8


⇑ Наверх