Алексей Провоторов отзывы

Все отзывы на произведения Алексея Провоторова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 113

  Страницы: [1] 2  3 

«Костяной»
–  [ 25 ]  +

Deliann, 21 января 2016 г. в 20:37

Абсолютно не был готов к такой истории. Перед нами мир, в котором соседство с нечистой силой — в порядке вещей и никого особо не удивляет. Пугает – да, беспокоит – конечно, но не удивляет. Главный герой по имени Лют является охотником на плохих людей. Эта профессия – что-то типа ведьмачества Сапковского, с поправкой на человеческий объект охоты. Хотя в былые времена люди вроде Люта охотились и на нечисть тоже. Но сейчас это занимает мысли главного героя меньше всего. Потому что в данный момент Лют бредет через лесную чащу, ведя за собой коня, нагруженного трупом женщины. Конь несколько странный, а к трупу у охотника есть несколько вопросов, задать которые может помочь только ведьма, живущая где-то в глубине леса…

Атмосфера – просто выше всяких похвал, читать реально жутко и мороз по коже пробегает не раз. Мрачный зимний лес, логово ведьмы прописаны ярко и по-хорошему отвратно. Персонажи не картонки, каждый цепляет своей индивидуальностью и вызывает именно те чувства, на которые рассчитывал автор.

К небольшим минусам рассказа я бы приписал предсказуемость концовки (как только понимаешь правила мира, сразу осознаешь, чем дело кончится) да легкий перебор с кровищей.

В целом, я впечатлен и рассказ настоятельно рекомендую всем любителям отличного хоррора.

Оценка : 9
«Костяной»
–  [ 18 ]  +

Karnosaur123, 12 октября 2016 г. в 07:07

Я очень неохотно читаю в электронке, так что мое знакомство с большинством авторов начинается исключительно с бумажных публикаций. И потому для меня как-то неожиданно, ровно из ниоткуда, возник молодой автор Алексей Провоторов с отличным рассказом «Форумные тролли» в сборнике «Темная сторона Сети». Затем были превосходные «Мужики» и «Веерное отключение», а также любопытный рассказец в стиле дарк-техно фэнтези «Эффект дефекта» (который произвел на меня меньший эффект, простите за каламбур). И вот — «Костяной», который без преувеличения можно назвать шедевром автора, одной из жемчужин серии «Самая Страшная Книга» и российского хоррора вообще. Рассказ резко выделяется из всего, что я уже прочел у Провоторова: если во всех прочих рассказах ужас неразрывно сочетался с юмором (чего стоит тихая старушка, сожравшая своего пса в «Мужиках», лось, просящий закурить, в «Эффекте дефекта», и буквальное прочтение народного выражения «Не корми троллей» в «Форумных троллях»), то в «Костяном» юмора нет вообще — только липкий ужас, обволакивающий и стылый, как осенний туман. И, как ни странно, отсутствие одной из традиционных составляющих творчества Провоторова пошло рассказу только на пользу. В этом колдовском мире места юмору нет и быть не может. Великолепный язык, и по-настоящему гнетущая атмосфера — уже за наличие «Костяного» сборник «13 ведьм» заслуживает десятки, а Алексей Провоторов уверенно претендует на звание одного из мастеров жанра.

Оценка : 10
«Веерное отключение»
–  [ 15 ]  +

Ролик, 19 февраля 2016 г. в 23:08

Давненько рассказ не погружал меня в такую жуть, когда ледяные щупальца страха ползают по позвоночнику!. Провоторов умело нагнал то самое состояние жути, какое испытывают маленькие дети перед темнотой — сам ощутил себя на месте несчастного Женьки.

Хотя монстры, представлявшиеся мальчишке по темным углам, пугали постольку поскольку. Я больше боялся, что в темноте к нему в квартиру пролезет какой-нибудь маньяк.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассказ обрывается внезапно, хэппи-эндом, который кажется абсолютным... пока не доходит до самого последнего абзаца.

Выключенный из сети телефон снова звонит, хотя в квартире по идее никого не осталось и подсоединить его было некому... Кто стучался к мальчику в дверь — молча и так настойчиво? Как с этим связана та женщина из РЭС?

Полагаю, что действовала банда похитителей детей, один из которых — женщина — вдобавок заведовала электроэнергией в городе. Рассказ заставляет строить жуткие предположения.

Рекомендую эту историю всем любителям попугаться. Никаких явных ужасов — только тени, шорохи, звонки и ТЕМНОТА. Но атмосфера жути будет держать вас вплоть до последней строки.

И как же остро воспринимается тема рассказа сейчас, когда наш город сам переживает ряд таких вот веерных отключений...

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 14 ]  +

Ny, 18 октября 2018 г. в 12:50

Не люблю ужасы. Не ценю атмосферу хоррора, не вижу в них почти ничего интересного, большинство считаю недостаточно страшными.

Поэтому редко получаю хорошие впечатления от прочтения подобных произведений. И за подборку рассказов Алексея Провоторова, посмотреть которую мне неоднократно рекомендовали, брался с долей скепсиса — изрядное число молодых авторов хвалят зазря. А тут ещё и ужасы...

Поначалу попались чисто мистические и приключенческие вещи. Ничего особенного в них не было, а специфический отрывистый авторский стиль показался основательным недостатком. Затем, за один вечер подряд были прочитаны несколько «страшилок» в антураже постапокалипсиса и фэнтези. Эти понравились значительно больше. Особенно запомнились рассказы «Костяной», «Эффект дефекта».

С одной стороны, нельзя не отметить скованность, характерную для всех прочитанных рассказов. Автор ухитряется от истории к истории использовать всего 3-4 сюжетных варианта, неизменно во многих рассказах фокусируется на нескольких определённых деталях (осень, лес, луна, сумерки, холод), постоянно ограничивается переходящими чертами, впечатлениями, описаниями, но не желает или не может показать происходящее более полно. События обычно начинается с середины, начало опущено. Это создаёт впечатление недосказанности, неоконченности — рассказы выглядят зарисовками, фрагментами, которые нужно и можно расписать шире.

С другой стороны, автор умеет увлечь действием, блеснуть неожиданной деталью, втянуть читателя в произведение словами. Самыми же сильными писательскими достоинствами я бы назвал умение создать образ и мастерскую передачу ощущений героев, атмосферы событий. В рассказе «Костяной», на мой взгляд, автор смог развернуть свой талант в полную силу.

Рассказ тяжёлый: нечистый, тоскливый, странный. Но буквально с первых абзацев я забыл, что читаю ужасы, сюжет перестал быть важен. Настолько мощно затопило волной живых, прямо-таки личных переживаний, пропало понимание определённости и желание анализировать текст. Захотелось просто чувствовать: и серость уходящего дня, и усталость персонажа, и его неуверенность, и горький, противный привкус дыма, и шелест раздвигаемой сухой травы. Вот-вот пойдёт снег, опустится ночь. И дальше… Деловое равнодушие ведьмы. Неуют прогнившего хутора. Обманчивое тепло неприятного жилья. Нежелание выходить в темень, что-то делать. Попытка отмыть пальцы в ледяной воде от жира и сукровицы. Утрата страха перед страшным, бессильное ожидание хоть какого-то конца. Всё это зримо, выпукло, очень чётко. На уровне тактильных ощущений.

Конец прорывается внезапной, немного ошеломляющей развязкой – поставлена жирная точка. Но даже после неё продолжает чувствоваться умелая чересполосица впечатлений, на которой построен текст: чувство долга и томительная невозможность достичь цели, отчуждённая потерянность и давящее соседство с опасностью, слабость добра и сила зла. Словно опять «Сказку странствий» посмотрел.

Интересно, необычно. Можно простить недостатки и даже общую шаблонность истории. По стилю чем-то напоминает Ш. Врочека, по замыслу – Леонида Алёхина (вот у кого бы поучиться гладкости текста), по необычным образам – Кирилла Бенедиктова.

Хочется пожелать автору развиваться дальше, не зацикливаться на короткой форме, больше экспериментировать.

Оценка : 8
«Форумные тролли»
–  [ 14 ]  +

Хельг, 23 октября 2015 г. в 17:01

Идея — вот на поверхности. Нагнись и бери, и делай хороший рассказ. Но подобрать догадался только Провоторов. С его поэтичным языком, с интересным углом зрения на традиционные сюжеты, получилось просто отлично. Хорошо, что автор не зацикливается только на темном фэнтези. Получился и злой, социальный, психологически достоверный ужастик, и предостережение всем, кто не умеет сдерживать эмоции в интернет спорах. Помните, кто-то кормится вашей злобой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В прямом смысле слова.

Оценка : 9
«Костяной»
–  [ 13 ]  +

sergej210477, 03 декабря 2016 г. в 01:43

Супер! Такие рассказы, наверное, надо приберегать для завершения сборника. А получилось такое великолепное начало!

Стопроцентный хоррор, да ещё стилизированный под народный фольклор. Да, ещё плюс — отлично прописанный мир dark fantasy.

Я люблю именно такие ужасы. Конечно, есть своя прелесть и в классическом готическом хорроре. И в современных психологических страшилкам. Но мне больше по душе произведения в духе «Костяного». Кровь, мрак, сочный, образный язык. И никакого хэппи энда! Конечно, это сказка, но меня с детства приучали любить народные сказки.

Мощный, идеально проработанный до мельчайших деталей рассказ. Вот такой я и вижу настоящую, страшную колдунью, а не красавицу-ведьму, несправедливо обвинённую и спасённую главным героем.

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 13 ]  +

noodleboy, 27 октября 2016 г. в 15:37

Мощнейшее начало 13 ведьм и, кажется, крутейшее, что я читал у Провоторова, а он вообще автор годный. Мертвый придавленный осенью лес, охотник за головами, которому нужно допросить труп женщины в красном платье, жуткий конь, жуткий и жалкий пес, жуткая безглазая ведьма и сам Костяной. Темнейшее фэнтези. Очень сочный язык, образы мрачные, живописные, врезающиеся в память. Звуки, цвета, запахи — текст забивает собой все ощущения, не дает продохнуть, постоянно движется, накапливая и без того высокое напряжение с каждой страницей, абзацем, словом. Я не большой любитель фэнтези, но это потрясающий рассказ.

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 13 ]  +

Хельг, 08 октября 2016 г. в 22:37

На моей памяти — самое мощное открытие сборника серии «Самая страшная книга». Сразу задает тон и настраивает на нужный лад — будет жутко. Будет злое колдовство, и рыжеволосые зеленоглазки, продавшие души Дьяволу, и чудовищная расплата за содеянное. Миры Провоторова насыщенны, детализированы и очень реальны. Иногда эта насыщенность затмевает собой сюжет, когда мир на фоне получается гораздо интереснее приключений героев, но не в этом случае. Сравнения с циклом Сапковского неизбежны, и я уже неоднократно их встречал. Трудно сказать, в чем похожесть, но она определенно есть. Именно похожесть, не путать со вторичностью! Я не часто сталкиваюсь с отечественным темным фэнтези, но когда меня просят привести пример качественного, темного, нашего, я без колебаний указываю на этот рассказ, справедливо победивший в третьем заходе «Чертовой дюжины». Ну и да, Буга, е-мое! У тебя ж еще столько пар железных башмаков не сношено!

Оценка : 10
«Глафира»
–  [ 11 ]  +

Тиань, 28 июля 2019 г. в 22:02

В сборнике «Всё Зеркало» данный рассказ воспринимается как своеобразное продолжение рассказа Тимура Максютова «Всем, кто слышит». «Европа» начала, «Глафира» продолжила, а финала здесь не предвидится: такую форму жизни не очень-то убьешь, она от большинства доступных человеку воздействий защищена, хотя и туповата.

Рассказ заставляет задуматься, а зачем, собственно, человеку космос. Что там можно найти полезного для людей и стоит ли этот поиск тех жертв и риска, с которыми сопряжен? Вопросы такого рода ответа на имеют, естественно. Один из героев Станислава Лема говорил: «...мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало…» Капитан «Вавилона-5» придерживался иной точки зрения: «...постепенно наше Солнце остынет и умрет. Когда это произойдет, это уничтожит не только нас... ...но и Мэрилин Монро, и Лао-цзы, и Эйнштейна... ...и Моробуто, и Бадди Холли, и Аристофана... И все это... ...все это... ...будет впустую... ...если только мы не полетим к звездам». Северин же ни к каким звездам лететь и вовсе не стремился, он просто выполнял свою работу, думая о вещах сугубо приземленных — большая оплата, долги. Позиция героев рассказа ближе к прагматичной лемовской, хотя каждый из них сумел стать Героем.

Показательно, что герои рассказа до последнего считали источником опасности открытый космос. Даже в космическую эру, когда уже и колонии на других планетах созданы, в сознании человека сохраняется стереотип: мой дом — моя крепость. Частью одного большого космоса люди себя ощутить не умеют.

Мне рассказ не показался страшным. «Чужой», «Некто», «Кто ты?» подготовили воображение к восприятию такого рода историй с некоторой дистанции. Но ведь никто не знает что там — за пределами просматриваемой части космического пространства, расширить которую мы так страстно стремимся. Рассказ заставляет об этом задуматься. Наверное, это главное. Когда по прочтении остаются вопросы и холодок в душе — произведение написано и прочитано не зря.

Оценка : 8
«Зеркальный гамбит»
–  [ 11 ]  +

Хойти, 23 мая 2018 г. в 12:33

Серия «Зеркало» не перестаёт радовать, но семёрка и впрямь оказалась волшебной цифрой, как ей и положено традициями. «Зеркальный гамбит» превосходен, планка поднята просто на фантастическую высоту :) Да и число рассказов в сборнике — 21 — по-своему намекает на идеальный вариант.

Произведения двух авторов на этот раз скомпонованы в квадрат шахматной доски, но не думайте, что всё тут радикально чёрно-белое или простое, как е2-е4. Наоборот, е2... то есть едва открываешь книгу, как оказываешься в пространстве неоднозначного, тревожного, волнующего. Рассказы Ларисы Бортниковой и Алексея Провоторова надолго захватывают воображение, предлагают моральные дилеммы, дают простор фантазии, тешат душу любителя как чистого ФиФ, так и «мучительной» психологической прозы.

Да, за доской сошлись очень сильные и достойные друг друга партнёры (не соперники!). Каюсь, ни одного из авторов седьмого сборника доселе не читала, поэтому «Зеркальный гамбит» стал для меня двойным открытием, за что я глубоко благодарна как Ларисе и Алексею, так и создателям/координаторам серии.

Правду сказать, к произведениям А. Провоторова поначалу отнеслась немного скептически — просто в силу того, что, как мне показалось, автор тяготеет к пафосному классическому фэнтези, а я от этого жанра уже ушла-наелась — но нет, Алексей показал себя искусным игроком и на других полях: научной фантастики, триллера (да такого, при чтении которого просто ноги отнимаются от страха, честное слово) и даже юмора, чем невероятно порадовал.

Рассказы же Л. Бортниковой поражают, извините, до самых потрохов. Как, ну вот как удаётся автору при впечатляющем разнообразии поджанров и сюжетных ходов раз за разом выворачивать душу наизнанку?! Иногда до слёз. Некоторые рассказы не отпускают по нескольку дней, так и ходишь с ними, баюкая боль и сладость, оберегая от случайного равнодушного прикосновения то ли героев Ларисы, то ли собственную исцарапанную душу.

Кто выиграл в этой партии? Безусловно, читатель! Читайте, советую от всего сердца.

Оценка : 10
«Глафира»
–  [ 11 ]  +

Kuznetsov_V_A, 23 ноября 2016 г. в 10:42

Пожалуй, стоит начать с того, что лучшим на сегодня представителем боди-хоррора лично я считаю не фильм и не книгу. На мой взгляд, суб-жанр раскрыт максимально многогранно и глубоко в первой части игровой серии Dead Space, 2008-го года. Потому, «Глафира» — будучи непреднамеренно и только частично повторяющей путь своего «конкурента из смежной области» — просто не могла мне не понравиться.


Я далеко от обвинений автора в эпигонстве и тем более – подражательстве. Тут, я уверен, как в типичном дисклемере — «все совпадения — случайны». Тем не менее, атмосфера резонирует почти идеально и очень много маркеров обозначивают родство «Глафиры» и «Ишимуры». Что, учитывая разные «отрасли», можно даже отнести к плюсам рассказа.


Как самостоятельное произведение, «Глафира» хороша той самой холодной, отдающей металлом и вакуумом атмосферой, которая так ценится любителями космо-хоррора. Чувство клаустрофобии и боязнь темноты постоянно нарастают, смешиваясь с классическим саспенс-приемом «кто самозванец?», доводящим персонажей до агрессивного безумия, а читателя – до зудящего, изнывающего любопытства. Концовка грамотно разрешает все поставленные вопросы и в итоге рывком расширяет масштабы происходящего с замкнутого пространства корабля до чего-то несоизмеримо большего. Единственное, в чем можно упрекнуть автора в этом отношении – в применении довольно избитого приема «персонаж-всезнайка сейчас нам все объяснит». Такое решении позволяет быть кратким (учитывая, что рассказ писался на ЧД-14 с ее ограничением по объему), но в «сольном» выступлении это не может служить оправданием. Иногда я жалею, что некоторые конкурсные рассказы авторами по завершению борьбы не редактируются, особенно с учетом некоторых, возможно, ценных замечаний критиков и жюри. «Глафире» пересмотр в части развязки пошел бы на пользу, причем, без кардинальных переделок, больше в сторону расширения действия. Снова-таки, трудно удержаться от параллелей с Dead Space, где постигшая «Ишимуру» напасть успевает примерить на себя и роль эпидемии, и кровожадного культа, и правительственного заговора, и даже персонального безумия героя.


«Глафира» отличный рассказ с холодной темнотой космоса в душе, чувством паранойи, безысходности и ужаса. С другой стороны – это неплохая «новеллизация» именитой КИ. С третьей – прекрасный образец, иллюстрирующий многогранность боди-хоррора, как жанра.

Оценка : 9
«Веерное отключение»
–  [ 11 ]  +

ii00429935, 01 мая 2016 г. в 19:11

Вы боитесь темноты? Не спешите с ответом. Ради эксперимента попробуйте хотя бы часок посидеть без света в пустой квартире. Только чур никаких смартфонов и планшетов! Уверен: в каждом из нас живет ребенок, и вы легко представите себя на месте 11-летнего Женьки, героя рассказа «Веерное отключение». Вот редкий вид хоррора, который можно рекомендовать читателям любого возраста. Страх, который обыгрывает автор, поистине универсален.

При желании все, описанное в рассказе, можно объяснить рационально. Монстров из мрака впечатлительный ребенок себе нафантазировал. В округе пропадают дети? Женька живет в криминальном районе. Кто-то ломился в дверь? Соседка за солью приходила — а звонок не работает... Вы как раз такой скептик? Все равно дайте Алексею Провоторову шанс. Под финал у автора припасен небольшой джокер в рукаве. Приятного вам чтения! И если за окном уже стемнело, на всякий случай проверьте: вы не забыли запереть входную дверь?

Оценка : 8
«Форумные тролли»
–  [ 11 ]  +

Колобок У, 26 октября 2015 г. в 21:51

Этот рассказ напугал меня больше всего. И страшен этот рассказ тем, что всё описываемое в нём — может произойти в жизни. Легко. С каждым из нас. В любой день.

Алексею Провоторову — моё почтение. Обязательно буду следить за его творчеством, оно меня почти не разочаровывает (за исключением одного рассказа, но это сугубая вкусовщина).

Вердикт. Форумные тролли — лучший рассказ ТСС.

Оценка : 9
«Волк, Всадник и Цветок»
–  [ 10 ]  +

Seidhe, 06 апреля 2022 г. в 09:08

Рассказ Алексея Провоторова «Волк, Всадник и Цветок» — эталонный пример того, каким должно быть настоящее фэнтези. Разумеется, каким оно должно быть исключительно в моём понимании. А должно оно быть, прежде всего, настоящим разгулом ничем не ограниченной фантазии. Поясню: среди авторов, которых я безусловно назову в десятке самых-самых любимых, читаемых и почитаемых, обязательно окажутся Лорд Дансени и Рождер Желязны, каждый из которых творил эталонное (повторюсь — для меня) фэнтези, позволяя своему воображению воспарить до невообразимых высот, совершенно не заботясь о каких-либо объяснениях происходящего, но и не превращая текст в «ой, смотрите, чего я ещё напридумывал!»

И данный рассказ Алексея в некоторой степени походит на творчество каждого из этих признанных мэтров!

Судите сами:

«Мы проехали земли Тарамиска, Нижней Дельвии и Поймута. Дельвийские эльфы, нервничая, с криками бросались прочь от моего коня, горстями выскакивая из-под копыт. Большой чёрный ворон какое-то время летел за нами, выкрикивая всякие слова; белые цветы в заводях Поймута провожали нас, поворачивая вслед пышные соцветия; у Левой горы Вечный Повешенный приветливо помахал нам рукой из своей петли; я улыбнулся и помахал ему в ответ, когда мы пролетали мимо».

Или вот ещё:

«Мы покинули Кератас, проскочили Навейский мост, кощунственное строение из рёбер дракона; спугнули стаю светящихся птиц у какого-то болота, пересекли вброд реку Дилак, разгоняя некрасивых разжиревших сирен с крашеными волосами, и наконец выбрались на широкую дорогу, что вела в Зелёную Аламейду, где во всех семьях рождалось лишь по одному ребёнку. Страж-У-Ворот, отупевший от трёхсот лет охранной работы без отдыха, даже не заметил нас; призраки в оставшихся слева Зелёных Башнях дули в призрачные трубы, пытаясь привлечь внимание, но никто, конечно, их не слышал. В общем-то, всё шло как обычно в этих краях».

Не знаю, кому как, а мне прям вот сразу именно творчество Дансени вспоминается, когда вот так щедро, походя, по тексту разбросано множество оригинальных картин и образов, которые не сыграют никакой роли в сюжете, они просто есть...

Ну а персонажи и общий фон повествования — это прям Желязны. Оригинально, необычно, весьма поэтично, хоть и немного сумбурно (но от этого — ещё интереснее), с ненавящевым стёбом над фэнтезийными штампами... Одним словом — вот прям то, что доктор прописал! Квинтэссенция фэнтези как жанра, в котором действие происходит в максимально волшебном, нездешнем, живущем по совсем иным законам мире. Важен ли в этом случае сюжет? Каждый читатель может ответить на этот вопрос сам, но лично меня и сюжет устроил полностью, несмотря на то, что я ожидал какой-то более неожиданной развязки.

P.S. И да, сравнение с Дансени и Желязны от меня — это высшая похвала! С удовольствием снял с полки томики обоих авторов, и кое-что перечитал под настроение. Рассказу однозначно 10 баллов, а Алексею — огромная благодарность за этот текст. Даже если он сам ни Дансени, ни Желязны и не читал никогда! =)))

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 10 ]  +

euthanazia, 11 января 2021 г. в 15:16

Буду, наверное, первой, кто не растекается елеем и мёдом по этому рассказу. Для меня этот опус оказался ничем иным как чавкающим, мерзким сгустком слизи, крови, мёртвых ошмётков и блевотины. Главный герой — невнятный истукан с крайне притянутой за уши мотивацией тащить трупец к страшной бабке в лес. Яга в рассказе неплоха, если б не сумбур творящийся с её участием. Ой, тут не получилось, ой это не то, ой тут не так. Я тут глазик колупну, ты не против? А Иванушка прям как в русских народных — сходи-принеси-подай-иди-на-***-не-мешай. Иванушка выполняет её недоквесты, убивает трупы лошадей (нет, это не речевая ошибка, это сюжетный ход), блюёт, воняет и щеголяет в слизи. Всё это смакуется на 20 страницах. А потом хоба! И наступает «неожиданная» развязка. Если бы это был отрывок полноценной книги, возможно в рассказе был бы смыл. А так 3/10 за попытку из буханки хлеба при помощи нехитрых приспособлений смастерить троллейбус.

Оценка : 3
«Форумные тролли»
–  [ 10 ]  +

Lass, 25 октября 2015 г. в 12:00

Запомните фамилию этого автора, дамы и господа. Как только ее не коверкали тут и там, а между тем на всё, что делает Алексей, можно смело ставить знак качества. Взять хотя бы данный рассказ. Форумные тролли — кто они? Зачем делают то, что делают? Стоит ли их кормить, и каковой может оказаться цена? Идея — вроде бы простая, почти очевидная, но какая история получается в итоге! Цепляющая, по-настоящему жуткая. Одна из лучших в сборнике, на мой взгляд.

Оценка : 10
«Зеркальный гамбит»
–  [ 9 ]  +

Deliann, 28 июня 2018 г. в 17:18

Долго ли, коротко ли, но серия «Зеркало» дошла до своего экватора. «Зеркальный гамбит» стал седьмой книгой проекта, а в моем личном топе занял почетное второе место сразу после «Зеркала для героев». И для начала поговорим о хорошем.

Очень круто показал себя Алексей Провоторов, выступая в основном в жанре фэнтези, но временами ломая рамки и стереотипы. Целых пять его рассказов понравились настолько, что хочется поговорить о них отдельно:

• «Волк, Всадник и Цветок» — залихватская приключенческая погоня с юмором и романтикой. Прямо таки идеальное воплощение короткой формы, все четко, закончено и увлекательно.

• «Дилемма 4» — отличный морозный ужастик в духе «Нечто». Слабость у меня к параноидальному хоррору, когда не знаешь, кто заражен, а кто нет. При этом Алексей не идет по самому простому пути, то есть не злоупотребляет замкнутыми пространствами, что очень здорово.

• «Способы управления» — как и «Волк, Всадник и Цветок», этот рассказ – идеальное воплощение короткой формы. По сути, нам демонстрируется одна массовая дуэль и все. Но за развитием событий следишь с напряжением, а временами приходиться возвращаться назад, чтобы до конца осознать кто, что сказал и сделал (очень уж много тут персонажей).

• «Почти как брат» — еще один обаятельный ужастик, который, правда, под конец свое обаяние несколько утрачивает. Два сводных двоюродных брата выехали в заброшенное село, где с ними, естественно не произошло ничего хорошего. И вот пока атмосфера нагнеталась, все шло отлично, я читал на ночь и прям ощущал как сгущается тьма за пределами света ночника. Но как только пошел экшн и развязка, сразу стало как-то не так жутко.

• «Железо» — тот случай, когда спойлер к сюжету приравнивается к преступлению. Но рассказ хорош, один из лучших в сборнике.

Лариса Бортникова порадовала меня немного меньше, и у нее мне хочется выделить всего два рассказа:

• «Новое платье для Долорес Романо» — трогательная социальная антиутопия про войну, любовь и мотивацию.

• «Основной инстинкт» — драйвовый постап, замешанный на социалке.

Теперь скажу немного про плохое. А. Провоторов отлично пишет фэнтези, но ни один рассказ сборника я не могу поставить вровень с «Костяным». А жаль, очень бы хотелось. Л. Бортникова в свою очередь неплохо выписывает социальные проблемы, необычно интерпретирует сказочные сюжеты, но в остальном пишет как-то безлико. Хорошо, интересно, но без изюминки. По крайней мере, для меня.

Восьмая книга серии «Танец с зеркалом» за авторством Э. Сафина и М. Дробковой выйдет примерно через месяц. И это будет для меня новые знакомства, потому что ничего из творчества обоих авторов мне читать не доводилось.

Оценка : 7
«Зеркальный гамбит»
–  [ 9 ]  +

MikeGel, 19 мая 2018 г. в 13:50

Я впервые пишу рецензию на издание, к которому сам приложил руку. Но в данном случае не могу удержаться. На мой взгляд, книга вышла — огонь!

В неё входит 21 рассказ, и добрую половину из них я оценил десятками и девятками по фантлабовской шкале. Не оттого, что приятельствую с Алексеем или Ларисой — просто рассказы того стоят. Часть из них я помню ещё с тех пор, как они побеждали на литконкурсах. Оставшуюся часть прочитал, когда авторы сдали сборник.

Я не стану останавливаться на «шахматной» компоновке — с моей точки зрения, она довольно изящна и вписывается в концепт серии, ну и славно. Также на мой взгляд рассказы искусно 'спарены» за одним, пожалуй, исключением, где парность большей частью условная. Но вот сами рассказы...

Когда читаешь, в том числе по долгу службы, множество короткой прозы, абсолютное большинство текстов забывается весьма быстро — в лучшем случае от них остаётся смутное воспоминание «о чём это было». Некоторые задерживаются в памяти более-менее надолго — по-видимому, один из десяти, но потом всё-таки растворяются в множестве других и прочих, чем-то схожих. И лишь очень немногие остаются навсегда, так, что через месяцы и годы после прочтения можно с лёгкостью пересказать сюжет и акцентироваться на том, чем именно рассказ зацепил, а иногда и поразил. В этом сборнике, вопреки статистике, таких рассказов с десяток. Я попросту их перечислю.

— Новое платье для Долорес Романо

— Мы рождены

— Жил да был один король

— Основной инстинкт

— Любовь и смерть техника Евстигнеева

Ларисы Бортниковой

и

— Дилемма 4

— Почти как брат

— Ночь, день и ночь

— Железо

Алексея Провоторова

Ну вот, собственно, и всё. Напоследок попросту рекомендую эту книгу. Кому? Да всем. Буду изумлён, если найдётся хоть один разбирающийся в короткой форме читатель, который скажет 'не понравилось'.

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 9 ]  +

пан Туман, 08 ноября 2017 г. в 17:26

Долго не мог понять, что не так с этим рассказом. Атмосфера — есть, непроглядная и густая, словно ведьмино варево или топи Бартоломеевой Жижы. Сама ведьма — такая, что никто в сборнике с Бугой не сравнится, и близко не приблизится. Имеется и совершенно незаметная, но очень важная деталька из тех, что с трудом фиксируются при чтении, но своим наличием или отсутствием очень многое добавляют — или убавляют, тут уж как повезет — к рассказу. Я о «в красном казнят убийц и отравителей» (пассаж на первый взгляд совершенно необязательный, но добавляет нужное количество необходимой для фэнтези вычурности).

На первый взгляд, всё на месте, читай и ужасайся... Но нет. Для такой жути людолов Лют оказался недостаточно лют. Недодал ему автор харизмы, решительности и просто крепкого желудка. Оттого не вышло из Люта ни отчаявшегося искателя, который уже на всё готов, ни дуболома, который просто свою смерть вообразить не в силах, так что смазал главный герой впечатления, да причем солидно смазал.

Оценка : 7
«Костяной»
–  [ 9 ]  +

Бафомет1969, 13 октября 2016 г. в 11:40

Это стопроцентное попадание в десятку! Наверное так бы писал пан Сапковский, не забрось он историю о Геральте. Сочно, визуально, с юмором, прекрасными диалогами и невероятно живыми персонажами! Я покорен, и Провоторов окончательно перебирается на полку с моими любимыми авторами!

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 9 ]  +

EricKersey, 21 января 2016 г. в 00:09

Отличный рассказ, яркий, с такими врезающимися в память картинками и персонажами. Хотелось бы больше повисшего в самом начале напряжения и меньше кровавых сцен ближе к концу, но это такое — вкусовщина. Думаю, многим фанатам хоррора всего в самый раз.

Оценка : 8
«Костяной»
–  [ 9 ]  +

muravied, 20 января 2016 г. в 15:37

Читал по всем канонам, перед сном в тёмной комнате, и тут сразу отмечу два плюса рассказа:

1. Дочитал до конца! Обычно перед сном читаю страниц пять и всё- глаза слипаются, а здесь очень хотелось дочитать ибо затянуло.

2. К середине рассказа стал поглядывать на темный проём двери, не стоит ли там никто, например старуха с рыбими зубами. Это тоже показатель, значит я, говоря по научному, труханул немного.

Других участников Чертовой Дюжины '15 пока не читал, но «Костяной» весьма впечатлил. Самые мощные эпизоды это первое описание ведьмы и когда назвали имя пса. Здорово! Спасибо автору!

Оценка : 10
«Волк, Всадник и Цветок»
–  [ 8 ]  +

Mishel78, 29 марта 2020 г. в 08:55

Мир, описанный в рассказе, очень загадочный и попытаться расшифровать законы, по которым он существует непросто. Пожалуй, что интрига, связанная с метафизикой мира, в котором происходит действие — главное украшение рассказа. Геймеры могут увидеть в деталях мира компьютерную игру, сюжет которой развивается по фэнтезийным законам. Читатели, знакомые с библейскими мифами заметят параллели с ветхозаветным сюжетом о сотворении мира. Думаю, что и те и другие будут в чём-то правы. На мой взгляд, автор именно так и задумывал — создать мир абсолютно непохожий ни на какие другие.

У героев тоже есть чётко прописанные роли и их имена и образы хоть и схематичны, но всё же дают представление о том, какие функции они выполняют в авторской локации. Лично мне больше всего запомнился Волк с Тысячью Лиц — неуловимо меняющаяся внешность создания о сорока головах и нрав не такой уж и лютый, как может показаться по описанию, плюс к этому ещё и некоторое плутовское обаяние. Хотя, судя по описываемым событиям, в выдуманном писателем мире обманщик на обманщике, и обманщиком погоняет.

Может быть, у меня не слишком развито чувство юмора, но предполагаемый общий юмористический фон рассказа для меня оказался -увы!- не понят. К тому же мне не хватило более полного раскрытия метафизики мира, ведь исходя из тех признаков, которые присутствуют в рассказе должен был появиться Создатель или их группа, что я, в принципе, и ждал, но так и не дождался.

В результате есть очень колоритный рассказ, подпорченный отсутствием некоторых сюжетообразующих элементов, но зато с запоминающимися миром и персонажами.

Оценка : 8
«Костяной»
–  [ 8 ]  +

korsrok, 29 июля 2017 г. в 03:00

«…нашли за жилищем его алтарь, а на алтаре кадавра, что он из костей складывал. Кости были человеческие, но складывал он из них подобие звериное» — Алексей Провоторов, 2015.

В страшный и старый лес едет людолов Лют с людоедом Маэв на ее мертвой лошади. Охотник на изгоев и злодеев намерен воскресить девушку каннибала и узнать, что она сделала с его дочерью. Он едет в лестной ведьме – Буге, — которая практиковала некромантию и цена воскрешения как всегда чья-то жизнь. Перед тем как вернуть девушку с той стороны ее придется заплатить. Антология «13 Ведьм» начинается жутким и мрачным рассказом. История поведанная автором реально страшная и подобная «Подходящим обстоятельствам» Амброса Бирса – таит в себе ужас, который в полной мере раскрывается в особой обстановке. «Костяной» сильный рассказ, может напугать вас днем в людном месте, но ночью, в полной изоляции и одиночестве, при свече, не каждый дочитает его до конца. А тот, кто отважится на это едва ли, перевернув последнюю страницу, сможет, потушив свечу, спокойно уснуть.

Оценка : 9
«Глафира»
–  [ 8 ]  +

sergej210477, 20 января 2017 г. в 19:01

Очень даже приличный рассказ. По-мне, его бы несколько расширить, и получилась бы отличная повесть. Конечно, многое в этом рассказе от всем известных классических произведений этого жанра — « Кто ты?» Д. Кэмпбела и фильма «Нечто», кое-что напоминает «Чужого». Но от этого трудно уйти.

Хотя произведение достаточно шаблонное, но очень и очень атмосферное. Автору удалось нарисовать мрачный и холодный фон космоса, как уже писали в других отзывах, звуковые эффекты тоже добавили реалистичности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, я заметил ляп — у одного героя отсутствует то безымянный, то указательный палец.

Да, предсказуемо, но читается все равно легко и увлекательно.

Оценка : 7
«Глафира»
–  [ 8 ]  +

Илья Пивоваров, 24 ноября 2016 г. в 12:05

«Глафира» — яркий представитель космохоррора. Рассказ можно разделить, словно классическую пьесу, на три акта. Первый посвящён описанию транспортного корабля: скрипящие переборки, ни души в каютах, холод и одиночество вокруг. Почему на «Глафире» нет ни души? Дальше начинается второй акт. Атмосфера накаляется: спасатели, не пробыв на корабле и нескольких часов, перестают доверять друг другу, а это неизбежно приводит к человеческим жертвам. И наконец третий акт – кульминация, которая показывает, насколько велики масштабы катастрофы.

Отдельный плюс рассказа – финальный монстр, один из самых оригинальных в русском хорроре.

Оценка : 8
«Костяной»
–  [ 8 ]  +

Heckel, 07 октября 2016 г. в 10:11

Отличное начало сборника. Читателю, который привык неспешно втягиваться в книгу, придётся пережить несколько неприятных минут, «восстанавливая дыхание». Очень хороший текст, объёмный и выпуклый. Идеальный баланс между формой и содержанием, жутким, как всякое недоброе колдовство, расплата за которое всегда больше, чем цель.

Оценка : 10
«Веерное отключение»
–  [ 8 ]  +

sergej210477, 23 мая 2016 г. в 15:37

Рассказ без крови и расчлененки. Просто очень атмосферная, психологическая история. Хоррор? Да, однозначно! Красивый, четко и тонко выписанный рассказ ужасов. Как детская психика сама пугает себя, нагнетая панику.

Особенно понравится людям, которые боятся темноту.

Оценка : 8
«Долли»
–  [ 8 ]  +

Radmila, 01 апреля 2016 г. в 23:19

Очень атмосферный мир Леса, мотивы сталкерства, магия, фентэзи и пробирающая по коже нежная, завораживающая жуть.

Такие тексты — очень, очень большая редкость. Браво, Алексей!

Мир получился очень живой и хочется взахлеб смаковать целую повесть или роман о нем. Как ГГ стала тем, кем стала? Что за битва сделала Лес тем, что он есть? С чем ей еще предстоит столкнуться в Лесу? Есть ведь и другие сталкеры-ходоки, и те, кто не ходит в Лес — кто они, чем живут?

А теперь перечислю основной изюм.

Во-первых — баланс, почти идеальный баланс между событиями и бэкграундом. Поясняю: когда происходит событие, читатель понимает, почти интуитивно ухватывает логику, истоки и то, зачем ГГ делает что-то, но при этом нас никто не потчует долгой предысторией, нам не втирают, что раньше было так, происходит что-то благодаря тому-то и тому-то и так далее. Бэкграунда о мире ровно столько, чтобы мы понимали логику поведения героини, и это дается очень ненавязчиво.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, о том, почему рисунки Рюге так уж хороши, мы узнаем во время кульминации, до этого автор ненавязчиво намекает, что в этом мире они как-то помогают и очень важны, и мы принимаем это, отвлекаясь на следующий эпизод. И потом, в том числе, благодаря тому, что нам не выложили на блюдечке информацию, то, что татуировка становится реальным ножом, воспринимается выпукло и ярко. Так же и с другими событиями — автор сначала намекает на них, а потом происходит то, что делает намек живым и выпуклым. Показателен в этом плане также эпизод с поиском хижины, в которой спит Даньи. Показано, что что-то в ней не так, события строятся так, что читатель насторожен, а потом — взрыв текста и органично вплетенный кусок истории мира, очередное правило, позволяющее героине выжить, абсолютно не мешающий простому событию — поискам реальной хижины, без твари, притворяющейся мальчиком. Нам открывают часть истории и быта места через событие, происходящее здесь и сейчас, и это прекрасно. Больше того, это один из абсолютно правильных способов приучить читателя к миру и вызвать интерес. И более того, это не сползает в другую крайность — нет мельтешения, текст не превращается в кажу из воспоминаний: сюжет достаточно четкий, и эти события нанизываются, как на стержень, не тянут одеяло на себя. Их не слишком, их ровно как надо.

Автор уважает читателя, не тыкает ему в лицо пояснениями в стиле «это фентэзи! тут используют магию! тут страшно!» — мы поймем это сами, когда Долли посетует, что «заставила» огонь гореть, а не зажгла его, чтобы сэкономить силы, когда будет сказано о мертвой женщине, передвигающейся при помощи собственных волос, когда Долли войдет не в ту хижину, и так далее.

Текст — почти дыхание ГГ: мы вдыхаем ровно столько истории мира, чтобы она не отвлекала от события и помогала сделать следующий шаг.

Во-вторых — атмосферной жути в рассказ нагоняет, я бы сказала, соседство в умеренной форме наивно-детского

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— например, заклинание Долли, ее ответ великану «Нет, нет здесь никого», когда он спрашивает, кто есть — это абсолютно сумасшедше-прекрасный мир, где не проканает затаиться, где ты не выживешь без навыков, магии, оружия и (особенно важно) следования правилам. Он отличается от нашего, заметно отличается, и поэтому к нему тянет. Это просто прекрасно!
и пугающего
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, монстров — само присутствие великана контрастирует с «Детскими» вопросом и ответом, и вплетается в «бытовое» описание и простой язык — начинаешь очень любить именно это
. Пугающее описано очень по-бытовому, просто — и веришь, что оно действительно вот, рядом, и в определенных ситуациях только соблюдение иногда слегка «наивных» правил может защитить. При этом никто не застрахован от того, что его история вот прямо сейчас кончится, несмотря на умения и правила. Эти правила, кстати, перекликаются со сталкерством, я вспомнила краем мысли о гайках с тряпочками. Тоже нежная наивность в сочетании с миром, играющим по более чем серьезным правилам.

В-третьих, то, что меня царапнуло, вкусовщина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему-то слово «свитер» вызвало легкое недоумение, я вижу этот мир без свитеров. Это чистая вкусовщина, если подумать о киберпанке и так далее (а там есть пистолеты и в общем свитер вполне вписывается), то это слово если не органично вплетается в текст, то уж точно не портит его нисколько. Но меня слегка царапает, совсем слегка. Ну вот, к одному несчастному слову, не портящему картину, придралась... :(

В-четвертых, очень, очень хочется продолжения!

Оценка : 10
«Костяной»
–  [ 8 ]  +

Radmila, 31 марта 2016 г. в 15:20

Впечатляюще сочное повествование. Четкий баланс между описанием природы и действием, все выдержано. Герои — очень рельефные. Особенно ведьма.

Mustread для поклонников темного фентэзи и хоррора.

Дальше будут спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Жирный плюс ставлю за то, что с самого начала не ясно, где воины света, где воины тьмы. Читатель сам догадывается о том, кто хороший, кто плохой. Если в начале перед нами непонятный мужик и девушка, перекинутая через седло, без авторского отношения, начинаешь особенно детально читать, чтобы понять, это работорговец, похитивший невинную жертву, случайный человек, везущий тело незнакомой девушки после нападения, чтобы вылечить ее или достойно похоронить (типа мимо пройти не смог), или охотник на нечисть с трофеем. Это раскрывается только к середине, когда отношение к героям уже какое-никакое сформировалось — есть и сочувствие к девушке, находящейся на грани жизни и смерти, и настороженность, проявляющаяся по адресу главного героя. И это ложится на них отпечатком и дальше — даже когда уже ясно, кто такая Маэв, ее не начинаешь по-настоящему ненавидеть. Включается интерес к темной героине, и страшно интересно узнать ее историю.

Да, автор нашел очень хороший прием, чтобы показать, что мир не черно-бел, и герои не положительные и отрицательные, а разные.

2. Еще один жирный плюс — «плохой» конец. Все фентэзи обычно заканчивается хоть как-то победой добра, а здесь шикарная безысходность. Такая литература обычно очень на любителя, но здесь безысходность достаточно нежная, хоть и сильная. Изначально Маэв подана больше как жертва (ну как еще воспринять девушку, перекинутую через седло и полумертвую), и ее чудесное спасение — тоже хороший конец для читателя, сопереживающего ей. А приквел с историей Маэв может добавить изюму.

3. Есть некоторая непредсказуемость сюжета. Если сразу ясно, что с конем и псом что-то не так (и даже по ходу пьесы становится понятно, что именно; я как читатель всякого темного, сразу поняла, что конь — темный и достаточно важная фигура, чуть ли не опаснее всех, как ружье, висящее на стене, а пес раньше был таким же, как ГГ, и прикинула, что ГГ не вернется, потому что ведьма заменит им пса. Но финал превзошел мои ожидания), то с главными героями этого совсем не ясно. Смерть ГГ будет неожиданностью, а уж попавшая под раздачу ведьма... Этого я никак не ожидала.

4. Ведьма! Она прекрасна и ее история из 5 предложений — одно из самых атмосферных мест. У таких лирических отступлений бывают две проблемы: они могут быть а) скучными и не дающими сюжету ничего, б) неорганично вписанными и либо просто рвущими текст, либо «тянущими одеяло на себя». Здесь этого нет. Это очень лаконичное, напевное и завораживающее описание внешности ведьмы. Ровно столько, сколько надо, чтобы потом безболезненно вернуться в основной сюжет и не зевать на этих пяти предложениях, а замирать где-то внутри, представляя рыбу, ее зубы и объеденное лицо.

Ощущения и запахи. Они есть и тоже весьма органично прописаны. Детали, вроде татуировки-пера. Хочется окунуться в этот мир: узнав одно правило, хочется узнать и другое.

Оценка : 10
«Чувство долга»
–  [ 8 ]  +

Хельг, 05 августа 2014 г. в 01:29

Фентези Провоторова должно понравиться любителям ужасов. Немало жутковатых сцен и деталек, из которых складываются не самые радостные миры. И при этом взгляд автора на фэнтези-клише — не стандартный. «Чувство долга» — типичный Провоторовский рассказ. При этом слово «типичный» не значит «проходной». Вроде всего одна короткая сценка — погоня ГГ за неправильным некромантом, — а из нее вырастает целый мир, со своими правилами и сводами законов. Хороший рассказ от хорошего автора. Честная семерка.

Оценка : 7
«Глафира»
–  [ 7 ]  +

Mishel78, 23 октября 2022 г. в 11:34

Космос может казаться притягательным и сулящим множество новых открытий для человечества. А может быть местом, где нет никакого выхода, а есть лишь быстро развивающаяся клаустрофобия и страх остаться без кислорода посреди бесконечной пустоты. В рассказе героям предстоит ощутить всю безысходность второго варианта на безлюдном транспортном корабле, где обитает нечто опасное и ещё более страшное, чем холодная и мёртвая пустота космоса.

Автор умело выстраивает композицию за счёт описания пустых пространств корабля, где главный герой — механик Северин, переживает целую гамму переживаний. В конечном итоге читателю приходится погрузиться в жуткую атмосферу корабля, где нет жизни. И если на Земле заблудившийся в огромном помещении человек имеет хоть какой-то шанс выбраться к свету, то за бортом космического корабля есть лишь темнота и убийственный холод.

Напряжение нарастает, когда космо-механики обнаруживают, что на судне обитает существо, умеющее маскироваться до поры до времени в человеческих телах. И вот здесь-то может показаться, что повторяется сюжетный ход из параноидального «Нечто» Джона Кэмпбелла, но это не совсем так. Если у классического рассказа финал лëгкими мазками даёт намёки на мрачное будущее человечества, то у Алексея Провоторова апокалиптичный масштаб показан так впечатляюще, что буквально кожей ощущается глубина обречённости главного героя. Поэтому финал произведения является логичным и закономерным.

Рассказ психологически достоверный и оттого ощущения ужаса героев и их начинающееся безумие передаются читателю так, как если бы тот действительно находился в этом страшном месте, а давящее чувство обречённости надолго оставляет след в читательских эмоциях.

Оценка : 8
«Новая Жизнь»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 13 апреля 2022 г. в 15:11

Среди всего многообразия тем, к которым обращается фантастическая (в широком смысле этого определения) литература, я стараюсь по возможности избегать всего двух — вампиры и зомби. Но при знакомстве с корпусом текстов того или иного автора пропускать рассказ, только потому что это «зомбятник» или «вампирятник», не вижу смысла. Учитывая, что у этих жанров есть определённые штампы, за рамки которых автору порой выйти очень и очень трудно, на первый план при оценке произведения выходит то, насколько хорошо оно написано с литературной точки зрения.

Вступление, возможно, получилось длинноватым, но без него было бы не объяснить, что заход Алексея Провоторова на территорию «зомбятника» вполне себе удался. Написано атмосферно, строго по канонам жанра, а вот антураж достаточно необычен — много ли вы десять лет назад читали рассказов про зомби в СССР? Кровавые моменты в рассказе присутствуют в изобилии, сюжетные повороты не всегда предсказуемы, поэтому и общий жизнеутверждающий финал лично мне тоже впечатления не испортил. Хотя хотелось бы мне посмотреть, конечно, в каком виде после всех ночных приключений явился бы герой на автобусную остановку, чтобы добраться до райцентра... =)))

Одним словом — добротная, ладно скроенная история. Но про зомби, поэтому только 7 баллов.

А ещё этот рассказ про настоящую любовь, потому как в любых условиях, даже среди ночи, спасаясь от ходячих трупов на болоте, да ещё в компании молодой девушки, главный герой Сеня не забывает, что завтра у него свидание с Полей, и нравится ему — только она!

Оценка : 7
«Веерное отключение»
–  [ 7 ]  +

dimon1979, 16 июня 2020 г. в 16:47

Этот рассказ о детстве. Вернее, о детских страхах темноты. Реальная история одного вечера, когда маленький мальчик остался один дома и ему отключили свет.

Почему я говорю, что история реальная. Потому что, практически не найдётся людей, которые бы в детстве не боялись темноты. А здесь всё в комплексе. Один дома и без света. Жуть? Конечно, ещё и какая.

Шикарный на самом деле рассказ. Отлично выписанная атмосфера, достоверно переданы эмоции и тревоги парня, его действия и переживания. Боязнь темноты присуща не только детям, это вполне рядовая фобия и для взрослых людей.

Это реальный хоррор, потому что многие из нас оказывались на его месте и точно также судорожно вздрагивали от каждого шороха.

Оценка : 8
«Мужики»
–  [ 7 ]  +

dimon1979, 14 июня 2020 г. в 12:59

Наконец-то меня начали радовать авторы сборника «Самая страшная книга — 2016».

Очередная забытая временем и людьми деревня. Читая описание жизни в подобных местах, всегда удивляешься, насколько разнообразно можно описывать самые простые бытовые ужасы. Лишённые всего жители, продолжают дикие ритуалы своих предков.

Главному герою уготована судьба незавидная, он становится заложником древних сил и безумных жителей деревни.

Автор смог соблюсти все стадии в своём рассказе. Интересное начало, интригующая середина и шикарная концовка, пусть и открытая.

Именно таких рассказов я ждал от данного сборника, которые по-настоящему могут напугать. И когда в очередной раз кто-то пойдёт за дровами для печки, пусть оглядывается по сторонам, нет ли там голодного мужика?

Оценка : 9
«Веерное отключение»
–  [ 7 ]  +

Wolf94, 27 октября 2018 г. в 18:03

Темнота – интересная вещь. Она вроде бы ничего не добавляет, только отнимает. Но вещи в темноте искажаются так сильно, что и мысли меняются следом за ними. Никогда в яркий полдень не придет в голову что-нибудь такое, что с легкостью пробирается туда темным вечером.

Вот кто из нас в детстве не боялся темноты? Конечно, может и не так страшно, когда родители рядом, ну а что когда их нет? Скажите еще, что в такие моменты ваша фантазия не работала на все 100% и вам представлялись исключительно положительные герои. Ха-ха — три раза.

Да, повзрослев, наш детский страх темноты уходит на второстепенную роль, но все же... Где-то глубоко мы всегда начеку — мало ли что...

Веерное отключение – это рассказ о каждом из нас. Сколько бы мы не храбрились и не строили из себя героев, в душе же мы как Женька, отчаянно хотим верит, что в темноте ничего нет и что мы одни...

Оценка : 7
«Глафира»
–  [ 7 ]  +

Pink.ME, 06 декабря 2016 г. в 22:30

Провоторов жарит космос, приятно и с любовью детализируя необычную космическую обстановку и особенности безвоздушного быта. Отличный уровень погружения, в котором немалую роль сыграли звуковые эффекты. Космохоррор, вообще, редкий гриб. Мощные описания черной космической жизни плавно перетекают в не менее интересные описания кошмара, с которым сталкиваются герои на потерпевшем бедствие космическом грузовике, но им приходится во всём этом разбираться. Мороз по коже, и асторонмический финал.

Оценка : 8
«Веерное отключение»
–  [ 7 ]  +

aaa111952, 16 июня 2016 г. в 11:27

Мальчик (не очень маленький, но с впечатлительной натурой) остается в одиночестве в темной квартире во время веерного отключения электричества.

Ему кажется, что он уже взрослый и все под контролем, но тьма сгущается в углах, контуры знакомых предметов искажаются, шорохи обретают зловещий смысл, в голову лезут жуткие истории...

Казалось бы, страх перед темнотой — это так банально, но ярко описанные переживания героя заставляют вспомнить детство и представить себя на его месте.

К тому же, создается впечатление, что страхи мальчика — не только игра воображения, и что-то вокруг действительно не так.

Добротное раскрытие старой темы, хотя история показалась несколько затянутой.

Оценка : 7
«Форумные тролли»
–  [ 7 ]  +

warlock1980, 20 апреля 2016 г. в 16:34

Действительно, замечательный рассказ для антологии ужасов. Понравилось, как автор обыграл понятие «форумных троллей», которые в его рассказе оживают,пользуются компьютером, но так тесно вплетаются в жизнь современного города, оставаясь при этом в тени, что остается только поапплодировать автору. Читается на одном дыхании, один из лучших рассказов антологии.

Оценка : 8
«Мужики»
–  [ 7 ]  +

Колобок У, 28 февраля 2016 г. в 11:42

ИМХО, в этом рассказе шикарно всё! Читал, как живую воду пил :)) Алексей Провоторов — талантище, и это неоспоримо!

Вердикт: максимальная оценка, к ней ещё одна такая же. И, нетерпеливое ожидание новых произведений автора! :)))

Оценка : 10
«Долли»
–  [ 7 ]  +

Хельг, 06 августа 2014 г. в 00:39

«Пикник на обочине» фэнтези стайл. Таинственное место, образовавшееся после древней битвы — DONE. Огромное количество злобных существ и ловушек — DONE. Специальная стража, стерегущая границы места — DONE. И, самое главное — люди, за деньги рискующие своими шкурами, проходя в Зону... ой, простите, в Лес, конечно же, и возвращаясь обратно с артефактами или заблудившимися людьми — DONE! DONE! DONE!

Рассказ полон приятными недосказанностями и полунамеками, благодаря которым понимаешь, что где-то там, в бэкграунде, прячется огромный интересный мир, похожий на средневековье, но в котором, при этом, можно прикупить парочку револьверов, пусть и за немалые деньжища. И при этом рассказ прямолинеен, как деревянный метр. Сюжет идет от сих, до сих, и точка. Зато в процессе не отпускает, будьте уверенны.

Оценка : 8
«Приблуда»
–  [ 6 ]  +

sergej210477, 06 июля 2023 г. в 22:04

Второй рассказ про приключения девушки-сталкера Долли в аномальной зоне «Лес».

Мрачное и гнетущее «темное фэнтези». Ночной Лес, таинственный и страшный, и, главная героиня, которая вышла на поиск пропавших людей.

Очень атмосферная история. Понимаешь, что ничего хорошего Долли в этом мраке не встретит, и, вместе с героиней, напряжённо ожидаешь, какая страшная тварь выскочит из кустов...

Ну, и, тяжёлый и грустный, но, по-моему, вполне закономерный финал.

Интересная и динамичная смесь фэнтези и хоррора.

Оценка : 7
«Сие — тварям»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 06 апреля 2022 г. в 15:56

Хороший рассказ. Сюжет, начинающийся как настоящая ода бунтарскому духу и нежеланию слепо верить догматам, в дальнейшем становится гораздо сложнее и многограннее.

Представьте себе мир, который оставили боги, но до этого наказали людям жить в чётко очерченных пределах, потому как за краями этого благополучного мира — твари, сдерживает которых лишь наличие специально созданных стражей. Представьте, что всегда находятся сомневающиеся, которые не верят, что у мира есть край, и что за обозначенные пределы можно шагнуть. Представьте, что шагнуть за эти пределы действительно можно, вопрос в одном: а нужно ли?...

Учитывая, что в реальной земной истории религиозное мракобесие частенько сдерживало развитие науки, ожидаешь от рассказа какого угодно финала, кроме того, который приготовил автор. Вернее, даже не так — подобного финала, может, и ожидаешь, но до последнего не веришь, что всё закончится именно так.

Одним словом — рекомендую. Может быть отличным стартом для знакомства с творчеством самобытного и талантливого автора, которым несомненно является Алексей Провоторов. Не зря рассказ стоит первым в соавторском сборнике, изданном в серии «Зеркало» издательства «РИПОЛ классик» под названием «Зеркальный гамбит».

Оценка : 8
«Зеркальный гамбит»
–  [ 6 ]  +

Г. Л. Олди, 02 января 2019 г. в 13:28

Очень удачный сборник и по текстам, и по композиции составления (пожалуй, лучший в серии), и по контрасту авторов. С Ларисой и её творчеством мы знакомы, знали, чего ожидать (в хорошем смысле :-) ), и ожидания вполне оправдались. С рассказами Алексея познакомились впервые и не пожалели. Бортникова пишет резко, жёстко, нервно, болезненно. Провоторов развёрнут, эпичен, детализирован, красочен. Переходы от одной авторской стилистики к другой доставили отдельное удовольствие.

Лариса в рассказах особое внимание уделяет экспозиции и кульминации, они всегда максимально прописаны. Часто на кульминации рассказы и заканчиваются. Алексей отдает предпочтение завязке и развязке. Вместо экспозиции он предпочитает бросать читателя в историю сразу, без прелюдий – пусть выплывает. Эта тенденция у обоих не абсолютна, что радует – чем больше инструментов и авторских предпочтений, тем лучше.

Личное, спорное: у Ларисы временами видны механизмы эмоционального давления на читателя, приёмы манипуляции. Кое-где они чрезмерны, выпирают из текста. Рассказы Алексея, вероятно, стоило бы чуть-чуть сократить. Для позвоночника сюжета и мышц конфликта такой объем текста избыточен (к примеру, десять раз слово «тёмный» на пять страниц текста или пять «мокрый» на две страницы – большинство повторов без потерь вычеркиваются). Впрочем, мы читатели с профдеформацией, наше восприятие текстов тоже специфично.

«Железо»
–  [ 6 ]  +

tgubonyi, 31 октября 2018 г. в 14:52


Со времен «Кыси» не попадались мне такие очаровательные пост-апокалипсические сказки. Настоящее удовольствие следить за тем, как воображение автора вырисовывает окружающий мир, тем более, что там и магия обретает. Почитайте, не пожалеете!

Оценка : 9
«Костяной»
–  [ 6 ]  +

Mo3k, 03 ноября 2016 г. в 12:47

Великолепный, атмосферный рассказ со своей мифологией. Тоскливый, мрачный, беспросветный. Живые герои в серых образах, не сразу понятно кто из них плохой, а кто хороший. Конечно же закономерная, логичная концовка. Браво!

Оценка : 9
«Железо»
–  [ 6 ]  +

olpo70, 30 июля 2016 г. в 19:23

Просто замечательный рассказ. Фантастика написанная в духе фэнтези. Но не оказалось ни какой магии. Мир после военной катастрофы и неординарные способности главного героя создали эту ауру фэнтези. Но прелесть этого рассказа в другом. Автор смог в рамках не большого произведения описать мир таким каким он стал. Описать народности и сущности его населяющие. Причем описать ёмко и интересно. Понимание того что происходит приходит в самом конце. Благодаря чему интрига сохраняется до самого конца. А вот конца то у рассказа как раз то и нет. Понятно что должно быть продолжение. И я думаю оно будет не менее интересно. Ждем.

Оценка : 9
«Мужики»
–  [ 6 ]  +

aaa111952, 16 июня 2016 г. в 13:32

Герой приезжает в деревню, получив от хозяйки дома простой наказ — регулярно кормить лису, приходящую во двор. Его беспечность приводит к странным и пугающим последствиям.

Рассказ написан увлекательно, ярким и живым языком, в фирменном стиле Алексея Провоторова.

Но на мой взгляд он получился скорее прикольным, чем страшным, а концовка вообще развеселила :)

Оценка : 7
«Мужики»
–  [ 6 ]  +

Mo3k, 12 апреля 2016 г. в 22:24

Все хорошо. Деревня, странные жители, невнятные ритуалы типа кормления лисы. Концовка шедевральна, пришлась очень по душе. Да, так все и должно закончится. С непонятной надеждой. Атмосфера голода удалась на славу. Даже захотелось есть. Похвально, что автор не забыл про Полину, которую подменил в Мужиках наш герой и связывал их телепатически на протяжении всей истории. Описания, особенно в мелочи все на отлично, разве, что переборы иногда бывали.

Оценка : 8
«Костяной»
–  [ 6 ]  +

Mishel5014, 04 февраля 2016 г. в 15:23

У хоррора свои законы.

Этот рассказ — хороший образец жанра.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жаль, главного героя убили, я бы почитал про него цикл
.

Мир, созданный автором — страшен и осязаем, и попасть туда очень не хочется. А вот со стороны посмотреть — было бы занятно.

Рассказ — удача автора. Интересно, что напишет еще.

Близкие по тематике авторы — Дашков, некоторые вещи Сапковского.

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх