Алексей Провоторов отзывы

Все отзывы на произведения Алексея Провоторова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 123

  Страницы: [1] 2  3 

«Костяной»
–  [ 18 ]  +

Karnosaur123, 12 октября 2016 г. в 07:07

Я очень неохотно читаю в электронке, так что мое знакомство с большинством авторов начинается исключительно с бумажных публикаций. И потому для меня как-то неожиданно, ровно из ниоткуда, возник молодой автор Алексей Провоторов с отличным рассказом «Форумные тролли» в сборнике «Темная сторона Сети». Затем были превосходные «Мужики» и «Веерное отключение», а также любопытный рассказец в стиле дарк-техно фэнтези «Эффект дефекта» (который произвел на меня меньший эффект, простите за каламбур). И вот — «Костяной», который без преувеличения можно назвать шедевром автора, одной из жемчужин серии «Самая Страшная Книга» и российского хоррора вообще. Рассказ резко выделяется из всего, что я уже прочел у Провоторова: если во всех прочих рассказах ужас неразрывно сочетался с юмором (чего стоит тихая старушка, сожравшая своего пса в «Мужиках», лось, просящий закурить, в «Эффекте дефекта», и буквальное прочтение народного выражения «Не корми троллей» в «Форумных троллях»), то в «Костяном» юмора нет вообще — только липкий ужас, обволакивающий и стылый, как осенний туман. И, как ни странно, отсутствие одной из традиционных составляющих творчества Провоторова пошло рассказу только на пользу. В этом колдовском мире места юмору нет и быть не может. Великолепный язык, и по-настоящему гнетущая атмосфера — уже за наличие «Костяного» сборник «13 ведьм» заслуживает десятки, а Алексей Провоторов уверенно претендует на звание одного из мастеров жанра.

Оценка : 10
«Веерное отключение»
–  [ 15 ]  +

Ролик, 19 февраля 2016 г. в 23:08

Давненько рассказ не погружал меня в такую жуть, когда ледяные щупальца страха ползают по позвоночнику!. Провоторов умело нагнал то самое состояние жути, какое испытывают маленькие дети перед темнотой — сам ощутил себя на месте несчастного Женьки.

Хотя монстры, представлявшиеся мальчишке по темным углам, пугали постольку поскольку. Я больше боялся, что в темноте к нему в квартиру пролезет какой-нибудь маньяк.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассказ обрывается внезапно, хэппи-эндом, который кажется абсолютным... пока не доходит до самого последнего абзаца.

Выключенный из сети телефон снова звонит, хотя в квартире по идее никого не осталось и подсоединить его было некому... Кто стучался к мальчику в дверь — молча и так настойчиво? Как с этим связана та женщина из РЭС?

Полагаю, что действовала банда похитителей детей, один из которых — женщина — вдобавок заведовала электроэнергией в городе. Рассказ заставляет строить жуткие предположения.

Рекомендую эту историю всем любителям попугаться. Никаких явных ужасов — только тени, шорохи, звонки и ТЕМНОТА. Но атмосфера жути будет держать вас вплоть до последней строки.

И как же остро воспринимается тема рассказа сейчас, когда наш город сам переживает ряд таких вот веерных отключений...

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 13 ]  +

sergej210477, 03 декабря 2016 г. в 01:43

Супер! Такие рассказы, наверное, надо приберегать для завершения сборника. А получилось такое великолепное начало!

Стопроцентный хоррор, да ещё стилизированный под народный фольклор. Да, ещё плюс — отлично прописанный мир dark fantasy.

Я люблю именно такие ужасы. Конечно, есть своя прелесть и в классическом готическом хорроре. И в современных психологических страшилкам. Но мне больше по душе произведения в духе «Костяного». Кровь, мрак, сочный, образный язык. И никакого хэппи энда! Конечно, это сказка, но меня с детства приучали любить народные сказки.

Мощный, идеально проработанный до мельчайших деталей рассказ. Вот такой я и вижу настоящую, страшную колдунью, а не красавицу-ведьму, несправедливо обвинённую и спасённую главным героем.

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 13 ]  +

noodleboy, 27 октября 2016 г. в 15:37

Мощнейшее начало 13 ведьм и, кажется, крутейшее, что я читал у Провоторова, а он вообще автор годный. Мертвый придавленный осенью лес, охотник за головами, которому нужно допросить труп женщины в красном платье, жуткий конь, жуткий и жалкий пес, жуткая безглазая ведьма и сам Костяной. Темнейшее фэнтези. Очень сочный язык, образы мрачные, живописные, врезающиеся в память. Звуки, цвета, запахи — текст забивает собой все ощущения, не дает продохнуть, постоянно движется, накапливая и без того высокое напряжение с каждой страницей, абзацем, словом. Я не большой любитель фэнтези, но это потрясающий рассказ.

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 13 ]  +

Хельг, 08 октября 2016 г. в 22:37

На моей памяти — самое мощное открытие сборника серии «Самая страшная книга». Сразу задает тон и настраивает на нужный лад — будет жутко. Будет злое колдовство, и рыжеволосые зеленоглазки, продавшие души Дьяволу, и чудовищная расплата за содеянное. Миры Провоторова насыщенны, детализированы и очень реальны. Иногда эта насыщенность затмевает собой сюжет, когда мир на фоне получается гораздо интереснее приключений героев, но не в этом случае. Сравнения с циклом Сапковского неизбежны, и я уже неоднократно их встречал. Трудно сказать, в чем похожесть, но она определенно есть. Именно похожесть, не путать со вторичностью! Я не часто сталкиваюсь с отечественным темным фэнтези, но когда меня просят привести пример качественного, темного, нашего, я без колебаний указываю на этот рассказ, справедливо победивший в третьем заходе «Чертовой дюжины». Ну и да, Буга, е-мое! У тебя ж еще столько пар железных башмаков не сношено!

Оценка : 10
«Зеркальный гамбит»
–  [ 11 ]  +

Хойти, 23 мая 2018 г. в 12:33

Серия «Зеркало» не перестаёт радовать, но семёрка и впрямь оказалась волшебной цифрой, как ей и положено традициями. «Зеркальный гамбит» превосходен, планка поднята просто на фантастическую высоту :) Да и число рассказов в сборнике — 21 — по-своему намекает на идеальный вариант.

Произведения двух авторов на этот раз скомпонованы в квадрат шахматной доски, но не думайте, что всё тут радикально чёрно-белое или простое, как е2-е4. Наоборот, е2... то есть едва открываешь книгу, как оказываешься в пространстве неоднозначного, тревожного, волнующего. Рассказы Ларисы Бортниковой и Алексея Провоторова надолго захватывают воображение, предлагают моральные дилеммы, дают простор фантазии, тешат душу любителя как чистого ФиФ, так и «мучительной» психологической прозы.

Да, за доской сошлись очень сильные и достойные друг друга партнёры (не соперники!). Каюсь, ни одного из авторов седьмого сборника доселе не читала, поэтому «Зеркальный гамбит» стал для меня двойным открытием, за что я глубоко благодарна как Ларисе и Алексею, так и создателям/координаторам серии.

Правду сказать, к произведениям А. Провоторова поначалу отнеслась немного скептически — просто в силу того, что, как мне показалось, автор тяготеет к пафосному классическому фэнтези, а я от этого жанра уже ушла-наелась — но нет, Алексей показал себя искусным игроком и на других полях: научной фантастики, триллера (да такого, при чтении которого просто ноги отнимаются от страха, честное слово) и даже юмора, чем невероятно порадовал.

Рассказы же Л. Бортниковой поражают, извините, до самых потрохов. Как, ну вот как удаётся автору при впечатляющем разнообразии поджанров и сюжетных ходов раз за разом выворачивать душу наизнанку?! Иногда до слёз. Некоторые рассказы не отпускают по нескольку дней, так и ходишь с ними, баюкая боль и сладость, оберегая от случайного равнодушного прикосновения то ли героев Ларисы, то ли собственную исцарапанную душу.

Кто выиграл в этой партии? Безусловно, читатель! Читайте, советую от всего сердца.

Оценка : 10
«Волк, Всадник и Цветок»
–  [ 10 ]  +

Seidhe, 06 апреля 2022 г. в 09:08

Рассказ Алексея Провоторова «Волк, Всадник и Цветок» — эталонный пример того, каким должно быть настоящее фэнтези. Разумеется, каким оно должно быть исключительно в моём понимании. А должно оно быть, прежде всего, настоящим разгулом ничем не ограниченной фантазии. Поясню: среди авторов, которых я безусловно назову в десятке самых-самых любимых, читаемых и почитаемых, обязательно окажутся Лорд Дансени и Рождер Желязны, каждый из которых творил эталонное (повторюсь — для меня) фэнтези, позволяя своему воображению воспарить до невообразимых высот, совершенно не заботясь о каких-либо объяснениях происходящего, но и не превращая текст в «ой, смотрите, чего я ещё напридумывал!»

И данный рассказ Алексея в некоторой степени походит на творчество каждого из этих признанных мэтров!

Судите сами:

«Мы проехали земли Тарамиска, Нижней Дельвии и Поймута. Дельвийские эльфы, нервничая, с криками бросались прочь от моего коня, горстями выскакивая из-под копыт. Большой чёрный ворон какое-то время летел за нами, выкрикивая всякие слова; белые цветы в заводях Поймута провожали нас, поворачивая вслед пышные соцветия; у Левой горы Вечный Повешенный приветливо помахал нам рукой из своей петли; я улыбнулся и помахал ему в ответ, когда мы пролетали мимо».

Или вот ещё:

«Мы покинули Кератас, проскочили Навейский мост, кощунственное строение из рёбер дракона; спугнули стаю светящихся птиц у какого-то болота, пересекли вброд реку Дилак, разгоняя некрасивых разжиревших сирен с крашеными волосами, и наконец выбрались на широкую дорогу, что вела в Зелёную Аламейду, где во всех семьях рождалось лишь по одному ребёнку. Страж-У-Ворот, отупевший от трёхсот лет охранной работы без отдыха, даже не заметил нас; призраки в оставшихся слева Зелёных Башнях дули в призрачные трубы, пытаясь привлечь внимание, но никто, конечно, их не слышал. В общем-то, всё шло как обычно в этих краях».

Не знаю, кому как, а мне прям вот сразу именно творчество Дансени вспоминается, когда вот так щедро, походя, по тексту разбросано множество оригинальных картин и образов, которые не сыграют никакой роли в сюжете, они просто есть...

Ну а персонажи и общий фон повествования — это прям Желязны. Оригинально, необычно, весьма поэтично, хоть и немного сумбурно (но от этого — ещё интереснее), с ненавящевым стёбом над фэнтезийными штампами... Одним словом — вот прям то, что доктор прописал! Квинтэссенция фэнтези как жанра, в котором действие происходит в максимально волшебном, нездешнем, живущем по совсем иным законам мире. Важен ли в этом случае сюжет? Каждый читатель может ответить на этот вопрос сам, но лично меня и сюжет устроил полностью, несмотря на то, что я ожидал какой-то более неожиданной развязки.

P.S. И да, сравнение с Дансени и Желязны от меня — это высшая похвала! С удовольствием снял с полки томики обоих авторов, и кое-что перечитал под настроение. Рассказу однозначно 10 баллов, а Алексею — огромная благодарность за этот текст. Даже если он сам ни Дансени, ни Желязны и не читал никогда! =)))

Оценка : 10
«Форумные тролли»
–  [ 10 ]  +

Lass, 25 октября 2015 г. в 12:00

Запомните фамилию этого автора, дамы и господа. Как только ее не коверкали тут и там, а между тем на всё, что делает Алексей, можно смело ставить знак качества. Взять хотя бы данный рассказ. Форумные тролли — кто они? Зачем делают то, что делают? Стоит ли их кормить, и каковой может оказаться цена? Идея — вроде бы простая, почти очевидная, но какая история получается в итоге! Цепляющая, по-настоящему жуткая. Одна из лучших в сборнике, на мой взгляд.

Оценка : 10
«Зеркальный гамбит»
–  [ 9 ]  +

MikeGel, 19 мая 2018 г. в 13:50

Я впервые пишу рецензию на издание, к которому сам приложил руку. Но в данном случае не могу удержаться. На мой взгляд, книга вышла — огонь!

В неё входит 21 рассказ, и добрую половину из них я оценил десятками и девятками по фантлабовской шкале. Не оттого, что приятельствую с Алексеем или Ларисой — просто рассказы того стоят. Часть из них я помню ещё с тех пор, как они побеждали на литконкурсах. Оставшуюся часть прочитал, когда авторы сдали сборник.

Я не стану останавливаться на «шахматной» компоновке — с моей точки зрения, она довольно изящна и вписывается в концепт серии, ну и славно. Также на мой взгляд рассказы искусно 'спарены» за одним, пожалуй, исключением, где парность большей частью условная. Но вот сами рассказы...

Когда читаешь, в том числе по долгу службы, множество короткой прозы, абсолютное большинство текстов забывается весьма быстро — в лучшем случае от них остаётся смутное воспоминание «о чём это было». Некоторые задерживаются в памяти более-менее надолго — по-видимому, один из десяти, но потом всё-таки растворяются в множестве других и прочих, чем-то схожих. И лишь очень немногие остаются навсегда, так, что через месяцы и годы после прочтения можно с лёгкостью пересказать сюжет и акцентироваться на том, чем именно рассказ зацепил, а иногда и поразил. В этом сборнике, вопреки статистике, таких рассказов с десяток. Я попросту их перечислю.

— Новое платье для Долорес Романо

— Мы рождены

— Жил да был один король

— Основной инстинкт

— Любовь и смерть техника Евстигнеева

Ларисы Бортниковой

и

— Дилемма 4

— Почти как брат

— Ночь, день и ночь

— Железо

Алексея Провоторова

Ну вот, собственно, и всё. Напоследок попросту рекомендую эту книгу. Кому? Да всем. Буду изумлён, если найдётся хоть один разбирающийся в короткой форме читатель, который скажет 'не понравилось'.

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 9 ]  +

Бафомет1969, 13 октября 2016 г. в 11:40

Это стопроцентное попадание в десятку! Наверное так бы писал пан Сапковский, не забрось он историю о Геральте. Сочно, визуально, с юмором, прекрасными диалогами и невероятно живыми персонажами! Я покорен, и Провоторов окончательно перебирается на полку с моими любимыми авторами!

Оценка : 10
«Долли»
–  [ 9 ]  +

Radmila, 01 апреля 2016 г. в 23:19

Очень атмосферный мир Леса, мотивы сталкерства, магия, фентэзи и пробирающая по коже нежная, завораживающая жуть.

Такие тексты — очень, очень большая редкость. Браво, Алексей!

Мир получился очень живой и хочется взахлеб смаковать целую повесть или роман о нем. Как ГГ стала тем, кем стала? Что за битва сделала Лес тем, что он есть? С чем ей еще предстоит столкнуться в Лесу? Есть ведь и другие сталкеры-ходоки, и те, кто не ходит в Лес — кто они, чем живут?

А теперь перечислю основной изюм.

Во-первых — баланс, почти идеальный баланс между событиями и бэкграундом. Поясняю: когда происходит событие, читатель понимает, почти интуитивно ухватывает логику, истоки и то, зачем ГГ делает что-то, но при этом нас никто не потчует долгой предысторией, нам не втирают, что раньше было так, происходит что-то благодаря тому-то и тому-то и так далее. Бэкграунда о мире ровно столько, чтобы мы понимали логику поведения героини, и это дается очень ненавязчиво.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, о том, почему рисунки Рюге так уж хороши, мы узнаем во время кульминации, до этого автор ненавязчиво намекает, что в этом мире они как-то помогают и очень важны, и мы принимаем это, отвлекаясь на следующий эпизод. И потом, в том числе, благодаря тому, что нам не выложили на блюдечке информацию, то, что татуировка становится реальным ножом, воспринимается выпукло и ярко. Так же и с другими событиями — автор сначала намекает на них, а потом происходит то, что делает намек живым и выпуклым. Показателен в этом плане также эпизод с поиском хижины, в которой спит Даньи. Показано, что что-то в ней не так, события строятся так, что читатель насторожен, а потом — взрыв текста и органично вплетенный кусок истории мира, очередное правило, позволяющее героине выжить, абсолютно не мешающий простому событию — поискам реальной хижины, без твари, притворяющейся мальчиком. Нам открывают часть истории и быта места через событие, происходящее здесь и сейчас, и это прекрасно. Больше того, это один из абсолютно правильных способов приучить читателя к миру и вызвать интерес. И более того, это не сползает в другую крайность — нет мельтешения, текст не превращается в кажу из воспоминаний: сюжет достаточно четкий, и эти события нанизываются, как на стержень, не тянут одеяло на себя. Их не слишком, их ровно как надо.

Автор уважает читателя, не тыкает ему в лицо пояснениями в стиле «это фентэзи! тут используют магию! тут страшно!» — мы поймем это сами, когда Долли посетует, что «заставила» огонь гореть, а не зажгла его, чтобы сэкономить силы, когда будет сказано о мертвой женщине, передвигающейся при помощи собственных волос, когда Долли войдет не в ту хижину, и так далее.

Текст — почти дыхание ГГ: мы вдыхаем ровно столько истории мира, чтобы она не отвлекала от события и помогала сделать следующий шаг.

Во-вторых — атмосферной жути в рассказ нагоняет, я бы сказала, соседство в умеренной форме наивно-детского

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— например, заклинание Долли, ее ответ великану «Нет, нет здесь никого», когда он спрашивает, кто есть — это абсолютно сумасшедше-прекрасный мир, где не проканает затаиться, где ты не выживешь без навыков, магии, оружия и (особенно важно) следования правилам. Он отличается от нашего, заметно отличается, и поэтому к нему тянет. Это просто прекрасно!
и пугающего
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, монстров — само присутствие великана контрастирует с «Детскими» вопросом и ответом, и вплетается в «бытовое» описание и простой язык — начинаешь очень любить именно это
. Пугающее описано очень по-бытовому, просто — и веришь, что оно действительно вот, рядом, и в определенных ситуациях только соблюдение иногда слегка «наивных» правил может защитить. При этом никто не застрахован от того, что его история вот прямо сейчас кончится, несмотря на умения и правила. Эти правила, кстати, перекликаются со сталкерством, я вспомнила краем мысли о гайках с тряпочками. Тоже нежная наивность в сочетании с миром, играющим по более чем серьезным правилам.

В-третьих, то, что меня царапнуло, вкусовщина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему-то слово «свитер» вызвало легкое недоумение, я вижу этот мир без свитеров. Это чистая вкусовщина, если подумать о киберпанке и так далее (а там есть пистолеты и в общем свитер вполне вписывается), то это слово если не органично вплетается в текст, то уж точно не портит его нисколько. Но меня слегка царапает, совсем слегка. Ну вот, к одному несчастному слову, не портящему картину, придралась... :(

В-четвертых, очень, очень хочется продолжения!

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 9 ]  +

muravied, 20 января 2016 г. в 15:37

Читал по всем канонам, перед сном в тёмной комнате, и тут сразу отмечу два плюса рассказа:

1. Дочитал до конца! Обычно перед сном читаю страниц пять и всё- глаза слипаются, а здесь очень хотелось дочитать ибо затянуло.

2. К середине рассказа стал поглядывать на темный проём двери, не стоит ли там никто, например старуха с рыбими зубами. Это тоже показатель, значит я, говоря по научному, труханул немного.

Других участников Чертовой Дюжины '15 пока не читал, но «Костяной» весьма впечатлил. Самые мощные эпизоды это первое описание ведьмы и когда назвали имя пса. Здорово! Спасибо автору!

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 8 ]  +

Heckel, 07 октября 2016 г. в 10:11

Отличное начало сборника. Читателю, который привык неспешно втягиваться в книгу, придётся пережить несколько неприятных минут, «восстанавливая дыхание». Очень хороший текст, объёмный и выпуклый. Идеальный баланс между формой и содержанием, жутким, как всякое недоброе колдовство, расплата за которое всегда больше, чем цель.

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 8 ]  +

Radmila, 31 марта 2016 г. в 15:20

Впечатляюще сочное повествование. Четкий баланс между описанием природы и действием, все выдержано. Герои — очень рельефные. Особенно ведьма.

Mustread для поклонников темного фентэзи и хоррора.

Дальше будут спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Жирный плюс ставлю за то, что с самого начала не ясно, где воины света, где воины тьмы. Читатель сам догадывается о том, кто хороший, кто плохой. Если в начале перед нами непонятный мужик и девушка, перекинутая через седло, без авторского отношения, начинаешь особенно детально читать, чтобы понять, это работорговец, похитивший невинную жертву, случайный человек, везущий тело незнакомой девушки после нападения, чтобы вылечить ее или достойно похоронить (типа мимо пройти не смог), или охотник на нечисть с трофеем. Это раскрывается только к середине, когда отношение к героям уже какое-никакое сформировалось — есть и сочувствие к девушке, находящейся на грани жизни и смерти, и настороженность, проявляющаяся по адресу главного героя. И это ложится на них отпечатком и дальше — даже когда уже ясно, кто такая Маэв, ее не начинаешь по-настоящему ненавидеть. Включается интерес к темной героине, и страшно интересно узнать ее историю.

Да, автор нашел очень хороший прием, чтобы показать, что мир не черно-бел, и герои не положительные и отрицательные, а разные.

2. Еще один жирный плюс — «плохой» конец. Все фентэзи обычно заканчивается хоть как-то победой добра, а здесь шикарная безысходность. Такая литература обычно очень на любителя, но здесь безысходность достаточно нежная, хоть и сильная. Изначально Маэв подана больше как жертва (ну как еще воспринять девушку, перекинутую через седло и полумертвую), и ее чудесное спасение — тоже хороший конец для читателя, сопереживающего ей. А приквел с историей Маэв может добавить изюму.

3. Есть некоторая непредсказуемость сюжета. Если сразу ясно, что с конем и псом что-то не так (и даже по ходу пьесы становится понятно, что именно; я как читатель всякого темного, сразу поняла, что конь — темный и достаточно важная фигура, чуть ли не опаснее всех, как ружье, висящее на стене, а пес раньше был таким же, как ГГ, и прикинула, что ГГ не вернется, потому что ведьма заменит им пса. Но финал превзошел мои ожидания), то с главными героями этого совсем не ясно. Смерть ГГ будет неожиданностью, а уж попавшая под раздачу ведьма... Этого я никак не ожидала.

4. Ведьма! Она прекрасна и ее история из 5 предложений — одно из самых атмосферных мест. У таких лирических отступлений бывают две проблемы: они могут быть а) скучными и не дающими сюжету ничего, б) неорганично вписанными и либо просто рвущими текст, либо «тянущими одеяло на себя». Здесь этого нет. Это очень лаконичное, напевное и завораживающее описание внешности ведьмы. Ровно столько, сколько надо, чтобы потом безболезненно вернуться в основной сюжет и не зевать на этих пяти предложениях, а замирать где-то внутри, представляя рыбу, ее зубы и объеденное лицо.

Ощущения и запахи. Они есть и тоже весьма органично прописаны. Детали, вроде татуировки-пера. Хочется окунуться в этот мир: узнав одно правило, хочется узнать и другое.

Оценка : 10
«Мужики»
–  [ 7 ]  +

Колобок У, 28 февраля 2016 г. в 11:42

ИМХО, в этом рассказе шикарно всё! Читал, как живую воду пил :)) Алексей Провоторов — талантище, и это неоспоримо!

Вердикт: максимальная оценка, к ней ещё одна такая же. И, нетерпеливое ожидание новых произведений автора! :)))

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 6 ]  +

Хельг, 01 мая 2024 г. в 15:37

Экспресс-выпуск «Избы-читальни» индахаус! Надо было бы пораньше, когда только вышла книга, было б больше пользы, но уж как есть, извините. Слоупок на марше. И сегодня он обозревает сборник коллеги Алекса Провоторова «Костяной».

Начну издали, потому как с Алексеем «Проводом» Провоторовым мы знакомы, страшно подумать, лет этак пятнадцать. Ещё с тех времён, когда мы, молодые и борзые пришли рубиться со олдами на «Золотую чашу», и довольно легко заняли финал. Я играл с «Кракеном», Провод — с «Волк, всадник и цветок». И вот с этого самого «Волка» я понял, что Провоторов — мой автор. Что есть в его текстах настоящее зримое волшебство, способное переносить туда, где заповедные дремучие леса, говорящие звери, магия, не отличимая от технологий, и погоня, погоня, погоня, погоня, в горяяяячееей крови!

Я не знаю, как из стандартного набора: Лес, Магия, Конь, Погоня, Меч, Ведьма, можно сделать столько разноплановых рассказов. А ведь по сути, преимущественно этот набор автор и использует. И получается здорово. Волшебство, не иначе. А, да, иногда приходит курящий лось или лось с клыками. Но ведь лось, это почти что конь, да?

В сборнике «Костяной» собраны фэнтези-рассказы Провоторова. О том, что автор ещё и хоррор пишет, прямо напомнит, разве что, «Молоко», в котором, кстати, тоже есть и ведьма, и Лес, и страшная древняя магия. В остальном это сборник фэнтези на границе с тьмой. Не дарк, ни в коем случае. В текстах Провоторова всегда живёт надежда. Но будет темно, возьмите фонарь или свечку.

Девятнадцать рассказов, все, как один увлекательные, динамичные, жуткие. Все, как один, написанные мастером. А, нет, вру! Один в соавторстве с мастерицей. Но суть не в этом. Суть в том, что если вы ещё не, то знайте — многое упускаете. Если хочется, чтобы ветер свистел в ушах, и земля содрогалась под копытами верного коня, и меч, с именем или без, оттягивал перевязь, и лес, нет — Лес, хлестал ветвями по лицу, норовя выбить из седла, то вам сюда. Открывайте книгу.

PS: Да, спасибо автору за подзабытое удовольствие читать бумагу. Пятна от борща сами себя не поставят.

Оценка : 10
«Игедо»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 06 апреля 2022 г. в 16:30

Бывает, знаете, ощущение, когда интуитивно чувствуешь, что автор — «твой», но отчего-то всегда откладываешь знакомство с его творчеством. С работами Алексея Провоторова у меня получилось именно так. После шикарного «Костяного», ставшего настоящим украшением антологии «13 ведьм», и «Форумных троллей», которые были одной из самых запоминающихся историй «Тёмной стороны Сети», никак не мог я плотно взяться за знакомство с рассказами автора.

Исправлять данное упущение начал с рассказа «Игедо». Почему? Да фиг его знает, просто название понравилось! И знаете, что я вам скажу? Это вот прям 10 из 10! В своих отзывах я неоднократно упоминал, что в фантастике/фэнтези я больше всего ценю произведения, в которых авторы будто бы «приоткрывают дверь» в другие миры, ничего читателю толком не объясняя, не скатываясь в многостраничные описания. Многоуважаемый Олег Семёнович Ладыженский, половина знаменитого дуэта Г.Л.Олди, применительно к творчеству господина Провоторова сформулировал это так: «Алексей отдает предпочтение завязке и развязке. Вместо экспозиции он предпочитает бросать читателя в историю сразу, без прелюдий – пусть выплывает». С этой формулировкой я полностью согласен, с одной небольшой поправкой: когда тебя бросают в подобную историю, что называется, «с головой», у неё должен быть внятный СЮЖЕТ, чтобы после прочтения не возникало мысли «круто, конечно, написано, жалко не понятно что это было!»

«Игедо» — прекрасный пример именно такой истории. Нам не объяснят кто такие Короли Второй Луны и не посвятят в историю их конфликта с обитателями описываемого мира. Не объяснят, почему стрегоньеры охотятся на ведьм-стрег, и почему именно последние могут призывать таинственных Красных Птиц, которые год от года становятся всё сильнее. Не объяснят, почему уничтожением Красных Птиц занимается только «затянутый в кожу, с белоснежной крахмальной повязкой на лице, Сигид Тьена». Не объяснят много чего... Но как же круто, кинематографично и буквально зримо описана сама история поиска отдельно взятого стрегоньеора Бастиана да Кила очередной Красной Птицы, кем бы она не была! Ну, вот почему ТАКИЕ произведения не берутся экранизировать в каком-нибудь аналоге «Любви, смерти и роботов»? Вот это был бы эпизод! В рассказанной истории прекрасно всё — и общий антураж, и запоминающийся образ ведьмы Леды Ютры, которую не просто так прозвали Лайкой (образы ведьм вообще удаются Провоторову на ура), и шикарная недосказанность, позволяющая понять, что описываемый мир когда-то был гораздо более высокотехнологичным, и — разумеется! — безумный конь самого Бастиана!

Одним словом, рассказу — 10 баллов не раздумывая! Как по мне, ничуть не хуже «Костяного» и пока (прочитал только половину) — лучший из рассказов сборника «Зеркальный гамбит».

Оценка : 10
«Волк, Всадник и Цветок»
–  [ 6 ]  +

EricKersey, 13 июля 2015 г. в 22:36

Данный рассказ вовлекает с первых строк и удерживает внимание читателя до самого конца. Потрясающая вещь! Казалось бы, сюжет весьма прост — добраться из пункта А в пункт Б, однако он приправлен колоритными персонажами, интересным миром, а также множеством дополнительных условий, которые предстоит выполнить главному герою. Возникает неподдельное сопереживание действующим лицам: вот-вот что-то пойдет не так! Элемент игры и стеклянные шарики стали своеобразными изюминками сюжета. Отдельно хочется отметить богатый, яркий язык и динамичное развитие событий, которое постоянно держит в некотором напряжении.

«Волк, Всадник и Цветок» — это именно тот рассказ, к которому хочется возвращаться, чтобы почерпнуть что-нибудь новое и освежить в памяти уже полюбившиеся моменты.

Оценка : 10
«Ёлка»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 20 мая 2024 г. в 09:46

Умеет всё-таки Алексей Провоторов одним-двумя предложениями задать необходимую, тревожно-неуютную атмосферу:

«Снег шёл какой-то липкий и цепкий, будто с неба падали бесконечные мелкие пауки. Так и казалось, что случайная снежинка шевельнётся, да и поползёт вверх. А то и не одна».

И рассказ получился неуютный. Страшный. Безысходный. В какие-то моменты даже омерзительный.

Но в то же время — он прекрасен! Прекрасен именно этой самой неуютной атмосферой, нарисованной скупыми мазками, когда поначалу совершенно непонятно, что происходит, но с каждым прочитанным предложением тебя обволакивает всё сильнее и сильнее тягучее понимание всей безнадёжности ситуации, в которой находится главная героиня по имени Ёлка.

А ведь казалось бы — ощущение приближающегося Рождества, когда в каждом доме должна стоять ёлка, иначе не приплывут редкие гости, нельзя будет получить хоть какую-то связь с отдалёнными людскими поселениями, потому как обитатели колонии, называемой по старой традиции Берегом, живут в условиях человеку враждебных, в краях, видимо, переживших какую-то не то глобальную катастрофу, не то вторжение чего-то чуждого, а то и потустороннего. Вот и бродит по лесу девочка Ёлка, посланная бабушкой на поиски ёлки, которую можно было бы нарядить...

Отдельная удача автора — показать всё глазами девочки, с её обрывками воспоминаний («За селом была целая дубовая роща, выращенная из желудей, что они привезли из-за моря. Были осины, липы и липовый мёд — Ёлка полагала рассказы о нём сказками для детей, — были яблони. Вот в них Ёлка могла поверить. Когда-то бабушка угощала её старыми, сморщенными, коричневыми дольками с запахом горячего, яркого лета, которого она никогда не видела, но могла представить.»), с естественным детским желанием быть рядом с мамой, которая бы не болела...

А потом автор нагонит такой жути, да ещё и ТАК перевернёт всё в финале с ног на голову, что остаёшься с каким-то опустошением в душе, и думаешь: «Блин, да как так-то!?»

Браво автору! Читать некоторые эпизоды было прям физически неприятно, но оторваться — невозможно. Высший пилотаж как в нагнетании мрачной атмосферы, так и в конструировании максимально некомфортных для существования человека условий. Разумеется, 10 баллов. Хотя я бы, честно говоря, поставил «десятку» за одно только название, которое автор придумал для существа, фигурирующего в данном рассказе. Вы только вслушайтесь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

паутень

Бррр, аж мурашки по коже...

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 5 ]  +

blade73, 20 января 2016 г. в 17:33

Мрачный и жестокий рассказ.

Мир где Ночные Твари живут бок о бок с людьми.Где самый страшный сможет прийти и помочь, если как следует попросить. Мир где Охотник за Людьми обращается к ведьме с просьбой воскресить мертвую женщину обвиненную в людоедстве. И вроде бы проведен ритуал и жертва уже готова,но что то идет не ТАК....

Р.S Ну сколько можно ТАК заканчивать свои истории???? Может хоть изредка стоит с оригинальничать и дать ГГ ШАНС?!

Оценка : 10
«Фемур»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 05 марта 2024 г. в 18:56

Я не берусь судить, насколько Алексей Провоторов следует золотому писательскому правилу «Показывай, а не рассказывай», это уж пусть профессиональные литературоведы разбираются, но как по мне, он прекрасно справляется и с «показать», и с «рассказать», а «Фемур» — едва ли не лучшая иллюстрация к этому утверждению.

С одной стороны, это прям очень «зримо», кинематографично, если можно так выразиться, поданная история — плотоядные цветы Гемоды с мясистыми кожистыми листьями и багряными пастями, полных волосков с мутными, как сукровица, каплями на игольно тонких концах, которым бросают на съедение приговорённых преступников; поле костей, за долгие годы скопившееся после подобных пиршеств; щуплые гномы, занимающиеся перековкой, стрижкой, покраской и прочей переделкой краденных коней; жутковатая ведьма, растягивающая своё дряблое лицо на специальных шнурах, дабы иметь иметь возможность видеть... Ещё и проходящий через всё повествование мотив тяжёлого духа болота, который снится герою и спустя много лет. Круто «показано», проще говоря! Как, впрочем, и всегда у Алексея.

С другой стороны, «Фемур» — это не просто яркие декорации и впечатляющие образы, это именно невероятно увлекательно «рассказанная» история, на протяжении которой «вот это поворот» встретится не раз, не два, а целых... сколько раз не скажу! Не стану лишать потенциальных читателей удовольствия. И что немаловажно, автор раз за разом демонстрирует в коротеньких, по сути, историях удивительную глубину образов, у которых мораль не то чтобы модная нынче серая, просто у каждого из них правда — своя. А уж кто большее чудовище среди не очень приятных персонажей — каждый решает для себя сам.

Разумеется, 10 баллов. Отличное начало сборника! Был уверен, что «Костяной» будет открывать одноимённый рассказ, но прочитав «Фемура» (и будучи знаком с другими работами автора) признаю — идеальный вариант для первого рассказа сборника! Чёткий сигнал, что дальше читателя ждёт ещё много отличных историй о колдовстве, за которое ВСЕГДА приходится платить, как и обещает аннотация.

Оценка : 10
«В своё время»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 22 декабря 2023 г. в 14:56

Чаще всего так бывает с музыкантами.

По-басурмански это называется мудрёным словом «коллаборация». Решили ребята или девчата вместе попеть/поиграть, собрались, записались. Все счастливы. И исполнители, и слушатели. С писателями — сложнее. Я не беру в расчёт, разумеется, тех авторов, которые изначально пишут в соавторстве (как вариант — Олди, или тот же Пехов со своими барышнями), или тех, для которых соавторство — привычное дело (Генри Каттнер и Кэтрин Мур чисто для примера), я про авторов, которые ни с того ни с сего взяли, да и написали вместе рассказ.

Это долгое вступление — для понимания. Два великолепных автора — стабильно прекрасный в любых жанрах Алексей Провоторов и умопомрачительно шикарная Евгения Ульяничева, пишущая по её собственным словам «киберлубок/нейрофолк» — выдали, наконец, совместный, соавторский рассказ. Получился он, что совершенно неудивительно, отличным. Оба автора не пишут — насыщенную вязь словесную плетут, в которой каждое не то что предложение, а буквально — слово, на своём месте. И каждое это слово настолько ладно в предложение ложится, что оторваться невозможно. А уж переливы сюжетные, так и вообще выше всяческих похвал у них получаются.

Сюжет рассказа — проще не придумаешь. Колдун промышлял тем, чем не надо. Теперь он бежит. За ним — погоня. Не просто погоня, разумеется. В итоге — догнали. Оригинально, правда? Не оригинально. Но не оригинально было бы, если бы... Если бы не язык, которым рассказ написан! Ох, как же это круто, когда вплетение псевдоэтнического колорита идёт произведению только на пользу! Это просто пиршество для глаз, восхищение для разума и услада для слуха, если попробуете вслух почитать. Чисто для примера:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я вспомнил, как, селясь в Посаде, клялся в князевом присутствии — на рудом железе, на варёной крови, на резбьлёной кости, но новом ноже, на чёрной собаке, на молодой осине, что не нарушу дозволенного, что искусство буду применять только во благо...

По большому счёту, я бы поставил рассказу высший балл за один только литературный язык, но и сюжетный выверт авторы припасли знатный. Возможно, он в чём-то и предсказуем, но плотная насыщенность действия — один бежит, другие догоняют, кто прав, кто виноват, не разобрать, да и не важно совершенно — позволяет Алексею с Евгенией по-настоящему удивить.

10 баллов не раздумывая. Читал уже трижды. Всем, кто считает, что в фантастике/фэнтези сложно сказать и сделать что-то новое — крайне рекомендуется. Если понравится (а вам скорее всего понравится) — скоро выйдет авторский сборник рассказов Провоторова «Костяной», а в Евгении я уверен — со временем всё тоже будет.

Оценка : 10
«Зеркальный гамбит»
–  [ 4 ]  +

strannik102, 03 февраля 2019 г. в 09:08

ШахМатная партия на поверхности N-мерного гиперкуба

Для меня это уже третья прочитанная книга из серии — первой была стартовая «Зеркало для героев» (М. Гелприн, О. Рэйн), затем сборник под №6 «Отражения и миражи» (М. Гелприн, И. Голдин), и, наконец, вот эта, седьмая.

Что бросается в глаза применительно не только к этому сборнику, но вообще как общая распространённая тенденция в современной фантастике: чаще всего читатель оказывается в каком-либо постапокалиптическом мире, либо в мире в состоянии происходящего всеобщего катаклизма, либо в предапокалиптическом состоянии, но непременно в мире, пребывающем в определённой степени депрессии. Об этом состоянии читаемого мира свидетельствуют и состояние погоды/непогоды, и разные природные аномалии, и тревожно-неблагополучная социальная среда в самых разных степенях неблагополучия и тревожности, и актуальная проблематика, с которой сталкиваются герои современных фантастических рассказов.

Другая общеизвестная тенденция, это то, что фэнтези победило SF. Если когда-то основными направленческими движениями жанра фантастики были рассказы, повести и романы научно-фантастической направленности, а затем постепенно крен пошёл в сторону социальной фантастики (не теряя при этом признаков научности), то теперь доминирует явный сдвиг в сторону полусказки, в сторону фэнтези. Причём как классического фэнтези, с рыцарско-средневековым антуражем и с многочисленными представителями малого народца в качестве основных героев и персонажей или же массовки, так и с его разновидностями.

Вот примерно такая же картина вырисовывается и при чтении этого сборника. Т.е. в доминанте мы имеем фэнтезийные темы или фэнтезийные картины задника, в доминанте же мы имеем те или иные формы депрессивного состояния внешнего мира, в котором происходят те или иные сюжетные действия и происшествия. Правда, нужно отметить, что всё-таки несколько рассказов из так называемой космической фантастики в сборнике есть, и их присутствие выгодно оттеняет и обогащает тематическое содержание.

Всё вышенаписанное не следует воспринимать как критику, направленную в сторону авторов. Это просто то, что явно бросается в глаза при некотором внимании к состоянию современной фантастической литературы. Не более того.

Если говорить о качестве представленного авторами литературного и сюжетного материала, то тут всё как минимум на «хорошо», но скорее на «очень хорошо» и «отлично». И потому удовольствие от чтения сборника было неподдельным, интерес к читаемому взаправдашним, а азарт трудно сдерживаемым.

Оценка : 10
«Веерное отключение»
–  [ 3 ]  +

Manowar76, 21 мая 2024 г. в 15:44

Давно я не читал таких атмосферных рассказов.

Как будто Лавкрафт, Кафка и Кинг водили пером автора.

Все ужасы — в голове шестиклассника. На дворе видимо девяностые, в городе — веерные отключения. Папа на заработках, мама в гостях. Темно и страшно. Пугает всё — кровать, одежда, шторы, дверь, телефон, всё!

И пацан не выдерживает, выпрыгивает в окно. Хорошо, что первый этаж!

Ужасы продолжаются и на улице. Хорошо, что дали свет. Рациональность вернулась, вот только почему звонит отключенный телефон?

Кого бояться: веерных отключений, темноты, и, главное, собственных страхов.

10(АТМОСФЕРНО)

Оценка : 10
«Зеркальный гамбит»
–  [ 3 ]  +

applemice, 05 августа 2018 г. в 18:59

Сборники серии «Зеркало» отличаются уникальной концепцией. У каждой книги два автора — мужчина и женщина. Их рассказы пересекаются, олицетворяя «мужской» и «женский» взгляд на схожие темы. При этом в каждом новом сборнике новая концепция, привязка то к знакам зодиака, то к рунам, картам таро, восточному гороскопу... в данном сборнике тема «шахматы».

Не смотря на то, что авторы попеременно «ходят» и черными, и белыми фигурами, для отзыва представлю, что Лариса Бортникова играла белыми, как и безымянная девушка в предисловии. Итак...

Белые начинают и... проигрывают. Увы, видимо, это просто не мой автор. Не смотря на то, что объективно в ее рассказах неплохие, иногда весьма оригинальные, сюжеты, авторские язык и стиль мне не зашли. Показались грубыми (лучше слова не подберу), агрессивными, отталкивающими, а юмор показался натужным. Вот, казалось бы, рассказ про мир Пиноккио-Буратино в антураже «Крестного отца» и «Города грехов» — что могло пойти не так?.. Идея хороша, а исполнение мне не понравилось. В общем, повторюсь, не мой автор, на интуитивном уровне. Хотя многим может и понравиться. Единственный рассказ, который меня зацепил, и сильно — «Большое путешествие из Саратова в Москву». «Основной инстинкт» тоже неплох.

Стиль Алексея Провоторова, я, напротив, люблю. Яркие, красивые описания, образы, врезающиеся в память (не зря автор, помимо текстов, создает иллюстрации). Классические фентези-похождения и космическо-фантастические сюжеты, временами с толикой хоррора. Больше всего понравились истории про огненных птиц со Второй Луны, морозную планету с углекислым снегом, поединок убийц в городе с синей башней, катастрофический поход за Край Земли, зеркальных двойников в заброшенном селе и чудесный рассказ «Железо», где фентези и фантастика сплелись в тугой узел.

Оценка : 10
«Веерное отключение»
–  [ 3 ]  +

Sova777, 17 сентября 2016 г. в 11:06

Читал в солнечный летний полдень и было жутко до дрожи... Хм, не замечал за собой раньше страха темноты 10 из 10

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 25 ]  +

Deliann, 21 января 2016 г. в 20:37

Абсолютно не был готов к такой истории. Перед нами мир, в котором соседство с нечистой силой — в порядке вещей и никого особо не удивляет. Пугает – да, беспокоит – конечно, но не удивляет. Главный герой по имени Лют является охотником на плохих людей. Эта профессия – что-то типа ведьмачества Сапковского, с поправкой на человеческий объект охоты. Хотя в былые времена люди вроде Люта охотились и на нечисть тоже. Но сейчас это занимает мысли главного героя меньше всего. Потому что в данный момент Лют бредет через лесную чащу, ведя за собой коня, нагруженного трупом женщины. Конь несколько странный, а к трупу у охотника есть несколько вопросов, задать которые может помочь только ведьма, живущая где-то в глубине леса…

Атмосфера – просто выше всяких похвал, читать реально жутко и мороз по коже пробегает не раз. Мрачный зимний лес, логово ведьмы прописаны ярко и по-хорошему отвратно. Персонажи не картонки, каждый цепляет своей индивидуальностью и вызывает именно те чувства, на которые рассчитывал автор.

К небольшим минусам рассказа я бы приписал предсказуемость концовки (как только понимаешь правила мира, сразу осознаешь, чем дело кончится) да легкий перебор с кровищей.

В целом, я впечатлен и рассказ настоятельно рекомендую всем любителям отличного хоррора.

Оценка : 9
«Форумные тролли»
–  [ 14 ]  +

Хельг, 23 октября 2015 г. в 17:01

Идея — вот на поверхности. Нагнись и бери, и делай хороший рассказ. Но подобрать догадался только Провоторов. С его поэтичным языком, с интересным углом зрения на традиционные сюжеты, получилось просто отлично. Хорошо, что автор не зацикливается только на темном фэнтези. Получился и злой, социальный, психологически достоверный ужастик, и предостережение всем, кто не умеет сдерживать эмоции в интернет спорах. Помните, кто-то кормится вашей злобой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В прямом смысле слова.

Оценка : 9
«Глафира»
–  [ 11 ]  +

Kuznetsov_V_A, 23 ноября 2016 г. в 10:42

Пожалуй, стоит начать с того, что лучшим на сегодня представителем боди-хоррора лично я считаю не фильм и не книгу. На мой взгляд, суб-жанр раскрыт максимально многогранно и глубоко в первой части игровой серии Dead Space, 2008-го года. Потому, «Глафира» — будучи непреднамеренно и только частично повторяющей путь своего «конкурента из смежной области» — просто не могла мне не понравиться.


Я далеко от обвинений автора в эпигонстве и тем более – подражательстве. Тут, я уверен, как в типичном дисклемере — «все совпадения — случайны». Тем не менее, атмосфера резонирует почти идеально и очень много маркеров обозначивают родство «Глафиры» и «Ишимуры». Что, учитывая разные «отрасли», можно даже отнести к плюсам рассказа.


Как самостоятельное произведение, «Глафира» хороша той самой холодной, отдающей металлом и вакуумом атмосферой, которая так ценится любителями космо-хоррора. Чувство клаустрофобии и боязнь темноты постоянно нарастают, смешиваясь с классическим саспенс-приемом «кто самозванец?», доводящим персонажей до агрессивного безумия, а читателя – до зудящего, изнывающего любопытства. Концовка грамотно разрешает все поставленные вопросы и в итоге рывком расширяет масштабы происходящего с замкнутого пространства корабля до чего-то несоизмеримо большего. Единственное, в чем можно упрекнуть автора в этом отношении – в применении довольно избитого приема «персонаж-всезнайка сейчас нам все объяснит». Такое решении позволяет быть кратким (учитывая, что рассказ писался на ЧД-14 с ее ограничением по объему), но в «сольном» выступлении это не может служить оправданием. Иногда я жалею, что некоторые конкурсные рассказы авторами по завершению борьбы не редактируются, особенно с учетом некоторых, возможно, ценных замечаний критиков и жюри. «Глафире» пересмотр в части развязки пошел бы на пользу, причем, без кардинальных переделок, больше в сторону расширения действия. Снова-таки, трудно удержаться от параллелей с Dead Space, где постигшая «Ишимуру» напасть успевает примерить на себя и роль эпидемии, и кровожадного культа, и правительственного заговора, и даже персонального безумия героя.


«Глафира» отличный рассказ с холодной темнотой космоса в душе, чувством паранойи, безысходности и ужаса. С другой стороны – это неплохая «новеллизация» именитой КИ. С третьей – прекрасный образец, иллюстрирующий многогранность боди-хоррора, как жанра.

Оценка : 9
«Форумные тролли»
–  [ 11 ]  +

Колобок У, 26 октября 2015 г. в 21:51

Этот рассказ напугал меня больше всего. И страшен этот рассказ тем, что всё описываемое в нём — может произойти в жизни. Легко. С каждым из нас. В любой день.

Алексею Провоторову — моё почтение. Обязательно буду следить за его творчеством, оно меня почти не разочаровывает (за исключением одного рассказа, но это сугубая вкусовщина).

Вердикт. Форумные тролли — лучший рассказ ТСС.

Оценка : 9
«Костяной»
–  [ 8 ]  +

korsrok, 29 июля 2017 г. в 03:00

«…нашли за жилищем его алтарь, а на алтаре кадавра, что он из костей складывал. Кости были человеческие, но складывал он из них подобие звериное» — Алексей Провоторов, 2015.

В страшный и старый лес едет людолов Лют с людоедом Маэв на ее мертвой лошади. Охотник на изгоев и злодеев намерен воскресить девушку каннибала и узнать, что она сделала с его дочерью. Он едет в лестной ведьме – Буге, — которая практиковала некромантию и цена воскрешения как всегда чья-то жизнь. Перед тем как вернуть девушку с той стороны ее придется заплатить. Антология «13 Ведьм» начинается жутким и мрачным рассказом. История поведанная автором реально страшная и подобная «Подходящим обстоятельствам» Амброса Бирса – таит в себе ужас, который в полной мере раскрывается в особой обстановке. «Костяной» сильный рассказ, может напугать вас днем в людном месте, но ночью, в полной изоляции и одиночестве, при свече, не каждый дочитает его до конца. А тот, кто отважится на это едва ли, перевернув последнюю страницу, сможет, потушив свечу, спокойно уснуть.

Оценка : 9
«Мужики»
–  [ 7 ]  +

dimon1979, 14 июня 2020 г. в 12:59

Наконец-то меня начали радовать авторы сборника «Самая страшная книга — 2016».

Очередная забытая временем и людьми деревня. Читая описание жизни в подобных местах, всегда удивляешься, насколько разнообразно можно описывать самые простые бытовые ужасы. Лишённые всего жители, продолжают дикие ритуалы своих предков.

Главному герою уготована судьба незавидная, он становится заложником древних сил и безумных жителей деревни.

Автор смог соблюсти все стадии в своём рассказе. Интересное начало, интригующая середина и шикарная концовка, пусть и открытая.

Именно таких рассказов я ждал от данного сборника, которые по-настоящему могут напугать. И когда в очередной раз кто-то пойдёт за дровами для печки, пусть оглядывается по сторонам, нет ли там голодного мужика?

Оценка : 9
«Железо»
–  [ 6 ]  +

tgubonyi, 31 октября 2018 г. в 14:52


Со времен «Кыси» не попадались мне такие очаровательные пост-апокалипсические сказки. Настоящее удовольствие следить за тем, как воображение автора вырисовывает окружающий мир, тем более, что там и магия обретает. Почитайте, не пожалеете!

Оценка : 9
«Костяной»
–  [ 6 ]  +

Mo3k, 03 ноября 2016 г. в 12:47

Великолепный, атмосферный рассказ со своей мифологией. Тоскливый, мрачный, беспросветный. Живые герои в серых образах, не сразу понятно кто из них плохой, а кто хороший. Конечно же закономерная, логичная концовка. Браво!

Оценка : 9
«Железо»
–  [ 6 ]  +

olpo70, 30 июля 2016 г. в 19:23

Просто замечательный рассказ. Фантастика написанная в духе фэнтези. Но не оказалось ни какой магии. Мир после военной катастрофы и неординарные способности главного героя создали эту ауру фэнтези. Но прелесть этого рассказа в другом. Автор смог в рамках не большого произведения описать мир таким каким он стал. Описать народности и сущности его населяющие. Причем описать ёмко и интересно. Понимание того что происходит приходит в самом конце. Благодаря чему интрига сохраняется до самого конца. А вот конца то у рассказа как раз то и нет. Понятно что должно быть продолжение. И я думаю оно будет не менее интересно. Ждем.

Оценка : 9
«Молоко»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 02 мая 2024 г. в 00:47

Отличный деревенский хоррор.

Сюжет, я бы, не сказал, что слишком сложный или затейливый, нет. Но, это в рассказе, по-моему, не главное.

История про мальчика, которого мать отвезла пожить в деревню, к бабушке. И, ребенок, случайно, увидев нечто необычное, пытается найти ответы на свои вопросы.

Великолепная атмосфера.

Весенняя грязь. Мрачный лес, вызывающий неприятное, беспокоющее чувство. Мокрый и холодный сад. Деревенская изба. Вроде бы, обычные декорации, но, автор смог заставить читателя увидеть все это своими глазами.

Понравилось то, что легко получилось посмотреть на этот мир глазами ребенка из рассказа. Почувствовать его эмоции. Услышать таинственные шорохи на чердаке...

А ещё, прочитать про необычное сказочное существо, про которое я раньше и не слышал!

Ну, и, открытый финал, здесь, по-моему, смотрится интересно.

Здорово.

Оценка : 9
«Сие — тварям»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 28 июня 2023 г. в 17:37

Отличный рассказ.

История, начинающаяся как стандартное «темное фэнтези», постепенно превращается в нечто, гораздо большее и сложное.

Интересная идея про рыцаря, который хочет узнать, что находится за краем мирового диска. Нет, он знает, что в древних книгах сказано, что «сие — тварям», людям доступ запрещен. Но, уж очень любопытен герой...

Сплошные загадки, неожиданные повороты и превращения. Не буду делать спойлеры, но, все гораздо сложнее и интереснее, чем обычные приключения рыцаря в фэнтезийном мире. Будут и колдуны и ведьмы, оборотни, неописуемые страшные монстры.

Наверное, главное достоинство этого рассказа — оригинальность и непредсказуемость.

Прекрасная задумка и удачная реализация.

Оценка : 9
«Веерное отключение»
–  [ 5 ]  +

Kulunda14, 27 апреля 2018 г. в 17:55

Отличная жутяшка родом из детства. Только ты и темнота. Нет, не так — ТЕМНОТА. Как много сразу шорохов и звуков в обыкновенной панельной двушке...

Оценка : 9
«Мужики»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 04 мая 2024 г. в 10:14

Классно написанный кантри-хоррор про проклятое село.

Художник из игровой индустрии за спокойствием едет на две недели в деревню к знакомой, пока та уезжает в столицу, пожить в его квартире.

Просьба к новому жильцу одна — кормить лису. Сам ешь — покорми лису. Не забывай кормить лису, понял? Главный герой, естественно, забывает, и тут начинается.

Автор так вкусно описывает сельскую идиллию в начале, что даже жалко, когда простая пастораль скатывается в кровавый морок.

А подружка тоже хороша — подсуропила знакомому.

Написано отлично! Пока это самый сильный рассказ в антологии ССК2016, если смотреть сначала.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Волк, Всадник и Цветок»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 01 июля 2023 г. в 20:48

Великолепное приключенческое фэнтези.

Погоня, препятствия на дороге, сражения с разными непонятными существами.

— Интересные и необычные герои.

— Удивительная и яркая фэнтезийная вселенная.

— Оригинальный сюжет, который мне напомнил сказочные истории.

— Очень димамичное повествование.

И, наверное, главное, это яркий и весёлый стиль изложения. Отличный рассказ. Читается на одном дыхании.

Оценка : 9
«Дилемма 4»
–  [ 4 ]  +

olmi, 03 марта 2022 г. в 00:29

Космическая фантастика. ЧП на дальней планете, напарник, превратившийся во врага.

Кто он — просто трусливая сволочь или вместилище враждебного разума? Из последних сил Нельма возвращается на корабль, преодолевая возможности тела и техники, путая явь и бред. Дойдет ли она? И если дойдет, то кто — Нельма или вместилище враждебного разума?..

Ярко, логично и заставляет сопереживать. Последнее особенно ценно.

Оценка : 9
«Железо»
–  [ 3 ]  +

Algerd, 20 августа 2016 г. в 14:56

На мой субъективный взгляд, это безусловный лидер сборника. Во-первых и главных, этот рассказ просто очень интересный. Сюжет закручен и до самого конца непонятен. Более того, почти на протяжении всего рассказа кажется, что это фэнтези. Во-вторых, это олдскул в стиле Хайнлайна, что сейчас редко кто может сделать. В-третьих, великолепно придуманный и прописанный авторский мир, чего мне в современной фантастике тоже очень не хватает.

Оценка : 9
«Железо»
–  [ 2 ]  +

sergej210477, 05 июля 2023 г. в 00:11

Отличная постапокалиптическая фантастика, ловко маскирующаяся под фэнтези.

Не хочу писать про сюжет — нет желания раскрывать всю отличную задумку автора, простую, и, вместе с этим — изящную.

Хорош окружающий послевоенный мир.

Хороши, поначалу, непонятные, но, интересные персонажи.

Очень удачный финал.

Яркий рассказ.

Оценка : 9
«Эффект дефекта»
–  [ 2 ]  +

olpo70, 12 июня 2018 г. в 15:30

Писать рассказы в стиле фэнтези очень тяжело. А в стиле темного фэнтези ещё тяжелее. Здесь удача. Автор просто молодец. Темно и жутко. Читая ты незаметно попадаешь в созданный Алексеем мир. Ты воплощаешся в главного героя и становится по настоящему жутко, но безумно интересно. Да и детектив довольно таки оригинален, хотя и развивался по классическим канонам. Впечатлило.

Оценка : 9
«Почти как брат»
–  [ 1 ]  +

Илья Пивоваров, 19 февраля 2016 г. в 23:05

Самый страшный рассказ в журнале. Язык очень хорош.

Оценка : 9
«Костяной»
–  [ 14 ]  +

Ny, 18 октября 2018 г. в 12:50

Не люблю ужасы. Не ценю атмосферу хоррора, не вижу в них почти ничего интересного, большинство считаю недостаточно страшными.

Поэтому редко получаю хорошие впечатления от прочтения подобных произведений. И за подборку рассказов Алексея Провоторова, посмотреть которую мне неоднократно рекомендовали, брался с долей скепсиса — изрядное число молодых авторов хвалят зазря. А тут ещё и ужасы...

Поначалу попались чисто мистические и приключенческие вещи. Ничего особенного в них не было, а специфический отрывистый авторский стиль показался основательным недостатком. Затем, за один вечер подряд были прочитаны несколько «страшилок» в антураже постапокалипсиса и фэнтези. Эти понравились значительно больше. Особенно запомнились рассказы «Костяной», «Эффект дефекта».

С одной стороны, нельзя не отметить скованность, характерную для всех прочитанных рассказов. Автор ухитряется от истории к истории использовать всего 3-4 сюжетных варианта, неизменно во многих рассказах фокусируется на нескольких определённых деталях (осень, лес, луна, сумерки, холод), постоянно ограничивается переходящими чертами, впечатлениями, описаниями, но не желает или не может показать происходящее более полно. События обычно начинается с середины, начало опущено. Это создаёт впечатление недосказанности, неоконченности — рассказы выглядят зарисовками, фрагментами, которые нужно и можно расписать шире.

С другой стороны, автор умеет увлечь действием, блеснуть неожиданной деталью, втянуть читателя в произведение словами. Самыми же сильными писательскими достоинствами я бы назвал умение создать образ и мастерскую передачу ощущений героев, атмосферы событий. В рассказе «Костяной», на мой взгляд, автор смог развернуть свой талант в полную силу.

Рассказ тяжёлый: нечистый, тоскливый, странный. Но буквально с первых абзацев я забыл, что читаю ужасы, сюжет перестал быть важен. Настолько мощно затопило волной живых, прямо-таки личных переживаний, пропало понимание определённости и желание анализировать текст. Захотелось просто чувствовать: и серость уходящего дня, и усталость персонажа, и его неуверенность, и горький, противный привкус дыма, и шелест раздвигаемой сухой травы. Вот-вот пойдёт снег, опустится ночь. И дальше… Деловое равнодушие ведьмы. Неуют прогнившего хутора. Обманчивое тепло неприятного жилья. Нежелание выходить в темень, что-то делать. Попытка отмыть пальцы в ледяной воде от жира и сукровицы. Утрата страха перед страшным, бессильное ожидание хоть какого-то конца. Всё это зримо, выпукло, очень чётко. На уровне тактильных ощущений.

Конец прорывается внезапной, немного ошеломляющей развязкой – поставлена жирная точка. Но даже после неё продолжает чувствоваться умелая чересполосица впечатлений, на которой построен текст: чувство долга и томительная невозможность достичь цели, отчуждённая потерянность и давящее соседство с опасностью, слабость добра и сила зла. Словно опять «Сказку странствий» посмотрел.

Интересно, необычно. Можно простить недостатки и даже общую шаблонность истории. По стилю чем-то напоминает Ш. Врочека, по замыслу – Леонида Алёхина (вот у кого бы поучиться гладкости текста), по необычным образам – Кирилла Бенедиктова.

Хочется пожелать автору развиваться дальше, не зацикливаться на короткой форме, больше экспериментировать.

Оценка : 8
«Глафира»
–  [ 11 ]  +

Тиань, 28 июля 2019 г. в 22:02

В сборнике «Всё Зеркало» данный рассказ воспринимается как своеобразное продолжение рассказа Тимура Максютова «Всем, кто слышит». «Европа» начала, «Глафира» продолжила, а финала здесь не предвидится: такую форму жизни не очень-то убьешь, она от большинства доступных человеку воздействий защищена, хотя и туповата.

Рассказ заставляет задуматься, а зачем, собственно, человеку космос. Что там можно найти полезного для людей и стоит ли этот поиск тех жертв и риска, с которыми сопряжен? Вопросы такого рода ответа на имеют, естественно. Один из героев Станислава Лема говорил: «...мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало…» Капитан «Вавилона-5» придерживался иной точки зрения: «...постепенно наше Солнце остынет и умрет. Когда это произойдет, это уничтожит не только нас... ...но и Мэрилин Монро, и Лао-цзы, и Эйнштейна... ...и Моробуто, и Бадди Холли, и Аристофана... И все это... ...все это... ...будет впустую... ...если только мы не полетим к звездам». Северин же ни к каким звездам лететь и вовсе не стремился, он просто выполнял свою работу, думая о вещах сугубо приземленных — большая оплата, долги. Позиция героев рассказа ближе к прагматичной лемовской, хотя каждый из них сумел стать Героем.

Показательно, что герои рассказа до последнего считали источником опасности открытый космос. Даже в космическую эру, когда уже и колонии на других планетах созданы, в сознании человека сохраняется стереотип: мой дом — моя крепость. Частью одного большого космоса люди себя ощутить не умеют.

Мне рассказ не показался страшным. «Чужой», «Некто», «Кто ты?» подготовили воображение к восприятию такого рода историй с некоторой дистанции. Но ведь никто не знает что там — за пределами просматриваемой части космического пространства, расширить которую мы так страстно стремимся. Рассказ заставляет об этом задуматься. Наверное, это главное. Когда по прочтении остаются вопросы и холодок в душе — произведение написано и прочитано не зря.

Оценка : 8
«Веерное отключение»
–  [ 11 ]  +

ii00429935, 01 мая 2016 г. в 19:11

Вы боитесь темноты? Не спешите с ответом. Ради эксперимента попробуйте хотя бы часок посидеть без света в пустой квартире. Только чур никаких смартфонов и планшетов! Уверен: в каждом из нас живет ребенок, и вы легко представите себя на месте 11-летнего Женьки, героя рассказа «Веерное отключение». Вот редкий вид хоррора, который можно рекомендовать читателям любого возраста. Страх, который обыгрывает автор, поистине универсален.

При желании все, описанное в рассказе, можно объяснить рационально. Монстров из мрака впечатлительный ребенок себе нафантазировал. В округе пропадают дети? Женька живет в криминальном районе. Кто-то ломился в дверь? Соседка за солью приходила — а звонок не работает... Вы как раз такой скептик? Все равно дайте Алексею Провоторову шанс. Под финал у автора припасен небольшой джокер в рукаве. Приятного вам чтения! И если за окном уже стемнело, на всякий случай проверьте: вы не забыли запереть входную дверь?

Оценка : 8
«Костяной»
–  [ 9 ]  +

EricKersey, 21 января 2016 г. в 00:09

Отличный рассказ, яркий, с такими врезающимися в память картинками и персонажами. Хотелось бы больше повисшего в самом начале напряжения и меньше кровавых сцен ближе к концу, но это такое — вкусовщина. Думаю, многим фанатам хоррора всего в самый раз.

Оценка : 8
«Веерное отключение»
–  [ 8 ]  +

dimon1979, 16 июня 2020 г. в 16:47

Этот рассказ о детстве. Вернее, о детских страхах темноты. Реальная история одного вечера, когда маленький мальчик остался один дома и ему отключили свет.

Почему я говорю, что история реальная. Потому что, практически не найдётся людей, которые бы в детстве не боялись темноты. А здесь всё в комплексе. Один дома и без света. Жуть? Конечно, ещё и какая.

Шикарный на самом деле рассказ. Отлично выписанная атмосфера, достоверно переданы эмоции и тревоги парня, его действия и переживания. Боязнь темноты присуща не только детям, это вполне рядовая фобия и для взрослых людей.

Это реальный хоррор, потому что многие из нас оказывались на его месте и точно также судорожно вздрагивали от каждого шороха.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх